Уровни рассмотрения информации. Релевантность информации это способность информации


Критерии оценки информации

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т.п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую информацию, прямо скажем, весьма затруднительно: для этого требуются колоссальные ресурсы.

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки — это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

Результатом такой оценки информации должен стать вывод о ее релевантности нашей проблеме.

Ранее мы обсудили свойства информации, которые по своей сути и есть критерии ее оценки:объективность — субъективностьдостоверность — недостоверностьПолнота - неполнотаАктуальность — неактуальностьЦенность — бесполезностьПонятность — непонятность

Это академический подход. На практике обычно поступают следующим образом. Изначально поступившую информацию оценивают с точки зрения релевантности. Если информация релевантна — вопрос в ее достоверности. Затем — в ее актуальности. А после этого при необходимости осуществляется оценка по иным критериям. Часто для ускорения процесса оценки используют упрощенный набор критериев. Кроме того, в зависимости от задачи меняется важность того или иного свойства информации вплоть до полного отказа от какого то свойства. Также практикуется объединение нескольких свойств в один синтетический параметр. Например, объективность и достоверность, или полнота и ценность. Либо для оценки используют одно свойство. Так можно поступать при первичном сборе информации по ранее неизвестой проблеме. Собирается все — главное, чтобы информация как-то помогала в понимании проблемы.

Критерии упрощенной оценки информацииРЕЛЕВАНТНОСТЬ информации — наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да — переходите к следующему этапу, если нет — в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ информации:— понимание самой информации,— полнота освещения предмета интереса,— своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Принятие решения о релевантности информации некой проблеме осуществляется по нескольким признакам. Первый признак — это наличие явного указания на сферу интересов. Такое указание выявляется через наличие ключевых слов (названий, имен, дат, специфических терминов и т.п.). Второй признак более сложен, это наличие косвенного, смыслового указания. Здесь прямо назвать признаки не получится — в каждой ситуации они свои.

Второй критерий — это достоверность. Она проверяется по следующим параметрам:— наличие подтверждения из других источников;— стыкование с другой информацией;— знание источника и его мотивов;— авторитет или длительная положительная история работы с источником;— свойства канала передачи информации.

Как видно, важнейшее место здесь занимает знание об источнике информации. Поэтому важно вести работу по изучению источников, постоянному сбору информации о них. С кем аффилированы, насколько объективно освещают проблемы, с кем сотрудничают, чьи интересы лоббируют и т.д. Для выявления дезинформации необходимо:— четко разделять факты и мнения о них;— понимать, может ли источник иметь доступ к присланной информации;— учитывать отношение источника к описанным объектам или событиям;— учитывать личностные характеристики источника (автора) — заинтересованность, фантазийность, зависимость, самомнение;— помнить, что легче всего воспринимается желаемая информация.

Также необходимо брать во внимание, что информация искажается и ненамеренно. Это происходит по следующим причинам:— передача части сообщения;— пересказ услышанного своими словами и внесение в содержание своего отношения, своего мнения;— сообщения, циркулирующие по горизонтальным и неформальным каналам, менее подвержены искажениям, а информация, предоставляемая «наверх», — более, поскольку у лица, передающего данные, есть желане угодить, получить вознаграждение, избежать наказания.

При намеренной дезинформации используют следующие приемы:— сокрытие фактов;— тенденциозный подбор (изложение) фактов;— нарушение логических или временных связей;— подача достоверной информации в такой форме или контексте, чтобы она воспринималась как дезинформация;— краткое изложение важной информации на фоне ярких, отвлекающих внимание данных;— использование в изложении многозначных слов, которые можно толковать по-разному;— замалчивание ключевых деталей.

В процессе работы с информацией (на любом этапе) возможно возникновение ситуации, когда для понимания происходящего не хватает данных. В этом случае можно воспользоваться приемом восстановления информации.

Суть его в том, что любому событию что-то предшествует, какая-то подготовка, какие-то события и везде остается след. Какие-то процессы сопутствуют основному событию, что-то становится следствием этого события. Нужно уметь восстанавливать последовательность событий и выявлять места, где может остаться информация о событии. Но начинать нужно с обработки уже имеющейся информации. И в этом плане очень важным является процесс аттестации источника информации.

psyera.ru

Понятие информации, ее виды, свойства и особенности

Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или на самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомленность, изложение. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.

Сигнал представляет собой любой процесс, несущий информацию.

Сообщение – это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

Любое информационное сообщение можно представить функцией X(t), характеризующей изменение во времени материально – энергетических параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы.

Функция X(t) принимает любые вещественные значения в диапазоне изменения аргумента t. Если функция X(t) непрерывная, то имеет место «непрерывная» или аналоговая информация. Источником аналоговой информации являются различные природные объекты (например, температура и влажность воздуха), объекты технологических производственных процессов (давление и температура теплоносителя в контурах ядерного реактора) и т.д.

Если функция X(t) дискретна, то информационное сообщение имеет характер дискретных сообщений. Например, сигналы тревоги, передаваемые посредством световых и звуковых сообщений, языковые сообщения, передаваемые в письменном или звуковом виде, сообщения, передаваемые с помощью жестов.

Информация может быть входной, выходной и внутренней. Если система или объект воспринимает любую совокупность сигналов извне, то такая информация называется входной. Если же система или объект выдает в окружающую среду любую совокупность сигналов, то такая информация называется выходной. А, если система или объект хранит в себе любую совокупность сигналов, то такая информация называется внутренней.

Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам.

По признаку «область возникновения» информация делится на:

1.      Элементарную – отражает процессы и явления неодушевленной природы.

2.      Биологическую – отражает процессы растительного и животного мира.

3.      Социальную – отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают информацию:
1.      Визуальную – передается видимыми образами и символами.

2.      Тактильную – передается ощущениями.

3.      Органо-лептическую – передается запахами и вкусом.

4.      Машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению делят на виды:

1.      Массовая: общественно-политическая, научно-популярная.

2.      Специальная: научная, техническая, экономическая, управленческая.

3.      Личная: индивидуальная.

Рассмотрим свойства информации:

1.      Релевантность – способность информации соответствовать нуждам потребителя.

2.      Полнота – свойство информации исчерпывающе характеризовать рассматриваемый объект.

3.      Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

4.      Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

5.      Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

6.      Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

7.      Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы и объема информации с точки зрения данного потребителя.

Информация размещается на физических носителях – бумажных или магнитных документах, в виде сигналов, передаваемых по каналам связи. Особенностью информации является то, что она может находиться в статичном или динамичном состояниях. Статичное состояние информации связано с ее длительным хранением, накоплением в информационных фондах и базах данных. Динамичное состояние – постоянное движение в виде потоков – присуще информации, реализующей в человеко-машинных, автоматизированных системах, в которых обмен сведениями осуществляется с помощью знаковых символов.

stud-helper.blogspot.com

Уровни рассмотрения информации — Мегаобучалка

Часто бывает необходимо условно рассматривать информационный ресурс на разных уровнях. Это связано с используемыми информационными технологиями, их анализом и описанием, проектированием и программированием, подбором методов и средств (например, аппаратных), кодированием или шифрованием данных и информации и т.д.

Условно выделяют три уровня рассмотрения любого информационного сообщения (информационного ресурса):

· Прагматический;

· Семантический;

· Синтаксический.

 

На прагматическом уровне рассматривают все элементы информационного обмена для выявления полезности информации пользователю.

На семантическом уровне, отвлекаясь от пользователя информации, конечной целью изучения является смысловое значение информационного сообщения, его адекватность описываемым объектам.

Синтаксический уровень — уровень изучения только самих знаков и соотношений между ними.

В дальнейшем в рамках изучения данного учебной дисциплины информационные технологии и информационные системы будут рассматриваться на соответствующих уровнях. Например, интеллектуальные информационные системы и технологии – на семантическом уровне, технологии кодирования и шифрования – на синтаксическом уровне и т.д.

 

 

Свойства информации

Можно привести немало разнообразных свойств информации, по разным классифицирующим признакам. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны.

В целом информации присущи следующие свойства.

1. Атрибутивные свойства - это те свойства, без которых информация не может существовать. К данной категории свойств относится:

2. Прагматические свойства - это те свойства, которые характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики, которые проявляются в процессе использования информации.

К данной категории свойств относится:

3. Динамические свойства- это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.

 

megaobuchalka.ru

Какая информация нужна руководителю: два правила релевантности

Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. она содержит те данные, которые следует принимать в расчет при подготовке информации для менеджеров. Нерелевантная информация включает несущественные, избыточные данные. Информация для управления должна содержать нужные, воспринимаемые и осознанные сведения, дающие возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющие определить ряд альтернативных решений, из которых реально найти оптимальное управленческое решение.

Автор:Ольга Дмитриевна Kaвepинa, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета.

В классификации затрат для управленческих решений ключевое место занимает признаксущественности информации, согласно которому затраты делятся нарелевантные инерелевантные.

Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. она содержит те данные, которые следует принимать в расчет при подготовке информации для менеджеров.Нерелевантная информация включает несущественные, избыточные данные о затратах и доходах. Они могут привести к двум последствиям:

  1. принятию ошибочного решения вследствие того, что искажается информационная картина, описывающая проблемную ситуацию, по которой следует принять решение;
  2. снижению оперативности и повышению трудоемкости процесса принятия решения, т.е. искажения информации не происходит, однако менеджер получает излишние данные, которые затрудняют обдумывание ситуации и увеличивают время на ее решение.

Первое правило релевантности

Информация для руководителя должна обеспечить правильное решение. Это является главной характеристикой качества информации для руководителя.

Рассмотрим примеры вариантов подготовки информации, ведущих к ошибочным решениям.

Пример 1. Руководитель предприятия принимает решение о снятии с производства вида продукции. Какие данные он должен получить?

Предприятие по производству хлебобулочных изделий реализует продукцию через разветвленную сеть торговых ларьков в пределах спроса по каждому наименованию. После резкого повышения цен на некоторые добавки директор, основываясь на интуиции, предполагает, что часть продукции стала убыточной. Он просит проанализировать затраты и выручку.

Бухгалтер, которому было дано это задание, представил данные о выручке по продуктам за период и все затраты, т.е. он отнес все производственные и коммерческие расходы к затратам на продукт, чтобы подсчитать прибыль каждой единицы. Результаты расчетов показали, что рогалики с маком были проданы в убыток, и руководитель снял их с производства.

Однако после этого действия прибыль компании снизилась, так как уменьшение выручки не повлекло за собой пропорционального уменьшения затрат. Часть постоянных производственных и коммерческих расходов осталась прежней. В данном случае информация о доле затрат на аренду торговых ларьков, расходов на содержание грузовика и заработной платы дирекции, приходящейся на рогалики, явиласьнерелевантной. Ее бухгалтер не должен был включать в расчеты, представленные на запрос директора.

Релевантными в данной ситуации являются общие показатели: переменные затраты, объем продаж (выручка), маржинальный доход.

Релевантными могут быть удельные затраты и доходы: цена единицы продукции, удельные переменные расходы на единицу, маржинальный доход на единицу продукции.

Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе «затрат прошлых периодов», возникающих в результате ранее принятых решений.

Пример 2. Вы мечтаете о телевизоре с определенными характеристиками (диагональ, конфигурация и др.) и скопили на него половину суммы. Накануне юбилея друзья и родственники, зная о вашем желании, решили добавить недостающую сумму. Они непременно хотели увидеть телевизор у вас в День рожденья. Поиски заказанной модели не дали результатов и вы «дали добро» на покупку аналога за 300 у.е. По истечении небольшого периода времени (абстрагируемся от прав потребителей) вы заходите в магазин и видите телевизор своей мечты: именно та диагональ, плоскость экрана, настройка! Кроме того, его стоимость ниже — 260 у.е.

Один из сослуживцев, узнав о ваших сожалениях, предложил купить у вас телевизор, но сумма, которой он располагал, не превышала 240 у.е. Какая сумма в условных единицах является релевантной для принятия решения о покупке телевизора: 40 , 60 или 20, или другая?

Для принятия решения о приобретении нового телевизора вас не должны волновать ни 300 у.е., уплаченных за покупку, ни 40 у.е. разницы в цене. Они потеряны для Вас. Это затраты прошлых периодов, а прошлое изменить не дано. Принимая решение, Вы должны только подумать, стоит ли платить 20 у.е. за желаемые характеристики телевизора.

Второе правило релевантности

Информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.

Пример 1. Решается вопрос об открытии обособленного подразделения в Ростове; очевидно, что возникнут дополнительные расходы. Релевантной будет информациятолько о дополнительных затратах и доходах. Данные о продажах и затратах по существующим обособленным подразделениям будут излишними или нерелевантными.

Пример 2. Повышает релевантность информации для управленческих решений использованиеальтернативных (условных) затрат. Например, на предприятии имеют место неиспользуемые запасы стали. На начало периода их остатки составили 1 000 ед. по 110 руб. за 1 ед. Оказалось, что имеется много вариантов использования стали. Компания может продать их за 190 тыс. руб. или по 90 руб. за 1 ед., выбросить или производить 2 вида продукции.

Обсуждаются альтернативные варианты того, как наиболее выгодно использовать складские запасы стальных отливок: организовать производство продукции, продать, выбросить.

Альтернативные затраты преобразуют отчет так, чтобы сразу было видно, насколько выгоднее производить ту или иную продукцию, чем продавать по лучшему из альтернативных вариантов, или наоборот (табл. 1).

Таблица 1. Данные для принятия решения(с использованием альтернативных затрат)

Показатели Произвести продукт Продать покупателю Выбросить
А Б 1 2
Объем продаж 440 340 180 190
Затраты 180 200
Условные затраты (альтернативные) 190 190
Всего затрат 370 390
Прибыль 70 -50

Алгоритм расчета:

  1. обсуждается приоритетное направление исходя из стратегии развития предприятия;
  2. выбирается лучший из отобранных вариантов;
  3. принимается в качестве условных затрат и вводится в калькуляцию прибыль по лучшему альтернативному варианту;
  4. вычисляется, насколько обсуждаемый вариант лучше (хуже) альтернативного.

По данным таблицы, предприятию выгоднее производить из стали продукт А, чем продавать ее, на 70 тыс. руб.; в то же время продать выгоднее, чем производить продукт Б, на 50 тыс. руб. 

***

Таким образом, информация для управления должна содержать нужные, воспринимаемые и осознанные сведения, необходимые для анализа конкретных ситуаций, дающие возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющие определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение.

Особенности принятия управленческих решений в различных сферах бизнеса изучаются в учебном курсе «Разработка и принятие управленческих решений». Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы вывести вашу карьеру или бизнес на новый уровень? При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.

 

 

www.elitarium.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта