Open Library - открытая библиотека учебной информации. Шкала ранжирования


Основные приемы измерения в маркетинговых исследованиях

Исследователю недостаточно владеть информацией о знаниях потребителей. Зачастую требуется уточнить – что нравится и что не нравится выбранным респондентам. Эти симпатии и антипатии выражают отношение респондента к предмету исследования. Отношение формируется под воздействием различных факторов, в первую очередь социокультурных и экономических факторов окружающей среды.

Измерение отношения – непростая процедура. Прежде всего следует определиться с той его компонентой – познавательной (мнения) или эмоциональной (чувства), которая подлежит изучению. Второй шаг – определиться с тем свойством отношения, которое подлежит изучению    (табл. 3).

Шкала самооценки

Шкала самооценки (порядковая шкала) – наиболее простой вид шкал, содержащий симметричное распределение положительных и отрицательных оценок отношения к изучаемому объекту. Симметричность конструкции означает обязательно равное число положительных и отрицательных позиций шкалы, разделяемых нейтральной (нулевой) позицией. Например, на вопрос: «Как Вы относитесь к…?» могут быть предложены такие варианты ответа: полностью положительно; в целом положительно; затрудняюсь ответить; скорее отрицательно, чем положительно; полностью отрицательно.

 

Таблица 5

Измеряемые свойства отношения

Свойство

Содержание свойства

Направленность

Положительное, отрицательное или безразличное отношение

Интенсивность

Степень благосклонности (например, низкая, средняя, высокая)

Уверенность

Вера респондента в «правильность» его отношения к предмету исследования

Постоянство

Изменчивость направленности, интенсивности и уверенности во времени

 

Нейтральная позиция в зависимости от задач исследования может интерпретироваться двояко: либо принимается как безразличное отношение (не интересуюсь), либо служит разделительной границей между положительным и отрицательным отношением к изучаемому объекту.

Недостаток – высокая степень условности; невозможно обосновать равенство интервалов между позициями шкалы. Респонденты, испытывающие разную степень интенсивности отношения, могут отметить одну и ту же позицию на шкале, и наоборот, обладающие одинаковой интенсивностью отношения отметят разные позиции. Поэтому математические операции при обработке данной шкалы весьма условны.

Шкала ранжирования

Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят «фиктивные» объекты (в таких случаях значимыми являются один или несколько ранжируемых объектов).

Например, цель исследования – выявить отношение некоторого сегмента российских потребителей к наличию в шоколадных конфетах ликеро-водочно-коньячных наполнителей. Респондентам предлагается: «Расположите следующие марки конфет в порядке снижения чувства удовольствия от их потребления». Далее перечисляются марки конфет с содержанием указанных наполнителей и без таковых, причем в списке не прослеживается никакой закономерности.

Метод постоянной суммы

Респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов (например, 100) между некоторыми объектами (параметрами) с учетом их значимости. Теоретически процедура позволяет более глубоко оценить значимость ранжируемого параметра, но респонденты склонны к упрощению ответа, указывая одинаковую значимость параметров или принимая во внимание меньшее их количество, чем есть в реальности. Возможны арифметические ошибки респондента. Если сумма проставленных респондентом баллов отличается от оговоренной заранее, то анкету нельзя принимать к обработке. Пример смотрите на рис. 10

 

Распределите 100 баллов между названными ниже

марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся  (максимальный балл – наиболее предпочтительной марке):

 

Сумма баллов

Марка пельменей

 

Дарья

 

Колпин

Богатырское

Равиолло

Сам-Самыч

100

 

 

 

 

 

 

Рис.10.  Пример использования шкалы по методу постоянной суммы

 

Сравнительная шкала

Параметры сравнительной шкалы задаются парой хорошо известных респондентам объектов (эталонов для сравнения). Респондента просят указать на шкале место третьего объекта. Чем ближе будет отметка объекта к краям шкалы, тем более схож характер отношения к изучаемому объекту с отношением к эталонам. При этом отношение к самим эталонам заранее должно быть выявлено.

Например: «Расположите марку X на шкале согласно Вашим представлениям о ее… (вкусовых качествах, надежности, дизайне и т. д.) в сравнении с аналогичными марками» (рис.6).

Шкала Лайкерта

Шкала Лайкерта (шкала суммарных оценок, или шкала согласия) предложена в 1932 г. и предназначена для измерения отношения к объекту на основании оценки ряда параметров. Эмоциональные индикаторы фиксируются в шкалах.

Респондента просят указать степень согласия или несогласия с некоторыми утверждениями, которая соответствуют его личному отношению к объекту, используя такие варианты ответа (рис.7):

•   полностью согласен;

•   согласен;

•   затрудняюсь ответить;

•   не согласен;

•   полностью не согласен.

Оценка отношения производится путем суммирования оценок по всем пунктам. Для интерпретации полученных результатов следует определить базу для сравнения. В качестве базы для сравнения можно использовать мнение другого респондента (например эксперта), мнение этого же респондента, высказанное ранее (для оценки динамики мнения), оценку товара-аналога, средние показатели по всей совокупности выборки.

Расположите марку йогурта Х на шкале согласно

Вашим представлениям о ее полезности для здоровья

В сравнении с указанными аналогами

 

                                                  Марка А                                                                                Марка Б

Х———————————————————-Х

 

Рис. 11. Пример сравнительной шкалы

 

Шкала может быть модифицирована.

 

Укажите, пожалуйста, свое согласие или несогласие с утверждениями

О марке Х, отметив в каждой строке только один вариант ответа.

 

 

Полностью согласен

Согласен

Затрудняюсь ответить

Не согласен

Полностью не согласен

Имеет современный дизайн

 

 

 

 

 

Цена соответствует качеству

 

 

 

 

 

…..

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Пример использования шкалы Лайкерта

 

Семантический дифференциал

Семантический дифференциал разработан Чарльзом Озгудом. Для обозначения противоположной направленности отношения к объекту предлагаются пары антонимов. Характеристики, описывающие объект с помощью пар антонимов, отбираются на основе имеющихся ассоциаций. Положительные оценки не располагаются строго с одной стороны, чтобы исключить механическое заполнение вопроса.

Для повышения точности измерения между антонимами размещают числовую шкалу с симметричным расположением положительных и отрицательных оценок, разделенных нулевой отметкой. Но наличие числовой шкалы или нулевой отметки не является обязательным.

Достоинства – возможность автоматизированной обработки, наглядность представления.

Недостатки – трудоемкость подбора биполярных определений, невозможность использования в телефонном опросе.

Например, для вопроса: «Какие чувства Вы испытываете при пользовании электросушилкой для ногтей?» может быть использован вариант семантического дифференциала, представленный на рис.8.

Вопрос может сопровождаться иной шкалой семантического дифференциала. В таком случае и сама формулировка вопроса несколько иная (рис.13).

 

 

 

 

Рис. 13. Пример 1 семантического дифференциала

 

Рис. 14. Пример 2 семантического дифференциала

 

Шкала восприятия

Шкала восприятия используется для оценки позиции товаров-конкурентов. Для построения этой шкалы выполняются следующие действия:

1.  Выбираются направления, по которым потребители различают товары (атрибуты).

2.  Строится карта-схема восприятия, на плоскости которой респондентов просят определить позиции изучаемых объектов (товаров) и предпочтительную (идеальную) для респондента позицию.

Недостаток шкалы заключается в том, что респондент должен выделить оценки каждого атрибута из совокупного впечатления о товаре.

 

marketedst.ru

ШКАЛА РАНЖИРОВАНИЯ - это... Что такое ШКАЛА РАНЖИРОВАНИЯ?

 ШКАЛА РАНЖИРОВАНИЯ - ранжирование товаров по степени реального спроса, применяемое в моделях маркетинга. Ш.р. включает четыре ступени: безраздельное предпочтение, когда постоянно покупается одна и та же марка товара; устойчивое предпочтение, когда одна марка выбирается чаще других; неустойчивое предпочтение, при котором покупается постоянно несколько марок товара; отсутствие предпочтения, когда с одинаковой частотой покупаются любые марки.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Смотреть что такое "ШКАЛА РАНЖИРОВАНИЯ" в других словарях:

dic.academic.ru

Порядковая (ранговая, ординарная) шкала

Лекция № Измерения в исследованиях, проводимых в области социальной работы

План лекции:

1. Понятие измерения

2. Шкалы измерения

3. Номинативная шкала

4. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала

5. Шкала интервалов

6. Шкала отношений

Понятие измерения

Измерение – это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

Признаки и переменные – это измеряемые психологические явления. Например, время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, интенсивность агрессивных реакций, показатель социометрического статуса и др. Эти понятия могут использоваться как взаимозаменяемые. Иногда вместо них используется понятия показателя или уровня (например, уровень настойчивости, показатель вербального интеллекта и др.). Понятия показателя / уровня указывают на то, что признак может быть измерен количественно, т.к. к ним применимы определения «высокий» или «низкий» (например, высокий уровень интеллекта, низкие показатели тревожности и др.). Такие индивидуальные результаты называются также «наблюдениями», «наблюдаемыми значениями», «вариантами», «датами», «индивидуальными показателями» и др. Например, в психологии чаще всего используется термин «наблюдение» или «наблюдаемое значение» [1, С.11].

Значения признака определяют при помощи специальных шкал измерения.

Шкалы измерения

Практические социальные работники все чаще применяют простейшие научно-исследовательские методы, позволяющие наблюдать и оценивать эффективность своего вмешательства в социальную жизнь [Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Т.1.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 480 с., C. 329-33]. Однако они должны придерживаться принятых с социо-гуманитаных науках правил. Подобные правила касаются, в частности, способов отображения результатов в проводимых исследованиях. Любое измерение, проводимое социальным работником, представляет собой какую-либо шкалу.

С.Стивенсом предложена классификация из 4 типов шкал измерения:

1) номинативная, или номинальная, или шкала наименовании;

2) порядковая (ранговая или ординальная) шкала;

3) интервальная, или шкала равных интервалов;

4) шкала равных отношений.

Охарактеризуем их подробнее.

 

Номинативная шкала

Это шкала, классифицирующая измеряемый признак (качество) по названию (от лат. потеп – имя, название).

Примеры признаков, относящихся к номинативной шкале: разделение семей на: полные и неполные; многодетные (3 и более детей), с двумя детьми, однодетные.

С помощью номинативной шкалы производится разделение объектов исследования по отдельным группам, соответствующим выбранным признакам. То есть признаки, получаемые по номинативной шкале, позволяют лишь отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. При этом исследуемые объекты распределяются по отдельным «ячейкам» (признакам). Таким образом, это способ классификации объектов, распределения их по ячейкам классификации.

Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала. Она состоит всего из двух ячеек (признаков). Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения. В приведенном выше примере – это разделение всего массива исследуемых семей на две ячейки: полные – неполные.

В отношении каждого из признаков можно судить о следующем: признак «проявился – не проявился» – т.е. он принял / не принял интересующее значение. Пример: и 15 изучаемых семей 5 – неполные. Признак «неполная семья» проявился 5 раз из 20.

В принципе номинативная шкала может состоять из ячеек «признак проявился – признак не проявился» [1, С.12].

Более сложный вариант номинативной шкалы – классификация из трех и более ячеек (признаков). Например: «выбор кандидатуры А – кандидатуры Б – кандидатуры В – кандидатуры Г»; «старший – средний – младший – единственный ребенок в семье» и др.

Распределение объектов исследования по ячейкам (признакам) позволяет перейти к числам и подсчитать количество наблюдений в каждой из ячеек. Таким способом мы осуществили переход от наименований к числам.

Итак, номинативная шкала позволяет нам подсчитать частоты встречаемости разных признаков (т.е. «наименований») и затем работать с этими частотами с помощью математических методов. Единица измерения, которой мы при этом оперируем – количество объектов исследования (в приведенном выше примере – количество изучаемых семей), или частота.

Такие данные могут быть обработаны с помощью метода χ2(читается «хи-квадрат»)биномиального критерия m и углового преобразования Фишера φ*.

 

Порядковая (ранговая, ординарная) шкала

Порядковая (ранговая, ординарная) шкала – это шкала, разделяющая всю совокупность измеряемых признаков на классы, связанные между собой отношениями типа «больше – меньше», «выше – ниже», «сильнее – слабее», «чаще – реже».

Особо подчеркнем следующее. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке были расположены классификационные ячейки, то в порядковой шкале они располагаются по рангам, т.е. образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс, или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д. [1, С.13].

Типичный и хорошо известный пример порядковой (ранговой) шкалы – это экзаменационные оценки: от 5 до 2 баллов или школьные оценки: от 5 до 1 балла. Другой пример – использование баллов в спортивном судействе, конкурсах, КВН. Это все есть варианты ранжирования.

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов, например «положительная реакция – нейтральная реакция – отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности – подходит с оговорками – не подходит» и т. п. [1, С.12].

От классов легко перейти к числам. Для этого каждому классу присваивается определенный ранг (код, цифра). Например, низшему классу присваивается цифра 1, среднему – 2, высшему – 3. Не принципиально, если последовательность цифр будет присвоена в обратном порядке.

При кодировании порядковых переменных им можно приписывать любые цифры (коды), но в них обязательно должен сохраняться порядок, чтобы изменение от предыдущего к последующему рангу не нарушалась, т.е. шла «по нарастанию» или «по убыванию». То есть можно выбирать любую последовательность цифр (чисел), не противоречащую характеру изменения изучаемой градации (1, 3, 4, 5, 6, 10 или 10, 12, 15, 21, 28). Как говорилось выше, в ранговой шкале нет разницы, какие коды присваиваются отдельной градации. Наиболее часто используется способ, когда самому значимому классу присваивается наибольший ранг, а самому незначимому – наименьший. Однако для простоты и удобства последующей работы выбирают наиболее простые варианты кодирования.

Приведем пример кодирования (Табл. 1). Пусть необходимо закодировать субъективный уровень социального самочувствия клиента по пяти следующим градациям: самый низкий – низкий – средний – высокий – самый высокий.

Таблица 1

Примеры кодирования уровня социального самочувствия клиента

Градация Варианты кодирования
Код Код
Самый низкий
Низкий
Средний
Высокий
Самый высокий

Ранжирование достаточно часто используется в исследованиях в социальной работе. И методы, использующие ранжирование, построены на применении шкалы порядка. Если испытуемому предлагается упорядочить 18 ценностей по степени их значимости для него, проранжировать список личностных качеств социального работника или 10 претендентов на эту должность по степени их профессиональной пригодности, то во всех этих случаях испытуемый совершает так называемое принудительное ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых признаков / субъектов / объектов (в приведенном примере – это ценности, качества).

Независимо от того, приписывается ли каждому качеству или испытуемому один из 3-4 рангов или совершатся процедура принудительного ранжирования, в обоих случаях получают ряды значений, измеренные по порядковой шкале. Правда, если выбрано всего 3 возможных класса и, следовательно, 3 ранга, и при этом, скажем, 20 ранжируемых испытуемых, то некоторые из них неизбежно получат одинаковые ранги. Все многообразие жизни не может уместиться в 3 градации, поэтому в один и тот же класс могут попасть люди, достаточно серьезно различающиеся между собой. С другой стороны, принудительное ранжирование, то есть образование последовательности из многих испытуемых, может искусственно преувеличивать различия между людьми. Кроме того, данные, полученные в разных группах, могут оказаться несопоставимыми, так как группы могут изначально различаться по уровню развития исследуемого качества, и испытуемый, получивший в одной группе высший ранг, в другой получил бы всего лишь средний, и т.п. [1, С.14].

Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется задавать достаточно дробную классификационную систему, например, из 10 классов, или градаций, признака. Подчеркнем, что ранжировать можно не только качественные признаки, но и количественные признаки измеряемого объекта.

Важно отметить, что в порядковой шкале не известно истинного «расстояния» между классами (градациями), так как определено лишь, что они образуют последовательность «от большего – к меньшему» или «худшего – к лучшему», или «редко происходящего – регулярно происходящему». Например, классы «подходит для занятия вакантной должности» и «подходит с оговорками» могут быть реально ближе друг к другу, чем класс «подходит с оговорками» к классу «не подходит».

В ранговой шкале применяется множество разнообразных статистических методов. Наиболее часто к измерениям, полученным в этой шкале, применяются коэффициенты корреляции Спирмена и Кэндалла, а также различные критерии различия [2, С. 26].

Чем больше классов в шкале, тем более широкие возможности для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез. Например, можно оценить различия между двумя выборками испытуемых по преобладанию у них более высоких или более низких рангов или подсчитать коэффициент ранговой корреляции между двумя переменными, измеренными в порядковой шкале, допустим, между оценками профессиональной компетентности руководителя, данными ему разными экспертами [1, С.14].

 

Шкала интервалов

Интервальная шкала– это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». То есть каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии.

Главное понятие этой шкалы – интервал. О.Ю.Ермолаев определяет его так: это доля или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале. Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. При работе с этой шкалой измеряемому свойству или предмету присваивается число, равное количеству единиц измерения, эквивалентное количеству имеющегося свойства [2, С.27].

Для измерения посредством шкалы интервалов устанавливаются специальные единицы измерения. Например, в психологии – это стены и стенайны.

Важной особенностью шкалы интервалов является то, что у нее нет естественной точки отсчет: нуль условен или указывает на отсутствие измеряемого свойства [2, С.27].

Однако необходимо отметить, что при использовании шкалы интервалов не все так просто. Измерения, проводимые в шкале интервалов чаще всего по сути оказываются измерениями, выполненными в шкале порядков. Для обоснования этого утверждения обратимся к примеру, который приводит Е.В.Сидоренко [1, С.14].

Пусть в ходе психологического исследования измеряется время решения задачи в секундах. Можно предположить, что это уже явно шкала интервалов. Однако на самом деле это не так, поскольку психологически различие в 20 секунд между испытуемым А и Б может быть отнюдь не равно различию в 20 секунд между испытуемыми Б и Г, если испытуемый А решил задачу за 2 секунды, Б – за 22, В – за 222, а Г – за 242.

Аналогичным образом, каждая секунда после истечения полутора минут в опыте с измерением мышечного волевого усилия на динамометре с подвижной стрелкой, по «цене», может быть, равна 10 или даже более секундам в первые полминуты опыта. «Одна секунда за год идет» – так сформулировал это однажды один испытуемый.

Таким образом, разные интервалы по описанной выше шкале имеют разный «масштаб», что противоречит определению интервальной шкалы. Е.В.Сидоренко делает вывод, который следует распространить и на исследования, проводимые в области социальной работы [Цит. по 1, С.16]. Попытки измерять психологические, педагогические, социальные явления в физических единицах – волю в секундах, способности в сантиметрах, а ощущение собственной недостаточности – в миллиметрах и т.п., конечно, понятны, ведь все-таки это измерения в единицах «объективно» существующего времени и пространства. Однако ни один опытный исследователь при этом не обольщает себя мыслью, что он совершает измерения по интервальной шкале. Эти измерения принадлежат по-прежнему к шкале порядка, нравится нам это или нет [Цит. по Сидоренко, С.16].

Мы можем с определенной долей уверенности утверждать лишь, что испытуемый А решил задачу быстрее Б, Б быстрее В, а В быстрее Г. Либо: социальное самочувствие клиента после каждого дня взаимодействия с социальным работником улучшается.

Аналогичным образом, значения, полученные испытуемыми в баллах по любой нестандартизованной методике, оказываются измеренными лишь по шкале порядка. На самом деле равноинтервальными можно считать лишь шкалы в единицах стандартного отклонения и процентильные шкалы, и то лишь при условии, что распределение значений и стандартизующей выборки было нормальным [Цит. по Сидоренко, С.16].

Принципиально важным является то, что к экспериментальным данным, полученным по этой шкале, применимо достаточно большое количество статистических методов.

 

studopedya.ru

Шкала ранжирования

Маркетинг Шкала ранжирования

Количество просмотров публикации Шкала ранжирования - 162

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Шкала ранжирования
Рубрика (тематическая категория) Маркетинг

Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят ʼʼфиктивныеʼʼ объекты (в таких случаях значимыми являются один или несколько ранжируемых объектов).

К примеру, цель исследования – выявить отношение некоторого сегмента российских потребителœей к наличию в шоколадных конфетах ликеро-водочно-коньячных наполнителœей. Респондентам предлагается: ʼʼРасположите следующие марки конфет в порядке снижения чувства удовольствия от их потребленияʼʼ. Далее перечисляются марки конфет с содержанием указанных наполнителœей и без таковых, причем в списке не прослеживается никакой закономерности.

Метод постоянной суммы

Респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов (к примеру, 100) между некоторыми объектами (параметрами) с учетом их значимости. Теоретически процедура позволяет более глубоко оценить значимость ранжируемого параметра, но респонденты склонны к упрощению ответа͵ указывая одинаковую значимость параметров или принимая во внимание меньшее их количество, чем есть в реальности. Возможны арифметические ошибки респондента. В случае если сумма проставленных респондентом баллов отличается от оговоренной заранее, то анкету нельзя принимать к обработке. Пример смотрите на рис. 10

Распределите 100 баллов между названными ниже

марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся (максимальный балл – наиболее предпочтительной марке):

Сумма баллов Марка пельменей  
Дарья   Колпин Богатырское Равиолло Сам-Самыч
         

Рис.10. Пример использования шкалы по методу постоянной суммы

Сравнительная шкала

Параметры сравнительной шкалы задаются парой хорошо известных респондентам объектов (эталонов для сравнения). Респондента просят указать на шкале место третьего объекта. Чем ближе будет отметка объекта к краям шкалы, тем более схож характер отношения к изучаемому объекту с отношением к эталонам. При этом отношение к самим эталонам заранее должно быть выявлено.

К примеру: ʼʼРасположите марку X на шкале согласно Вашим представлениям о ее... (вкусовых качествах, надежности, дизайне и т. д.) в сравнении с аналогичными маркамиʼʼ (рис.6).

Шкала ранжирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шкала ранжирования" 2014, 2015.

Читайте также

  • - Шкала ранжирования

    Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят «фиктивные» объекты (в таких случаях... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Шкала ранжирования или порядка

    Психология Шкала ранжирования или порядка

    просмотров - 17

    Шкала порядка

    Проблемы измерения в психологии. Типы психологических шкал

    Для большей достоверности научных выводов используются методы статической обработки материала. В психологии методы имеют специфику. Нельзя измерить мышление, память, восприятие и т.д. Но можно измерить поведение чел, его реакции. На основе действий и высказываний исследователь может судить о стоящих за ними психических явлениях.

    В основе статистической информации лежит процедура измерения.

    Измерение - ϶ᴛᴏ приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определœенными правилами. Правила устанавливают соответствие между свойствами чисел и свойствами объектов.

    Свойства чисел – соответствие – свойства объектов

    Рассмотрим на примере. правило 1

    номинальная шкала – шкала наименований.

    Класс 36 ребят. Нужно узнать, насколько хорошо построен процесс обучения. Удовлетворены ребята или не удовлетворены.

    Удовлетворенность – 1

    Не удовлетворенность – 0

    Провели опрос и выявили, что

    Удовлетворенных – 19

    Неудовлетворенных – 17

    Но степень удовлетворенности или неудовлетворенности не ясна.

    Тогда строится шкала порядка.

    36 чел учащихся – базовая цифра

    Удовлетворение и неудовлетворение нужно разложить на параметры и предложить анкету:

    1- всœегда удовлетворен

    2 -не всœегда

    3- иногда

    4- довольно редко

    5- не удовлетворен

    результат анкеты

    1-удовлетворены – 6 человек

    2-не всœегда – 9 чел

    3-иногда -12 чел

    4-редко – 7 чел

    5-неуд – 2 чел

    Самая большая группа – иногда

    первое место -3,

    второе место – 2

    третье место – 4

    четвертое место – 1

    пятое место - 5

    Читайте также

  • - Шкала ранжирования или порядка

    Шкала порядка Проблемы измерения в психологии. Типы психологических шкал Для большей достоверности научных выводов используются методы статической обработки материала. В психологии методы имеют специфику. Нельзя измерить мышление, память, восприятие и... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Шкала ранжирования

    Маркетинг Шкала ранжирования

    Количество просмотров публикации Шкала ранжирования - 90

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: Шкала ранжирования
    Рубрика (тематическая категория) Маркетинг

    Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят ʼʼфиктивныеʼʼ объекты (в таких случаях значимыми являются один или несколько ранжируемых объектов).

    К примеру, цель исследования – выявить отношение некоторого сегмента российских потребителœей к наличию в шоколадных конфетах ликеро-водочно-коньячных наполнителœей. Респондентам предлагается: ʼʼРасположите следующие марки конфет в порядке снижения чувства удовольствия от их потребленияʼʼ. Далее перечисляются марки конфет с содержанием указанных наполнителœей и без таковых, причем в списке не прослеживается никакой закономерности.

    Метод постоянной суммы

    Респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов (к примеру, 100) между некоторыми объектами (параметрами) с учетом их значимости. Теоретически процедура позволяет более глубоко оценить значимость ранжируемого параметра, но респонденты склонны к упрощению ответа͵ указывая одинаковую значимость параметров или принимая во внимание меньшее их количество, чем есть в реальности. Возможны арифметические ошибки респондента. В случае если сумма проставленных респондентом баллов отличается от оговоренной заранее, то анкету нельзя принимать к обработке. Пример смотрите на рис. 10

    Распределите 100 баллов между названными ниже

    марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся (максимальный балл – наиболее предпочтительной марке):

    Сумма баллов Марка пельменей  
    Дарья   Колпин Богатырское Равиолло Сам-Самыч
             

    Рис.10. Пример использования шкалы по методу постоянной суммы

    Сравнительная шкала

    Параметры сравнительной шкалы задаются парой хорошо известных респондентам объектов (эталонов для сравнения). Респондента просят указать на шкале место третьего объекта. Чем ближе будет отметка объекта к краям шкалы, тем более схож характер отношения к изучаемому объекту с отношением к эталонам. При этом отношение к самим эталонам заранее должно быть выявлено.

    К примеру: ʼʼРасположите марку X на шкале согласно Вашим представлениям о ее... (вкусовых качествах, надежности, дизайне и т. д.) в сравнении с аналогичными маркамиʼʼ (рис.6).

    Шкала ранжирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шкала ранжирования" 2014, 2015.

    Читайте также

  • - Шкала ранжирования

    Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят «фиктивные» объекты (в таких случаях... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    ШКАЛА РАНЖИРОВАНИЯ — с русского

    См. также в других словарях:

    translate.academic.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта