Методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники когнитивно поведенческой психотерапии


Когнитивно-поведенческая психотерапия

В основе некоторых современных подходов к изучению посттравматических расстройств лежит «оценочная теория стресса», акцентирующая внимание на роли каузальной атрибуции и атрибутивных стилей. В зависимости от того, каким образом объясняются причины стресса, его преодоление представляет собой либо фокусировку на проблеме (попытку изменить ситуацию), либо концентрацию на эмоциональной стороне переживаемого события (попытку изменить чувства, явившиеся результатом стресса). Важнейшими детерминантами каузальной атрибуции являются личный атрибутивный стиль и локус контроля. Исследования подтверждают, что ло-кус контроля может сдерживать травмирующий эффект события. Что касается каузальной атрибуции, то она заметно влияет на выбираемые стратегии преодоления стресса. Данные, полученные многими исследователями, свидетельствуют о том, что более интенсивные проявления ПТСР соотносятся как с личностными (экстернальный локус контроля, эмоционально сфокусированный стиль преодоления стресса), так и с социальными (недостаточность социальной поддержки) факторами.

Традиционно считается, что поведенческая психотерапия наиболее эффективна при коррекции ПТСР. Согласно принципу, на котором основывается этот вид терапии, для изменения поведения необязательно понимать определяющие его психологические причины. Цель ее, главным образом, – формировать и укреплять способность к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих улучшить самоконтроль.

Методы поведенческой психотерапии включают положительное и отрицательное подкрепление, наказание, систематическую десенсибилизацию, градуированное представление и самоконтроль.

Поведенческая психотерапия стремится заменить неприемлемые действия приемлемыми и использует некоторые методы, ведущие к уменьшению или прекращению нежелательного поведения. Например, при' одной из техник клиента обучают диафрагмальному дыханию для снятия беспокойства. Терапия может проводиться с использованием систематической десенсибилизации (постепенного, поэтапного привыкания к пугающей ситуации) либометодом нагнетания вызывающих тревогу факторов, или «наводнения» (клиентов ставят в пугающую ситуацию и помогают с ней справиться). Метод нагнетания считается более действенным.

Систематическая десенсибилизация – метод, направленный на то, чтобы клиент с ПТСР, склонный к избегающему поведению, создал в своем воображении иерархию тревожных образов (от наименее до наиболее пугающих). Он должен оставаться на каждом уровне иерархии до тех пор, пока тревога не исчезнет. Когда процедура проводится в условиях реальной, а не воображаемой жизни, такой метод называется градуированной экспозицией. Эта техника, в сочетании с положительным подкреплением, воздействует на вызывающие тревогу факторы и ликвидирует дезадаптивное поведение, исключая негативные последствия. Иерархическая конструкция часто используется в сочетании, с методиками релаксации, поскольку установлено, что тревога и релаксация исключают друг друга: так образ отделяется от ощущения тревоги (взаимное торможение).

Метод нагнетания вызывающих тревогу факторов считается наиболее эффективным методом поведенческой психотерапии, при условии, что клиент может выдержать связанную с терапевтическим воздействием тревогу. В случае, если данный метод основывается на противопоставлении воображаемой и реальной жизни, он называется имплозией.

Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к изменению эмоционального состояния клиента. Подобно поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-другому реагировать на ситуации, которые вызывают приступы паники и другие признаки беспокойства. В этом случае устраняются иррациональные суждения, возникшие на фоне тревоги и косвенным образом поддерживающие ее.

Когнитивная терапия основана на теории, в соответствии с которой поведение человека определяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено укоренившимися стереотипами, которые могут привести к когнитивным искажениям, или ошибками в мышлении. Соответствующая терапия ориентирована на коррекцию подобных когнитивных искажений и их следствия в виде поведенческих установок. Когнитивная терапия представляет собой краткосрочный метод лечения, как правило, рассчитанный на 15–20 сеансов, проводящихся в течение 12 недель. В этот период клиенты должны осознать свои собственные искаженные представления и установки. Домашние задания заключаются в следующем: клиентов просят написать, что они чувствуют в определенных стрессовых ситуациях, и определить частично неосознаваемые предпосылки, лежащие в их основе, которые провоцируют появление негативных установок (таких, как: «я несовершенен» или «никому до меня нет дела»). Такой способ называется распознаванием и коррекцией непроизвольных мыслей. Когнитивная модель депрессии включает когнитивную триаду – описание искажений мышления, которые характерны при депрессии. Эта триада включает: отрицательное отношение к самому себе, негативную интерпретацию настоящего и прошлого жизненного опыта и пессимистичный взгляд на будущее.

Суицидальная склонность также может быть мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить клиента: а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний, используя различные техники отвлечения внимания (Meichenaum, 1977). Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с суицидальными клиентами. Клиент должен:

1. Представить себя в безвыходной ситуации.

2. Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы.

3. Попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.

После этого клиенту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругой или супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем. Терапевт представляет клиенту гипотетическую, но абсолютно реалистическую ситуацию, способную спровоцировать кризис, ситуацию, схожую с теми, в которых клиент оказывался в прошлом, и затем они детально исследуют, какую линию поведения следует избрать в данной ситуации.

В тех случаях, когда ядром суицидального желания является чувство безысходности, терапевт, используя различные методы, должен показать клиенту: а) что его текущая жизненная ситуация допускает другие, не столь мрачные истолкования и б) что у него есть возможность решить свои проблемы иным способом.

Терапевтическая стратегия при работе с чувством безысходности основана на предпосылке, что мышление и восприятие депрессивного клиента скованы рамками предвзятых умозаключений. Клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Задача терапевта заключается в том, чтобы пробудить у клиента интерес к исследованию негативных предубеждений. Терапевт указывает клиенту на факты, противоречащие его умозаключениям, и, создавая таким образом «когнитивный диссонанс», побуждает клиента пересмотреть свою позицию.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт (Doyle, 1987):

1. И те, и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. И те, и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.

3. И те, и другие дают свои клиентам домашние задания, с тем чтобы последние практиковали за пределами кабинета психотерапевта то, что получили во время сеансов терапии.

4. И те, и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (каковой грешит, с их точки зрения, психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Более подробно с теорией когнитивно-поведенческой терапии можно ознакомиться в следующих работах: Александров, 2000; Бурлачук и др., 1999; Лазарус, 2000 а, б; МакМал-лин, 2001; Beck, 1995;Ellis, 1973;Ellis,Dryden, 1996;Ellis,Grieger, 1977;Lazarus, 1995;Wolpe, 1969.

studfiles.net

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

МЕТОДЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Когнитивно-поведенческая терапия КПТ является одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров.

КПТ относится к краткосрочным методам психиатрии. Она интегрирует когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности. Термин «когнитивный» используется потому, что обнаружение специфических нарушений эмоций и поведения нередко зависит от ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении.

Поведенческая психотерапия включает в себя различные виды научения.

Первые опыты применения поведенческой психотерапии, описанные пионерами психотерапии этого направления И.П. Павловым, В.Ф. Скиннером, были посвящены классическому и оперантному обуславливанию. В становлении когнитивно-психологического направления модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на когнитивных процессах. В настоящее время существует по меньшей мере 10 методов психотерапии, делающих акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента.

Согласно когнитивным теориям, обучение есть результат переработки информации. Приводим их общие принципы:

  1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.
  2. Существуют тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде, например, стилем воспитания в среде.
  3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении и свободе.
  4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс.
  5. Поведение клиента с одной стороны, и его мысли, чувства, психологический процессы и их следствия – с другой - оказывают друг на друга взаимное влияние.
  6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур.
  7. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков в последние годы все больше учитывает специфические особенности этих возрастных групп, среди них прежде всего следует назвать системный подход как красную нить в диагностике и психотерапии.

Показания к когнитивно-поведенческой психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла свое широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

Тревожные и депрессивные расстройства нередко связаны с нарушениями восприятия окружающего мира и требованиями среды, а также жесткими установками по отношению к себе.

Поведенческая психотерапия служит средством выбора пи обсессивно-фобических расстройствах. Она базируется на принципах когнитивно-поведенческой психотерапии и по необходимости дополняется фармакотерапией, транквилизаторами, антидепрессантами, бета-блоками.

Когнитивно-поведенческая психотерапия при нервной анорексии преследует следующие кратко- и долгосрочные цели. Краткосрочные цели: восстановление преморбидного веса тела как необходимого условия для психотерапивтической работы, а также восстановления нормального пищевого поведения. Долгосрочные цели: создание позитивных установок или развитие альтернативных интересов, обновление поведенческого репертуара, постепенно заменяющего аноректическое поведение, лечение фобии или страха потери контроля за массой тела и т.д.

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление).

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом:

  1. проведение функционального поведенческого анализа;
  2. изменение представлений о себе;
  3. коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
  4. развитие компетентности в социальном функционировании.
Основные принципы проведения психотерапевтического сеанса когнитивно-поведенческой психотерапии.

Поведенческий и проблемный анализ считается первой и наиболее важной диагностической процедурой в поведенческой психотерапии.

Цель данного анализа – функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психотерапии и ее ход, а также влияние на поведение микросоциального окружения.

При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем:

  1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки.
  2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем.
  3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.
  4. Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные и физиологические поведенческие признаки.
  5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.
По окончанию занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятия. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

Приводим наиболее типичные варианты домашних заданий.

  1. Ежедневная запись дисфункциональных мыслей (относящихся к проблеме). Это задание одновременно является и когнитивно-поведенческой техникой.
  2. Список удовольствий , которые может получать пациент независимо от другого человека.
  3. Обзор основных проблем, обсуждавшихся на занятии.
  4. Прослушивание кассеты с записью занятия.
  5. Написание автобиографического отрывка.
  6. Практика приемов совладения, релаксации.
  7. Графики изменений настроения в течение дня.
  8. Чтение книги и статьи, относящихся к специфической проблеме.
  9. Чтение книги или статьи, относящихся к специфической проблеме.
  10. Тренировка в альтернативных видах поведения, закрепление и воспроизведение новых способов поведения.
Техники когнитивно-поведенческой терапии.

Реципрокная ингибиция. Её механизм заключается в том, что ответ ослабляется в присутствии сильного, несовместимого сигнала.

Эмоционально-стрессовыми методами работы с фобиями являются следующие поведенческие техники:

- наводнение;

- имплозия;

- парадоксальная интенция;

- методика вызванного гнева.

Методы аутогенной тренировки и релаксации (например, прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону) самостоятельного значения в настоящее время не имеют и используются в основном как вспомогательные методы для проведения поведенческой психотерапии.

Прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону (короткой вариант).

Методы самоконтроля – базируются на оперантном обусловливании с использованием некоторых когнитивно-поведенческих приемов. Тренинг состоит из различных видов поведенческой модификации, который планируется и проводится клиентом под руководством психотерапевта.

Самонаблюдение представляет психотерапевту возможность исследовать основную линию проблемного поведения.

Самоинструкция. Мы все говорим что-либо о себе. Мы даем себе приказы, указании, инструкции или информацию для решения проблем. Д. Мейхенбаум разработал экстенсивную модель для тренировки механизма совладания («прививка против стресса»).

Использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструций, методов релаксации одновременно. В этом интегрированном варианте клиенту предлагается на фоне релаксации в безопасной обстановке психотерапевтического кабинета использовать воображение и перенестись в ситуацию, вызывающую проблемы и сопровождающие их неприятные ощущения.

Метод «Стоп-кран», или триада самоконтроля (применяется как средство неотложной психотерапевтической помощи), заключающийся в остановке мысли, релаксации, скрытом подкреплении. Основан на концепции скрытого моделирования.

Прием «шкалирования» позволяет сделать замеры проблемы: больше или меньше, сколько процентов, градусов, на каком месте тяжести и т.д. Отвечая на подобные вопросы, у клиента иногда спонтанно возникает снижение тревоги.

Исследование угрожающих последствий («декатострофизация»). Этот прием также называемый «что если», включает помощь клиентам в оценке преувеличения ими природы катастрофической ситуации и расширения ограничения мысли. Используются вопросы воображение.

Преимущества и недостатки. Взвешивание преимуществ и недостатков определенных установок помогает клиентам восстановить баланс и наметить пути решения проблемы.

Опрос свидетельских показаний. Клиенты пытаются привести определенные доказательства для поддержания идей и иррациональных установок. Сбор «свидетельских показаний» требует перепроверки информации.

Исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий.

Парадоксальные приемы.

Использование юмора. Эмоциональные расстройства в большей степени возникают у людей, воспринимающих жизнь как вереницу проблем. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям, он дает возможность пациенту занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Смех, возникающий у клиента, является антиподом страха и агрессии.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Когнитивно-поведенческая психотерапия: цели, методы и техники

ФОТО Getty Images

Тревожные состояния и депрессия, расстройства пищевого поведения и фобии, проблемы в паре и в общении – перечень вопросов, на которые берется ответить когнитивно-поведенческая терапия, продолжает год от года расти. Значит ли это, что психология нашла универсальный «ключ от всех дверей», лекарство от всех болезней? Или достоинства этого вида терапии несколько преувеличены? Попробуем разобраться.

Вначале был бихевиоризм. Так называется наука о поведении (отсюда второе название когнитивно-поведенческой терапии – когнитивно-бихевиоральная, или сокращенно КБТ). Первым знамя бихевиоризма поднял американский психолог Джон Уотсон (John Watson) в начале ХХ века. Его теория была ответом на европейское увлечение фрейдовским психоанализом. Зарождение психоанализа совпало с периодом пессимизма, декадентских настроений и ожиданий конца света. Что отразилось и в учении Фрейда, утверждавшего, что источник главных наших проблем находится за пределами разума – в бессознательном, а потому совладать с ними чрезвычайно сложно. Американский же подход, напротив, предполагал некоторую упрощенность, здоровый практицизм и оптимизм. Джон Уотсон считал, что сосредоточиться нужно на поведении человека, на том, как мы реагируем на внешние раздражители. И – работать над улучшением этих самых реакций. Впрочем, такой подход пользовался успехом не только в Америке. Одним из отцов бихевиоризма считается русский физиолог Иван Петрович Павлов, получивший за свои исследования Нобелевскую премию и изучавший рефлексы вплоть до 1936 года.

Между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание

Вскоре стало понятно, что в своем стремлении к простоте бихевиоризм вместе с водой выплеснул и ребенка – по сути, низведя человека до совокупности реакций и вынеся за скобки психику как таковую. И научная мысль двинулась в обратном направлении. В 1950–1960 годы психологи Альберт Эллис (Albert Ellis) и Аарон Бек (Aaron Beck) «вернули психику на место», справедливо указав, что между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание. Если психоанализ помещает истоки главных проблем в недоступное нам бессознательное, то Бек и Эллис предположили, что речь идет о неверных «когнициях» – ошибках именно сознания. Найти которые пусть и нелегко, но существенно проще, чем проникнуть в темные глубины бессознательного. Работы Аарона Бека и Альберта Эллиса считаются сегодня фундаментом когнитивно-поведенческой терапии.

Ошибки сознания могут быть разными. Один из простых примеров – склонность рассматривать любые события как имеющие отношение лично к вам. Допустим, начальник сегодня был хмур и поздоровался с вами сквозь зубы. «Он ненавидит меня и наверняка вот-вот уволит» – довольно типичная в этом случае реакция. Но совершенно не обязательно верная. Мы не принимаем во внимание обстоятельства, о которых просто не знаем. А что, если у начальника болеет ребенок? Если он поссорился с женой? Или сам только что подвергся критике на встрече с акционерами? Впрочем, нельзя, конечно, исключать и того, что начальник и правда что-то имеет против вас. Но и в этом случае повторять «Какой ужас, все пропало» – тоже ошибка сознания. Гораздо продуктивнее задаться вопросом, можете ли вы что-то изменить в ситуации и какими преимуществами может обернуться расставание с нынешней работой.

Одна из ошибок сознания – склонность воспринимать все события как имеющие отношение к нам лично

Этот пример наглядно иллюстрирует «сферу действия» КБТ, которая не стремится понять мистерию, творившуюся за дверью спальни наших родителей, а помогает разобраться в конкретной ситуации. И этот подход оказался весьма эффективен: «Такой научной доказательной базой не располагает ни один вид психотерапии», – подчеркивает психотерапевт Яков Кочетков. Он имеет в виду исследование психолога Стефана Хофманна (Stefan G. Hofmann), подтверждающее эффективность методов КБТ 1. масштабный анализ 269 статей, каждая из которых, в свою очередь, содержит обзор сотен публикаций.

«Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ традиционно считаются двумя основными направлениями современной психотерапии. Так, в Германии, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама, системная семейная психотерапия, несмотря на свою популярность, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации», – отмечают психологи Алла Холмогорова и Наталья Гаранян 2. Практически во всех развитых странах для страховщиков психотерапевтическая помощь и когнитивно-поведенческая психотерапия – почти синонимы. Для страховых компаний главные аргументы – научно доказанная эффективность, широкий спектр применения и сравнительно небольшая продолжительность терапии.

С последним обстоятельством связана забавная история. Аарон Бек рассказывал, что, начав практиковать КБТ, едва не разорился. Традиционно психотерапия длилась долго, однако уже через несколько сеансов многие клиенты заявляли Аарону Беку, что их проблемы успешно решены, а потому они не видят смысла в дальнейшей работе. Заработки психотерапевта резко уменьшились.

Вас считают одним из пионеров когнитивно-поведенческой терапии. Какой путь она прошла?

Думаю, что мы смогли многое улучшить. Мы усовершенствовали систему измерения эффективности терапии, сумели понять, какие компоненты важны в первую очередь. Удалось расширить сферу применения КБТ – ведь она изначально рассматривалась лишь как метод работы с депрессией.

Власти и страховые компании эта терапия привлекает экономически – относительно короткий курс приносит ощутимый эффект. А в чем плюсы для клиентов?

Ровно в том же самом! Она быстро дает положительный результат, позволяя не тратить деньги на походы к терапевту на протяжении многих лет. Представьте, 5–6 сессий во многих случаях достаточно для ощутимого эффекта. Более того, часто самые значительные изменения происходят именно в начале терапевтической работы. Это касается, например, депрессии, в некоторых случаях – тревожных расстройств. Это не значит, что работа уже сделана, но пациент начинает испытывать облегчение в очень короткий срок, а это чрезвычайно важно. Вообще же КБТ – очень сфокусированная терапия. Она не ставит задачи улучшения состояния вообще, она работает с конкретными проблемами конкретного клиента, будь то стресс, депрессия или что-то еще.

Как выбрать терапевта, работающего методом КБТ?

Найти того, кто прошел сертифицированную международно-признанную программу обучения. Причем такую, где предусмотрена супервизия: работа терапевта с опытным коллегой. Вы не можете стать психотерапевтом, просто прочитав книжку и решив, что вы готовы. Наши исследования показывают: терапевты, проходящие супервизию, работают намного успешнее. Российские коллеги, начинавшие практиковать КБТ, должны были регулярно ездить на Запад, ведь в России пройти супервизию они не могли. Но теперь лучшие из них сами готовы стать супервизорами и помогать распространению нашего метода.

Продолжительность курса КБТ может быть различной. «Она используется как в краткосрочном варианте (15–20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1–2 года в случае личностных расстройств)», – указывают Алла Холмогорова и Наталья Гаранян. Но в среднем это значительно меньше, чем, например, курс классического психоанализа. Что может восприниматься не только как плюс, но и как минус.

КБТ часто упрекают в поверхностной работе, уподобляя таблетке болеутоляющего, которая снимает симптомы, никак не воздействуя на причины недуга. «Современная когнитивная терапия начинает с работы с симптомами, – объясняет Яков Кочетков. – Но большую роль играет и работа с глубинными убеждениями. Просто мы не считаем, что с ними нужно работать много лет. Обычный курс – 15–20 встреч, а не две недели. И примерно половина курса – работа с симптомами, а половина – с причинами. К тому же работа с симптомами влияет и на глубинные убеждения».

Метод экспозиции заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем

Эта работа, кстати, включает в себя не только беседы с терапевтом, но и метод экспозиции. Он заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем. Например, если человек испытывает страх высоты, то в ходе курса терапии ему не раз придется подняться на балкон высотного здания. Сначала – вместе с терапевтом, а потом и самостоятельно, и каждый раз на более высокий этаж.

Другой миф проистекает, видимо, из самого названия терапии: коль скоро она работает с сознанием, то терапевт – это рассудочный тренер, который не проявляет эмпатии и не способен разобраться в том, что касается личных отношений. Это неверно. Когнитивная терапия пар, например, в Германии признана настолько эффективной, что имеет статус государственной программы.

В терапии фобий применяют экспозицию к высоте: в реальности или с помощью компьютерной симуляции ФОТО Getty Images

«КБТ не универсальна, она не вытесняет и не заменяет другие методы психотерапии, – говорит Яков Кочетков. – Скорее, она успешно использует находки других методов, каждый раз проверяя их эффективность с помощью научных исследований».

КБТ – это не одна, а множество терапий. И практически для каждого из расстройств сегодня есть свои методы КБТ. Например, для расстройств личности был изобретен метод схемотерапии. «Сейчас КБТ успешно применяется в случае психозов и биполярных расстройств, – продолжает Яков Кочетков. – Есть идеи, позаимствованные из психодинамической терапии. А недавно в авторитетном журнале The Lancet вышла статья об использовании КБТ для пациентов с шизофренией, которые отказались от приема медикаментов. И даже в этом случае этот метод дает хорошие результаты».

Все это не значит, что КБТ окончательно утвердилась в качестве «психотерапии №1». У нее немало критиков. Однако если требуется быстрое облегчение в конкретной ситуации, то 9 из 10 экспертов в западных странах порекомендуют обращение к когнитивно-бихевиоральному психотерапевту.

1 S. Hofmann et al. «The Efficacy of Cognitive Behavioral Therapy: A Review of Meta-analyses». Онлайн-публикация в журнале Cognitive Therapy and Research от 31.07.2012.

2 А. Холмогорова, Н. Гаранян «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия» (в сб. «Основные направления современной психотерапии», Когито-центр, 2000).

Бороться за сохранение семейных союзов Курт Халвег начал еще в 1980 году. В Германии на национальном уровне внедрена разработанная им программа профилактики разводов.

Мы боимся любить в полную силу из-за страха потерять близкого человека. Не знаем, как пережить страх неизвестности, одиночества, боли, бедности, войны. Как выбраться из этого лабиринта?

Материалы: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/komu-i-chem-pomojet-kognitivnaya-terapiya/

razvitielife.ru

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

МЕТОДЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Когнитивно-поведенческая терапия КПТ является одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров.

КПТ относится к краткосрочным методам психиатрии. Она интегрирует когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности. Термин «когнитивный» используется потому, что обнаружение специфических нарушений эмоций и поведения нередко зависит от ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении.

Поведенческая психотерапия включает в себя различные виды научения.

Первые опыты применения поведенческой психотерапии, описанные пионерами психотерапии этого направления И.П. Павловым, В.Ф. Скиннером, были посвящены классическому и оперантному обуславливанию. В становлении когнитивно-психологического направления модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на когнитивных процессах. В настоящее время существует по меньшей мере 10 методов психотерапии, делающих акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента.

Согласно когнитивным теориям, обучение есть результат переработки информации. Приводим их общие принципы:

  1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.
  2. Существуют тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде, например, стилем воспитания в среде.
  3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении и свободе.
  4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс.
  5. Поведение клиента с одной стороны, и его мысли, чувства, психологический процессы и их следствия – с другой - оказывают друг на друга взаимное влияние.
  6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур.
  7. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков в последние годы все больше учитывает специфические особенности этих возрастных групп, среди них прежде всего следует назвать системный подход как красную нить в диагностике и психотерапии.

Показания к когнитивно-поведенческой психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла свое широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

Тревожные и депрессивные расстройства нередко связаны с нарушениями восприятия окружающего мира и требованиями среды, а также жесткими установками по отношению к себе.

Поведенческая психотерапия служит средством выбора пи обсессивно-фобических расстройствах. Она базируется на принципах когнитивно-поведенческой психотерапии и по необходимости дополняется фармакотерапией, транквилизаторами, антидепрессантами, бета-блоками.

Когнитивно-поведенческая психотерапия при нервной анорексии преследует следующие кратко- и долгосрочные цели. Краткосрочные цели: восстановление преморбидного веса тела как необходимого условия для психотерапивтической работы, а также восстановления нормального пищевого поведения. Долгосрочные цели: создание позитивных установок или развитие альтернативных интересов, обновление поведенческого репертуара, постепенно заменяющего аноректическое поведение, лечение фобии или страха потери контроля за массой тела и т.д.

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление).

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом:

  1. проведение функционального поведенческого анализа;
  2. изменение представлений о себе;
  3. коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
  4. развитие компетентности в социальном функционировании.
Основные принципы проведения психотерапевтического сеанса когнитивно-поведенческой психотерапии.

Поведенческий и проблемный анализ считается первой и наиболее важной диагностической процедурой в поведенческой психотерапии.

Цель данного анализа – функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психотерапии и ее ход, а также влияние на поведение микросоциального окружения.

При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем:

  1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки.
  2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем.
  3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.
  4. Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные и физиологические поведенческие признаки.
  5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.
По окончанию занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятия. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

Приводим наиболее типичные варианты домашних заданий.

  1. Ежедневная запись дисфункциональных мыслей (относящихся к проблеме). Это задание одновременно является и когнитивно-поведенческой техникой.
  2. Список удовольствий , которые может получать пациент независимо от другого человека.
  3. Обзор основных проблем, обсуждавшихся на занятии.
  4. Прослушивание кассеты с записью занятия.
  5. Написание автобиографического отрывка.
  6. Практика приемов совладения, релаксации.
  7. Графики изменений настроения в течение дня.
  8. Чтение книги и статьи, относящихся к специфической проблеме.
  9. Чтение книги или статьи, относящихся к специфической проблеме.
  10. Тренировка в альтернативных видах поведения, закрепление и воспроизведение новых способов поведения.
Техники когнитивно-поведенческой терапии.

Реципрокная ингибиция. Её механизм заключается в том, что ответ ослабляется в присутствии сильного, несовместимого сигнала.

Эмоционально-стрессовыми методами работы с фобиями являются следующие поведенческие техники:

- наводнение;

- имплозия;

- парадоксальная интенция;

- методика вызванного гнева.

Методы аутогенной тренировки и релаксации (например, прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону) самостоятельного значения в настоящее время не имеют и используются в основном как вспомогательные методы для проведения поведенческой психотерапии.

Прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону (короткой вариант).

Методы самоконтроля – базируются на оперантном обусловливании с использованием некоторых когнитивно-поведенческих приемов. Тренинг состоит из различных видов поведенческой модификации, который планируется и проводится клиентом под руководством психотерапевта.

Самонаблюдение представляет психотерапевту возможность исследовать основную линию проблемного поведения.

Самоинструкция. Мы все говорим что-либо о себе. Мы даем себе приказы, указании, инструкции или информацию для решения проблем. Д. Мейхенбаум разработал экстенсивную модель для тренировки механизма совладания («прививка против стресса»).

Использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструций, методов релаксации одновременно. В этом интегрированном варианте клиенту предлагается на фоне релаксации в безопасной обстановке психотерапевтического кабинета использовать воображение и перенестись в ситуацию, вызывающую проблемы и сопровождающие их неприятные ощущения.

Метод «Стоп-кран», или триада самоконтроля (применяется как средство неотложной психотерапевтической помощи), заключающийся в остановке мысли, релаксации, скрытом подкреплении. Основан на концепции скрытого моделирования.

Прием «шкалирования» позволяет сделать замеры проблемы: больше или меньше, сколько процентов, градусов, на каком месте тяжести и т.д. Отвечая на подобные вопросы, у клиента иногда спонтанно возникает снижение тревоги.

Исследование угрожающих последствий («декатострофизация»). Этот прием также называемый «что если», включает помощь клиентам в оценке преувеличения ими природы катастрофической ситуации и расширения ограничения мысли. Используются вопросы воображение.

Преимущества и недостатки. Взвешивание преимуществ и недостатков определенных установок помогает клиентам восстановить баланс и наметить пути решения проблемы.

Опрос свидетельских показаний. Клиенты пытаются привести определенные доказательства для поддержания идей и иррациональных установок. Сбор «свидетельских показаний» требует перепроверки информации.

Исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий.

Парадоксальные приемы.

Использование юмора. Эмоциональные расстройства в большей степени возникают у людей, воспринимающих жизнь как вереницу проблем. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям, он дает возможность пациенту занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Смех, возникающий у клиента, является антиподом страха и агрессии.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта