Общие характеристики поведенческой терапии. Цели поведенческой психотерапии


Цели поведенческой терапии. Психотерапия. Учебное пособие

Цели поведенческой терапии

Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Коррективный опыт научения предполагает приобретение новых умений совладания (копинг-умений), повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и деструктивных эмоциональных конфликтов. В современной поведенческой терапии этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах функционирования, а не ограничивается модификацией узкого диапазона паттернов ответных реакций в открытом поведении.

Коррективный опыт научения является результатом широкого диапазона различных поведенческих стратегий, которые осуществляются как в ходе лечебных сеансов, так и между сеансами терапии. Научение тщательно структурируется. Одной из отличительных черт поведенческого подхода является высокая активность пациента в реальной жизни между терапевтическими сеансами. Пациентам предлагается, например, практиковать релаксационный тренинг, контролировать ежедневное потребление калорий, совершать различные самоутверждающие действия, сталкиваться с ситуациями, вызывающими тревогу, воздерживаться от выполнения навязчивых ритуалов. Однако поведенческая терапия не является односторонним процессом влияния терапевта на пациента, направленным на вызов изменений в его убеждениях и поведении. Терапия предполагает динамическое взаимодействие между терапевтом и пациентом. Решающим фактором терапии является мотивация пациента. Сопротивление изменению и отсутствие мотивации являются причинами неудачного лечения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Общие характеристики поведенческой терапии. Психотерапия. Учебное пособие

Общие характеристики поведенческой терапии

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов (G. Terence, G. Wilson, 1989). Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения – психологическая модель, которая фундаментально отличается от психодинамической модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу. Из этих двух основных положений вытекают следующие:

1. Многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни с точки зрения поведенческой терапии, представляют собой непатологические «проблемы жизни». К таким проблемам относятся, прежде всего, тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.

2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры.

3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Отличительным признаком поведенческой диагностики является ее специфичность: человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации.

4. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделение в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур.

5. Стратегии лечения разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов.

6. Понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) несущественно для реализации поведенческих изменений; успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его этиологии.

7. Поведенческая терапия основана на научном подходе. Это значит, во-первых, что она отталкивается от ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; во-вторых, терапия согласуется с содержанием и методом экспериментально-клинической психологии; в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы повторить их; в-четвертых, терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели

Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения – психологическая, которая фундаментально отличается от психодинамической – квазинозологической – модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу.

Из этих двух основных положений вытекают следующие.

1. Многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни, с точки зрения поведенческой терапии представляют собой непатологические «проблемы жизни». К таким проблемам относятся прежде всего тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.

2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры.

3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Отличительным признаком поведенческой диагностики является ее специфичность: человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации.

4. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделения в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур.

5. Стратегии лечения разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов.

6. Понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) необязательно для осуществления поведенческих изменений: успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его этиологии.

7. Поведенческая терапия основана на научном подходе. Это значит, во-первых, что она отталкивается от ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; во-вторых, терапия согласуется с содержанием и методом экспериментально-клинической психологии; в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы повторить их; в-четвертых, терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Коррективный опыт научения предполагает приобретение новых умений совладания (копинг-умений), повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и деструктивных эмоциональных конфликтов. В современной поведенческой терапии этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах функционирования, а не ограничивается модификацией узкого диапазона паттернов ответных реакций в открытом поведении.

Коррективный опыт научения является результатом широкого диапазона различных поведенческих стратегий, которые осуществляются как в ходе лечебных сеансов, так и между сеансами терапии. Научение тщательно структурируется. Одной из отличительных черт поведенческого подхода является высокая активность пациента в реальной жизни между терапевтическими сеансами. Пациентам предлагается, например, практиковать релаксационный тренинг, контролировать ежедневное потребление калорий, совершать различные самоутверждающие действия, сталкиваться с ситуациями, вызывающими тревогу, воздерживаться от выполнения навязчивых ритуалов. Однако поведенческая терапия не является односторонним процессом влияния терапевта на пациента, направленным на вызов изменений в его убеждениях и поведении. Терапия предполагает динамическое взаимодействие терапевта и пациента. Решающим фактором терапии является мотивация пациента. Сопротивление изменению и отсутствие мотивации являются причинами неудачного лечения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ЦЕЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относитель­но молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-е гг. XX в., но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться, подразделившись на несколько направлений.

С самого начала своего развития поведенческая психотера­пия опиралась на классические поведенческие теории (бихевио­ризм) и в этом качестве заимствовала у психологии поведения пристальное внимание к экспериментально полученному зна­нию и пренебрежение к тем психическими явлениям, которые не поддаются непосредственному наблюдению и объективной фиксации.

Поведенческая психотерапия основывается на психологии по­ведения и теориях научения. В результате под этим термином скры­вается большое количество различных подходов и методов. Неко­торые из них (такие, как условно-рефлекторная терапия или сис-

 

 

тематическая десенсибилизация) возникли довольно давно, дру­гие появились сравнительно недавно (например, когнитивно-по­веденческая психотерапия).

Так или иначе, поведенческая терапия с самого начала рас­сматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предпо­ложение о возможности терапевтического обучения, основываю­щегося на достижениях психологии.

Болезненное, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, поведение становилось объектом терапевтического вмешательства. Устранив или моди­фицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациен­та от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей терапии.

Таким образом, поведенческой психотерапией может быть на­звана любая форма основанного на экспериментальных данных и кон­тролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым, фор­мам поведения, изменения (модификации) или устранения доставля­ющих страдания, болезненных форм поведения.

Конечно, не существует какой-либо одной точно описанной формы поведенческой психотерапии. Скорее, речь идет о боль­шой группе часто очень различных методов психокоррекции, ко­торые объединяет общая идея использования в целях терапии до­стижений экспериментальной психологии поведения.

Из самого названия следует, что поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре вни­мания которой оказываются особенности поведения клиента, до­ставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нару­шений эти страдания могут приобретать хронический, затяжной характер и потребовать специально организованных терапевтиче­ских действий. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту - психологу или психотерапевту.

В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую ока­зывает психотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих не­достатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществля­ет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причи­ной болезненных состояний. Особое внимание психотерапевта в рамках терапии поведения направлено на контроль достигнутых

 

изменений и обеспечение их длительного и необратимого ха­рактера.

Таким образом, в ходе терапевтического общения и в резуль­тате использования специальных технологий психотерапевт влия­ет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента с целью улучшения его самочувствия. Результатом такого рода вме­шательств должно стать изменение баланса позитивных и нега­тивных мыслей и чувств клиента (и его окружения) в пользу по­зитивных. То есть в итоге успешных контролируемых психотера­певтических действий клиент начинает получать большее удоволь­ствие от жизни, начинает сам контролировать и изменять болез­ненные для него или окружающих стереотипы поведения, стро­ить (и осуществлять) планы по изменению этих стереотипов в будущем.

В тот момент времени, когда клиенту в этом больше не требу­ется помощь психотерапевта, поведенческую психотерапию мож­но считать завершенной.

 

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 52 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: О терминологии | Спор о предмете научной психологии | ОБУСЛОВЛИВАНИЯ И. П. ПАВЛОВА | Условно-рефлекторная терапия А. Сальтера | ДЖОЗЕФ ВОЛЬПЕ | Тренинг самоутверждения | Иерархизация | К.ХАЛЛ, Д.ДОЛЛАРД и Н.МИЛЛЕР | Причины функционального невроза |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Поведенческая психотерапия Википедия

Поведе́нческая терапи́я; бихевиора́льная терапи́я (от англ. behaviour — «поведение») — одно из ведущих направлений современной психотерапии[1]. Поведенческая психотерапия основана на теории научения[2], а также на принципах классического и оперантного обусловливания[3]. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определённый симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства[2]. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.

Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией (когнитивно-поведенческая психотерапия)[3]. Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии. Её этапами являются анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни[4]. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения[5].

В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы (например, при длительной алкогольной зависимости, нарушениях приёма пищи, фобиях)[6].

История[ | ]

Несмотря на то, что поведенческая терапия является одним из новейших методов лечения в психиатрии, приёмы, которые в ней применяются, существовали уже в глубокой древности. Издавна было известно, что поведением людей можно управлять с помощью положительных и отрицательных подкреплений, то есть вознаграждений и наказаний (метод «кнута и пряника»). Однако лишь с появлением теории бихевиоризма эти методы получили научное обоснование.[5]

Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ (то есть с конца XIX века). Тем не менее, систематическое применение принципов бихевиоризма для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов[7].

Методы поведенческой терапии в значительной степени основаны на идеях русских учёных Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) и

ru-wiki.ru

ЦЕЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Количество просмотров публикации ЦЕЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ - 97

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относитель­но молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-е гг. XX в., но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться, подразделившись на несколько направлений.

С самого начала своего развития поведенческая психотера­пия опиралась на классические поведенческие теории (бихевио­ризм) и в данном качестве заимствовала у психологии поведения пристальное внимание к экспериментально полученному зна­нию и пренебрежение к тем психическими явлениям, которые не поддаются непосредственному наблюдению и объективной фиксации.

Поведенческая психотерапия основывается на психологии по­ведения и теориях научения. В результате под этим термином скры­вается большое количество различных подходов и методов. Неко­торые из них (такие, как условно-рефлекторная терапия или сис-

тематическая десенсибилизация) возникли довольно давно, дру­гие появились сравнительно недавно (например, когнитивно-по­веденческая психотерапия).

Так или иначе, поведенческая терапия с самого начала рас­сматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предпо­ложение о возможности терапевтического обучения, основываю­щегося на достижениях психологии.

Болезненное, т.е. доставляющее страдания самому человеку или ᴇᴦο непосредственному окружению, поведение становилось объектом терапевтического вмешательства. Устранив или моди­фицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациен­та от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей терапии.

Таким образом, поведенческой психотерапией должна быть на­звана любая форма основанного на экспериментальных данных и кон­тролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым, фор­мам поведения, изменения (модификации) или устранения доставля­ющих страдания, болезненных форм поведения.

Конечно, не существует какой-либо одной точно описанной формы поведенческой психотерапии. Скорее, речь идет о боль­шой группе часто очень различных методов психокоррекции, ко­торые объединяет общая идея использования в целях терапии до­стижений экспериментальной психологии поведения.

Из самого названия следует, что поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре вни­мания которой оказываются особенности поведения клиента, до­ставляющие страдания ему самому или людям из ᴇᴦο окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нару­шений эти страдания могут приобретать хронический, затяжной характер и потребовать специально организованных терапевтиче­ских действий. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту - психологу или психотерапевту.

В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую ока­зывает психотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих не­достатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществля­ет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причи­ной болезненных состояний. Особое внимание психотерапевта в рамках терапии поведения направлено на контроль достигнутых

referatwork.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта