Тема 1. Социальное измерение. Шкалирование. План. Пример ранжирование


Тема 1. Социальное измерение. Шкалирование. План

  1. Понятие измерения.

  1. Измерительные шкалы.

  1. Номинативная шкала.

  1. Порядковая (ранговая, одинарная) шкала.

4.1. Правила ранжирования:

А. Ранжирование качественных признаков

Б. ранжирование количественных признаков

    1. Проверка правильности ранжирования

А. Формула для подсчета суммы рангов по столбцу (строчке)

Б. Формула для расчета суммы рангов в таблице

    1. Случай одинаковых рангов

А. Ранжирование качественных признаков

Б. Ранжирование количественных признаков

  1. Шкала интервалов.

  1. Шкала отношений.

3. Примеры номинальных шкал.

Пример 1. Как люди предпочитают проводить досуг?

а) с товарищами, приятелями;

б) на лоне природы;

в) в занятиях спортом;

г) в кругу семьи.

Получается четыре непересекающихся множества обозначенных символами а, б, в, г.

Пример 2. Мотивы увольнения с работы.

а) не устраивал заработок;

б) неудобная сменность;

в) плохие условия труда;

г) неинтересная работа;

д) кофликт с начальством

Здесь все респонденты делятся на пять классов а,б,в,г,д и обозначаются соответствующими символами.

Пример 3. Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро?

(выберите не более трех самых важных)

1 Невыплата зарплаты

2 Цены на товары и услуги

3 Невыплата пенсий

4 Работа городского транспорта

5 Безработица

6 Плата за жилищно-коммунальные услуги

7 Низкий уровень заработной платы

8 Медицинское обслуживание

9 Состояние окружающей среды

10 Преступность

11 Социальная защищенность людей

12 Обеспеченность жильем

13 Оплата обучения в школах и питания в детских садах

14 Другое (напишите) ________________________

15 Нет никаких проблем

Пример 4. Ваш пол?

1 — мужской; 2 — женский

4. Порядковая шкала предполагает упорядочение объектов относительно какого-либо критерия или свойства. Эта шкала определяется двумя эмпирическими операциями:

  1. установлением равенства объектов по отношению какого-либо конкретного значения шкалы;

  2. установлением отношения «больше — меньше» между объектами.

Примеры порядковых шкал

Пример 1. Оцените свой жизненный уровень:

Порядок Наименование (значение шкалы)

1 — живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;

2 — живу в достатке, но без излишеств;

3 — живу средне;

4 — живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;

5 — живу очень плохо, весь в долгах;

6 — затрудняюсь ответить.

Пример 2. Ваше образование?

Порядок Значение

1 — неполное среднее

2 — среднее

3 — среднее специальное

4 — высшее, незаконченное высшее

Пример 3. Необходимо провести измерение в ранговой шкале группы подростков (численность группы от 5 человек и выше) по степени агрессивности. Такое ранжирование (кодирование) можно сделать по пяти уровням агрессивности самыми разными способами, например, как в таблице 1.

Таблица 1.

Градация

1-ая кодировка

2-ая кодировка

3-я кодировка

Самый низкий

1

14

1

Низкий

3

23

2

Средний

6

34

3

Высокий

10

56

4

Самый высокий

15

199

5

Этот пример хорошо иллюстрирует положение о том, что интервалы в ранговой шкале не равны между собой. Например, вычислим разность рангов по первому и по второму столбцу между второй и первой градациями: 3-1=2 и 23-14=9.

Именно поэтому числа в ранговых шкалах обозначают лишь порядок следования признаков, а операции с числами в этой шкале — это операции с рангами.

studfiles.net

Пример ранжирования важности характеристик программного средства для различных категорий специалистов

  Функциональные возможности Надежность Эффективность Практичность Сопровождаемость Мобильность
Заказчики Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Средняя
Пользователи Высокая Высокая Высокая Высокая Низкая Низкая
Разработчики Высокая Высокая Средняя Средняя Средняя Средняя
Сопровождающие Средняя Средняя Средняя Высокая Высокая Низкая
Специалисты по переносу Высокая Средняя Высокая Средняя Низкая Высокая

 

В таблице 6.1 представлен пример ранжирования по степени важности на три уровня (высокая, средняя, низкая) основных стандартизированных характеристик качества ПС для разных категорий специалистов. Первые две группы потребителей характеристик качества заинтересованы преимущественно в реализации функций, проявляющихся в процессе использования конечного, готового программного продукта. Для этих потребителей при выборе важно выделять и по возможности формализовать внешние, эксплуатационные характеристики на завершающих этапах ЖЦ версий ПС. К ним относятся, прежде всего, высокие приоритеты для надежности, эффективности и практичности. Для заказчиков приоритетными могут быть также сопровождаемость и мобильность, которые для оперативных пользователей ПС обычно являются второстепенными.

Последние три группы потребителей интересуют преимущественно характеристики ПС на промежуточных этапах ЖЦ, на которых проявляются в основном внутренние структурные, технологические свойства комплекса программ, влияющие также на сопровождаемость и мобильность. Их можно не представлять в составе эксплуатационной документации для оперативных пользователей и отражать только в технологической документации разработчиков, специалистов по сопровождению и переносу программ и данных, а также поставлять заказчикам по специальному запросу. Они должны формализоваться для обеспечения возможности контроля системой качества предприятия или проекта, а также для технологической поддержки реализации этих характеристик качества в течение всего ЖЦ ПС. Для этих потребителей надежность и практичность отходят на второй план, однако ресурсная эффективность может оставаться высоко приоритетной.

Приоритеты потребителей при выборе требований к качеству отражаются не только на выделении важнейших для них критериев и ранжировании приоритетов других характеристик, но также на возможности исключения из анализа некоторых характеристик качества, которые для данного потребителя не имеют значения. Представленное в таблице 6.1 ранжирование может детализироваться и изменяться в зависимости от функций ПС и реальных ресурсов, доступных для обеспечения их жизненного цикла. Эти приоритеты должны обобщаться и учитываться заказчиком проекта при подготовке контракта и технического задания. После определения назначения и функций ПС подготовка исходных данных и концепции проекта должны завершаться выделением номенклатуры приоритетных конструктивных атрибутов характеристик качества, имеющих достаточное влияние на функциональную пригодность ПС для определенных потребителей.

На этапе предварительного проектирования, после фиксирования исходных данных и приоритетов характеристик для конкретного проекта и его потребителей, может начинаться выбор требований к свойствам и значениям, а также установление и утверждение конкретных мер и шкал характеристик и атрибутов качества. Такой анализ должны проводить заказчик и некоторые потенциальные пользователи совместно со специалистами, обеспечивающими ЖЦ комплекса программ и реализацию установленных требований к показателям качества. Этими специалистами, для каждого из выбранных атрибутов, должна быть установлена и согласована мера и шкала оценок характеристик и их атрибутов для конкретного проекта и потребителя результатов анализа. Там, где кроме оценивания наличия номинальных свойств возможны количественные измерения, при оценке реализации требований к качеству может быть полезен выбор и установление допусков на отклонения от величин, требуемых спецификациями. Для показателей, представляемых качественными свойствами и признаками их наличия, желательно определить и зафиксировать в спецификациях описания допустимых условий, при которых следует считать, что данная характеристика может или должна быть реализована в проекте ПС.

Принципиальные и технические возможности, точность реализации свойств и измерения значений характеристик качества, а также общие ресурсы конкретного проекта всегда ограниченны в соответствии с их содержанием и возможностями заказчика и разработчиков. Это определяет рациональные диапазоны значений каждого атрибута, которые могут быть выбраны для проекта ПС на основе требований заказчика, здравого смысла, а также путем анализа пилотных проектов и прецедентов в спецификациях требований реализованных проектов. В пределах этих диапазонов целесообразно определение реальной достоверности оценивания и масштаба мер для описания соответствующего атрибута требований.

Требования к значениям характеристик качества должны быть предварительно проверены разработчиками на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости откорректированы по составу и значениям с учетом рисков. При ограниченности ресурсов проекта ПС распределение приоритетов должно становиться более строгим и могут снижаться приоритеты характеристик, для реализации которых ресурсов недостаточно. В результате формируется полный набор требуемых характеристик, свойств и атрибутов, их мер и значений качества для определенных потребителей в ЖЦПС.

Входные проектные данные и требования к ПС, включая установленные законодательные и регламентирующие нормативные требования, должны быть оформлены документально, а их выбор проанализирован поставщиком на адекватность. Неполные, двусмысленные или противоречивые требования должны быть предметом урегулирования с лицами, ответственными за их предъявление. Спецификацию требований должен представить потребитель-заказчик. Однако по взаимному согласию ее может подготовить поставщик-разработчик в тесном сотрудничестве с потребителем для предупреждений разногласий путем, например, уточнения определений терминов, объяснения предпосылок и обоснования требований. Исходные требования могут быть представлены и согласованы в виде спецификации всей системы. Если программный продукт нуждается во взаимодействии с другими программными или аппаратными продуктами, то в спецификации требований должны быть оговорены непосредственно или при помощи ссылок интерфейсы между разрабатываемыми и другими применяемыми продуктами. В этом случае должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие четкое распределение системных требований между аппаратными и программными компонентами, а также соответствующие спецификации интерфейсов с внешней средой. При заключении контракта спецификация требований может быть определена не полностью, она может быть доработана в ходе реализации проекта.

Выходные проектные данные должны быть документально оформлены и выражены в требованиях так, чтобы их можно было проверять в ЖЦ ПС и подтвердить соответствие входным проектным требованиям. Выходные проектные данные должны содержать критерии приемки проекта заказчиком или ссылки на них, а также идентифицировать те характеристики проекта, которые являются критическими для безопасного и надежного функционирования ПС. К составу выходных проектных данных могут относиться:

- спецификация структурного проектирования;

- описание результатов и спецификации рабочего проектированиякомпонентов;

- исходные тексты программ и программы в объектном коде;

- комплект эксплуатационной документации и руководств для пользователей;

- комплект технологической документации для обеспечения возможности модификации и сопровождения ПС.

Результаты системного анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик проектов ПС средней или относительно невысокой сложности должны быть документированы в спецификациях требований, согласованы с их потребителями и утверждены заказчиком проекта для последующей реализации. Для разработчиков особенно важно формализовать требования к качеству и согласовать их с заказчиком при утверждении контракта и технического задания на проект ПС. Требования к характеристикам, утвержденные после предварительного проектирования, могут быть закреплены в техническом задании как обязательные для детального и рабочего проектирования. Эти данные могут использоваться при последующем оценивании качества и его сопоставлении с требованиями в процессе квалификационных испытаний или сертификации ПС. Однако для крупных и дорогих проектов может потребоваться уточнение требований к качеству при детальном проектировании с позиции улучшения соотношения значений качества и затрат ресурсов, которые необходимы или допустимы для их реализации в ЖЦ ПС.

При детальном проектировании может быть целесообразно дополнительное уточнение совокупности требований выбранных характеристик и атрибутов качества сложных ПС с учетом соотношения качества и затрат ресурсов, которые могут быть весьма велики. Для заказчика и пользователей может иметь значение не только определение функциональной пригодности, но и потенциального спроса на рынке конкретного программного продукта, а также его конкурентоспособности с другими аналогичными по функциям ПС с учетом его качества и стоимости. Это обстоятельство может определять необходимость уточнения требований к отдельным характеристикам качества не только для их реализации разработчиками в ЖЦ ПС, но также для оценивания интегрального качества готового программного продукта, поставляемого на рынок.

Каждая характеристика качества и затраты ресурсов первоначально анализируются независимо, что может использоваться в качестве исходных данных для их сопоставления с отдельными характеристиками аналогичных ПС или для представления, как составляющей вектора в многомерном пространстве стандартизированных атрибутов характеристик качества. Обычно заказчики и разработчики первоначально устанавливают требования к каждой характеристике без учета относительных затрат на их достижение, а также без детального анализа их совместного влияния на полную функциональную пригодность у потребителей. Это может приводить к значительным перекосам и несбалансированным значениям требований к отдельным, взаимосвязанным характеристикам качества, на которые нерационально используются ограниченные ресурсы ЖЦ ПС, или к неадекватно низким их значениям. В проектах крупных ПС это может угрожать значительным повышением стоимости и/или снижением конкурентоспособности создаваемого программного продукта из-за недостаточного уровня отдельных показателей качества.

Атрибуты качества ПС имеют различные меры и шкалы, вследствие чего они в большинстве своем непосредственно несопоставимы между собой. Они предварительно выбираются и согласовываются с заказчиком при последовательном, почти независимом анализе каждого атрибута качества в соответствии с их мерами и шкалами, для последующего использования в контракте и техническом задании. Для обобщенного оценивания качества ПС необходим учет относительного влияния каждого атрибута на функциональную пригодность. При этом не всегда учитываются ресурсы для их реализации в конкретном ПС. Это часто приводит к выдвижению ряда нерациональных требований, которые значительно отличаются: либо по степени влияния на функциональную пригодность, либо по величине ресурсов, необходимых для их реализации. Для целенаправленного эффективного управления качеством сложного ПС при проектировании целесообразно иметь механизм объединения разнородных характеристик в некоторый интегральный показатель, отражающий их совокупное влияние на его функциональную пригодность. Таким образом, при разработке требований к характеристикам качества выявилась проблема анализа системной эффективности программного средства и обобщения его характеристик, а также оценивания совместного влияния различных характеристик и атрибутов качества на функциональную пригодность ПС с учетом затратна их реализацию (см. лекцию 12).

 

megaobuchalka.ru

Пример таблицы ранжирования — МегаЛекции

№ п/п Наименование делового качества Ранг
1. Управление изменениями
2. Стратегическое видение
15. Планирование деятельности и ресурсов
16. Сбор и анализ информации

2.19. В целях повышения достоверности модели деловых качеств при использовании методов попарного сравнения и ранжирования рекомендуется устанавливать различные веса для оценок всех экспертов. Наибольший вес должен быть присвоен оценкам, поставленным непосредственным руководителем.

При этом при расчете итогового значения делового качества суммируются оценки экспертов, полученные в результате умножения проставленного экспертом значения на установленный для его оценок вес.

2.20. Исходя из итоговых значений отобранных деловых качеств определяется их вес в модели деловых качеств для должности (группы должностей) гражданской службы.

2.20. Методика определения весов деловых качеств в модели деловых качеств зависит от используемого метода отбора деловых качеств, подлежащих включению в модель деловых качеств по конкретной должности (группе должностей) гражданской службы.

2.21. Суммарный вес трех общих деловых качеств в модели деловых качеств устанавливается на уровне 0,2-0,3. Конкретный вес каждого из общих деловых качеств выставляется экспертным путем исходя из значимости данных деловых качеств для конкретной должности (группы должностей) гражданской службы.

2.22. Веса функциональных и управленческих деловых качеств должны определяться на основе экспертных оценок, выставленных по результатам отбора данных деловых качеств в модель деловых качеств, в зависимости от использованного метода отбора.

2.23. В случае использования метода попарного сравнения вес делового качества (Вес ДК) рассчитывается по формуле:

где:

«Число баллов ДК» – общая суммарная оценка, поставленная экспертами данному деловому качеству;

« » – общая суммарная оценка, поставленная экспертами по всем отобранным деловым качествам;

«Вес общих деловых качеств» – удельный вес общих деловых качеств в модели деловых качеств.

2.24. В случае использования метода ранжирования, веса устанавливаются экспертным путем в зависимости от значимости делового качества для эффективного исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы.

Суммарное значение весов всех деловых качеств должно быть равно 1.

2.25. Выбранные для модели деловые качества, их веса, стандарты делового поведения заносятся кадровой службой в бланк модели деловых качеств.

Бланк модели деловых качеств содержит следующую информацию:

- государственный орган;

- структурное подразделение государственного органа;

- наименование должности гражданской службы, ее категория и группа;

- группа деловых качеств;

- деловое качество;

- вес делового качества;

- стандарты делового поведения (включаются все стандарты делового поведения, содержащиеся в Справочнике деловых качеств).

Образец бланка модели деловых качеств представлен в Приложении № 3 к настоящему методическому инструментарию.

Пример разработки модели деловых качеств для должности гражданской службы с использованием метода попарного сравнения представлен в Приложении № 3.1 к настоящему методическому инструментарию.

Пример разработки модели деловых качеств для должности гражданской службы с использованием метода ранжирования представлен в Приложении № 3.2 к настоящему методическому инструментарию.

2.26. В случае если модель деловых качеств составлена для группы должностей гражданской службы, замещение которых предполагает выполнение и реализацию схожих задач и функций, отдельные бланки заполняются для каждой должности гражданской службы.

2.27. Модель деловых качеств для должности гражданской службы является приложением к должностному регламенту по данной должности гражданской службы.

В случае внесения изменений в должностной регламент модель деловых качеств по данной должности гражданской службы при необходимости должна быть переработана.

2.28. В роли экспертов при проведении оценки деловых качеств гражданского служащего выступают непосредственный руководитель оцениваемого гражданского служащего и вышестоящий руководитель. К процедуре оценки могут быть привлечены в качестве экспертов также гражданские служащие, систематически взаимодействующие с оцениваемым гражданским служащим в процессе исполнения им должностных обязанностей.

Оценка деловых качеств также проводится самим оцениваемым гражданским служащим.

2.29. Оценка деловых качеств проводится на основе модели деловых качеств для должности гражданской службы, замещаемой оцениваемым гражданским служащим. В процессе проведения оценки каждый эксперт должен заполнить бланк оценки деловых качеств, представленный в Приложении № 4 к настоящему методическому инструментарию. Одновременно оцениваемый гражданский служащий заполняет бланк самооценки деловых качеств, представленный в Приложении № 5 к настоящему методическому инструментарию.

2.30. Бланки оценки и бланки самооценки деловых качеств готовятся кадровой службой государственного органа и содержат следующую информацию:

- цель проведения оценки деловых качеств или кадровые решения, при принятии которых будут использоваться результаты оценки. Возможные варианты: проведение очередной аттестации, проведение внеочередной аттестации, принятие решения по итогу испытания, проведение конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, проведение конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

- период оценки;

- информацию об оцениваемом гражданском служащем и эксперте, проводящем оценку;

- перечень деловых качеств, включенных в модель деловых качеств для должности гражданской службы, которую замещает оцениваемый гражданский служащий;

- перечень стандартов делового поведения, которые соответствуют каждому деловому качеству, включенному в модель деловых качеств.

2.31. При заполнении бланков оценки и самооценки деловых качеств оценивающие эксперты и оцениваемые гражданские служащие отмечают стандарты делового поведения, которые, по их мнению, оцениваемый гражданский служащий проявляется в процессе выполнения им должностных обязанностей. Для этого напротив каждого стандарта делового поведения, проявление которого было отмечено экспертом или оцениваемым гражданским служащим, ставится «V». Ячейки напротив стандартов делового поведения, не выявленных в поведении оцениваемого гражданского служащего, остаются пустыми.

Дополнительно по каждому отмеченному стандарту делового поведения необходимо привести пример проявления данного стандарта поведения при исполнении оцениваемым гражданским служащим должностных обязанностей.

2.32. В итоге по каждому деловому качеству подсчитывается количество выявленных в поведении оцениваемого гражданского служащего стандартов делового поведения и результат заносится в графу «Выбрано индикаторов».

2.33. Результаты оценки деловых качеств оцениваемого гражданского служащего, проведенной экспертами и самим оцениваемым гражданским служащим, обобщаются в сводном отчете результатов оценки деловых качеств. Форма сводного отчета представлена в Приложении № 6 к настоящему методическому инструментарию.

2.34. В сводном отчете о результатах оценки деловых качеств перечисляются все деловые качества и их веса, включенные в модель оценки деловых качеств для замещаемой оцениваемым гражданским служащим должности гражданской службы, а также проставляются оценки деловых качеств. Оценка делового качества считается по числу проявленных гражданским служащим стандартов делового поведения (положительных поведенческих индикаторов).

Для оценки используется следующая шкала оценки делового качества:

Количество проявленных стандартов делового поведения Оценка делового качества Соответствие требованиям, предъявляемым к деловым качествам
8-7 Выше требований, предъявляемых к деловому качеству
6-5 Соответствует требованиям, предъявляемым к деловому качеству
Ниже требований, предъявляемых к деловому качеству
3 и менее -1 Не соответствует требованиям, предъявляемым к деловому качеству

 

2.35. В целях получения наиболее объективных и достоверных результатов оценки деловых качеств оцениваемого гражданского служащего устанавливаются веса для оценок экспертов и оцениваемого гражданского служащего.

При установлении весов наибольший вес должен быть установлен для оценки деловых качеств непосредственного руководителя. В случае проведения оценки одновременно всеми участниками оценки деловых качеств вес оценки непосредственного руководителя должен составлять не менее 0,5, вес оценки вышестоящего руководителя – не более 0,35, а вес оценки оцениваемого гражданского служащего (самооценки) – не более 0,15.

2.36. На основании оценок экспертов и оцениваемого гражданского служащего кадровой службой государственного органа рассчитывается общая экспертная оценка делового качества (Итог ДК (n)i.) Расчет осуществляется по формуле:

Итог ДК (n)i = Оценка ДК (n)1 *Вес1 +…+ Оценка ДК (n)m*Весm ,

где:

Оценка ДК (n)i – оценка делового качества n в интервале от -1 до 2, проставленная экспертом i;

Весi – вес оценки эксперта i;

m – число экспертов, участвующих в оценке деловых качеств.

2.37. На основе оценок отдельных деловых качеств формируется общая оценка деловых качеств (Итог ДК). Расчет общей оценки деловых качеств осуществляется по формуле:

Итог ДК = Итог ДК (1)*Вес ДК (1) +…+ Итог ДК (n)*Вес ДК (n),

где:

Итог ДК(i) – оценка делового качества i;

Вес ДК (i) – вес делового качества в модели деловых качеств должности;

n – число деловых качеств, включенных в модель деловых качеств.

Рассчитанная общая оценка деловых качеств находится в интервале от -1 до 2. Для подведения итога по результатам оценки деловых качеств оцениваемого гражданского служащего используется следующая шкала:

Общая оценка деловых качеств Соответствие требованиям, предъявляемым к деловым качествам
Выше требований, предъявляемых к деловым качествам
Соответствует требованиям, предъявляемым к деловым качествам
Ниже требований, предъявляемых к деловым качествам
-1 Не соответствует требованиям, предъявляемым к деловым качествам

2.38. Для оценки развития деловых качеств гражданских служащих в сводный отчет о результатах оценки деловых качеств рекомендуется включать информацию о динамике развития деловых качеств оцениваемого гражданского служащего по сравнению с предыдущим периодом оценки.

2.39. Помимо итогового заключения о соответствии или несоответствии деловых качеств гражданского служащего предъявляемым к ним требованиям по результатам оценки деловых качеств должны быть сформированы:

- перечень наиболее развитых у гражданского служащего деловых качеств;

- перечень деловых качеств, требующих развития.

Развитыми признаются деловые качества, итоговая оценка по которым превышает 1. Деловыми качествами, требующими развития, признаются деловые качества, итоговая оценка по которым ниже 1.

2.40. Результаты оценки степени развитости деловых качеств у гражданского служащего могут быть представлены графически в виде радиальных диаграмм.

Результаты оценки степени развития деловых качеств должны быть положены в основу планов индивидуального развития гражданского служащего, а также учитываться при формировании программ дополнительного профессионального обучения гражданских служащих.

2.42. Результаты проведенной экспертами и оцениваемым гражданским служащим оценки деловых качеств могут быть доступны только кадровой службе государственного органа.

2.41. Итоговым документом по результатам оценки деловых качеств гражданского служащего является индивидуальный отчет о результатах оценки деловых качеств гражданского служащего.

Форма индивидуального отчета представлена в Приложении № 7 к настоящему методическому инструментарию.

Индивидуальный отчет является сокращенной формой сводного отчета и содержит только описание результатов оценки деловых качеств и рекомендации по системе мероприятий, направленных на развитие деловых качеств гражданского служащего.

Примеры заполненных форм документов, используемых при проведении оценки деловых качеств гражданского служащего, приводятся в Приложении № 8 к настоящему методическому инструментарию.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта