Путин хочет проверить итоги оптимизации учреждений социальной сферы. Оптимизация в социальной сфере


Оптимизация без оптимизма Счетная палата разочаровалась в реформах социальной сферы » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Около двух тысяч сокращенных московских врачей смогут устроиться на работу в медучреждения Подмосковья. С таким заявлением выступила в четверг министр здравоохранения Подмосковья Нина Суслонова. По ее словам, на фоне сокращений в больницах и поликлиниках Москвы в области впервые за два года отмечена положительная кадровая динамика. Ранее на этой неделе Счетная палата опубликовала отчет по проверкам результатов оптимизации в сферах здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. Аудиторы сделали вывод, что «реформа» ограничилась лишь бездумными сокращениями. В итоге услуги стали менее доступными, ухудшилось качество жизни, выросла смертность.

Счетная палата сравнила по разным показателям состояние медицины, образования, культуры и социальной защиты в 2013 и 2014 годах. «Несмотря на то что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций», – сказано в отчете Счетной палаты. Аудиторы связали это с тем, что планы (дорожные карты) оптимизации регионы хоть и согласовывали с федеральными министерствами, но реализовали их безо всякого контроля со стороны федеральных чиновников.

Оптимизацию в социальной сфере, напомним, предписывал провести еще указ президента от 7 мая 2012 года. Федеральные министерства культуры, науки, здравоохранения и труда должны были заключить соглашения с органами исполнительной власти в регионах о том, что последние обязываются достичь «целевых показателей оптимизации». Это должно было привести к развитию социальной сферы с учетом региональной специфики, а также привлечь средства для повышения зарплат.

В здравоохранении, согласно отчету аудиторов, роста эффективности и доступности медпомощи не произошло. Зато объем платных услуг вырос на 24,2%. В оптимизацию были включены 952 медицинских организации, из которых 41 должна была быть ликвидирована, а 911 – реорганизованы. После оптимизации число больниц должно сократиться на 11,2%, а поликлиник – на 7,2%. До 2018 года в регионах планируется закрыть фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

Бездумное же исполнение этих планов ни к чему хорошему не привело. В 2014 году уже закрылось 26 организаций, а 330 были «понижены» до филиалов других учреждений. В 58 регионах стоимость территориальных программ ОМС почти на 9 млрд. рублей превысила цифры, утвержденные на эти цели в бюджетах. Медпомощь стала менее доступной: оказалось, 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. Например, «скорая» в Забайкальском крае может добираться до села около двух часов. Иногда людям приходится более 20 дней ждать возможности попасть на прием к врачу. Количество коек нередко сокращают за счет закрытия специализированных отделений в сельских больницах. В районных больницах этот процесс происходит быстрее, чем в областных. «В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения», – говорится в отчете.

Сокращение медработников, как и планировалось, привело к повышению их средней зарплаты, но лишь потому, что возник дефицит кадров и вырос процент совместительства.

Отметила Счетная палата и страшный итог оптимизации – увеличение смертности, в том числе в стационарах: «Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%». Не удалось выполнить и планы по снижению смертности. Она составила 13,1 (вместо запланированных 12,8) на 1000 населения.

К похожим выводам аудиторы пришли, анализируя оптимизацию культурной сферы: оказалось, что она проводится без учета потребностей населения. В течение 2014 года учреждений культуры в России стало меньше на 7,3%. Количество библиотек сократилось на 6% от общего числа библиотек, как и организаций культурно-досугового типа. Число театров и музеев уменьшилось на 0,5% и 0,01%, соответственно. До 2016 года дополнительно будет сокращено более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. В результате число культурно-досуговых учреждений сократиться на 9,4 %, число библиотек – на 11,5 %.

«Из общего числа ликвидированных учреждений культуры наибольшую долю составили культурно-досуговые учреждения (54,3%) и библиотеки (16,4%), особенно расположенные в сельской местности, что повлекло за собой снижение доступности учреждений культуры для населения», – сказано в отчете. И это притом, что по социальным нормативам в России должно быть 26 тыс. библиотек. По итогам 2014 года их оказалось всего 5 тыс.

Работников учреждений культуры стало меньше на 12,2%. В некоторых регионах сокращения проходили с нарушениями: в Челябинской области кассиру, главному бухгалтеру и рабочему при увольнении предлагали должность преподавателя фортепиано, а в Самарской без письменного согласия сотрудников перевели на полставки, обязав работать как раньше.

Фото: VLADTIME.RU

Возможно, именно оптимизацией культуры можно объяснить недавний случай в селе Саприно Подгоренского района Воронежской области, где две девочки 14 и 16 лет вынесли из дома своей соседки мебель, постельные принадлежности и книги, чтобы обустроить библиотеку в заброшенном доме. Теперь в отношении них возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище). Девочкам грозит до 6 лет тюрьмы.

Без учета потребностей населения и анализа имеющейся сети учреждений производилась оптимизация и в образовании. Всего в 2014 году было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. В 2015–2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639. Их численность по сравнению с 2013 годом сократится на 6%.

В Счетной палате заметили, что ликвидировать школы собираются до 2018 года, а к 2020, учитывая демографические прогнозы, понадобятся дополнительные места.

Интересно, что во многих регионах расходы на содержание образовательных учреждений возросли, при этом более доступными они не стали. Сокращение кадров же привело лишь к увеличению процента внутреннего и внешнего совместительства, а значит, было излишним.

Результаты оптимизации в сфере соцзащиты, по мнению экспертов Счетной палаты, тоже оставляют желать лучшего. В 2014 году ликвидировано либо реорганизовано 143 организации социального обслуживания населения. За 2015–2018 годы планируется уменьшить сеть еще на 260 организаций.

Оптимизация, по данным Счетной палаты, не учитывает очереди на получение соцуслуг. Так, только в шести регионах России полностью удовлетворены потребности граждан в соцзащите. При этом сокращение соцработников предусматривает увеличение числа людей, которых они будут вынуждены обслуживать: «В период 2013–2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастет на 33,5%». Естественно, может стать хуже качество услуг.

Эксперты Счетной палаты отмечают, что ни в одной сфере не удалось добиться существенного высвобождения средств, а ведь это – одна из главных целей оптимизации. В 2014 году удалось сэкономить лишь 25,7 млрд. рублей, из которых 22,9 млрд. ушли на увеличение зарплат: «Однако указанный объем средств не оказывает существенного влияния на финансовое обеспечение организаций и заработную плату указанных работников. Полученные в 2014 г. средства составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников (свыше 3,8 трлн. рублей)».

«Пока реформа ведет к отрицательным результатам. Мы давно говорим, что рост зарплаты медработников достигается за счет переработок и совместительства. Тем временем бригады скорой помощи часто не укомплектованы полностью», – сказал «НИ» оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. По его мнению, необходимо «перестать оценивать учреждения в малых населенных пунктах с точки зрения рентабельности, что помогло бы избежать их ликвидации». По словам собеседника «НИ», медучреждения вынуждены сами зарабатывать, что и приводит и к росту объема платных услуг почти на 25%.

«Отчет не стал для меня откровением. Я в целом ряде случаев пытался вмешаться в реорганизацию нескольких образовательных учреждений, которая шла явно им во вред. Например, мне известно слияние школы с детьми, имеющими способности к математике, со школой, где учатся ребята с задержками развития», – сказал «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Он уверен, что пока оптимизация привела лишь к снижению качества образования, его меньшей доступности. «Как мы увидели, не получилось и экономии. Во многих реорганизованных учреждениях был раздут административный аппарат на фоне сокращения педагогов», – говорит депутат.

«С отчетом я более чем согласен. Оптимизация действительно проходит бездумно. Кроме того, новый закон о социальном обслуживании наложил новые обязанности на соцзащиту, в том числе и сопровождение на дому, а людей продолжают сокращать. Это не может не сказаться на качестве услуг», – заметил в разговоре с «НИ» председатель правления фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Конечно, не всегда сокращения в соцсфере положительно сказываются на получателях социальных услуг. Жалобы такие я слышу», – сказала «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова.

«Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворенности граждан», – заключили в Счетной палате.

netreforme.org

О "политике оптимизации" в социальной сфере России

Mailing

Newsletter "EXRUS.eu"

Tags

Россия социальная-сфера финансирование школа больница детсад бюджетники зарплата Russian German Login Register Социально - экономический портал Статьи и рассылки Атлас-каталог фирм EXRUS-проекты

en.exrus.eu

Оптимизация в России - опасная импровизация в масштабах целой страны. РЕН ТВ

Аудиторы Счетной палаты на прошлой неделе опубликовали результаты исследования правительственных реформ. Выяснилось, что составленные обоснования реформ по оптимизации целых отраслей, прописанные механизмы и цели этой оптимизации, аргументированные способы экономии в реальности имеют множество недочетов.

Для того чтобы выяснить, что же такое оптимизация не на словах, а на деле, корреспонденты программы "Добров в эфире" отправились в одну из деревень Псковской области. Количество жителей населённого пункта - 70 человек. Таких маленьких и полузаброшенных деревень полно по всей России.  Что означает диковинное слово "оптимизация", в этом глухом месте мало кто знает.

Однако на примере все просто: из пяти бухгалтеров оставят одного, но самого трудолюбивого, которому и поднимут зарплату. Согласно отчету чиновники на этой неделе, с социальной сферой в России все хорошо.

"Отмечу, что мероприятия начатые и без должного анализа сети и оценки потребности," – говорит аудитор Счётной палаты РФ Александр Филипенко.

Ближайшая школа и детский садик в деревни под Псковом – за 10 километров, автобус ходит раз в неделю. Площадки для игр – самодельные качели и полуразрушенное здание клуба. Но для того чтобы попасть и в эти учреждения для детей нужно отстоять длинную очередь.

"У нас в таких населенных пунктах, где живет от 500 до тысячи человек, вообще детских садов практически нет. А ведь там тоже живут люди. И подчас где-то есть работа, есть молодые семьи. А как им жить без детского сада и так далее?" – Рассказывает депутат ГД РФ Олег Лебедев

Другой пример - 200 метров от Кремля. Самая дорогая выставочная площадка в стране - часть программы минобрнауки по улучшению имиджа. Уже потратили 400 млн 744 тыс. рублей.

"Они просто запускают руку в карман налогоплательщиков. Достают эти деньги. Тратят их на поправление собственной пошатнувшейся репутации в глазах этих налогоплательщиков. А потом эти самые налогоплательщики ставят твердую "два" министерству," - рассказывает депутат ГД РФ Владимир Бурматов.

Однако в деревне под Псковом, да и во многих других населенных пунктах по все России работы по улучшению имиджа – непочатый край. Однако министр Ливанов прохлаждался на Северном полюсе, а вернулся только на днях.

В ходе оптимизации за год сократили почти 19 тыс. педагогов. Закрыты 4 сотни школ, к ним скоро присоединятся еще 900. При этом, судя по демографическим прогнозам, в 2020-м году россиянам потребуется на 2 с половиной млн больше учебных мест.

"Недостатки планирования видны, например, республики в Чувашии, где в деревне численность более пятисот человек, при наличии школы на 90 детей, загрузкой около 60 процентов, построены еще школы на 165 учеников," – отмечает аудитор Счётной палаты РФ Александр Филипенко

Заброшенных библиотек за прошедший год в России стало больше 300. Домов культуры – около тысячи. До конца следующего года эти цифры увеличатся почти вдвое.

Финал компьютерного многоборье среди пенсионеров. Несколько тысяч пожилых людей полгода соревновались в скорости печатания. Стоимость этого проекта – десятки миллионов!  Однако эти деньги могли быть потрачены, по мнению счетной палаты, иначе.

"Сегодняшняя оптимизация рассчитана на то, чтобы прибыль была в течение квартала, а дальше хоть не рассветай," – уверяет политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Оптимизация в социальной сфере пошла по пути увеличения нагрузки. По данным Счетной палаты, в 2012 г. 1 соцработник обслуживал 7 человек, в 2013 г. - уже 8, а в 2016г. - будет все 10.

Соцработник Юля Кудряшова, судя по цифрам, отправилась назад в будущее – обслуживает людей больше всяких планов.  Работает получается за двоих за ту же зарплату.

"У меня их одиннадцать. Одна там, другая там… По всей деревне," – рассказала корреспондентам многодетная мать, социальный работник Юля Кудряшова.

Тем временем Минздрав России проводит тендер на оказание услуг по изготовлению и размещению телевизионных материалов в целях повышения престижа медицины. Соответствующая информация размещена на сайте госзакупок. Максимальная цена контракта – 55 млн рублей.

"Самым лучшим способом, скажем так, популязировать профессию врача у населения, это доступности качества медицинской помощи.  И вот на эти цели действительно средств не жалко," – говорит руководитель управления независимого мониторинга фонда "Здоровье" Евгений Шевченко

Пока врачи улучшают свой имидж за 55 млн, в деревне сократили фельдшера, точнее, зарплату урезали до четверти ставки. Поэтому врач и уволилась, так как жить на такие деньги просто невозможно.

"Две тысячи – это 0,25. И председатель мне обещал доплачивать 4 тысячи. Это шесть тысяч. Пенсия у меня 12 тысяч. То есть, получается, выгоднее быть пенсионером." – Рассказывает пенсионерка, бывший фельдшер Галина Васильева.

Анне Колосовой 83 года. Перед приездом корреспондентов она разволновалась – давление подскочило. Решили вызвать скорую и засечь секундомер, чтобы понять, сколько времени понадобится на то, чтобы хоть какую-то медицинскую помощь оказать Анне Ивановне.

По словам Анны, если бы в деревне построили детский сад, школу, восстановили клуб, то здесь было бы много молодежи. Хорошо, что работа есть в соседнем поселке. Но получается замкнутый круг.  Для 70 человек инфраструктура не положена. Мы разговаривали почти час. И вот наконец – едет.

Скорой так и не дождались, ей добираться не меньше трех часов. Приехала фельдшер, правда своего автомобиля у нее нет, спасибо колхозным водителям – помогают по дружбе.

"Они не обязаны. Я рада, что у нас колхоз существует," – говорит фельдшер п. Верхний Мост Наталья Алексеева.

Одна из главных проблем оптимизации заключается в следующем: по сути, нигде не прописано, что и как сокращать. Поэтому реформа превратилась в опасную импровизацию в масштабах целой страны. Имидж улучшают, а фельдшеров увольняют. Зато в сумме получается экономия. 

ren.tv

Эксперты ОНФ: Оптимизация бюджетных учреждений негативно сказывается на доступности и качестве социальных услуг

Эксперты Общероссийского народного фронта считают, что оптимизация бюджетных учреждений социальной сферы реализуется без учета негативных последствий, сказывающихся на доступности социальных услуг для населения. Только за 2014 г. были ликвидированы 1287 учреждений культуры в сельской местности, в том числе 594 библиотеки и 694 дома культуры. При этом поручение президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина о разработке дополнительных мер по обеспечению доступности услуг социальной сферы, данное в мае этого года, правительство фактически проигнорировало. Поэтому рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» считает поручение главы государства неисполненным и предлагает его с контроля не снимать.

В 2010 г. был принят федеральный закон, который должен был приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений по всей стране к работе в рыночных условиях. Эксперты ОНФ неоднократно указывали на формальный характер реформы: «на места» не были спущены четкие критерии разделения учреждений, в перечнях услуг не было показателей качества, нормативные затраты на оказание услуг были рассчитаны безграмотно. На заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития 7 мая 2015 г. Владимир Путин отметил, что «недопустимо, когда снижается доступность важнейших социальных услуг, когда под видом оптимизации механически сокращаются койки, фельдшерско-акушерские пункты, подстанции скорой помощи, учреждения культуры, организации дополнительного образования детей». По итогам обсуждений глава государства поручил правительству до 15 сентября 2015 г. совместно с органами исполнительной власти в регионах принять дополнительные меры по обеспечению доступности услуг соцсферы в ходе оптимизации сети бюджетных учреждений в сфере культуры, образования, здравоохранения и социального обслуживания.

В сентябре этого года правительство отчиталось об исполнении поручения президента показателями за 2014 г., а в качестве дополнительных мер по обеспечению доступности услуг соцсферы в докладе кабмина были перечислены принятые ранее меры, такие как организация межрегиональных выставок и гастролей, развитие волонтерства, практика обучения граждан пожилого возраста компьютерной грамотности и т.д. Эксперты ОНФ проанализировали случаи оптимизации социально значимых бюджетных учреждений в регионах и пришли к выводу, что в этом процессе не учитываются негативные последствия ликвидации соцуслуг для населения.

Так, в Тимошинской школе Вологодской области в этом году, несмотря на протесты со стороны учеников, родителей и преподавателей, были закрыты старшие классы. В этой связи родители учеников вынуждены каждый день возить детей в Борисовскую среднюю общеобразовательную школу, которая находится в 30 км от дома, или же посещать Пяжелскую среднюю школу и оставаться жить в интернате, поскольку учебное заведение находится более чем в 60 км. Родители и учителя неоднократно обращались к местным властям с просьбой сохранить 10-11 классы, проводились пикеты, но тщетно. Местные власти объяснили необходимость закрытия старших классов тем, что в Тимошинской школе якобы отсутствуют видеопроекторы. Однако, по словам преподавателей, это не соответствует действительности – видеопроекторы и компьютеры в школе есть. Всего в Тимошинской школе обучается более 60 учеников, включая детей из соседних деревень Команево, Ракуново, Янголохта. Отметим, что в следующем учебном году в Пяжелской школе также будут закрыты 10-11 классы и ученикам вновь придется искать новую школу.

В Астраханской области власти объединяют школы и переводят выпускников на обучение через Интернет, поскольку нет денег на содержание образовательных учреждений. Недовольные такими изменениями родители написали письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации и передали его в местное отделение ОНФ. Процесс оптимизации уже начался: в школе села Линейное сократили 50% штата, закрыли библиотеку. В случае закрытия школы детям придется ездить на занятия в соседний поселок, до которого 60 км. Отметим, что в региональном рейтинге областного департамента образования Линейненская школа – одна из лучших. Чиновники говорят, что в Астраханской области много денег было потрачено на ремонт домов культуры, детских садов и школ, а теперь денег на содержание этих самых отремонтированных школ и не хватает.

Закрытие также грозило Центру помощи инвалидам с ментальными нарушениями в Архангельске, являющемуся единственным такого рода учреждением в регионе. Но благодаря вмешательству Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области во главе с председателем Николаем Мякшиным и регионального отделения ОНФ, взявшего на контроль эту проблему, центр удалось отстоять. В настоящее время центр переводят на уровень субъекта. В Союзе общественных организаций инвалидов Архангельской области надеются, что учреждение и впредь будет оказывать услуги населению в прежнем объеме.

Что касается дошкольных учреждений, то, например, в детских садах зачастую места для новых групп создаются за счет ликвидации помещений, необходимых для разностороннего развития детей. Об этом рассказала руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», член Центрального штаба Народного фронта Любовь Духанина на круглом столе регионального отделения ОНФ в Тверской области. По ее словам, нередки случаи, когда очередь в детсад ликвидируется за счет чрезмерного уплотнения существующих групп.

Рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» отмечает, что наличие на селе учреждений культуры и их активная работа являются показателем качества жизни. Закрытие культурных объектов в сельской местности может стать дополнительной причиной оттока населения. Согласно докладу правительства, в процессе оптимизации только за 2014 г. были ликвидированы 1287 учреждений культуры в сельской местности, в том числе 594 библиотеки и 694 дома культуры (1,8%). А с учетом объединения фактически количество учреждений стало еще меньше. По данным Счетной палаты, количество учреждений культуры в стране сократилось в 2014 г. по отношению к 2013 г. на 7,3%.  Из общего числа учреждений культуры было ликвидировано 54,3% культурно-досуговых учреждения и 16,4% библиотек, преимущественно в сельской местности. И это при том что «из расчета социальных нормативов всего в стране должно быть более 26 тыс. библиотек. По итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс., сообщает Счетная палата. Все это существенно снизило доступность культурных объектов для населения.

«Сегодня социальная сфера поделена на министерства и ведомства, каждое из которых с разной долей успеха действует в своей четко очерченной области. К сожалению, до тех пор, пока не будет налажено межведомственное взаимодействие, трудно говорить об эффективном выполнении поручения президента, так как доступность и качество любой социальной услуги, в частности образовательной, напрямую связаны с уровнем межведомственного взаимодействия. Это касается, в частности, и медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, и школьного транспорта, и разницы в зарплате педагогов дополнительного образования. Оптимизация не заканчивается закрытием школы. Должны быть гарантированы и обеспечены все условия, влияющие на доступность социальной услуги. Поэтому рабочая группа считает поручение главы государства неисполненным и предлагает его с контроля не снимать», – говорит член Центрального штаба ОНФ, директор средней общеобразовательной школы №2091 г. Москвы Татьяна Пашутина.

Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.

 

onf.ru

Оптимизация расходов на социальное обеспечение

Оптимизация расходов на социальное обеспечение

Стратегической целью любой развитой страны является обеспечение социальной направленности бюджетной политики, которая направлена на повышение уровня жизни населения и эффективного социального обеспечения.

В условиях развития рыночной экономики обостряется проблема оптимизации бюджетных расходов на социальную сферу, поэтому данная тема требует основательного исследования.

К проблемам, которые сдерживают развитие социального обеспечения можно отнести: планирование, финансирование и контроль за бюджетными расходами. Неэффективное выполнение государством социальной функции вызвано отсутствие долгосрочного планирования бюджетной политики в социальном обеспечении, негативно влияет на качество жизни граждан. Планирование учитывает текущие потребности, а расходы на стратегическое развитие отрасли обеспечиваются в неполном размере или вообще отсутствуют.

Планирования и использование бюджетных средств

Планирования и использование бюджетных средств на социальные нужды осуществляется без соответствующих обоснований в виде расчетов и наличия государственных целевых программ, без учета потребностей в социальных услугах, демографических колебаний, без оценки эффективности выделенных средств. Перспективным на-прямом в планировании бюджетных расходов на социальное обеспечение должно стать широкое применение в бюджетной практике программно-целевого метода. При этом бюджетные расходы должны осуществляться на цели, соответствующие среднесрочной или долгосрочной стратегии развития государства.

Ограниченность бюджетных ресурсов и неэффективное их использование вызывает необходимость во внедрении новых методов управления бюджетными средствами, использование новых социальных технологий: социальных заказов, социального инвестирования, целевое финансирование конкретных учреждений, осуществляющих социальную деятельность и тому подобное.

Важную роль в оптимизации бюджетных расходов в социальном обеспечении играют социальные стандарты и нормативы. На сегодняшний день отсутствуют равные условия доступа граждан страны к социальным гарантиям, поэтому почти половина льгот и других видов социальной помощи остается на бумаге. Уровень цен на товары и услуги растет гораздо быстрее повышаются минимальные социальные стандарты. Поэтому основная проблема заключается в отрыве социальной политики от реальной экономики.

Между учеными-экономистами существует расхождение во мнениях относительно приоритетности первоочередного финансирования экономической или социальной сферы. Дилемма заключается во взаимовлиянии этих двух сфер, когда развитие одной способствует росту показателей другой. Поэтому целесообразно было бы инвестировать в экономическую сферу. создавая новые рабочие места, легализовать занятость, что позволит сократить расходы бюджета на социальные льготы населению.

Социальные стандарты и нормативы

Для улучшения ситуации необходимо устанавливать социальные стандарты и нормативы опираясь на европейский опыт и создавать такие условия, в которых население могло свободно реализовать свои возможности.

Существует также проблема несовершенного ведомственного финансового контроля за предоставлением льгот и субсидий. Прослеживаются неоднократные нарушения выплат социального обеспечения. Путем подачи гражданами недостоверной информации о полученных доходах и их имущественные состояние. Поэтому необходимо предоставить доступ работникам органов социальной защиты в базу данных о доходах граждан для проверки вышеуказанных вопросов.

Оптимизация бюджетных расходов на социальное обеспечение за счет стратегического планирования и повышения контроля за процессом финансирования позволит улучшить качество жизни и утвердить роль среднего класса.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

xn----7sbocflsoiiggghiq.xn--p1ai

Оптимизация социальной сферы ведет в пустыню

Может, и с добрыми намерениями сформирована программа оптимизации социальной сферы области, о которой «СК» рассказал в номере за 10 января этого года, но обернется она заурядным обезлюдением региона. Красивое слово «оптимизация» означает всего лишь закрытие школ, библиотек, больниц, фельдшерских пунктов. Пока на селе. Как это бывает — хорошо известно по прошлому и нынешнему опыту.

В качестве положительного примера оптимизации в программе назван, в частности, Сурский район. Самый, пожалуй, разваленный на сегодня. Есть в этом районе село Малый Кувай, последовательно прошедшее через несколько этапов оптимизации и ставшее к сегодняшнему дню миражом. Было время, когда в селе работала школа-восьмилетка. В 9-й и 10-й классы учащиеся ходили в Большекувайскую среднюю школу. Потом восьмилетку преобразовали в начальную школу, в Большой Кувай стали ходить дети уже с 5-го класса. Но пришло время, когда в Малом Кувае ликвидировали и начальную школу, переведя всех учеников в Большой.

Примерно в эти же годы в Малом Кувае закрыли фельдшерский пункт. Сегодня от села остались одни огрызки. Исчезли целые улицы. Часть жителей перебралась в Большой Кувай, другая часть разъехалась кто куда. Третьи доживают век на своей, теперь очень малой, родине.

Очередь за Большим Куваем, по которому оптимизация частично тоже уже прошлась. Село лишилось статуса административной единицы, став частью Астрадамовского поселения. Это означает, что по разным нуждам его жителям обращаться надо за 10 километров в Астрадамовку. Из Кувая в ту же Астрадамовку перевели отделение Сбербанка. Держится пока еще почтовое отделение и фельдшерский пункт, но школа уже обречена. Нынешний год последний, когда в ней учатся до 11-ти классов. Со следующего останется девятилетка (та же восьмилетка — один класс зачем-то пропускается). Дальнейший путь Большого Кувая вполне предсказуем: через какое-то количество лет в нем оставят лишь начальную школу. Не все родители согласятся отправлять своего ребенка в другое село и захотят уехать. Уже уезжают, и часть улиц сильно поредела.

Дальше — Астрадамовка. Пока еще ее школу наполняют учениками из окрестных сел, но сел все меньше. Прекратили существование Козловка, Окуловка, Богдановка, Помаево. На грани исчезновения Утесовка, Лебедевка… Недалек тот день, когда оптимизируют и сильно захиревшую Астрадамовку. Тогда оставшуюся детвору придется возить в Сурское, что почти невозможно, поскольку от Большого Кувая, например, райцентр лежит в 80 километрах. Все семьи с детьми вынуждены будут покинуть свои села. Останутся в них старики, лишенные из-за параллельной ликвидации фельдшерских пунктов элементарной медицинской помощи. Жизнь пойдет в режиме средневековья, когда ни врачей, ни дорог, ни транспорта.

Оптимизация предпринимается, конечно, для экономии бюджетных денег. Но, предпринимая ее, чиновники должны знать, что выступают

убийцами ульяновской деревни — ни больше, ни меньше. Должна знать это и заместитель председателя облправительства Тамара Девяткина, под патронатом которой написана программа оптимизации. Сурская администрация это, вероятно, знает, она ближе к земле и видит, что район уже превратился в полупустыню. Оживить его будет куда сложнее, чем опустошить. С другими районами примерно так же.

Юрий КАШИНСКИЙ

ulpressa.ru

Путин хочет проверить итоги оптимизации учреждений социальной сферы | Экономика | Деньги

Москва, 7 мая - АиФ-Москва, Екатерина Ларинина.

Президент РФ Владимир Путин намерен проверить доступность социальных услуг для населения в свете прошедшей оптимизации. Подготовить соответствующий доклад он поручил Счетной палате.

«Необходимо осуществить жесткий контроль за ходом оптимизации бюджетных учреждений, особенно в удаленных районах, в сельской местности. Тема очень серьезная, я обращаю, уважаемые коллеги, ваше внимание на это. Прошу Счетную палату подготовить подробный доклад о доступности социальных услуг для населения. Обсудим этот вопрос на одном из совещаний с членами Правительства», - заявил он в ходе прошедшего заседания комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития.

Путин отметил, что в последнее время подавляющее число регионов за счет проведенных преобразований обеспечило рост заработных плат врачей и педагогических работников до среднего уровня по экономике, сократилось число неэффективных организаций, «неспособных обеспечить надлежащее качество услуг для граждан».

«Проделана большая работа, иногда и болезненная работа, но необходимая», - приводит слова главы государства официальный сайт Кремля.

При этом президент назвал недопустимым снижение доступности важнейших социальных услуг, «когда под видом оптимизации механически сокращаются койки, фельдшерско-акушерские пункты, подстанции «скорой помощи», учреждения культуры, организации дополнительного образования детей».

«Ну и, конечно, формально нельзя подходить. Я уже говорил об оптимизации, скажем, сети в здравоохранении. Но у нас в некоторых субъектах на селе количество ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов - прим. ред.) не увеличилось, а уменьшилось. Это вообще недопустимо. Коллеги идут просто по пути наименьшего сопротивления. Надо показать, что оптимизировали сеть, взяли то, что полегче, почикали – и всё. А как людям жить, как им получать элементарную медицинскую помощь, об этом никто и не думает», - заключил Владимир Путин.

Напомним, проведенные в последнее время реформы в сфере здравоохранения и образования вызвали ряд негативных откликов среди населения и профильного экспертного сообщества. В конце апреля Минфин подготовил новый план оптимизации расходов за счет сокращения численности сотрудников, слияния крупных учреждений с мелкими и продажи «лишнего имущества».

www.aif.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта