Поведение типа а: психологический аспект изучения. Поведенческий тип а


Профессиональная библиотека по психотерапии / Куликов Л. - Психогигиена личности / Tip-A

Тип поведения А(коронарный тип)

Врачи-исследователи Р. Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, различающиеся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск, были названы типом А, или коронарным типом, снижающие — типомБ[Урванцев, 1998].

Коронарному типу свойственны:

честолюбие;

потребность в одобрении;

импульсивность;

нетерпеливость;

неспособность понизить активность;

стремление все успеть;

эмоциональность;

раздражительность;

враждебность;

гневливость.

В число личностных особенностей лиц коронарного типа входят также: высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигательных упражнениях и устремиться к повышению показателей.

Р. Г. Розенман и Г. Фридман, помимо личностных особенностей, отметили у лиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный, слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной беседы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее.

Поведение типа А примерно в два раза увеличивает вероятность развития сердечно-сосудистых расстройств.

По данным американских психологов, этот тип весьма распространен, к нему может быть отнесена половина населения США.

Тип Бхарактеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные тем, который есть у типаА.

Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу А, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у принадлежащих к типуБ. Высказывается предположение, что люди типаАлучше перестраивают поведение после первого инфаркта.

Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Больные коронарного типа, перенесшие инфаркт миокарда, испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не могут наладить контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь. Для людей с типом поведения Бтакой контакт обычен и не зависит от состояния их здоровья.

Вернуться к лекции

studfiles.net

Поведенческий тип «А» «б» «с»

Поиск Лекций

Фридман и Розенман разработали стандартизированное интервью для выделения коронарного типа личности(склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям). В процессе выявления данного типа были обнаружены личностные характеристики, которые описывают людей, склонных к сердечно-сосудистым заболеваниям. В качестве основной причины данного заболевания описывается свойства самооценки- с точки зрения этих людей высокая самооценка требует постоянного подтверждения.повед тип «а»

-торопливая речь с выделением ключевых слов

-склонность прохаживаться, быстро двигаться, есть

-постоянное нетерпение, которое сопровождается бранью, если опаздывает другой

-2 или более дел сразу

-тенденция перебивать другого во время разговоров, завершать их речь, задавать вопросы

-некомфортно себя чувствовать, когда расслабляешься

-не замечать окружение, когда занят делом

-высокое чувство конкуренции

-сост большое расписание на короткий промежуток времени

-тенденция оценивать других людей в числах-жестикулирование

-тики

Тип «с»

(личность, склонная к раковым заболеваниям)

Выделена Моррисом и Гриром-депрессия и выученная беспомощность( факторы на столько сильно связаны между собой, что их можно рассматривать как единую причину. Негативное влияние ощущений безнадежности всех попыток решить ситуацию, вызывающую состояние депрессии)

-недостаточная выраженность эмоций и подавление негативных эмоций( больным раком свойственно держать свой гнев внутри, однако существует множество вопросов, связанных с тем, почему именно негативные эмоции способствуют развитию рака. Описанный в клинике психосоматических расстройств СИНДРОМ АЛЕКСЕТИМИИ не является спецефичным для раковых заболеваний.

Алексетимия характеризуется тремя компонентами:1) эмоциональный(неспособность распознавать эмоции, эмоции недифференцируются, существуют только в модальностях «хорошо-плохо» или «комфортно-некомфортно». Они переживают больше эмоций, чем в состоянии выразить. Они неспособны распозновать их у других)

2) когнитивный( довольно конкретное примитивное мышление, несмотря на образовательный уровень, приземленность, отсутствие фантазии, бедность речи)3) поведенческий( маловыразительные, молчаливые, с вялой мимикой, много поверхностных межличностных контактов, причем они им кажется удовлетворительными)

 

- поддержка социального окружения отсутствует(рядом нет людей, которые могут поддержать, это не только наличие друзей, а осознание индивидом того, что его любят что при необходимости он может получить поддержку)

21) Алекситимия

— психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

Алексетимия характеризуется тремя компонентами:1) эмоциональный(неспособность распознавать эмоции, эмоции недифференцируются, существуют только в модальностях «хорошо-плохо» или «комфортно-некомфортно». Они переживают больше эмоций, чем в состоянии выразить. Они неспособны распозновать их у других)

2) когнитивный( довольно конкретное примитивное мышление, несмотря на образовательный уровень, приземленность, отсутствие фантазии, бедность речи)3) поведенческий( маловыразительные, молчаливые, с вялой мимикой, много поверхностных межличностных контактов, причем они им кажется удовлетворительными)

 

22) Теория объектных отношений

Делает акцент не на либидо, а на отношениях между людьми.

Большой вклад в развитие теории- Кляйн, Спитез, Когут, Малер. Все они подчеркивают важность теплых бесконфликтных отношений с матерью на первых этапах жизни, причем мать- это не сам

ч-к, а образ который создается ребенком, его фантазией. Чем более выражена патология , тем более фантастичным будет образ. Объект- это не обязательно целостный объект. Это мб его часть( например одежда). Одновременно объектные отношения- это не только отношения с родителями или фигурами их заменяющими. С течением времени, по мере роста человека, либидо может перемещаться на других людей. По мнению Балинта у психосоматических больных недостаточно устойчивое само восприятие, чтобы чувствовать себя постоянно комфортно.

Им необходимо наличие лица, которое будет делать их существование более устойчивым. По отношению к этому лицу негатив эмоции не проявляются, а отношения с другими людьми не настолько развиты, чтобы направлять гнев против них. В результате либидо возвращается к человеку и превращается в физиологический симптом

 

poisk-ru.ru

Поведение типа А и Б у человека

Поведение типа А и Б у человека

Рис. 6.10. Оба персонажа относятся к поведенческому типу А. Хотя радиоведущий из фильма «Пятый элемент» не склонен решать конфликты стрельбой и, более того, откровенно трусоват, он относится к поведенческому типу А, как и герой Брюса Уиллиса. Его агрессивность проявляется в манере общения с людьми. Кроме того, он откровенно амбициозен (первый вопрос ассистентам по окончании эфира: «Как все прошло?») и социально активен – другие люди радиоведущими не работают

К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б – неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной активности люди. Следует отметить, что агрессивность здесь понимается в самом широком смысле этого слова – как постоянное стремление сократить дистанцию общения (подробнее в главе 7). Поэтому ярким представителем поведенческого типа А является не только д’Артаньян Дюма, но и гоголевский Ноздрев, который быстро переходит на «ты» с едва знакомым ему Чичиковым и сразу же пускается в ненужные откровения, заявляя собеседнику: «Будь я твоим начальником, я бы тебя повесил». В быту такие люди называются бесцеремонными. Отметим, что люди типа А не обязательно склонны к решению спора насилием. Студенты привели в качестве примера людей типа А и Б персонажей фильма «Пятый элемент» – героя Брюса Уиллиса и радиоведущего (рис. 6.10). Это ошибка. Агрессивность не обязательно проявляется в склонности причинять физический вред оппоненту, как это постоянно делает герой Брюса Уиллиса.

Если людей с поведением типа А много и в жизни, и в литературе, точнее, они бросаются в глаза и их легко описывать, то привести пример литературного героя с поведенческим типом Б намного сложнее. Люди этого психического склада по определению остаются в тени. В напряженные моменты, сопровождающиеся стрессом, люди типа Б не осуществляют активных действий, не принимают определяющих решений и стараются быть как можно незаметнее. Они не дают такого обильного материала писателю, как колоритные носители типа А. Можно указать на многочисленных «униженных и оскорбленных» Ф. М. Достоевского. Но этот пример уязвим для критики, поскольку резонно возразить, что манера поведения этих людей является следствием хронического социального стресса, т. е. выученной беспомощности. Например, Соня Мармеладова росла при отце-алкоголике. Для детей алкоголик в семье – источник постоянного неконтролируемого стресса, так как неизвестно, в какой стадии опьянения он окажется, когда ребенок вернется домой. Поэтому, скорее всего, Соня демонстрировала выученную беспомощность.

Часто студенты называют Обломова «типичным представителям поведения типа Б». С этим мнением нельзя согласиться. В романе И. Гончарова достаточно подробно описано детство Ильи Ильича, то, как родители постоянно ограждали его от каких-либо усилий и напряжений – как физических, так и умственных и эмоциональных. Кроме того, в период влюбленности Обломов был отнюдь не скромен, а весьма энергичен, напорист и красноречив. Поэтому, скорее всего, обломовщина – результат влияния среды, а не врожденных особенностей личности героя романа Гончарова.

Поведенческий тип А характеризуется тремя «А»: агрессивностью, амбициозностью, активностью в общественной жизни. Поведенческий тип Б характеризуется противоположными качествами: низкой агрессивностью, низкой амбициозностью, низкой активностью в общественной жизни

Один из ярких примеров поведенческого типа Б – царевич Алексей. Корни его драмы не в том, что его политические взгляды были сформированы противниками Петра Великого, а в том, что он принадлежал к психологическому типу, совершенно неприемлющему стиль жизни, к которому понуждал его отец, – стилю, требующему постоянного принятия решений и энергичнейшего их выполнения. Но и здесь нельзя все списать на врожденные особенности царевича, поскольку Алексей был рожден от нелюбимой жены и рос без отца, что не могло не сказаться на его поведении во взрослом возрасте.

О ком можно сказать с уверенностью, что он обладал врожденными особенностями поведения типа Б, так это Квинт Фабий Максим Кунктатор. Он спас Рим от Ганнибала, применив стратегию выжидания. Не вступая в решающее сражение, блокировал Ганнибалу пути для маневров и снабжения армии. Такая стратегия оказалась эффективной, Ганнибалу пришлось покинуть Италию, а Фабий максим получил почетное прозвище Кунктатора – Медлителя. Заметим, что ту же стратегию, разработанную Барклаем де Толли, в 1812 г. реализовал М. И. Кутузов. И вот что пишет Плутарх в биографии Фабия Максима (I):

…прозвище – Овикула, что значит «Овечка», ему дали еще в детстве за кроткий нрав и неторопливость. Спокойный, молчаливый, он был чрезвычайно умерен и осторожен в удовольствиях, свойственных детскому возрасту, медленно и с большим трудом усваивал то, чему его учили, легко уступал товарищам и подчинился им, и потому людям посторонним внушал подозрения в вялости и тупости, и лишь немногие угадывали в его натуре глубину, непоколебимость и величие духа – одним словом, нечто львиное. Но вскоре, побужденный обстоятельствами, он доказал всем, что мнимая его бездеятельность говорит о неподвластности страстям, осторожность – о благоразумии, а недостаточная быстрота и подвижность – о неизменном, надежнейшем постоянстве.

Характеристика, данная Плутархом, вполне соответствует поведению типа Б, а указание на то, что все его особенности проявлялись с раннего детства, дает все основания говорить о врожденном поведенческом типе Б у Кунктатора.

Для поведенческого типа А основу стрессорной реакции составляет секреция адреналина, а для поведенческого типа Б – кортизола

Разделение людей по типам А и Б было предложено не психологами и не психиатрами, а кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом в 1959 г. Они первые обратили внимание на то, что для людей типа А в несколько раз выше риск заболевания ишемической болезнью сердца, а это основная причина смерти в развитых странах.

Хотя поведение типа А или Б – это прежде всего стиль поведения в стрессорной ситуации, оно проявляется и в ситуациях с небольшим уровнем новизны. Экспериментальных животных достаточно поместить в стрессогенную обстановку, и тип двигательной реакции будет очевиден. Принадлежность человека к тому или иному типу определяется с помощью опросников. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на манеру поведения тестируемого во время интервью. Один из авторов классификации, М. Фридман, описывая поведение лиц типа А во время интервью, пишет:

Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает на себя внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и перебивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «всегда», «никогда». Жесты направлены на проявление доминирования над собеседником. В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т. е. не хотят вникнуть в суть мысли оппонента и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются[194].

Описанное поведение типа А является, конечно же, результатом обобщения, совокупностью типических черт, характерных для идеального, ядерного, носителя поведения данного типа. Люди с такой манерой ведения беседы, к счастью, в жизни встречаются нечасто. У большинства представителей поведенческого типа А характерные черты проявляются мягче. Например:

Наш согражданин Нигер вернулся на родину от ученых занятий. Он слушал прославленного философа, не столько времени, чтобы воспринять его систему, но достаточно, чтобы, подражая ему, усвоить неприятную манеру по всякому поводу изобличать своих собеседников в ошибках[195].

С большой долей вероятности можно утверждать, что Нигер имел врожденную склонность к «обличению собеседников», а общение с философом только укрепило ее. Стремление победить в споре является, пожалуй, главной чертой человека поведенческого типа А. Такие люди противоречат не для того, чтобы родилась истина, и вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения. Им важно оказаться победителем, даже если для этого придется выдать взгляды оппонента за свои.

К представителям поведения типа А разные авторы относят от 10 % до 30 % населения. Таково же и количество представителей поведенческого типа Б. Дело в том, что подобное деление – это аналитическая классификация, подобная системе Шелдона. Принадлежность к тому или другому типу и степень приближения к идеальному типу определяется с помощью специально разработанных опросников[196]. В них предлагаются такие, например, вопросы: «Часто ли вы думаете о работе по вечерам и в выходные дни?», «Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?», «Старались ли вы быть первым и лучшим во всем, когда были моложе?», «Предпочитаете ли вы поесть как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?» Требуется дать один из четырех вариантов ответа: «никогда», «довольно редко», «довольно часто», «всегда». Каждый из ответов оценивается в баллах – от одного до четырех. Набранные баллы суммируются, и выводится среднее арифметическое, по которому определяется психологический тип.

В другом варианте опросника приводятся утвердительные предложения. Тестируемый должен указать, в какой степени он разделяет каждое из утверждений: «полностью согласен»; «скорее не согласен»; «пожалуй, согласен»; «совершенно согласен». Предлагаются фразы типа: «Вы всегда беретесь за труднодостижимую цель», «Вы часто делаете несколько дел одновременно, например, читаете и едите», «Когда вас втягивают в ссору, вы предпочитаете отмолчаться, не желая портить отношения с окружающими», «Свою работу вы делаете лучше, чем обычно, когда соревнуетесь с другими». Как и в предыдущем случае, находят среднее арифметическое баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.

Деление на поведенческие типы А и Б – это аналитическая система. Большинство людей относятся к промежуточному типу

Легко увидеть, что опросники не содержат одиозных вопросов или утверждений, на которые большинство людей ответили бы категорически, например: «Случалось ли вам убивать неприятных вам людей?» или «Вы теряете сознание, когда получаете выговор от начальника?». Очевидно, что б?льшая часть опрашиваемых получает не крайние значения среднего балла, а средние, близкие к 2,5, т. е. большинство опрашиваемых относятся к некоему промежуточному типу людей. Выбор граничного критерия полностью зависит от исследователя. Он может взять в качестве критерия значения 3 и 1, и тогда все лица, набравшие более 3 баллов, будут считаться носителями типа А, а набравшие менее 1 балла – носителями типа Б. Набравшие меньше 3 баллов и больше 1 балла будут относиться к промежуточному типу. В качестве граничных значений можно взять и любые другие числа, например 3,5 и 0,5. Тогда к типу А будут относиться лица, получившие больше 3,5, а к типу Б – меньше 0,5. Группа с промежуточным поведенческим типом будет состоять из лиц, получивших оценки меньше 3,5 и больше 0,5. Очевидно, что в первом случае, при критериях ядерных типов 3 и 1, к промежуточному типу будет отнесено меньше лиц, чем во втором случае, при критериях 3,5 и 0,5. Соответственно, в первом случае б?льшая часть людей, чем во втором, будет отнесена к определенному типу – А или Б.

Ситуация с определением типа поведения человека примерно та же, что возникла бы при необходимости разделить всех людей на группы «высоких» и «низких». При определении типа поведения с помощью опросников и оценки поведения во время интервью к типу А или Б оказываются принадлежащими не все исследованные лица. Как правило, б?льшая часть опрошенных относится к промежуточному типу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Поведение типа а: психологический аспект изучения.

Феномен поведения типа А был выделен и описан не психологами, а врачами кардиологами Фридменом и Розенманом . Первая публикация 1959 год. Работали с больными, страдающими патологиями сердца и сосудов. Обратили внимание, что это лица, обладающие опред поведенческим контуром. Высказали мысль, что психологич исследования в клинике больных, изучение личности больных, их сознания, себя не оправдали. Это субъективно, как и вся психологич отрасль. Опираться надо на объективные данные. Такими объективными данными может служить поведение. (Бихевиористы высказывали аналогич мысль).

Опираясь на этот тезис, они описали поведенческий симптомокомплекс, хар для лиц с одной формой патологий ибс, с осложнением в виде инфаркта миокарда.

Методология. Изучение т.н. «поведения типа А» является бихевиористским ответом на сложившуюся в психосоматике специфического направления ситуацию.

Врачи Фридман и Ройзенман (1959) предложили отказаться от психоанализа (ДА!!!), т.к. он не оправдал себя и обратиться кповедению, поскольку оно является воистину объективной реальностью.

Клиническая модель: инфаркт миокарда (ИМ) и ишемическая болезнь сердца (ИБС). ПО мнению представителей данной теории, по крайней мере, эти два заболевания являются следствием определенных стереотипов поведения. Особый поведенческий синдром – поведение типа А.

Основные черты поведения типа А:

1.      Склонность к конкуренции

2.      Стремление к высоким достижениям

3.      Подавляемая вследствие социальных норм избыточная враждебность

4.      Агрессивность в поведении

5.      Торопливость

6.      Тревожность

7.      «Взрывная» речь

8.      Мышечная напряженность особенно в лицевой мускулатуре

9.      Повышенная ответственность

Статистическое подтверждение. Поведение типа А чаще всего встречается в мужской популяции. Мужчины с поведением типа А (39-49 лет) в 6,5 раз чаще обнаруживают ИМ и ИБС. Что наиболее патогенно? Конкурентность, жизнь в условиях нехватки времени и цейтнота, враждебность.

Вильямс с коллегами изучал большую выборку испытуемых (около 3000 человек), в которой было диагностировано поведение типа А. Выводы: у испытуемых с низкой враждебностью только в 48% выявлялась ИБС, у кого высокая враждебность – 70% больных ИБС. В другом исследовании изучалась обширная выборка врачей. В 20 лет диагностировалась враждебность, через 20 лет всех испытуемых диагностировали ещё раз. Результаты: чем выше враждебность, тем больше патологии.

Проблема роли враждебности в поведении типа А. Проблема: что нам дают  «высокие показатели враждебности»? Это ИМ и ИБС, или что-то ещё? Каков психологический статус понятия «враждебность»? Факт: многие исследователи используют в своих работах как  синонимы такие понятия как «агрессия», «враждебность», «гнев» и др. При таком положении дел трудно сравнивать результаты различных исследований.

Басс (1950-90-е гг.): попытка определить статус понятия «враждебность». Он предложил следующую модель, состоящую из 3-х компонентов в структуре психического:

▫          Поведенческий ← Агрессия

▫          Эмоциональный ← Гнев

▫          Когнитивный ← Враждебность.

Охматовская (под руководством С.Н. Ениколопова): враждебность – это негативные отношения (к контексте психологии отношений Мясищева). Параметры:

·         Объект враждебности: люди, события, абстрактные явления (жизнь, смерть, будущее, прошлое, смысл жизни и проч.).

·         Широта/узость: генерализованная враждебность. Пр.: бред отношений.

·         Уровни враждебности: степень выраженности.

·         Степень осознанности.

·         Качественная специфика показателей враждебности: форма выражения.

·         Степень устойчивости.

Чем больше этого всего, тем сильнее возрастает патогенное качество враждебности.

Соматические симптомокомплексы у лиц с поведением типа А. Даже в спокойном состоянии у молодых людей с поведенческим синдромом поведения типа А наблюдается повышенное артериальное давление. Таким образом, эмоциональная напряженность (кстати, часто вызываемая самим больным, когда он буквально заставляет себя жить в ситуации цейтнота) вызывает следующие соматические симптомы:

ü  Повышение уровня холестерола в крови (защита стенок сосудов от износа)

ü  Повышение частоты сердечных сокращений ведет за собой более быстрое оседание холестерола на стенках сосудов

ü  Повышается риск тромбообразования

ü  Высокие показатели артериального давления ведет за собой повышенный износ сосудистых стенок и как следствие холестериновые бляшки.

Вывод: патология сердечно-сосудистой системы является следствием хронизация эмоционального напряжения (+ ещё некоторые биологические факторы играют роль, но психологические детерминанты важны).

Возникновение поведения типа А. Факторы возникновения поведенческого синдрома:

1)      Конституциональные факторы, тип ВНД.

2)      Стиль жизни больного (сейчас возникла целая когорта женщин, который заболевают ИМ и ИБС).

3)      Характер межличностных отношений.

4)      Уровень переживания ответственности (автоматическая мысль: «Я ответственен за всё! Эти идиоты вокруг ничего не могут  сделать! Я должен делать всё сам!»).

5)      Профессия: бизнесмены, администраторы, операторы сложных систем

Вопрос о симптомообразовании в концепции поведения типа А.

I.      Пусковая (триггерная) ситуация дающая начало симптому: ???

II.      Индивидуальные особенности реагирования: есть или нет поведенческого синдрома поведения типа А.

III.      Выбор органа: слабость звена сердечно-сосудистой системы.

studfiles.net

Поведенческий тип А

Карта сайта pkeeper8.ru

Перед тем как двигаться дальше, прочитайте каждый пункт из перечисленных ниже и отметьте, какие из предложенных утверждений подходят вам. Эта шкала создана на основе теста Фридмана и Розенмана «Поведенческий тип А и ваше сердце». Варианты ответов: согласен, не согласен.

1. Я всегда выделяю ключевые слова во время обычного разговора.

2. Я произношу последние слова предложения быстрее, чем первые.

3. Я всегда двигаюсь, хожу и ем быстро.

4. Меня приводит в нетерпение скорость, с которой происходят практически все события.

5. Я тороплю рассказ других, говоря «ага*>, «да-да» или заканчивая предложе­ния за них.

6. Меня раздражает, когда едущая передо мной машина двигается слишком медленно.

7. Я не выношу стоять в очереди.

8. Я не могу спокойно смотреть, как люди делают что-то, что я мог бы сделать быстрее.

9. Интересные и действительно хорошие книги я читаю торопливо или смот­рю резюме.

10. Я часто делаю два или больше дел сразу.

11. Когда я считаю дискуссию скучной, мне трудно удержаться от того, чтобы не сменить тему.

12. Я всегда ощущаю смутное чувство вины, когда позволяю себе расслабиться и ничего не делать в течение нескольких часов или дней.

13. Я больше не замечаю интересные, важные или просто симпатичные вещи, с которыми я сталкиваюсь.

14. У меня нет лишнего времени, чтобы бить, потому что я слишком занят приобретением того, что стоит иметь.

15. Я пытаюсь сделать как можно больше и потратить на это как можно мень­ше времени.

16. Я всегда нахожусь в состоянии движения.

17. Сталкиваясь с агрессивным конкурентом, я чувствую потребность бросить ему вызов.

18. Разговаривая, я часто сжимаю кулаки, стучу пальцами по столу или кула­ком одной руки о ладонь другой.

19. У меня есть привычка сжимать челюсти, скрипеть зубами или закусывать края губ.

20. Я уверен(а) в том, что любым успехом обязан(а) своей способности делать все быстрее других.

21. Меня все больше и больше захватывает перевод в баллы и оценка не толь­ко своей деятельности, но и деятельности других.

Если большинство утверждений вам подходит, то» вероятно, вам характерны некоторые черты поведенческого типа А. Поведенческий тип А — это «особенная совокупность личностных черт, в числе которых исключительная жажда к сорев­нованию, агрессивность, нетерпеливость и постоянная спешка», а также «свободно текущая, но рациональная враждебность и практически всегда глубоко скрытая беззащитность». Установлено, что этот поведенческий паттерн связан с развити­ем ишемической болезни сердца (ИБС). Но давайте не будем забегать вперед. То, как было сделано это открытие, само по себе очень интересно.

Два кардиолога вызвали обивщика мебели, чтобы сменить обивку на креслах в приемной. Обивщик спросил, чем же они занимаются, когда заметил, что толь­ко передние края сидений кресел были потрепаны. После этого кардиологи обра­тили внимание на то, что люди, приходящие к ним на прием, были «на грани», они сидели на краю сидений, будто готовились к каким-то действиям. Мейер

Фридман и Рэй Розенман, те самые кардиологи, открыли и описали поведенче­ский тип А. Позже они сравнили группу людей с ИБС с контрольной группой здоровых людей (это были точно такие же люди, только у них не было ИБС) [14, 15] и обнаружили гораздо больше поведенческих паттернов типа А у людей пер­вой группы, чем у людей из контрольной группы. В дальнейшем изучались люди, не страдающие ишемической болезнью сердца. Их тестировали с целью выявле­ния поведенческих паттернов типа А, а затем проверяли (спустя десять лет), дей­ствительно ли среди людей типа А больше приобретших ИБС, чем среди людей

типа В [16, 17]. Тип В представляет собой про­тивоположный поведенческий паттерн. Люди с поведенческим типом В не проявляют враждеб­ности, не подвержены спешке и не горят жаж­дой соревнования. Как вы уже поняли, среди людей типа А оказалось больше больных с ИБС, чем среди людей типа В.

Среди людей типа А чаще встречаются ку­рильщики, и в их крови содержится больше хо­лестерина [18, 19, 20] (оба эти фактора риска связаны с ишемической болезнью сердца), но даже когда эти факторы не выражены, люди ти­па А все равно больше подвержены ИБС, чем люди типа В. В различных обозрениях [21, 22] исследований взаимосвязи поведенческого ти­па А и ишемической болезни сердца ученые при­ходят к одному и тому же выводу: «люди, при­надлежащие к типу А, гораздо чаще страдают от ИБС и закупорки кровеносных сосудов» [23]. Более того, ученые обнаружили, что вероятность повторного приступа у людей типа А, перенесших инфаркт, выше, чем у людей типа В, также перенесших ин­фаркт; и у людей типа А инфаркты проходят тяжелее, чем у людей типа В [24]. Но по необъяснимой причине у людей типа А обычно больше шансов выжить по­сле сердечного приступа, чем у людей типа В [25].

Поведенческий тип А свойствен как мужчинам, так и женщинам и наносит одинаковый урон здоровью тем и другим. Предрасположенность к сердечным заболеваниям у женщин гипа А, участвовавших в Фремингемском исследовании сердечной деятельности (откуда мы почерпнули большинство знаний о про­исхождении сердечных болезней), была в четыре раза выше, чем у их соратниц типа В [26]. В своей более поздней книге «Лечение поведенческого типа А и ваше­го сердца» Мейер Фридман пишет о том, что деловые женщины и профессиона­лы, принадлежащие к типу А, «страдают ишемической болезнью сердца в семь раз чаще, чем домохозяйки типа В» [27]. Более поздние исследования женщин и поведенческого типа А показали, что есть связь между типом А и психосомати­кой [28], а также замечено, что у женщин типа А рождаются дети, тоже принадле­жащие к типу А [29].

Однако, как и все в поведении людей, тип А не является просто набором пове­денческих паттернов, которые ведут к определенной болезни. В трех глобальных обзорах исследований поведенческих паттернов типа А освещается проблема чет-

кого понимания данной концепции [30, 31]. Например, данные типа А, получен­ные в результате интервью, могут расходиться с данными письменного опроса [32, 33, 34]. К тому же в различных исследованиях не было обнаружено вообще никакой связи между поведенческим паттерном типа А и смертностью [35] или продолжительностью пребывания в кардиологических отделениях больниц [36]. Основные сложности в вопросе о поведенческом типе А связаны с его состав­ляющими. Например, исследователи обнаружили, что в этот поведенческий пат­терн входят две противоположные единицы [37]. Одну из них они назвали не­терпимостью/раздражительностью (HP), другую — стремлением к достшсеиию (СЮ- Нетерпимость/раздражительность характеризуется нетерпением, спешкой и раздражительностью, тогда как стремление к достижению отличается привер­женностью, целеустремленностью и решительностью. Однако только HP связана с жалобами на физическое недомогание [38], депресиию [39], удовлетворенно­стью работой [40] и недовольством в семейной жизни [41]. Таким образом, СД не имеет к этому отношения. Поэтому ученые решили отделять «токсичные» компо­ненты типа А от «нетоксичных», чтобы иметь возможность лучше разобраться в происходящем [42]

Что касается совокупности стилей поведения, присущих типу А, то вероятно, враждебность и озлобленность являются ключевыми характеристиками. Беар-фут, Дальстром и Уильяме протестировали 255 студентов-меди ков на враждеб­ность и наблюдали за ними в течение последующих 25 лет [43], Независимо от таких факторов, провоцирующих ИБС, как возраст, курение и наличие гиперто­ников в семье, враждебность имела место во всех случаях ишемической болезни и смерти. Таких же результатов достиг и Шеккеле в своем десятилетнем исследо­вании: уровень враждебности неразрывно связан с инфарктом миокарда и смертью от ИБС [44]. Более того, в исследованиях такого чувства, как гнев, было обнару­жено, что люди, сдерживающие гнев и таящие его в себе, больше подвержены ИБС, чем те, кто выражает свой гнев или хотя бы говорит о нем [45]. По мере продолжения исследований влияния поведенческого типа А на наше здоровье прояснится еще больше. На сегодняшний же день мне кажется благоразумным понемногу менять наше поведение по типу А.

Что вы можете сделать для себя в данном случае? Прежде всего, вы должны осознать, что поведенческий тип А, как и любой другой типа поведения, переда­ется от родителей, которые все время торопят нас чистить зубы или ложиться спать, от учителей, которые хотят, чтобы мы выполняли задания к указанному сроку, от начальников, которые требуют, чтобы мы сделали как можно больше — тип А очень ценится в нашем обществе. Было обнаружено, что у отцов типа А вы­растают сыновья типа А [46]. Каждый стремится вести себя так, чтобы его пове­дение было одобрено. На самом деле, нужно просто одобрять поведение типа В и игнорировать или порицать поведение типа А. Например, если вы мчитесь на ма­шине, чтобы успеть проскочить на зеленый, пока не зажегся красный, и таким об­разом избежать задержки, то за это нужно штрафовать. Вероятно, вы станете объ­езжать места пробок, не изменяя поведенческому типу А. С другой стороны, если вы стали избегать заниматься делами во время ленча или расслабляться, выделяя время для отдыха, покупая себя новую одежду, теннисную ракетку или что-ни будь еще, то такие изменения нужно поощрять.

Одним способом модификации поведения по типу А может быть составление списка реалистичных целей на каждую неделю и списка наград за достижение ка­ждой цели. Можно составить такой же список тех поведенческих черт, от кото­рых вы хотите избавиться, и список наказаний, если эти черты не будут ликвиди­рованы вовремя.

Фридман и Розенман предложили еще несколько способов избавления от по­веденческих паттернов типа А.

1. Признайте, что в жизни нет ничего завершенного. Вы заблуждаетесь, если думаете, что сможете закончить абсолютно все, что нужно, в срок, при этом ничего не забыв.

2. Послушайте разговор других молча, не позволяя себе прерывать их или как-либо подгонять.

3. Сосредоточивайтесь только на одном деле в течение определенного проме­жутка времени.

4. Не мешайте другим делать то, что вы бы сделали быстрее.

5. Когда перед вами стоит какая-либо задача, спросите себя: А. Будет ли это важно через пять лет?

Б. Должен (должна) ли я сделать это прямо сейчас? Ответив на эти два вопроса, вы сможете посмотреть на задание с другой стороны.

1. Перед тем как что-то сказать, спросите себя:

A. Это действительно настолько важно, что я непременно должен (должна) это сказать?

Б. Кто-нибудь хочет это услышать?

B. Уместно ли будет мое высказывание?

2. Каждый день повторяйте себе, что ни одно из заданий, не выполненных лишь потому, что кто-то работает слишком медленно, не стоит внимания.

3. Не составляйте расписания встреч и занятий, если в этом нет необходимо­сти. Старайтесь сделать свой график максимально гибким.

4. Помните, что ваше время драгоценно и его нужно ценить. Если возможно, то заплатите кому-нибудь за выполнение особо утомительной работы.

5. Вы знаете, что в таких местах, как рестораны, театры и проч., требуется по­тратить некоторое время на ожидание. Воспринимайте такие случаи как возможность получше познакомиться со своим спутником или спутницей или, если вы один (одна), как возможность отдохнуть от книг, телефонных звонков или людей, посягающих на ваше время.

6. Старайтесь не заниматься несколькими делами одновременно, читая книги, которые требуют максимальной сосредоточенности, внимания и терпения. Для этой цели подойдет какой-нибудь многотомный роман со сложным сюжетом. (Розенман и Фридман рекомендуют роман Пруста «Воспомина­ние о прошлом*.)

7. Запланируйте перерывы в занятиях, которые утомляют вас по причине слишком большой длительности или интенсивности. Делайте перерывы до того, как почувствуете напряжение или усталость.

8. Ежедневно практикуйте одну из техник релаксации.

9. Улыбайтесь как можно большему количеству людей, чтобы снизить уро­вень враждебности.

10. Благодарите людей, если они делают вам что-то приятное.

11. Каждый день напоминайте себе о том, что не важно, сколько и чего вам тре­буется, но если то, что вам нужно, не способствует развитию вашего духа и разума, то это пустая трата времени.

12. Помните, что ваши точки зрения верны лишь в течение некоторого време­ни, и будьте открыты для новых идей.

13. Регулярно уединяйтесь.

14. Укрепляйте отношения с друзьями и знакомыми, стремитесь сделать их более близкими и полезными.

15. Выбирайте время, чтобы вспомнить прошлое и то «болото», из которого вы вылезли. (Не весь список!!)

pyroprof.ru

Тип А поведения Википедия

Тип А поведения (англ. type A behavior) — ряд личностных особенностей, наличие которых повышает вероятность возникновения у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы. Впервые описано американскими кардиологами Мейером Фридманом и Реем Розенманом в 1959 году[1].

Данный тип поведения связан с такими личностными особенностями как напряжённая борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени[2].

Классификация по МКБ-10

Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

История

В ходе врачебной практики Мейером Фридманом были замечены различия в поведении людей с сердечной недостаточностью и без неё. В ходе последующего опроса руководителей и коллег Фридман обнаружил, что большинство из них связывают высокую вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний с длительным пребыванием в стрессогенной ситуации, напряжённой работой, соревновательностью человека и экономическими трудностями, с которыми он сталкивается.

Для проверки гипотезы Мейер Фридман и его коллега Рей Розенман провели исследование, общая продолжительность которого составила восемь с половиной лет. В исследовании приняли участие 164 человека в возрасте от 35 до 59 лет. В результате исследования была описана модель поведения или же набор характеристик, связанных с увеличением вероятности возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Эта модель получила название «поведение типа А». Следует сказать, что авторами также была предпринята попытка описать противоположную ей модель, поведение типа В, характеризующаяся отсутствием напряжения, амбиций, чувства нехватки времени, стремления к достижениям и соревновательности.

Результаты Фридмана и Розенмана также подтвердились в других исследованиях[3], 1974[4], 1976[5] и 1980 годов.[6]

Факторы развития

Поведение типа А является следствием накопления эффектов длительного переживания негативных функциональных состояний, постоянной эмоциональной напряженности при отсутствии осознанной саморегуляции. Выделяют 3 компонента, обладающих наибольшей патогенностью: конкурентность, нехватка времени, враждебность[7]. Следует заметить, что зачастую тип А поведения поощряется самой спецификой вида труда. Как правило, подобного рода профессиональная деформация характерна для представителей руководящих должностей, менеджеров среднего и высшего звена, работа которых связана с высокими нагрузками и ответственностью за достижение результата. Нередко от последствий поведения типа А страдают представители спортивных профессий, в деятельности которых поощряется конкурентность и целеустремленность[8].

Последствия

Поведение типа А — прижизненно формируемый конструкт, не являющийся врождённой формой поведения личности.

Фридман и Розенман заключили, что поведенческая модель типа А является главной причиной коронарной недостаточности и обусловленных этим нарушений кровотока. Вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у лиц, находящихся в группе риска в 4,5-6 раз выше, чем у людей со сбалансированным типом поведения[9]. У людей с поведением типа А увеличение кровяного давления, частоты сердцебиений и выделения стрессовых гормонов в ответ на стрессогенные факторы гораздо выше, чем у остальных. Их симпатическая нервная система оказывается сверхчувствительна по отношению к стрессорам[10]. Поведение типа А может также сопровождаться завышенной оценкой конкурентов и недооценкой своих собственных сил, что приводит к неуверенности в себе, гиперактивности и, как следствие, к снижению эффективности работы[11].

Примечания

  1. ↑ Friedman М. & Rosenman R. Н. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings. Journal of the American Medical Association.
  2. ↑ Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А. Б. Леоновой. М.:ИНФРА-М, 2013. — с. 429.
  3. ↑ Rosenman R, Friedman M, Straus R et al. Coronary heart disease in the Western Collaborative Group Study: a follow-up experience of 4.5 years. J Chronic Dis. 1970 — с.173-190
  4. ↑ Jenkins CDRR, Zyzanski SJ. Predictions of clinical coronary heart disease by a test for the coronary prone behavior pattern. N Engl J Med. 1974; 1274—1275
  5. ↑ Rosenman R, Brand R, Sholtz R et al. Multivariate prediction of coronary heart disease during 8.5 year follow-up in the Western Collaborative Group Study. Am J Cardiol. 1976 — с. 903—910
  6. ↑ Haynes S, Feinleib M, Kannel W. The relationship of psychosocial factors to coronary heart disease in the Framingham Study, III: eight-year incidence of coronary heart disease. Am J Epidemiol. 1980 — с.37-58
  7. ↑ Николаева В. В. Психосоматическая проблема: психологический аспект, 1993
  8. ↑ Барабанщикова В. В., Климова О. А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2(18)
  9. ↑ Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А. Б. Леоновой. М.:ИНФРА-М, 2013. — 429 с. ISBN 978 −5- 16 — 006052
  10. ↑ Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. 
Под общей редакцией В. П. Зинченко. Введение в психологию. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007
  11. ↑ Барабанщикова В. В., Климова О. А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2(18). — С. 3-12.

См. также

wikiredia.ru

Поведенческий тип А

Карта сайта tehno-stone.ru

Перед тем как двигаться дальше, прочитайте каждый пункт из перечисленных ниже и отметьте, какие из предложенных утверждений подходят вам. Эта шкала создана на основе теста Фридмана и Розенмана «Поведенческий тип А и ваше сердце». Варианты ответов: согласен, не согласен.

1. Я всегда выделяю ключевые слова во время обычного разговора.

2. Я произношу последние слова предложения быстрее, чем первые.

3. Я всегда двигаюсь, хожу и ем быстро.

4. Меня приводит в нетерпение скорость, с которой происходят практически все события.

5. Я тороплю рассказ других, говоря «ага*>, «да-да» или заканчивая предложе­ния за них.

6. Меня раздражает, когда едущая передо мной машина двигается слишком медленно.

7. Я не выношу стоять в очереди.

8. Я не могу спокойно смотреть, как люди делают что-то, что я мог бы сделать быстрее.

9. Интересные и действительно хорошие книги я читаю торопливо или смот­рю резюме.

10. Я часто делаю два или больше дел сразу.

11. Когда я считаю дискуссию скучной, мне трудно удержаться от того, чтобы не сменить тему.

12. Я всегда ощущаю смутное чувство вины, когда позволяю себе расслабиться и ничего не делать в течение нескольких часов или дней.

13. Я больше не замечаю интересные, важные или просто симпатичные вещи, с которыми я сталкиваюсь.

14. У меня нет лишнего времени, чтобы бить, потому что я слишком занят приобретением того, что стоит иметь.

15. Я пытаюсь сделать как можно больше и потратить на это как можно мень­ше времени.

16. Я всегда нахожусь в состоянии движения.

17. Сталкиваясь с агрессивным конкурентом, я чувствую потребность бросить ему вызов.

18. Разговаривая, я часто сжимаю кулаки, стучу пальцами по столу или кула­ком одной руки о ладонь другой.

19. У меня есть привычка сжимать челюсти, скрипеть зубами или закусывать края губ.

20. Я уверен(а) в том, что любым успехом обязан(а) своей способности делать все быстрее других.

21. Меня все больше и больше захватывает перевод в баллы и оценка не толь­ко своей деятельности, но и деятельности других.

Если большинство утверждений вам подходит, то» вероятно, вам характерны некоторые черты поведенческого типа А. Поведенческий тип А — это «особенная совокупность личностных черт, в числе которых исключительная жажда к сорев­нованию, агрессивность, нетерпеливость и постоянная спешка», а также «свободно текущая, но рациональная враждебность и практически всегда глубоко скрытая беззащитность». Установлено, что этот поведенческий паттерн связан с развити­ем ишемической болезни сердца (ИБС). Но давайте не будем забегать вперед. То, как было сделано это открытие, само по себе очень интересно.

Два кардиолога вызвали обивщика мебели, чтобы сменить обивку на креслах в приемной. Обивщик спросил, чем же они занимаются, когда заметил, что толь­ко передние края сидений кресел были потрепаны. После этого кардиологи обра­тили внимание на то, что люди, приходящие к ним на прием, были «на грани», они сидели на краю сидений, будто готовились к каким-то действиям. Мейер

Фридман и Рэй Розенман, те самые кардиологи, открыли и описали поведенче­ский тип А. Позже они сравнили группу людей с ИБС с контрольной группой здоровых людей (это были точно такие же люди, только у них не было ИБС) [14, 15] и обнаружили гораздо больше поведенческих паттернов типа А у людей пер­вой группы, чем у людей из контрольной группы. В дальнейшем изучались люди, не страдающие ишемической болезнью сердца. Их тестировали с целью выявле­ния поведенческих паттернов типа А, а затем проверяли (спустя десять лет), дей­ствительно ли среди людей типа А больше приобретших ИБС, чем среди людей

типа В [16, 17]. Тип В представляет собой про­тивоположный поведенческий паттерн. Люди с поведенческим типом В не проявляют враждеб­ности, не подвержены спешке и не горят жаж­дой соревнования. Как вы уже поняли, среди людей типа А оказалось больше больных с ИБС, чем среди людей типа В.

Среди людей типа А чаще встречаются ку­рильщики, и в их крови содержится больше хо­лестерина [18, 19, 20] (оба эти фактора риска связаны с ишемической болезнью сердца), но даже когда эти факторы не выражены, люди ти­па А все равно больше подвержены ИБС, чем люди типа В. В различных обозрениях [21, 22] исследований взаимосвязи поведенческого ти­па А и ишемической болезни сердца ученые при­ходят к одному и тому же выводу: «люди, при­надлежащие к типу А, гораздо чаще страдают от ИБС и закупорки кровеносных сосудов» [23]. Более того, ученые обнаружили, что вероятность повторного приступа у людей типа А, перенесших инфаркт, выше, чем у людей типа В, также перенесших ин­фаркт; и у людей типа А инфаркты проходят тяжелее, чем у людей типа В [24]. Но по необъяснимой причине у людей типа А обычно больше шансов выжить по­сле сердечного приступа, чем у людей типа В [25].

Поведенческий тип А свойствен как мужчинам, так и женщинам и наносит одинаковый урон здоровью тем и другим. Предрасположенность к сердечным заболеваниям у женщин гипа А, участвовавших в Фремингемском исследовании сердечной деятельности (откуда мы почерпнули большинство знаний о про­исхождении сердечных болезней), была в четыре раза выше, чем у их соратниц типа В [26]. В своей более поздней книге «Лечение поведенческого типа А и ваше­го сердца» Мейер Фридман пишет о том, что деловые женщины и профессиона­лы, принадлежащие к типу А, «страдают ишемической болезнью сердца в семь раз чаще, чем домохозяйки типа В» [27]. Более поздние исследования женщин и поведенческого типа А показали, что есть связь между типом А и психосомати­кой [28], а также замечено, что у женщин типа А рождаются дети, тоже принадле­жащие к типу А [29].

Однако, как и все в поведении людей, тип А не является просто набором пове­денческих паттернов, которые ведут к определенной болезни. В трех глобальных обзорах исследований поведенческих паттернов типа А освещается проблема чет-

кого понимания данной концепции [30, 31]. Например, данные типа А, получен­ные в результате интервью, могут расходиться с данными письменного опроса [32, 33, 34]. К тому же в различных исследованиях не было обнаружено вообще никакой связи между поведенческим паттерном типа А и смертностью [35] или продолжительностью пребывания в кардиологических отделениях больниц [36]. Основные сложности в вопросе о поведенческом типе А связаны с его состав­ляющими. Например, исследователи обнаружили, что в этот поведенческий пат­терн входят две противоположные единицы [37]. Одну из них они назвали не­терпимостью/раздражительностью (HP), другую — стремлением к достшсеиию (СЮ- Нетерпимость/раздражительность характеризуется нетерпением, спешкой и раздражительностью, тогда как стремление к достижению отличается привер­женностью, целеустремленностью и решительностью. Однако только HP связана с жалобами на физическое недомогание [38], депресиию [39], удовлетворенно­стью работой [40] и недовольством в семейной жизни [41]. Таким образом, СД не имеет к этому отношения. Поэтому ученые решили отделять «токсичные» компо­ненты типа А от «нетоксичных», чтобы иметь возможность лучше разобраться в происходящем [42]

Что касается совокупности стилей поведения, присущих типу А, то вероятно, враждебность и озлобленность являются ключевыми характеристиками. Беар-фут, Дальстром и Уильяме протестировали 255 студентов-меди ков на враждеб­ность и наблюдали за ними в течение последующих 25 лет [43], Независимо от таких факторов, провоцирующих ИБС, как возраст, курение и наличие гиперто­ников в семье, враждебность имела место во всех случаях ишемической болезни и смерти. Таких же результатов достиг и Шеккеле в своем десятилетнем исследо­вании: уровень враждебности неразрывно связан с инфарктом миокарда и смертью от ИБС [44]. Более того, в исследованиях такого чувства, как гнев, было обнару­жено, что люди, сдерживающие гнев и таящие его в себе, больше подвержены ИБС, чем те, кто выражает свой гнев или хотя бы говорит о нем [45]. По мере продолжения исследований влияния поведенческого типа А на наше здоровье прояснится еще больше. На сегодняшний же день мне кажется благоразумным понемногу менять наше поведение по типу А.

Что вы можете сделать для себя в данном случае? Прежде всего, вы должны осознать, что поведенческий тип А, как и любой другой типа поведения, переда­ется от родителей, которые все время торопят нас чистить зубы или ложиться спать, от учителей, которые хотят, чтобы мы выполняли задания к указанному сроку, от начальников, которые требуют, чтобы мы сделали как можно больше — тип А очень ценится в нашем обществе. Было обнаружено, что у отцов типа А вы­растают сыновья типа А [46]. Каждый стремится вести себя так, чтобы его пове­дение было одобрено. На самом деле, нужно просто одобрять поведение типа В и игнорировать или порицать поведение типа А. Например, если вы мчитесь на ма­шине, чтобы успеть проскочить на зеленый, пока не зажегся красный, и таким об­разом избежать задержки, то за это нужно штрафовать. Вероятно, вы станете объ­езжать места пробок, не изменяя поведенческому типу А. С другой стороны, если вы стали избегать заниматься делами во время ленча или расслабляться, выделяя время для отдыха, покупая себя новую одежду, теннисную ракетку или что-ни будь еще, то такие изменения нужно поощрять.

Одним способом модификации поведения по типу А может быть составление списка реалистичных целей на каждую неделю и списка наград за достижение ка­ждой цели. Можно составить такой же список тех поведенческих черт, от кото­рых вы хотите избавиться, и список наказаний, если эти черты не будут ликвиди­рованы вовремя.

Фридман и Розенман предложили еще несколько способов избавления от по­веденческих паттернов типа А.

1. Признайте, что в жизни нет ничего завершенного. Вы заблуждаетесь, если думаете, что сможете закончить абсолютно все, что нужно, в срок, при этом ничего не забыв.

2. Послушайте разговор других молча, не позволяя себе прерывать их или как-либо подгонять.

3. Сосредоточивайтесь только на одном деле в течение определенного проме­жутка времени.

4. Не мешайте другим делать то, что вы бы сделали быстрее.

5. Когда перед вами стоит какая-либо задача, спросите себя: А. Будет ли это важно через пять лет?

Б. Должен (должна) ли я сделать это прямо сейчас? Ответив на эти два вопроса, вы сможете посмотреть на задание с другой стороны.

1. Перед тем как что-то сказать, спросите себя:

A. Это действительно настолько важно, что я непременно должен (должна) это сказать?

Б. Кто-нибудь хочет это услышать?

B. Уместно ли будет мое высказывание?

2. Каждый день повторяйте себе, что ни одно из заданий, не выполненных лишь потому, что кто-то работает слишком медленно, не стоит внимания.

3. Не составляйте расписания встреч и занятий, если в этом нет необходимо­сти. Старайтесь сделать свой график максимально гибким.

4. Помните, что ваше время драгоценно и его нужно ценить. Если возможно, то заплатите кому-нибудь за выполнение особо утомительной работы.

5. Вы знаете, что в таких местах, как рестораны, театры и проч., требуется по­тратить некоторое время на ожидание. Воспринимайте такие случаи как возможность получше познакомиться со своим спутником или спутницей или, если вы один (одна), как возможность отдохнуть от книг, телефонных звонков или людей, посягающих на ваше время.

6. Старайтесь не заниматься несколькими делами одновременно, читая книги, которые требуют максимальной сосредоточенности, внимания и терпения. Для этой цели подойдет какой-нибудь многотомный роман со сложным сюжетом. (Розенман и Фридман рекомендуют роман Пруста «Воспомина­ние о прошлом*.)

7. Запланируйте перерывы в занятиях, которые утомляют вас по причине слишком большой длительности или интенсивности. Делайте перерывы до того, как почувствуете напряжение или усталость.

8. Ежедневно практикуйте одну из техник релаксации.

9. Улыбайтесь как можно большему количеству людей, чтобы снизить уро­вень враждебности.

10. Благодарите людей, если они делают вам что-то приятное.

11. Каждый день напоминайте себе о том, что не важно, сколько и чего вам тре­буется, но если то, что вам нужно, не способствует развитию вашего духа и разума, то это пустая трата времени.

12. Помните, что ваши точки зрения верны лишь в течение некоторого време­ни, и будьте открыты для новых идей.

13. Регулярно уединяйтесь.

14. Укрепляйте отношения с друзьями и знакомыми, стремитесь сделать их более близкими и полезными.

15. Выбирайте время, чтобы вспомнить прошлое и то «болото», из которого вы вылезли. (Не весь список!!)

lekspravka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта