Реформа госконтроля принесёт практические результаты в ближайшие 2 года. Оптимизация органов контроля надзора в 2017 году последние новости


Минэкономразвития России подвело итоги осуществления контрольно-надзорной деятельности в 2017 году

Минэкономразвития России подвело итоги осуществления контрольно-надзорной деятельности в 2017 году

00:00, 8 Июня 2018

Сводный доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» был внесен в Правительство Российской Федерации.

Основу доклада составляют данные о проведенной в 2017 году работе по развитию контрольной и надзорной деятельности в рамках одноименной приоритетной программы, а также годовые доклады органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля и данные федерального статистического наблюдения № 1-контроль, внесенные указанными органами в государственную автоматизированную систему «Управление» по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль.

Среди основных итогов прошедшего года – широкое внедрение риск-ориентированного подхода, применение новых инструментов контрольно-надзорной деятельности, внесение в Государственную Думу проекта системного федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В 2017 году органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора) было проведено 1,45 млн. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2016 годом общее количество проверок сократилось на 12%.

Основное количество проверок проведено федеральными контролерами (1,05 млн. проверок), однако за последние годы наблюдается последовательное сокращение доли таких проверок: с 76–67% в 2013–2015 годах до 60% в 2016–2017 годах. Напротив, растет удельный вес проверок, проводимых региональными органами контроля: с 21–29% в 2013–2015 годах до 36% в 2016–2017 годах. Масштабы муниципального контроля остаются незначительными: на его долю в 2015–2017 годах приходилось лишь 3% общего числа проверок.

Среди контрольно-надзорных органов лидерами по количеству проверок по-прежнему остаются Роспотребнадзор, МЧС России, Роструд, Ростехнадзор и ФНС России. На долю этих ведомств в 2017 году пришлось более 75% проведенных в стране проверок в рамках федерального государственного контроля.

В системе регионального государственного контроля (надзора) наибольшее количество проверок (от 10 до 22 тыс.) проведено в 2017 году органами исполнительной власти Республики Башкортостан, Краснодарского, Красноярского и Пермского краев, Кемеровской, Московской, Калужской, Ростовской, Самарской и Свердловской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Вы можете скачать доклад здесь

Источник - Совершенствование государственного управления

xn----8sbmmlgncfbgqis7m.xn--p1ai

Для МВД и МЧС сделают исключение в реформе контроля и надзора :: Экономика :: РБК

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отбирать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, следует из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Сотрудник МЧС России во время проверки магазина (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с целью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на работу по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новой философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с которым ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От сплошных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это больше всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России ежегодно проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, например, от отравлений алкоголем — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, говорит министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и нового отношения», — сказал он в четверг.

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, ставит цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к концу 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сокращена и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с вопросами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», следует из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как считает вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего страшного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может прийти Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров строже, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный набор чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, следует из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения причин. МЧС — один из многолетних лидеров по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для остальных ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на место. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта предполагается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, оговорились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных требований к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей станет поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено внедрять систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие специальных нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В целом запланировано введение «новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», сказано в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) обязательные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое обязательное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, сказано в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры ежегодно должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («нужно») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и борьбе с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют установить четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по вопросам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии проводить такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов хотят провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов заставят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На должностях с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Другие меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, например, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «четких оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Например, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою работу будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В паспорте программы упоминается «облачное решение», которое призвано обеспечить автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по работе с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. ежегодно в 2017–2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной стороны, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она требует больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», которых можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные требования» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неправильным подходом», рассуждает Блудян.

www.rbc.ru

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Опыт конструктивного взаимодействия Правительства РФ и Генеральной прокуратуры в части реформирования контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне будет расширен и на уровень регионов. Участие органов прокуратуры «на местах» в повышении эффективности госконтроля обсуждалось 22 декабря в ходе селекторного совещания министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова с руководителями региональных прокуратур и ведущих бизнес-объединений.

Проект «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включен в число приоритетных проектов, которые будут реализовываться на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию этой приоритетной программы в Правительстве, стал министр РФ Михаил Абызов. Президиум Совета 21 декабря утвердил паспорт приоритетной программы по реформе контроля и надзора. Главные задачи реформы - ориентация на результат при осуществлении госконтроля, переход на новую партнерскую модель работы инспекторов с подконтрольными субъектами, а также предотвращение и профилактика нарушений.

«Личная ответственность за результативность этой работы лежит на руководителях ведомств. Важнейшую роль в процессах по совершенствованию контрольно-надзорной работы должны играть органы прокуратуры. Только за прошлый год прокуратурой было отклонено более 300 тыс. проверок, которые планировалось проводить с очевидным нарушением законодательства. Общий объём плановых проверок, заявленных на 2017 год, на 250 тыс. единиц меньше, чем годом ранее. Тщательная проверка проектов ежегодных планов проведения надзорных мероприятий на предмет исключения из них субъектов низкого риска, безусловно, первоочередная, но не единственная совместная задача.», - отметил Михаил Абызов.

По словам министра, совместно с прокуратурой необходимо определить подходы к оценке эффективности проверок и других контрольных мероприятий, особенно если по их результатам не наложены административные взыскания и не начислены штрафы. Нужно учиться исходить из презумпции добросовестности проверяемых субъектов и инспекторского состава, подчеркнул Михаил Абызов. Это позволит повысить доверие между бизнесом и органами контроля и надзора. Важно, по его словам, участие прокуратуры в разъяснительной работе, в частности, в публичных балансовых совещаниях, которые со следующего года контрольно-надзорные органы обязаны будут проводить в ежеквартальном режиме. На них будут обобщаться наиболее частые нарушения, выявленные в ходе проверок, а для предпринимателей будут готовиться рекомендации, как не допустить таких нарушений в будущем.

Также важна роль прокуратуры в защите прав предпринимателей, в том числе посредством контроля за внеплановыми проверками, подчеркнул министр. Ещё одна проблема, в решении которой должно участвовать ведомство - возможность выбора санкций за нарушения. Инспекторы часто выбирают максимальное наказание, вне зависимости от тяжести вреда, объясняя это позицией прокуратуры. Такая ситуация недопустима, заявил Михаил Абызов. Он обратился к первому заместителю генпрокурора Александру Буксману с просьбой дать указания прокурорам на местах разобраться в этой ситуации.

«На федеральном уровне установлен высококачественный контакт между Правительством и Генеральной прокуратурой. Те задачи, которые мы ставим по преобразованию контроля и надзора, особенно задачи, которые касаются результата 2017 год, я надеюсь, мы будем реализовывать вместе. Это потребует в том числе нового формата взаимодействия органов прокуратуры как надзора за надзорами в части оценки эффективности деятельности наших надзорных органов и эффективности проведения отдельных надзорных мероприятий. У нас создана постоянно действующая рабочая группа между центром проведения реформы контроля и надзора и Генеральной прокуратурой, в ежемесячном режиме мы будем подводить своеобразные итоги по реализации задач, которые стоят по реформе контроля и надзора», - подчеркнул Михаил Абызов.

В новом году Генпрокуратура готова «начать играть по новым правилам», отметил, в свою очередь, Александр Буксман. Он согласился с тем, что прокуроры играют далеко не последнюю роль в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.

«Мы готовы меняться, и прокуроры субъектов, подчинённые им прокуроры - весь прокурорский корпус должен мобильно, активно и адекватно реагировать на ситуацию… Генеральный прокурор подписал указание об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного и муниципального контроля. Этот документ уникальный по своему содержанию, по своему звучанию, по своей направленности, и он содержит не включавшиеся ранее никогда требования к прокурорам о том, чтобы их работа соответствовала требованиям сегодняшнего дня», - сказал Александр Буксман.

При проведении проверок деятельности контролирующих органов прокуроры должны будут давать оценку законности проводимых проверок и полноте мер по устранению нарушений. Они должны будут исключить тенденциозные негативные оценки деятельности контролирующих органов, способные повлечь проведение необоснованных дополнительных проверок субъектов предпринимательства. Кроме того, прокуроры должны будут последовательно отстаивать позицию о недопустимости организации контролирующими органами массовых внеплановых проверок субъектов предпринимательства.

За 10 месяцев текущего года прокуроры в контрольной деятельности вскрыли почти 150 тыс. нарушений закона, сообщил Александр Буксман. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 22 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 82 уголовных дела. Он также сообщил, что предприниматели за полгода направили более 400 жалоб лично генеральному прокурору России Юрию Чайке на нарушения их прав. По четверти из них обнаружены нарушения и приняты оперативные меры. Первый замгенпрокурора также сообщил, что по поручению Президента внесены законодательные предложения, направленные на сокращение внеплановых проверок.

По экспертным оценкам, ежегодно в России проводится около 2 млн проверок, из них лишь 15% выявляют нарушения, представляющие реальную угрозу. На всех уровнях насчитывается более 200 видов контроля и 2 млн требований к предпринимателям, а издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролёров, достигают 5% ВВП. В то же время, в России смертность на производстве в 3 раза выше, смертность от пожаров в 4 раза выше, а от отравлений алкоголем –в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР. О необходимости скорейших изменений в этой сфере, по словам Михаила Абызова, свидетельствует и то, что в этом году произошли 3 массовые трагедии – гибель детей в лагере «Сямозеро», ДТП с участием детей в ХМАО и отравления в Иркутске.

«Погибли десятки наших граждан, много детей. Рано делать окончательные выводы, идёт следствие. Но с учётом масштабной системы государственного контроля и надзора следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьёзной перестройки и нового отношения», - отметил Михаил Абызов.

Приоритетная программа по реформе госконтроля будет реализовываться в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. Первые ощутимые результаты программа должна принести уже в ближайшие годы.

«По сути дела, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам. Для этого на основании прозрачных критериев мы должны определить категории рисков по каждому виду контроля и надзора. Необходимо составить полный реестр подконтрольных субъектов и распределить их по таким категориям. Это масштабная, серьёзная работа, которую, в первую очередь, должны будут организовать под методологическим управлением федеральных органов исполнительной власти наши территориальные органы», - отметил Михаил Абызов.

Важнейшим направлением реформы, по которому результаты могут быть получены уже в ближайшее время, станет информатизация контрольно-надзорной деятельности. В следующем году начнётся внедрение системы личных кабинетов как для подконтрольных субъектов, так и для самих инспекторов, а также внедрение электронных паспортов проверок и проверочные листы. Министр назвал недопустимой практику, когда одно ведомство не может получить результаты проверок в смежной сфере от другого ведомства.

В 2017 году также планируется перейти на систему оценки контрольно-надзорных органов по новой схеме.

«Со следующего года мы будем уходить от палочной системы оценки. Не важно, сколько проверок мы провели, сколько начислили штрафов, сколько выписали предписаний. Это нужно знать только в информационных и аналитических целях. Оцениваться будет динамика показателей ущерба в подконтрольных сферах», - пояснил министр.

Отдельно поставлен вопрос о системе управления в контрольно-надзорных органах. По словам Михаила Абызова, необходима оптимизация, благодаря которой можно было бы в итоге повысить размер материального вознаграждения инспекторского состава, который сегодня оставляет желать лучшего.

В предпринимательском сообществе утверждение паспорта приоритетной программы по реформированию госконтроля считают знаковым событием, а сам документ – компромиссным и учитывающим интересы всех заинтересованных сторон.

«Состоялось историческое событие. Паспорт, который был утвержден – это плод огромной работы, которую проделали вместе правительство РФ, контрольно-надзорные органы и предпринимательские сообщества. Мы всегда говорили, что контроль и надзор должен базироваться на совершенно иных принципах. Во главу угла должна ставиться не репрессивная система, а безопасность. Мы всегда говорили, что контролёр должен быть элитой госслужбы, с хорошей зарплатой, он должен быть консультантом, а проверка для предпринимателя должна быть как подарок», - сказал президент ОПОРА РОССИИ Александр Калинин.

Это беспрецедентный документ, который активно обсуждался с бизнес-сообществом, отметил, в свою очередь, глава ТПП Сергей Катырин.

«В подавляющем большинстве все посылы, которые исходили от бизнеса, учтены в этом паспорте. Теперь стоит основная задача - всё это выполнить. И здесь самое главное – как документ будет исполняться на местах. Нужна обратная связь от предпринимателей, коллективная оценка того, что происходит в каждом регионе», - считает он.

Подобные селекторные совещания, по словам Михаила Абызова, должны стать регулярными, следующее может состояться во второй половине апреля. В ходе встречи также было поддержано предложение Минэкономразвития провести в феврале следующего года всероссийское совещание по теме регионального контроля.

Пресс-служба Открытого правительства

kapital-rus.ru

Реформу госконтроля в следующем году ждёт ускорение — Рамблер/новости

За 2017 год совместными усилиями чиновников и бизнеса удалось создать нормативную и законодательную основу для реализации масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, которая направлена на защиту интересов граждан и предпринимателей. За год проведения реформы уже удалось добиться реального снижения смертности, травматизма и ущерба по ряду видов контроля и надзора, а на 2018 год поставлены ещё более амбициозные задачи. Об этом шла речь на конференции «Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги и новые вызовы», в которой принял участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Отслеживать прогресс надзорных ведомств в реформировании госконтроля поможет регулярная оценка уровня административной нагрузки на бизнес и качества администрирования контрольно-надзорной деятельности. Результаты первой такой оценки были представлены на конференции. Состав участников приоритетной программы по реформированию госконтроля будет расширен за счёт 4 ведомств: ФМБА, Росавиации, Росрыболовства и Росалкогольрегулирования.

Главный итог 2017 года — это создание очень качественной и профессиональной атмосферы работы проектного коллектива, который состоит из федеральных министерств и ведомств верхнего уровня, определяющих государственную политику, и контрольно-надзорных ведомств. Это и есть новый формат проектного управления, когда по самым различным направлениям существует кооперация тех, кто ставит задачи, и кто их реализует. Оценка формальных результатов у нас тоже достаточно высокая. Основные параметры, которые мы заявляли на 2017 год, мы выполнили. Показатели, связанные со смертностью и ущербом для здоровья граждан, снижением административной нагрузки на бизнес, на 2017 год были сформулированы очень консервативно. С 2018 года нагрузка по выполнению этих задач и амбициозность показателей возрастает, поэтому хотел бы, чтобы мы начали работу над задачами 2018 года уже сейчас, в декабре», — отметил Михаил Абызов.

По данным за первую половину года, количество смертельных случаев по линии МЧС, Роструда и Ростехнадзора снизилось более чем на полторы тысячи, количество травмированных — на 1330, а материальный ущерб по рискам, контролируемым Россельхознадзором и Ростехнадзором, сократился на 3 млрд рублей. Замруководителя Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников, в свою очередь, отметил, что реформа реализуется с беспрецедентным вовлечением всех заинтересованных сторон. За год в регионах было проведено около 1300 публичных обсуждений правоприменительной практики с участием контролёров и предпринимателей, в них приняли участие порядка 300 тыс. представителей бизнеса. Кроме того, бизнес вовлечён в работу 19 рабочих групп Общественно-делового совета — это более 700 предпринимателей.

Представители бизнеса подтверждают, что предприниматели активно вовлекаются в процесс реализации реформы.

Бизнес-объединения фиксируют, что это самая масштабная реформа, которая когда-либо происходила в этой области, и самый объёмный из всех приоритетных проектов. Привлечение бизнеса было беспрецедентным. Такого привлечения бизнеса нет ни в одном другом приоритетном проекте», — отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Главные цели реформы — повысить безопасность и качество жизни граждан, снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. Для того чтобы сформулировать базовые показатели, с учётом которых в дальнейшем будет оцениваться прогресс надзорных ведомств, экспертами Открытого правительства были проведены опросы предпринимателей и инспекторов, а также проанализирована информация о работе 12 контрольно-надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе по реформе госконтроля.

Эксперты Открытого правительства оценили среднее качество администрирования контрольно-надзорной деятельности в России на 310 баллов из 1000 возможных. Лучше всего дела обстоят с таможенным контролем, который осуществляет Федеральная таможенная служба. Качество его осуществления оценено на 465 баллов. На втором месте — госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства (411 баллов), на третьем — контроль за соблюдением трудового законодательства, который осуществляет Роструд (400 баллов). В топ-5 попали также надзор в сфере обращения лекарственных средств и налоговый контроль. Меньше всего баллов набрал контроль МВД в сфере миграции (100 баллов). По итогам общей оценки администрирования надзорной деятельности в ведомствах с учётом всех видов контроля в пятёрку лучших вошли ФТС (465 баллов), Роструд (400), ФАС (373), Росприроднадзор (279) и ФНС (269). При этом наилучшие результаты достигнуты ведомствами в части повышения профессионализма инспекторов (41%), а наиболее скромные — в части снижения затрат для бизнеса (18%). Аналитический центр при правительстве РФ в августе — сентябре провёл опрос предпринимателей о том, как они оценивают уровень административной нагрузки на бизнес. Средний уровень административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов участники опроса оценили на 3,16 баллов по пятибалльной шкале. Сводный показатель административной нагрузки на бизнес по всем предприятиям составил 56,1. По крупному бизнесу этот показатель равен 48,5, по среднему — 1,3, по малому — 6,3. В восприятии бизнеса наибольшая нагрузка связана с работой Ространснадзора и ФНС, эти ведомства получили максимальное количество негативных оценок (44,7% и 48,4% соответственно). Роструд, ФАС и МЧС, напротив, по мнению представителей бизнеса, «нагружают» предпринимателей меньше всего. Наибольшие проблемы при взаимодействии с надзорными органами зафиксированы в части актуальности требований, организации дистанционного взаимодействия, проведения документарных проверок и профилактики нарушений.

Это не рейтинг плохих и хороших. Это для нас база и отправная точка. Нам надо иметь объективную систему показателей, которую мы сформируем не по отчётам, а на базе объективных обследований, цифр и показателей. Благодаря этим цифрам мы сможем узнать, где есть проблемы при взаимодействии госконтроля и бизнеса, какие есть проблемы в организации работы с инспекторским составом, что он ожидает от реформы. Этот открытый формат и настрой, который давал бы инструменты для дальнейших преобразований, я хотел бы сохранить», — подчеркнул Михаил Абызов.

По словам министра, подобные опросы и замеры станут регулярными, а методики расчёта соответствующих индексов будут утверждены нормативными актами. Так, нормативный акт, закрепляющий расчёт индекса административной нагрузки на бизнес, планируется принять до 1 февраля.

Что касается восприятия целей и задач реформы госконтроля самими инспекторами, то, как показали результаты анкетирования инспекторов, проведённого Высшей школой экономики, 54,5% сотрудников надзорных органов считают, что нагрузка на бизнес скорее снизится или значительно снизится в результате реформы госконтроля, 26,1% полагают, что нагрузка не изменится. Что касается рисков для населения, то они, по мнению 43,1% опрошенных инспекторов, значительно снизятся или скорее снизятся. 29,2% инспекторов считают, что они останутся на прежнем уровне. При этом 73% участников анкетирования считают, что реформа госконтроля — это шаг в правильном направлении.

Работе с кадровым составом надзорных ведомств в рамках реформы будет уделено особое внимание, напомнил Михаил Абызов. Так, в следующем году 20 тыс. инспекторов пройдут через дистанционное обучение. Первые 1,5 тыс. инспекторов начнут обучение уже в феврале.

Среди других задач на следующий год — распространение риск-ориентированного подхода не только на плановые проверки, но и на внеплановые. Система управления рисками, по словам министра, сейчас требует доработки. Все планы проверок на следующий год сформированы с учётом риск-ориентированного подхода, их число должно сократиться на 10%, отметил руководитель Аналитического центра при правительстве Константин Носков. По 19 видам контроля приняты постановления правительства о разделении поднадзорных объектов по категориям риска, постановления ещё по 8 видам контроля разработаны, но пока не вышли, уточнил замминистра экономического развития Савва Шипов. Кроме того, по 6 видам контроля были приняты решения об отмене плановых проверок. Лишь по ветеринарному контролю, по его словам, не удалось пока прийти к компромиссу. Главной задачей для Минэкономразвития на 2018 год является оценка того, как контрольно-надзорные органы отработали в 2017 году. Если мы не проведём детальный анализ работы по каждому виду контроля и надзора, попавшему в приоритетный проект, и не сделаем результат этой оценки публичным, реформа никогда не станет реальностью. В первом квартале 2018 года предстоит оценить, кто сделал дело, а кто сделал вид, что сделал дело», — указал замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. Самым тяжёлым проектом приоритетной программы, реализация которого продолжится в 2018 году, по мнению Михаила Абызова, является изменение системы обязательных требований. В Минюст поступило несколько сотен предложений от бизнеса по пересмотру обязательных требований. Результатом их обработки стала подготовка 14 «дорожных карт», которые предусматривают более 60 мероприятий на 2017-2018 год. Они охватывают разные сферы экономической деятельности. «Дорожная карта» — это ещё не пересмотренное требование, но большой этап аналитической работы уже пройден, за ним последует активная административная работа. На 2018 год Минюст ставит задачу комплексного пересмотра регулирования в различных отраслях.

На данный момент утверждено 70 чек-листов — публичных списков вопросов, которые будут использовать инспекторы в ходе проверок бизнеса. Ещё более 200 проверочных листов находятся в разработке. Проверочные листы внедряются в отношении 25 видов контроля и надзора.

Использовать чек-листы без информатизации будет вредно и для инспекторов, и для предпринимателей. Единственный правильный баланс — при работе с чек-листами применять информационные технологии. Всё должно быть компьютеризировано, иначе превратится в стоп-кран. Чек-листы должны быть загружены в систему «личных кабинетов» инспекторов и предпринимателей», — отметил Михаил Абызов.

В планах на будущее также пересмотр Кодекса об административных правонарушениях, добавил министр. КоАП, по его словам, требует новых подходов, и в январе может быть сформирован план его донадстройки.

Либо мы будем принимать решение о его «тюнинге», либо выйдем на какие-то системные вопросы, глобальную ревизию КоАП, с тем чтобы обновить систему ответственности, сделать её соразмерной уровням угроз и рисков и дисциплинированности поднадзорных объектов. Там должны быть более детально описаны отдельные уровни нарушений и санкций, чтобы меньше оставалось на усмотрение инспектора», — пояснил Михаил Абызов.

Состав участников приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности будет расширен. На заседании 13 декабря президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам обсуждения одобрил интеграцию в реформу четырёх ведомств — Федерального медико-биологического агентства, Росавиации, Росрыболовства и Росалкогольрегулирования. Круг участников проекта будет расширен за счёт тех надзоров, которые действительно хотят изменений и новых результатов, подчеркнул Михаил Абызов. Сейчас программу в приоритетном порядке реализуют 12 министерств и ведомств, на которые приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Проект по реформированию контроля и надзора призван показать, что госуправление, качество которого сегодня часто подвергается критике, может быть действительно эффективным.

Мы делаем этот проект, чтобы показать высший уровень эффективного госуправления. Чтобы показать, что госуправление может иметь высокий класс. Это одна из задач на 2018 год», — заключил Михаил Абызов.

news.rambler.ru

Реформа госконтроля принесёт практические результаты в ближайшие 2 года

18 Января 2017

Планы реализации восьми проектов, входящих в приоритетную программу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, должны быть утверждены к 1 февраля. А к 1 марта свои планы должны утвердить 12 ведомств, участвующих в программе. Остальным контрольно-надзорным органам, не вошедшим в этот список, также необходимо приступить к подготовке соответствующих паспортов. Первые практические результаты от реформы госконтроля должны быть получены уже в ближайшие 2 года. Об этом заявил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 18 января на семинаре «Обмен лучшими практиками по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности».

Семинары для контрольно-надзорных органов регулярно проводятся на площадке Аналитического центра при Правительстве в рамках утверждённой в апреле прошлого года «дорожной карты» по реформированию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы. На этот раз перед участниками семинара стоит задача в практическом режиме обсудить, как реализовывать цели и задачи приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которую президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в декабре 2016 года. Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Несмотря на то, что горизонт программы по многим мероприятиям рассчитан на среднесрочную перспективу — до 2021 и 2024 годов, практические результаты от реализации этого проекта Правительство ожидает в 2017–2018 годах. Это тот фокус, который был поставлен при рассмотрении программы у Председателя Правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Ход выполнения программы различными ведомствами будет анализироваться в регулярном режиме, чтобы выявить «передовиков» и «отстающих» и своевременно принять корректирующие решения, отметил министр. 12 федеральных контрольно-надзорных органов, которые будут реализовывать проект в первую очередь, президиум уже определил. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС — на их долю приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. До 1 марта эти ведомства должны будут утвердить паспорта, в которых будут сведены все элементы восьми ключевых проектов программы с учётом особенностей и параметров работы этих ведомств.

Но основные параметры и элементы программы должны реализовываться во всей контрольно-надзорной сфере. Это означает, что в ближайшее время будет принят регламент, по которому соответствующие подпрограммы должны быть утверждены ведомствами, которые в первые 12 не вошли. По представлению проектного комитета мы будем раз в квартал анализировать необходимость дополнения этого списка новым составом. Прошу тех представителей контрольно-надзорных ведомств, которые не вошли в этот список, сейчас в срочном порядке принять к реализации основные направления этой программы и начинать формировать свои собственные паспорта», —сказал Михаил Абызов.

До конца февраля каждое из контрольно-надзорных ведомств должно будет разместить на своём сайте исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, которые содержат обязательные требования к поднадзорным объектам по каждому виду контроля и надзора. Эта задача была поставлена в «дорожной карте» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и должна была быть выполнена ещё в октябре 2016 года, напомнил Михаил Абызов. Но не все выполнили эту задачу,и лишь немногие выполнили её качественно, констатировал министр. Он обратил внимание участников семинара на недопустимость подобной ситуации.

Мы говорим про этот проект 2 года. Это не тяжёлая задача, но она не реализована, а кем-то реализована очень некачественно. Вопрос: в чём проблема? У нас проект по пересмотру обязательных требований ведёт Министерство юстиции, которое является головным согласующим ведомством, выпускающим акты. Хочу пообещать ведомствам, которые будут плохо выполнять задачи этой программы: ваши акты через Минюст проходить не будут», — предупредил Михаил Абызов.

Замминистра юстиции Михаил Гальперин, в свою очередь, назвал сферы предпринимательской деятельности и виды контроля и надзора, по которым работа будет вестись в приоритетном порядке в 2017 году. Это розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и пассажирские перевозки автотранспортом, пожарный надзор, надзор в области промбезопасности, санэпиднадзор, ветеринарный и фитосанитарный, экологический надзор, а также надзор в сфере трудового законодательства и в сфере обращениялекарственных средств.

Важное место в реформе госконтроля будет уделено профилактической работе. Уже по итогам 1 квартала текущего года запланировано проведение публичных мероприятий, на которых представители бизнес-сообщества смогут ознакомиться с информацией о проведённых контрольно-надзорных мероприятиях, типовыми нарушениями и рекомендациями инспекторов, как избежать повторения нарушений в будущем. Это, по словам министра, будет основной осью профилактических мероприятий с широким охватом поднадзорных субъектов и развития работы с ними не в репрессивном, а новом партнёрском формате, который предусматривает совместную работу по предотвращению рисков, а не по наказанию за нарушения. Именно о таком сервисном формате взаимодействия ранее говорил Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

До конца апреля, как сообщил Михаил Абызов, необходимо будет существенно продвинуться в работе по использованию проверочных листов при проведении контрольных мероприятий. Из тысячи существующих требований предстоит выделить те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков, пояснил министр. Такая практика в том или ином виде уже есть в ряде ведомств, в частности в ФНС, Роструде, Россельхознадзоре, Росфинмониторинге. Существенная работа, по словам министра, должна быть проведена по составлению исчерпывающего реестра поднадзорных субъектов, чтобы распределить их по категориям риска. Такой опыт уже есть — за 2013 год Ростехнадзор распределил 290 тыс. поднадзорных субъектов по 4 категориям риска, в результате только около 9 тыс. подвергаются регулярным проверкам. Теперь эту работу необходимо будет провести всем без исключения надзорным ведомствам, подчеркнул Михаил Абызов.

Важность этой работы отмечают и в Минэкономразвития, которое является ответственным за проект по внедрению риск-ориентированного подхода.

Ключевая задача в части риск-ориентированного подхода — выработка критериев и разбивка объектов на категории. Это задача очень непростая, результатом должно стать формирование плана проверок на 2018 год с учётом риск-ориентированного подхода. Поэтому призываю всех руководителей, если эта работа по каким-то причинам до сих пор не организована, её надо начать», — подчеркнул замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

В рамках реформирования госконтроля также планируется провести структурную оптимизацию контрольно-надзорных органов. И структура, и финансовое обеспечение надзорных органов отличается как от ведомства к ведомству, так и по территориальным подразделениям одного и того же госоргана, отметил Михаил Абызов. Где-то это объясняется объективными причинами, а где-то объяснения представлено не было. Ранее заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак поручил проанализировать основные показатели деятельности территориальных органов и подготовить предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования. Это поручение не было выполнено качественно, работа должна быть продолжена согласно решению решению президиума, сообщил Михаил Абызов.

Речь не идёт о слияниях между контрольно-надзорными органами, — этой задачи сейчас на повестке дня нет. Но это не исключает того, что такие решения могут приниматься в будущем. Сейчас речь идёт о структурной оптимизации в рамках каждого конкретного ведомства, в рамках которой нужно обратить внимание на возможную централизацию кадровых, бухгалтерских, учётных и аналитических функций, которые на сегодняшний день дублируют друг друга на разных уровнях», — пояснил министр.

Некоторые ведомства, например, ФНС и Казначейство, уже провели централизацию этих функций. Предполагается, что высвободившиеся ресурсы должны направляться на повышение оплаты труда инспекторского состава.

Кроме того, вице-премьеры Дмитрий Козак и Сергей Приходько, а также министр РФ Михаил Абызов, согласно поручению президиума Совета по стратразвитию, должны будут в течение 2017–2018 годов обеспечить принятие решений о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ. В течение этого года предстоит с субъектами РФ посмотреть, как реализовывать эту задачу, отметил Михаил Абызов.

Аналитический центр при Правительстве РФ будет осуществлять экспертную и методологическую поддержку контрольно-надзорных ведомств при реформировании их деятельности, отметил замруководителя центра Михаил Прядильников. В частности, планируется создание сайта, который будет полезен участникам программы, и предоставление удобных площадок для обмена мнениями и лучшими практиками.

Все события

open.gov.ru

Реформа госконтроля станет главной задачей Ространснадзора на 2017 год

28 Марта 2017

Работа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в минувшем году была достаточно эффективной: число проверок сократилось, а объём выявленных нарушений увеличился. Оптимизация работы ведомства будет продолжена в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, одним из участников которой оно является. Программа предусматривает переход на новую систему оценки результативности госконтроля, которая будет учитывать не только количество выписанных штрафов, но и реальное сокращение ущерба жизни и здоровью граждан. Также будет поднят вопрос о совершенствовании системы оплаты труда инспекторов и оптимизации структуры управления внутри ведомства. Эти вопросы обсуждались на итоговом заседании коллегии Ространснадзора, которое состоялось 28 марта.

Ведомство успешно справилось с задачами, которые поставило перед ним Правительство, заметил министр транспорта Максим Соколов, открывая заседание коллегии. Качество работы службы значительно повысилось, отметил он.

Несмотря на общее снижение числа проверок хозяйствующих субъектов на 34% по сравнению с 2015 годом, выявленных нарушений меньше не становится, и этот показатель, безусловно, отражает качество вашей работы. Так, в 2016 году инспекторами Ространснадзора было выявлено 283 тысячи нарушений транспортного законодательства. Это более чем на 20% выше, чем годом ранее», — сообщил глава Минтранса.

За прошедший год, по словам министра, служба внесла в госбюджет и бюджеты регионов почти 1,7 млрд рублей — на треть больше, чем в 2015 году.

Количество штрафов, безусловно, является измерителем результата проверки, но тем не менее, начиная с этого года данный показатель перестанет быть основным при оценке эффективности работы надзорных ведомств, подчеркнул министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Президентская приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности, реализацию которой курирует министр, предусматривает, что главным показателем деятельности надзоров, в том числе и транспортного, будет предотвращение и динамика ущерба жизни, здоровью и экономическим интересам граждан. На федеральном уровне для транспортного надзора новая система оценки эффективности, по словам министра, уже утверждена. Теперь её предстоит донести до каждого территориального органа в понятном виде, чтобы она стала непосредственным руководством для инспекторов в повседневной работе.

Нам предстоит в соответствии с планами реформы перейти на новую систему, которая учитывает, с одной стороны, те наработки и тот опыт, который сформирован на сегодняшний день в государственном транспортном надзоре, а с другой стороны, предполагает внедрение новых моделей и систем. Количество поднадзорных субъектов в зоне ответственности Ространснадзора таково, что мы не можем себе позволить проводить сплошные проверки. Необходимо концентрировать плановые мероприятия и многие внеплановые на объектах потенциально высокого уровня риска и опасности», — отметил Михаил Абызов.

В этом году необходимо будет приступить к реализации надзора с использованием проверочных листов, которые также помогут концентрироваться на наиболее значительных рисках, отметил Михаил Абызов. До конца апреля, по его словам, должны быть внесены изменения в положение о надзоре, которые позволят использовать проверочные листы.

Реализация приоритетной программы по реформированию госконтроля — главная задача на 2017 год, стоящая перед Ространснадзором, подчеркнул глава ведомства Виктор Басаргин. Для этого, по его словам, в службе уже создан координационный орган и проектный офис, определены ответственные должностные лица, подготовлен план-график мероприятий. Уже в этом году, заявил руководитель Ространснадзора, необходимо составить исчерпывающий реестр поднадзорных субъектов, установить категории риска, разработать план проверок на 2018 год с учётом риск-ориентированной модели, провести систематизацию обязательных требований, перейти на использование чек-листов.

Нам необходимо обеспечить субъекты надзора доступной и понятной информацией о порядке соблюдения обязательных требований, статистикой типовых и массовых нарушений, руководством, как делать можно и как нельзя. В этом году планируется начать постепенную условную миграцию от контрольных мероприятий к профилактическим», — сказал Виктор Басаргин.

Михаил Абызов, в свою очередь, напомнил, что с апреля этого года каждое территориальное подразделение надзорных органов обязано будет проводить открытые балансовые комиссии с участием поднадзорных субъектов и общественных организаций, деловых объединений и руководства регионов. Первое такое балансовое мероприятие Ространснадзора состоится на площадке Красноярского экономического форума с участием вице-премьера Аркадия Дворковича.

В ходе заседания также поднимался вопрос совершенствования системы управления внутри ведомства. Виктор Басаргин призвал подойти к проблеме оптимизации структуры и численности сотрудников ведомства крайне осторожно. Михаил Абызов согласился, что на сегодняшний день неправильно ставить вопрос о сокращении численного состава транспортного надзора, особенно с учётом функций, передаваемых от структур МВД.

Но это не означает, что мы не должны совершенствовать структуру управления, что позволит нам на наиболее критичные элементы работы направлять материальные и кадровые ресурсы. Абсолютно согласен с тем, что на сегодняшний день материально-техническое обеспечение и фонд оплаты труда территориальных подразделений транспортного надзора финансируется недостаточно, во многом по остаточному принципу. Эта ситуация для меня как одного из руководителей проекта неприемлема. Мы будем ставить вопрос на заседаниях соответствующих правительственных комиссий о необходимости выравнивания системы оплаты труда в наших органах государственного надзора и приведения нагрузок в соответствие с теми задачами, которые стоят», — подчеркнул министр.

Он также обратил внимание на то, что сотрудники федеральных надзорных ведомств получают зарплаты гораздо ниже, чем их коллеги, которые работают в региональных и муниципальных надзорах, и это создаёт неправильную мотивацию на рынке труда.

Общественный совет при Ространснадзоре разделяет озабоченность по поводу оплаты труда инспекторов, а также поддерживает основные направления реформирования контрольно-надзорной деятельности службы, отметил председатель совета Владимир Белозёров. Важным приоритетом совет считает активизацию работы общественных организаций и широкое вовлечение персонала транспортных предприятий в работу по выполнению контрольно-надзорных функций на общественных началах.

Взаимодействие общественников с руководством ведомства он назвал конструктивным: все замечания членов совета к итоговому докладу Ространснадзора были учтены.

Ни одно наше обращение и предложение, отправленное в адрес Минтранса, также не осталось без внимания, и мы в этом отношении вам очень признательны и благодарны. Будем эту работу продолжать дальше. Нужно отметить большой ресурс, заложенный в сфере общественного сопровождения транспортной безопасности. Можно констатировать, что сегодня сформирована опорная система общественных организаций в сфере безопасности на транспорте. Большая работа развернута в общественном совете Минтранса и далее в Ространснадзоре и федеральных агентствах. В общественном совете каждая комиссия ведёт планомерную работу по своей отрасли, наиболее актуальные вопросы регулярно обсуждаются на общественном совете и учитываются в повестке коллегии», — отметил Владимир Белозёров.

Общественный совет при Ространснадзоре показал свою эффективность как площадка, которая позволяет выстраивать правильный диалог между государством, общественными организациями, гражданами и предпринимателями, отметил Михаил Абызов. В этом году совет должен пройти «перезагрузку», он будет сформирован по новым правилам из представителей общественных организаций: на 75% из кандидатов от Общественной палаты и на 25% из кандидатов от Экспертного совета при Правительстве. Между тем, Виктор Басаргин выразил надежду, что основной костяк совета сохранится.

В течение последних двух лет Ространснадзор находился в числе лидеров по качеству внедрения механизмов открытости, отметил Михаил Абызов. Ведомство подготовило качественную публичную декларацию целей и задач, неплохо строится работа по раскрытию информации в формате открытых данных. В рейтинге открытости федеральных министерств и ведомств за 2016 год, который подготовили ВЦИОМ и Открытое правительство, Ространснадзор опустился с 19 места на 26-е, при этом средний балл остался прежним. Это, по мнению министра, связано с тем, что другие ведомства продемонстрировали более активную динамику.

В целом результаты работы ведомства в 2016 году действительно положительные. Несмотря на экономические вызовы, на то, что в течение этого периода времени транснадзор фактически находился в системе сопровождения со стороны Минтранса, территориальные подразделения и их руководители с задачами, которые поставило Правительство, справились», — считает Михаил Абызов.

Руководитель ведомства, в свою очередь, поблагодарил министра за помощь в создании системы проектного управления, а экспертов Открытого правительства — за эффективное сотрудничество.

Все события

open.gov.ru

Правительство РФ не обсуждает ликвидацию части надзорных ведомств - Абызов | 22.12.16

Оптимизация работы надзорных ведомств РФ не подразумевает их объединение или частичную ликвидацию. Об этом сообщил ТАСС министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов.

«Стоит общая задача оптимизации структуры контрольно-надзорных органов, но определенной задачи по объединению каких-либо надзорных ведомств или ликвидации каких-либо надзорных ведомств у нас не стоит», - сказал министр, отвечая на вопрос о том, обсуждается ли возможность объединения ряда надзорных ведомств, например, Роспотребнадзора с Росздравнадзором или Россельхознадзором.

Министр также сообщил, что вопрос ликвидации Роструда не обсуждается.

В сентябре Абызов говорил ТАСС, что правительство РФ в рамках выполнения поручения президента России Владимира Путина рассматривает возможность совершенствования структуры контрольно-надзорных органов, чтобы устранить пересечение функций ряда ведомств, например, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Позже он даже допустил возможность объединения Роспотребнадзора с другим ведомством - Росздравнадзором. Однако потом Абызов заявил, что слияние надзорных ведомств не обсуждается.

При этом в пресс-службе Открытого правительства сообщали, что правительство сократит 13 дублирующих функций у министерств и ведомств, а также оценит возможность отмены ряда новых видов регулирования, в частности, в сфере надзора за сохранностью автодорог, предупреждении разливов нефти в морской среде, контроле деятельности кредитных кооперативов и букмекерских контор.

Теперь правительство обсуждает оптимизацию кадровой структуры надзорных ведомств, сообщал Абызов журналистам 21 декабря по итогам заседания президиума совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. На заседании рассматривался паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», по итогам документ был утвержден, сказал он.

Реформа контроля и надзора

Согласно материалам Открытого правительства, программа рассчитана на период до 2025 г. К концу этого года вдвое должна снизиться административная нагрузка на организации и частных предпринимателей.

К 2025 г. предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут в онлайн-режиме доступны исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в «Личном кабинете» предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведенных и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учетом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 г. за счет внедрения риск ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 г. не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска. Также в 2017 г. будет сокращено не менее 15% видов контроля и надзора. В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта