Глава 1. Предмет, основные категории и законы общей риторики как науки о красноречии. Ранжирование элементов речевого материала


Тренировочные задания - стр.6

Тренировочные задания:

1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются:

а) число элементарных отрезков – «колен» графа;

б) число ветвей в точке выбора;

в) радиус возможного возврата к точке выбора?

2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами ( с греч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа?

3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t пл. 659, 8С, t кип. 2500С. В соединениях трехвалентен.

4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления.

5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами?

Практикум:

Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи:

  1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат.

  2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям.

  3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

в) выбора новой темы из данного веера.

  1. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:

а) в данной речи;

б) в последующей дискуссии по данному выступлению;

в) в других речах и дискуссиях по ним.

  1. Какие топы и почему были использованы:

а) при формировании веера тем;

б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?

  1. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)?

  2. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов?

  3. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест:

а) дружественные;

б) недружественные;

в) нейтральные;

г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории?

  1. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если:

а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме;

б) проявят возрастающий интерес;

в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону?

  1. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.

Вопросы для краткого эссе:

  1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления?

  2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него?

  3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала?

  4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации?

  5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?

  6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы?

  7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?

  8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?

  9. Дедукция и индукция: когда что применять?

  10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?

Контрольный тест:
  1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

  1. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

  1. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

  1. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

  1. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

  1. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

  1. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи;

б) в середине;

в) в конце.

  1. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

  1. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

  1. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.

  1. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах:

а) эмоционально-художественных;

б) научных;

в) агитационных;

г) юридических.

  1. Топ «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.

  1. Вступление любой речи имеет цель:

а) познакомить слушателей с темой речи;

б) отвлечь их от посторонних мыслей;

в) сконцентрировать их внимание на теме выступления;

г) ввести самого оратора в рабочее настроение;

д) дать оратору возможность изучить аудиторию.

  1. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а) экономия времени;

б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.

  1. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда:

а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в) речь коротка и эмоционально ярка;

г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга.

  1. Основная часть любой речи:

а) дает главный массив информации;

б) дает основания для выводов;

в) дает сами выводы;

г) содержит в себе общую речевую цель выступления.

  1. Заключение любой речи:

а) дает выводы выступления;

б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д) предупреждает выпады оппонентов.

  1. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а) рассказа о фактах как речевого события;

б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в) оценки важности этих фактов оратором;

г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д) степени первичности сообщенных оратором фактов.

  1. Композиционный анализ позволяет выявить:

а) стремление автора сделать свою речь красивее;

б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону;

в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.

  1. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а) применением индукции вместо дедукции;

б) применением дедукции вместо индукции;

в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;

г) меньшим их числом;

д) изменением очередности операций;

е) сохранением их очередности;

ж) прогностическим характером исследования.

Раздел №3

____________________________

Основные вербальные средства речевой выразительности их типологизация

Речь мало составить, дав ей необходимую общую тему, ее развитие и надлежащее расположение материала. Надо еще облечь ее в подобающие слова, сделать не только понятной, но и выразительной и красивой. В решении этой цели непреходящее значение имеют тропы, эпитеты и риторические фигуры как основные средства речевой выразительности («цветы красноречия»). А также риторические и проксемические фигуры, народные пословицы и поговорки, крылатые изречения-афоризмы. Не менее значим функциональный стиль литературного языка (научно-технический, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Использование в речевой культуре эвфемизмов и дисфемизмов, нейтрализация ярлыков и штампов.

Изучив данную тему, студент должен знать:

  • сущность и функции тропов и эпитетов, их значение для формирования образного строя литературного русского языка

  • сущность и специфику применения различных видов риторических фигур

  • роль пословиц, поговорок и афоризмов в создании оптимальной формы речевого материала

  • специфику и сферы применения функциональных стилей литературного русского языка.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

  • правильно и свободно пользоваться тропами, эпитетами, пословицами, поговорками, афоризмами и образцами народного юмора, а также риторическими фигурами в соответствующих речевых ситуациях;

  • грамотно использовать все функциональные стили литературного русского языка, учитывать их специфику и чувствовать границу между ними.

Изучив данную тему, студент должен приобрести необходимые навыки и умение:

  • находить оптимальные словесные средства достижения речевой цели с учетом конкретной речевой ситуации.

  • правильного воспринимать и использовать средства речевой выразительности («цветы красноречия») для оказания необходимого информационного и психологического воздействия на слушателей;

  • творить и произносить грамотную и красивую речь, выдержанную в стилевом отношении

  • умело пользоваться эвфемизмами, дисфемизмами и ярлыками в соответствующих культурно-психологических границах.

textarchive.ru

Основные параметры риторического эскиза речи

Основные параметры риторического эскиза речи

Вышеизложенные параметры риторического анализа также используются и при составлении риторического эскиза (предварительного плана) собственной речи. Естественно, здесь нет необходимости выведывать чужие тайны, да и сравнивать свою, пока еще только замышляемую, речь с чьей-то чужой не всегда возможно (особенно если ее и нет). Поэтому перечень параметров риторического эскиза (по сравнению с риторическим анализом) можно сократить. Заодно имеет смысл изменить сам порядок действий - с индуктивного порядка, что необходимо при работе с доселе незнакомым информационным массивом - исследования частностей с переходом на их основе к общему выводу. На дедуктивный порядок, что естественно при создании собственного речевого текста - формулирование общего замысла с последующим оснащением его вытекающими из его сути служебными деталями.

При работе над риторическим эскизом предпочтительна следующая очередность операций:

Ораторов давно занимает вопрос о том, следует ли обязательно писать полный текст речи или же можно ограничиться конспектом или даже планом. Здесь все зависит от объема выступления, его структурно-тематической сложности, функционального вида речи.

Существенное значение имеет и требовательность аудитории, ее вкусов (одни слушатели терпеть не могут ораторов, читающих по бумажке, другие относятся к ним вполне дружелюбно).

Свою роль играют также традиции различных речевых сред и речевых ситуаций (одно дело – вузовская лекция и другое – митинговая речь).

Сказывается и зависимость от таких факторов, как характер мотивации речевого действия для выступающего и для слушателей, степень стихийности и экспромта и, разумеется, опыт и психологические свойства самого оратора (прежде всего память, гибкость мышления, уверенность в себе).

В любом случае, отсутствие рабской зависимости от конспекта расценивается как один из показателей ораторского мастерства и высокой культуры речи.

Одна из наиболее рациональных форм записи речи – внутренний конспект, т.е. полный текст выступления с выделенными при помощи подчеркивания или пометок на полях опорными словами. Эти слова – смысловые центры информационных блоков – прочно ассоциируются в сознании оратора со всем содержанием этих блоков: достаточно бросить взгляд на бумагу – и все сразу всплывает в памяти. Опорные, или ключевые слова можно уподобить телеграфным столбам, несущим провода – содержание всей речи.

К числу неоспоримых достоинств внутреннего конспекта относится универсальность – его можно применять для записи любых функциональных видов речей и использовать в любой речевой ситуации. Оратор, положивший на трибуну пачку исписанных страниц и почти не заглядывающий в них, производит на публику вполне благоприятное впечатление.

С накоплением ораторского опыта способность к анализу чужих речей и синтезу собственных переходит в почти автоматический навык, но основные параметры этих действий остаются неизменными.

___________________________________

Вопросы для повторения:

  1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах?

  2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в его эскизе (предварительном плане)?

  3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий?

  4. Топы - это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика?

  5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется?

Чат:

В течение 15 минут обсудите значение и специфику поиска, обработки и структурирования речевого материала для различных прогнозируемых речевых ситуаций, а также проблему использования скрытых (резервных) тем и пассивного тематического фонда при изменении речевой ситуации.

Тренировочные задания:

1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются:

а) число элементарных отрезков – «колен» графа;

б) число ветвей в точке выбора;

в) радиус возможного возврата к точке выбора?

2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами ( с греч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа?

3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t пл. 659, 8С, t кип. 2500С. В соединениях трехвалентен.

4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления.

5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами?

Практикум:

Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи:

  1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат.

  2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям.

  3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

в) выбора новой темы из данного веера.

  1. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:

а) в данной речи;

б) в последующей дискуссии по данному выступлению;

в) в других речах и дискуссиях по ним.

  1. Какие топы и почему были использованы:

а) при формировании веера тем;

б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?

  1. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)?

  2. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов?

  3. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест:

а) дружественные;

б) недружественные;

в) нейтральные;

г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории?

  1. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если:

а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме;

б) проявят возрастающий интерес;

в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону?

  1. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.

Вопросы для краткого эссе:

  1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления?

  2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него?

  3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала?

  4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации?

  5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?

  6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы?

  7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?

  8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?

  9. Дедукция и индукция: когда что применять?

  10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?

Контрольный тест:
  1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

  1. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

  1. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

  1. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

  1. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

uchebana5.ru

1 Риторика возникла - стр. 38

а) Определите правильные ответы

1. Риторика возникла:

а) В V-IV вв. до Рождества Христова

б) в I в.

в) XIII в.

г) XIX в.

2. Основоположником риторики как науки считают:

а) Сократа

б) Демосфена

в) Аристотеля

г) Цицерона

д) Спинозу

3.Городская площадь в Древнем Риме, на которой граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общественного управления и т.д.:

а) Агора

б) Форум

в) Колизей

г) Майдан

д) Олимп

4. Современная общая риторика – это:

а) Искусство говорить правильно и красиво

б) Искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие

в) Наука о превращении мысли в речь и речи в мысль

г) Теория и практика коммуникации

д) Синтез психологии и филологии

е) Культура речи

ж) Средство разрешения служебных и бытовых проблем

5. Человек мыслит:

а) Словами, создавая на их основе образы-картинки явлений внешнего и внутреннего мира

б) Образами, облекая их затем в слова

в) Образами без слов

6. Мысль (идея) – это:

а) Словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка

б) Отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта

в) Цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта

г) Реакция на явления внешнего мира

7. Литературным языком принято считать:

а) Язык, состоящий из специальных терминов

б) Нормативный язык, соответствующий установленным правилам

в) Язык, применяемый в средствах массовой информации

8. Не является видом словесности:

а) Фольклор

б) Ораторская проза

в) Пафос

г) Эпистолография

д) Публицистика

9. Раздел языкознания, изучающий функционально-смысловые типы речи:

а) Лексика

б) Стилистика

в) Фразеология

г) Морфология

10. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) включает:

а) Речевое поведение

б) Речевую фигуру

в) Речевую конструкцию

г) Речевой оборот

11. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) Общей целью выступления

б) Конкретной целью

в) Содержанием темы

г) Речевой ситуацией

д) Эрудицией оратора

е) Запросами аудитории

12. Ранжирование элементов речевого материала – это:

а) Определение их подлинного смысла

б) Определение порядка их изложения в выступлении

в) Оценка их важности с учетом конкретной цели выступления

г) Оценка их эмоционального воздействия на слушателей

д) Оценка их достоверности

13. Эскиз речи:

а) Перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи

б) Предварительный план выступления

в) Структурно-смысловой каркас темы

г) Набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь

14. Завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания:

а) Заключение

б) Рекапитуляция

в) Элокуция

15. Какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?

а) Призыв к аудитории

б) Повторение основных тезисов выступления

в) Вывод на основе логики умозаключений

г) Приглашение аудитории к дискуссии

16 Что из перечисленного не является формой произнесения речи?

а) Чтение текста

б) Воспроизводства текста по памяти

в) Импровизация

г) Внутренний монолог

17. Чем важнее содержание, тем более речь:

а) Сдержанна

б) Напряжена

в) Эмоциональна

г) Тороплива

18. Изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения:

а) Описание

б) Рассуждение

в) Повествование

19. Расположение членов (компонентов) предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность:

а) Инверсия

б) Антитеза

в) Эпифора

г) Параллелизм

20. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речах:

а) Эмоционально-художественных

б) Научных

в) Агитационных

г) Юридических

д) Публицистических

21. Сравнение – это:

а) Троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим

б) Намеренное преувеличение свойств объекта речи

в) Преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета

г) Сопоставление двух явлений для пояснения одного при помощи другого

22. Тропы количества подразделяются на две противоположные разновидности:

а) Метафора и ирония

б) Метафора и гипербола

в) Гипербола и метонимия

г) Гипербола и мейозис

23. Внутренние топы подразделяются на три группы:

а) Определения, соположения, обстоятельства

б) Определения, сопоставления, обстоятельства

в) Определения, сравнения, сопоставления

24. К функциям риторических фигур относятся:

а) Создание образов

б) Усиление образов, созданных иными речевыми средствами

в) Ценностное ранжирование идей

г) Логическая стыковка смысловых квантов и блоков

25. Образцом, какой фигуры эмоционального воздействия на слушателя являются строки А.С.Пушкина из стихотворения «В Сибирь»:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа…

а) Желания

б) Усиления

в) Восклицания

г) Обращения

26. Элокуция – это создание высказывания на уровне:

а) Замысла

б) Композиции

в) Текста

27. Не относятся к фигурам диалогизма:

а) Антитеза

б) Цитата

в) Сообщение

г) Предупреждение

28. Избыточное употребление слов в речи:

а) Оксюморон

б) Антитеза

в) Интерпретация

г) Плеоназм

29. Слова, обозначающие реалии прошлого:

а) Архаизмы

б) Неологизмы

в) Историзмы

г) Анахронизмы

30. Уместность слога – это:

а) Качество слога, отчасти противостоящее ясности

б) Соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданием аудитории

в) Соответствие речи движению мысли

31. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) Дикция

б) Громкость

в) Темп

г) Тембр

д) Тон

32. Что из перечисленного не относится к средствам артикуляционной выразительности?

а) Звучность и тон речи

б) Тембр голоса

в) Мимика и жестикуляция

г) Речевое дыхание

33. Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, принято называть:

а) Жестом

б) Обликом оратора

в) Мимикой

г) Пассом

34. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) Конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы

б) Оперативные ответы на вопросы аудитории

в) Духовный контакт оратора и публики

г) Полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него

35. Полемика:

а) Спор для выяснения истины

б) Спор для обращения оппонента в свою веру

в) Спор для публичной победы над оппонентом

г) Спор ради удовольствия

36. Основной вид митингового выступления – речь:

а) Информирующая

б) Агитационная

в) Пропагандистская

г) Эмоциональная

37. Речь используемая в непринужденных беседах со знакомыми, в домашней обстановке принято считать речью:

а) Разговорной

б) Художественной

в) Деловой

г) Книжной

38. Показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разговору с ним, является целью:

а) Разоблачения

б) Критики

в) Осуждения

г) Высмеивания

39. Речь, которую произносит оратор:

а) Может быть неудачной

б) Всегда произносится с пафосом

в) Является разновидностью академического красноречия

г) Может произноситься с юмором

д) Всегда основывается на древних классических канонах

40. Критерии успеха устного выступления:

а) Являются субъективными со стороны оратора

б) Субъективны со стороны аудитории

в) Зависят от речевой ситуации

г) Имеют объективные параметры оценки

uchebana5.ru

Тренировочные задания - стр.6

Тренировочные задания:

1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются:

а) число элементарных отрезков – «колен» графа;

б) число ветвей в точке выбора;

в) радиус возможного возврата к точке выбора?

2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами ( с греч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа?

3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t пл. 659, 8С, t кип. 2500С. В соединениях трехвалентен.

4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления.

5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами?

Практикум:

Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи:

  1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат.

  2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям.

  3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

в) выбора новой темы из данного веера.

  1. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:

а) в данной речи;

б) в последующей дискуссии по данному выступлению;

в) в других речах и дискуссиях по ним.

  1. Какие топы и почему были использованы:

а) при формировании веера тем;

б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?

  1. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)?

  2. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов?

  3. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест:

а) дружественные;

б) недружественные;

в) нейтральные;

г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории?

  1. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если:

а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме;

б) проявят возрастающий интерес;

в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону?

  1. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.

Вопросы для краткого эссе:

  1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления?

  2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него?

  3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала?

  4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации?

  5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?

  6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы?

  7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?

  8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?

  9. Дедукция и индукция: когда что применять?

  10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?

Контрольный тест:
  1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

  1. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

  1. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

  1. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

  1. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

  1. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

  1. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи;

б) в середине;

в) в конце.

  1. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

  1. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

  1. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.

  1. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах:

а) эмоционально-художественных;

б) научных;

в) агитационных;

г) юридических.

  1. Топ «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.

  1. Вступление любой речи имеет цель:

а) познакомить слушателей с темой речи;

б) отвлечь их от посторонних мыслей;

в) сконцентрировать их внимание на теме выступления;

г) ввести самого оратора в рабочее настроение;

д) дать оратору возможность изучить аудиторию.

  1. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а) экономия времени;

б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.

  1. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда:

а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в) речь коротка и эмоционально ярка;

г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга.

  1. Основная часть любой речи:

а) дает главный массив информации;

б) дает основания для выводов;

в) дает сами выводы;

г) содержит в себе общую речевую цель выступления.

  1. Заключение любой речи:

а) дает выводы выступления;

б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д) предупреждает выпады оппонентов.

  1. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а) рассказа о фактах как речевого события;

б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в) оценки важности этих фактов оратором;

г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д) степени первичности сообщенных оратором фактов.

  1. Композиционный анализ позволяет выявить:

а) стремление автора сделать свою речь красивее;

б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону;

в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.

  1. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а) применением индукции вместо дедукции;

б) применением дедукции вместо индукции;

в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;

г) меньшим их числом;

д) изменением очередности операций;

е) сохранением их очередности;

ж) прогностическим характером исследования.

Раздел №3

____________________________

Основные вербальные средства речевой выразительности их типологизация

Речь мало составить, дав ей необходимую общую тему, ее развитие и надлежащее расположение материала. Надо еще облечь ее в подобающие слова, сделать не только понятной, но и выразительной и красивой. В решении этой цели непреходящее значение имеют тропы, эпитеты и риторические фигуры как основные средства речевой выразительности («цветы красноречия»). А также риторические и проксемические фигуры, народные пословицы и поговорки, крылатые изречения-афоризмы. Не менее значим функциональный стиль литературного языка (научно-технический, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Использование в речевой культуре эвфемизмов и дисфемизмов, нейтрализация ярлыков и штампов.

Изучив данную тему, студент должен знать:

  • сущность и функции тропов и эпитетов, их значение для формирования образного строя литературного русского языка

  • сущность и специфику применения различных видов риторических фигур

  • роль пословиц, поговорок и афоризмов в создании оптимальной формы речевого материала

  • специфику и сферы применения функциональных стилей литературного русского языка.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

  • правильно и свободно пользоваться тропами, эпитетами, пословицами, поговорками, афоризмами и образцами народного юмора, а также риторическими фигурами в соответствующих речевых ситуациях;

  • грамотно использовать все функциональные стили литературного русского языка, учитывать их специфику и чувствовать границу между ними.

Изучив данную тему, студент должен приобрести необходимые навыки и умение:

  • находить оптимальные словесные средства достижения речевой цели с учетом конкретной речевой ситуации.

  • правильного воспринимать и использовать средства речевой выразительности («цветы красноречия») для оказания необходимого информационного и психологического воздействия на слушателей;

  • творить и произносить грамотную и красивую речь, выдержанную в стилевом отношении

  • умело пользоваться эвфемизмами, дисфемизмами и ярлыками в соответствующих культурно-психологических границах.

textarchive.ru

Глава 1. Предмет, основные категории и законы общей риторики как науки о красноречии

Вопросы

 

1. Риторика – это наука или искусство?  
2. Как соотносятся в риторике психологическая и филологическая составляющие? Грачев Илья Олегович
3. Что дает оратору и слушателю четкое осознание речевых ролей, речевых целей и их иерархии у себя и у собеседника? Кривонос Анна Владимировна
4. Что нужно знать о смысловом поле монологической и диалогической речи? Максюта Артем Андреевич
5. Как используются активный и пассивный тематические фонды речи в стабильном варианте речевого события при перемене тематики? Матвеева Василиса Владимировна
6. Чем обусловлено существование трех функционально-целевых видов речи? Муравецкая Евгения Олеговна
7. В чем проявляется специфика реализации различных ораторских качеств в разных функциональных видах речи? Петрова Ольга Андреевна
8. Какие существуют законы общей риторики в каждом из функциональных видов речи? Руденко Елизавета Николаевна
9. В чем и как проявляются психологические аспекты управления вниманием аудитории в различных речевых ситуациях? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Что стоит за понятием «риторический канон», и каково значение этого понятия для начинающего и для опытного оратора? Сысоева Евгения Игоревна
11. Что составляет предмет общей риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля? Тавризян Ирина Робертовна
12. Какие факторы влияют на содержание, стиль и общий уровень ораторского искусства при различных исторических и профессиональных обстоятельствах? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Чем может помочь общая риторика лично вам в вашей будущей работе?  
14. Нужна ли риторика тем, кто убежден, что он «и так говорит хорошо»? Что значит «хорошо говорить»?  
15. Из каких компонентов складывается речевое поведение оратора?  
16. Какую иерархию образуют речевые цели оратора и речевые ожидания слушателей?  
17. Ответы на какие вопросы составляют содержание смысловых полей оратора и слушателей?  
18. Какова содержательная суть основных законов риторики?  
19. Какими качества должен обладать оратор для того, чтобы быть понятым и принятым аудиторией?  
20. Каковы структурные элементы речевого канона как свода правил работы над речью?  

Контрольный тест

1. Современная общая риторика – это:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

е) культура речи;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

2. Специальная (частная) риторика – это:

а) профессиональное подразделение общей риторики;

б) функциональное подразделение общей риторики;

в) ситуационный аспект общей риторики;

г) наложение правил и законов общей риторики на предмет конкретной деятельности.

3. Мысль (идея) – это:

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира;

д) реакция на явления внутреннего мира.

Как человек мыслит?

а) словами, создавая на их основе образы – картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

5. Словесная оболочка мысленного образа:

а) обогащает его содержание;

б) обедняет.

Какой компонент речевого события является субъективным по отношению к оратору?

а) речевое поведение;

б) речевая ситуация.

7. Речевая роль – это:

а) проекция социальной роли на речевое событие;

б) функция в процессе общения;

в) личностный аспект речевого события.

8. Речевая цель – это:

а) личный интерес участника речевого события;

б) результат, которого желает каждый из собеседников;

в) общее поле интереса оратора и слушателей.

Чем определяется смысловое поле темы устного выступления?

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него;

д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.

11. Артистизм оратора – это:

а) умение подать себя в любой речевой ситуации;

б) тонкая игра на чувствах публики;

в) создание имиджа оратора;

г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;

д) манипулирование сознанием слушателей.

12. Дружелюбие – это качество оратора, которое следует проявлять:

а) лишь по отношению к друзьям и союзникам;

б) ко всем, в том числе и к явным недоброжелателям;

в) ко многим, а к заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет;

г) и ожидать непременной взаимности;

д) и не рассчитывать на взаимность.

13. Объективность среди прочих ораторских качеств:

а) замечается прежде всего, и притом всеми категориями слушателей;

б) замечается преимущественно друзьями;

в) замечается преимущественно оппонентами;

г) накаляет эмоции;

д) охлаждает эмоции;

е) страхует от ответных выпадов;

ж) вызывает уважение.

14. Закон гармонического диалога оратора и слушателей – главный закон общей риторики – предполагает:

а) умение увлечь публику своими интересами;

б) умение увлечься ее интересами;

в) знание психологии слушателей;

г) способность предвидеть их дальнейшую реакцию;

д) нейтрализацию оппонентов при помощи сторонников;

е) поиск общего в позициях оратора и аудитории и затушевывание различий;

ж) умение не обострять противоречий.

15. Ориентация на адресата в структуре речи позволяет:

а) придать выступлению более академичный вид;

б) дисциплинировать оратора;

в) дисциплинировать слушателя;

г) избежать его переутомления;

д) удержать его внимание.

16. Эмоции, возбужденные оратором, способствуют:

а) более четкому восприятию информации;

б) более критичному восприятию информации;

в) более целенаправленному восприятию информации;

г) лучшему запоминанию речи;

д) мобилизации общей энергии на конкретное дело;

е) большей образности восприятия;

ж) созданию эффекта внушения;

з) повышению управляемости аудиторией;

и) закреплению убеждений, созданных рационально-логическими средствами.

17. Положительная психологическая настройка слушателей:

а) необходима только по отношению к единомышленникам;

б) необходима даже по отношению к оппонентам;

в) не всегда уместна по соображениям принципиальности.

18. Усилить внимание слушателей можно:

а) добавляя новые порции аналогичного материала;

б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме;

в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте или на новом смысловом уровне;

г) возбуждая эмоции.

19. Если аудитория начала терять внимание, то следует:

а) призвать ее к дальнейшему слушанию;

б) попробовать чем-либо заинтриговать ее;

в) поскорее закончить речь;

г) сказать: «Потерпите, скоро конец».

20. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего:

а) изложить очередной тезис и закончить речь;

б) изложить самый важный тезис;

в) изложить последний тезис – вывод.

Глава 2. Поиск, обработка и структурирование речевого материала – речевой дискурсивный граф

Вопросы

1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах?  
2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в риторическом эскизе (предварительном плане) речи? Грачев Илья Олегович
3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий? Кривонос Анна Владимировна
4. Топы – это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика? Максюта Артем Андреевич
5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется? Матвеева Василиса Владимировна
6. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами. Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления. Петрова Ольга Андреевна
8. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какие внешние и внутренние обстоятельства обусловливают выбор темы устного выступления? Склярова Виктория Евгеньевна
10. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или после него? Сысоева Евгения Игоревна
11. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала? Тавризян Ирина Робертовна
12. Что дает оратору усвоение сути топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?  
14. В каких условиях оправданы и что собой представляют тематические экскурсы?  
15. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?  
16. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?  
17. Когда применять дедукцию, когда индукцию?  
18. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?  

Контрольный тест

1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

3. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи;

б) в середине;

в) в конце.

8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

9. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

10. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.

11. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:

а) эмоционально-художественной;

б) научной;

в) агитационной;

г) юридической.

12. Топ «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.

13. Вступление любой речи имеет цель:

а) познакомить слушателей с темой речи;

б) отвлечь слушателей от посторонних мыслей;

в) сконцентрировать внимание слушателей на теме выступления;

г) ввести оратора в рабочее настроение;

д) дать оратору возможность изучить аудиторию.

14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а) экономия времени;

б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.

15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления, когда:

а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в) речь коротка и эмоционально ярка;

г) оратор и слушатели уважают друг друга.

16. Основная часть любой речи:

а) дает главный массив информации;

б) дает основания для выводов;

в) дает сами выводы;

г) содержит в себе общую речевую цель выступления.

17. Заключение любой речи:

а) дает выводы выступления;

б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д) предупреждает выпады оппонентов.

18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а) рассказа о фактах как речевого события;

б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в) оценки важности этих фактов оратором;

г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д) степени первичности сообщенных оратором фактов.

19. Композиционный анализ позволяет выявить:

а) стремление автора сделать свою речь красивее;

б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в нужную оратору сторону;

в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.

20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а) применением индукции вместо дедукции;

б) применением дедукции вместо индукции;

в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;

г) меньшим числом параметров исследования речевого материала;

д) изменением очередности операций;

е) сохранением очередности операций;

ж) прогностическим характером исследования.



infopedia.su

Электронные ресурсы

  1. Риторика как наука, искусство, учебный предмет

http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/06.htm

  1. Риторика http://www.gramota.ru/book/ritorika/index1.htm

  2. Беседы о риторике http://www.relga.rsu.ru/n51/rus51.htm

  3. Риторика как наука. Видеозапись беседы с А. Волковым

http://russia.ru/video/nauka_7542/

  1. Филология в задачах: прикладная риторика

http://www.philologia.ru/theory/rhetorica.htm

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  1. об устройстве жанрово-стилистической системы русского языка;

  2. о семантической структуре высказывания и средствах выражения ее элементов в русском языке;

  3. о внутриуровневой и межуровневой синонимии в русском языке;

  4. о коммуникативной структуре высказывания и ее связи с семантической структурой;

уметь:

  1. свободно владеть словом;

  2. критически анализировать семантику и выразительные средства любого текста, выполненного в публицистическом или деловом стиле;

  3. выбрать оптимальный вариант текста из ряда синонимичных речевых произведений;

  4. навыки выражения необходимого содержания в рамках требуемого жанра с соблюдением норм этого жанра и его эстетики;

  5. личностные качества: креативность, дисциплинированность, точность, ответственность.

Владеть навыками:

  1. публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

  2. навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

  3. работы с различными источниками информации, библиографическими базами данных;

  4. речевой рефлексии, прогнозирования восприятия текста и реакции на него собеседника; направления диалога в соответствии с целями профессионального общения;

  5. литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке.

Итоговая аттестация

1. К зачету допускаются студенты, выполнившие все контрольные задания (см. выше) и набравшие не менее 30 баллов за эту самостоятельную работу. Если студент набрал меньше 30 баллов, то допуск к зачету остается на усмотрение преподавателя (экзаменатора) при условии выполнения всех предусмотренных программой видов работ.

2. Зачет проводится в письменном виде, предлагается тест из 20 вопросов. За тест студент получает баллы, равные количеству верных ответов.

3. Если в результате итоговой аттестации (зачета) студент набрал менее 15 баллов, то результат усвоения дисциплины считается неудовлетворительным, несмотря на количество баллов, набранных по результатам работы в семестре.

4. Итоговая оценка по дисциплине в семестре складывается из общего количества баллов текущей и итоговой аттестации.

В таблице представлен порядок определения итоговой оценки на основе балльно-рейтинговой системы.

Общая сумма баллов

Оценка

1

40 – 100

зачтено

2

39 и менее

Не зачтено

Примерный вариант тестовых заданий для проведения зачета

1. Риторика возникла в:

а) V–IV вв. до Рождества Христова;

б) I в.;

в) XIII в.;

г) XIX в.

2. Основоположником риторики как науки считают:

а) Сократа;

б) Демосфена;

в) Аристотеля;

г) Цицерона;

д) Спинозу.

3. Городская площадь в Древнем Риме, на которой граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общественного управления и т.д. – это:

а) Агора;

б) Форум;

в) Колизей;

г) Майдан;

д) Олимп.

4. Современная общая риторика – это:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору

психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

д) синтез психологии и филологии;

е) культура речи;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

5. Человек мыслит:

а) словами, создавая на их основе образы-картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

6. Мысль (идея) – это:

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики

соответствующего языка;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира.

7. Литературным языком принято считать:

а) язык, состоящий из специальных терминов;

б) нормативный язык, соответствующий установленным правилам;

в) язык, применяемый в средствах массовой информации.

8. Не является видом словесности:

а) фольклор;

б) ораторская проза;

в) пафос;

г) эпистолография;

д) публицистика.

9. Раздел языкознания, изучающий функционально-смысловые типы речи:

а) лексика;

б) стилистика;

в) фразеология;

г) морфология.

10. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) включает:

а) речевое поведение;

б) речевую фигуру;

в) речевую конструкцию;

г) речевой оборот.

11. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью выступления;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

12. Ранжирование элементов речевого материала – это:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

13. Эскиз речи – это:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

14. Завершающий этап построения, на котором ритор создает текст

высказывания:

а) заключение;

б) рекапитуляция;

в) элокуция.

15. Какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?

а) призыв к аудитории;

б) повторение основных тезисов выступления;

в) вывод на основе логики умозаключений;

г) приглашение аудитории к дискуссии.

16. Что из перечисленного не является формой произнесения речи?

а) чтение текста;

б) воспроизводства текста по памяти;

в) импровизация;

г) внутренний монолог.

17. Чем важнее содержание, тем речь более:

а) сдержанна;

б) напряженна;

в) эмоциональна;

г) тороплива.

18. Изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения – это:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

19. Расположение членов предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность – это:

а) инверсия;

б) антитеза;

в) эпифора;

г) параллелизм.

20. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:

а) эмоционально-художественной;

б) научной;

в) агитационной;

г) юридической;

д) публицистической.

Автор (составитель) – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хохловская Ольга Геннадьевна.

studfiles.net

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

ч. 1 ... ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10

Заключение

____________________________________ Риторика – искусство владения словом – один из неотъемлемых элементов общей культуры. Без слова нет человека. Без знания основ ораторского искусства, умения говорить грамотно и интересно, нет и (и не может быть) полноценной личности. А.П.Чехов писал в этой связи: « В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Оно (это обучение красноречию) действительно необходимо каждому. Без постоянного совершенствования словесной практики и обобщающей ее теории не может быть прогресса ни в науке, ни в искусстве, ни в политике. Неудивительно, что ныне, в эпоху глубоких социокультурных перемен, риторика переживает вторую молодость.

Жизнь показала, что основной тенденцией развития современной культуры всего мира является неуклонное возрастание роли идей, доносимых до народа при помощи слова. Слова письменного и устного, звучащего в парламенте, на митингах, в избирательных кампаниях, в судах, на разных форумах, в интервью, во всех видах дискуссий и полемик.

В России этот процесс, в силу ряда исторических причин, протекает особенно динамично и болезненно. Уйти от слова – убеждающего и опровергающего, прославляющего и осуждающего – невозможно. Такая попытка приведет лишь к тому, что власть над душами, а затем и над судьбами людей возьмет тот, кто понимает, что умное слово – первейшее из дел.

Не только деятель политики, искусства, науки, образования, педагогики, юриспруденции, бизнеса, но и рядовой гражданин нынешней России должен уметь в любой обстановке отстоять свое мнение, свои жизненные интересы, свое «место под солнцем».

Риторика учит не только влиять на убеждения других людей. Не менее значимо умение контролировать ход своих собственных мыслей, отличать в них должное от недолжного, быть хозяином собственных чувств. А вслед за ними – слов, нередко имеющих для оратора (и не только для него) судьбоносное значение. Оратор должен уметь сказать в нужный момент нужное слово.

Современная общественная и деловая жизнь весьма динамична, и задача руководителя любой сферы и любого уровня – отразить происходящие перемены в своем сознании и в своих действиях. Промежуточным звеном между сознанием и действием человека, работающего с людьми, является слово, обращенное к самым глубинам их сознания и затрагивающее такие струны их души, о существовании которых они подчас сами не догадываются.

Современная общая риторика – это на 10 процентов филология и на 90 – психология. Ответственность за последствия произнесенных оратором слов целиком лежит на нем самом, он не имеет права кивать на публику, – «меня-де не так поняли…». Еще древние риторы утверждали, что право на влиятельную (убеждающую) речь, должны иметь только те люди, которые сформировали в себе три базовых качества языковой личности:

Когда говорят: «язык мой – враг мой» - то эта поговорка не для оратора. Для него язык – главнейшее оружие, с помощью которого он решает триединую задачу: пленить, доказать, убедить слушателей, и тем самым подчинить их себе. Поэтому публичная речь – своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Точно также не будет иметь успеха даже самая содержательная и интересная речь, если будет произнесена серым убогим языком. Если в ней одни только рассуждений без использования красок, образов, картин. Ибо люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют ее. Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть целый ряд образов. И если произносимые ораторам слова не вызывают образов, они утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, - это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению.

Не менее значимо для риторического успеха и умение выражать свои мысли ясно, коротко, просто, доступным и понятным массовому слушателю языком. Что в России традиционно встречается крайне редко. Есть у Гайдара пунктик узкий

И не мешало б его снять.

Когда он говорит по-русски,

То без поллитры не понять.

Знание основ общей риторики необходимо не только ораторам, но и слушателям, ибо мыслящему человеку далеко не безразлично, кем желает его сделать тот или иной мастер слова. Умение анализировать словесную продукцию ораторов, их ближние и дальние цели – лучший способ избежать грубых житейских и политических ошибок. Не поддаться обману и самообману, не «клюнуть» на всякого рода обещания «манны небесной».

Познавая слово, человек познает себя. А это – залог успеха в любой, даже самой молчаливой сфере деятельности. Поэтому, говоря строчками Н.Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

С помощью великого русского слова, великого и могучего русского языка, нуждающегося сегодня, как никогда раньше, в защите как от бездумной «вестернизации», так и от повальной криминализации («аргонизации»). Следуя завету А.Ахматовой: Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Приложение 1.

Итоговый контрольный тест

______________________________________ а) Определите правильные ответы 1. Риторика возникла:

а) В V-IV вв. до Рождества Христова

б) в I в.

в) XIII в.

г) XIX в.

2. Основоположником риторики как науки считают:

а) Сократа

б) Демосфена

в) Аристотеля

г) Цицерона

д) Спинозу

3. Городская площадь в Древнем Риме, на которой граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общественного управления и т.д.:

а) Агора

б) Форум

в) Колизей

г) Майдан

д) Олимп

4. Современная общая риторика – это:

а) Искусство говорить правильно и красиво

б) Искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие

в) Наука о превращении мысли в речь и речи в мысль

г) Теория и практика коммуникации

д) Синтез психологии и филологии

е) Культура речи

ж) Средство разрешения служебных и бытовых проблем

5. Человек мыслит:

а) Словами, создавая на их основе образы-картинки явлений внешнего и внутреннего мира

б) Образами, облекая их затем в слова

в) Образами без слов

6. Мысль (идея) – это:

а) Словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка

б) Отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта

в) Цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта

г) Реакция на явления внешнего мира

7. Литературным языком принято считать:

а) Язык, состоящий из специальных терминов

б) Нормативный язык, соответствующий установленным правилам

в) Язык, применяемый в средствах массовой информации

8. Не является видом словесности:

а) Фольклор

б) Ораторская проза

в) Пафос

г) Эпистолография

д) Публицистика

9. Раздел языкознания, изучающий функционально-смысловые типы речи:

а) Лексика

б) Стилистика

в) Фразеология

г) Морфология

10. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) включает:

а) Речевое поведение

б) Речевую фигуру

в) Речевую конструкцию

г) Речевой оборот

11. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) Общей целью выступления

б) Конкретной целью

в) Содержанием темы

г) Речевой ситуацией

д) Эрудицией оратора

е) Запросами аудитории

12. Ранжирование элементов речевого материала – это:

а) Определение их подлинного смысла

б) Определение порядка их изложения в выступлении

в) Оценка их важности с учетом конкретной цели выступления

г) Оценка их эмоционального воздействия на слушателей

д) Оценка их достоверности

13. Эскиз речи:

а) Перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи

б) Предварительный план выступления

в) Структурно-смысловой каркас темы

г) Набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь

14. Завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания:

а) Заключение

б) Рекапитуляция

в) Элокуция

15. Какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?

а) Призыв к аудитории

б) Повторение основных тезисов выступления

в) Вывод на основе логики умозаключений

г) Приглашение аудитории к дискуссии

16 Что из перечисленного не является формой произнесения речи?

а) Чтение текста

б) Воспроизводства текста по памяти

в) Импровизация

г) Внутренний монолог

17. Чем важнее содержание, тем более речь:

а) Сдержанна

б) Напряжена

в) Эмоциональна

г) Тороплива

18. Изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения:

а) Описание

б) Рассуждение

в) Повествование

19. Расположение членов (компонентов) предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность:

а) Инверсия

б) Антитеза

в) Эпифора

г) Параллелизм

20. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речах:

а) Эмоционально-художественных

б) Научных

в) Агитационных

г) Юридических

д) Публицистических

21. Сравнение – это:

а) Троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим

б) Намеренное преувеличение свойств объекта речи

в) Преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета

г) Сопоставление двух явлений для пояснения одного при помощи другого

22. Тропы количества подразделяются на две противоположные разновидности:

а) Метафора и ирония

б) Метафора и гипербола

в) Гипербола и метонимия

г) Гипербола и мейозис

23. Внутренние топы подразделяются на три группы:

а) Определения, соположения, обстоятельства

б) Определения, сопоставления, обстоятельства

в) Определения, сравнения, сопоставления

24. К функциям риторических фигур относятся:

а) Создание образов

б) Усиление образов, созданных иными речевыми средствами

в) Ценностное ранжирование идей

г) Логическая стыковка смысловых квантов и блоков

25. Образцом, какой фигуры эмоционального воздействия на слушателя являются строки А.С.Пушкина из стихотворения «В Сибирь»:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа…

а) Желания

б) Усиления

в) Восклицания

г) Обращения

26. Элокуция – это создание высказывания на уровне:

а) Замысла

б) Композиции

в) Текста

27. Не относятся к фигурам диалогизма:

а) Антитеза

б) Цитата

в) Сообщение

г) Предупреждение

28. Избыточное употребление слов в речи:

а) Оксюморон

б) Антитеза

в) Интерпретация

г) Плеоназм

29. Слова, обозначающие реалии прошлого:

а) Архаизмы

б) Неологизмы

в) Историзмы

г) Анахронизмы

30. Уместность слога – это:

а) Качество слога, отчасти противостоящее ясности

б) Соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданием аудитории

в) Соответствие речи движению мысли

31. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) Дикция

б) Громкость

в) Темп

г) Тембр

д) Тон

32. Что из перечисленного не относится к средствам артикуляционной выразительности?

а) Звучность и тон речи

б) Тембр голоса

в) Мимика и жестикуляция

г) Речевое дыхание

33. Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, принято называть:

а) Жестом

б) Обликом оратора

в) Мимикой

г) Пассом

34. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) Конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы

б) Оперативные ответы на вопросы аудитории

в) Духовный контакт оратора и публики

г) Полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него

35. Полемика:

а) Спор для выяснения истины

б) Спор для обращения оппонента в свою веру

в) Спор для публичной победы над оппонентом

г) Спор ради удовольствия

36. Основной вид митингового выступления – речь:

а) Информирующая

б) Агитационная

в) Пропагандистская

г) Эмоциональная

37. Речь используемая в непринужденных беседах со знакомыми, в домашней обстановке принято считать речью:

а) Разговорной

б) Художественной

в) Деловой

г) Книжной

38. Показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разговору с ним, является целью:

а) Разоблачения

б) Критики

в) Осуждения

г) Высмеивания

39. Речь, которую произносит оратор:

а) Может быть неудачной

б) Всегда произносится с пафосом

в) Является разновидностью академического красноречия

г) Может произноситься с юмором

д) Всегда основывается на древних классических канонах

40. Критерии успеха устного выступления:

а) Являются субъективными со стороны оратора

б) Субъективны со стороны аудитории

в) Зависят от речевой ситуации

г) Имеют объективные параметры оценки б) Вставьте риторический термин: 1.___________________________- ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики

2.___________________________– законченная мысль, выраженная сжато и емко

3. _________________________- утверждение или отрицание в форме вопроса, взывающего к чувствам или к здравому смыслу слушателей и не требующего ответа

4.___________________________– краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного (назидательного) характера, часто в виде вывода

5.___________________________– мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу

6.________________________ - любая передача идей при помощи слов как законченный факт или словосочетания

7.________________________ - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе его сходства с другим предметом

8.________________________- употребление слова или выражения в переносном значении для большей выразительности

9. _______________________– стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении размеров или силы предмета или действия

10. ________________________ – описательный оборот, употребляемый вместо какого–либо слова

11. _________________ – риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота

12. ________________– мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними

13. _________________– намеренное нарушение в речи логических связей с целью создания стилистического эффекта

14. _________________ – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе

ч. 1 ... ч. 6 ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10

izumzum.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта