Отчет №1 Составление поведенческого портрета по данным наблюдения. Составление поведенческого портрета по результатам дневниковых записей


Составление поведенческого портрета героя фильма по результатам неформализованного наблюдения

 

Предметом наблюдения в этом задании является, поведение героя  фильма «Тарас Бульба». Однако данных наблюдения только за поведением бывает недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего. Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивается.

Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоятельства, при которых происходило  наблюдавшееся им поведение, тем  более достоверны и надежны получение им результаты.

Не стандартизованное  наблюдение, при котором исследователь  руководствуется лишь самым общим  планом наблюдения и не ограничен  в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого общего плана  нестандартизованного наблюдения предлагаются основные параметры "поведенческого портрета". К ним относятся:

- Отдельные особенности  внешнего вида, имеющие значение  для характеристики наблюдаемого  человека (стиль одежды и прически  испытуемого, насколько он стремится  в своем внешнем облике "быть  таким, как все" или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен  к своему виду или придает ему осо60е значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

- Пантомимика (осанка, особенности  походки, жестикуляции, общая скованность  или, наоборот, свобода движений  испытуемого, характерные индивидуальные  позы).

-    Мимика (общее  выражение лица, сдержанность, выразительность  мимики, в каких ситуациях мимика  бывает особенно оживленной, в  каких – скованной) 

- Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание  и культура речи; интонационное  богатство, включение в речь  пауз, темп речи).

-  Поведение по отношению  к другим людям - положение  в коллективе и отношение к  этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя),  позиция в общении (активная).

Фильм «Тарас Бульба» создан по мотивам одной из самых известных  повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории  казачества, когда запорожцы поднялись  на борьбу с Речью Посполитой.

Фильм «Тарас Бульба» —  одно из самых известных и популярных в последнее время экранизаций  произведения Гоголя. В нем рассказывается о героической борьбе украинского  народа за освобождение от гнета поляков. Основные события в фильме происходят в Запорожской Сечи, укрепленном лагере казаков. Главным героем повести является полковник Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это — человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых.

Главный персонаж фильма носит длинные усы, имеет суровый взгляд, крепко сложенное тело, прямую осанку, несмотря на возраст – все это характеризует его, как сильного духом, решительного человека, который всегда готов к действию и может соперничать с молодыми казаками. Тарас не любил роскошь, но на бой всегда надевал красивую одежду и также украшал своего коня, что говорило о том, какое именно его настоящее увлечение, а также от чего он по-настоящему получал удовольствие. Люлька в зубах, из-за которой он погиб, шапка, оружие за поясом – вещи, которые обычно носят с собой все казаки. Если рассматривать всю внешность Тараса в целом, то она ничем не отличается от тысяч других его товарищей. Видимо, режиссер хотел сделать образ главного героя собирательным, показать, что он такой же, как и все остальные казаки, также храбр, по-своему груб, и ничем он от них не отличается. Наверное, режиссер пытался показать нам  этих людей, объединив их всех в одного Тараса Бульбу, показать их силу и храбрость, а также любовь к родине. Представляя себе внешность этого человека, остается только удивляться той силе, мужестве, храбрости, которая присуща тому времени. 

Меня восхищает героический  характер атамана и цельность  его натуры. Это был настоящий  патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения  и бесправия. Для таких людей  интересы народа стоят выше всего  на свете. Без всякого сомнения, Тарас  готов отдать свою жизнь и жизнь  своих сыновей за родную землю. Пусть  это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала  для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость  целой страны.  Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был  создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".

Образ Тараса воплощает в  себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением  – к свободе и независимости  своего народа. Вот почему с такой  ненавистью говорит он о ничтожных  душах предателей: "Знаю, подло  завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают...".  

Тарас Бульба «был создан для  бранной тревоги». У него очень  тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало  всё: убранство его светлицы, отношение  к жене, поведение в бою. Образ  Тараса проникнут высокой, суровой  и нежной поэзией отцовства. Тарас  является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Сколько отваги в поведении  Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим  сыном. "Затерявшись в толпе  чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? "Что было тогда в его сердце?" - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "Добре, сынку, добре!"

Тарас Бульба – в исполнении Богдана Ступки, натуральный казацкий герой, может роль писалась специально для Богдана Ступки, толи актер сыграл так натурально и искренне, получился живой, колоритный Запорожский казак. 

В образе Тараса Бульбы господствует одна психологическая  черта — всепоглощающая  верность общему делу, которому отдаются все душевные и  физические силы фольклорного богатыря. И одновременно с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное  отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает удивительная цельность характера героя: пронзительные слова  любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему  Остапу, интонация библейского приговора другому сыну,  Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной  полячке для Тараса не могла стать оправданием измены  отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологическая достоверность.

Режиссер  фильма показывает огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь  его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.  Создавая героический образ Тараса Бульбы, режиссер не пытался идеализировать его. В нем были перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Автор фильма мечтал показать сильный, героический характер. Именно таким и является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.

Фильм просто эпохальный. Яркие  образы, трагические сцены, масштаб  декораций – все это завораживает, очень хорошо передан дух той  эпохи, тех идеалов и идей. М. Боярский, как всегда, на высоте, но больше всего порадовали молодые актеры – играли не хуже корифеев. Единственное, что мне не очень понравилось, так это обилие и излишняя живость кровавых сцен. Не отрицаю, что качество исполнения этих сцен и правдоподобность впечатляют, но надеюсь, что главной в фильме все-таки была идея, а не спецэффекты.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. «Анализ художественного произведения»  под.  ред.  М.Л.  Семановой       (книга для учителя), М., 1987г.
  2. С. Машинский «Художественный мир Гоголя», М., 1971г.  Лотман  Ю.М.  «В  школе  поэтического  слова:  Пушкин,  Лермонтов,       Гоголь», М., 1988г.
  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др./ /Под общей  ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  4. Основы психодиагностики. Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Шмилева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справовчник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  6. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2000.
  7. Методы социальной психологии / Ред Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. – Л.; 1977.
  8. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. – Кн.3.
  9. Ю. Манн «Поэтика Гоголя», М., 1988г.

referat911.ru

Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета товарища по группе

Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета товарища по группе

Дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с объектом.

Требования к проведению наблюдения:

1. Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в течение двух недель(как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения с другими людьми).

Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).

2. По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта.

Например:

Протокол наблюдения и психологического анализа поведения

Дата

наблюдения

Время

наблюдения

Место наблюдения Ситуация (вид деятельности) Поведение и деятельность испытуемого Примечания (психологическая интерпретация)
23.09 08.30 кабинет математик и урок математики Саша К. с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику) Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность

3. Выявленные в ходе наблюдения данные являются фактическим материалом для составления характеристики

План написания поведенческого портрета (основные параметры):

  1. Отдельные особенности внешнего вида(стиль одежды, прически; на сколько он стремиться в своем внешнем виде «быть таким как все» или выделиться; равнодушен к своему внешнему виду или придает большое значение; какие элементы поведения об этом говорят )
  2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность, или наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы).
  3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика особенно выразительна или наоборот, скованна).
  4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм стилистические особенности, содержание и культура речи, темп речи, паузы).
  5. Поведение по отношении к другим людям (положение в коллективе, отношение к этому, способ установления контакта, характер общения - деловое, личностное ситуативное, эгоцентризм; позиция в общении - активная, пассивная созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности; наличие противоречий.
  6. Поведенческие проявления по отношении к самому себе (к своей внешности недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).
  7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в конфликтах)
  8. Поведение в учебе
  9. Примеры характерных вербальных штампов, высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Указания к описанию.
    1. Составляется в произвольной форме, возможно использование метафор, сравнений.
    2. Должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения, должно охватить поведение в разнообразных ситуациях.
    3. Наблюдать необходимо тактично, стараясь, чтобы объект наблюдения не замечал, чтобы не искажало естественного поведения.
    4. Не должно быть субъективных оценочных суждений.

flatik.ru

Отчет №1 Составление поведенческого портрета по данным наблюдения

Отчет № 1

Составление поведенческого портрета по данным наблюдения

Введение

Опишите, что такое поведенческий портрет. Что должно в нем содержаться? Чем отличается поведенческий портрет от личностного?

В этом разделе вы также можете дать краткую характеристику метода наблюдения как метода, при помощи которого может быть составлен поведенческий портрет. В чем его особенности, какие ограничения для него характерны.

Опишите основной замысел работы. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи работы. Охарактеризуйте метод наблюдения, использовавшийся в данной работе (по позиции наблюдателя, условиям наблюдения, особенностям организации протокола наблюдения). Почему для составления поведенческого портрета лучше подходит именно этот метод?

Методика

Испытуемые

Опишите, кто выступал в качестве объекта наблюдения, перечислите здесь все важные для данной работы характеристики: пол, возраст, род занятий, социальный статус и т. п.; опишите, в каких отношениях состоят наблюдатель и наблюдаемый, почему это может оказаться важным?

Процедура

Опишите этапы работы: составление поведенческого портрета до наблюдения, наблюдение и составление второго поведенческого портрета. Что описывалось при составлении первого поведенческого портрета, на какие данные вы при этом опирались?

Максимально подробно опишите, каким образом происходило наблюдение: в каких ситуациях, сколько было проведено наблюдений в различных ситуациях, какие единицы наблюдения подлежали фиксации.

Каким образом фиксировались результаты наблюдения (подробно опишите дневник наблюдения, что, как и когда в него заносилось; какими правилами вы руководствовались при ведении дневника, поясните эти правила). Каким образом анализировались записи в дневнике наблюдения?

Результаты

1. Приведите поведенческий портрет, составленный до наблюдения.

2. Приведите поведенческий портрет, составленный по результатам наблюдения. Здесь вы должны проанализировать и обобщить данные, зафиксированные в дневнике наблюдения. Опишите наиболее характерные поведенческие проявления наблюдаемого, а также менее характерные, возможно, нетипичные (если таковые были зафиксированы при наблюдении) его поведенческие проявления. Подтверждайте каждый из тезисов примерами из дневника наблюдения (оформляя их как цитаты из дневника с указаниями даты, когда данное наблюдение было проведено). На каждый из тезисов должно быть приведено как минимум два примера. Не забывайте, что нужно различать наблюдаемые факты поведения и ваши рассуждения о них; не следует смешивать личностные и поведенческие черты (стороннему наблюдателю доступны лишь поведенческие проявления, именно они представляют собой внешние переменные).

Обсуждение результатов1

Сопоставьте поведенческие портреты, составленные вами до и после целенаправленного наблюдения. Чем они схожи? В чем их различия? Чем можно объяснить эти различия или схожесть? Есть ли какие-то единицы наблюдения, которые присутствуют в одном из портретов и отсутствуют в другом? Какие признаки в основном были описаны в первом портрете, а какие во втором (если такие различия наблюдались)? Оказался ли поведенческий портрет, составленный после наблюдения, более полным? Оказалось ли что-либо из описанного в первом поведенческом портрете не подтвердившимся во втором? Если составленные вами портреты обсуждались на занятии, опишите, был ли узнан наблюдаемый? Если нет, то с чем это могло быть связано?

Какой из портретов, если они различаются, можно считать наиболее достоверным и почему?

Подтвердилась ли выдвинутая в работе гипотеза?

Если поведенческие портреты, составленные до и после наблюдения, оказались слишком похожими, то почему такое могло произойти?

Как, по-вашему, можно ли считать полученный после наблюдения поведенческий портрет достоверным? Что могло оказаться помехой для составления наиболее полного портрета? Что можно было бы улучшить в процедуре для достижения наиболее достоверного результата?

С какими проблемами, характерными для метода наблюдения вообще вы столкнулись в своей работе? Как их можно было бы избежать? Были ли какие-то проблемы, связанные исключительно со спецификой применения метода наблюдения в данных обстоятельствах (например, изначальное знакомство с наблюдаемым)?

Выводы

Кратко сформулируйте, какова была гипотеза, что делали, подтвердилась ли гипотеза (1-2 предложения).

Приложения

Приложите к работе ваш дневник наблюдений. Он должен быть заполнен по всем правилам. В нем должно присутствовать требуемый объем наблюдений.

lib.convdocs.org


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта