Методы исследования в педагогике. Ранжирование в педагогике это


Принципы оценки и ранжирования структурных подразделений вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 378.1

05.00.00 Технические науки

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ И РАНЖИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА

Черненький Андрей Владимирович БРШ-код: 9121-8268 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия [email protected]

В статье рассмотрены основные принципы ранжирования объектов, оцениваемых по числовым параметрам. Методика внутренней оценки подразделений университета, безусловно, должна быть гармонизирована с методиками внешних оценок. Это означает, что должны учитываться ключевые показатели внешних рейтингов при назначении внутренних показателей. Однако система составления рейтинга путем комплексирования этих показателей, назначения коэффициентов весомости, применения различных математических методов приведения оценки к интегральному значению, может отличаться от известных. Обоснован выбор методов, целесообразных для применения в процедуре ранжировании структурных подразделений университетов. Для выбора альтернатив на основе заданных критериев предложено использовать метод анализа иерархий Саати и метод Коггера и Ю. Разработана методика внутреннего рейтинга структурных подразделений, позволяющая оценивать динамику положения факультетов и кафедр в рейтинге, формулировать рекомендации по возможным улучшениям. Сформулированы рекомендации для проведения мониторинга эффективности деятельности подразделений университета. Разработанные методики доведены до практического применения и могут быть внедрены в процессы самооценки учреждений высшего образования. Комплексная методика объединяет все предложенные методики и представляет собой инструмент для проведения внутренней оценки эффективности деятельности вузов на основе единообразной процедуры расчета с использованием набора утвержденных показателей. Достоинством предлагаемой методики является ее гибкость, которая заключается в возможности адаптации расчета показателей эффективности деятельности к изменениям реестра и содержания первичных данных. Результаты внутренней оценки университета и его структурных подразделений должны способствовать совершенствованию системы управления и созданию условий динамичного развития университета на основе

UDC 378.1 Technical sciences

PRINCIPLES OF ASSESSMENT AND RANKING OF UNIVERSITY'S STRUCTURAL DEPARTMENTS

Chernenkii Andrei Vladimirovich RSCI SPIN-code: 9121-8268 Peter the Great Saint-Petersburg Polytechmic University, Saint-Petersburg, Russia [email protected]

Main principles of ranking of objects, which are evaluated by numeric parameters, are considered in the article. Undoubtedly, the technique for internal assessment of University's department should be harmonized with techniques of external assessments. It means that during setting of internal indicators, key indicators of external ratings must be taken into account. However, the system of rating's composition by force of indexes' aggregation, setting of weighting coefficients, using of various mathematic methods for reduction of an estimate to integral value, could differ from systems currently in use. The choice of methods is validated, which are appropriate for the procedure of ranking of University's structural departments. For selection of alternatives based on specified criteria, Analytic hierarchy process by Saaty and Cogger and Yu method are proposed. The technique for internal rating of structural departments have been developed, which allows to estimate evolution of positions of faculties and departments in rating, as well as to recommend possible improvements. Recommendations for carrying out of University departments' effectiveness monitoring are formulated. Techniques under development are being led to practical implementation, and could be introduced into self-assessment processes of Higher educational institutions. Complex technique combines all proposed techniques, and is a tool for carrying out of internal assessment of effectiveness of Higher educational institutions' activities on base of uniform computation procedure with using of the set of approved indicators. The advantage of proposed technique is its flexibility, which consists in the possibility to adopt the calculation of indicators of activities' effectiveness in accord with changes in the register and contents of primary data. Results of internal assessments of the University and its' structural departments should favor the improvement of management system as well as creating of terms for dynamic development of the University, grounded on maximum effective using of available resources and potential of University's research personnel

максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала научно-педагогического персонала

Ключевые слова: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА, КАЧЕСТВО, РЕЙТИНГ, РАНЖИРОВАНИЕ, КЛАСТЕРИЗАЦИЯ, МЕТОД СААТИ, МЕТОД КОГГЕРА

Keywords: QUALITY MANAGEMENT SYSTEM, INFORMATION SYSTEM, ASSESSMENT OF ACTIVITIES OF UNIVERSITY'S DEPARTMENTS, QUALITY, RATING, RANKING, CLUSTERIZATION, METHOD OF SAATY, METHOD OF COGGER

Современная реформа системы российского высшего образования свидетельствуют о том, что оптимальная модель системы, устраивающая все заинтересованные стороны - государство, вузы, работодателей, - пока не найдена. Внедрение Болонской декларации не привело к ожидаемому эффекту международного признания, но показало необходимость соблюдения российских национальных норм и традиций, в частности, усиление потребности в инженерных кадрах.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг».

В связи с этим является актуальной задача совершенствования методов оценки качества деятельности учреждений высшего образования (ВО), включая разработку методов самооценки, пользуясь которыми вузы смогли бы обоснованно расставить приоритеты в менеджменте качества и организовать процессы самосовершенствования. Чтобы определить направления для улучшений, необходимо проводить всестороннюю оценку деятельности, а для этого требуются соответствующие инструменты и методики. Государственная оценка деятельности вузов традиционно проводилась путем проверки выполнения показателей государственной аккредитации и определения рейтинга вузов. Следует отметить, что для совершенствования менеджмента качества образовательной деятельности

конкретного вуза недостаточно только внешней оценки, необходимо использовать внутренние механизмы оценки.

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) работы по оценке деятельности структурных подразделений вуза проводились регулярно, начиная с 2004 года. Исходно оценивалось выполнение установленных показателей государственной аккредитации факультетами и кафедрами университета [1]. Пример диаграммы, построенной по показателям двух факультетов, приведен на рисунке 2.

Таблица данных

Пок. Описание Знач. Фак-т 1 Фак-т 2

I Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента 50 54,002 76,316

II Объем НИР на единицу ППС 10 24,659 20,175

III Среднегодовой объем финансирования научных исследований за 5 лет 60 54,602 70,175

IV Процент среднегодового контингента ППС обучающегося по программам профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации 10 216,129 210,381

V Количество монографий на 100 человек штатных ППС 10,000 38,255 47,967

VI Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры 3 8,851 3,07

VII Процент ППС с учеными степенями и/или званиями 25 19,945 22,796

VIII Процент в ППС докторов наук и профессоров 4 5,01 7,974

IX Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методич. комплексами 2 15,464 9,196

X Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек НПП 20 0 16,667

XI Процент штатных преподавателей 100 100 80

Рисунок 2. Проверка выполнения показателей государственной

аккредитации факультетами Чтобы поддержать высокие позиции университета в рейтинге вузов, было предложено адаптировать методику рейтинга Минобрнауки РФ. Адаптированная методика была положена в основу внутреннего рейтинга структурных подразделений (факультеты/институты, кафедры) [1, 2]. При этом рассчитывался первичный рейтинг и его составляющие, учитывался коэффициент эффективности. Работа по определению внутреннего рейтинга проводилась с 2004 года, что позволило оценить динамику положения факультетов и кафедр в рейтинге, сформулировать рекомендации по возможным улучшениям [3]. Так, на рисунке 2 приведены результаты внутреннего рейтинга факультетов за 2012 год.

Рисунок 2. Первичный рейтинг факультетов за 2012 год На рисунке 3 представлены результаты внутреннего рейтинга отдельных факультетов за период 2010 - 2013 годы.

0,6 0,5 0,4

х

>1 0,3

о.

0,2 0,1

ИСФ

ЭлМФ

ЭнМФ Факультет

ММФ

ФМФ

Рисунок 3. Рейтинг отдельных факультетов за период 2010 - 2013 годы Результаты анализа рейтинговых показателей факультетов показывают, что небольшие факультеты имеют более низкие рейтинговые показатели с устойчивой временной динамикой. Современные вызовы, стоящие перед университетом, диктуют необходимость проведения реструктуризации: укрупнение факультетов за счет слияния небольших факультетов или объединения с крупными факультетами. С целью упорядочения процедуры реструктуризации была проведена кластеризация

0

подразделений с использованием меры сходства объектов, исходными данными для которой служили первичные показатели расчета внутреннего рейтинга.

Матрица связи задает отношение «признак-признак» и представляет собой двумерную симметричную квадратную матрицу размера р х р :

£ =

s-

11,

5.

21,

V V

1 р

2 Р

РР у

где Бу — мера связи между признаками х1 и х

Матрица близостей (удаленностей) задает отношение «объект-объект» и представляет собой квадратную симметричную матрицу N х N с неотрицательными элементами:

В

1.....,

1N

й,

21,

2 N

V ^N1,

NN

Элементы йу являются значениями некоторой меры близости (удаленности) между объектами и Ху.

Для вычисления расстояния между объектами была использована наиболее распространенная мера - Евклидово расстояние:

й(Е) =

у

\

^ (■х(к хук )

к=1

На первом этапе кластеризация была проведена по всем факультетам, однако картина получилась сложной для трактовки (рисунок

4).

Рисунок 4. Кластеризация всех факультетов СПбГПУ

Было предложено разделить факультеты на три группы: технические, физические, экономические и гуманитарные. Так, на рисунке 5 показаны результаты кластеризации факультетов третьей группы.

Рисунок 5. Кластеризация экономических и гуманитарных

факультетов

В ходе реструктуризации три факультета нижнего уровня иерархии были поэтапно объединены в один институт.

Рейтинг вузов по методике Минобрнауки РФ применялся до 2010 года. Затем широкое распространение получили негосударственные рейтинги, проводимые агентствами, общественными организациями, СМИ, и международные рейтинги [4]. Эти рейтинги в меньшей степени опираются на количественные показатели, носят репутационный характер. Потребовалась разработка новых инструментов для внутренней оценки деятельности подразделений.

Деятельность каждого структурного подразделения может быть охарактеризована набором неравнозначных показателей, которые необходимо проранжировать. Анализ методов ранжирования показал, что для данной задачи наиболее подходят методы Саати и Коггера и Ю [5].

В методе Саати рассматривается конечное множество критериев

Р = {р1,Р2,...Рп} и объектов X = {х1,х2,...,хт} [5, с. 127]. Требуется

проранжировать критерии так, чтобы получился соответствующий вектор

весовых коэффициентов а = (а1,а2,...,ап), где « - неотрицательные

п

вещественные компоненты, и ^« = 1.

1=1

Чтобы получить искомый вектор, строится матрица вида:

£ =

1 «12 «13 «14

а21 1 «23 «24

«31 «32 1 «34

«41 «42 «43 1

где ау - коэффициент превосходства 1-го критерия над у-м.

Для определения этих коэффициентов определяем, во сколько раз критерий 1 превосходит по важности критерий у.

Отсюда следует, что

а =

а

а

Согласно методу Саати для выбора коэффициентов попарных сравнений следует задать шкалу и каждое сравнение производить

независимо. Результирующий вектор а получается как решение системы уравнений:

где Лтах - максимальное собственное число матрицы.

С использованием метода Саати была разработана и доведена до практического применения методика составления паспорта подразделения [6].

Метод Коггера и Ю похож на метод Саати за некоторыми исключениями. Так, матрица попарных сравнений имеет треугольный вид в отличие от полнозаполненной матрицы в методе Саати [5, с.127]:

5 =

В методе Саати нижняя часть матрицы заполняется для контроля квалификации эксперта. Если эксперт определил, что параметр I в 4 раза больше параметрау, то параметр у должен быть в 4 раза меньше параметра I. В методе Коггера и Ю от этой проверки отказались для упрощения диалога с пользователем.

Для нахождения вектора а решается система уравнений вида:

Т ■ 5■« = «,

1 1

1 а12 «13 а14

0 1 а23 «24

0 0 1 «34

0 0 0 1

где Т = diag

т т -1

,...,1

И в методе Саати, и в методе Коггера и Ю коэффициенты попарного сравнения aj задаются независимо друг от друга по фиксированной шкале. Вследствие этого может возникнуть противоречивость данных, для уменьшения которой предложено задавать по фиксированной шкале только вектор (a12,a23,...,an_1,n). Остальную

часть матрицы можно восстановить, исходя из этого вектора. Матрица будет восстановлена до треугольной, аналогичной матрице Коггера и Ю.

После восстановления матрицы расчет рейтинга подразделений производится по формуле:

n

R = Tan,

i=1

где vi - числовое значение параметра.

Предварительно проводилось нормирование параметров по максимальному значению в группе, в результате чего параметры принимали значения в пределах от 0 до 1.

В рамках проекта «Система менеджмента качества СПбПУ» была создана информационная система для расчета внутреннего рейтинга подразделений [7], в которой была предусмотрена возможность выбора одного или нескольких структурных подразделений, временного периода, списка параметров.

Традиционно для получения значений весовых коэффициентов используют экспертную оценку, адекватность которой зависит от квалификации эксперта. Чтобы избежать субъективизма, для определения весовых коэффициентов проводится построение матрицы попарных сравнений. На основе собранных данных параметры ранжируются, формируется результирующий список параметров и весовых коэффициентов. На рисунке 6 представлены результаты расчета рейтинга структурных подразделений.

Рисунок 6. Интерфейс системы расчета внутреннего рейтинга

подразделений университета К достоинствам данной системы можно отнести удобный для пользователя интерфейс и наглядность представления информации.

Предложенные методики внутреннего рейтинга и паспорта подразделения позволяют проводить углубленный анализ деятельности факультетов/институтов и кафедр [8]. Повышение конкуренции среди вузов, изменение экономической ситуации привели к необходимости разработки новой методики: методики оценки эффективности деятельности структурных подразделений. При разработке предлагаемой методики был проведен анализ содержания и учтены требования следующих методик оценки: показателей на основе данных формы «1-Мониторинг»; показателей результативности Программы «5-100-2020»; показателей ведущих международных рейтинговых агентств.

Методика расчета показателей оценки эффективности деятельности приведена в работе [9]. Апробация разработанной методики проведена в ходе оценки эффективности деятельности институтов СПбПУ за 2014 год. На рисунке 7 показана лепестковая диаграмма, построенная по результатам расчета показателей эффективности деятельности одного из структурных подразделений.

Рисунок 7. Диаграмма распределения показателей эффективности деятельности структурного подразделения

Данная методика не имеет целью ранжирование подразделений, она позволяет выделить лидеров по каждому из пяти секторов: образовательная деятельность, международная образовательная деятельность, кадровая обеспеченность, публикационная активность, экономическая деятельность, и определить приоритетные направления для улучшений.

Комплексная методика отражает основные принципы системного подхода и формируется на базе совместного использования методик внутреннего рейтинга, паспорта подразделения и оценки эффективности деятельности. Методика доведена до уровня практического применения и может быть внедрена в процессы самооценки организаций системы высшего образования.

Литература:

1. Речинский А.В., Черненькая Л.В., Магер В.Е., Матвеева Е.В., Черненький А.В. Комплексная методика оценки качества деятельности подразделений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета // Современные

технологии управления, 2012. - №12 (24). - № рег. статьи 0421200170/. - Режим доступа к журн.: http://sovman.ru

2. Alexander V. Rechinskii, Liudmila V. Chernenkaya, Vladimir E. Mager, Andrei V. Chernenkii. Techniques for Quality assessments and Quality management in Technical University (на англ. яз.) // VII International Conference «International Cooperation in Engineering Education». - St.Petersburg, 2-4 July 2012. - pp. 25-30.

3. Комплексная оценка факультетов СПбГПУ по рейтингу и показателям государственной аккредитации: метод. рекомендации / сост.: А.В. Речинский [и др.]. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 193 с. (Управление качеством в политехническом университете. Вып. 28.

4. Кузнецова Л.В., Черненькая Л.В. Анализ зарубежных методик оценки качества деятельности вузов и возможность их адаптации к российским условиям // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XVIII Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 184-186.

5. Черноруцкий И. Г. Методы принятия решений / И.Г. Черноруцкий - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.: ил.

6. Рейтинги университетов и комплексная оценка институтов СПбГПУ по внутреннему рейтингу и показателям паспорта подразделения: метод. рекомендации / сост.: А.В. Речинский [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 271 с. (Управление качеством в политехническом университете. Вып. 33).

7. Магер В.Е., Саралийский А.А., Стеганцов А.В., Чёрненькая Л.В. Информационная поддержка системы менеджмента качества СПбГПУ // Научно-технические ведомости СПбГПУ № 6.1(138)/2011. Серия «Информатика. Телекоммуникации. Управление». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - с. 212-215

8. Рейтинги университетов и комплексная оценка институтов СПбГПУ по показателям мониторинга эффективности, паспорта подразделения и внутреннему рейтингу: метод. рекомендации / сост.: Е.М. Разинкина, А.В. Речинский [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 291 с. (Управление качеством в политехническом университете. Вып. 37).

9. Речинский А.В., Черненькая Л.В., Магер В.Е., Матвеева Е.В., Черненький А.В. Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений // Современные технологии управления (ISSN 2226-9339), № 6 (54), июнь 2015. - Режим доступа к журн.: http://sovman.ru.

References

1. Rechinskij A.V., Chernen'kaja L.V., Mager V.E., Matveeva E.V., Chernen'kij A.V. Kompleksnaja metodika ocenki kachestva dejatel'nosti podrazdelenij Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta // Sovremennye tehnologii upravlenija, 2012. - №12 (24). - № reg. stat'i 0421200170/. - Rezhim dostupa k zhurn.: http://sovman.ru

2. Alexander V. Rechinskii, Liudmila V. Chernenkaya, Vladimir E. Mager, Andrei V. Chernenkii. Techniques for Quality assessments and Quality management in Technical University (na angl. jaz.) // VII International Conference «International Cooperation in Engineering Education». - St.Petersburg, 2-4 July 2012. - pp. 25-30.

3. Kompleksnaja ocenka fakul'tetov SPbGPU po rejtingu i pokazateljam gosudarstvennoj akkreditacii: metod. rekomendacii / sost.: A.V. Rechinskij [i dr.]. - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2013. - 193 s. (Upravlenie kachestvom v politehnicheskom universitete. Vyp. 28.

4. Kuznecova L.V., Chernen'kaja L.V. Analiz zarubezhnyh metodik ocenki kachestva dejatel'nosti vuzov i vozmozhnost' ih adaptacii k rossijskim uslovijam // Sistemnyj analiz v

proektirovanii i upravlenii: sbornik nauchnyh trudov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2014. - S. 184-186.

5. Chernoruckij I. G. Metody prinjatija reshenij / I.G. Chernoruckij - SPb.: BHV-Peterburg, 2005. - 416 s.: il.

6. Rejtingi universitetov i kompleksnaja ocenka institutov SPbGPU po vnutrennemu rejtingu i pokazateljam pasporta podrazdelenija: metod. rekomendacii / sost.: A.V. Rechinskij [i dr.]. - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2014. - 271 s. (Upravlenie kachestvom v politehnicheskom universitete. Vyp. 33).

7. Mager V.E., Saralijskij A.A., Stegancov A.V., Chjornen'kaja L.V. Informacionnaja podderzhka sistemy menedzhmenta kachestva SPbGPU // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU № 6.1(138)/2011. Serija «Informatika. Telekommunikacii. Upravlenie». - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2011. - s. 212-215

8. Rejtingi universitetov i kompleksnaja ocenka institutov SPbGPU po pokazateljam monitoringa jeffektivnosti, pasporta podrazdelenija i vnutrennemu rejtingu: metod. rekomendacii / sost.: E.M. Razinkina, A.V. Rechinskij [i dr.]. - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2015. - 291 s. (Upravlenie kachestvom v politehnicheskom universitete. Vyp. 37).

9. Rechinskij A.V., Chernen'kaja L.V., Mager V.E., Matveeva E.V., Chernen'kij A.V. Razrabotka metodiki rascheta pokazatelej jeffektivnosti dejatel'nosti universiteta i ego strukturnyh podrazdelenij // Sovremennye tehnologii upravlenija (ISSN 2226-9339), № 6 (54), ijun' 2015. - Rezhim dostupa k zhurn.: http://sovman.ru.

cyberleninka.ru

Методы исследования в педагогике

Содержание Введение…………………………………………………………..........………….2 1. Особенности изучения педагогического процесса………………..................3 2. Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности………………………………………………………………....6 3. Методы изучения коллективных явлений………………………….................8 4. Количественные методы в педагогике……………………………..................9 Заключение……………………………………………………………….............11 Список литературы………………………………………………………............12

ВведениеВсем известно, что ход мышления исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов. Поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.Пути, способы познания объективной реальности, принято называть методами исследования. С помощью методов исследования наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Именно поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.Объективность и надежность научных выводов зависит также от общего подхода к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов. Методологическая платформа исследований педагогической деятельности – теория познания, методология. Общий метод научного познания, требования, которые имеют универсальный характер, выполняют направляющую функцию.Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это обозначает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

1. Особенности изучение педагогического процессаХарактерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой.Неопределенный, неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, химии) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению – связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог-исследователь же такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удается сохранить прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он не был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.Также имеет смысл подчеркнуть еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная от грудных младенцев.Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательным является и то, чтобы они давали также положительный учебный и воспитательный результат.Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом – многократно увеличив число наблюдателей. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости. В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются, уступая место спокойной массовой тенденции.Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, то есть установление закономерности. Понятие закономерности может быть определено как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она (закономерность) существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Науковеды пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерности, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя сама эта связь может быть до конца не исследована. Иногда говорят, что закономерность – это не до конца познанный закон или что это закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которого является массовость. Им пользуются также для обозначения такой связи между явлениями объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерности используется в педагогике.Закон – строго зафиксированная закономерность. Философы определяют его как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон – значит понять его действие. Объяснить закон – значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть, или, что то же самое, почему он не может быть другим, чем есть в действительности?Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. К первой группе относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.Научные законы распределяются и по другим признакам. Так, например, различают законы отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические. Есть законы, выражающие функциональные, вероятностные, статические связи. Законы делятся также на количественные и качественные. Первые допускают выполнение математических действий для расчетов изменений тех процессов, на которые они распространяются. Вторые количественных манипуляций не допускают. Но это не означает, что закон неверен. Подчеркнем, что объективность закона не зависит от формы выражения. Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается.2. Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительностиТрадиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты4 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий – словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести множество примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Достаточно в этой связи вспомнить, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов. Многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.3. Методы изучения коллективных явленийПроцессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.4. Количественные методы в педагогикеКачественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка результатов наблюдений и экспериментов для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Особенно широко распространен статистический метод. В его пределах используются следующие конкретные методики:Регистрация – выявление определенного качества у учащихся данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом других изучаемых объектов.Все более мощным преобразующим средством педагогического исследования становится моделирование. Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представленной информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относятся к дидактическим моделям.

ЗаключениеМетоды исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания. Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

Список литературы1.                Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С.А.Смирнов; Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.2.                Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.3.                Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.4.                Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.5.                Пуйман С.А. Основные положения курса педагогики / С.А.Пуйман. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.

www.coolreferat.com

Методика «Ранжирование» — Мегаобучалка

Цель: изучить оценку воспитанниками нравственных качеств личности с учетом конкретных ситуаций их жизнедеятельности.

Ход выполнения. Подросткам предлагается проранжировать ряд качеств личности (трудолюбие, ответственность, общественная активность, честность, отзывчивость, самостоятельность, доброта, стремление отстоять свое мнение) в зависимости от поставленных вопросов:

• Какое из перечисленных качеств является для тебя самым важным?

• Как ты думаешь, какие из перечисленных качеств в тебе ценят товарищи?

• Какие из этих качеств ты ценишь у товарищей?

Обработка данных. Качественный анализ ответов позволяет выявить наличие и характер ценностных ориентаций у воспитанников, их способность к рефлексии.

 

Методика "Приоритет"

Цель: выявить наиболее значимые, ценные для подростка качества

личности.

Ход выполнения. Подросткам предлагается следующее задание: "Какие из приведенных ниже качеств личности человека являются для тебя нужными, ценными, значимыми? Значимость для тебя каждого качества в списке проставь в баллах от 5 до 1, где 5 – самый высокий балл, 1 – самый низкий балл".

Чуткость (заботливость) ……………….……………

Милосердие ………………………………………….

Решительность ………………………….……………

Настойчивость ……………………………………….

Самостоятельность ………………………………….

Инициативность ……………………………………..

Честность, правдивость …………………..…………

Ответственность …………………………………….

Твердая воля ………………………………….……..

Обработка данных. Проводится качественный анализ ответов.

Методика «Мини-сочинение»

Цель: выявить суждение подростков об основных нравственных качествах личности, их отношение к нравственным нормам.

 

Ход выполнения. Подросткам предлагается написать мини-сочинение на нравственные темы:

1. Что значит быть добрым (милосердным)?

2. Честный поступок, который я совершил...

3. Что значит поступать по совести?

4. В чем опасность равнодушия?

Обработка данных. Качественный анализ ответов позволяет сделать вывод о том, каков характер суждений подростков о нравственных качествах личности.

 

Этические задачи

Цель: изучить нравственные суждения подростков, выявить их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Ход выполнения. Учащемуся предлагается прочитать или прослушать этическую ситуацию и дать анализ поступков действующих лиц.

Примеры ситуаций для обсуждения.

История в горах

Эта история произошла в горах. Люди ходят в горы, чтобы покорить вершину и увидеть ее необыкновенную красоту, чтобы проверить, на что ты способен и найти настоящих и верных друзей. Но, к сожалению, горы – это не только красота, но еще и смертельный риск. Риск заставляет людей совершать и прекрасные, и ужасные поступки.

Группа альпинистов совершала восхождение на одну из самых высоких и опасных гор Европы. Участники были опытными и сильными людьми, но никто не может предвидеть несчастье.

Все началось с того, что уже на подходе к вершине девушка по имени Энни провалилась в трещину. Трещина оказалась неглубокой и Энни отделалась только легким испугом. Беда подкралась внезапно: когда друзья пытались вытащить девушку, всю группу накрыла снежная лавина.

Двое мужчин успели спрыгнуть в трещину, так как это был единственный путь спасения от "белой смерти".

Но это спасение оказалось временным: трое людей остались на дне трещины, замурованные от мира толстым слоем снега. Тут же оказалось, что один из мужчин по имени Джон сломал при падении несколько ребер и повредил внутренние органы. При попытке подняться он стонал от боли.

Как жалела Энни, видя страдания друга, что они не внизу: хороший врач быстро бы помог ему. Она стала ухаживать за раненым и старалась хоть как-то облегчить его боль.

На большой высоте в горах человека подстерегает множество опасностей: сильный холод, недостаток кислорода, низкое давление. Все это может привести к отеку лёгких и гибели. Чтобы выжить, человеку нужна вода или вакцина оксометазы. Воды оказалось очень мало, но была вакцина... Вскоре выяснилось: ни того, ни другого не хватит на троих до прихода спасателей...

Что же делать?!? Роберт отозвал Энни в сторону и быстро заговорил:

- Нам нужно принять твердое решение. Зачем тратить вакцину на все равно обреченную жизнь? Что толку, если все мы погибнем? Энни, мы не должны упускать свой шанс выжить!

- Как ты можешь так говорить? У Джона тоже есть шанс, и он тоже имеет право на надежду! Неужели ты предлагаешь мне стать убийцей? Разве можно пытаться сохранить свою жизнь ценою жизни другого человека??? Ты не заставишь меня это сделать!!!

- Не будь такой глупой, Энни! Посмотри правде в глаза! Мы все здесь умрем из-за тебя! По-твоему так будет лучше? Да? Ты просто сошла с ума!

- Может и так, но я лучше погибну, чем перестану быть человеком!!! Не хочу больше с тобой говорить!

Энни вернулась к Джону, не сказав ему ни слова о разговоре с Робертом. На душе у неё было тяжело, но она была уверенна, что поступила правильно.

Автобус

Это произошло в г. Люберцы. Грузовик, за рулем которого сидел Михаил Митрофанов, следовал на базу. За железнодорожным мостом сразу начался спуск. Вдруг впереди своей машины Митрофанов заметил автобус, который медленно шел к обрыву. Было странно, что шофер передней машины как бы не видел опасности. Он рванул свою машину и, поравнявшись с автобусом, в ужасе увидел, что водительская кабина пуста – за рулем никого не было...

Остановив свой грузовик и поставив его поперек дороги, Михаил выпрыгнул, зацепился и попытался открыть кабину автобуса, но это не удалось. А автобус с кричащими, испуганными людьми вот-вот должен

был свалиться под откос. Тут он увидел большой камень и успел подкатить его под ближайшее к обрыву колесо. Михаил оперся о камень, напрягая последние силы, чтобы автобус не оттолкнул его, не прошел мимо...

Жизнь пятидесяти человек была спасена, но сам Михаил Митрофанов, спасая автобус с пассажирами, попал под его колеса и погиб... Все жители подмосковного городка Люберцы шли за гробом человека, ценой своей жизни спасшего жизнь другим людям, человека большого сердца и мужества, человека высокого гражданского долга...

Разве это – сын?

Пришлось мне как-то долго ждать на переговорном пункте вызова. В стороне от всех сидела пожилая женщина. Во всей ее позе – ожидание. От каждого очередного вызова она вздрагивает – нет, не ее!– и снова застывает в напряженной готовности. Наконец:

– Архангельск! Третья кабина, побыстрей, пожалуйста! – Дверца ос-

талась неприкрытой, и всем слышен голос:

– Володя! Володя! Это ты? Ну вот... Ну, хорошо – Как ты там? Как Люся? Как детки? Здоровы? Как с работой?

Судя по тому, что вопросы следуют один за другим, ответы торопливы и односложны, что-нибудь вроде "Ничего, порядок, нормально". Потом отвечала она – так же односложно и торопливо: "Ничего-ничего, не волнуйся... отец хорошо, только..."

Она остановилась и попросила дрогнувшим голосом: "Ты напиши нам, как ты там". С полминуты молчала, слушая и виновато вставляя: "Ну да, ну да, я понимаю, некогда... Ну, Димочку попроси, он уже большой. Да, да... и музыкальная, я понимаю..." Уже положив трубку, она машинально говорит: "Поцелуй всех". Понимает, что сын ее уже не слышит, делает героические усилия, чтобы не расплакаться при посторонних, и только, уже у самого выхода, прижимает к глазам платок...

(Л. Никитина)

Жестокость

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок. Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком – Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась.

Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

– Кто там? – спросил Яков Иванович.

– Пустите, люди добрые, погреться. Мы путники. Замерзаем. Спасите.

– Всех не спасешь, – тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

– Идите себе дальше... У нас тесно...

– Папа, почему вы их не пустили? – спросил Ивась. – Они ведь по-

гибнут от холода.

– Всех не спасешь, – еще раз сказал отец. Ивась заплакал.

(В. Сухомлинский)

Дневник

Девочки дежурили по классу, и в одном из столов Оля нашла тетрадь. Тетрадь была не подписана. Оля раскрыла ее и стала читать вслух: "Твои глаза как две большие тайны". "Не читай!" – сказала Надя, "это же чье-то личное". "Было личное, а стало общественное" – отрезала Оля. И, сунув тетрадь в сумку, продолжила: "Дома дочитаю".

 

megaobuchalka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта