2.1. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения. Проблемы оптимизации расходов федерального бюджета и пути их решения


Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

 

Сбалансированность бюджета является одним из важнейших макроэкономических показателей, стабилизация которых является одной из ключевых задач государственной финансовой политики.

Сбалансированность — один из основных принципов составления бюджета, заключающийся в равенстве его доходной и расходной части. Сбалансированность может достигаться разными способами. Если доходы и расходы бюджета изначально приняты в равных значениях, бюджет будет сбалансирован автоматически. При несбалансированном бюджете возможно возникновение профицита или дефицита.

Профицит — превышение доходов над расходами — так же нежелателен, как и дефицит, в отличие от того, что может показаться на первый взгляд. Профицит приводит к снижению функционирования всей экономики в целом. Однако значительно чаще встаёт вопрос бюджетного дефицита. Именно вопрос устранения дефицита — превышения расходов — остро стоит на пути сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации в условиях нынешней сложной экономической ситуации в нашей стране 20.

Среди наиболее общеизвестных источников финансирования дефицита бюджета:

          выпуск государственных ценных бумаг;

          взятие кредитов у физических и юридических лиц внутри страны, а также кредиты от иностранных государств и международных финансовых организаций;

          эмиссия денег — один из самых нежелательных способов, который влечёт за собой увеличение инфляционных процессов;

          использование средств Резервного фонда РФ.

На сегодняшний день таких мер недостаточно, достижение сбалансированности видится труднодостижимой целью. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете на 2016 год свёрстан с доходами в размере 13,738 трлн рублей (17,5 % ВВП), расходами — 16,099 трлн рублей (20,5 % ВВП). Дефицит бюджета составит 2,36 трлн рублей, или 3 % ВВП. Бюджет рассчитан, исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,4 % (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года).Нормативная величина Резервного фонда планируется в сумме 5 трлн 507 млрд рублей.По данным Минфина, на 1 ноября в Резервном фонде России оставалось 4,23 триллиона рублей, в ФНБ — 4,73 триллиона рублей. Глава Минфина считает, что следующий год может стать последним для Резервного фонда 18.Федеральный бюджет 2016г. рассчитан при ценах 50 долларов за баррель нефти. Однако в Минфине опасаются, что низкие цены на нефть будут доминировать в следующем году. Возможно даже, что цена барреля достигнет отметки в 30 долларов.

Стоит отметить, что с целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, формирования финансовых возможностей для реализации государственных программ, оценки бюджетных рисков и своевременной проработки мер по их минимизации с 2015 года в Бюджетный кодекс включено требование о разработке и представлении в законодательные органы одновременно с проектом бюджета проекта долгосрочного бюджетного прогноза1.

Приоритетными для органов финансового контроля и правоохранительных органов должна стать комплексная работа, нацеленная на сокращение теневого сектора экономики. В условиях кризиса многие как физические, так и юридические лица уходят в нелегальную сферу и уклоняются от уплаты налогов, из-за чего значительный средства не поступают в федеральный бюджет. Поэтому необходимо наведение порядка в системе учёта и взимания налогов и прочих платежей, поступающих в федеральный бюджет, а также необходимо развитие налоговой системы в целом.

Должен быть завершён переход к разработке федерального бюджета, основывающийся на государственных программах и чётко отражающий их результативность. В дополнение к этому, необходимо усовершенствование прозрачности бюджетов и бюджетной системы в целом для увеличения общественного контроля, что поспособствует повышению продуктивности расходов бюджета.

Требуется увеличение контроля над учётом поступления доходов. По оперативным данным исполнения, за январь-сентябрь 2015 года в федеральный бюджет поступило 3 вида доходов, не учтенных в прогнозе к законопроекту о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год. Указанный факт свидетельствует о неполноте учёта поступления средств в федеральный бюджет на очередной финансовый год и при внесении в него изменений, что нарушает принцип полноты отражения доходов федерального бюджета, прописанный в статье Бюджетного кодекса.

Необходимо оптимизировать структуру расходов. Расходная часть нуждается в значительных структурных преобразованиях. По заключению Счётной палаты, в текущем году не была должным образом реализована задача ежегодного снижения неэффективных трат и издержек средств федерального бюджета2.

В частности, наиболее значительно оптимизации расходов федерального бюджета поспособствует снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета. Следует реализовать меры по повышению устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ 22. По решению правительства, пенсии для работающих пенсионеров в 2016 году индексироваться не будут. Для остальных же категорий индексирование планируется провести дважды за год, между тем его уровень будет уменьшен, по сравнению с ранее запланированным. Данные решения вызвали волну возмущения и разочарования со стороны населения, однако, меры вынужденные. Не последнюю роль в устойчивости бюджета Пенсионного фонда сыграет повышение пенсионного возраста. Тем не менее, как говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования Центробанка, оно представляется маловероятным до 2019 года13.

Другим значительным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств является оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд13.

Одной из мер по обеспечению сбалансированности бюджета должно стать изменение в структуре управления государственным долгом. Необходимо поддерживать умеренную долговую нагрузку (отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, не превышающее 15–20 %), необходимо снизить расходы на обслуживание государственного долга (доля в общем объеме расходов федерального бюджета, не превышающая 10 %) и развивать внутренний рынок капитала.

Приоритетным направлением эмиссионной политики на внутреннем рынке капитала в планируемом периоде 2016–2017 гг. будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Такая эмиссия рассматривается как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей привлечения ресурсов за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Такая практика позволит поддерживать на низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также оптимизировать структуру государственного внутреннего долга по срокам погашения3.

На внутреннем рынке необходимо создание благоприятных условий для инвесторов, обеспечение регулярного выпуска государственных облигаций, повышение качества информационного сопровождения действий эмитента.

Кроме того, требуется разработать меры по ограничению роста государственного долга региональных бюджетов.

Помимо всего прочего, первоочередное внимание должно уделяться решению таких крайне важных задач, как преодоление кризисных явлений в экономике и социальной сфере, снижение зависимости от импорта и обеспечение экономической безопасности.

Необходимо разрабатывать меры по снижению влияния геополитических факторов и отрицательного влияния действия санкций. Для этого необходимо развивать импортозамещение — внимание данному аспекту уделяется в недостаточной мере, — поддерживать отечественные предприятия. Центральный банк считает, что санкции в ближайшем будущем должны значительно ослабнуть, впрочем, экономическая активность также будет снижаться, что в итоге поспособствует снижению инфляции.

Крайне необходима программа импортозамещения отраслей российского ТЭК от импорта. В ближайшие годы Россия может столкнуться с полной заморозкой новых нефтегазовых проектов на арктическом и тихоокеанском шельфе, заменить импортное оборудование будет нечем21.

По словам главы комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, необходимо обеспечить взаимную сбалансированность Прогноза и основных показателей денежно-кредитной и бюджетной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

По всем прогнозам финансовых аналитиков грядущий год будет очень непростым. В ближайшей перспективе доходы бюджета в процентном соотношении к ВВП значительно сократятся. В условиях экономического кризиса достижение сбалансированности федерального бюджета видится очень труднодостижимым. Необходимо усиленное проведение предложенного комплекса мер, а также чёткий контроль над их исполнением и незамедлительное и точное реагирование при изменении экономической конъюнктуры.

 

Литература:

 

  1.                «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 03.11.2015)
  2.                Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» // Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации.
  3.                Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Министерствафинансов Российской Федерации
  4.                Бережной В. И., Бережная Е. В., Бережная О. В., Вицелярова К. Н., Волкова С. В., Володько Л. П., Воробьева Е. А., Голубина Ж. И., Дешевова Н. В., Егорова Л. А., Косенко С. Г., Кузьмич Н. П., Марцева Т. Г., Марченко С. В., Матевосян М. Г., Милованова Е. А., Новосельцева А. П., Суспицына Г. Г., Табачникова Е. В., Тельнова Н. Н. и др. Модернизация экономики и управления / Под общей редакцией В. И. Бережного. Москва, 2015. Том Книга 1
  5.                Биндасова Н. А., Погосян В. В. Инвестиции: Учеб. пособие / Н. А. Биндасова, В. В. Погосян — 2-е изд., перераб. и доп. — Пятигорск, РИА-КМВ, 2015. — 156 с.
  6.                Биндасова Н. А., Погосян В. В. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие / Биндасова Н. А., Погосян В. В. — Пятигорск, 2011.
  7.                Биндасова Н. А.Инвестиции: Учебное пособие / Пятигорск, 2012.
  8.                Биндасова Н. А.Особенности реализации федеральных целевых программ на рынке жилья // В сборнике:Формирование рыночной экономики: проблемы структурной перестройки в экономической и финансовой сферахматериалы Всероссийской научно-практической конференции. редкол.: Вазагов В. М. и др. Пятигорск, 2007. С. 82–90.
  9.                Биндасова Н. А.Инвестирование в драгоценные металлы // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2012.№ 3. С. 31–38.
  10.            Голубина Ж. И.Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 5.№ 1. С. 140–145.
  11.            Голубина Ж. И., Кузнецова Т. Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 15–17.
  12.            Давыдянц Д. Е., Агаркова Л. В., Глазков В. И., Кадиева Ф. Х., Кукота С. И., Кулаговская Т. А., Шелепова Р. Г., Лосева М. В., Максимова С. Ю., Мезина Е. В., Мирзаханян Л. С., Никифоров А. Г., Папаскуа И. Д., Погожева И. Д., Погосян В. В., Радченко М. В., Фурсов В. А., Черномордов Л. И., Чуев Д. Э.Инновации в экономике, управлении и образовании: коллективная монография / СИЭУ ФПГТУ. Ставрополь, 2009.
  13.            Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. Актуальные проблемыфинансов: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014.
  14.            Марченко С. В. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета // В сборнике:Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга2014. С. 119–123.
  15.            Марченко С. В.Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий (на материалах Ставропольского края) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2009
  16.            Марченко С. В. Территориальные финансы/С. В. Марченко. -Пятигорск: КМВ, 2009. -178 с.
  17.            Марченко С. В.Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2009
  18.            Марченко С. В., Шишкина Л. В.Оценка эффективности реформирования бюджетной системы в Российской Федерации // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 8–12.
  19.            Погосян В. В. Инновационные и инвестиционные проекты и технологии как фактор модернизации отрасли // В сборнике: Модернизация индустрии рекреации санаторно-курортного дела и туризма Материалы Международной научно-практической кластер-конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войны. Общая редакция: Некрасов Е. Е., Фролко С. В. 2010. С. 475–479.
  20.            Нечаев, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие/ А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 265 с.
  21.            Сенчагов, В. К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / В. К. Сенчагов — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 384
  22.            Ибрагимова А. Х. Проблемы совершенствования формирования федерального бюджета // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 8(87).

moluch.ru

2.1. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения. Расходы федерального бюджета

Похожие главы из других работ:

Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации

2.1 Особенности финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней

В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. [15, с...

Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации

2.2 Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов

Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг...

Бюджет и бюджетная система

Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения

Возрождающаяся в России система местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтов системы народовластия. В 2001 году в Российской Федерации насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований...

Бюджет муниципального образования

3. Проблемы расходов местных бюджетов и пути их решения

Для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов...

Бюджетная реформа

Глава 3. Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения

На протяжении многих лет бюджет Нижегородской области остается социально направленным, несмотря на то, что в 2003-2005 году исполнялся с дефицитом т.е. расходы бюджета превышают его доходы Так...

Налог на доходы физических лиц

2.2 Проблемы в системе контроля и пути их решения

Совершенствование налогового контроля является важнейшей задачей налоговых органов. В первую очередь, необходимо устранение существующих проблем, возникающих в ходе проведения налогового контроля...

Организации венчурного финансирования предприятия на примере ОАО "Русал"

3. Пути решения проблемы привлечение венчурного финансирования

Как отмечалось выше, привлечь изучаемый вид финансирования будет достаточно сложно. Для этого необходимо доказать, что это правильное решение, ведь ОАО «РУСАЛ» не новое предприятие...

Проблемы инвестиционно-строительного комплекса

3. Проблемы и пути их решения

Основные проблемы развития ИСК в Волгоградской области: · снижение темпов и объемов строительства в связи с кризисом; · сложности реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье»; · снижение объемов жилищного...

Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский

1.4 Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и пути их решения

Образовательное учреждение - это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников...

Расходы федерального бюджета, их оптимизация

2.3 ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов...

Современная финансовая политика России

3. Проблемы и пути их решения

Главными проблемами являются: 1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 2) совершенствование налоговой системы; 3) оптимизация структуры расходов государства; 4) принятие реального и прозрачного...

Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

3.2 Проблемы и пути решения

Только грамотная денежно- кредитная политика, финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в хозяйственных процессах...

Управление государственными финансами Республики Казахстан

3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов

Управление государственными активами в среднесрочный период будет осуществляться по следующим направлениям: - реализации мероприятий...

Финансовая политика РФ

2.2 Проблемы и пути их решения

Главными проблемами являются: 1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 2) совершенствование налоговой системы; 3) оптимизация структуры расходов государства; 4) применение реального и прозрачного...

Формирование расходов бюджета по отрасли "Социальная политика"

3. Проблемы и пути их решения

...

fin.bobrodobro.ru

Проблемы формирования расходов бюджета субъекта РФ в условиях экономической нестабильности

Андреева Ольга Валентиновна,К.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДону[email protected]

Гербутова Мария Вадимовна,Магистрант 1 курса ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДону[email protected]

Проблемы формированиярасходов бюджета субъекта РФ

в условиях экономической нестабильности

Аннотация.Рассматривается актуальная проблема оптимизации расходов бюджета субъекта РФ в современных экономических условиях. Новые вызовы российской экономике потребовали действенных решений в финансовобюджетной сфере с учетом интересов населения.Представлены действующие механизмы оптимизации расходов бюджета Ростовской области посредством изучения опыта других регионов РФ и учета местной специфики.Ключевые слова:экономическая нестабильность, оптимизация расходов регионального бюджета, реализация программноцелевых методов управления бюджетом, усиление государственного финансового контроля,оптимизация структуры органов государственной власти.

В современных условиях низкого экономического роста, политической и экономической нестабильности в нашей стране складывается новая реальность в финансовобюджетной сфере.Формирование бюджетов на очередной финансовый год происходило в трудных условияхпод влиянием внешних и внутренних экономических факторов. В связи с чем, руководством страны было принято решение о принятии бюджетов всех уровней только на один год. Напомним, что закон о бюджете на три года принимается в РФ с 2006 года, последний же разсроком на один год принимался в кризисном 2008 году.Бюджет, сверстанный на краткосрочный период, является бюджетом адаптации, первым шагом к тому, чтобы сделать бюджетную систему устойчивой, привести ее в соответствие с новыми реалиями.Региональные власти в2016 году также столкнутся с необходимостью принятия действенных решений по адаптации и устойчивости бюджетов. В связи с чем, основными целями проведения бюджетной политики станут: оптимизация расходов и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.Однако проводить оптимизацию бюджетных расходов необходимо таким образом, чтобы это не затронуло те позитивные изменения, которые наметились в российской экономикеза последние несколько лет.

Опыт развитых стран показывает, что наибольших достижений в части внедрения передовых методик бюджетирования, ориентированного на результат, удалось достигнуть в период финансовых затруднений, что еще более актуализирует эту работу для российских органов власти[1].Проведение взвешенной политики администрирования собственных доходов бюджета, активной работы по повышению эффективности использования государственного (муниципального) имущества и, конечно, реализация мероприятий по оптимизации расходов бюджета адаптируют финансовый документ к новым экономическим реалиям.На примере Ростовской области подробнее рассмотрим основные меры, принятые по оптимизации бюджетных расходов и предложим перспективные пути решения существующих проблем.При формировании областного бюджета на 2016 год министерством финансов Ростовской области была проведена полная адаптация бюджета ксовременнымэкономическим условиям. По словам министра финансов Ростовской области Л.В.Федотовой, параметры областного бюджета рассчитаны на основе «консервативного» варианта прогноза социальноэкономического развития, что позволяет обеспечить точность планирования и минимизировать бюджетные риски. [2].В 2016 году существенного роста доходов бюджета по сравнению с 2015 годом ожидать не приходится.Основные характеристики главного финансового документа региона сформированы и утверждены с учетом одного из поручений Президента РФ о ежегодном сокращении расходов не менее чем на пять процентов в реальном выражении. Приоритетными расходами на предстоящий бюджетный цикл являются экономическое развитие, социальная сфера, включая сферу здравоохранения, а также оборона. Главная и важная цель областного бюджета в 2016 году –бюджет должен выступить гарантом всех социальных обязательств области.На финансирование социальной сферы предусмотрено 89,8 млрд. рублей, или около 70% всех расходов областного бюджета.Приоритетными задачами по исполнению бюджета 2016 года в Ростовской области выступаютследующие:

обеспечение оптимизации бюджетных расходов, структурные преобразования бюджетной сферы;

поддержка реального сектора экономики;реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости бюджетов муниципальных образований;

проведение взвешенной долговой политики;

контроль за эффективностью использования бюджетных средств.На предстоящий период необходимо максимально использовать уже принятые решения по оптимизации расходов и привлекать новые, на основе практик других субъектов РФ.Изучив лучшую практику по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимуюруководством Вологодской, Свердловской областей, а также республикиУдмуртии, можно обозначить основные действенные меры, которые представлены на рисунке 1.Считаем возможным принять обозначенные меры руководством Ростовской области в рамках проводимой бюджетной политики.Итак, подробнее рассмотрим некоторые из указанных направлений оптимизации расходов и попытаемся адаптировать их к бюджету Ростовской области.В Ростовской областив настоящее время проводится политика ненаращивания бюджетных расходов посредством сокращения расходов бюджета,отмене индексации заработной платы государственных служащих и работников бюджетных учреждений и другие меры.Также важным этапом повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса в Ростовской области стал запуск портала «Открытый бюджет» (Бюджет для граждан»), с помощью которого жители региона могут изучить всю информацию о бюджете Ростовской области в наглядной и доступной форме, оценить результативность выделенных средств из областного бюджета и уровень поступления доходов в бюджет.

Рисунок 1. Направления оптимизации расходов бюджета субъекта РФ [3]

Существенной мерой, направленной на повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов, является управление бюджетными ресурсами с использованием программноцелевого метода. В Ростовской области, начиная с 2014 года, успешно реализуется 21 государственная программа.Состав и структура государственных программ Ростовскойобласти в 2015 году представленына рисунке 2.Применение программноцелевых принципов управления бюджетными расходами позволяет уточнить приоритетность мероприятий, очередность их реализации, а также социальную и экономическую целесообразность планируемых бюджетных расходов, особенно в кризисные периоды. Стоит отметить, что все этапы формирования программного бюджета Ростовской области автоматизированы с помощью программного комплекса «АЦКПланирование»,что позволяет осуществлять бюджетное планирование с учетом всех последних тенденций и изменений бюджетного законодательства, что особо актуально в текущих экономических условиях. Исполнение бюджета реализуется посредством программного комплекса «АЦКФинансы», предоставляющий возможность своевременно и оперативно составлять бюджетную и бухгалтерскую отчетность, а также собирать аналитические данные об исполнении бюджета региона в разрезе участников бюджетного процесса с учетом региональной специфики.Кроме того, наглядное представление движения бюджетных средств на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений обеспечивает своевременный контроль за их целевым использованием.В 2014 году важным моментом стало включение расходов на содержание органов власти в государственные программы –в каждой программе появилась обеспечивающая подпрограмма, в которой отражены расходы на содержание ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.

Проведение оптимизации бюджетной сетиПересмотр расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания путем внедрения механизма оплаты за фактически выполненные работы (оказанные услуги)Проведение инвентаризации социальных выплат на предмет соблюдения принципа адресности и нуждаемостиПроведение проверок эффективности инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счет областных средствСовершенствование программноцелевого метода управления бюджетом посредством контроля эффективности реализации государственных программОптимизация расходов на содержание аппарата управления путем сокращения численности государственных служащих и проведения оптимизации органов государственной власти

Рисунок 2. Состав и структура государственных программ Ростовской области в 2015 году, в %. [4]

В направлении реализуемых мер по оптимизации бюджетной сети, авторами предлагаетсярассмотреть возможность интеграции механизма формирования государственного задания на оказание услуг в государственные программы ГРБС как во временном, так и в методическом аспекте. Установить значения показателей государственных заданий в качестве соответствующих показателей мероприятий государственных программ, что позволит четко видеть основные цели деятельности организаций и их задачи.Субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий составляют существенную часть расходов бюджета. Но надлежащий общественный контроль над формированием заданий и их исполнением не осуществляется. Для исправления ситуации предлагается использовать общественные советы при органах исполнительной власти, а также начать работу по созданию современной системы государственного и муниципального управления.Такжеотметим, что ежемесячные отчеты о реализации государственных программ содержат лишь данные об освоении средств, а не о достижении конкретных результатов. Указанный недостаток необходимо устранять посредством проведения систематического анализа реализации всех направлений и основных мероприятий государственных программ и своевременному выявлению неэффективных расходов на пути к достижению поставленных целей.Помимоэтогоестьвопросыккачествуразрабатываемыхгосударственныхпрограмм. Покачтонетпроцедуры,позволяющейточноисвоевременноотслеживатьпотребностифинансируемыхотраслей,формироватьприоритетныенаправлениярасходованиябюджетныхсредств,учитывающиереальныепотребностирегиона,атакжесвоевременноликвидироватьрасходныеобязательства,неоказывающиедолжноговоздействиянарешениесоциальноэкономическихзадач.В трудных экономических условияхнеобходимо уточнять приоритетность расходов бюджета области, корректировать планы, требующие дополнительных вложений, принимать действенные меры по оптимизации работы органов исполнительной власти.Ключевым элементом бюджетного процесса является система управления закупками, ее взаимосвязь с системами планирования и исполнения бюджета Инфраструктурные программы 12,4%Противодействие преступности и защита от ЧС 0,8%Обеспечение жильем 2,9%Финансы 5%Сельское хозяйство и охрана природы 2,6%Социальные программы 75,4%Экономика, инвестиции, инновации и региональная политика 0,9%обеспечивает контролируемый расход бюджетных средств, исключающий нерациональные траты на обеспечение региональных нужд. Одним из направлений можно выделить реализацию федерального закона № 44ФЗ. В результате заключения контрактов конкурентными способами можно достичь существенную экономию по закупкам.А проведение повсеместного финансового контроля за процедурой закупок позволит повысить ответственность на всех стадиях реализации указанного федерального закона.Также, в целях недопущения избыточных и неэффективных расходов бюджета, необходимо пересматривать обоснованность стоимости закупок, включенных в планыграфики закупок в прошлом финансовом году. Учитывая, что не все средства бюджета по закупках израсходуются в полном объеме, а в ряде случаев даже не заключены контракты (договора), то необходимо совершать оперативные действия по недопущению неэффективных расходов в последующие годы.Такие направления оптимизации расходов, как активное проведение реорганизации государственных учреждений путем их объединения (присоединения, укрупнения), переустройства маломощных организаций с сохранением основных целей их деятельности, создание централизованных бухгалтерий показали свою эффективность в некоторых регионах Российской Федерации. Руководству Ростовской области следовало бы принять лучшие практики регионови адаптировать их под специфику развития области.Изучив опыт других регионов,можно отметить, что, например, по итогам последних двух лет расходы на содержание органов исполнительной власти Вологодской области уменьшились более чем на 233 млн. руб., в Удмуртской республике за 2015 год высвободились бюджетные средства на сумму 25,2 млн. рублей посредством оптимизации функций органов власти и сокращения численности государственных служащих, а в Московской области в 2015 году провели процедуру сокращения штата практически на 45 %, а все сэкономленные средства в размере порядка 1,5 млрд. руб. направлены в социальную сферу региона –образование и здравоохранение[5].Вместе с тем, в Ростовской области в 2015 году расходы на содержание аппаратауправления составляют около 3% от общей суммы расходов[6]. В 2016 году будет продолжена политика ненаращиваниярасходов на содержание аппарата управления органов государственной власти, которая основывается на нормировании управленческих расходов в части материальных затрат, в том числе через установление нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в целях оптимизации расходов областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.10.2015 № 59 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».С 2016 года также вступает в силу и Постановление Правительства Ростовской области от 25.12.2015 № 185 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Ростовской области, в том числе подведомственных им государственных казенных учреждений Ростовской области, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области», рализация на практике которого позволитопределить обоснованный объем имаксимальную стоимость (вформате «неболее») товаров, работ, услуг, планируемых кзакупке органом государственной власти Ростовской области.Однакосчитаем необходимым уточнить данное направление расходов путем пересмотра функций некоторых органов исполнительной власти, их укрупнения. Немаловажным решением может стать и перевод работников организационных, кадровых и правовых отделов в обеспечивающих специалистов.Наболевшими вопросами остаются завышенные расходы на содержание автопарка служебных машин и обеспечения деятельности аппарата Правительства Ростовской области.Действенной мерой, по нашему мнению, могло бы стать проведение массового обучения государственных и муниципальных служащих основам современного государственного и муниципального управления посредством части высвободившихся от оптимизации бюджетных средств.Сегодня уровень квалификации большинства государственных и муниципальных служащих не соответствует требованиям времени. По применению современных технологий управления, государство отстает от бизнеса на 510 лет. Дальнейшее укрепление сферы государственных финансов возможно прежде всего за счет ужесточения ответственности как органов власти, так и отдельных государственных персон [7]. Должна быть продолжена работапо изменению принципов бюджетного процесса, отвечающих современным реалиям, созданию мотивации на эффективное расходование средств областного бюджета.В современных условиях развития регионовособую актуальность получают вопросы усиления государственного финансового контроля. Контрольносчетной палатой Ростовской области каждый год проводятся масштабные проверки эффективности и результативности использования средств областного бюджета. За последние два года Палатой отмечено снижение нарушений и недостатков в использовании мини

e-koncept.ru

Глава 3. Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения. Бюджетная реформа

Похожие главы из других работ:

Бюджет и бюджетная система

Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения

Возрождающаяся в России система местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтов системы народовластия. В 2001 году в Российской Федерации насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований...

Бюджет муниципального образования

3. Проблемы расходов местных бюджетов и пути их решения

Для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов...

Внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования: принципы формирования и использования его средств

3.1 Проблемы ФОМС и возможные пути их решения

Современная система здравоохранения России требует реформирования, поскольку существуют ярко выраженные проблемы, тормозящие дальнейшее развитие. К данным проблемам относят следующие: 1) К сожалению...

Государственный долг Республики Беларусь

3.1 Возможные пути решения сокращения государственного долга в Республике Беларусь, основанные на зарубежном и отечественном опыте

Наличие государственного долга само по себе требует управления им. Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь...

Проблемы инвестиционно-строительного комплекса

3. Проблемы и пути их решения

Основные проблемы развития ИСК в Волгоградской области: · снижение темпов и объемов строительства в связи с кризисом; · сложности реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье»; · снижение объемов жилищного...

Проект совершенствования финансовой политики в условиях антикризисного управления на ОАО "КуйбышевАзот"

2.2 Возможные пути решения проблем развития на ОАО «КуйбышевАзот»

Как показал анализ финансового состояния ОАО «КуйбышевАзот», на данный момент на предприятии нет кризисной ситуации. Однако снижение некоторых показателей свидетельствует о том...

Расходы федерального бюджета

2.1. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения

Проблема Рекомендации к решению 1. Недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме 1...

Расходы федерального бюджета, их оптимизация

2.3 ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов...

Реформа налоговой системы РК

2.2 Проблемы налогообложения и возможные пути его совершенствования

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики...

Рынок факторинга в России

ГЛАВА 3. Проблемы российского рынка факторинга и возможные пути их решения

Мы изучили теоретические основы факторинговой операции и можем сделать вывод, что процедура факторинга достаточно проста и удобна. Тем не менее...

Современная финансовая политика России

3. Проблемы и пути их решения

Главными проблемами являются: 1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 2) совершенствование налоговой системы; 3) оптимизация структуры расходов государства; 4) принятие реального и прозрачного...

Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

3.2 Проблемы и пути решения

Только грамотная денежно- кредитная политика, финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в хозяйственных процессах...

Федеральный бюджет РФ

3.1 Проблемы функционирования бюджетной системы и возможные пути их преодоления

На нынешнем этапе развития экономики государства все большую остроту приобретает необходимость коренного реформирования бюджетных взаимосвязей как по доходам, так и по расходам, а также межбюджетных отношений. Это обусловлено, прежде всего...

Финансы в системе рыночной экономики

4. Проблема стабилизации финансов в РФ и возможные пути её решения

Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика. Как известно, просчеты в экономической политике...

Формирование расходов бюджета по отрасли "Социальная политика"

3. Проблемы и пути их решения

...

fin.bobrodobro.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта