Лабораторная работа №1 «Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды». Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды


Нужна помощь в описании поведения любого животного на факторы внешней среды...

Введение

В наше время большое внимание люди обращают на окружающий их мир. Поведение животных интересовало людей разных времен. Еще древние люди следили за повадками животных, чтобы охота была удачной, об этом нам говорят наскальные росписи. Поведение животных изучает наука этология (греческий эпос - обычай, нрав + логос - слово, понятие, учение) - наука (раздел зоологии) о поведении животных в естественных условиях. Этология уделяет внимание преимущественно генетическим обусловленным (наследственным, инстинктивным) формам поведения, их эволюции. Эта наука сформировалась в 30-е годы XX века благодаря работам австрийского ученого И. Тимбергена (родился в 1915). Термин «этология» Жоффруа Сант-Илера (1772-1884), бывшего одним из предшественников Ч. Дарвина.

Поведение - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Поведение включает вопросы, при помощи которых животное ощущает внешний мир и состояние своего тела и реагирует на них. Поведение рассматривают в различных взаимосвязанных аспектах, важнейшими из которых являются экологические, эволюционные, физиологические и психологические. (1)

Сведения о поведении животных были накоплены людьми на протяжении многих веков. Постепенно сформировалось представление о том, что оно складывается из двух основных компонентов -инстинкта и обучения. Ряд биологов, начиная с Ч. Дарвина, выделяют и третий фактор - элементарную рассудочную деятельность. Она обусловливает поведение животного в новых, внезапно возникших условиях, реакция на которые не предусмотрена ни инстинктом, ни результатами предшествующего обучения. Биологические основы поведения животных и его значения для приспособления их к среде обитания в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции изучает наука этология (от греческих слов эпос - нрав, характер и логос - учение) . Основной предмет исследования этологии составляют инстинкты. Обучение и рассудочную деятельность животных изучают зоопсихология и физиология высшей нервной деятельности.

В своей работе этологи опираются прежде всего на наблюдения и тщательное описание поведения животных в естественных условиях. Используя киносъемку, магнитофонные записи, хронометрах этологи составляют перечни характерных для вида актов поведения - этограммы. Сравнительный анализ этограмм разных видов лежит в основе изучения эволюции поведения животныхНаблюдая за поведением животных в естественных условиях или в неволе, ученые - этологи выяснили основные особенности инстинктов как сложных врожденных двигательных реакций, описали врожденное опознавание ключевых стимулов и их роль в запуске инстинктивных реакций. Ученые исследовали те внутренние механизмы, которые контролируют инстинкты, и тем самым заложили основу контакта этологии с физиологией.Поведение одноклеточных организмов складывается в основном из автоматических перемещений в сторону раздражителя или от него (положительные и отрицательные тропизмы и таксисы) , причем раздражителями могут быть сила тяжести, свет, химические компоненты среды, температура и т. п. Уже эти элементарные формы поведения требуют механизмов прямой и обратной связи между рецепторами клетки и ее двигательными системами (реснички, жгутики) . В поведении простейших обнаружены зачатки индивидуальной приспособленности - привыкание к стимулу, способность выбора между пищащими и не пищащими объектами и др.

otvet.mail.ru

Лабораторная работа №1 «Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

1. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/11 класс Пономарёва/Лабораторная работа ь1.doc2. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/11 класс Сонин/Лабораторная работа ь1.doc3. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/6 класс Понамарёва/Лабораторный практикум по биологииДокумент Microsoft Word.doc4. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/6 класс Сонин/Лабораторная работа ь 1.doc5. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/6 класс Сонин/Практическая работа ь1.doc6. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/7 класс Сонин/Лабораторная работа ь2.doc7. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/8 класс Сонин/Лабораторная работа ь1.doc8. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/9 класс Пономарёва/Лабораторная работа ь1.doc9. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Лабораторный практикум/9 класс Сонин/Лабораторная работа 2.doc10. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/Примерные темы регионального компонента по биологии с 5 по 11 классы на 2010.doc11. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/ТЕХНБЕ~1.DOC12. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/паспорт кабинета.doc13. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/10КЛ биогенез.DOC14. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/6 загадки.DOC15. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/6 кл. к.р..DOC16. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/6КЛ Сонин.DOC17. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/7КЛ_ЗОО1.DOC18. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/8КЛИТО~1.DOC19. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/8КЛПТИ~1.DOC20. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/8КЛПТИ~2.DOC21. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/9КЛ размн.DOC22. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/9Кл генетика.DOC23. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФ_Д~1.DOC24. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~1.DOC25. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~2.DOC26. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~3.DOC27. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~4.DOC28. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~5.DOC29. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~6.DOC30. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~7.DOC31. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРАФИЧ~8.DOC32. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ГРДИКТ7кл..DOC33. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ ПО БИОЛОГИИ 11 кл.doc34. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ1~10кл..DOC35. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ7~1.DOC36. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ8~1.DOC37. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ8~2.DOC38. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ9~1.DOC39. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТ_~1.DOC40. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТН~1.DOC41. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗАЧЕТП~2.DOC42. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЗООТЕС~1.DOC43. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНКУР~1.DOC44. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТР5~1.DOC45. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТРА~1.DOC46. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТРО~1.DOC47. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 8 кл.doc48. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 6 кл.doc49. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КОНТРР~2.DOC50. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/КР 7 кл простейшие и кишечнополост.doc51. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЛАБРАБ~1.DOC52. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ЛАБРАБ~1.RTF53. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/Лабор раб3 11 кл.doc54. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ10~1.DOC55. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ5К~1.DOC56. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ5К~2.DOC57. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ5К~3.DOC58. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ5К~4.DOC59. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ7К~1.DOC60. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ7К~2.DOC61. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ8К~1.DOC62. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТ8К~2.DOC63. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТДО~1.DOC64. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТИР~1.DOC65. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТИР~2.DOC66. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТИР~3.DOC67. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/ТЕСТИР~4.DOC68. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тестирование/Тесты.doc69. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/1 вариант 11 кл. эволюция гр.д..doc70. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/10 класс итог. тест.doc71. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Зачет по теме микроэв. 11 кл..doc72. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Зачет по теме хим состав кл..doc73. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Контрольная работа 6 кл..doc74. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Кр-рыбы 7 кл.doc75. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Проверочная работа по теме Простейшие.doc76. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Проверочная работа по эл. Экол. чел..doc77. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Тесты по биологии 9 класс проис. жизни.doc78. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Часть 2 ЕГЭ ь2.doc79. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/Часть 2 ЕГЭ.doc80. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/зачет 10 к.размнож..doc81. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/тесты 8 кл.doc82. /ТБ паспорт кабинета лабораторный тесты/тесты/эволюция 11 кл..doc Лабораторная работа №1 «Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»Лабораторная работа №1 Тема: Решение генетических задач и составление родословныхЛабораторная работа №1 Тема «Знакомство с цветковым растением»Отчет по выполнению лабораторной работы. Письменный отчет по работеПрактическая работа №1. Тема: «Распознавание органов цветкового растения»Лабораторная работа №2 Тема: Строение дрожжейЛабораторная работа № Тема: «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»Лабораторная работа №1 Тема «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»Учебник «Биология. Общие закономерности» ст. Мамонтов, Н. И. Сонин, В. Б. ЗахаровПримерные темы регионального компонента по биологии с 5 по 11 классы на 2010-2011 учебный год. В соответствии с нормативными документами дон краснодарского края региональный компонент интегрируется на уроках биологии, природоведения и составляет 10% от количества часов.Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии общие требования безопасностиПравила пользования учебным кабинетом График работы учебного кабинета График занятости кабинета по полугодиям Перспективы развития кабинета10 класс Зачет по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»Весною цвету, Летом плод приношуВариант 1 I. Отметьте особенности голосеменных растенийОтветьте на вопросы1 вариант в тетради с печатной основой С. 1 №2, с. 4 №8, 9, 14. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще? Объясните, какую роль в жизни малоподвижных простейших играют одноклеточные водоросли, живущие в их цитоплазме.Органы и системы органовОпишите внешнее строение птицы. Опишите пищеварительную систему птицы1. Перечертите и заполните таблицу: Органы и системы органов1-й вариант Дайте определение терминам: Бесполое размножение; клеточный цикл; гаметофит; ологинез. Объясните основные отличия митоза от мейоза.Вариант Генетика изучаетГрафический диктант 5 кл. 1Графический диктант. 6 класс. 1Графический диктант. 6 класс. 2Графический диктант 7 класс, 2Графический диктант 7 класс. 1Графический диктант 5 классГрафический диктант 6 класс. Низшие растения имеют корень и стебель нетГрафический диктант. 6 класс. 1Графический диктант. 6 класс. 21. Размножение пресмыкающихся связано с водой. Прыткая ящерица живет в пустыне2. Ответьте на вопросы: 1 Поясните, можно ли назвать вирус организмом, особью1-й вариант Дайте определение следующим понятиямРассказать о многообразии животного мира и значении животныхКакие особенности пауков позволили им завоевать сушу?1. вариант. Дайте определение терминам: а динамическая работа; б сухожилия; в жевательные мышцы. Выберите один правильный ответ Костная ткань-это особый тип: а мышечной ткани; б соединительной ткани1 вариант Выберите правильный ответ с. 88 с. 26 №7, 8,9,10. 11 с. 16 №21 а, б Письменно ответьте на вопросы: а докажите взаимосвязь процессов пищеварения, дыхания, кровообращения; б что такое витамины?Каких животных называют млекопитающими? Приведите примерыЗачетные вопросы по биологии1. Дайте определение терминам: а пищеварение; б фистула; в безусловный слюноотделит-льный рефлекс1. в тетради с печатной основой стр. 19 №40, стр. 21 №45. Опишите особенность дыхания плоских червейН. Э. Баумана и Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова состоялась Десятая Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», в которой приняли участие 11 представителей от Краснодарского края. С докладДайте определение следующим терминам1 вариант Опишите внешнее строение листа. Нарисуйте клетки, содержащие хлоропласты. Выберите правильные ответы: а Листья растений: Органы, обеспечивающие его питанием; Органы, обеспечивающие его дыхание; Органы, обеспечивающие испарение воды.Определите вид растения и опишите его2. Ответьте на вопросы: 1 Что такое анализатор? 2 Каково строение органа слуха?Контрольная работа. 6 КлассЧто такое звезда? Назовите известные вам созвездия. Приведите примеры органических и неорганических веществКонтрольная работа. 7 КлассТема: «Изменчивость организмов»Лабораторная работа №4 тема: "Ароморфозы и идиадаптация"Лабораторная работа №2 Тема: «Строение бактериальной, растительной, животной клеток.»Вместо точек подберите соответствующие термины1 вариант Если раскопать землю вокруг растения,то можно увидетьТест 5-й класс 2А о живой природе б о связях между организмами и окружающей средой в еще одна наука о ЗемлеТестирование 1 вариант. Наблюдение-это: а способ, приемНаиболее крупная систематическая единица1. Весной зигота делится. В результате деления образуются две клетки-молодые хламидомонады1. Членистоногие произошли от: а моллюсковГрафический диктантКакое животное было одомашнено первым? Кошка лошадь = собака Кто такие тяжеловозы? Верблюды ездовые собаки = лошадиВариант №1 Древесина проводит1. Всеядные животные: а поедают насекомыхВариант №1 Размножение – это1. Если раскопать землю вокруг растения, то можно увидеть: а стебель; б корень; в цветокИтоговая зачетная работа по биологии. 11 классН. А. Северцов соответствие строения органов животных друг другу назвал принципом корреляцииПри выполнении заданий в этой части выберите один правильный ответЗачет по теме: «Микроэволюция и видообразование» 11 класс. 1Зачет по теме : «Химический состав клетки» 1 вариант. Часть При выполнения данного задания выберите один правильный ответКонтрольная работа Вариант 1 1 Выполни тестовое задание. Из предложенной информации по каждому вопросу выбери один правильный ответВариант ответьте на вопросыПроверочная работа по теме: «Подцарство Простейшие» вариант. Задание№1. Выберите один правильный ответПроверочная работа по теме: «Экстремальные факторы окружающей среды»Тесты по биологии 9 класс по теме: «Происхождение жизни»Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов №1 справа от номера задания В1 – каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцамиОтветы к заданиям этой части записываются в бланке ответов №1 справа от номера задания В1 – каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцамиЗачет. 10 класс. 11. Кровь и органы кровообращения являются производными: а эктодермы; б эндодермы; в мезодермы1 вариант Выберите один правильный ответ
Лабораторная работа № 1

«Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Цель работы: изучить передвижение животных, выявить поведенческие реакции

животных на факторы внешней среды.

Оборудование: микропрепараты Инфузории-туфельки, живые объекты -

дождевой червь, аквариумные рыбки; раствор поваренной соли, пипетка, микроскоп, бумага.

Ход работы:

1. Изучение поведенческих реакций инфузории-туфельки. А)Рассмотрите невооружённым глазом инфузории-туфельки в пробирке. Б) Рассмотрите микропрепарат под микроскопом, изучите внешнее строение, найдите отличия передней части тела от задней, отметьте способ передвижения. В) Положите кристаллик соли в воду с инфузорией-туфелькой, понаблюдайте за происходящим явлением.

Г) Зарисуйте внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, укажите органоиды, назовите таксисы.

2. Изучение поведенческих реакций дождевого червя.

А) Изучите внешнее строение дождевого червя, рассмотрите на брюшной стороне щетинки с помощью лупы. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге,

прислушайтесь , есть ли шуршание.

Б) Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители (аккуратно

прикоснитесь листочком бумаги).

В) Зарисуйте дождевого червя, сделайте обозначения.

3. Изучение поведенческих реакций аквариумных рыбок.

А) Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму её тела, объясните, какое

значение она имеет в жизни рыбы.

Б) Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие

непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.

В) Проследите, как рыбки реагируют на свет, кормление с постукиванием о стекло.

В) Зарисуйте рыбу и сделайте вывод о приспособленности рыбы к передвижению в

воде.

Сделайте вывод:

Какова роль поведенческих реакций животных на факторы внешней среды, каково значение таксисов?

Лабораторная работа № 2

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

Цель работы: убедиться опытным путём

А) в проницаемости клеточной мембраны;

Б) в наличии существенных признаков клетки как живой системы-плазмолиза и деплазмолиза.

Оборудование: микроскопы, предметные стёкла, 5 % раствор поваренной соли, дистиллированная вода, фильтрованная бумага, пипетки, препаровальные иглы, репчатый лук.

Ход работы:

1. Понятие плазмолиза и деплазмолиза.

Плазмолиз-явление, при котором происходит выход воды из цитоплазмы клетки, отставание плазмалеммы от клеточной стенки при добавлении поваренной соли. Деплазмолиз - явление, при котором вода поступает в цитоплазму и восстанавливается прежний объём цитоплазмы.

2. Приготовьте препарат эпидермиса лука, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте клетку.

3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капелл раствора поваренной соли, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.

4. Рассмотрите препарат, найдите плазмолированные клетки и зарисуйте их.

5. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор поваренной соли.

6. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза, зарисуйте клетки.

Вывод: 1 )Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при

наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?

2) объясните причины потери воды цитоплазмой в солевом растворе?

Биологическая задача:

Хозяйка, распотрошив речную рыбу, начала промывать её брюшную полость насыщенным раствором соли, но не чистой водой. Почему так поступила хозяйка?

Лабораторная работа № 3

« Сравнение строения клеток прокариот (бактерии) и эукариот (растения, животного, гриба)»

Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Оборудование: микроскопы, лупы, микропрепараты, лук, элодея, кровь лягушки, гриб мукор.

Ход работы:

^Приготовьте и рассмотрите препарат кожицы лука и ответьте на вопросы:

-какие клеточные структуры вы наблюдали?

-каковы особенности строения клеток лука? Зарисуйте клетку и сделайте обозначения.

2) Приготовьте и рассмотрите препарат листа элодеи.

-каковы особенности строения клеток листа, какие клеточные структуры вы

наблюдали. Каково их значение в жизни клетки и организма?

3)Рассмотрите микропрепарат клеток мицелия гриба. Каковы особенности их строения? Зарисуйте клетки.

4)Рассмотрите микропрепарат животных тканей. В чём сходство и различие животной клетки с рассмотренными выше клетками? Зарисуйте животную клетку и сделайте обозначения?

5) Рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма. Определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки?

6) используя рисунок учебника, рассмотрите бактериальную клетку. Отметьте особенности её строения.

Сделайте вывод о единстве строения различных клеток, многообразии их строения.

Лабораторная работа № 4

«Обнаружение органических веществ в тканях растений, крахмала, белков, жира».

Цель работы: доказать опытным путём наличие органических веществ в тканях растений.

Оборудование: лабораторное оборудование, мука, марля, вода, йод, пипетка, бумага, подсолнечник.

Ход работы:

1)Возьмите щепотку муки, положите её в мешочек из марли. Промойте тесто в стакане с водой, что вы наблюдаете?

2) В образовавшуюся мутную жидкость добавьте 2-3 капли йода. Что вы наблюдаете? Почему изменился цвет раствора? Сделайте вывод о наличии органических веществ в тканях растений.

3) Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось? Какие вещества входят в состав семян?

4) Действие фермента каталазы на пероксид водорода. Возьмите клубень картофеля, нарежьте как можно мельче и положите его в сосуд с пероксидом водорода. Какая происходит реакция? О наличии каких веществ в клубнях картофеля она свидетельствует?

Сделайте вывод о химическом составе клеток и тканей растений.

lib.znaimo.com.ua

Тема 4: системы контроля поведения животных

Цель занятия: знания, полученные в ходе изучения данной темы, дают возможность изучить влияние различных факторов (экзогенных и эндогенных) на поведение, обучение животных.

Основные понятия: абиотические системы, биотические системы, флористические и фаунистические системы, генетические системы, гормональные системы.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Классификация систем контроля поведения

2. Абиотические системы контроля. Примеры.

3. Биологические системы контроля: флористические, фаунистические.

4. Генетические системы контроля. Примеры.

5. Гормональные системы контроля. Примеры.

Вопросы для самоконтроля: классификации систем контроля поведения, абиотические (астрономические, экологические), биотические (флористические, фаунистические), генетические и гормональные системы контроля поведения.

Рефераты:

  1. Использование животными абиотических факторов для ориентации.

  2. Факторы, влияющие на обучение животных.

  3. Адаптация животных к урбанизированной среде.

  4. Влияние мужских половых гормонов на формирование поведения животного.

  5. Влияние женских половых гормонов на формирование поведения животного.

  6. Влияние температуры окружающей среды на поведение животных.

Теоретическая часть

Любое животное оказывается под влиянием экзо– и эндогенных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на нервную систему. Нервная система определяет форму поведения, которая реализуется через механическое взаимодействие животного со средой.

Классификация систем контроля поведения:

  1. Экзогенные

  2. Эндогенные

I. Экзогенные: 1. Физические (абиотические)

2. Биологические (биотические)

1. Физические (абиотические)

1.1. Астрономические, т.е. космические, планетарные факторы (солнечная, лунная и звездная активность, геомагнитное поле, время года и длительность дня). Астрономические факторы играют большое значения в миграционном и хоминг (возвращение на территорию постоянного обитания) поведения. Одной из самых универсальных и стабильных систем контроля, обеспечивающих миграцию, является геомагнитное поле Земли. Способностью воспринимать геомагнитное поле обладают многие животные. К ним относятся различные перелетные птицы, мигрирующие рыбы, некоторые виды земноводных, рептилий, насекомых, моллюсков и млекопитающих. Так установлено, что зональность естественного магнитного поля Земли приводит к формированию магнитных максимумов и минимумов на обширных участках морского дна. Специальные исследования показали, что киты и дельфины часто выбрасываются на сушу в зонах пересечения береговой линии полосами магнитных максимумов. Это одно из многочисленных подтверждений способности китообразных к восприятию геомагнитного поля Земли.

1.2. Экологические, т.е. среда обитания (вода, воздух, земля или почва), температура, рельеф местности или дна моря, атмосферное давление или глубина океана, освещенность, радиационный фон и др. факторы.

Под влиянием изменения температуры происходят глубокие изменения поведения животных, вплоть до смены стратегии размножения. Так в большинстве популяций рыбы Rivulus marmoratus являются гермафродитами, наблюдается самооплодотворение. Исследования анализа ДНК у ривулюсов в районе о. Твин–Кейс показали, что в этой популяции часто встречается ауткроссинг. Это явление обусловлено динамикой термального режима.

Большое значение имеет температура и для эмбрионального развития животных. Это показано в экспериментах на яйцах черепахи Chelydra serpentina. Так, черепахи из кладок, выращенные при температуре 28C, при опасности спасались бегством и плавали медленнее, чем черепахи, выращенные при температуре 26C, которые при опасности предпочитали затаиваться.

2. Биологические (биотические)

2.1. Флористические, т.е. взаимодействия с растениями. Плотность растительности, её видовой состав и др. флористические факторы оказывают колоссальное влияние на поведение. Растения часто оказывают решающее воздействие на миграции животных в поисках пищи, адаптивное групповое поведение, выбор индивидуальной стратегии поведения, территориальность, доминирование и гибель животного.

2.2. Фаунистические, т.е. внутривидовые и межвидовые взаимодействия животных.

Виды фаунистических взаимодействий:

Вследствие наличия биотических факторов, прежде всего фаунистических, возникает новое качество взаимодействия с экзогенными объектами – коммуникативный и психологический контакт.

II. Эндогенные: 1. Генетические

2. Гормональные

  1. Генетические системы.

1.1. Поведенческие реакции могут определяться отдельными генами. Такие реакции обнаружены у инфузорий, насекомых, птиц, млекопитающих.

Наиболее известным примером регуляции поведения одним геном является чистка сот пчелами. Пчелы подвержены заболеванию – американской пчелиной гнильце, которая поражает личинок, находящихся в запечатанных сотах. Для предупреждения распространения болезни пчелы осуществляют чистку улья от мертвых личинок, при этом ген а ответственен за распечатку ячеек, ген в – за удаление личинок. Семьи пчел с генотипом ааВв только распечатывают ячейку, не вынося мертвых личинок, что приводит к постоянному заражению улья. Среди млекопитающих эффекты действия отдельных, как правило, мутантных, генов лучше всего исследованы у мышей. Так ген Dancer вызывает дефекты внутреннего уха, приводит к неумению плавать и круговым движениям, ген проявляется в фенотипе как коричневая окраска шерсти и усиление её чистки.

1.2. Значительно чаще встречаются формы поведения, контролируемые одновременно многими генами Они обнаружены у большинства беспозвоночных и позвоночных животных. Полигенное наследование поведения млекопитающих хорошо исследовано на собаках. Например, существование различных пород собак, предназначенных для выполнения совершенно определенных функций (спаниели – охота на водоплавающую птицу и т. д.). Их поведение узко специализировано и наследуется генетически. Очевидная специализация этих пород была достигнута благодаря жесткому отбору по поведенческим качествам.

Хромосомные мутации, не приводящие к летальному исходу, оказывают серьёзное влияние на физическое состояние и развитие мозга животных, а соответственно и на их поведение.

Генетические изменения могут лежать и в основе возрастных конфликтов, как у животных, так и у человека: генно–поведенческая и эволюционная теория конфликта родители–потомки (Godfray, 1995).

Таким образом, поведенческие признаки могут передаваться отдельными генами или группами генов (полигенное наследование). Генетически детерминированное поведение может изменяться с течением времени в результате мутаций или стабильно сохраняться внутри вида, популяции, семьи. Генетические механизмы контроля поведения играют большую роль в передаче наследственных форм поведения. Это крайне выгодно для сохранения и выживания вида. С другой стороны, генетический контроль за поведением делает животное менее адаптивным и более зависимым от внешней среды. Поэтому генетический контроль не универсален.

2. Гормональные системы. Наибольшему гормональному контролю (мужские и женские половые гормоны, гонадотропные гормоны гипофиза) подвержено половое созревание, половой диморфизм, размножение, ухаживание, копуляция, инверсия пола. Особую роль играют гормоны в становлении половых различий в поведении. Гормональной регуляции подвержено половое поведение как позвоночных, так и беспозвоночных животных. Примером гормональной регуляции выбора полового партнера служит динамика изменений синтеза кортикостерона при размножении тритонов. В период ухаживания уровень данного гормона был ниже у неактивных самцов (по сравнению с самцами, проявляющими брачное поведение), и у самок, не принимающих ухаживание, чем у отзывчивых. При этом уровни половых гормонов в обеих группах самок не различались. Таким образом, в размножении тритонов кортикостерон играет важную роль у обоих полов, а его концентрация определяет тактику поведения.

Однако гормоны влияют не только на половые функции. Так тестостерон тесно связан с активностью и агрессивностью поведения. Его повышенный уровень отмечается у агрессивных животных. Меланоцитостимулирующий гормон необходим для выработки реакции избегания, вызывает рефлекторную зевоту и реакцию потягивания у собак. У гомойотермных (теплокровных) животных характерным является калоригенное (повышающее температуры тела) действие тироксина. А регуляция температуры тела играет существенную роль в выборе стратегии поведения, поисках убежища, питании и половом созревании гомойотермных животных. Щитовидная железа изменяет свою активность в зависимости от времени года. Эта особенность метаболизма железы оказывает влияние на поведение пойкилотермных (холоднокровных) животных. Так, увеличение активности железы у колюшки стимулирует её миграцию из солёной воды в пресную в период размножения. Различная реактивность надпочечников при действии стрессовых факторов (а соответственно и индивидуальный уровень стресс–гормонов) обуславливает строго индивидуальную пугливость животных.

Огромное значение для животных имеют экзогенные системы контроля поведения, поскольку их жизнь зависит от любых, даже незначительных изменений в окружающей среде. Эти воздействия сказываются на самых разных аспектах поведения.

Рассмотрим некоторые примеры. Цикличность астрономических факторов вызывает регулярные изменения поведенческой активности, что особенно заметно у зимнеспящих животных. В зимнюю спячку впадают животные самых разнообразных размеров и поведения (беспозвоночные, рыбы, рептилии, амфибии, млекопитающие). При этом происходит как радикальное изменение стратегии поведения, так и физиологическая перестройка организма особи.

Изменение интенсивности освещения влияет на миграционную и пищевую активность животных. В море и пресных водах наблюдается суточная вертикальная миграция животных различных видов. Доказано, что изменение интенсивности света перед заходом и восходом солнца – основная причина этого процесса. Под влиянием изменения температуры происходят глубокие изменения поведения животных, вплоть до смены стратегии размножения. Примером может быть гермафродитизм некоторых рыб, который под влиянием определенной температуры способен трансформироваться в традиционные формы размножения.

На обучение животных влияет практически всё, что их окружает: от времени года до личности дрессировщика. Тем не менее, интересны достоверные опыты по изучению влияния окружающей среды на обучение животных. Так крысы известны как хорошо обучаемые животные. Если крыс обучать в бассейне находить притопленную на глубину в 1,5 см платформу, то с 10–15 попытки они начинают сразу плыть к нужному участку бассейна. Однако водная среда настолько нехарактерна для этих животных, что успешно приобретенный навык забывается уже через 2ч после окончания обучения. Наоборот, при экспериментах в наземных лабиринтах, после нескольких успешных решений сложных задач крысы запоминают их на очень долгое время.

Таким образом, исследуя причины конкретного действия животного, следует тщательно классифицировать внешние факторы, которые могут маскировать или даже радикально изменять стратегию поведения.

studfiles.net

7. Влияние среды на поведение животных

Поведение направлено на удовлетворение биологических потребностей животного (питание, воспроизводство, движение, игра и т. п.) и обусловлено изменениями окружающей среды.

Периодические сезонные изменения среды (освещенность, солнечная радиация, климат, состав кормов и пр.) вызывают повторяемость определенных физиологических процессов, их качественные и количественные особенности. Эти изменения называются сезонными ритмами. Примером может служить сезонный ритм воспроизводительных функций. У животных очень четко проявляются и суточные (циркадные) ритмы, связанные с вращением Земли и продолжительностью светового дня, такие, как чередование сна и бодрствования, подвижность, колебания вегетативных процессов — артериального давления, температуры тела, концентрации гормонов в крови и многое другое. Формирование общего суточного ритма поведения животных зависит от установленного распорядка дня, в частности от кратности кормления и доения.

Одной из причин, нарушающих поведение животных, является шум от работающих в помещении механизмов. При уровне шума 40...60 дБ животные, особенно лошади и коровы, проявляют беспокойство, у них понижаются аппетит и поедаемость кормов, сокращается время отдыха. Но к такому уровню шума они привыкают, и биологическое поведение восстанавливается. Однако при возрастании шума до 60...70 дБ продуктивность снова падает.

Изменяется поведение животных при перегруппировках, резких изменениях питания, климата, продолжительности светового дня поведение животных меняется с целью наилучшего приспособления организма к новым условиям.

В то же время частые и интенсивные вмешательства в естественный жизненный ритм животного могут вызвать неблагоприятные физиологические реакции, нарушение адаптации и стрессовое состояние.

- 11 -

8. Список используемой литературы

  1. Физиология животных и этология /В.Г. Скопичев и др . - Ф50 М.: КолосС, 2004. - 720с.: ил.-(Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений)

  2. Основы физиологии и этологии животных/Лысов В.Ф., Максимов В.И.и др, М.:КолосС, 2004.-248с.: Учеб. пособ. для студентов высш. учебн. заведения

  3. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 543 с.

  4. Ипполитова Т.В. Этология животных. – М.: МГАВМиБ им. К.С. Скрябина,2000.-32с

  5. Этология сельскохозяйственных животных / Под ред. Я. Гауптмана. - М.: Колос, 1997.

- 12 -

studfiles.net

Диссертация на тему «Поведенческие реакции животных разных классов в раннем постнатальном развитии под влиянием некоторых факторов среды» автореферат по специальности ВАК 03.00.16 - Экология

Актуальность проблемы. Общеизвестно, что ни одно животное не существует и не может существовать независимо от окружающей среды: оно использует ресурсы среды и в то же время должно преодолевать воздействие ее неблагоприятных факторов (Дьюсбери, 1981).

До настоящего времени загрязнение природных водоемов в результате антропогенной деятельности остается одной из актуальных проблем, затрагивающей не только интересы рыбного хозяйства, но и здоровье человека. В последние годы опубликованы данные о различных нарушениях в организме рыб, наиболее подробно по каспийским осетровым (Лукьяненко, 1986; Земков и др., 1998; Алтуфьев, 1999; Журавлева и др., 2002; Молдавская и др., 2003) и атлантическому лососю (Berntssen et al., 1999; McGeer James et. al., 2000).

На современном этапе в дельте реки Волги и Каспии продолжается превышение ПДК всех основных поллютантов: нефти, металлов, хлорорганических пестицидов, детергентов (Мазур, 1996; Иванов, 1997; Катунин и др., 2000). Сложившаяся ситуация негативно отражается на экологии региона, что существенно сдерживает развитие рыбного хозяйства.

Устойчивость организма к действию токсических веществ зависит и от других химических и физических факторов среды. Так, колебания температуры воды, соленость, рН изменяют диапазон толерантности организма к токсическому действию различных веществ (Одум, 1982), что выражается в изменении метаболизма и поведения животных. В зависимости от степени токсичности и длительности действия антропогенных факторов внешние формы реакции организма в единстве с внутренней средой * направлены на приспособление к новым экологическим условиям. Значительную роль в механизме адаптации животных, в том числе и рыб, играет центральная нервная система (ЦНС), развитие которой в раннем онтогенезе особенно зависит от качества среды обитания.

В ходе онтогенеза сама нервная система развивается и совершенствуется, прежде всего, в ранний период жизни, поэтому изучение влияния условий выращивания животных на фоне антропогенной нагрузки в раннем онтогенезе на их поведенческие реакции является еще одним важным аспектом исследований. Это особенно важно для повышения эффективности искусственного воспроизводства хозяйственно ценных видов рыб - осетровых и лососевых, распространение которых, в пределах ареала лимитируется низким качеством выращиваемых особей, прежде всего, низкими адаптивными возможностями, то есть слабой приспособленностью к выживанию в естественных водоемах, привычных для обитания основных популяций данных промысловых видов (Никоноров, Витвицкая, 1993).

Влияние повышенного или пониженного уровня афферентной стимуляции на поведенческие показатели рыб изучено пока слабо. В связи с этим, влияние сенсорной нагрузки на поведение животных важно исследовать на основе известных факторов филогенеза и онтогенеза ЦНС, уровень которой, уже у рыб, в значительной степени определяет приспособление их к постоянным изменениям факторов внешней среды. В итоге сравнительный анализ поведенческих реакций различных представителей позвоночных позволяет определить реальные адаптивные возможности организма в различной среде обитания.

Сравнивая животных разных систематических групп и исследуя, каким образом каждое из них выживает, приспосабливаясь к условиям среды, мы получаем представление об общих закономерностях, которые без такого сравнения трудно было бы выявить. Таким образом, сравнительный подход на основе изучения связи организма и среды позволяет вскрыть сущность физиологических процессов и взаимоотношения организма со средой (Шмидт-Нильсен, 1982).

Цель работы - установить адаптационные возможности представителей разных видов и классов позвоночных животных к некоторым внешним воздействиям среды на основе сравнительного анализа поведенческих условно-рефлекторных реакций.

Для достижения цели работы были поставлены следующие конкретные задачи:

1. Изучить влияние солености воды на некоторые поведенческие реакции личинок русского осетра, черноморского лосося и головастиков озерной лягушки.

2. Определить степень влияния различных веществ (сульфат меди, фенол, детергент) на выживаемость и поведение личинок и молоди русского осетра и черноморского лосося, а также головастиков озерной лягушки и неполовозрелых беспородных крыс.

3. Для выяснения видовых особенностей поведения рыб, развивающихся в искусственной среде исследовать поведенческие характеристики (ориентировочную, фоновую двигательную активность, реактивность на неспецифический и специфический раздражители; динамику выработки и сохранения условного рефлекса) молоди русского осетра, черноморского лосося и радужной форели при выращивании в различных экологических условиях.

4. Оценить влияние информационно-обогащенной среды и степени экологической депривации на пищевую возбудимость, двигательную активность и оборонительную реакцию крыс в тесте «открытое поле», а также на способность к выработке двигательных пищевых и электрооборонительных условных рефлексов.

5. Выявить особенности и общий характер поведенческих реакций у осетровых, лососевых рыб, амфибий и млекопитающих при помещении их в новую среду.

Научная новизна работы. В работе впервые исследованы поведенческие характеристики молоди черноморского лосося, радужной форели и русского осетра в зависимости от возраста и различных условий среды. Определена степень влияния солёности и различных токсических веществ на выживаемость и поведение личинок русского осетра, черноморского лосося и головастиков озерной лягушки. Получены данные о влиянии некоторых антропогенных факторов и условий развития на двигательную активность и выработку рефлексов у неполовозрелых крыс.

В работе использованы новые методические приемы и разработки для характеристики поведения рыб, амфибий и млекопитающих в устройствах «открытое поле» и «челночная камера» с учетом особенностей экологии исследованных видов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты дополняют существующие сведения о влиянии ряда антропогенных факторов среды, солености и различных . условий выращивания в искусственных условиях на поведенческие реакции личинок и молоди проходных видов рыб, имеющих значение в приспособлении организма к естественной среде, в связи с уровнем развития ЦНС.

Теоретическую значимость в понимании экологии животных разных видов, в сравнительно-эволюционном и онтогенетических аспектах имеют данные об адаптационных способностях организма, полученные на проходных рыбах, амфибиях и млекопитающих.

Практический интерес представляет возможность использования поведенческих методов для определения качества осетровых и лососевых видов выращиваемых в различной среде. Тот факт, что ЦНС рыб, а, следовательно, их поведение, особенно чувствительны к действию антропогенных факторов разной природы, является достаточным для использования его в целях биотестирования качества водной среды.

Данная работа представляет интерес для экологов, физиологов. Собранный обзор литературных данных, а также собственные результаты работы вошли в лекционные и практические курсы обучения студентов биологических специальностей ВУЗов.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены на студенческих научно-технических конференциях Астраханского государственного технического университета 1998-2000 гг., на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета 20002002 гг., на конференции "Астраханская область в XXI веке; Взгляд молодого поколения" (Астрахань, 1999), на II Международной научно-практической конференции «Аквакультура осетровых рыб»: достижения и перспективы развития» (Астрахань. 2001).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ.

www.dissercat.com

Конспект урока по биологии на тему «Наблюдение за живыми животными»

Автор работы:

Учитель химии и биологии

ГУ «Маржанбулакская средняя школа»

Хамзина Гульжан Минуллаевна

Тема:. Лабораторная работа «Наблюдение за живыми животными»

Цель: выявить особенности поведения на примере семейства кошачьих, изучить передвижение животных, выявить поведенческие реакции животных на факторы внешней среды.

Задачи: Повторить и обобщить знания о образе жизни животных класса млекопитающих, закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды Млекопитающих. Развить умения работать с дополнительной литературой и видео материалом. Развитие мыслительных способностей и речи путем активации их деятельности на уроке. Развитие навыков самопрезентации и организаторских способностей.

Оборудование: Мультимейдиная презентация, видео материалы, рабочие листы, постер, раздаточный материал (маркеры, клей, плакаты-мотиваторы, стикеры),бланк рефлексии.

План урока

Введение: (5минут)

Основная часть: (10 минут)

Применение полученных знаний: (5минут)

Закрепление (5минут)

Рефлексия: (3 минуты) «Острова»

Итоги и домашнее задание: (2минутЫ) самооцениваниие «Солнышко» и взаимооценивание в группе, оценивание лабораторной работы после проверки –рабочего листа учащегося.

ХОд урока

Приветствие Видео ролик «Все в ваших руках»

Добрый день уважаемые гости и ученики, как вы видите тема нашей работы «Наблюдение за животными» сегодня мы будем наблюдать за животными и надеюсь, что много нового и интересного вы сегодня узнаете из мира братьев наших меньших. Как говорится в притче мои ученики, «Все в ваших руках» а именно в ваших руках результат вашего обучения. Желаю вам успехов.

Объявление темы урока и целей и задач урока слайд№1

-Скажите ребята какие цели нам необходимо добится с вами на данном уроке?

Ответы учащихся

-Правильно:

Повторить и закрепить полученные знания о млекопитающих

Провести лабораторную работу, записать и подвести выводы

-А для того чтобы достичь наших целей и задач я предлагаю вам перевоплатиться в следопытов, а так как у нас задание не простое я предлагаю вам собрать команду единомышлеников для изучения и наблюдения за животными, а для этого нужно разделится на группы.

(Деление на группы )-взять картинки со стола и разделится по общему, объединяющему фактору на картинках. (купюры 10 000 тенге с изображением снежного барса и 100 китайских юань с изображением кота)

1группа – Снежный барс 2-группа –Кошки

Слайд№2

-А теперь я вам предлагаю отгадать нашего «Чудо - зверя» сначала отряд к которому относится а после и само животное

II. Основная часть После просмотра слайда № 2

Все знают кто такие кошки. Когда мы слышим это слово, в голове рисуется картинка домашнего кота, весело резвящегося с мячиком. Но они бывают разные: самые крупные – тигры весом 350 килограмм, а самые маленькие «ржавые» кошки достигают веса всего лишь 1.5 килограмм. Предлагаю вспомнить какие бывают кошки?

Ответы учащихся (дикие и домашние) слайд №3 Слайд№4 «Отдел находок»

- В данном задание я предлагаю вам вспомнить где проживают представители семейства кошачьих.

Лев-в Африке

Гепард - в Африке, Средней Азии и Индии

Пума, пантера - Африка, Европа, Южная Азия

Рысь - в Америке и Европе

Манул - в Африке, Монголии, Китае, Центральной и Средней Азии

Тигр - в России, Индии, Китае, Азии, Америке, Африке

- Молодцы вы все хорошо справились с заданием. А теперь приступим к нашей основной работе, я предлагаю вашему вниманию видео ролик о двух животных просматривая который вам необходимо будет делать записи в ваших «полевых дневниках» которые в дальнейшем вы будите использовать в качестве ваших помощников.

Просматривают видео-5 минут

III. Применение полученных знаний: (5минут) (работа с постером)

После просмотра видео учащиеся работают с постером Интеллект – карты, записывают увиденные данные и выводы а также на общем построре с помощью стикеров записывают общее обединяющее и значение всех животных в природе на примере увиденных.

-А теперь мои дорогие предлагаю Вам заполнить интеллект-карты.

Закрепление (5минут) Защита «Интеллект – карты» и общий вывод по выполненой лабораторной работе

Рефлексия: (3 минуты) «Острова» Каждый ученик наклеивает смаилик со своим именем на остров с названием (тем самым показывая свое настроение на уроке)

Итоги и домашнее задание: (2минута) самооцениваниие «Солнышко» и взаимооценивание в группе, оценивание лабораторной работы после проверки –рабочего листа учащегося.

(«Солнышко» на доске, во внутреннем круге написаны имена учащихся где они маркером самооценивают себя во внешнем круге каждый ученик оценивают друг-друга с помощью различных цветов. Например: желтый цвет -5

Оранжевый-4, красный-3.)

www.testsoch.info

Влияние факторов среды на животных

Соотношение наследственных и средовых факторов в проявлении этих болезней различно. Неполноценное кормление, высокая и низкая температура, воздействие радиации и т. д. ведут к снижению устойчивости организма к болезням. Нарушение белкового обмена вызывает уменьшение выработки антител. Недостаток витаминов и микроэлементов ослабляет защитные силы. Многие птицы погибают от пневмонии. Если развитие индюшат проходит в прохладное лето, то болезнь не проявляется. В одинаковых условиях среды отвислость зоба не наблюдается у индеек других пород. Это указывает на генетическую предрасположенность индеек бронзовой породы к отвисанию зоба.

Популяционно-генетические механизмы взаимодействия хозяина и паразита.

Появление патогенного паразитического вида ведет к отбору представителей вида-хозяина в направлении развития относительной наследственной устойчивости против паразитического вида. Сущность взаимодействия популяций паразита и хозяина составляют взаимодействия их генотипов, которые осуществляют стабилизацию паразитарных отношений и служат механизмами эволюции этих отношений.

Генетическая резистентность патогенов к лекарствам

Ветеринарная фармакогенетика. Ветеринарная фармакогенетика — раздел ветеринарной генетики, изучающей наследственно обусловленные реакции животных на лекарственные препараты. Существуют генетические различия в реакции живых организмов на лекарственные препараты. Широкое применение антибиотиков и других лекарств привело к тому, что генетическая резистентность патогенных бактерий возросла до такой степени, при которой часто затруднено лечение инфекционных болезней.

Многочисленные исследования показывают, что средовые факторы затрагивают поведение животных. Так называемый культуральный фактор (психические травмы, неблагоприятные отношения с хозяевами и пр.) может оказаться ведущим в формировании легких форм психического недоразвития. И наоборот, воспитание детенышей в обогащенной внешней среде оказывает положительное влияние на последующее развитие поведенческих реакций. В особенности на формирование исследовательской и условно-рефлекторной деятельности. Такие животные быстрее обучаются, лучше адаптируются к новым ситуациям, более уравновешенно и адекватно реагируют на новые раздражители. Наоборот, обедненная среда приводит к замедлению роста и развития, нарушениям эмоциональной сферы — повышенной возбудимости или, наоборот, апатии, замедленной адаптации, более медленному обучению и быстрому забыванию выученного, у некоторых животных наблюдаются навязчивые состояния.

Здесь отчетливо прослеживается аналогия с задержкой психического развития у детей, выросших в неблагополучных семьях, где отсутствовала не только родительская забота, но и элементарные жилищно-бытовые условия.

Как мы видим, развитие в условиях обедненной среды, жестокое обращение в этом возрасте приводит к аналогичным аномалиям у детей и животных: агрессии, негативизму, сниженному настроению, инфантилизму в эмоциональной и интеллектуальной сферах. 

biofile.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта