Оптимизация налогового бремени (стр. 1 из 16). 13 теория и практика оптимизации налогового бремени на экономику


Оптимизация налогового бремени

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы оптимизации налогового бремени

1.1 Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

1.2 Современные методики оптимизации налогового бремени

1.3 Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях

1.4 Зарубежный опыт минимизации налогового бремени

Глава II. Анализ применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ доходов и налоговых платежей ООО«Сфинкс»

2.3 Анализ эффективности перехода ООО «Сфинкс » на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и доходы минус расходы

2.4 Порядок заполнения декларации по УСН ООО «Сфинкс» за 2009 год, с объектом налогообложения доходы

Глава III. Основные направления совершенствования развития оптимизации налогового бремени в РФ

3.1 Недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»

3.2 Рекомендации по совершенствованию налогового бремени ООО «Сфинкс»

Заключение

Список использованной литератур

Приложения

Введение

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В современных экономических условиях важным вопросом при разработке системы налогообложения является проблема оптимизации налогового бремени на предприятия транспортного комплекса. В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения того или иного налога на общую налоговую нагрузку.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Оптимизация налогового бремени в РФ» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Проблема определения оптимального налогового бремени актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы и каждый раз решение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.

Целью дипломной работы является изучение темы «Пути совершенствование налогового бремени в РФ» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;

- изучить современные методики оптимизации налогообложения – снижения налогового бремени;

- выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях;

- изучить зарубежный опыт минимизации налогового бремени;

- провести анализ доходов и налоговых платежей ООО«Сфинкс»;

- проанализировать эффективность перехода ООО «Сфинкс » на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и доходы минус расходы;

- рассмотреть порядок заполнения декларации по УСН ООО «Сфинкс» за 2009 г.;

- выявить недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»;

- дать рекомендации по совершенствованию налогового бремени ООО «Сфинкс».

Объектом исследования является анализ современного состояния налогового бремени и оптимизация налоговых платежей на примере предприятия КБР.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Оптимизация налогового бремени в РФ», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

В ходе написания теоретической части работы использовались труды таких ученых как: А. М. Абдулгалимов; В. А. Абрамов; И.М. Александров; М.Ю. Алексеев; А.П. Анисимова; А. В. Анищенко; В.А. Бабанин; А.В. Боброва; Н.А. Брусиловская; А.В. Брызгалин; А.Е. Викуленко; Е. С. Вылкова; А.Н. Головкин; А.П. Гофтман; Е. Ю. Жидкова; В.М. Зарипов; Л.А. Злобина; А.В. Ильин; А.Н. Кадушин; Г.И. Карбушев; А.П. Кириенко; Е.C. Киров; О. А. Курбангалеева; М.И. Литвин; Ю.А. Лукаш; О. В. Мандрощенко; Р.А. Митрофанов; Э. С. Митюкова; И. В. Никулкина; В.Г. Пансков; М. Р. Пинская; М. С. Полякова; В.Я. Савченко; М.А. Сажина; О. В. Скворцов; И.Н. Соловьев; М.М. Стажкова; Б.А. Теслюк; Н. Н. Тютюрюков; Е.C. Фокин; Ю.С. Цыганкова; Д. Г. Черник и др.

Нормативную и практическую базу работы составили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области налогообложения; материалы научных конференций; статистические материалы, бухгалтерская и налоговая отчетность по ООО «Сфинкс».

Теоретическая значимость заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют разделы экономической теории и теории управления налоговыми органами.

Практическая значимость состоит в том, что выводы, полученные в ходе проведенного теоретического и практического анализа, можно использовать в теории налогообложения, теории управления налоговыми органами. Содержащиеся в работе предложения могут быть использованы в учебном процессе вузовской подготовки специалистов по дисциплинам: «Налоги и налогообложение», «Организация и методика проведения налоговых проверок», «Налоговое право», «Администрирование налогов».

Методологическая база и методы исследования. Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, метод сравнительного анализа и других научных методов познания социально-политических явлений и процессов.

Дипломная работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список использованной литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы оптимизации налогового бремени

1.1 Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени. Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя - это «мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

В широком смысле слова - бремя, налагаемое любым платежом А.В. Брызгалин дает следующее определение1: «На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту».

Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

В.Г. Пансков считает, что на уровне государства в качестве показателя налоговой нагрузки следует использовать показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП2.

В сборнике трудов СПбГУЭФ указывается, что понятие «налоговая нагрузка» должна включать комплексную характеристику таких показателей как перечень налогов и сборов, ставки налогов, налогооблагаемую базу, механизм исчисления налоговой нагрузки на предприятии.

Д.Г. Черник считает3, что «налоговая емкость (бремя, гнет, пресс) - наиболее обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и государства; величина, характеризующая долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов, производная величина от реализуемой модели рыночной экономики. Определяется как отношение налоговых сборов к совокупному национальному продукту».

Специалистами Центрального экономико-математического института РАН предлагается расчет налогового бремени по способу эффективной ставки, как отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием, что характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков4 называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

coolreferat.com

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ — Мегаобучалка

В настоящее бремя существует множество методов оптимизации налогового бремени хозяйствующего субъекта, но, несмотря на это администрация экономических субъектов зачастую прибегает к внеправовым методам оптимизации налогообложения, широко используемым в бизнесе, таким как неоприходование выручки от реализации, неоприходование товарно-материальных ценностей, незаконное использование налоговых льгот, заключение мнимых и притворных сделок.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций.

Между тем, любой экономический субъект при прочих равных условиях может, не нарушая действующего законодательства, а на вполне законных основаниях оптимизировать свое налоговое бремя, используя именно инструменты оптимизации: учетная политика, договорная политика.

Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Хотя бухгалтерский учет регламентируется едиными нормами, но в пределах единых норм существуют возможности выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки организации, влиять на величину финансовых показателей результатов и на величину налоговых платежей организации. Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между отчетными периодами.

При этом учетной политике присущи следующие основные принципы:

1. единство учетной политики на предприятии;

2. отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, включая расходы и пассивы, чем потенциальные доходы и активы;

3. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

4. рациональность и экономность ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности.

Эффект налоговой экономии достигается за счет уменьшения величины налоговых платежей и за счет их уплаты в последние дни установленного срока. Благодаря этой экономии сокращается потребность в оборотных средствах, несколько дополнительных дней денежные средства находятся в обороте и обеспечивают увеличение доходов организации.

Основными факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики, являются следующие:

1. организационно-правовая форма, форма собственности;

2. отраслевая принадлежность или вид деятельности;

3. соотношение с системой налогообложения;

4. возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях, регулирования цен на социально значимые товары;

5. система информационного обеспечения деятельности предприятия;

6. наличие необходимой базы данных;

7. наличие определенного квалификационного уровня персонала и действующей системы его материальной заинтересованности в эффективной хозяйственной деятельности предприятия и ответственности за выполняемые функции;

8. цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу.

Однако не все аспекты варьирования в бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении.

Так, например, доходы и расходы для целей налогообложения согласно ст. 271-273 главы 25 НК РФ могут быть определены двумя методами: методом начислений и кассовым, в то время как для целей бухгалтерского учета -только методом начислений (ПБУ №9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. N 32н).

В случае определения доходов от реализации для целей налогообложения кассовым методом у организации оборотные средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации.

Иными словами, возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить. Основные предпосылки оптимизации налогообложения можно представить в следующих вариантах учетной политики.

Для целей налогообложения прибыли амортизацию начисляют одним из методов, предусмотренных ст. 259 гл. 25 НК РФ - линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения может применяться ускоренная амортизация, регламентируемая постановлением Правительства РФ от ´9.08.94 N967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ №6/97. В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что практика применения ускоренной амортизации сопряжена для организаций с определенными трудностями.

Основная причина - множественность условий, при которых возможно проведение ускоренной амортизации.

Кроме того, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, как следствие, - к завышению цен реализации на производимую продукцию, что может снизить конкурентоспособность организации, или к снижению прибыли.

В то же время амортизационные отчисления по ускоренной амортизации позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество.

При применении способов списания производственных запасов в целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использование метода ЛИФО.

При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, что приводит к увеличению себестоимости продукции и соответствующему уменьшению налога на имущество, а в себестоимости реализованной продукции учитывается по стоимости поздних по времени закупок, что приводит к увеличению себестоимости и соответствующему уменьшению налога на прибыль.

Начисление различных видов резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств), при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.

Варьирование методами учета различных объектов влияет, прежде всего, на величину налога на прибыль и налога на имущество организаций.

Возможности минимизации налоговых платежей не ограничиваются приведенными тремя моделями бухгалтерского и соответствующего ему налогового учета. Этих возможностей гораздо больше, так как различное сочетание вариантов формирует десятки комбинаций, каждая из которых составляет отдельную модель учета. Иными словами, каждая организация, решая задачу оптимизации налогообложения, выбирает из десятков моделей одну, призванную обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и финансовых результатах деятельности.

В итоге общие подходы организации по формированию налоговой базы по налогам и специфика способов формирования информации о порядке их исчисления определяются в специальном внутреннем регламенте «Учетной политике организации для целей налогообложения».

Таким образом, при формировании учетной политики организации для целей налогообложения предоставляется возможность аргументировано обосновывать выбранный вариант исчисления налоговой базы и, следовательно, минимизировать свои налоговые риски.

Особенности избранной учетной политики могут оказывать определенное влияние не только на налогообложение, но и на финансовые результаты и показатели эффективности финансовой деятельности экономического субъекта. Так как выбор учетной политики сводится к выбору методики учета, то на основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно:

1. устанавливать порядок исчисления износа по основным средствам и нематериальным активам;

2. определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

3. выбирать способ начисления износа по основным средствам;

4. выбирать вариант синтетического учета производственных запасов;

5. выбирать способ группировки и списания затрат на производство; выбирать способ учета выпуска продукции.

На финансовые показатели воздействуют следующие основные элементы учетной политики: способ начисления амортизации; способ оценки запасов материальных ресурсов; способ оценки незавершенного производства; способ оценки остатков готовой продукции; создание резервных фондов.

Формируя учетную политику, организация выбирает те способы и методы учета, которые позволяют обеспечить рост собственного капитала, улучшение использования внеоборотных и оборотных активов.

Оценивая влияние учетной политики на финансовые показатели и налогообложение, необходимо учитывать воздействие учетной политики на следующие показатели: прибыль, нераспределенную прибыль, налоговые обязательства, накопленную амортизацию, свободные денежные средства, показатели финансовой устойчивости, показатели ликвидности и доходности капитала.

Сочетание методов оптимизации налогообложения через учетную политику и через применение налоговых льгот, прямо предусмотренных налоговым законодательством, является наиболее выгодным для экономического субъекта.

Не менее эффективным методом оптимизации налогообложения является оптимизация через договор.

Реализация коммерческих планов любого экономического субъекта, невозможна без совершения сделок и заключения договоров.

Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта трудно переоценить.

Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер.

Это значит, что стороны практически любого договора вправе решить в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

Кроме того, юридически грамотно оформленный договор является гарантией успешного достижения целей и задач, поставленных перед экономическим субъектом.

Напротив, некорректно составленный и непродуманный договор практически всегда влечет возникновение проблем, причем не только в гражданско-правовом плане (споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и т.д.), но и в ряде случаев от вида и содержания договора зависит тот или иной режим налогообложения.

Как правило, объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора.

Оптимизация договора является одним из основных инструментов оптимизации налогообложения.

На начальном этапе оптимизации налоговой нагрузки по договору необходимо учесть все аспекты, непосредственно влияющие на режим налогообложения операции.

Поэтому, при подписании договора, администрации экономического субъекта имеет смысл провести его экспертизу. Экспертиза договора предполагает анализ его элементов:

1. участников договора;

2. предмета договора;

3. вида деятельности;

4. даты совершения операций;

5. порядка определения и формирования цены договора;

6. меры ответственности сторон по договору, специальные положения и действия, которые стороны обязаны исполнить.

Определение статуса участников договора влияет на правильную организацию налогового учета. Из текста договора должно быть понятно, кто является сторонами в договоре (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица, предприниматель, гражданин, иностранное юридическое лицо и т. д.).

Наличие данных условий и четкое установление правового статуса участников договора позволяет определить два важных налоговых момента:

1)является ли контрагент плательщиком налога на добавленную стоимость;

2) появляется ли у предприятия обязанность по удержанию налога у источника выплаты. Определение статуса контрагента по договору также обусловлено необходимостью выяснения наличия обязанности по удержанию налогов у источника выплаты.

Российское налоговое законодательство предусматривает три случая, когда у одной из сторон по договору возникает обязанность по удержанию налогов:

1. налог на доходы физических лиц при выплате дохода физическим лицам;

2. налог на прибыль при выплате дохода иностранным юридическим лицам;

3. НДС при выплате дохода иностранным юридическим лицам.

Исходя из указанных особенностей налогово-правового статуса и указанных выше особенностей контрагентов, можно провести экономический анализпланируемой сделки.

Изучение вида деятельности необходимо, прежде все го, при заключении договоров по видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании лицензии или других аналогичных разрешений.

Процедура изучения сводится к проверке наличия указанной лицензии у контрагента, разрешающей осуществление определенного вида деятельности.

В связи с этим при прочтении проекта договора необходимо уделять внимание наличию в договоре ссылок на лицензии (разрешения) на совершение соответствующих видов деятельности.

Перед подписанием договора необходимо убедиться в наличии лицензии, получив у контрагента ее копию.

Кроме того, следует отметить, что согласно п.6 ст. 149 НК РФ освобождение от налога на добавленную стоимость льготируемых операций осуществляется при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности.

Отсутствие лицензиипомимо гражданско-правовых последствий (когда сделка может быть признана недействительной) может повлечь также неблагоприятные налоговые последствия.

Таким образом, изучение вида деятельности контрагентовнельзя недооценивать.

Прежде чем заключить договор, необходимо убедится, что у стороны по сделке есть все необходимые разрешения для осуществления того или иного вида деятельности.

При планировании сделки финансистами и юристами экономического субъекта оцениваются налоговые последствия выбора формы и предмета договора.

Если заключается договор купли-продажи, в нем необходимо указать конкретное имущество, подлежащее передаче покупателю, если договор на оказание услуг, следует указать характер услуги и т. д. В особенности это касается смешанных договоров, по которым одновременно может передаваться имущество и оказываться услуги, работы.

Четкое определение предмета договора необходимо для правильной организации бухгалтерского учета передаваемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, что в конечном итоге влияет на режим налогообложения сделки. Если из проекта договора непонятно, что именно является его предметом, то в него необходимо внести соответствующие уточнения. В тексте договора должна быть четко зафиксирована дата совершения операции, предусмотренная договором.

Точное определение даты операции позволяет установить для покупателя момент оприходования приобретенного товара на соответствующих счетах бухгалтерского учета и момент включения в расходы соответствующих затрат.

Для поставщика дата операции - это момент ее отражения на счетах реализации и учета в целях налогообложения.

При анализе цены по договору финансистам экономического субъекта следует обратить внимание на следующие моменты:

1. установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг;

2. вид валюты, в которой установлена цена товаров, работ, услуг;

3. соответствие применяемых цен требованиям ст.40 НК РФ.

В связи с тем, что материальные ценности, работы, услуги учитываются по разным счетам, то их стоимостная оценка должна быть определена отдельно.

Данное требование согласовывается с требованием об отдельном определении имущества и обязательств, составляющих предмет договора. Порядок формирования цены регулируется не только нормами гражданского права, но и налоговым законодательством.

Администрация экономического субъекта должна помнить о том, что тщательной проработке и оценке подлежат все пункты договора, предусматривающие санкции за нарушения условий оплаты, сроков, качества и т. д.

В процессе налоговой оптимизации договоров, как правило, основное внимание уделяется первым двум аспектам: выбору контрагента и выбору формы договора.

Вместе с тем, при заключении договора необходимо учитывать налоговые последствия включения в договор отдельных положений. Отдельные малозаметные условия договора часто остаются незамеченными при оптимизации налоговой нагрузки.

Включение в договор отдельных условий, практически не влияющих на его исполнение, может принести существенный экономический эффектв плане снижения налогового бремени.

megaobuchalka.ru

Оптимизация налогового бремени - страница 17

4) уменьшить ставки налога (для обоих объектов налогообложения) для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения в сельских населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек;

5) предусмотреть с учетом опыта стран СНГ введение еще двух систем упрощенного налогообложения: налогообложение на основе разового талона и на основе упрощенной декларации;

6) принять на территории Кабардино-Балкарии закон «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими для предпринимательской деятельности наемных работников».

5. Актуальным является эффективное применение льгот по налогообложению, предоставляемых в рамках действующего законодательства. Многие компании применяют и оффшорные схемы для оптимизации налогообложения.

Необходимо отметить, что не будет того времени когда, актуальность оптимизации налогов утратит смысл. Оптимизация налогов будет всегда актуальна, и потребность будет расти. Если раньше это ассоциировалось с чем-то незаконным, то в настоящее время это одна из крупных составляющих ведения бизнеса.

Заключение

На основе изученного литературного материала и проведенных исследований в настоящей дипломной работе можно сделать следующие выводы:

1. В результате проведенного анализа изучения вопросов налогового бремени, предлагается разграничивать понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». Так, на наш взгляд, налоговое бремя – это с одной стороны отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате обязательных налоговых платежей, с другой стороны – это величина, отражающая потенциально возможное воздействие государства на экономику, посредством налоговых механизмов, а налоговая нагрузка – это показатель, характеризующий фактический уровень воздействия.

2. Мероприятия по управлению налоговым бременем необходимо осуществлять во всех сферах деятельности ООО «Сфинкс» и на всех стадиях развития предприятия. Исследуя механизм воздействия величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующего субъекта в области налогообложения, нами было рассмотрено, каким образом налоговое бремя влияет на выбор вида деятельности, организационно-правовой формы предприятия, режима налогообложения, места регистрации организации, выбор методов налоговой политики.

В ходе исследования влияния величины налогового бремени на процесс формирования налоговой политики организации была доказана приоритетность выбора режима налогообложения (при наличии такой возможности) в качестве основного инструмента налоговой политики для малых предприятий.

3. Проведенные расчеты показали, что в налогообложении над соответствием уровней номинального и фактического налогового бремени ООО «Сфинкс» предстоит еще работать. Пока не ясно, на каком уровне от ВВП или ДС такое соответствие в конечном счете будет найдено, но диапазон возможных значений номинального налогового бремени (по всем действующим налогам) назвать уже можно - в пределах 30-40% от ВВП.

Уровень в 30% от ВВП обеспечит более быстрое развитие экономики и рост налоговых поступлений в будущем (опыт США), в 40% от ВВП обеспечит большие текущие поступления в бюджет при меньших темпах развития экономики (опыт ЕС). В ближайшие годы наша страна достигнет первого порога номинальной налоговой нагрузки в 40% от ВВП, что должно сопровождаться упрощением избыточного, что на сегодняшний день объяснимо, налогового администрирования, сокращением отчетности, изменением сроков ее представления и т.п.

4. Для ООО «Сфинкс», применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранился только действующий порядок уплаты, государственных пошлин, лицензионных сборов.

Переходом на упрощенную систему налогообложения послужило:

- доход от реализации по итогам девяти месяцев 2006 года составил 5 250 тыс. руб., что не превышает 15 млн. рублей;

- среднесписочная численность работников ООО «Сфинкс» за 2006 год не превышала 100 человек;

- остаточная стоимость находящихся в собственности организации основных средств и нематериальных активов составила, что не превышает 100 миллионов рублей;

- доля участия других организаций составляет 15 процентов.

При упрощенной системе налогообложения предприятие уплачивает 129840 руб. по сравнению с общим режимом налогообложения 214284 руб., что в 2 раза меньше. Следовательно, предприятию ООО «Сфинкс» в целях минимизации налогообложения преимущественней работать на упрощенной системе налогообложения.

5. При существующей тенденции к росту налоговой нагрузки на валовую прибыль и чистую прибыль в целом величина общей налоговой нагрузки на организацию ООО «Сфинкс» достаточно высокая. В этих условиях целесообразно ООО «Сфинкс»» выбрать й вариант налогообложения: УСНО (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Использование упрощенной системы налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» дает ООО «Сфинкс» наименьшую сумму плановых налоговых обязательств (329,6 тыс. руб.). Налоговая нагрузка на чистую прибыль (11,5%) и на доходы (6,3%) минимальна. Показатель чистой прибыли также достаточно высокий (2868,6 тыс. руб.).

6. Среди преимуществ применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Сфинкс» можно выделить следующие: замена четырех налогов одним; выбор объекта налогообложения; упрощение налогового учета и сокращение объема сдаваемой отчетности; освобождение организации от ведения бухучета; включение в расходы стоимости амортизируемого имущества в течение года.

Среди недостатков этого спецрежима: применение кассового метода; ограниченный перечень расходов; необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности; невозможность вернуться на ОСНО в течение года и вынужденный возврат к ОСНО.

7. Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.

Смещение приоритетов налоговой политики ООО «Сфинкс» в направлении минимизации налоговых платежей представляет собой неизбежную закономерную реакцию на фискальную ориентированность государственной политики в области налогообложения, а незаконность методов, используемых в ходе этих мероприятий, есть прямой результат нечеткости законодательства и отсутствия адекватной системы налогового контроля.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ, от 21.07. 2007 №5- ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ ред. от 05.04.2010 N 41-ФЗ. // Собрание законодательства РФ - 2010.

  3. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ (ред. от 27.12.2009 N 368-ФЗ) «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  4. Приказ Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

  5. Письмо ФНС от 23 января 2009 г. № ММ-21-8/43 «По вопросу взыскания текущих налоговых платежей».

  6. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413) (ред. от 23.10.2009 N N 776-ст, 777-ст, 779-ст, 780-ст, 781-ст).

Специальная научная и учебная литература:

  1. Абрамов В. А. Упрощенная система налогообложения. – М.: Ось-89, 2010. – 287с.

  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательский дом Дашков и К, - 2008. – 318с.

  3. Анищенко А. В. Оптимизация налогов. – М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2009.– 128с.

  4. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2008. – 220с.

  5. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. – М.: ЭКСМО, 2010. – 240с.

  6. Злобина Л.А. Стажкова М.М. Практика оптимизации налоговой нагрузки экономического субъекта. – М.: Академический проект, 2008. – 112с.

  7. Курбангалеева О. А. Упрощенец. Все о специальном налоговом режиме для малого бизнеса. – М.: ЭКСМО, 2010. – 352с.

  8. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. – М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. – 483с.

  9. Мандрощенко О. В., Пинская М. Р. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К, 2010. – 344с.

  10. Митюкова Э. С. Налоговое планирование: анализ реальных схем. – М.: ЭКСМО, 2010. – 282с.

  11. Никулкина И. В. Общая теория налогообложения. – М.: ЭКСМО, 2010. – 176с.

  12. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: практикум. – М.: Академия, 2009. – 206с.

  13. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2010. – 176с.

  14. Цыганкова Ю.С. Определение величины налоговой нагрузки на макроэкономическом уровне. - Саратов: Научная книга, 2008. – 197с.

  15. Черник Д. Г., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др Налоги: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 586с.

Периодические издания:

  1. Абдулгалимов А. М. Оптимизация налогообложения – необходимое условие повышения экономической активности организаций // Сегодня и Завтра российской экономики. – 2009. - №.19. – 212с.

  2. Анисимова А.П. Налоговая оптимизация: российский и зарубежный опыт // Материалы второй Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика». – Ярославль: ЯВФЭИ. - 2010. – 208с.

  3. Бабанин В.А. Организация налогового планирования в российских компаниях // Финансовый менеджмент. – 2009. - № 8. – 120с.

    продолжение

coolreferat.com

Оптимизация налогового бремени - часть 2

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени[5] :

1) Налоговое бремя на макроуровне:

- общегосударственный уровень;

- территориальный уровень.

2) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

-уровень организации, учреждения;

-уровень физического лица (индивидуума).

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов[6] :

1. Принципа разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.

Нельзя без оглядки ссылаться на зарубежный опыт при осуществлении конкретных операций. Подобные ссылки не являются аргументом.

Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.

3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).

4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь.

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд «политических» аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т.д.

6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций. Так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия.

9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

Как показывает практика среди руководителей предприятий распространено мнение, что можно снизить налоговые платежи, используя одну чудодейственную схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе[7] : «Лучше понемногу много, чем много ничего».

Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования.

Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики и налоговые льготы.

Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;

- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период[8] :

ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР, (1)

где ФОТ — оплата труда;

ЕСН — единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС ;

ПР — балансовая прибыль.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):

НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС. (2)

Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

Общая зависимость между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями выведена Артуром Лаффером (кривая Лаффера). При этом существует некий уровень ставок (золотая середина), когда налоговые поступления в бюджет будут максимальными. Однако соответствие текущего уровня номинального налогового бремени значениям золотой середины кривой Лаффера остается открытым.

1.2 Современные методики снижения налогового бремени

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне[9] : с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой - как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

При оценке налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размера оплаты труда.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

mirznanii.com

Оптимизация налогового бремени

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы оптимизации налогового бремени

1.1 Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

1.2 Современные методики оптимизации налогового бремени

1.3 Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях

1.4 Зарубежный опыт минимизации налогового бремени

Глава II. Анализ применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ доходов и налоговых платежей ООО«Сфинкс»

2.3 Анализ эффективности перехода ООО «Сфинкс » на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и доходы минус расходы

2.4 Порядок заполнения декларации по УСН ООО «Сфинкс» за 2009 год, с объектом налогообложения доходы

Глава III. Основные направления совершенствования развития оптимизации налогового бремени в РФ

3.1 Недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»

3.2 Рекомендации по совершенствованию налогового бремени ООО «Сфинкс»

Заключение

Список использованной литератур

Приложения

Введение

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В современных экономических условиях важным вопросом при разработке системы налогообложения является проблема оптимизации налогового бремени на предприятия транспортного комплекса. В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения того или иного налога на общую налоговую нагрузку.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Оптимизация налогового бремени в РФ» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Проблема определения оптимального налогового бремени актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы и каждый раз решение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.

Целью дипломной работы является изучение темы «Пути совершенствование налогового бремени в РФ» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;

- изучить современные методики оптимизации налогообложения – снижения налогового бремени;

- выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях;

- изучить зарубежный опыт минимизации налогового бремени;

- провести анализ доходов и налоговых платежей ООО«Сфинкс»;

- проанализировать эффективность перехода ООО «Сфинкс » на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и доходы минус расходы;

- рассмотреть порядок заполнения декларации по УСН ООО «Сфинкс» за 2009 г.;

- выявить недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО «Сфинкс»;

- дать рекомендации по совершенствованию налогового бремени ООО «Сфинкс».

Объектом исследования является анализ современного состояния налогового бремени и оптимизация налоговых платежей на примере предприятия КБР.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Оптимизация налогового бремени в РФ», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

В ходе написания теоретической части работы использовались труды таких ученых как: А. М. Абдулгалимов; В. А. Абрамов; И.М. Александров; М.Ю. Алексеев; А.П. Анисимова; А. В. Анищенко; В.А. Бабанин; А.В. Боброва; Н.А. Брусиловская; А.В. Брызгалин; А.Е. Викуленко; Е. С. Вылкова; А.Н. Головкин; А.П. Гофтман; Е. Ю. Жидкова; В.М. Зарипов; Л.А. Злобина; А.В. Ильин; А.Н. Кадушин; Г.И. Карбушев; А.П. Кириенко; Е.C. Киров; О. А. Курбангалеева; М.И. Литвин; Ю.А. Лукаш; О. В. Мандрощенко; Р.А. Митрофанов; Э. С. Митюкова; И. В. Никулкина; В.Г. Пансков; М. Р. Пинская; М. С. Полякова; В.Я. Савченко; М.А. Сажина; О. В. Скворцов; И.Н. Соловьев; М.М. Стажкова; Б.А. Теслюк; Н. Н. Тютюрюков; Е.C. Фокин; Ю.С. Цыганкова; Д. Г. Черник и др.

Нормативную и практическую базу работы составили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области налогообложения; материалы научных конференций; статистические материалы, бухгалтерская и налоговая отчетность по ООО «Сфинкс».

Теоретическая значимость заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют разделы экономической теории и теории управления налоговыми органами.

Практическая значимость состоит в том, что выводы, полученные в ходе проведенного теоретического и практического анализа, можно использовать в теории налогообложения, теории управления налоговыми органами. Содержащиеся в работе предложения могут быть использованы в учебном процессе вузовской подготовки специалистов по дисциплинам: «Налоги и налогообложение», «Организация и методика проведения налоговых проверок», «Налоговое право», «Администрирование налогов».

Методологическая база и методы исследования. Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, метод сравнительного анализа и других научных методов познания социально-политических явлений и процессов.

Дипломная работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список использованной литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы оптимизации налогового бремени

1.1 Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени. Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя - это «мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

В широком смысле слова - бремя, налагаемое любым платежом А.В. Брызгалин дает следующее определение[1] : «На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту».

Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

В.Г. Пансков считает, что на уровне государства в качестве показателя налоговой нагрузки следует использовать показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП[2] .

В сборнике трудов СПбГУЭФ указывается, что понятие «налоговая нагрузка» должна включать комплексную характеристику таких показателей как перечень налогов и сборов, ставки налогов, налогооблагаемую базу, механизм исчисления налоговой нагрузки на предприятии.

Д.Г. Черник считает[3] , что «налоговая емкость (бремя, гнет, пресс) - наиболее обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и государства; величина, характеризующая долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов, производная величина от реализуемой модели рыночной экономики. Определяется как отношение налоговых сборов к совокупному национальному продукту».

Специалистами Центрального экономико-математического института РАН предлагается расчет налогового бремени по способу эффективной ставки, как отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием, что характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков[4] называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

mirznanii.com

Оптимизация налогового бремени - страница 3

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.

В Российской Федерации в период становления и развития налоговой системы вопросы методики и практики оптимизации налогообложения стали жизненно важными для большинства предприятий, и в настоящее время являются частью их конкурентоспособности.

Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени предприятия. В научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта, такие как:

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, по которой налоговое бремя предлагается оценивать отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции.

Методика М.Н. Крейниной, согласно которой при определении налоговой нагрузки специалисты должны исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной10.

Методика А. Кадушина и Н. Михайловой, в соответствии с которой предлагается налоговую нагрузку оценивать как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом.

Методика Е.А. Кировой, в которой она предлагает различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку экономического субъекта: абсолютный и относительный.

Методика М.И. Литвина, где показатель налоговой нагрузки связывается с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.

Методика Т.К. Островенко, характеризующая налоговую нагрузку в виде частных и обобщающих показателей.

Различие методик определения налогового бремени проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная, идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Также каждая из методик учитывает изменение количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

После оценки налогового бремени предприятие может переходить к собственно оптимизации налогообложения, общими методами которой являются11:

- метод замены налогового субъекта;

- метод изменения вида деятельности налогового субъекта;

- метод замены налоговой юрисдикции;

- принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей;

- оптимизация через договорные отношения;

- использование различных льгот и налоговых освобождений.

Кроме того могут использоваться и специальные методы оптимизации:

- метод замены отношений;

- метод разделения отношений;

- метод отсрочки налогового платежа;

- метод прямого сокращения объекта налогообложения.

При оптимизации налогообложения следует четко отслеживать грань между собственно оптимизацией и уклонением от налогов. Ведь налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов, а уклонение от налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства.

Таким образом, методы оптимизации налогов подразделяются на законные и незаконные. В процессе оптимизации налогообложения предприятия должны использовать только законные методы, которые отвечают принципам естественности, индивидуальности, соотнесения эффекта и затрат, динамичности, юридической чистоты, конфиденциальности, контроля, сочетания формы и содержания, нейтралитета, диверсификации и комплексного подхода.

Также, в целях минимизации налогообложения удобно пользоваться классификацией налогов, отталкивающейся от положения налога относительно себестоимости. В соответствии с ней выделяют налоги, находящиеся «внутри» себестоимости, налоги, находящиеся «вне» себестоимости, «над» себестоимостью и налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Основным методом оптимизации налогообложения - снижения налогового бремени - является в наше время налоговое планирование. Налоговое планирование необходимо на всех этапах хозяйственной деятельности. Только грамотное налоговое планирование приводит к эффективной оптимизации налогообложения.

Следует также понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является всего лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на её основе с учётом реальных условий, в которых находится экономический субъект12.

Результатом оптимизации налогообложения должны стать увеличение реальных возможностей экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.

Любая оптимизация налогообложения предполагает, что снижение налогового бремени на компанию будет проведено не до «0», то есть не полностью, а до минимальных ставок, предусмотренных НК РФ, законодательными актами и документами. В противном случае это будет не оптимизация, а уклонение от уплаты налогов.

Оптимизация – это использование законных способов, а уклонение – преступление. Чтобы не преступить тонкую грань, необходимо учитывать следующие рекомендации (см. таблицу 1)13:

Таблица 1.

1

Нельзя применять схемы оптимизации налогообложения ради самих схем, без экономического обоснования. Ведь в любой компании к доходам, равно как и к расходам, необходимо подходить прежде всего с точки зрения экономической обоснованности, выгоды и оправдания реальных или потенциальных затрат на мероприятия по оптимизации. Использовать любую схему и не видеть при этом причин, мотивов и последствий – не только неоправданно, но и может грозить прямо противоположными последствиями.

2

Нельзя подходить к налоговым схемам по принципу «все так делают» или «всегда так делали». Законодательство развивается, появляются новые нормы, разъяснения, постановления, и то, что раньше было допустимо, сегодня может серьезно испортить жизнь.

3

Нельзя доверять принятие основополагающих решений при налоговом планировании неспециалистам.

4

Нельзя считать, что ваш главный бухгалтер является налоговым юристом.

5

Нельзя думать, что налоговый юрист вам потребуется только тогда, когда придет проблема.

6

Нельзя откладывать продумывание налоговых последствий на потом и решать проблемы по мере их поступления.

7

Нельзя терять контроль за действиями, производимыми на предприятии в направлении оптимизации налогообложения. Встречаются ошибки, когда, поставив экономические задачи, руководитель «отключается» от того, как эти задачи реализуются на практике, и контролирует только финансовый результат.

8

Нельзя санкционировать меры, направленные на существенное уменьшение размера налоговых обязанностей, при непонимании правовых оснований этих мер. Причем желательно, помимо правовых норм, под каждые «группы обстоятельств» проверять, как формируется судебная практика.

9

Нельзя настаивать на том, чтобы бухгалтерия выполняла указания по «оптимизации налогов», не объясняя того, какими способами предполагается эти указания выполнять.

10

Нельзя откладывать оформление документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, «в долгий ящик».

11

Нельзя при снижении налогового бремени игнорировать принцип обратной зависимости: чем меньше налоговая нагрузка на компанию, тем выше риски и трудоемкость по ее обоснованию. А ведь спросить могут в любой момент.

12

И наконец, самое главное: ни в коем случае нельзя нарушать законодательство Российской Федерации!

1.3 Состояние проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях

В условиях современной экономической действительности, когда конкуренция за привлечение свободных финансовых ресурсов становится все острее, создание благоприятного инвестиционного климата приобретает большое практическое значение. Одной из характерных особенностей инвестиций является их селективность или выборочность. Эта особенность связана с тем, что рынок капитала складывается в пользу инвестора, так как возможности потребителя по накоплению финансовых ресурсов ограничены. Те страны и регионы, которые остро нуждаются в финансовых вложениях, вынуждены задействовать все имеющиеся у них средства и возможности. К ним относятся государства с развивающейся экономикой, а в рамках государства – экономически отстающие от общего уровня развития страны регионы.

    продолжение

coolreferat.com

Налоговая оптимизация: теория и практика

     Любое государство заинтересовано в максимальном наполнении казны, активно используя при этом фискальную функцию налоговых платежей. Вместе с тем каждый хозяйствующий субъект стремится к рационализации своей предпринимательской деятельности, в том числе путем минимизации налоговых обязательств перед государством.

     Первые исследования по проблемам налоговой оптимизации (taxoptimization) как элемента избежания налогов (taxavoidance) появились в литературе в 70 - 80-х гг. предыдущего столетия. Налоговая оптимизация рассматривалась в первую очередь как экономическое явление и изучалась в рамках финансового менеджмента [1].

     Одним из первых в отечественной науке понятие и пределы налоговой оптимизации исследовал А.В. Брызгалин [2], хотя отдельные работы в данной области выходили и ранее.

     В рамках зарубежных исследований налоговая оптимизация рассматривается как частный случай избежания налогов [3]. В свою очередь, избежание налогов «состоит в использовании недостатков налогового законодательства в целях снижения налоговой обязанности» [4, стр. 3].

     Несколько другое определение избежания налогов предлагает Н.Р. Тупанчески, который понимает под ним «сознательное и намеренное использование ситуации, не предусмотренной законодательными постановлениями, с целью избежания или снижения налогообложения» [4, стр. 111].

     Аналогичное определение содержится в диссертационной работе немецкого исследователя Б. Торглера [5].

     В рамках избежания налогов возможно как преднамеренное, так и непреднамеренное уменьшение налоговых платежей.

     В первом случае речь идет о налоговой оптимизации или, как подчеркивается в некоторых работах, налоговой минимизации. Налоговая минимизация, как следует из смысла данного термина, - это такие действия налогоплательщиков, которые имеют своей целью предельное уменьшение налоговых платежей в бюджеты.

     В свою очередь, налоговая оптимизация предполагает выбор оптимального варианта деятельности налогоплательщика, направленного на уменьшение налоговых обязанностей [6].

     Таким образом, с экономической точки зрения понятия налоговой оптимизации и налоговой минимизации хотя и могут пересекаться, но не тождественны. Так, для налогоплательщиков не всегда выгодно предельно сократить размер налоговых обязанностей, поскольку это может повредить интересам его акционеров {2}.

     Российские ученые, в целом соглашаясь с разработками зарубежных исследователей, интерпретируют налоговую оптимизацию несколько иначе.

     Так, А.В. Брызгалин рассматривает уменьшение налоговых платежей (налоговую минимизацию) как родовое понятие, включающее в себя в зависимости от способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию) [7, стр. 11-12] деятельность. В свою очередь, налоговая оптимизация рассматривается как такая организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения налогового или уголовного законодательства [7, стр. 24].

     Следовательно, при данном подходе налоговая оптимизация представляет собой частный случай уменьшения налогов.

     Известный российский правовед И.И. Кучеров определяет налоговую оптимизацию как уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов [8].

     В одной из работ С.Г. Пепеляев раскрывает сущность налогового планирования через признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств [9]. Аналогичное определение налогового планирования предлагает И.В. Липатова [10].

     Несмотря на разницу в терминологии, все приведенные определения характеризуют одно и то же понятие – налоговую оптимизацию.

     Приведенные выше определения налоговой оптимизации позволяют выделить общие признаки данного явления, к которым относятся:

 

     На сегодняшний день оптимизация налогообложения – один из факторов, определяющих конкурентоспособность бизнеса. Мировой опыт наглядно свидетельствует не только о признании государством возможности или правомерности такой оптимизации, но и о ее эффективности.

     В то же время, говоря об оптимизации, следует иметь в виду лишь законные действия налогоплательщиков, в силу чего очевидным становится и стремление государства бороться с нарушениями налогового законодательства. Прямым следствием этого является такая налоговая политика, которая обеспечивает возможность разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и противоправной минимизации налоговых платежей.

     В настоящее время судебная практика и, в несколько меньшей степени, доктрина стали, как справедливо отметили французские авторы К.Ж. Берр и А. Тремо, инструментами установления положений права, имеющими не меньшую значимость, чем вообще писаное право, и относящимися и к налоговому праву, поскольку конкретные трудности, с которыми ежедневно сталкиваются налогоплательщики на практике, имеют слишком техническую природу, и, следовательно, здесь, как нигде, необходима опора на судебный прецедент или на официальное толкование [11].

     Доктрина является вспомогательным источником международного налогового права в системе международно-правовых источников регулирования налогообложения нерезидентов {3}.

     Она выступает в форме толкований международных соглашений, рекомендаций и иных ненормативных актов международных организаций, научных концепций, теоретических исследований.

     Применение судебных доктрин является одним из способов борьбы с уклонением от уплаты налогов за рубежом, применяемым в качестве последнего средства, когда исчерпаны все предусмотренные законом средства, позволяющие бороться с уклонением от налогообложения.

     Наибольшее распространение в странах англосаксонской системы права получили доктрины:

 

     Данная доктрина состоит в том, что всякая сделка, при которой происходит минимизация налогообложения, должна преследовать какую-то цель. В данном случае в качестве основного критерия оценки добросовестности налогоплательщика выступает экономическая эффективность заключенных сделок.

     Средства инвестируются для получения дохода или только для получения необоснованных льгот.

     Иными словами, презюмируется, что любая сделка должна иметь какую-либо деловую цель и быть экономически обоснованной. Если же такой цели нет и, что особенно важно, налоговые органы сумеют доказать это, соответствующая операция будет квалифицироваться как уход от налогообложения.

     Следовательно, налоговая служба сможет доначислить налоги и пени. Причем в европейской практике в случае пересмотра налоговых последствий сделки привлечь налогоплательщика к ответственности нельзя, т.к. формально закон не нарушен .

     Если налоговые льготы непропорционально велики по сравнению с действительными инвестициями, то эти действия свидетельствуют о злоупотреблении и умысле на уклонение, а не получении прибыли от предпринимательской деятельности [13].

     Данная доктрина широко применяется в США, однако, она не нашла поддержки судебных органов Канады.

     В российской же действительности использование доктрины «деловой цели» и возможность юридической переквалификации сделки существенно затруднены все более широким применением в налоговых правоотношениях такого оценочного критерия, как «добросовестность налогоплательщика».

     В Российской Федерации впервые понятие «добросовестность» было введено Конституционным Судом РФ, который в Постановлении от 12.10.1998 № 24-П [14] по делу об уплате налога через «проблемные банки» указал, что «повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика непоступивших налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности». Данное Постановление, принятое в пользу налогоплательщиков, тем не менее, не ответило на вопрос о том, что делать с проблемой массовой неуплаты налогов.

     Именно поэтому в Конституционный Суд РФ обратилось МНС России с ходатайством об официальном разъяснении Постановления от 12.10.1998 № 24-П, в котором поставило вопрос таким образом: поскольку Конституционный Суд упомянул о добросовестных налогоплательщиках, как налоговым органам поступать с недобросовестными по их мнению налогоплательщиками.

     В Определении от 25.10.2001 № 138-О Конституционный Суд РФ [15], отвечая на вопрос МНС России применительно к Постановлению от 12.10.1998 № 24-П, указал, что на «недобросовестных налогоплательщиков» не распространяются те выводы, которые содержатся в мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности». При этом, вводя в оборот понятия «добросовестный» и «недобросовестный» налогоплательщик, Конституционный Суд РФ предложил конкретные варианты их использования налоговыми органами, один из которых – предъявление налоговыми органами в арбитражные суды исков о признании недействительными мнимых или притворных сделок налогоплательщика.

     Доктрина «существо над формой».

     Данная доктрина состоит в том, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. То есть налоговый орган, при анализе правомерности уплаты или неуплаты налогов, будет квалифицировать сделку исходя из фактического характера сложившихся отношений между сторонами договора, существа сделки.

     Вместе с тем, следует отметить, что данная доктрина имеет как сторонников, так и противников. Так, некоторые специалисты считают данную доктрину опасной.

     Поскольку у судов отсутствуют убедительные и разумные критерии определения сущности сделки, она просто превращается «в удобный ярлык, который используется судьями, чтобы оправдать их заключения» [16].

     Доктрина «сделки по шагам» («вытянутой руки»).

     По данной доктрине применяются условные методы налогообложения с определением налоговой базы по рыночным ценам к каждому шагу сделки.

     При этом действительность всех составляющих сделки не означает действительность всей сделки в целом.

     Отсутствие реальной экономической или коммерческой цели ведет к игнорированию всей сделки для налоговых целей. При этом суды в рамках применения данной доктрины вправе не только признавать сделки недействительными, но и переквалифицировать их исходя из истинных целей действий, совершаемых налогоплательщиком.

     Таким образом, применение данной доктрины тесно связано с применением доктрины деловой цели.

     Доктрина игнорирования правосубъектной организации.

     По данной доктрине юридическое лицо не рассматривается как субъект права, если данная организация создается без цели ведения истинной коммерческой деятельности. В этом случае юридическое лицо игнорируется налоговыми органами при налогообложении.

     Необходимо отметить, что наибольшее применение в судах Канады при рассмотрении налоговых споров получила доктрина фиктивных и недействительных сделок.

     Под фиктивной сделкой суды Канады понимают сделку, порождающую юридически законные права и обязанности, отличающие от реальных прав и обязанностей сторон. Недействительной – сделку, совершенную без намерения фактически создать права и обязанности.

     С учетом специфики национальных судебных систем в настоящее время мы наблюдаем различные подходы к разграничению юрисдикции судов в области налогообложения.

     Как отмечает О.Р. Михайлова, по своему предмету налоговые споры специфичны, они разрешают сложные экономические ситуации, и их рассмотрение требует специального знания и применения особых процедур [17].

     Практика свидетельствует о тенденции к специализации судопроизводства по налоговым спорам, формы и степень которой в рамках каждой судебной системы индивидуальны.

     Во Франции и ряде других стран юрисдикцией в области налоговых споров обладают гражданские и административные суды.

     В данном случае, по справедливому замечанию С.А. Нотина, разделение происходит в том числе исходя из специфики рассматриваемых дел: французские гражданские суды во главе с Кассационным судом рассматривают споры, связанные с косвенным налогообложением, дела, касающиеся налога на прибыль, подлежат рассмотрению в административных судах во главе с Государственным советом [18].

     В Германии налоговые споры рассматривают финансовые суды, в США и Канаде – специализированные налоговые суды.

     В Великобритании в первой инстанции налоговые споры разрешают независимые трибуналы (квазисудебные органы), решения которых могут быть обжалованы в Высокий суд (TheHighCourt), входящий в систему судебных органов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

     Прежде всего, необходимо остановиться на некоторых характерных чертах построения национальных судебных систем, поскольку данная специфика оказывает существенное влияние на организационную модель налогового судопроизводства.

     Так, особенностью системы романо-германского права, по мнению известного американского компаративиста К. Осакве, является своеобразность структуры высшего звена судебных органов – множество верховных судов.

     Во Франции действуют три верховных суда – Верховный суд общей юрисдикции, Верховный административный суд и Верховный конституционный суд.

     В Германии – шесть верховных судов, в их числе пять отраслевых и Федеральный конституционный суд.

     В отличие от этой практики, в системах англо-американского общего права лишь одна судебная пирамида, во главе которой стоит единственный суд, которому подведомственны все нижестоящие суды – как специализированные, так и общей юрисдикции [19].

 

ПРИМЕЧАНИЕ

{1} Например, предельное сокращение прибыли и, следовательно, уменьшение дивидендов являются минимизацией, но не всегда являются оптимальным выбором поведения налогоплательщика.{2} Например, предельное сокращение прибыли и, следовательно, уменьшение дивидендов являются минимизацией, но не всегда являются оптимальным выбором поведения налогоплательщика.{3} Зарубежных странах, имеющих развитую систему налогового регулирования международной экономической деятельности, международно-правовой доктрине в данной системе традиционно уделяется важное место [12].

49e.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта