Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Сдвг поведенческая терапия


Поведенческие техники для детей с СДВГ

Поведенческая терапия для лечения СДВГ предполагает приспособление окружающей среды для более успешного социального функционирования. Такие приспособления включают создание более структуризированной и поощряющей повседневной рутины.

Поведенческая терапия для лечения СДВГ у детей

Детям с СДВГ может требоваться помощь в организации их жизни. Таким образом, некоторые простые внешние влияния для детей с СДВГ могут быть следующими:

Помните, что детям с СДВГ необходимы чёткие правила, которым они должна следовать. При выполнении всех правил ребёнка стоит вознаграждать.

Поведенческие терапии для взрослых с СДВГ

Лечение СДВГ у взрослых при помощи поведенческой терапии может включать следующие шаги:

Изучение техник управления поведением считается весьма существенной частью любой программы лечения СДВГ у детей. Большинство экспертов сходятся во мнении, что сочетание медикаментозного лечения с обширной практикой управления поведением – это наилучший подход к лечению СДВГ у детей и у подростков.

Существует три основные категории или уровня тренировки поведения у детей с СДВГ:

  1. Обучение родителей для эффективного управления поведением детей.

  2. Техники изменения поведения в школе и научный подход.

  3. Специальные образовательные программы.

Управление поведением чаще всего применяется для детей младшего, дошкольного возраста, страдающих от СДВГ, но оно может использоваться и при лечении подростков вплоть до 18 лет и даже для взрослых. Для детей и подростков применяется два основных принципа:

Стратегии управления поведением для детей дошкольного возраста (до 5 лет).

Стратегии управления поведением для детей от 6 до 12 лет.

Стратегии управления поведением для старших детей могут включать следующие приемы:

Также в разделе: Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

www.eurolab.ua

Модель помощи детям с СДВГ

Модель помощи детям с СДВГ

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ — хроническое пожизненное расстройство, а потому помощь детям с СДВГ должна базироваться на концепции долгосрочного сопровождения семьи и ребенка в течение жизни, а терапевтическая модель должна быть ориентирована на уменьшение негативного влияния СДВГ на развитие ребенка, преодоление и предупреждение вторичных проблем, а не на полное выздоровление. Важно видеть СДВГ в контексте жизни ребенка, его возрастных этапов развития, сложного взаимодействия биопсихосоциальных факторов — и соответственно выстраивать план терапевтических мероприятий, которые не только содействуют преодолению существующих трудностей, но и предупреждают возникновение вторичных проблем, способствуют позитивному развитию ребенка.

В основе такого сопровождения семьи и ребенка лежит надежная партнерская связь между родителями и специалистами. Для специалистов построение отношений с родителями особенно важно, поскольку составляет базовую предпосылку эффективного терапевтического сопровождения.

Помощь семье и ребенку всегда должна учитывать особенности каждого конкретного случая, отвечать потребностям каждого ребенка и его родных, а не быть стандартной и унифицированной. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям делает помощь неэффективной, а попытки решить какую-то одну проблему без учета общего контекста могут лишь дестабилизировать ситуацию. Так, например, можно обучить мать ребенка, пребывающую в депрессии, методам поведенческого руководства. Однако без предоставления ей специфической помощи она вряд ли сможет применить рекомендованные принципы, и это приведет к отрицательным результатам: к усилению депрессии, неверию в себя, к разрыву отношений со специалистами и отрицанию эффективности предложенных методов. Следовательно, хорошая терапевтическая программа всегда должна строиться на тщательной диагностике. Такая программа должна быть реалистичной, должна учитывать приоритетность проблем и соответственно структурировать последовательность их решения.

Хорошая терапевтическая программа должна основываться на биопсихосоциальной модели СДВГ и действовать на всех уровнях. В этом заключается суть комплексного подхода. Модель мультимодальной терапии невозможна без командного подхода, где люди разных специальностей согласованно взаимодействуют ради достижения общих целей, ориентируясь. прежде всего на помощь ребенку в контексте его семьи и среды развития (школа, среда ровесников и т.п.) и действует на все факторы биопсихосоциальной цепочки.

В основе всей терапевтической программы лежит последовательное психологическое просвещение. Речь идет об образовании как детей, так и родителей, учителей, ровесников и в конце концов всего общества, их информирование о природе СДВГ, особенностях поведения детей и способах помощи им. Как уже упоминалось выше, Russell Barkley, известный эксперт в сфере СДВГ, назвал психологическое просвещение важнейшим компонентом всех терапевтических мероприятий. И это понятно: ведь как можно помочь ребенку, если не понимать его «изнутри», не осознавать его особенностей, настоящих причин и «механизма» его проблемного поведения? Такое понимание способствует не только большей толерантности в отношении его поведенческих проблем, но и осознанию важности правильных, последовательных реакций на разные проявления его поведения, а также соответствующей расстановке акцентов в разных аспектах воспитания ребенка. Осознание хронической природы СДВГ делает более реалистичными ожидания родителей относительно поведения ребенка и следовательно уменьшает стресс и способствует мобилизации и мудрому распределению энергии для «забега на марафонскую дистанцию»… Родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его СДВГ, сочувственно понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок, и терпеливо помогать ему в их преодолении. Просвещение родителей может осуществляться с помощью разных средств — информационных буклетов, книг, видеофильмов, индивидуальных и групповых лекций, Интернет-ресурсов и т.п. По нашим наблюдениям, особую ценность представляют групповые лекции, которые проводятся в интерактивном формате, — они дают возможность родителям разных детей встретиться, услышать друг от друга живые истории и примеры, обменяться опытом, обсудить вопросы и т.п. Важным компонентом психологического просвещения родителей должно быть и предостережение относительно существующих мифов и псевдонаучных методов лечения. И, безусловно, необходимо ориентировать родителей на возможность помощи ребенку и преодоления проблем ( одновременно информируя о реальных ограничениях помощи), а не подавлять их статистическими данными, отрицательным прогнозом на будущее и т.п.

Просвещение нужно и самому ребенку. Ведь большинство детей с СДВГ ощущают, что с ними «что-то не так», но часто не понимают, что именно. Негативные реакции окружающих могут приводить к самообвинениям ребенка, формированию у него негативной самооценки. Информировать ребенка о его особенностях следует в доступной форме, соответствующей его возрасту, подчеркивая, что СДВГ — это особенность, которая, с одной стороны, затрудняет жизнь, а с другой — дает ребенку и определенные преимущества. Для этой цели подойдет метафорический язык — вспомним нашу любимую метафору: человек с СДВГ — спортивный автомобиль со слабой системой тормозов и руля. Поэтому «водитель-ученик» нуждается в помощи «инструктора», который имеет дополнительный тормоз, чтобы обеспечить безопасность вождения. В дальнейшем просвещение строится в соответствии с развивающейся способностью ребенка к самопознанию. То же касается и родителей — со временем они нуждаются в переосмыслении информации об СДВГ, а также о последних достижениях науки и перспективах помощи.

Не менее важно психологическое просвещение педагогов и одноклассников ребенка — оно является предпосылкой развития толерантности, желания помочь ребенку, стремления освоить эффективные приемы управления его поведением.

Модель терапевтических вмешательств для детей с СДВГ вытекает из этиопатогенетического понимания природы этого расстройства. Уровень функционирования ребенка определяется взаимодействием двух факторов: характеристик самого ребенка и характеристик социальной среды.

Эта модель особенно важна для детей с СДВГ, поскольку их поведение определяется больше внешними факторами, чем внутренними, и главные прогностические факторы — психосоциальные. Следовательно улучшить уровень функционирования можно путем влияния на ребенка (например, психофармакологического) и/или влияния на социальную среду (семья, школа, ровесники). Соответственно все терапевтические вмешательства при СДВГ можно разделить на две группы: те, что влияют непосредственно на ребенка, и те, что воздействуют опосредованно через влияние на среду.

Ниже приводится перечень основных терапевтических вмешательств при СДВГ, эффективность которых научно доказана. Наличие доказательств эффективности тех или иных методов помощи чрезвычайно важно. Оно не только помогает родителям и специалистам ориентироваться в многообразии методов и выбирать эффективные вмешательства, но и защищает от затрат времени и средств на то, что не помогает или же помогает мало. Финансовые интересы отдельных лиц или целых организаций приводят к тому, что родителям иногда предлагают как «чрезвычайно результативные» сомнительные методы помощи. Это явление распространено во всем мире. Так в частности в своей монографии, посвященной СДВГ, Samuel Goldsteіn (1998. С. 641—653) посвещает целую главу анализу методов, которые неэффективны, несмотря на то, что широко рекламируются. По его мнению, сфера медицинских и психосоциальных услуг — это рынок, и соответственно его участники преследуют коммерческие цели. В результате рекламные агенты (а среди них, к сожалению, могут быть и специалисты, прямая обязанность которых — лечить детей с СДВГ) используют те же методы, что и при продаже других видов товара, а потому могут убедительно говорить о высокой эффективности методов, приводить примеры «чудо-эффекта», предлагать изготовленные их же компанией видеоматериалы и печатную продукцию. Многие родители подпадаются на эту удочку: «А почему бы не попробовать, может, действительно поможет…» По мнению Goldsteіn, это лишняя трата энергии, времени и денег, кроме того, в результате семья нередко лишается возможности получить действительно эффективную помощь. Поэтому «этическая обязанность специалистов — предоставлять родителям научно достоверную информацию, в том числе и о противоречивых методах помощи, чтобы они могли выбрать наиболее адекватные и эффективные методы и не тратили зря и без того ограниченные финансовые и временные ресурсы семьи» (Goldsteіn, 1998. С. 652).

Неэффективные методы помощи при СДВГ
  • Диетотерапия (диета Фейнгольда с исключением пищевых добавок, диета со сниженным содержанием углеводов и др.).
  • Лечение большими дозами витаминов, минеральными добавками, аминокислотами и др.
  • Метод сенсорной интеграции.
  • Мануальная терапия.
  • ЭЭГ-биофидбек (метод электроэнцефалографической обратной связи)
  • Терапия медикаментами, которые используются для лечения вестибулярной дисфункции.

Чтобы сориентировать родителей и специалистов, советами экспертов на основе научных данных об эффективности методов помощи разработаны протоколы помощи детям с СДВГ. Разумеется, речь идет не столько о том, что существующие в настоящее время методы позволяют вылечить СДВГ, сколько о том, что с их помощью можно значительно улучшить состояние ребенка, а также предупредить появление вторичных проблем, способствовать полноценному развитию ребенка и его самореализации.

По данным исследований (см. обзор в Goldsteіn, 1998. С. 443—458; Taylor et al., 2004), наиболее эффективными методами терапии при СДВГ являются психологическое просвещение, обучение родителей и педагогов методам управления поведением (поведенческой терапии), а также психофармакотерапия психостимулянтами или атомоксетином. И если психофармакотерапию можно считать базовым методом влияния на причины расстройства (психостимулянты и атомоксетин повышают концентрацию дофамина и норадреналина в нервных синапсах), то поведенческая терапия, которая основана на патогенетической концепции СДВГ, влияет на поведение ребенка путем организации факторов, действующих на

мотивацию ребенка к позитивному поведению «здесь и сейчас». Когнитивная психотерапия и тренинг социальных навыков для детей в индивидуальной или групповой форме также дают положительный эффект, но более слабый по сравнению с предыдущими формами вмешательств причем лишь у детей старшего возраста (с 9—10 лет). Эффект удерживается лишь при условии одновременного обучения родителей/учителей способам оказания ежедневной поддержки и помощи ребенку в применении изученных техник и подходов. Поэтому данный метод является скорее дополнительным, чем основным.

Основные терапевтические вмешательства при СДВГ
  1. Психологическое просвещение.
  2. Поведенческая (бихевиоральная) терапия.
  3. Психофармакотерапия.

Возможные (основные и дополнительные) терапевтические вмешательства при СДВГ

  1. Дето-центрированные:
  2. Семейно-центрированные:
  • Психологическое просвещение ребенка/ подростка.
  • Психофармакотерапия.
  • Психотерапия.
  • Тренинг социальных навыков и др.
  • Психологическое просвещение родителей.
  • Обучение родителей методам управления поведением.
  • Семейная психотерапия.
  • Индивидуальная психотерапия/психиатрическая помощь родителям.
  • Социальная помощь семье.
  • Домашний видеотренинг общения и др.
  1. Ориентированные на педагогическую среду (школа, детский сад):
  • Психологическое просвещение педагогов.
  • Применение специфических подходов в обучении и управлении поведением ребенка с СДВГ в школе, детском саду.
  • Выбор учебной среды (специализированная школа и т.п.) и др.

Согласно современному европейскому протоколу (Taylor et al., 2004), психологическое просвещение и обучение методам поведенческой терапии родителей и педагогов является основной формой помощи как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Психофармакотерапия также является базовым вмешательством и применяется у детей с более тяжелыми формами СДВГ в школьном возрасте (речь идет о наличии выраженных первазивных симптомов расстройства, которые серьезно нарушают жизнедеятельность ребенка). В этих случаях рекомендуется начинать с психофармакотерапии и при ее недостаточной эффективности дополнять поведенческой терапией, а при более легких формах СДВГ у школьников ее следует применять после поведенческой терапии, если с помощью последней не удалось достичь серьезных терапевтических результатов. В выборе методов вмешательства (в частности между поведенческой терапией, психофармакотерапией или их объединением) важную роль играют не только «протокольные» рекомендации, но и мнение родителей, их готовность и открытость к применению того или другого метода. Что касается детей с СДВГ в дошкольном возрасте, то здесь психофармакотерапия может применяться лишь в исключительных случаях, когда при максимально полном использовании поведенческих вмешательств сохраняются значительные нарушения поведения, препятствующие нормальному функционированию ребенка. Когнитивная психотерапия и тренинг социальных навыков рассматриваются как вспомогательные методы, их целесообразно применять в группе детей школьного возраста и подростков. Перечисленные терапевтические вмешательства представляют основу мультимодальной терапии при СДВГ.

Европейский протокол терапии СДВГ (Taylor et al., 2004)
  1. Дошкольный возраст:

a)      Начинать с поведенческой (бихевиоральной) терапии.

b)      Добавлять фармакотерапию лишь в случае недостаточной эффективности поведенческой при наличии серьезных нарушений функционирования ребенка в основных сферах жизни.

  1. Школьный возраст:

a)      Легкие формы — начинать с поведенческой терапии (дома и в школе), дополнить фармакотерапией при недостаточной эффективности предыдущих вмешательств.

b)      Тяжелые формы — начинать с психофармакотерапии, при ее недостаточной эффективности/сопутствующих расстройствах — дополнить поведенческой терапией.

В связи с тем, что СДВГ является хроническим расстройством с высоким показателем коморбидности и значительным влиянием на психосоциальную среду ребенка, важно осознавать, что дети с СДВГ в большинстве случаев нуждаются именно в мультимодальной программе помощи, которая воздействовала бы на все звенья биопсихосоциальной цепочки факторов. Психофармакотерапия не может быть единственным методом помощи. Данные большого исследования, проведенного Национальным институтом психического здоровья США (MTA Cooperatіve Group, 1999, 2004), в котором сравнивалась эффективность поведенческой, медикаментозной и комбинированной терапии, показали, что изолированное применение психофармакотерапии значительно больше способствует редукции симптомов СДВГ, чем применение поведенческой терапии, — и это понятно: ведь медикаментозная терапия напрямую влияет на причину расстройства, а потому уменьшает его симптомы, тогда как поведенческая терапия скорее контролирует проявления симптомов и нацелена на уменьшение вызванных ими функциональных нарушений. Она оказывает своего рода компенсирующее воздействие и не столько уменьшает симптомы, сколько предупреждает их возможное негативное влияние на функционирование ребенка в основных сферах жизни. Вышеупомянутое исследование показало также, что объединение медикаментозной и поведенческой терапии дает лишь незначительную дополнительную редукцию симптомов СДВГ по сравнению с изолированным применением фармакотерапии. Однако комбинированная форма терапии более эффективна, чем применение исключительно психофармакотерапии, в плане улучшения уровня функционирования семьи, а также влияния на коморбидные расстройства. Несмотря на то, что результаты исследования вызвали определенные сомнения относительно целесообразности применения поведенческой терапии во всех случаях СДВГ, ведущие специалисты в данной сфере выступили в защиту важности применения именно пакета психосоциальных вмешательств (см. Barkley, 2006. С. 454—460). Ценность этих методов состоит в первую очередь в том, что они дают результат, которого нельзя ожидать от медикаментозной терапии: они помогают родителям понять особенности своего ребенка, улучшить отношения с ним, выработать эффективные стратегии воспитания и управления его поведением. Это ведет к снижению семейного стресса, уровня конфликтов, улучшает самооценку родителей, эмоциональную атмосферу в семье. Соответственно улучшается эмоциональное самочувствие ребенка, повышается его самооценка. То же касается и применения поведенческой терапии педагогами в школе.

Особенная ценность психосоциальных вмешательств состоит именно в укреплении семьи как основного ресурса ребенка. А ввиду ожидаемого количества стрессов и испытаний как для семьи, так и для ребенка, едва ли может возникнуть сомнение в важности этих вмешательств, в их особенной поддерживающей силе. Если медикаментозная терапия действует на биологические факторы, и поэтому столь эффективно снижает выраженность  симптомов, то психосоциальные вмешательства во многом определяют прогноз развития ребенка. Одной из основных задач психосоциальных вмешательств является обеспечение сопровождения семьи и ребенка в процессе развития последнего.

Ценность психосоциальных вмешательств состоит также в том, что они являются основой терапии коморбидных расстройств (в частности, расстройств поведения). Вспомним, что вероятность появления поведенческих расстройств при СДВГ очень высока (40—60%). В развитии коморбидных расстройств «на почве СДВГ» основную роль играют психосоциальные факторы (психопатология родителей, негативные методы воспитания, негативные взаимоотношения между родителями и ребенком, неблагоприятная среда ровесников). Поэтому психосоциальные вмешательства, даже в случае «чистого» СДВГ, играют существенную роль в терапии и, что особенно важно, в предупреждении развития вторичных поведенческих расстройств. Бихевиоральная терапия учит родителей руководить поведением своего ребенка с СДВГ (то же касается и педагогов относительно учеников с СДВГ). Это важная задача, ведь к детям с СДВГ нужен особенный подход: то, что действует на «обычных» детей, часто не срабатывает в случае СДВГ. Даже если ребенок принимает медикаменты, их действие не всегда продолжается 24 часа в сутки и не всегда на 100% снимает симптоматику расстройства. Следовательно, уметь руководить поведением ребенка, ослаблять его негативные последствия — важная задача родителей. Многие родители предпочитают начинать с поведенческой терапии как с более безопасной и лишь при ее недостаточной эффективности соглашаются подключать медикаменты. Часть родителей имеет сильное предубеждение против психофармакотерапии в целом, которое не всегда удается преодолеть. В этих случаях поведенческая терапия является единственным методом помощи. Кроме того, медикаментозная терапия не всем родителям доступна и с финансовой точки зрения (например, цена препаратов Concerta и Strattera довольно высока — 70—100 евро в месяц), а значит, не каждый ребенок сможет ее получить. Поэтому в клинической практике важно не противопоставлять один метод помощи другому, а мудро объединять их в каждом конкретном случае.

Интенсивность психосоциальных вмешательств может быть разной в зависимости от особенностей семьи, выраженности психопатологии у родителей, семейной дисфункции. Вспомним, что Европейский протокол (Taylor et al., 2004) предлагает начинать с бихевиоральной терапии и лишь в случае ее недостаточной эффективности дополнять психофармакотерапией (кроме тяжелых случаев с выраженными нарушениями). Несколько иначе выглядит американский протокол (AACAP, 2007), который предлагает в социально благоприятных случаях (при отсутствии значительной семейной дисфункции и выраженных коморбидных расстройств у ребенка) начинать с психологического просвещения и медикаментозной терапии и лишь при наличии нарушений родительских функций, неблагоприятных отношений между родителями и ребенком, выраженных коморбидных расстройствах добавлять к медикаментозной терапии пакет психосоциальных вмешательств. При этом, конечно, учитывается мнение родителей и их право выбора методов терапии и последовательности их применения.

Важно помнить, что терапевтическая программа не исчерпывается лишь специфическими относительно СДВГ вмешательствами, в каждом случае она должна быть индивидуализирована и отвечать выявленным в ходе диагностического процесса проблемам. В связи с наличием коморбидных расстройств или вторичных проблем у ребенка или его семьи чрезвычайно важны и другие вмешательства: педагогические (ввиду возможного наличия специфических расстройств школьных навыков и учебных проблем), психофармакотерапевтические (с целью терапии коморбидных расстройств), психотерапевтические (для ребенка при низкой самооценке, наличии коморбидных тревожных расстройств, депрессии; для родителей и семьи в случае наличия проблем с психическим здоровьем у кого-то из родителей или значительной дисфункции в семье), социальные (например, привлечение ребенка в здоровую социальную среду ровесников, группы взаимоподдержки для родителей, защита ребенка от насилия в семье и т.п.) и др. В каждом случае важно выстроить с учетом приоритетности проблем последовательность терапевтических вмешательств и оценивать реальность их воплощения.

Помощь детям с СДВГ строится вокруг четких целей, которые указывают направление терапии и дают возможность оценивать ее эффективность. Если диагностика позволяет отметить на символической карте, где находится семья и ребенок в текущий момент, то поставленные терапевтические цели указывают на ту точку, к которой семья и ребенок должны приблизиться в случае эффективной помощи.

Примером терапевтических целей для детей с СДВГ могут быть:

  1. Улучшение отношений ребенка с родителями, братьями/сестрами, учителями, ровесниками.
  2. Уменьшение количества проблем в поведении.
  3. Улучшение академической успеваемости ребенка.
  4. Повышение самооценки ребенка.
  5. Возрастание независимости и самоорганизованности ребенка, в частности в выполнении домашнего задания и других обязанностей.

Терапевтические цели во многих случаях нуждаются в преимущественной ориентации на семью. Они могут быть следующими: улучшение психологической атмосферы в семье, снижение уровня конфликтов, повышение уровня компетентности родителей и их эффективности в управлении поведением ребенка, улучшение отношений между братьями/сестрами и др. Конечно, цели будут в каждом случае свои.

Необходимо регулярно отслеживать эффективность терапевтических вмешательств. Информацию можно получать либо в ходе непосредственного общения с родителями и ребенком, либо из опросников, повторно заполняемых родителями или учителями, анализа изменений в школьной успеваемости ребенка и др. Мониторинг эффективности чрезвычайно важен, так как отсутствие положительных результатов обычно указывает на наличие невыявленных или не принятых во внимание сопутствующих проблем и расстройств у ребенка либо в социальной среде. Причинами неэффективности вмешательств могут быть и диагностические ошибки, неверное применение методов терапии, нарушение сотрудничества с родителями и др. В каждом случае важно «держать руку на пульсе» и соответственно реагировать модификацией терапевтической программы. Однако и при положительном результате важно продолжать сопровождение семьи и ребенка, так как с каждым новым возрастным этапом могут появляться новые проблемы, требующие новых форм помощи.

Выводы

Автор — Романчук Олег

www.psychology.su

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Когнитивно-поведенческая терапия при лечении СДВГ

Есть исследования, которые показывают, что при лечении СДВГ можно обойтись без препаратов. Поведенческая терапия, или когнитивно-поведенческая терапия, обучение родителей, занятия с ребенком плюс, скажем натуральные психостимуляторы. Компьютерные игры, которые тоже способствуют выделению адреналина, норадреналина. Объясняется это тем, что в организме есть механизм отрицательно-обратной связи. То есть, когда мы чрезмерно повышаем вот этот возбуждающий медиатор - включается механизм отрицательно-обратной связи, и организм сам подгоняет тормозящий медиатор до того необходимого состояния, когда они выравниваются, и ребенок успокаивается. Насколько это верно?

Сложное заболевание, которое не имеет однозначного лечения и помощи, обрастает определенными мифами. Когнитивно-поведенческая терапия, психотерапия имеют колоссальное значение для лечения СДВГ. Какие-либо поведенческие моменты - в плане игровых - наверное, имеют какую-то саму по себе основу, но коснемся немножко психиатрии, вопроса игромании - он очень актуален. Игромания для психиатров - это такая же красная тряпка в детской психиатрии, как наркомания. Потому что уйти от игромании очень сложно. И реабилитационные программы, которые используются и у нас в России, они достаточно сложные и длительные. Некоторые так и не перестают играть, да. Есть конечно, биологически обратная связь в игровых моментах, оно имеет по себе основу и может быть использовано в данной ситуации. Но только всегда в этой ситуации мне нравится клинический подход. Вот есть дети, которые все это попробуют. Провели поведенческую терапию - им не эффективно, а играть привыкли. Что с ними делать дальше?

 

doctor.ru

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей

Фото с сайта huffingtonpost.com

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Источники:

ADHD Diets

Facts About ADHD

 

www.miloserdie.ru

💉 Поведенческая терапия для СДВГ у детей - Ваш доктор 2018

В то время как растущий уровень синдрома гиперактивности дефицита внимания (ADHD) у детей вызвал общественные дебаты, большинство педиатров и психологов-детей придерживаются своих диагнозов.

Многие врачи настаивают на том, что диагнозы полезны, потому что они дают молодым людям доступ к лекарствам, которые помогают им лучше учиться в школе и уменьшают поведенческие проблемы.

РекламаРеклама

Существует еще одна перспектива, основанная на недавнем исследовании. Исследование предполагает, что дети с диагнозом СДВГ лучше, если они получают вмешательство по модификации поведения, а не лекарства, в качестве первой линии лечения.

«Девяносто процентов детей с СДВГ получают лекарства, и, как правило, это единственное лечение», ведущий автор исследования, Уильям Э. Пелхэм-младший, доктор философии, Международного университета Флориды , сказал Healthline.

Подробнее: Тарифы на СДВГ - Скайкрокинг, но это хорошая вещь »

Реклама

Две группы, две ступени

Исследование разделило почти 150 учеников начальной школы с диагнозом СДВГ на две группы.

Одна группа получала метилфенидат (риталин), который является стандартной медицинской практикой.

РекламаРеклама

Во второй группе студентов, родителей и учителей была внедрена восьминедельная программа обучения изменениям поведения. Родители и учителя вознаграждали постоянное внимание и игнорировали или наказывали нарушения.

В течение двух месяцев чуть меньше половины студентов, получивших лекарства, нуждались в дополнительной помощи в отношении поведения, связанного с СДВГ. Это было верно для примерно двух третей студентов, подвергшихся поведенческой модификации.

Сначала выяснилось, что прием лекарств изначально работал лучше, чем поведенческая модификация. Однако, по мере того как исследование прогрессировало, результаты обнаружили нечто иное.

Половина студентов первой группы, которые все еще проявляли симптомы СДВГ, получили более высокую дозу Риталина. У другой половины этой группы была поведенческая модификация, добавленная к их существующей дозе лекарства.

Половина студентов в программе по изменению поведения, которые все еще проявляли симптомы СДВГ, продолжали свои поведенческие схемы, а также получали стандартную дозу риталина. Другая половина этой группы участвовала в более интенсивной программе по изменению поведения и не получала лекарства.

РекламаРеклама

В конце года ученики, которые проводили обучение поведенческим навыкам до того, как им дали Риталин, делали лучше, чем любой из их сверстников. Изменение поведения также было более эффективным среди детей, которые по

ru.lifehealthdoctor.com

Лечение СДВГ у взрослых. Руководство по подбору эффективного лечения СДВГ

Руководство по подбору эффективного лечения СДВГ

СДВГ/СДВПреодоление проблем

Вы взрослый человек и боретесь с СДВГ? Существует много безопасных и эффективных методов лечения. При этом лечение не обязательно означает таблетки или кабинеты врачей. Любые действия, которые вы предпринимаете для управления своими симптомами, считаются лечением. И даже если вы решили обратиться за профессиональной помощью, в конечном счете, ответственность за результат несете только вы. Вам вовсе не обязательно ждать диагноза или полагаться на профессионалов. Вы уже сейчас можете сделать многое, чтобы помочь себе — и вы можете начать сегодня.

Когда вы думаете о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранее известного как СДВ, вам сразу же хочется взяться за Риталин? Многие люди приравнивают лечение СДВГ к медикаментозному лечению. Но важно понимать, что лекарства помогают не всем, и даже когда они действительно работают, они не решают всех проблем и не устраняют симптомы полностью.

На самом деле, хотя медикаментозное лечение часто улучшает внимание и его концентрацию, оно, как правило, очень мало помогает справиться с симптомами дезорганизации, неэффективного управления временем, забывчивости и откладывания всего до лучших време — те самые проблемы, которые присутствуют у большинства взрослых с СДВГ.

Регулярное выполнение упражнений — одним из самых простых и эффективных способов уменьшить симптомы СДВГ у взрослых и улучшить концентрацию внимания, мотивацию, память и настроение.

Физическая активность сразу же повышает уровень дофамина в мозге, норэпинефрина и серотонина — все это влияет на внимание. Таким образом, упражнения и такие лекарства против СДВГ, как Риталин и Аддералл, работают аналогичным образом. Но в отличие от таблеток, упражнения не требуют рецепта и не имеют побочных эффектов.

Многие взрослые с СДВГ сталкиваются с проблемами со сном. Наиболее распространенные проблемы:

Плохое качество сна ухудшает симптомы СДВГ, поэтому стабильный режим сна — необходим. Улучшение качества сна сыграет большую роль для концентрации внимания и настроения.

Советы по улучшению сна

Когда дело доходит до рациона, управление СДВГ больше зависит от того, как вы едите, а не что вы едите. Большинство проблем с питанием у взрослых с СДВГ — результат импульсивности и плохого планирования. Ваша цель — помнить о своих предпочтениях в еде. Это означает планирование и посещение магазина для здорового питания, планирование времени приема пищи, приготовление пищи до того, как вы почувствуете голод, и хранение здоровых и легких закусок под рукой, чтобы вам не пришлось бежать к торговому автомату или ужинать в Бургер Кинге.

Выбор добавок рыбьего жира

Существует два типа омега-з кислот в рыбьем жире — ЭПК (эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (дококсагексеновая кислота; этот тип важен для функционирования мозга) Добавки различаются по соотношению этих кислот. Для облегчения симптомов СДВГ вам лучше выбирать те добавки, в которых ДГК по крайней мере в 2-3 раза превышает количество ЭПК.

Многие симптомы СДВГ смягчаются с помощью таких методов релаксации, как медитация и йога. При регулярной практике эти успокаивающие методы работают на усиление внимания и сосредоточенности и уменьшение импульсивности, беспокойства и депрессии.

Медитация — это форма сосредоточенного созерцания, которая расслабляет ум и тело и фокусирует мысли. Исследования показывают, что медитация увеличивает активность в префронтальной коре — части мозга, ответственной за внимание, планирование и контроль над импульсами.

В некотором смысле медитация противоположна СДВГ. Цель медитации — научить себя сосредотачивать свое внимание на достижении цели. Таким образом, это — тренировка внимания, которая поможет вам понять и решить проблемы.

Йога и подобные ей практики, такие как тай цзы, сочетают физические упражнения и медитацию. Вы учитесь глубокому дыханию и другим методам расслабления, которые помогают стать фокусированным и осведомленным о внутренних процессах. Удерживая различные позы в течение длительного времени, вы развиваете равновесие. Когда вы чувствуете себя подавленным или несобранным, обратитесь к йоге, чтобы взбодриться и вернуть себе душевное равновесие.

Лечение СДВГ также включает обращение за помощью извне. Специалисты, прошедшие подготовку по СДВГ, помогут вам освоить новые навыки, чтобы справиться с симптомами и изменить привычки, которые вызывают проблемы.

Некоторые методы лечения сосредоточены на управлении стрессом и гневом или контроле импульсивного поведения, в то время как другие учат лучше обращаться со временем и деньгами и совершенствовать свои организационные навыки.

В дополнение к врачам и психотерапевтам, есть ряд других специалистов, которые помогут преодолеть проблемы СДВГ.

Коучинг — это нетрадиционная форма психотерапии, но она может быть ценной частью лечения СДВГ. В отличие от традиционных психотерапевтов, которые помогают людям преодолевать эмоциональные проблемы, коучи сосредоточиваются исключительно на практических решениях проблем повседневной жизни. Поведенческие тренеры учат стратегиям организации дома и рабочей среды, структурированию дня, определению приоритетных задач и управлению своими деньгами. Коучи могут прийти к вам домой или поговорить с вами по телефону, а не встречаться с в офисе. Часто отношения между клиентом и коучем долгосрочны.

Профессионал в сфере организованности может быть очень полезным, если у вас возникли трудности с организацией времени и пространства. Организаторы помогут уменьшить беспорядок, лучше развить организационные навыки и научиться эффективно управлять своим временем. Профессиональный организатор приходит к вам домой или на работу, смотрит, как вы организовываете (или не организовываете) пространство, а затем предлагает изменения. Помимо того, что вам помогают организовывать ваши документы и оплачивать счета, у «профессионального организатора» есть рекомендации в отношении способов улучшения памяти и планирования, систем хранения и другие полезные советы. Профессиональный организатор также помогает с тайм-менеджментом: вашими задачами, списком дел и календарем.

mentalhelpguide.ru

СДВГ у детей. О проблеме соблюдения рекомендаций

Рекомендации Американской Академии Педиатрии (AAP), согласно которым поведенческая терапия должна быть средством первого выбора у очень маленьких детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на практике в значительной мере игнорируются. Согласно новому отчету Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) США, лишь 55% маленьких пациентов с этим нарушением получают ту или иную разновидность психологической помощи, в которую входят элементы поведенческой терапии.  Независимо от того, оказывалась ли детям помощь по программе Medicaid, или они пользовались страховкой, которую оплачивали работодатели родителей, около 75% детей в возрасте от 2 до 5 лет с диагностированным СДВГ получали те или иные психостимулирующие препараты. Специалисты CDC сравнили паттерны лечения СДВГ в годы, которые предшествовали выходу рекомендаций AAP по лечению СДВГ у детей раннего возраста, и после выхода документа (2011г.). Оказалось, что частота оказания детям психологической помощи не только не возросла, но и даже немного снизилась. Таким образом, у детей с СДВГ в огромном масштабе упускается возможность поведенческой терапии, которая может быть столь же эффективной, как и медикаментозное лечение, но при этом не сопровождается риском побочных эффектов. Эксперты CDC провели анализ данных по страховым выплатам в отношении 5-7 миллионов детей раннего возраста, которые получали медицинскую помощь по программе Medicaid в период с 2008 по 2011гг., а также в отношении 1 миллиона детей, на которых распространялось действие страховки, оплачиваемой работодателем родителей (наиболее частая форма коммерческого медицинского страхования). Анализ наиболее свежих данных (начиная с 2014 г.) показал, что среди детей с СДВГ раннего возраста, которые пользовались коммерческим медицинским страхованием, которое спонсировал работодатель одного из родителей, 42% получали те или иные формы психологической помощи, а 76% - медикаментозную терапию СДВГ, то есть, среди этой категории детей психологической помощью было охвачено менее половины. 

Представители CDC говорят, что необходимо увеличивать как частоту направления таких пациентов к психологам, так и доступность этого вида помощи, и что это может в значительной мере улучшить качество жизни многих семей с маленькими детьми, страдающими СДВГ.

Эксперты поясняют, что поведенческая терапия представляет собой вид лечения, при которой родителей учат специфическим методам помощи ребенку, которые позволяют ему вести себя лучше. Поведение детей с СДВГ нередко бывает настоящим вызовом для его родителей, и нередко оказывается, что к тому моменту, когда родители наконец попадают к психологу, они доходят до полного изнеможения и, кроме того, очень беспокоятся о своем ребенке. Поведенческая терапия, о которой говорится в рекомендациях AAP, укрепляет взаимосвязь между родителем и ребенком, а также дает родителям более эффективные инструменты помощи ребенку, который учится более позитивному поведению. Чем-то поведенческая может напоминать коучинг, то есть, у родителей есть личный наставник, который помогает им справляться с проблемным поведением. Также поведенческий терапевт должен учить родителей оказывать ребенку положительное внимание, а также устанавливать и разъяснять правила.  Использующие эти стратегии родители сообщают, что их дети учатся лучше контролировать свое поведение, и это, в свою очередь, помогает детям не только дома, но и в школе, а также при взаимоотношениях с другими. Разумеется, поведенческая терапия требует определенного труда, времени и усилий, однако ее преимущества остаются с ребенком до конца жизни.

Возможные барьеры на пути распространения этого вида помощи включают недостаток в некоторых регионах обученных специалистов, отсутствие покрытия для этого вида помощи в некоторых планах медицинского страхования и соответствующих ресурсов у родителей. При этом имеются четкие данные, базирующиеся на многочисленных контролируемых исследованиях, в пользу того, что поведенческая терапия должна быть первой линией лечения СДВГ у детей раннего возраста. Если эта стратегия будет внедряться более согласованно, родители приобретут лучшее понимание поведенческих принципов и будут чаще использовать позитивные стратегии родительства. Также следует ожидать улучшения детско-родительских отношений и увеличения возраста, в котором впервые назначаются психостимуляторы. Сообществу специалистов в области психического здоровья предстоит разрешить эту проблему.

medspecial.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта