Сравнительная характеристика поведенческих феноменов. Сравнительная характеристика методов поведенческой интервенции


Контрольные вопросы и задания

Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недостатки поведенческого подхода.

Перечислите основные методы поведенческой интервенции и области их оптимального применения.

Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

В чем сущность и какова процедура методики систематической десенсибилизации?

Опишите методики саморегуляции.

Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии с приведенными методиками) и сообщите результаты.

Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

Каковы методы угашения нежелательного поведения?

Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

Что такое тренинг ассертивности?

Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессионального опыта их использования).

Рекомендуемая литература

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 1998.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 1987.

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Минск, 1999.

Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. - М., 1998.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психол. - СПб., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н.Гаранского. - СПб., 2000.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.

Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни* с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. - СПб., 1998.

Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. шмидта. - М., 2000.

Заключение ключевые идеи

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важны* умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор мированию профессионально-личностной позиции специалиста-

Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный многоуровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения - отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу-чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воздействия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть Незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоняющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта Практической работы, объединение усилий различных специалистов с Усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

studfiles.net

Когнитивное переструктурирование

Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей.Области применения метода когнитивного переструктурирова­ния в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суи­цидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости. Бо­лее того, современные поведенческие психологи настолько часто используют когнитивные методики, что направление в целом пра­вильнее назвать когнитивно-поведенческой психологией.

Существуют различные способы угашения нежелательных дей­ствий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.Тайм-аут – это процедура, которую поведенческие консуль­танты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. Использование издержек реакции (или методика негативных по­следствий) подразумевает прежде всего лишение человека под­крепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелатель­ное поведение. Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение.

Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму­щественно оперантный принцип обусловливания. Следует отме­тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси­ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под­крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Репетиция поведения -- это один из методов про­фессионального консультирования, широко используемый в слу­чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор­му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си­туаций.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу­ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи­модополняющих теорий и методов. Работа с девиантным поведением — это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе­ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис­темы.

  • Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.

  • Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1985.-№10.

  • Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

  • Балабанова Л. М. Судебная патология. Вопросы определения нормы и отклонений: Монография. – М., Донецк: Сталкер, 1998. – 429 с.

  • Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1983.

  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-П.: Питер, 1998.

  • Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением./Под ред. М. И. Рожкова. – М., 2003.

  • Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина.- М.:Издательский центр «Академия»,

  • Грищенко, Алмазов Психология отклоняющегося поведения и задачи психологической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987.

  • Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.-П.:, 1999.

  • Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998.

  • Заика, Думкит, Ячина А. С. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением.//Вопросы психологии. – 1990. - №4.

  • Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.

  • Змановская Е. В. Девиантология. – М.: Академия, 2004.

  • Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1994.

  • Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979.

  • Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина,1985.

  • Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.

  • Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

  • Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.

  • Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. - М.: 1998

  • Леонгард К. Акцентуация личности. - Ростов: 1997

  • Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.

  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – М.: Медицина,1983.

  • Личко А. Е., Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М., 1995 (1)

  • Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2000.

  • Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998. – 592с.

  • Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2005.

  • Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым, 1994.

  • Морли С., Шефферд Дж. Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. — СПб., 1996.

  • Наш проблемный подросток, С.-Петербург, 1999.

  • Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

  • Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений у учащихся// Вопросы психологии. – 1994.-№3.

  • Основы специальной психологии под ред. Кузнецовой. - М.: 2005

  • Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. – М.: ТОО "Горбунок" 1992. – 223с.

  • Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986. – с. 93-103

  • Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н. Я. Иванова. – Л.,1981.

  • Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.— М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288—318.

  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.: Владос, 1996.

  • Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.

  • Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

  • Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.

  • Руководство практического психолога /под ред. Дубровиной И.В. М.,1995.

  • Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – М.,1981.

  • Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения. – Ростов-на-Дону, 2003.

  • Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. – М., 2000.

  • Федоров А.П.Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. — СПб., 1987.

  • Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

  • Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998.

  • Черников А. Системная семейная терапия. — М., 2001.

  • Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – М.,1997.

  • studfiles.net

    Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

    В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это - тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т. д.

    Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия - индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

    Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21]. Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

    Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта - основным инструментом его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

    2. Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недостатки поведенческого подхода.

    3. Перечислите основные методы поведенческой интервенции и области их оптимального применения.

    4. Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

    5. Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

    6. В чем сущность и какова процедура методики систематической десенсибилизации?

    7. Опишите методики саморегуляции.

    8. Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии с приведенными методиками) и сообщите результаты.

    9. Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

    10. Каковы методы угашения нежелательного поведения?

    11. Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

    12. Что такое тренинг ассертивности?

    13. Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессионального опыта их использования).

    Рекомендуемая литература

    1. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. - М., 2000.

    2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Минск, 1999.

    3. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. - М., 1998.

    4. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб. - метод, пособие. - М., 1998.

    5. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психол. - СПб., 2001.

    6. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

    7. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

    8. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

    9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

    10. Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н. Гаранского. - СПб., 2000.

    11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

    12. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1–2.

    13. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.

    14. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

    15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.

    16. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Ремшмидта. - М., 2000.

    17. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

    18. Рыжова НА. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 1998.

    19. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб. - метод. пособие. - СПб., 1987.

    20. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

    21. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

    22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

    23. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

    В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

    Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

    Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

    Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному формированию профессионально-личностной позиции специалиста.

    КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

    Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный многоуровневый полиэтиологичный процесс.

    Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

    Основные отличительные признаки девиантного поведения - отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

    Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

    Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

    Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.

    Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

    Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в случае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

    Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью.

    profilib.org

    Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

    Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

    Основные варианты социального поведения.

    1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

    2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

    3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

    - креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

    - девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

    1. Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

    Контрольные задания

    Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации поведенческих отклонений.

    Перечислите основные виды социальных отклонений.

    Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра.

    Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологических систематизации отклоняющегося поведения личности.

    Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.

    Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.

    Перечислите и сравните различные поведенческие феномены.

    Рекомендуемая литература

    1. ГилинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.

    2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1993.

    3. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

    4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

    5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.

    6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

    7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. - М., 1982.

    8. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

    9. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. - Женева; СПб., 1998.

    10. Ю. Ольков С.Г. Общественные болезни. - Тюмень, 1996.

    11. ОудсхорнД.Н. Детская и подростковая психиатрия. - М., 1993.

    12. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

    13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.

    studfiles.net

    Когнитивное переструктурирование

    Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморе­гуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искаже­ния в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержа­ния можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведен­ческой сферах.

    Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента.

    Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей.

    Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тща­тельно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах клиента, записываются. В следующей, прове­рочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватно­сти дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются при­чиной многих его бед.

    В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситу­ациях.

    Области применения метода когнитивного переструктурирования в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суицидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости.

    Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

    Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

    Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивны­ми или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

    Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает прежде всего лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение.

    Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реак­ций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физи­ческое наказание, угрозы.

    Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать неприятные последствия или наказание. Неприятные последствия можно просто вообразить.

    Аверсивные методы связаны с намеренным усилением страданий клиента. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение.

    Наказание действительно приводит к сни­жению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

    Методы формирования позитивного поведения

    Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. Следует отме­тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси­ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под­крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

    Позитивное подкрепление — главный метод изменения пове­дения.

    Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про­явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе­дневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправлен­ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе­ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона­чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю­щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло­жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение.

    С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п.

    Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенче­ским реакциям. Репетиция поведения — это один из методов про­фессионального консультирования, широко используемый в слу­чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор­му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си­туаций.

    Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Ассертивное поведение включает в себя социально-прием­лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

    Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове­дения:

    неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

    агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

    ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо­действующие стороны.

    В практике поведенческого консультирования наряду с тре­нингом ассертивности используются и другие технологии, по­зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич­ности. Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при­нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше­ния конфликтов. При этом используются самые разнообразные при­емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис­куссии, способы самоконтроля и т.д.

    Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе­ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по­зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль­танта — основным инструментом его профессиональной деятель­ности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро­вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни­мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

    studfiles.net


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта