Научное исследование. Виды научного исследования. Ранжирование как метод научного исследования


Методы научного исследования

Поиск Лекций

Методами мы будем называть познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приёмов исследования и которые характеризуют порядок познавательных операций.

Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. К таким методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа, метод Монте-Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т. д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. К ним относятся: методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод и т. д. Универсальные методы характеризуют мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские методы мышления, например, диалектический метод.

Исходным методом эмпирического уровня познания является метод наблюдения. Наблюдение– это целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственно-сенситивные способности человека; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое является его итогом. Эмпирическое описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков, цифр.

В узком смысле описание можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, которые дают возможность выразить изучаемые свойства количественно. Сравнение используется не только в связи с измерениями. Широко используются сравнительные методы в биологии, языкознании и других науках.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение – активный познавательный метод, поскольку наблюдение всегда целенаправленно: что наблюдать, на какие явления обращать внимание. Активность наблюдения проявляется и в его теоретической обуслов­ленности. В методологии науки широко известна фраза: «Учёный смотрит глазами, но видит головой». Так делает и геолог, глядя на один и тот же кусок породы, видят, наблюдают разные вещи. Аналогичным образом обыватель и этолог, наблюдая поведение животных, зафиксируют различные результаты этих наблюдений.

Наблюдение и сравнение может производиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом.

Эксперименттакже является основным методом эмпирического познания. Эксперимент более активный метод исследования, чем наблюдение. Со становлением экспериментального метода учёный превращается из наблюдателя в естествоиспытателя. Говоря метафорически, с помощью этого метода учёный обретает возможность «задавать вопросы природе», «испытывать природу». Эксперимент – это активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент перед наблюдением имеет ряд преимуществ:

· в ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя;

· в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;

· эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от всяких усложняющих обстоятельств путём варьирования условий и изучать явление в «чистом виде».

По своему замыслу эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием, его целью зачастую является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы. Итогом экспериментального исследования является достижение фактуального знания и установление эмпирических закономерностей.

Становление эксперимента как самостоятельного метода научного познания знаменует собой начало науки нового времени. Основателем и пропагандистом экспериментального метода в современном его понимании был Г. Галилей. Возникнув в рамках механики и физики, экспериментальный метод позже нашёл широкое применение в химии, биологии, физиологии и др. естественных науках. В зависимости от познавательных целей и используемых средств можно выделять следующие виды экспериментов: а) поисковый; б) проверочный или контрольный; в) воспроизводящий; г) изолирующий; д) качественный или количественный и т. д. Поисковый эксперимент направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств. Например, серия экспериментов с проводниками при различных температурах в своё время закончились открытием явления низкотемпературной сверхпроводимости. Большую роль в науке играет проверочный эксперимент. Так, Менделеев, опираясь на свой периодический закон, предсказал существование новых химических элементов. Проверка предсказаний позже привела к открытию этих элементов.

Совершенно особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, являющийся методом теоретического познания. В мысленном эксперименте учёный оперирует не реальными предметами, а их чувственными образами или теоретическими моделями. Классическим примером мысленного эксперимента выступает эксперимент А. Эйнштейна со свободно падающим лифтом. Результатом этого мысленного эксперимента была формулировка принципа эквивалентности тяжёлой и инертной массы, положенного Эйнштейном в основание общей теории относительности.

Одним из методов теоретического исследования является формализация. Формализация заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения между знаками заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаруживать структуру различных явлений, процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.

Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике Евклидом, а затем стал применяться в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод выступает в особой форме гипотетико-дедуктивного метода построения теорий. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам логики строится система выводных предложений.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Методом и формой теоретического исследования выступает гипотеза. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий. Метод гипотезы имеет несколько стадий. На первой стадии происхо­дит ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, учёный переходит ко второй стадии выдвижения догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Третья стадия есть стадия оценки серьёзности предположений и отбора из множества догадок наиболее вероятной. На этой стадии гипотеза проверяется на непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки. Например, если физик, объясняя факты, обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии или принципом относительности, он будет склонен отказаться от такой гипотезы и искать новые. На четвёртой стадии происходит разворачивание гипотезы и выве­дение из неё эмпирически проверяемых следствий. На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует её истинности.

Большое значение при выдвижении гипотез имеет интуиция. Именно интуитивное озарение позволяет учёному выделить из совокупности фактов главные, ведущие к выдвижению гениальной догадки. Дискурсивное (доказательное) мышление в рамках метода гипотезы постоянно перемежается с интуитивными шагами мысли. Именно метод гипотезы демонстрирует творческий характер научного исследования по открытию новых законов, принципов, теорий. Теория не вычисляется логически и не открывается, она создаётся творческим гением учёного и на ней всегда лежит печать личности учёного, как она лежит на любом продукте духовно-практической и теоретической деятельности человека.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.

2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

6. Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

7. Загадка человеческого понимания. – М. 1991.

8. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология)// Вопросы философии. 1999. № 8.

Вопросы к теме «Наука»

1. Каковы особенности научного познания?

2. Определите этапы развития научного познания, укажите их специфику.

3. По каким параметрам выделяют эмпирический и теоретический уровни познания? Как связаны эти уровни научного познания?

4. Каковы основания научного познания?

5. Что такое прием мышления? Какие приемы мышления вы знаете?

6. Какие познавательные процедуры называются методами научного исследования? Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования?

7. Что такое сциентизм? Каковы его основания?

 

ТЕХНИКА

Понятие техники

Современное общество нередко характеризуется как техногенное, индустриальное, информационное. Основным элементом этой характеристики выступает понятие техники. Техника появилась вместе с человеком и сопровождает общество на всех этапах его развития. Однако объектом философского осмысления техника стала только в конце XIX – нач. XX в. Середина ХХ в. породила всплеск внимания к проблемам техники. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Т. Веблен, О. Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие вопросы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности и перспективах развития.

В Древней Греции словом «технэ» обозначали искусство, мастерство, умение создать нечто из естественного материала. Аристотель зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником человеческой жизни является наличие предметов и процедур, которые позволяют преобразовывать природное в искусственное.

В марксистской философской традиции техника трактуется как система искусственных органов общественного человека (механизмы усиливают мускульную силу человека, микроскоп, телескоп расширяют возможности зрения и т. п.). М. Хайдеггер видел в технике первооснову, корневое начало бытия человека способ самореализации.

Определений техники много. Во всех определениях техники варьируется ее фундаментальное свойство, которое можно назвать принципом преобразования. Иными словами, техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, общество, самого себя. В более узком смысле техника представляется орудийно, предметно или же алгоритмично. Чем человек воздействует на объекты, преобразуя их, – это техника. Как именно он воздействует – это тоже техника, но уже обнаруживающая себя как технология.

poisk-ru.ru

Научное исследование. Виды научного исследования

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование :некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное( опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное(сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

- проблема описания явления

-проблема выявления закономерностей

-проблема объяснений

-проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

-описание нового факта или явления;

-выявление взаимосвязи психич явлений;

-изучение динамики псих явления;

-обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

-адекватность проблеме

-правдоподобность

-проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.



infopedia.su

Методология и методы научного исследования

 Методология и методы научного исследования направлены на познание объективной действительности. При этом они представляет собой конкретную последовательность операций, приемов, действий. Они различаются в зависимости от того, что содержат изучаемые объекты. Стоит учитывать, что в данном случае методология выступает не чем иным, как применением общих теорий, принципов, направленных на решение проблем определенной науки, исследовательских задач.

В настоящее время науки имеют достаточно большое количество методов научного исследования. Классификация методов научного исследования производится по различным основаниям.

Методология и методы научного исследования классифицируются по научным отраслям: биологические, математические, социально-экономические, медицинские, правовые и пр.

В соответствии с уровнем познания дифференцируют методы теоретического, эмпирического, метатеоретического уровней.

Выделяют методы количественной и качественной обработки получаемых данных , например, факторного, корреляционного, кластерного анализа или презентации в виде графиков, таблиц, схем, гистограмм и т.д.

Классификация методов научного исследования по характеру действий исследователя содержит четыре группы:

1) эмпирические, включающие самонаблюдение и наблюдение; экспериментальные и психодиагностические, содержащие в себе анкетирования, тестирования, беседу, интервьюирование и социометрию; праксиметрические методы - циклография, хронометрия, профессиографическое описание и оценка работ; биографические, основывающиеся на анализе фактов, свидетельств, событий, дат жизни человека и метод моделирования;

2) организационные методы: комплексный, лонгитюдный, сравнительный; 3) интерпретационные методы, в частности, структурный и генетический метод; 4) методы качественного и количественного анализа.

  Однако методология и методы научного исследования традиционно осуществляется, основываясь на уровень научного познания – эмпирического или теоретического. При этом соответственно выделяют методы исследования.

Методология и методы научного исследования напрямую зависят от степени общности и сферы применения. В соответствии с эти различают методы:

1) философские (всеобщие), которые действуют на любом этапе познания и во всех науках;

2) общенаучные, применяемые в естественных, гуманитарных и технических науках;

3) частные, используемые для исследования родственных наук;

4) специальные, применимые для конкретной области научного познания.

Какие же методы научного исследования в психологии в частности?  К основным методам относят эксперимент и наблюдение, а к вспомогательным причисляют анализ результатов деятельности и общение. Как определить, какие методы научного исследования в психологии рационально применить? Решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Все зависит от объекта и задач исследования. Стоит отметить, что, как правило, используется не один определенный метод, а несколько методов в комплексе. При этом каждый из методов взаимно контролирует и дополняет друг друга.

Под наблюдением подразумевается метод, состоящий в целенаправленном, систематическом и преднамеренном восприятии и фиксирования проявлений поведения, чтобы получить заключения о психических, субъективных явлениях наблюдаемого.

 

Эксперимент – отличается от наблюдения тем, что производится в рамках специально созданной ситуации исследования при активном в нее вмешательстве с планомерной манипуляцией переменными факторами и регистрацией полученных изменений в поведении испытуемого.

Анкетный метод, метод беседы, связан со сбором словесных показаний испытуемых и последующим их анализом.

fb.ru

Методология научного исследования

Поиск Лекций

Основными инструментами научного исследования являются методы исследования (рис. 1.1). Под методом понимают способ теоретического или экспериментального изучения какого-либо явления или процесса, способствующий открытию объективных законов (закономерностей) действительности. Применяемый в научных исследованиях метод зависит от характера исследуемого объекта (предмета).

Наиболее общимявляется диалектический метод. Для изучения конкретного процесса (явления) используют частныйметод. Совокупность общего и частного методов позволяет получить ответ на вопросы:

С чего надо начинать исследования? Как относиться к фактам? Как их обобщать? Каким путем идти к выводам? Совокупность методов, способов, приемов, их последовательность или схема, принятая при проведении научного исследования, представляют собой методологию,которая является основой каждого научного исследования.

Методология также может быть общей и частной. Общая методология – это принципы диалектики, с ее помощью исследуются законы развития научного познания в целом. Частная методология основывается на законах отдельных наук и связана с частными методами исследований.

Важную роль в научном исследовании играют задачи, на решение которых оно направлено. Эти задачи, а также методы исследований, привлекаемые для их решения, обычно подразделяют на теоретические и эмпирические.

Теоретические задачи направлены на выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, дать его характеристику на основе используемых в данной области науки принципов, методов и способов. В теоретических исследованиях возможны два подхода: логический и исторический.

Логическийподход основан на логике (логика – наука о законах мышления) и включает в себя гипотетический (гипотеза – предложение) и аксиоматический (аксиома – исходное положение без доказательств) методы.

Гипотетический методоснован на разработке гипотезы, которая используется в качестве средства достижения научных результатов, когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, содержащее элементы новизны и оригинальности и выдвигаемое для объяснения какого-либо процесса (явления). После проверки гипотеза может оказаться истинной или ложной. Гипотеза выступает часто как черновой вариант устанавливаемых закономерностей и открываемых законов. Большинство научных законов и теорий было сформулировано на основе ранее высказанных гипотез.

Аксиоматический методоснован на очевидных положениях (аксиомах), принимаемых без доказательств (например, аксиомы Евклидовой геометрии). Аксиомы являются начальной формой систематизации знаний и получили распространение в теоретических науках.

Исторический подход позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью изучения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных науках. В естественных и прикладных науках он применяется при изучении развития и формирования тех или иных областей знания (обзорах, классификациях). Между логическим и историческим подходами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание должно рассматриваться в историческом аспекте.

Основным методом теоретических исследований в прикладных науках является гипотетический метод (например, гипотеза проф. М.М. Протодьяконова об образовании свода естественного равновесия в кровле выработки). Гипотеза составляет методологический стержень теоретических исследований, определяет их направление и объем. Сформулировать рабочую (первоначальную) гипотезу, как правило, трудно. Успех, прежде всего, зависит от полноты собранной информации, глубины творческого анализа, стройности выводов, сформулированных целей и задач исследований. Выдвигаемые первоначально гипотезы в процессе исследования подвергаются анализу, критике и уточнению, в результате чего они становятся более достоверными. Рабочая гипотеза должна подвергается экспериментальной проверке. Если гипотеза полностью подтверждается, то она превращается в научную теорию.

Теория – это система знаний, объясняющая совокупность явлений в некоторой области. С помощью теории отдельные результаты упорядочиваются, обобщаются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей. Теория должна быть эвристичной, конструктивной и простой. Первое свойство наделяет теорию прогностическими возможностями, т.е. она должна позволять делать точные количественные предсказания. Конструктивность теории состоит в проверяемости ее положений. Простота теории достигается путем представления информации при помощи общеупотребляемых символов. Критерием истинности теории является практика.

В ряде случаев выдвижение гипотезы происходит интуитивно (интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств). Следует отметить, что интуиции бывает достаточно для формулирования гипотезы, но ее недостаточно, чтобы убедить в истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство, на что и направлено исследование.

В процессе мышления при выдвижении гипотез у исследователя возникают идеи (идея – мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности, и направленная на практическую реализацию). Генерация идей является неотъемлемой особенностью мышления исследователя, так как без новых идей невозможно движение вперед. По подсчетам американских ученых, на каждый используемый в производстве результат приходится 8 патентов, 98 технических решений и 540 идей.

Особую роль в теоретических исследованиях играют общенаучные методы познания: анализ и синтез; дедукция и индукция; идеализация; абстрагирование; ранжирование; формализация и пр.

Анализ– это способ научного познания, при котором объект расчленяется на составные части. Синтез – противоположный анализу метод, заключающийся в исследовании объекта в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов. Эти способы взаимосвязаны, так как без анализа нет синтеза. Так, например, при исследовании технологии, выделяя из ее состава отдельные процессы, применяют анализ, а, изучая технологию как систему, состоящую из отдельных процессов, используют синтез.

Важное место в исследованиях занимают дедукция и индукция.

Дедуктивный способ – это такой способ умозаключения, при котором частные положения выводятся из общих. Так, на основе общих законов механики сплошной среды получают уравнения для определения размеров зоны неупругих деформаций вокруг выработки. Этот способ, базирующийся на известных логических связях, за пределами которых он не может быть использован, определяет конечный результат исследования. Это является недостатком дедуктивного метода, так как, например, чтобы исследовать процессы деформирования пород вокруг выработки с максимальным приближением к действительности, необходимо учитывать новые факторы, выходящие за пределы исходных положений.

Индуктивный способ– это такой способ умозаключения, при котором по частным фактам устанавливаются общие принципы и законы (например, периодический закон Д.И. Менделеева). Научная индукция позволяет определить причинную связь параметров изучаемого объекта.

В теоретических исследованиях используют как индукцию, так и дедукцию. Так, например, обосновывая ту или иную гипотезу, прежде всего, устанавливают ее соответствие с общими законами диалектики и естествознания, т.е. применяют способ дедукции. В то же время гипотезу формируют на основе частных фактов, полученных из эксперимента.

При анализе явлений и процессов возникает потребность в применении и других способов. Для упрощения исследуемому объекту часто присваивают несуществующие, нереальные свойства (но в допустимых пределах), т.е. прибегают к идеализации, например, модель идеального упругого или пластичного тела при описании процесса деформирования пород.

При анализе большого количества фактов важно уметь выделить главное. В этом случае применяют способ абстрагирования, т.е. отвлечение от второстепенных факторов с целью сосредоточения на важнейших особенностях изучаемого явления. Так, при исследовании процессов деформирования пород часто принимают постоянную температуру, не учитывают влажность, трещиноватость и пр. Абстрагирование осуществляется в две стадии. На первой факторы ранжируются по степени значимости, а на второй стадии объект заменяется другим, более простым, который выступает в качестве "модели" первого.

Для описания взаимосвязей между основными параметрами модели применяют способ формализации, т.е. представление абстрактных категорий в виде формул и другой символики, присущей тому или иному математическому методу.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов. В научных исследованиях эти задачи решаются такими методами, как наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент.

Наблюдение– это пассивный метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него, но с соблюдением принципов целенаправленности, планомерности, преднамеренности и систематичности.

Сравнение– это процесс установления сходства или различия предметов и явлений действительности, а также нахождения общего, что присуще двум или нескольким объектам. Объекты могут сравниваться непосредственно или опосредственно через их сравнение с каким-либо эталоном. В первом случае получают качественные результаты (больше, меньше). Сравнение же объектов с эталоном дает количественные характеристики. Такое сравнение называют измерением.

Измерение– это определение численного значения некоторой величины с помощью средств измерения. Оно предполагает наличие следующих основных элементов: объекта измерения, эталона, измерительных приборов, метода измерения.

Эксперимент – это наиболее общий активный метод познания (научно поставленный опыт), при котором производят не только наблюдения и измерения, но и изменяют условия проведения исследования для выявления влияния одного фактора на другой (другие). К нему прибегают при необходимости изучения у объекта ранее неизвестных свойств, а также при проверке правильности теоретических предпосылок.

Эксперимент и теория тесно взаимосвязаны между собой. Игнорирование экспериментальных данных неизбежно ведет к ошибкам. Правильная постановка эксперимента – важнейший этап исследования, позволяющий подтвердить предварительные теоретические предпосылки и сделать объективные выводы.

Основным методом современных исследований, который применяется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, является моделирование. Это метод, основывающийся на использовании модели в качестве средства исследования. Под модельюпонимают искусственную систему, отображающую с определенной степенью точности основные свойства реального объекта (оригинала). Модель состоит в определенном соотношении (аналогия, подобие) с изучаемым объектом, заменяет его при исследовании и позволяет получить наиболее достоверную информацию. Различают макетирование, физическое, аналоговое и математическое моделирование.

Макетирование или геометрическое моделирование основано на соблюдении между объектом и моделью только геометрического подобия и является грубым приближением к реальным явлениям и процессам. Опыты М. Файоля, М.М. Протодьяконова и др., основанные на соблюдении геометрического подобия, сыграли значительную роль в становлении горной науки и привели к широкому применению моделирования.

Физическое моделированиепредусматривает воссоздание в модели тех же самых физических полей, которые действуют в объекте, но измененных по своим абсолютным значениям в соответствии с масштабом моделирования (критерием подобия). Задачи горной науки решают с помощью следующих методов физического моделирования: метод эквивалентных материалов, метод фотоупругости и фотопластичности, центробежный метод, метод структурных моделей.

Аналоговое моделированиепредусматривает замену в моделе по сравнению с объектом одних физических полей другими. При этом используется среда, которая ведет себя аналогично реальному объекту и описывается аналогичными математическими зависимостями. В качестве примера можно привести метод электрогидравлических аналогий, основанный на математической аналогии между стационарным движением электрического тока в проводящей среде и ламинарным движением жидкости в пористой породе.

Математическое моделированиеявляется методом изучения процессов и явлений, для которых известно математическое описание. Оно базируется на общих законах природы и применении формы записи (формализации) этих законов для конкретного явления или процесса. Моделирование состоит в воспроизведении состояния системы с сохранением логической структуры взаимосвязи элементов, их физического содержания и последовательности смены состояний во времени.

Используемые в горной науке математические модели можно подразделить на аналитические, численные, статистические и имитационные. Аналитические модели основываются на установлении математических зависимостей в явном виде между параметрами, характеризующими состояние системы. Чтобы аналитическое решение было возможным, неизбежно приходится принимать ряд допущений, идеализирующих задачу настолько, что ее решение оказывается весьма далеким от реальности. Если математическую модель невозможно преобразовать к конечному виду, а упрощения приводят к грубым результатам, более рационально использовать численные методы, которые особенно эффективны при применении вычислительных машин.

В задачах с большим числом влияющих факторов и случайными связями между элементами эффективны методы, реализуемые на основе статистического моделирования. Суть его состоит в воспроизведении на ЭВМ с помощью рандомизации случайного явления или процесса для накопления материала, обрабатываемого методами математической статистики. Недостатком таких моделей является их громоздкость и трудоемкость, а также сложность осмысления результатов.

При исследовании сложных систем используется имитационное моделирование на ЭВМ, которое синтезирует все виды моделирования и позволяет объединить имитацию исследуемого явления и планирование эксперимента. Имитационное моделирование представляет собой своеобразное экспериментирование с моделью реальной системы.

Заканчивая рассматривать методологические основы научного познания можно еще раз подчеркнуть следующее. Процесс познания идет от сбора, изучения и систематизации фактов, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе знаний (теории), позволяющей объяснить неизвестные понятия и предсказать новые.

ЛЕКЦИЯ 2

poisk-ru.ru

Тема 4. Использование методов научного исследования

Конспект лекции

Успешность выполнения научной работы зависит не только от определения научного аппарата и логики исследования, но и в не меньшей степени от выбора методологии исследования и методов исследования.

4.1. Методология. Подход. Методика.

Методология научного познания - совокупность принципов, форм и способов исследовательской деятельности, выступающая основой для конкретных исследований.

В методологическую основу научного исследования сегодня закладываются критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии.

Научный подход - методологически обоснованный взгляд на явления, процессы действительности.

Методология научного познания выступает, прежде всего, как учение о том, как необходимо проводить исследования. Вместе с тем, методология является основой для проведения конкретного исследования, поскольку каждый исследователь опирается на научные теории, научные подходы, научные принципы, уже существующие в науке в целом (например):

Такие теории, подходы, принципы разрабатывались и доказывались не одним человеком (как правило) и не один десяток лет. Они создают определенную базу, которая позволяет исследователю быть логичным и последовательным в своих рассуждениях, что обеспечивает необходимую доказательность его исследования и выводов.

Кроме общенаучных теорий, подходов и принципов, исследование базируется на различных концепциях и идеях (имеющих конкретных авторов), созданных в рамках той науки, в которой проводится конкретное исследование (например):

На успешность выполнения научной работы также оказывает серьезное влияние выбор методик и методов исследования

Методика исследования - совокупность методов и приемов практического или теоретического познания.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания (новых научных фактов).

При подготовке научной работы исследователем отбираются методики, которые использовались другими исследователями в рамках общей проблематики (например, при исследовании эффективности контроля) или в сходной ситуации (например, изучении структуры управления крупным предприятием и эффективности проектного метода на крупном предприятии). Также исследователь может выстраивать методику исследования самостоятельно, меняя или добавляя методы и приемы.

4.2. Методы исследования.

Методы научного исследования принято разделять на общие и специальные. Общие методы используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Специальные методы используются в определенных областях научного знания (например, история, филология и математика).

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: методы эмпирического исследования; методы теоретико-эмпирического исследования; методы теоретического исследования.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение – наиболее простой метод, опирающийся на работу органов чувств. Выступает, как правило, одним из элементов в составе других методов. Наблюдение в совокупности эмпирических утверждений дает первичную информацию о мире и как метод должно удовлетворять ряду требований:

1) планомерности,

2) целенаправленности,

3) активности,

4) систематичности.

Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, повторяющееся в объектах, что позволяет исследователю проводить обобщения и выявлять общие особенности, закономерности, законы. Для этого существует два правила продуктивного сравнения:

1 – сравниваться должны объекты, между которыми может существовать общность;

2 – для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. При этом точность измерения зависит от усердия исследователя, от применяемых методов, от имеющихся измерительных приборов.

Эксперимент – это вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Любой эксперимент может осуществляться непосредственно с объектом или с его заменителем – моделью (в случае невозможности применить эксперимент к объекту).

Преимущества эксперимента:

1) изучение объекта становится возможным практически идеально;

2) изучение объекта возможно в особых условиях;

3) изучение можно повторить.

Методы теоретико-эмпирического исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений с одновременным выделением интересующих исследователя сторон предметов. Результатом абстрагирования выступает абстракция, примером которой являются понятия, которые люди используют в науке (термины) и в быту.

Анализ и синтез – разделение целого на составные элементы и соединение составных частей в новое целое. Анализ позволяет выделить в объекте составляющие его элементы, причинно-следственные связи между ними, выявить отдельные свойства частей и, тем самым, глубже проникнуть в глубину объекта. Синтез позволяет исследователю увидеть новое закономерное (знание теории) построение объекта и предположить, спрогнозировать его новое состояние.

Дедуктивный метод позволяет делать вывод о некотором элементе множества на основании знания свойств этого множества. Например: «Все металлы обладают ковкостью. Медь – металл. Следовательно, медь обладает ковкостью».

Индуктивный метод позволяет на основании знания о части предметов одного класса делать вывод о классе в целом. Например: «Очень мало студентов факультета управления учатся старательно. Следовательно, большинство будущих менеджеров не станут профессионалами с получением диплома».

Моделирование – построение аналога объекта для изучения и проведения эксперимента. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или невозможно. Поэтому моделирование широко используется в науке и выступает отдельным методом. Например, фокус-группа – это аналоговая модель сообщества, а формула расчета экономической эффективности – это математическая модель экономической эффективности.

Методы теоретического исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении. Сначала конкретный объект разделяется на части, описывается при помощи понятий, превращаясь в совокупность абстракций, определений. Затем определения и абстракции соединяются в конкретный объект, но уже в голове исследователя, в его мышлении.

Например, описывая процесс разработки стратегии на конкретном предприятии, выделяются его особенности (соответствия и несоответствия теории), затем определяются необходимые изменения в процессе, выстраивается такой процесс разработки стратегии, который должен быть – в голове исследователя он есть, а в действительности – нет.

4.3. Отбор методов исследования.

Отбор методов исследования осуществляется на основании некоторых факторов. Общенаучные методы отбираются на основании особенностей проблемы исследования и выбранной методологии. Специальные методы отбираются на основе особенностей изучаемого объекта и предмета исследования, а также поставленных задач.

Например, в менеджменте как междисциплинарной науке используются социологические (изучение рынка), психологические (изучение персонала), статистические, экономические, математические (оценка эффективности, производительности) методы исследования.

В любом случае, отбор методов для конкретного исследования осуществляется на основе специфики изучаемого явления или процесса.

Вопросы семинара 2

1. Дайте определение следующим понятиям:

Объясните сущность и значение каждого из явлений.

2. Объясните сущность критериев объективности, соответствия истине, исторической правде, морали, которые сегодня закладываются в методологическую основу исследований.

3. Объясните: на какие группы разделяются методологические основы исследований, почему так разделяются? Проиллюстрируйте ответ примерами научных теорий, подходов, принципов, концепций, идей, которые составляют методологическую основу курсовой работы.

4. Объясните, как отбираются исследователем методики и методы исследования. Докажите на конкретных примерах влияние выбора методик и методов исследования на результативность научной работы.

5. Объясните особенности использования общих и специальных методов исследования. Приведите примеры общих и специальных методов исследования.

Практическое занятие 3

1. Из научной литературы приведите пример двух-трех методик, используемых в одном или нескольких исследований. Объясните целесообразность применения этих методик.

2. Раскройте сущность методов эмпирического исследования: наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента. Приведите примеры использования каждого из перечисленных методов в научной работе студента.

3. Раскройте сущность методов теоретико-эмпирического исследования: абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.

4. Раскройте сущность методов теоретического исследования на примере метода восхождения от абстрактного к конкретному. Приведите пример использования этого метода в научной работе студента.

5. Проанализируйте перечисленные ниже задачи исследования:

  1. провести анализ современных подходов к планированию как функции менеджмента;

  2. установить существенные различия в подходах к стратегическому и тактическому планированию;

  3. выявить особенности тактического планирования в производственных организациях;

  4. определить специфику использования технологий тактического планирования в производственных организациях;

  5. провести проверку эффективного применения технологий тактического планирования в производственных организациях.

Отберите наиболее подходящие методы исследования (3-5) под каждую задачу. Обоснуйте свой выбор.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта