Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения. Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств


Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения

Обратная связь

Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств

 

 

Curtis Michael ALLGIER. Татуировки и психопатия.

А.Д. Борохов

Госпиталь Кирьят-Шломо (Израиль)

Обследование пациента в психиатрии имеет специфические особенности. Формально его можно разделить на 2 части: вербальную (речевой контакт врача или медсестры с обследуемым) и оценку не­вербальных характеристик.

К неречевым элементам относятся внешний вид, походка, позы, действия, движения, мимика и жестикуляция, которые имеют характерные осо­бенности при различных видах психопатологии.

К атрибутам внешнего вида относятся одежда больного, его причёска, а также пирсинг, шрамы и татуировки, обнаруживаемые при физикальном осмотре. Физикалыный осмотр пациента или об­следуемого — неотъемлемая часть психиатриче­ского осмотра. На практике в силу тех или иных причин эта часть обследования производится средним медицинским персоналом и та инфор­мация, которую он получает, может помочь в поста­новке диагноза, выявлении скрытых или явных агрессивных тенденций, суицидальных попыток, злоупотребления психоактивными веществами, сексуальных отклонений и т.д.

Впервые татуировка упоминается в библейских текстах, в книге Левитов, причем с негативным оттенком: Бог говорит Моисею о запрете доброволь­ного повреждения человеческого тела с целью на­несения специфических «меток»; позже Папа Адриан I издаёт для христиан запрет на татуи­ровки. Подобные религиозные запреты сущест­вуют в иудаизме и исламе.

На протяжении многих веков татуировка ис­пользовалась как символ этнической или религи­озной принадлежности (у египетских жрецов, ранних христиан, крестоносцев), социального ста­туса в криминальном мире (якудза, триады), а также как признак его социального отчуждения (насиль­ственное татуирование — например, порядковые но­мера в концлагерях).

С середины прошлого века татуировка полу­чает широкое распространение в молодежной среде, особенно — в неформальных группировках (хиппи, панки, рокеры, металлисты, спортивные и музыкальные фанаты и т.д.). Так называемая мода на татуировки, появившаяся в конце 80-х годов про­шлого века, активно поддерживалась и поддержи­вается глянцевыми журналами путём публикации фотографий лиц, добившихся успеха в шоу-биз­несе, знаменитых спортсменов, удачливых бизнес­менов. Непременным акцентируемым атрибутом является наличие татуировки. Иными словами, та­туировка стала не только эталоном богемного об­раза жизни, но и символом избранности и успеха. По мнению многих мастеров-тату, татуировка отра­жает неповторимую индивидуальность личности, придает сексуальный шарм.

В настоящее время, взгляды специалистов на мотивы татуирования разделились: одни видят в татуировке дань моде, другие — влияние соци­альной среды, третьи — психопатологию.

Мы придерживаемся интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами и психопатологическими проявлениями личности. На практике изобразительная характеристика та­туировки, её групповая принадлежность и смы­словая нагрузка используются как для идентифи­кации личности носителя, его социальной и про­фессиональной принадлежности, так и — в ряде слу­чаев — для её психопатологической оценки.

Актуальность данной работы заключается в том, что она может значительно расширить список невербальных проявлений целого ряда психиче­ских и поведенческих расстройств. Добровольно нанесённые татуировки, как и другие невербальные признаки, могут играть существенную роль в диаг­ностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднаме­ренно стремится ввести медицинский персонал в заблуждение, давая ложное объяснение смысла татуировки, вообще отказываясь что-либо объяс­нять или просто давая ответы типа «по глупости, по молодости».

За период 1987-2010 гг. нами было изучено 467 пациентов (412 мужчин и 55 женщин), имевших ис­кусственную дерматографию (татуировки) и нахо­дившихся под наблюдением психиатра.

В качестве углубленного объекта исследования были избраны молодые мужчины с клинически подтвержденным психиатрическим диагнозом, имевшие татуировки и наблюдавшиеся в специа­лизированных лечебных учреждениях России, Казахстана и Израиля. Предметом исследования стала изобразительная и смысловая интерпретация 1 576 татуировок, выявленных нами у 412 больных с разными видами психических расстройств. Все диагнозы были установлены в строгом соответ­ствии с критериями МКБ-10. Кроме того, по анало­гичной методике обследовано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки (контрольная группа).

Для интегральной оценки татуировок у лиц с психическими и поведенческими расстройствами была создана рабочая классификация, построенная на оценке 3 основных параметров: изобразительной характеристики (ось А), групповой принадлежности (ось В) и смысловой нагрузки татуировки (ось С).

Параметры оси А служат для изобразительной характеристики татуировок и включают в себя оценку изображения по его форме, размеру, количе­ству и локализации. Параметры оси В свидетельст­вуют о групповой принадлежности носителя (куль­товая, этническая, военная, профессиональная, криминальная и т.п.).

Параметры оси С указывают на смысловую на­грузку татуировки (агрессивно-угрожающая, демонстративно-протестная, декоративно-укра­шающая, памятно-сентиментальная, функцио­нальная и т.п.).

Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения

Как показали результаты изучения 162 паци­ентов с расстройством зрелой личности (по старой терминологии — психопатия), имевших на момент исследования 814 татуировок, их нанесение во многом зависело от типа личности. У больных с ан­тисоциальным расстройством (72 человека) татуи­ровки носили множественный характер, в среднем — от 5 до 8 на человека.

Из них 44,6% могли быть интерпретированы как агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Типична татуировка, изобра­жающая пирата с ножом в зубах, на клинке ножа — надпись «ИРА»; она распространена среди осуж­денных за хулиганство и бандитизм.

При этом но­ситель, как правило, пытается ввести в заблуж­дение медицинский персонал, рассказывая романтическую историю своей любви, в память о которой, якобы, и была нанесена описанная та­туировка. Истинный смысл татуировки — совер­шенно иной.

В действительности носитель ото­ждествляет себя с пиратом (корсаром, морским разбойником), являющимся жестоким граби­телем, не признающим никаких нравственно-эти­ческих норм. Нож — наиболее распространённое холодное оружие, используемое в преступном мире. Надпись «ИРА» — не женское имя, а крипто­грамма «Иду Резать Актив».

Подобная надпись яв­ляется выражением прямой и явной угрозы лицам, сотрудничавшим с администрацией ла­геря, или вставшим на путь исправления. 22,3% татуировок могут быть интерпретированы, как статусно-стратификационные («воровские кресты, звезды, перстни»).

Они носят идентификаци­онную функцию, указывая на иерархию в крими­нальном мире. Например, парное изображение под ключицами оскаленной пасти тигра — судим за хулиганство; пауки на паутине — за употреб­ление или сбыт наркотиков; кошачьи морды — за мошенничество; 6-8-конечные «воровские» звезды — злостный нарушитель режима или вор в законе. Перстни с разными знаками и геометри­ческими фигурами соответствуют статьям уго­ловного кодекса, по которым данный субъект от­бывал наказание.

На долю демонстративно-протестных татуи­ровок пришлось 14,4%. Это — различные символы свободы — чайка, парусник, бегущий олень, над­писи и криптограммы. Среди них — широкоизве­стный в российском уголовном мире так назы­ваемый знак зоны (5 точек, расположенных «кон­вертом»; символизирует пребывание в местах ли­шения свободы «по краям-вышки, посредине-Я»), В Израиле аналогичный знак зоны имеет свою специфику: 3 точки, образующие равносторонний треугольник («Я — впереди, за мной — 2 кон­воира»).

На долю татуировок этих 3 групп — агрессия, протест и принадлежность к тому или иному уровню иерархии криминального мира — при­шлось свыше 80% всех татуировок, выявленных у данной группы больных. Была установлена вы­раженная связь между наличием у больных аг­рессивно-угрожающих и демонстративно-проте­стных татуировок и совершёнными ими актами физической агрессии или демонстративными на­рушениями общепринятых норм поведения.

Среднее число татуировок на 1 носителя у больных с эмоционально-неустойчивым расстрой­ством личности было значительно меньше: 2-4. Среди татуировок, выявленных у 51 такого боль­ного, ведущее место тоже заняли татуировки демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера (соответственно 32,3 и 16,4%), а также свя­занные с иерархией уголовного мира (15,4%).

У 39 больных с истерическим расстройством личности, помимо изображений демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, было значительное число (35,5%) татуировок деко­ративно-украшающего и памятно-сентименталь­ного характера. В определенной степени этим про­являются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. Между уровнем эмоциональности и наличием татуировок памятно-сентиментального ха­рактера имеется прямая зависимость. При этом следует отметить, что при перечисленных типах расстройств личности большинство татуировок (57,4%) носят подражательный характер и свиде­тельствуют о желании походить на того или иного криминального авторитета.

Полученные нами данные убедительно демон­стрируют сочетание большого числа татуировок с высоким уровнем агрессивности, конфликтности и криминальности у больных с антисоциальными, эмоционально-неустойчивыми и истерическими расстройствами личности, т.е. характер татуировки помогает выделить среди обследуемых или паци­ентов группу лиц повышенного риска, склонных к агрессивным и импульсивным действиям, на­правленным на себя и окружающих.



pdnr.ru

«Обилие татуировок – весьма тревожный симптом»

Оскаленные черепа, из пустых глазниц которых торчат шипастые розы или виднеются призрачные, искаженные человеческие силуэты, кроваво-коралловые гибискусы с любовно прорисованными чешуйчатыми червями вместо тычинок или стеблей, «телопродукции» известной картины Эдварда Мунка «Крик» и так далее, и тому подобное - этим летом татуировки буквально лезли в глаза едва ли не с каждого третьего-четвертого плеча или икры. О глубинных причинах и следствиях этой расширяющейся «моды», особенностях женской татуировки, тату как маркере психического нездоровья современного общества и многих других важных гранях этого настораживающего явления рассказывает Кавказскому геополитическому клубу редактор сайта «Культуролог» Андрей Карпов.

- Уважаемый Андрей Владимирович, обилие татуированных людей на улицах Москвы и других российских городов свидетельствует, что за прошедший год странная «мода» на татуировки превратилась в настоящий бум. Выражением каких общественных и мировых процессов является эта тенденция с точки зрения культурологии?

Международная неделя татуировки в Москве-2016. Фото: Сергей Безгодов

- Татуировка в современном мире - это, прежде всего, высказывание. То, что люди используют для высказывания столь неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся им достаточными. Почему?

Во-первых, очевидно, что возросла сама потребность в высказывании. Современного человека со школы учат, что он является чем-то значимым. Никто не хочет быть частью однородной массы, все хотят выделиться, заявить о себе. Татуировка - в силу своей неотторжимости - является очень удобной формой подобного заявления. Не надо трудиться, не надо что-то доказывать или совершать. Не надо прилагать усилий для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал, до других. Наконец, не надо беспокоиться о сохранности достигнутого результата. Татуировка всегда с тобой, она всегда доступна восприятию окружающими. Ты можешь порвать одежду, потерять вещь, забыть текст, сфальшивить ноту, но татуировка всегда останется в неизменности. Своё высказывание тебе гарантировано.

Во-вторых, современный человек настолько самодостаточен, что его не очень-то заботит, кто окажется реципиентом его высказывания. Его не интересует диалог, достаточно высказаться самому. Татуировка обладает необходимой окончательностью. Это - завершённая реплика, не нуждающаяся в ответе. Ответа и не должно быть. Любой ответ ведёт к ослаблению твоей самореализации, а так ты реализовался - и всё.

В третьих, татуировка - визуальный объект. В мире, где все разучились слушать друг друга, приходится смотреть в оба. Поневоле идёт перераспределение информации в пользу каналов коммуникации, ориентированных на зрение. Передаче подлежат образы (а не слова). Образы же рассчитаны на их эмоциональную обработку. Современный человек всё больше смещается в сторону эмоциональности; рациональное утрачивает былое значение.

Наконец, современный человек испытывает дефицит свободы. Свобода приходит к нам изнутри, а внутрь себя сегодня заглядывать как-то не принято. Принято считать себя цельной ценностью, со всеми ментальными потрохами. Поэтому нынешний человек поверхностен. И свобода нужна ему внешняя. А внешней свободы у человека всегда было мало, мало её и сейчас. Можно сказать даже: особенно мало. Человек сегодня в рабстве у денег. Все смыслы сведены к деньгам. Вся жизнь строится как зарабатывание и трата. И, не имея сил изменить это, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на своё тело.

- Бросается в глаза и значительное - я бы даже сказала, взрывное - увеличение числа женских татуировок. Знакомые мужчины, с которыми довелось обсуждать эту тему, выражали свое мнение о татуированных женщинах исключительно в грубой форме (в том же духе идет дискуссия и на разнообразных интернет-форумах). По практически единодушному мнению мужчин, татуировка является четким маркером не только доступности[1] девушки (как, например, курение), но и явным признаком существенных психологических проблем - от ассоциаций с «зэчками» (без всяких «романтических» параллелей с Матой Хари) до однополой любви. И если какая-нибудь ласточка или бабочка заставляют всего лишь насторожиться, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре откровенно пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь» (и в прямом, и в переносном смысле). Действительно, условные 95% татуировок (причем речь не о «партаках» - изначально некачественных тату) и вблизи и, тем более, вдали выглядят не более чем грязным пятном или даже как вызывающее брезгливость кожное заболевание. Чем же объяснить едва ли не повальное увлечение тату в рядах московской «молодежи» (лет до 45) женского пола? Женщина, презирая мнение мужчины, сознательно отказывается от попытки устройства своей судьбы по традиционному сценарию?..

Международная неделя татуировки в Москве-2016. Фото: Сергей Безгодов

- Женщина в современном мире более потеряна, нежели мужчина. Положение мужчины, в сущности, не изменилось. Он как выходил на борьбу со средой, так может это делать и сегодня. Среда изменилась, да. Изменилось и то, что ранее за мужчиной, как правило, была семья, а теперь может не быть никого, и весь его конфликт со средой вызван реализацией лишь его собственных интересов. Но при этом его образ действий, в целом, сохраняется, ему всё знакомо и он чувствует себя уверенно.

С женщиной всё по-другому. Модель её мироздания претерпела катастрофические изменения. Фактически, она была полностью разрушена и собрана заново совсем на других основаниях. Красивые ярлыки, повешенные на этот процесс - эмансипация, борьба за права и т.д., не могут скрыть ущербности её нового положения: она должна имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им. Отсюда проистекает неуверенность и повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели. В эти усилия входят и тату: ими женщина «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой  по собственному усмотрению.  «Доступность» женщины, курение, сквернословие, однополые связи - из этой же серии (именно поэтому они легко могут сочетаться друг с другом). Всё это - способы реализовать и закрепить свою самодостаточность. Мнение мужчины тут ничего не значит, поскольку, учитывая это мнение, женщина находилась бы в традиционной модели, от которой она как раз пытается отстроиться.

Международная неделя татуировки в Москве-2016. Фото: Сергей Безгодов

- Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки (мотивы «моды» и попытки «украшения» своего тела оставим за кадром как наименее интересные). Некоторые делают это для «самовыражения» (хотя что именно пытаются выразить таким способом, понять довольно сложно), отвешивая этим «пощечину общественному вкусу». Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно (некоторые даже используют известный феминистический лозунг «Мое тело - мое дело!», которым часто пытаются оправдать аборты, или мифологию бодипозитива). При этом значительная часть татуированных пытается убедить (себя или нас?) в том, что их тату якобы не несут никакого смысла и сделаны лишь потому, что «картинка понравилась» (в случае «наколотых» чертей и т.п. - это явно вопрос к психиатрам). Насколько правдивы эти объяснения? Не является ли главной причиной страсти к татуировкам ориентация на внешний мир, где тату как элемент показной «независимости» в действительности выступает маркером повышенной внушаемости и «стадности» - возможно, не всегда осознаваемой?

- Диалектика моды состоит в том, что она всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным, которое одновременно присуще многим, что придаёт следованию моде стадный характер. Конечно, мода на тату существует. Как существует и мотив украшения тела. Все приведённые Вами объяснения по-своему справедливы. Но правда их ограничена. Ведь на эти вызовы можно было бы ответить и иначе. Почему же был выбран ответ в виде тату? Не потому ли, что другие ответы оказались менее доступны? Вода утекает всегда через самую низкую точку. Если человек сущностно пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Самореализация в виде тату стала массовой именно потому, что этот способ требует наименьших усилий при достижении очевидного для всех результата. Тому, кто готов духовно трудиться, татуировка не нужна; его реализация будет и без того полной, в ней просто не останется места для жестов ради жеста, к которым относится и тату.

- В Вашей известной обзорной статье об истории и сути татуировок[2] констатируется: «Как общее правило, татуировка присутствует в культурах, которые достаточно примитивны». О чем свидетельствует сваливание общества в архаику, манифестируемое в том числе через взрывной рост числа татуированных? Скорее всего, о деградации?...

- Пока речь всё же не идёт об архаизации общества. Татуировка ещё не стала частью регулярной культуры, она по-прежнему относится к субкультуре. Поле регулярной культуры съёживается, но субкультур много и ни одна из них не готова стать доминирующей. Наше общество по-прежнему устроено сложно. Однако количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, растёт. Архаизация происходит на уровне персоналий, а не общества как системы. Разрыв между сложностью социальной жизни и личной архаикой увеличивается, и если ничего принципиально не изменится, общество должно будет как-то на него среагировать. Это не означает, что социальная деградация неизбежна. Но она возможна. Возможен также и переход к двухъярусной организации, когда часть социума (элита) будет жить в рамках сложной системы, а другой части человечества будет предоставлена свобода примитивной жизни. Это - общество из многочисленных антиутопий; к построению какой-нибудь из них мы сегодня подошли так близко, как никогда раньше. Однако пока больше страдает не общество, а люди: архаизировав своё сознание, они теряют себя в этом сложном мире.

- Психиатры прямо связывают татуировки с различными душевными заболеваниями[3]. По данным новосибирских медиков, у лиц, наносящих татуировки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 78% случаев. В сюжетах татуировок людей с ПЛР часто отражается тематика смерти (кресты, черепа и т.п.)[4]. Связь татуировок с тягой к самоповреждению - саморазрушение-light - также является для специалистов общим местом[5]. Не свидетельствует ли рост числа татуированных о глубоком неблагополучии нашего общества, об охватившем его неосознаваемом психозе и страсти к саморазрушению? Какие политические последствия это может иметь?

- Современное общество нельзя назвать здоровым. Психическое здоровье возможно только в условиях внятной аксиологической (и семантической) картины мира. Человек должен понимать своё место в мироздании, знать, зачем он живёт и как ему надлежит жить. Вот тогда у него будет крепкое душевное здоровье. Беда современного общества - это потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек должен как-то удержаться в бытии, найти какие-то основания, позволяющие жить дальше несмотря ни на что. И он создаёт себе искусственные подпорки, убеждая себя, что достаточно просто быть таким, каков ты есть, или стать таким, каким тебе захотелось. Самоутверждение вместо смыслов. Татуировка - это один способов самоутверждения.

Понятно, что подпорка нужна там, где потеряна устойчивость. Человек, стоящий на земле двумя ногами, татуировку делать не будет. Но тату - лишь симптом неблагополучия, а не его причина. Человек не становится ближе к душевному распаду, сделав татуировку. Просто он делает её потому, что распад недалёк.

Имеет ли политические последствия рост числа тех, у кого из-под ног выбита семантическая почва? Безусловно, имеет. Но вот последствия могут быть совершенно различными: от разрушения социума до построения тоталитарной системы. Семантическая дезориентация современного человека обычно политиков не пугает. Это с человеком, имеющим твёрдое основание, необходимо договариваться, а лишёнными основания можно манипулировать. Утрата смыслов может специально взращиваться, являясь частью циничной политической игры, ведущейся в мировом масштабе. Человек без смыслов - это в своём роде идеальный глобальный человек, утративший корни, и потому   его можно легко использовать наиболее удобным образом. С этой точки зрения татуировка выглядит меткой, показывающей, что корни утрачены.  

- Татуировки дикарей - кровавая печать клятвы верности родоплеменным и природным духам (в христианском миропонимании - бесам). Нынешние демоны, скалящиеся с татуировок (а число таких изображений очень велико), также вряд ли позволяют усомниться в том, чья власть распространяется над данным человеком. Не случайно христианство и ислам запрещают пирсинг и тату[6]. Получается, значительная группа сограждан, воспитанных в православной (мусульманской) культуре, сознательно отказывается от этой части собственной идентичности, присягая демоническому миру? Или - бессознательно? Понимают ли люди, что они делают? Клятва на крови в ситуации с нанесением татуировок в современном обществе - как интерпретирует ее культурология?

- Большинство людей не понимают, что совершают ритуальное действие, делая себе татуировку. Поэтому чаще всего тату не является прямым богоборчеством. Человек с тату не становится на сторону бесов, по крайней мере, сознательно. Другое дело, что мода на тату связана с ослаблением традиционной культуры «больших» религий (христианства, ислама). С помощью татуировки человек пытается заявить своё право на дополнительную степень свободы.

Пока люди с татуировками образуют всё же меньшую часть популяции, и это означает, что смысл нанесения татуировок - по-прежнему вызов обществу, элемент борьбы личности со средой. Если же критическая масса будет превышена, тогда смысл татуировок изменится. Позиционирование будет осуществляться не через противопоставление отсутствию тату, - потребуется дифференциация внутри массы татуированных. Татуировки будут использоваться для социального позиционирования, станут метками статуса (эта семантика сохраняется, например, в преступной среде). И вот тогда хищные, злые и демонические образы перестанут быть лишь знаком «крутости», жёсткости, серьёзности, твёрдости или уверенности в себе их обладателей, как они могут интерпретировать подобные картинки в настоящее время. Проступит древняя семантика зависимости и поклонения. Образы станут персональными тотемами, покровителями кланов и т.д.

Международная неделя татуировки в Москве-2016. Фото: Сергей Безгодов

- «Внезапная реанимация идеи татуировок, охватившей немаргинальные слои населения, связана с ослаблением позиций письменной культуры», - полагают авторы социологического опроса, проведенного в 2004-2005 гг. среди студентов двух крупных московских вузов[7]. При этом граффити, которые называют аналогом татуировок «на теле города», не получили в России большого распространения (в сравнении, например, с Европой). Чем объяснить не-параллельность развития этих процессов при их (кажущейся?..) схожести? Коллективное архаичное бессознательное выплескивается наружу лишь в индивидуальном порядке?.. Или мы видим пока лишь первый пласт этого многогранного явления?

- Татуировка и граффити, действительно, близкие по духу явления. И то и другое - внешнее, поверхностное изменение реальности. Некий момент творчества, которое в большинстве случаев не требует от человека многого (татуировка может быть сложной и даже красивой, но её делает мастер, а всё творчество человека - носителя татуировки сводится к согласованию сюжета, отбору образцов или выбору текста). Но граффити - высказывание более социализированное, а тату - принципиально индивидуалистическое. Тот, кто рисует граффити, совершает действие в большем объёме: его вызов обществу заходит дальше - он покушается на публичное пространство. До этого надо дойти. Сначала проще использовать пространство собственного тела. Теперь у нас больше татуированных, следовательно, риск распространения граффити выше.

Но есть и ещё один ограничитель. Граффити требует определённой атмосферы, которая постепенно вбирает в себя всё новых людей. Даже если авторы граффити вживую не сталкиваются, их высказывания могут находиться в одном пространстве (на одной стене) и вести между собой диалог. Одно граффити провоцирует появление других. Если вовремя удалять это «творчество» с наиболее открытых восприятию плоскостей, то вероятность появления новых граффити снижается.

Граффити на стенах в Лиссабоне. Фото Яны Амелиной

Татуировки изначально пространственно изолированы. Момент провокации остаётся. То есть увиденная татуировка может стать стимулом сделать тату. Но при этом нет чистого пространства, которое могло бы психологически тормозить процесс - пространство своего тела в этом ключе не работает.

Можно ли при этом считать тату и граффити следствием ослабления письменной культуры, я не уверен. Тезис о ослаблении позиций письменной культуры сомнителен: количество текстов с развитием интернета, социальных сетей и мессенджеров резко возросло. Другое дело, что эти тексты стали ситуационными, дискретными и частными (не рассчитанными  на широкую аудиторию). Письменная культура изменилась. И текстовые тату в неё хорошо укладываются: они становятся сообщениями, адресованными либо просто встречным (если сделаны на открытых местах), либо избранным. А чтобы это не выглядело тривиально, подобные высказывания часто делаются на иностранных языках. Такая практика связана не с ослаблением тяги к письменному слову, сколько с провалом традиционных каналов коммуникации. Дискретная коммуникация, в сущности, деперсонализирована: все пишут одно и то же. По большому счёту неважно, кто кому что написал. Человек утрачивает как собеседника (он получается аморфным, неперсонализированным), так и себя - он не видит себя в собственных репликах. И тату становится способом вернуть себе способность хоть что-то сказать.

- Татуированные в целом - это группа риска или очередная недолговечная «модная» субкультура, от которой скоро останутся лишь воспоминания - и огромное количество изуродованных «татухами» людей, не чающих избавиться от неприятного напоминания о некогда совершенной ошибке?..

- Будущее открыто. Футурологи - самые несчастные люди: они всегда ошибаются. Как говорит Библия, Бог послал Иону, чтобы возвестить ниневитянам о будущей каре, но Иона решил сбежать от исполнения Божией воли. Он понимал, что ниневитяне могут раскаяться; Бог примет их покаяние и отведёт кару, и тогда пророчество, которое озвучит Иона, не сбудется. В конце концов, так и случилось.

Поэтому и тату могут остаться лишь знаками на теле, свидетельствующими об увлечении не самой лучшей модой. Будущее создаётся сегодня, и наше обсуждение - тоже вклад в это будущее. Возможно, нам удастся что-либо изменить.

Но нельзя избежать и достаточно мрачного пророчества: оно следует из той фактуры, которую мы сегодня можем наблюдать. Обилие татуировок - весьма тревожный симптом. Классическая культура, которая включала в себя заботу о чистоте души и тела, отмирает, уступая место культуре своеволия, где «хочу» преобладает над «надо».  Норма всё чаще воспринимается как ненормальность. И если ситуация действительно дойдёт до полной индифферентности в отношении нормы, привычный нам мир сломается. Сегодня то и дело можно услышать, что это и является целью социального прогресса. А стало быть, подобный сценарий весьма вероятен.

 

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

 

Примечания:

[1] Об этом свидетельствуют и исследования зарубежных, в частности, французских ученых: http://psychology-best.ru/psixologicheskie-issledovaniya/zhenshhiny-s-tatuirovkami.html

[2] http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=135

[3] «Добровольное нанесение татуировки отражает душевное состояние ее носителя и как проявление его невербального поведения может использоваться в качестве дополнительного диагностического признака у больных с психическими расстройствами при прохождении ими различных отборочных комиссий. Име­ет смысл ознакомить врачей-психиатров, клинических психоло­гов, специалистов, работающих в призывных и отборочных ко­миссиях, с методикой изобразительной, смысловой и групповой интерпретации татуировок при диагностике шизофрении, а также рекомендовать направление лиц с татуировками на дополнительное обследование у врачей-психиатров для выявления среди них больных с расстройствами личности, шизофренией, шизотипическими и шизоаффективными расстройствами», - таковы выводы израильских психиатров А.Д. и Д.З.Бороховых, приведенные в научной статье «Психосемантическое значение татуировки у больных с расстройствами шизофренического спектра»: http://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskoe-znachenie-tatuirovki-u-bolnyh-s-rasstroystvami-shizofrenicheskogo-spektra

[4] Пограничное расстройство личности и нанесение татуировок: http://cyberleninka.ru/article/n/pogranichnoe-rasstroystvo-lichnosti-i-nanesenie-tatuirovok

[5] См., например: http://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdeniya-i-vlecheniya-k-modifikatsii-tela-kak-partsialnye-narusheniya-instinkta-samosohraneniya

[6] Несмотря на это, тату-салоны предлагают татуировки, основанные на религиозной символике: ангелы, цитаты из Корана на арабском и т.п.: http://barakatattoo.ru/article/tatuirovki-oberegi

[7] http://tatuirovanie.ru/otzyiv_tattoos_1.html

Источник

ruskline.ru

Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств

Юридические консультаци on-line

www//poltanoff.ru

На сайте Вы можете задать свой вопрос юристам и получить ответ по электронной почте. Срок ответа - не более 3 дней. Стоимость консультации 100 - 400 рублей. Дистанционно мы консультируем Клиентов по всем видам гражданского законодательства, в том числе по налоговому, жилищному, семейному, трудовому праву, наследству, спорах о недвижимости и другим отраслям, о регистрации и ликвидации предприятий, а также по уголовному праву. Если Вы хотите получить подтверждение о нашей возможности ответить на вопрос, НАПИШИТЕ нам предварительное сообщение в приведенной форме обратной связи, ЛИБО ПОЗВОНИТЕ 89617565805.

Порядок получения консультации следующий.

1) Вы задаете нам свой вопрос в приведенной форме, там же сообщаете об оплате

2) Оплатить услугу можно следующими способами:

- через Сбербанк - в т.ч. банкоматы (на сберкарту 63900249 9004701428)

- Яндекс.Деньгами ( кошелька 41001886419571)

- внести на номер мобильного телефона Билайн 89617565805. (через банк, кассу, платежный терминал, карту оплаты (сообщить нам карты) и т.п.)

3) В течение 3-х дней Вы получите подробный ответ юриста на Ваш вопрос со ссылками на нормы закона

4) Если ответ Вас не устроит (по зависящим от нас причинам) мы дополнительно и бесплатно проконсультируем Вас (по телефону, e-mail, очно), либо вернем деньги.

Если Вам нужна дополнительная информация, позвоните по телефону (342) 2419807

"ОДРИ" Салон красоты и здоровья

Пермь, пр.Комсомольский,92 - 1 этаж

тел. 244 17 22 www.odri.umi.ru

ссылка "В Контакте" : http://vk.com/odri59

9.00 - 21.00

Парикмахерские, косметические услуги, массаж, SPA - процедуры

Wi-Fi мужская модельная стрижка 400 руб.

женская стрижка от 500 руб. тел.:89638786979 - Елена

чистка лица от 1200 руб. тел. : 89028006982 - Анна

medicineguru.ru

Библиотека психиатра — Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных.

Процесс по делу Михаила Косенко, которого суд приговорил к принудительному лечению, вызвал новую волну обсуждения устройства российских психиатрических учреждений. Правозащитники заявляют о «ренессансе карательной медицины»: выйти из некоторых психиатрических заведений почти невозможно, при этом наблюдательные комиссии проникают туда с большим трудом. Тем не менее, медицинские эксперты призывают не делать далеко идущих выводов. Попытаемся разобраться, как устроены психоневрологические интернаты — самая обширная часть психиатрической системы России.

Психиатрическая больница в Ульяновской области, 1999 год

С любовью и всякой мерзостью

Серая многоэтажка, Северное Бутово. В типовой двухкомнатной квартире, пропахшей рыбным супом, живет бывший слесарь-котельщик местной ТЭЦ Михаил Колесов. Щуплый, с детским лицом, 60-летний Михаил одет в тренировочные брюки и штопаную водолазку; обстановка в его квартире аскетичная: ни телевизора, ни компьютера, из мебели — простой кухонный гарнитур, три кровати, стол, шкаф. Обои в коридоре выцвели, по коридору ходит безымянная черно-белая кошка.

Когда-то в этой же квартире жили его жена Надежда и дочери Аня и Маша. Свою прошлую жизнь Колесов вспоминает со смешанными чувствами: «Жена была слишком заумная, работала в бюро патентной литературы, меня ни во что не ставила, возвышалась надо мной, хотя при знакомстве первом совсем не высокомерная была».

Проблемы с их общими дочерьми, Аней и Машей, начались после школы: «Дочери кое-как учились, кое-как окончили ПТУ. Потом устроились на работу: Аня садовником в теплице на ВДНХ, Маша поваром в кафе, — вспоминает Колесов. — Как-то Маша отошла, извините меня, по нужде, а ей говорят: «А что ж ты посуду не помыла, нам надо было стаканчики вымыть». Раз, и уволили. Потом и Аня с работы ушла, не понравилось ей. Стали они дома без всякого дела жить, нахлебницами. Службу вообще не искали, только музыку целыми днями слушали да с мальчиками гуляли. Жена моя решила, что надо им устроить пенсию по инвалидности».(далее…)

raptus.ru

Символика татуировок, как признак отклоняющегося поведения

Несмотря на то, что в наши дни нанесение татуировок стало повседневной процедурой, необходимо признать, что этот способ самовыражения высоко ценится с точки зрения психиатрического исследования как важный элемент проявления личности.

Символика татуировок, как признак отклоняющегося поведения

Татуировки описываются и фиксируются наравне с одеждой и шрамами при так называемом физикальном осмотре, проводимом в медицинских учреждениях. В конечном счете информация, получаемая из трактовки татуировок на теле обследуемого, может значительно помочь в постановке диагноза и описании личностного портрета.

Основные значения наносимых на кожу перманентных знаков сформировались за прошедшие столетия:

– признак принадлежности (зачастую религиозной) к какой-либо социальной группе;

– выражение социального статуса;

– признак социального отчуждения (в таком случае метки могли наноситься насильно).

Только несколько десятилетий назад татуировка получила общественное признание в качестве символа успеха или яркой индивидуальности. Опытные специалисты расходятся во мнениях о серьезности взаимосвязей татуировок и возможности девиантного поведения, однако благодаря многим исследованиям стало ясно, что эти компоненты зачастую имеют общие предпосылки.

В течение двадцати лет учеными-психиатрами во главе с А.Д. Бороховым проводились исследования пациентов с различными психическими отклонениями. По результатам исследований удалось составить некую систематику татуировок и возможной причины их нанесения.

Антисоциальное расстройство

У больных, страдающих диссоциальным расстройством личности, или социопатов, обычно обнаруживается несколько татуировок, обремененных смыслом. В половине случаев основным посланием являлась угроза (изображение насилия, оружия и т.п.), на оставшуюся долю приходились татуировки со значением социального статуса в криминальном мире или другой социальной группе и татуировки протестного против существующих правил содержания (изображение символов свободы или криптограмм).

Истерическое расстройство

При этом недуге помимо всех вышеуказанных выделялась еще группа декоративных или памятно-сентиментальных татуировок, являющихся следствием присущей для этого заболевания склонности эмоционально реагировать на различные события и преувеличивать их значимость. Кстати, большое количество татуировок имеют подражательный характер и указывают на стремление походить на ту или иную личность.

Шизофренические расстройства

Основные свойства изображений при расстройствах шизофренического спектра — это отсутствие очевидной логики и взаимосвязи, присутствие мистических элементов, неординарные расположение и размеры татуировки. В отличие от предыдущего типа, татуировки больных шизофренией обычно разрабатываются самостоятельно, имея содержание, понятное лишь самому носителю.

Татуировки употребляющих психоактивные вещества

Татуировки наркоманов практически всегда подбираются неслучайно и отображают причастность к наркоманской субкультуре и яркую личностную позицию. По утверждением опрошенных, имеющих расстройства, возникшие из-за употребления психотропов, символичные изображения облегчают приобретение и сбыт наркотиков, а также служат своеобразным пропуском в обществе наркоманов.

Помимо этого существует еще масса татуировок, наносимых в силу других факторов, но каждая из них должна рассматриваться отдельно, с учетом остальных особенностей психики.

tatufoto.com

Татуировки и психология. - Мир Психологии

Нравятся ли мне татуировки? Особой страсти и фанатизма я к ним не испытываю. Хотя, признаюсь, в подростковом возрасте было желание сделать какую- то маленькую татушку... Но передумала...Есть у меня подруга...Так у нее в татуировках всё тело! И у мужа ее тоже.

Татуировка (французское tatouer — татуировать, от англ. tattoo; первоисточник — полинезийск), нанесение на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Также есть версия, что слово "tattoo" произошедшее от таитянского "tatau" и маркезанского "ta-tu", что означает "рана", "знак", принесено в Европу в Джеймсом Куком в 18 веке, но не сразу прижилось в обиходе, поскольку у каждого народа для этого знака было свое значение и свое назначение.

Если говорить о том, когда именно возникло искусство татуирования (нанесения рисунка на тело), то точной даты возникновения этого искусства, как называют его специалисты татуажа, нет.

Известно, что на некоторых мумиях, найденных при раскопках в Египте, присутствуют следы татуировок. А возраст этих мумий насчитывает около 4000 лет.

К более ранним историческим подтверждениям того, что люди наносили рисунки на свое тело, особенно в тех случаях, когда этого требовали обстоятельства, такие как обрядовые праздники, охота, сражения, датируются еще более поздним периодом, временами первобытного общества.

Древние историки и исследователи Геродот и Гиппократ в своих трудах отмечают наличие отличительных рисунков и шрамов на телах представителей европейских племен, которые являлись как отличительными, так носили и обрядовый характер.

Татуировка  часто кажется нам чем-то ультрасовременным и молодёжным. Но на самом деле  татуировка  – одно из древнейших направлений в изобразительном искусстве. Именно в искусстве, вопреки бытующему  мнению  о том, что < татуировка > – это асоциальная метка, являющаяся отличительной особенностью людей, побывавших в местах заключения.

В древние времена татуировки  отображали принадлежность людей к особой группе, например воинов, или положение в семье, как у японских народностей.

Но из-за церковного запрета,  татуировки  в средневековой Европе практически не развивались. Возрождение этого искусства произошло только в новое время.

Какие еще функции выполняло тату?

Клеймение солдат, рабов и преступников. Центральная Европа - шулерам ставили знак в виде шестигранника. Браконьеры отмечались рисунком в виде рогов. Осуждённые на галеры – надпись "GAL". Пожизненно осужденным на исправительные работы – "TFP".

В древнем Риме все солдаты были отмечены этим знаком согласно тому званию и принадлежности к тому подразделению, в котором они служили.

В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ", а во времена правления Ивана Грозного провинившимся на лбу выжигали букву "В".

Важной датой в истории тату является 1891 год, когда была изобретена электрическая машинка для татуировок . Однако на протяжении первой половины 20-го века, искусство тату практически не развивалось. Перелом произошёл в 60-е годы с развитием контркультурных молодёжных движений, которые вернули татуировке  её заслуженное положение, как одного из видов изобразительного искусства. С этого периода, на основе древних восточных и европейских стилей начинают формироваться стили современные.

Сегодня тату-индустрия развивается невиданными темпами, повсюду открываются тату-салоны и арт-студии.

ВИДЫ ТАТУИРОВОК. Татуировки бывают двух видов: видимые, нанесенные на открытые части тела, такие как кисти рук, лицо и шею, и скрытые, нанесенные на остальные части тела.

ЦЕЛЬ ТАТУИРОВОК. Видимые татуировки ставят перед собой две цели. Они достигаются совместно, независимо от того, преследует ли их хозяин, или нет. Первая цель – общественная корректива. Человек, посредством определенного символа или рисунка, изменяет отношение к себе со стороны общества. Вторая – изменение своего поведения, своего самовыражения по отношению к этому обществу. Под обществом понимаются все, без разбора.

Скрытые – цель таких татуировок, оказание влияние на узкий круг людей. С теми, кто радом и с теми, кто может быть рядом. Человек, в первую очередь, корректирует таким образом свое поведение и выражение своих поступков по отношению к родным, близким и знакомым.

Причем это совершенно не значит, что человек, нанося татуировку на скрытые части тела в действительности подразумевается прямое влияние рисунка на круг избранных, но его настрой и его отношение, безусловно, будут изменены им самим.

Психологические аспекты татуирования.

Искусство украшать себя можно считать одним из древнейших. С помощью одежды, аксессуаров, макияжа, прически человек стремится выделиться из своего окружения, самовыразиться, привлечь к себе внимание. Татуирование является одним из способов выражения внутреннего “я”.

Согласно статистике, чаще всего < татуировку > делают люди с большими амбициями. Может быть, именно поэтому среди обладателей < татуировки > так много творческих людей — певцов, актеров, музыкантов.

Любое искусство воздействует на психологическое состояние человека, а такой нетрадиционный вид живописи, как живопись на собственном теле, особенно.

И в первую очередь это воздействие важно для того, кто решил украсить себя каким-либо сюжетом. Ведь человек должен перейти определенный “барьер” для того, чтобы решиться сделать это. Безусловно, мотивация такого шага для каждого своя, но она есть, и каждый должен осознать для себя действительную причину, побудившую разукрасить свое тело.

С другой стороны, человек – существо общественное. И каждый своим внешним видом оказывает определенное воздействие на окружающих. Это другая сторона психологического аспекта искусства татуирования тела.

Нужно руководствоваться не только мимолетным увлечением  татуировкой , ее эстетической стороной, а подходить к ней со знанием всех ее аспектов.

Психологический аспект нанесения татуировки на тело тесно связан с побудительным мотивом подражания или ложными эстетическими побуждениями. В ряде случаев наколка может спровоцировать отраженное ею явление. Ну а если она сделана сознательно с полным пониманием сути и назначения, тогда татуировка становится своеобразной визитной карточкой, так или иначе закрепляя за человеком определенный имидж, не позволяя хозяину отказаться от него или забыть преступный опыт.

Агрессивная наколка постоянно напоминает ее обладателю: я злой, я ненавижу их мир. По самое страшное в том, что в нормальной жизни человек не в состоянии даже на короткое время перейти тот барьер, которым он сам себя окружил. В определенной степени процесс татуирования - часть механизма зомбирования, превращения человека в носителя чужой воли, отказа от своей собственной. Короче говоря, наколка не пассивное изображение - это активный символ, но действующий не по воле своего хозяина. Правда, хозяин-то вовсе не хозяин, он только носитель чужих волеизъявлений, хотя искренне верит, что это его собственные.

Автор рисунка, наносимого на тело, проецирует на него особенность своего внутреннего мира. В связи с этим аналогично заключить, что и субъект, выбирающий то или иное изображение, неосознанно предлагает тот вариант, который свидетельствует об особенностях именно его развития.

Татуировка - это своеобразный индикатор характера человека (если только его не принуждают насильно и не наносят татуировку обманным путем).

Американский  психолог  К. Маховер проанализировал личностные особенности и уровень развития рисующего и характер наносимых изображений. В результате были выявлены следующие тенденции и закономерности. Вот некоторые из них:

Лицо - тщательно прорисованное – озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Нос - трактуется как сексуальный символ, но это является спорным.

Бегущий человек - стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающий – уравновешенный.

Глаза - закрытые или спрятанные под полями шляпы – свидетельство сильного стремления избегать неприятных визуальных воздействий. Большие, расширенные глаза – тревожность, беспокойство, потребность в защите.

Конечности - руки, ноги – функция воздействия на мир. Руки мускулистые- возможно, потребность в физической силе, ловкости. Ноги – опора в деятельности: широко расставленные ноги – диктат, уверенность в себе.

Рот - символ агрессивности. Особый знак агрессии – четко прорисованные зубы. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость. Персонаж вообще без рта или со ртом “черточкой” не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Туловище - жизненные силы. Крупное туловище – остро осознаваемая потребность, неудовлетворение; маленькое – симптомы униженности.

Таким образом, в ряде случаев можно охарактеризовать личность человека по виду изображенных рисунков на его теле. Например, человек, с первого взгляда весьма скромный и спокойный, имеет ряд агрессивных  татуировок . Что это значит? Как вариант – скрытая сильная агрессия против общества, либо направленная против женского пола (в зависимости от характера татуировки ). Но скорее всего – это человек, стремящийся агрессивными изображениями компенсировать свою незащищенность и слабость. Поэтому татуировки  следует рассматривать в общем контексте с учетом всех мелочей и особенностей. Нанесение на тело  татуировки , значение которой имеет определенный смысл, свидетельствует об утрачивании собственной личности и замене ее псевдоличностью.

Еще один пример: тело и руки разрисованы драконами. Скорее всего это тип личности, жаждущий чего-то особенного. Так как его драконы – это не что иное, как желание выделиться, персонифицироваться таким образом. Готов принять любую идею взамен обещания волнующей жизни или волнующих событий. Постоянно стремится к новым ощущениям, оптимистичен по отношению к будущему, тяготится одиночеством, стремится к власти. Но если на теле драконы соседствуют, например, с “Сикстинской мадонной” Рафаэля на бедре или с каким-нибудь еще выпадающим из логического ряда рисунком, то перед вами, возможно, настоящий истерический тип. Он строит утопические планы, снисходителен по отношению к друзьям, стремится к самоутверждению, но в несколько иной, “экзотической” форме. Лидером ему не быть, если только на короткий срок, до первых трудностей.

Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, что помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, есть второй, глубинный, объясняющий его на духовном и религиозном уровне. Связь символов < татуировок > с этими трактовками даст возможность заглянуть в душу рисунка, прояснить его истинный смысл.

Где находится татуировка? Психологическая трактовка.

Голова Внешнее влияние - Стремление обрести значительность и весомость в обществе. Внутренне влияние - Развитие скрытых способностей и возможностей. Опасность заключается в том, что открытие этих способностей никоим образом не контролируется человеком. Это спонтанный выброс.

Шея Внешнее влияние - Демонстрация того, что человек наделен чем-то, что недоступно другим. Считает себя носителем скрытого и важного для него. Внутренне влияние - Внутренне напряжение, неспособность и невозможность справиться с тем, что происходит в его жизни.

Левая рука (для правши) Внешнее влияние - Четкое описание своих стремлений и интересов от окружающих его людей и процессов. Как бы девиз «я хочу или мне нравится вот это». Внутренне влияние - Однобокость и малое количество вариантов при принятии решений или совершении поступков. Стереотипность и наезженность в схемах.

Права рука (для правши) Внешнее влияние - Активное стремление к самовыражению. Желание получить больше и часто что-то конкретное от мира. Внутренне влияние - Твердость и решительность, сопряженная с излишней настойчивостью и отсутствием гибкости.

Грудь Внешнее влияние - Вызов окружающим, нежелание следовать общественным нормам, а желание устанавливать свои порядки. Внутренне влияние - Конфликт в мировосприятии между своим видением и общественными нормами. Как итог – замкнутость и нелюдимость.

Живот Внешнее влияние - Конкретизация интересов и материальных стремлений в жизни. То, на что направляет свое стремление человек в общении. Внутренне влияние - Ограниченность в контактах. Невозможность и неспособность общения в более широко смысле этого слова. Часть из знакомых будут отсеяны.

Спина Внешнее влияние - Демонстрация доминирования и наличия внутренней защиты от окружения. Внутренне влияние - Постоянное стремление выразить свои возможности, продемонстрировать свой потенциал окружающим людям.

Поясница Внешнее влияние - Неординарность в общении и подходах, связанных с контактами с противоположным полом. Внутренне влияние - Сомнение и нереализованность в существующем партнере. Желание сделать и получить от жизни больше имеющегося.

Ягодицы Внешнее влияние - Стремление получить максимальное..

mirpsihologii.livejournal.com

Татуировка: искусство, послание, диагностический инструмент

0

Татуировки вызывают споры среди психологов, психиатров, почитателей этого способа украшения своего тела и мастеров. Поэтому я хочу рассмотреть эту тему в социо-культурном, психологическом и диагностическом аспектах.

Считаю, что разносторонний взгляд на данный феномен позволит сформулировать более объективное и критичное отношение к восприятию не только татуированных людей, но и своих интенций к украшению тела, либо имеющимися рисункам.

Новое «старое» искусство

Благодаря общественным трансформациям, что принесла с собой поп-культура, много тех вещей, что считались андеграундом и приписывались лишь к молодежным движениям, вышли из подполья.

Это затронуло и татуировки, которые, вне исторического аспекта, были свойственны лишь определенным группам общества и субкультурам. Однако, несмотря на внимание широкой аудитории к такому способу украшения собственного тела, многие искусствоведы задались вопросом:

«Являются ли нательные изображения искусством?»

С другой стороны, в западном мире имеются упоминания еще столетней давности о татуировке, как привилегированном способе самовыражения. В 1897 году Stand Magazine упоминает Англию, Японию и США как центры художественной татуировки.

Для запада татуировка никогда не была уделом лишь заключенных, моряков и проституток, однако именно такой взгляд предпочли медиа, транслируя его как в 1908 году, так и в 2003-ем (Нью-Йорк таймс).

В то время как в художественных перфомансах все чаще применяли эту технику, вызывая интерес публики, самые громкие имена таких представлений: Спайдер Уэбб, Рут Мартин и Сантьяго Сьерра.

Искусствовед и тату-критик Мэтт Лоддер, после анализа множества публикаций и упоминаний татуировки, приходит к выводу, что («People always say the same thing about tattoos») татуировка стала чем-то большим чем определением класса или движения.

Все же сто лет назад татуировка не была распространена так, как сейчас, собственно и за всю историю она не была настолько популярна. Татуируется все больше и больше людей, благодаря чему мы видим разнообразие.

В конце 2000-ых в татуировку приходит все больше дизайнеров и художников, привнося специфические стили и техники. Все чаще мастерам свойственно формировать свой почерк, вместо осваивания универсальности.

Если двадцать лет назад мастеру было необходимо выучить множество стилей и техник, чтобы иметь возможность конкурировать, то сейчас это вовсе необязательно.

Быть может это имеет отношения к торжеству постмодернизма в современном обществе, но с другой стороны в татуировке так же формируется некоторая мода, что часто бывает оторвана от классических канонов.

В современности татуировка переросла художественные перфоманс и полноправно собирает выставки по всему миру, которые организовывают на базе старейших тату-студий. С другой стороны, существуют прецеденты выставок татуировки, именно в ключе современного искусства.

Так в музее набережной Бранли в Париже прошла выставка «Татуировщики, татуированные», где разместили работы, созданные специально для этого события художниками с мировыми именами, дизайны костюмных татуировок на ткани и объемные репродукции татуировок с живых моделей.

Все же что бы ответить на вопрос, является татуировка искусством, необходимо решить другой — что же представляет собой искусство. Остроумно на этот счет высказался известный татуировщик Fuzi UVNPK:

«Мои татуировки являются искусством, хотя бы потому что ты меня спрашиваешь, искусство ли это».

Тату, как социальное послание

Л.А. Мельникова в своей монографии отмечала, что символика татуировок имеет двойную направленность.

С одной стороны, она определённым образом влияет на окружающих и, вместе с тем, в наибольшей степени психологически влияет на самого носителя. Это обусловлено необходимостью приобретения самоидентичности.

Так же татуировка в социальном контексте выступает одним из средств невербального общения. С помощью этого визуального способа, самопрезентация в контакте становиться более полной, поскольку знаки внешнего облика отвечают представлениям, ценностям, условиям общения и целям деятельности личности.

Этот тезис применим не только к татуировке, однако его отлично подтверждает наличие наиболее популярных символов в каждой из субкультур. В этом случае татуировка выступает так же способом идентификации единомышленников.

К. Леви-Строс в «Печальных тропиках» описывает виды орнаментов и татуировок на лице, теле, как текст Другому, о своем личном, статусном, имущественном, семейном положении.

Взгляд психологов на татуировку

В этом направлении важно затронуть понятие границ личности, которые принято обсуждать в психологическом контексте, однако психологическая граница неразделима с границей физической. Где же таковая в нашем теле?

Основная функция нашей кожи — покровная, защитная, рецепторная. Она отделяет внешнюю среду, её условия, от внутренней, непрерывно адаптируясь. Таким образом, взаимодействуя с физической границей человек так или иначе определяет место и состояние границы психологической.

Овладение и модификация собственного тела может быть выражена как процесс трансформации «моего», чего-то, что присутствовало по умолчанию, в «сотворенное заново», в чем личность принимала непосредственное участие.

Одновременно татуировка остается посланием другому и, в зависимости от того, что необходимо сообщить или обозначить, можно сгруппировать виды рисунков в условную классификацию:

1. Психологические;
2. Декоративные;
3. Идейные;
4. Профессиональные.

Психологические:

1. Защитно-компенсаторные татуировки.

Такие изображения могут быть различных форм и размеров, однако чаще всего их смысл понятен лишь владельцу. Визуально их легко спутать с декоративными татуировками, однако при достаточной степени доверия можно узнать их истинное значение.

Эти рисунки исполняются часто вследствие перенесенной когда-то травмы или тяжелых жизненных обстоятельств.

Разумеется, что татуировка неспособна предотвратить повторения этих событий, все же она отлично справляется с функцией защиты психологического состояния человека, показывая, что невзгоды проходят, но остаются в памяти.

Подобные татуировки культивируют внутреннюю уверенность в силе справляться с неблагоприятными обстоятельствами. Некоторые из них выполняются с целью поддержки уверенности в себе.

2. Мотивационные.

Татуировки этой группы чаще всего можно встретить на людях, увлеченных спортом. С их помощью создается необходимый психологический настрой, поддерживается уверенность в себе и имеется шанс в соревновании деморализовать соперника.

В другом случае, мотивационные татуировки встречаются в виде отдельных фраз, символичных рисунков, на разных участках тела, как один из способов поддержки на пути достижения цели.

Декоративные:

1. Декоративные.

Самая большая категория. Однако, не смотря на разброс стилей и форм татуировок, глубокого смысла часто не несут. Могут служить способом подчеркивания гендерной идентичности, демонстрации глубины душевной организации или любой черты свойственной человеку, на которую захотелось указать пальцем.

В этой категории наиболее популярны высокопарные фразы на иностранных языках, минималистичные изображения, декоративные узоры.

2. Фанатские.

В этой категории соседствуют татуировки символики команд и спортивных клубов, которыми может увлекаться человек, а также символы любого другого хобби. Будь-то персонажи анимации, герои любимых историй, компьютерных игр, бренды и т.д.

Сталкиваясь с подобными изображениями можно задаться вопросом, а достаточно ли зрелая личность перед нами? Поскольку вкусы с течением времени могут меняться, так же как и отношение к любому увлечению, часто подобные татуировки становятся предметом стыда.

3. Художественная татуировка.

О том, имеет ли татуировка ценность в искусстве мы говорили в первом разделе статьи. Все же в разных источниках выделяют эту категорию имея ввиду высшую ступень развития татуировки.

Она требуют высокого уровня мастерства не только в плане нанесения рисунка на тело, но и для подготовки эскиза, что чаще всего создается индивидуально и имеет специфические стилистические нюансы, свойственные почерку мастера.

Именно благодаря этим небольшим нюансам возможно определить авторство татуировки. В одном рисунке может содержаться сюжет в который вплетаются различные элементы или же это могут быть отдельные друг от друга татуировки из одного или нескольких элементов.

Такие изображения чаще всего встречаются на людях, что каким-то образом связаны с творчеством в том или ином его проявлении.

Обычно это менее конформные личности, склонные к критичному взгляду на традиционные ценности, а также к эскапизму, уходу в творение, обучение, занятие любимым делом, что часто влечет за собой сложности в социальной адаптации.

К сожалению наличие такой татуировки — не точный показатель наличия творческого потенциала, поскольку этот способ самопрезентации сейчас не только популярен, но и доступен, а конкуренция, что существует в сообществе мастеров, заметно повлияла на качество среднестатистической работы в позитивном ключе.

Идейные:

1. Опознавательные.

В эту категорию так же включаются символика фанатских клубов, что мы уже упоминали. Но в данном контексте это нечто большее, чем просто любимая команда.

Клубы — это группа, в которой помимо общего увлечения существует также определенная идеология и нанесение на тело символики клуба обозначает не только членство в нем, но и поддержку, верность этим идеям.

Отдельное место здесь занимают опознавательные знаки военных, что могут так же выступать в роли защиты, мотивации одновременно.

2. Религиозно-идейные.

Не смотря на то, что большинство религий не одобряют такой способ утверждения божественного вокруг или внутри, на волне трендов часто проскакивали символы, что имеют конкретное религиозное значение — кресты, звезды Давида, цитаты молитв, мантры и т.д.

Наличие такой татуировки имеет цель не так предьявить обществу религию, в которую верит человек, а скорее служит тем самым мистическим защитным элементом. Это так же бывает демонстрацией духовности, как таковой, что в очередной раз подчеркивает глубину личности.

Реальная ли это глубина — возможно узнать только в контакте. С другой стороны, в эту категорию входят татуировки, что обозначают жизненную философию личности, что может быть выражена в отдельных цитатах, символах или же в целых абзацах текста.

Не путать с «глубокомысленными» декоративными фразами, поскольку в этом случае татуировка — отражение целой мировозренческой системы, а не попытка спровоцировать «вау»-эффект.

Профессиональные:

Многие татуировки этой категории выполнены лишь по причине любви к профессии и важном месте профессиональной идентичности в структуре личности.

Место татуировки в диагностике психических расстройств

Интересную роль накожных изображений обнаружил в своем исследовании «Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств» А. Д. Борохов, израильский врач-психиатр.

Он, совместно с группой коллег, придерживался интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами, и психопатологическими проявлениями личности.

Предметом исследования, что продлилось 23 года, стала изобразительная и смысловая интерпретация 1576-ти татуировок, что были выявлены у 412-ти пациентов, диагноз которых был установлен в соответствии с критериями Международной Классификации Болезней.

Для контрольной группы было отобрано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки.

Для оценки использовали 3 параметра: изобразительная характеристика, групповая принадлежность, смысловая нагрузка.

Исследователи пришли к выводу, что среди лиц с подтвержденными диагнозами расстройства личности и поведения тематика и количество изображений варьируется в зависимости от типа личности.

Так, среди пациентов с антисоциальным расстройством, татуировки носили множественный характер (5 — 8 на человека) и могли быть разделены на 3 типа:

  1. Агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Часто полный смысл этой татуировки утаивался испытуемым, предпринимались попытки ввести в заблуждение медицинский персонал с целью создать о себе более благоприятное впечатление. В последствии пациенты все же раскрывали суть, обнажая антигуманную и эгоистичную мировозренческую позицию.
  2. Статусно-стратификационные («воровские кресты, перстни, звезды»), носящие идентификационную функцию, указывающие на иерархию в криминальном мире.
  3. Демонстративно-протестные — различные символы свободы: чайка, парусник, бегущий олень, криптограммы.

Была выявлена выраженная связь между наличием у пациентов, агрессивно-угрожающих и демонстративно-протестных татуировок и совершёнными ими актами физической агрессии или демонстративными нарушениями общепринятых норм поведения.

Среди пациентов с эмоционально-неустойчивым расстройством личности, среднее число татуировок было значительно меньше в сравнении с первой группой: 2-4 на человека. Ведущими были изображения демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера.

Пациенты с истерическим расстройством личности, помимо татуировок демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, имели так же декоративно-украшающие и памятно-сентиментальные изображения.

В определенной степени этим проявляются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций.

В группе пациентов с подтвержденным диагнозом шизофрении, шизотипического, бредовых расстройств, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены существенные изменения, не являвшиеся традиционными, этническими, религиозными, культурологическими признаками национальной или групповой принадлежности.

В некоторых случаях татуировка служила визуальным отражением бредовых переживаний. Эти татуировки обычно достаточно крупных размеров, а их смысл является странным и объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носителя, понятным лишь ему самому.

В заключение автор обращает внимание на то, что всякая татуировка является всё-таки вспомогательным объективным признаком. И сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недостаточен для постановки психиатрического диагноза.

Вместо послесловия

Не смотря на все описанное мной выше, мне все еще любопытно, что значат татуировки для каждого отдельного человека, что они значат для Вас?

Автор: Шумак Алина

elenamulika.top


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта