Психотерапия как вид деятельности психолога. Психолог поведенческий


Поведенческая терапия: притворяйся пока не получится

Решить проблему всего за несколько встреч с психологом? Возможно, если он — поведенческий терапевт. Быстрота и эффективность делают поведенческую терапию (бихевиоральную терапию) необыкновенно популярной во всем мире.

Основы этого направления заложили ученики основателя бихевиоризма Джона Уотсона. В отличие от психоанализа, который длится годы, поведенческая терапия стремится ответить на запрос клиента за 5-6 встреч. В основе данного направления идея о том, что психологические проблемы возникают у человека из-за навыков, которые сформировались неправильно. Изменяем неверный навык и проблема решается. Выражение «Сформируй привычку – получишь характер, сформируй характер — получишь судьбу» подходит здесь как нельзя лучше.

Поведенческий терапевт не будет исследовать ваши детские травмы как психоаналитик и не станет касаться глобальных вопросов человеческого бытия как экзистенциальный терапевт. Он научит вас верно реагировать на проблемную ситуацию и вести себя в ней правильным образом.

Как это работает?

Оправданность такого подхода подтверждают и новейшие исследования. Социальный психолог из США Эми Кадди с группой ученых экспериментально подтвердили, что жесты, мимика и поза человека воздействуют на его гормональный фон, а значит и на его самоощущение.

Если вам предстоит публичное выступление и вы чувствуете в себе неуверенность, в течении нескольких минут побудьте в «уверенной позе»: широко расставьте ноги, освободите руки и улыбнитесь. Такое «актерство» увеличивает выработку гормона уверенности (тестостерона) и снижает выработку гормона стресса (кортизола). Верите вы в это или нет, но уверенности в себе прибавится.

Если же человек скрещивает руки, сутулится и втягивает голову в плечи, что гормоны ведут себя с точностью до наоборот и уверенность уменьшается. Таким образом, изменение механизма поведения способно повлечь за собой изменение проблемной ситуации в целом.

Поведенческая терапия применяется также при лечении фобий, зависимостей и депрессий. Например, социальная изоляция не только следствие депрессии, но и причина провокации заболевания. Поведенческие терапевты не ищут причины депрессии и не анализируют особенности личности больного, они мотивируют пациента к социальным контактам.

«После развода с мужем я на несколько месяцев выпала из жизни и думала, что так будет теперь всегда. — рассказывает Татьяна — Я перестала встречаться с друзьями, забросила любимые занятия в бассейне. Только на работу продолжала ходить, потому что ее не бросишь.  Дочь заставила меня обратиться к поведенческому терапевту.

Психолог рекомендовала мне для начала не пропускать семейные праздники, на той неделе как раз был день рождения моей сестры и я без особого энтузиазма пошла на него. На удивление я хорошо провела время. Потом не стала отказываться, когда коллеги собрались отмечать очередной корпоратив. Оказалось, что я еще способна получать удовольствие от встреч с друзьями! Спустя какое-то время я и сама стала проявлять инициативу — записалась снова в бассейн, а этим летом лечу на море. Кажется, жизнь еще может измениться и для меня!»

Поначалу общение с друзьями и родственниками, посещение светских мероприятий бывает трудным для больного, но постепенно эти мероприятия способны вернуть ему вкус к жизни и излечить от депрессии.

Какие методы использует поведенческая терапия?

Среди методов поведенческой терапии: снижение эмоциональной восприимчивости (систематическая десенсибилизация), оттачивание навыков, погружение в ситуацию страха (конфронтация), методы когнитивной терапии.

В целом данный вид лечения сравним с тренировкой. Вы хотите подтянутое тело — идёте в спортзал и прокачиваете мышцы, вы готовитесь к экзамену — целенаправленно выделяете время и день за днём учите предмет. Этот же принцип применяется и в поведенческой терапии. Анализ поведения клиента, определение этапов научения, проведение научения шаг за шагом, тренировка, самоконтроль – всё это этапы поведенческой терапии.

Родители давно заметили, что маленький Ильюша боится собак. В городе это не доставляло особых хлопот, но приезд семьи летом на дачу стал настоящей проблемой: иногда ребенок отказывался выходить гулять во двор по целым дням. По приезде в город решено было обратиться к психологу. Сначала на приемах Илья только рассматривал картинки с собаками, потом смотрел видео и уже не пугался больших псов на экране. Затем ему показали собаку издалека, она показалась ребенку вовсе не страшной. А еще через несколько занятий Илья сам подошёл к собаке и погладил её. Дворовые псы ребенку больше не страшны!

На встречах с психологом вы научитесь безопасно водить машину, не бояться авиаперелетов, избавитесь от привычки опаздывать или раздражаться по мелочам и улучшите качество жизни.

Такой формат подойдёт тем, кто ценит своё время и хочет решить свою проблему, не затрагивая глубинных пластов психики. Однако при потребности кардинальных перемен в личности клиента, глубинного анализ его психотравм и работы с подсознанием, поведенческая терапия уступает место другим видам лечения.

Читайте также

apsiholog.ru

22 Поведенческий подход в консультировании

22.Поведенческий подход в консультировании: основные теоретические конструкты, техники.

Бихевиоризм - направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой (бихевиоральной) психотерапии. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только доступное непосредственному наблюдению.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях. 

Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специали-сту - психологу или психотерапевту. 

Прикладной бихевиоральный анализ (операционализация и функц. анализ). Для прикладного бихевиорального анализа характерен ак­цент на конкретных действиях и поступках. Индивид должен “делать” что-то видимое, слышимое, ощущаемое. Мысли не так важны (они становятся центральным моментом анализа при когнитивно-бихевиористском подходе), Интересно, что бихе­виористская терапия часто оказывается особенно эффективной в случае депрессии, так как делается упор на действия, а не на размышления, что побуждает клиента к движению. Акцент на действии, поступках в целом является очень американским и прагматичным.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

Функциональный анализ. Устанавливая функциональные причинно-следственные свя­зи, психолог приходит к пониманию последовательности собы­тий, лежащих в основе внешнего поведения клиента. Исходя из этой функциональной картины, возможно разработать бихевиоральную программу изменения картины событий. Вообще гово­ря, только те люди, которые обращают на нас внимание, способны поощрять наше поведение. Но одного внимания явно недостаточно, чтобы помочь человеку в нем разобраться. Каждый человек способен разорвать сложив­шийся замкнутый круг предшествующих условий, поступков и последствий. Цель любого функционального анализа — разо­браться в системе поощрений для личности или пары людей. Особенно важны здесь внимание и одобрение. Однако деньги, еда, материальные и иные ценности— это не все предметы функционального анализа. Важны и другие социальные возна­граждения, такие, как улыбка, привязанность, признание. Нель­зя забывать о наказаниях. Игнорирование человека является одним из болезненных наказаний.

Практика применения бихев. терапии. Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ни­чего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае нельзя считать бихевиористскую психологию негу­манной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистиче­ской психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют.

studfiles.net

Психотерапия как вид деятельности психолога.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Психотерапия как вид деятельности психолога.

Психотерапия как вид психологической помощи:- особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;- средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;- длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;- персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Показания к применению психотерапии

Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания. Чем больше удельный вес психологического фактора, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий. определяются также возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они обусловлены клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.Во-первых, это возможная вторичная невротизация, то есть манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание.

Особенности взаимодействия психолога и клиента

Психолог и клиент начинают исследовать особенности личности последнего, анализировать прошлое, задумываться о будущем. Два человека, объединившись, выходят за рамки наличной ситуации. Начинается процесс психотерапии. работа с прошлыми травмами дополняется укреплением осознаваемых клиентом сильных сторон его личности и закладкой фундамента развития на будущее. В данной ситуации есть ещё один аспект — удовлетворённость работой самого психолога. Завершая цикл работы с клиентом, он может быть внутренне согласен или не согласен с завершением. И это во многом зависит от верований самого психолога. Опыт работы подсказывает, что в случае различного понимания завершённости процесса у психолога и клиента, можно предложить «рабочую остановку». Например, предложить человеку в течение месяца или двух сжиться со своим новым состоянием,

Этические аспекты деятельности психолога психотерапевта

В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже: 1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью. 2. Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. 3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. 5. Проблема «денег-подарков» за оказываемые консультационные услуги. При анализе данной проблемы часто вспоминают об экспериментах6. Проблема чрезмерного экспериментирования, когда консультанту в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью 0.

Позиция психолога при индивидуальном взаимодействии с клиентом

предполагает реалистический оп-ппр тимизм, отражающий возможности осуществления ин-t-utt дивидуальной жизни человека. Для психотерапевта, понашему мнению, значимо конструктивное отношение к тому свойству человека,ценность индивидуальности человека, с которым работает психотерапевт, не подвергается со­мнению, так же как и ценность других людей. «Дру­гие» — это тоже рабочая категория для психотерапев­та, ее содержание позволяет прояснить для человека индивидуальность его внутреннего мира, его челове­ческую сущность. Психотерапевт, используя понятие «другие» во взаимодействии с клиентом, ориентируется не только на его психологическое, но и на нравственное содер­жание, создавая во взаимодействии с клиентом реа­листический образ его самого и других людей, напол­няя его тем материалом, который ему дает категория меры. индивидуальная психотерапия предъявляет к содержанию взаимодействия клиента и психолога специфические требования реконструк­ции психологом философии жизни клиента через со» держание жизненной философии представленной в его позиции.

Классификация методов психотерапии

. В основе данной классификации лежит общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания:- рациональная психотерапия;- психоанализ;- гипнотерапия;- наркопсихотерапия и т.п. 2. В зависимости от того, на что направлено психотерапевтическое воздействие, выделяют:- симптомо-центрированные методы;- личностно-центрированные методы;. По характеру решаемых задач выделяют:- методы, направленные на понимание и преодоление проблем;- методы, направленные на понимание себя, своих мотивов, ценностей ипр. 4. В зависимости от цели работы различают:- методы, направленные на подавление эмоций;- методы, направленные на выражение эмоций. 5. В зависимости от того теоретического направления, в рамках которого работает психотерапевт, выделяют:- методы динамической психотерапии;- методы когнитивно-поведенческой психотерапии;

Показатели эффективности психотерапевтической работы

К основным из них относятся:• хорошие отношения и сотрудничество между психоло­гом и клиентом — исходная предпосылка психотерапии;• ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психологом;• когнитивное обучение за счет получаемой психологичес­кой информации;• изменение поведения клиента за счет нового эмоциональ­ного опыта, полученного в общении с психологом;• приобретение социальных навыков реагирования на мо­дели поведения психотерапевта; убеждение и внушение, явное и скрытое;• усвоение или осознанное отношение к новым формам по­ведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психолога.

Невербальные формы психотерапии

Известны три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный. О каждом из них можно многое рассказать, но ограничимся лишь основными сведениями.^ Физический контакт. Каждый из нас обладает личностным пространством, на которое рассчитан наш голос, наша дистанция с окружающими людьми. Прикосновение одного человека к другому — это уже вторжение в его личностное пространство, и цель этого вторжения, в зависимости от обстановки, несет определенные последствия. Эмоциональный контакт. Не секрет, что, находясь в толпе, в окружении встречных, абсолютно не знакомых людей, мы испытываем по отношению к ним то симпатию, то антипатию Интеллектуальный контакт. Это, прежде всего, общение с больным на уровне представлений, понятий, мыслей. Он не существует в отрыве от других типов контактов.Уметь слушать, не навязывая своего мнения, сочувствовать и поддерживать больного — одна из основных задач хосписа.

Виды психотерапевтических групп

Природа гипноза.

Гипнотический сон — это особое измененное состояние сознания, близкое к трансу, при котором человек будто бы находится во сне, и при этом способен выполнять какие-то действия по командам гипнотизера (в том числе — и психотерапевта). В психотерапии гипноз чаще всего используют в качестве вспомогательного метода. С его помощью можно скорректировать эмоциональное состояние пациента или подавить некоторые проявления заболевания, однако такие действия не решают проблему, и симптомы через какое-то время возобновляются. Гипноз эффективен лишь в комплексе с другими психотерапевтическими методиками.Иногда психотерапевт применяет гипноз и в качестве диагностического способа, но, как уже говорилось выше, на полную достоверность такого метода полагаться нельзя.Так для чего же все-таки используют гипноз? Гипнотический сон, действительно, раскрывает скрытые способности, но не творческие возможности человека и не способность получать «из ниоткуда» новые навыки и знания, а умение противостоять стрессу, эффективно находить выход из сложной ситуации,

Аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Недириктивный гипноз.

Современное направление гипнотерапии, направленное на индивидуальный подход, прежде всего используется косвенное воздействие, которое довольно часто применимо и в психотерапии, и в повседневной жизни: педагогике, рекламе, маркетинге, психологическом консультировании и др. В отличие от классического гипноза, где гипнотизёр ведёт себя уверенно и явно доминирует, заставляя клиента подстраиваться под задаваемый им шаблон поведения, в случае непрямого гипноза на первый план выходит возможность гипнотизера подстроиться под клиента. В этом и заключается принципиальное отличие подхода. Конечно, недириктивный гипноз не исключает прямых команд, особенно в случае, когда они гармонично вписываются в модель принимаемую гипнотизируемым;

Гештальттерапия.

Гештальт-терапия— одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.Главное и самое большое преимущество – это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?».

Бихевиоральная психотерапия

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Бихевиоральнаятерапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека.

 

психотерапия как вид деятельности психолога.

Психотерапия как вид психологической помощи:- особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;- средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;- длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;- персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия

– это, сочетание двух подходов в психотерапии и  психологическом консультировании: когнитивного (от латинского cognitio – познание, изучение, осознание) и поведенческого (от английского behavior — поведение).

Поведенческая терапия считает, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них.

Например, увольнение с работы у одного человека вызовет ощущение, что он  никуда не годится и нет надежды найти лучшую, более интересную работу, и он впадет в депрессию. Другой же, наоборот, подумает, что с таким начальником-тупицей и работать не стоит, а он достоин лучшего – в этом случае ни о какой подавленности не может быть и речи. Когнитивные терапевты для повышения комфортности жизни и расширения способностей человека справляться с различными ситуациями, обучают своих клиентов видеть ситуацию с разных сторон, отслеживать негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

считает, что проблемы человека являются проявлением неадаптивного, то есть, неуместного, не помогающего в данной ситуации, поведения. Поэтому, если человека научить правильному, адаптивному, подходящему поведению, и закрепить этот навык,  то это поможет разрешить его проблему. На консультации в  парадигме этого метода психолог консультант или психотерапевт, совместно с обратившимся человеком, выявляет неэффективные модели его поведения и предлагает человеку варианты новых способов действия в той или иной ситуации. В промежутке между консультациями клиент выполняет домашние задания, когда ему предлагается повторять и применять в реальной жизни новые модели поведения. Как уже было сказано выше, когнитивно-поведенческая психотерапия использует оба подхода (и когнитивный, и поведенческий) и считает, что для того, чтобы эффективно справляться с трудностями, необходимы изменения как в поведении, так и в мышлении.

Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на принципах теории обучения, которая предполагает, что различные типы поведения формируются в результате привычной реакции человека на внешние условия.

Человек никогда не воспринимает внешнее событие непосредственно, объективно, «напрямую», потому что на пути восприятия стоит фильтр, которым является наша психика. Она окрашивает каждое новое событие, дает ему субъективную оценку. Таким образом, между событием и нашей реакцией стоит мозг, каждое новое событие вызывает у человека определенные мысли. Наши мысли всегда окрашиваются нашими чувствами и эмоциями, это и формирует определенный ответ на внешнее событие — наше поведение.

Так человек, который привык думать, что окружающие хотят причинить ему вред, а  внешний мир несет в себе угрозу, воспринимает события своей жизни как угрожающие и тревожные: в предложении он видит критику, в несогласии –  неприязнь, в похвале – лесть, в дружеском отношении – жалость. Мыслительная модель «от окружающих жди неприятностей» заставляет человека испытывать соответствующие эмоции: страх, настороженность, обиду. А если окружающие –  враги, то стоит ли говорить, что это убеждение и связанные с ним эмоции заставляет человека стать борцом, везде видеть препятствия и их преодолевать, лишает человека возможности жить легко и находить единомышленников.   

К счастью, теория обучения говорит также о том, что любую привычку можно не  только выработать, но и изменить, отучиться от нее и освоить более правильную и  полезную.

В случае приведенного примера работа психолога консультанта будет заключаться в том, чтобы показать клиенту, что гораздо выгоднее иметь убеждение, что большинство людей настроено дружелюбно и  стремятся к сотрудничеству, жизнь на самом деле – легкая, а цели — достижимые. Консультант поможет выработать и закрепить в сознании новые убеждения и  эмоциональные реакции и сделать привычным новое поведение.

Как мы видим, для того, чтобы избавить человека от психологических затруднений, когнитивно-поведенческая психотерапия пытается изменить неудачные модели поведения и мышления человека и  заменить их на более эффективные.

Большинство методов психотерапии предполагают, что психологические проблемы исчезают по мере роста самосознания, и понимания человеком истоков своих затруднений. В когнитивно-поведенческом подходе вместо того, чтобы пытаться уменьшить неприятные ощущения путем осознания стоящих за ними проблем, используются хорошо проверенные обучающие принципы, которые устраняют нежелательные модели мышления и поведения.

То есть, этот подход всегда работает над проблемами, с которыми сталкивается человек в настоящее время: когнитивно-поведенческая психотерапия не исследует прошлое, пытаясь там найти причины текущих проблем, а просто помогает понять, что в настоящем способствует существованию затруднений и предлагает способы, как это изменить.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

может использоваться как в инивидуальном, так и в семейном консультировании, а  так же в групповой работе. Метод позволяет работать с разными психологическими затруднениями, в том числе с проблемами в семье, в супружеских отношениях, между детьми и родителями, с коллегами по работе. Но иногда бывают ситуации, когда беспокойство или подавленное состояние не  имеет четкой фокусировки и составить иерархию мыслей и эмоций, вызывающих такие состояния, трудно или невозможно. В этих случаях говорят о таких неприятных переживаниях как депрессия, тревожность, приступы паники, ОКР, нарушения сна. Когнитивно-поведенческая психотерапия может помочь и в этих случаях.

Например, люди переживающие состояние депрессии, тревоги или паники не имеют склонности самоугождать (считать себя безусловно хорошим, а свои действия правильными, подчеркивать свои достоинства и не обращать внимания на  мелкие недостатки), как это делают все здоровые люди. Вместо этого они часто приписывают свои неудачи самим себе, а свои успехи – внешним обстоятельствам.

Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает оценить преимущества толкования событий так, как это делают здоровые люди – она уничтожает нелогичные представления о том, что нас должны все любить, мы должны быть абсолютно компетентными и удачливыми  во всем, а когда дела идут не так, как мы  хотим – это катастрофа. И чем больше люди меняют свой стиль негативного мышления, тем быстрее отступает депрессия, тревога и паника. 

Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает тому, кто хочет в достаточно короткие сроки научиться избавляться от негативных мыслей (заменяя их на более конструктивные) и думать, а соответственно и действовать более позитивно. Это эффективный метод краткосрочной терапии, она не рассчитана на  долгие месяцы и годы. По опыту, на решение одной проблемы клиента отводится от  1 до 6 встреч, встречи проходят с частотой одна встреча в одну-две недели.

Но главным условием успеха когнитивно-поведенческой терапии, впрочем, как и любого психотерапевтического метода, является желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с психологом-консультантом.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, психолог-консультант Опубликовано: 09.12.2010

www.psycholog-consultant.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта