Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Поведенческое направление


14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления

Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классических психологических направления: 1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И. П. Павлова и С. Халла. 2. Теория оперантного научения Б. Скиннера. 3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральнойпсихокоррекции сосуществуют три основные тенденции: 1. Классическоеобусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова. 2. Оперантноеобусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения. 3. Мультимодальное программирование.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

Техники: 1. Методика «негативного воздействия». В её основе лежит парадоксальное предположение, что от навзчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её. Согласно Павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса. 2. Методика «скилл-терапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов: Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее. Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»...) и оценивает достигнутый результат. «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).3. Методики формирования поведения. «Шейпинг». Методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели - усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения. «Фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. 4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления. Положительное подкрепление - предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

К преимуществам поведенческой коррекции можно отнести непродолжительность, что позволяет контролировать вызываемые ею эффекты. Методы поведенческой терапии широко применяются при различных формах деструктивного поведения: курении, алкоголизме, фобиях, заикании и т.д.

studfiles.net

Поведенческое направление

Суть этого направления сводится к замене системы, основанной на чисто физической интенсивности труда, созданием в организации такой социально-психологической атмосферы, которая, с одной стороны, способствовала бы повышению производительности труда, а с другой – создавала иллюзию единства рабочих и предпринимателей. Таким образом, поведенческое направление явилось реакцией на жесткий рационализм Ф. Тейлора и его последователей путем акцентирования внимания на учете потребностей и заинтересованности работников. Самыми яркими представителями этого направления являются Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог и философ, считал, что общественное развитие объясняется тремя факторами: плотностью населения, развитием путей сообщения и коллективным сознанием. По его мнению, общество основано на общезначимых коллективных представлениях (к ним относятся право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. При этом любое; общество характеризуется социальной солидарностью, которая является высшим нравственным принципом, регулирующим взаимоотношения людей. Что касается социальных конфликтов, то их Э. Дюркгейм считал патологическим явлением. Его главный научный труд – книга «О разделении общественного труда» (1893), в которой излагаются основные положения поведенческого подхода.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог и философ, с именем которого связано учение о сущности и структуре организаций, считал, что сущность любого социально-экономического явления определяется не только его объективными сторонами, но, прежде всего, точкой зрения самого исследователя, тем культурным значением, которое приписывается данному процессу или явлению. В своих работах («теория социально-экономических организаций», «Хозяйство и общество» и др.) М. Вебер обосновывал необходимость учета в производственной деятельности не только организационных, но и социально-психологических аспектов, Моделью рационального поведения для М. Вебера служило экономическое поведение, по степени отклонения от которого отличаются другие типы поведения.

М. Вебер разработал «идеальный тип» административной организации, которую он обозначил термином «бюрократия». По его мнению, этот тип организации обеспечивает наивысший уровень производительности и эффективности, поскольку он образует систему, основанную на специализации функций, иерархии и карьере. В этой системе «идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности («без гнева и пристрастия»), а следовательно, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма».

Таким образом, М. Вебер рассматривал организацию как чисто формальную систему, которая управляется на основе строго опреде­ленных правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех ее членов. Такая система носит принудительный характер, а структурные элементы организации должны функционировать как хорошо отлаженный безличностный механизм. В этой системе индивиды существуют изолированно друг от друга и должны быть приспособлены («притерты») с помощью чисто формальных экономических рычагов. Вся организация носит закрытый, замкнутый характер.

Многие критики концепции М. Вебера, высоко оценивая значение его организационной модели, вместе с тем подчеркивали, что он ограничивался лишь чисто формальной организацией бюрократии, а все отклонения от нее рассматривал как не представляющие интереса для исследователей. Между тем, многие эмпирические исследования последующих десятилетий опровергли подобный подход. В ходе них выявилось, что такие факторы, как «неформальные отношения» и «неофициальная практика», могут играть большую роль в отношениях между членами бюрократической организации и приобретают существенное значение даже тогда, когда они не обрели организованных форм.

studfiles.net

Поведенческое направление в психокоррекции

Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классических психологических направления:1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И. П. Павлова и С. Халла.2. Теория оперантного научения Б. Скиннера.3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.3. Мультимодальное программирование.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.

psyvision.ru

Поведенческое направление

Количество просмотров публикации Поведенческое направление - 208

Суть этого направления сводится к замене системы, основанной на чисто физической интенсивности труда, созданием в организации такой социально-психологической атмосферы, которая, с одной стороны, способствовала бы повышению производительности труда, а с другой - создавала иллюзию единства рабочих и предпринимателœей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, поведенческое направление явилось реакцией на жесткий рационализм Ф. Тейлора и его последователœей путем акцентирования внимания на учете потребностей и заинтересованности работников. Самыми яркими представителями этого направления являются Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, считал, что общественное развитие объясняется тремя факторами: плотностью населœения, развитием путей сообщения и коллективным сознанием. По его мнению, общество основано на общезначимых коллективных представлениях (к ним относятся право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. При этом любое; общество характеризуется социальной солидарностью, которая является высшим нравственным принципом, регулирующим взаимоотношения людей. Что касается социальных конфликтов, то их Э. Дюркгейм считал патологическим явлением. Его главный научный труд - книга ʼʼО разделœении общественного трудаʼʼ (1893), в которой излагаются основные положения поведенческого подхода.

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог и философ, с именем которого связано учение о сущности и структуре организаций, считал, что сущность любого социально-экономического явления определяется не только его объективными сторонами, но, прежде всœего, точкой зрения самого исследователя, тем культурным значением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приписывается данному процессу или явлению. В своих работах (ʼʼтеория социально-экономических организацийʼʼ, ʼʼХозяйство и обществоʼʼ и др.) М. Вебер обосновывал крайне важно сть учета в производственной деятельности не только организационных, но и социально-психологических аспектов, Моделью рационального поведения для М. Вебера служило экономическое поведение, по степени отклонения от которого отличаются другие типы поведения.

М. Вебер разработал ʼʼидеальный типʼʼ административной организации, которую он обозначил термином ʼʼбюрократияʼʼ. По его мнению, данный тип организации обеспечивает наивысший уровень производительности и эффективности, поскольку он образует систему, основанную на специализации функций, иерархии и карьере. В этой системе ʼʼидеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности (ʼʼбез гнева и пристрастияʼʼ), а следовательно, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазмаʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, М. Вебер рассматривал организацию как чисто формальную систему, которая управляется на базе строго опреде­ленных правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всœех ее членов. Такая система носит принудительный характер, а структурные элементы организации должны функционировать как хорошо отлаженный безличностный механизм. В этой системе индивиды существуют изолированно друг от друга и должны быть приспособлены (ʼʼпритертыʼʼ) с помощью чисто формальных экономических рычагов. Вся организация носит закрытый, замкнутый характер.

Многие критики концепции М. Вебера, высоко оценивая значение его организационной модели, вместе с тем подчеркивали, что он ограничивался лишь чисто формальной организацией бюрократии, а всœе отклонения от нее рассматривал как не представляющие интереса для исследователœей. Между тем, многие эмпирические исследования последующих десятилетий опровергли подобный подход. В ходе них выявилось, что такие факторы, как ʼʼнеформальные отношенияʼʼ и ʼʼнеофициальная практикаʼʼ, могут играть большую роль в отношениях между членами бюрократической организации и приобретают существенное значение даже тогда, когда они не обрели организованных форм.

referatwork.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Общая характеристика.

 

Эта психотерапия включает в себя переструктурирование социального окружения. Цель – формирование и укрепление способностей к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.

В то время как на первых этапах своего развития под термином «поведение» понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики; сейчас в это понятие включается эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. В качестве предшественников поведенческой психотерапии могут рассматриваться методы, основанные на принципах научения, которые вошли в литературу под названием методов условно-рефлекторной терапии.

Теоретической основой поведенческой психотерапии принято считать бихевиоризм. С точки зрения бихевиористов, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно поведение является единственной психологической реальностью, доступной наблюдению и обладающей параметрами, которые можно измерить, и на которые можно воздействовать. Поведение понимается как совокупность реакций индивида на воздействия внешней среды, но набор фиксируемых стимулов. Поведение человека описывается жесткой схемой «S - R». Центральная проблема – проблема научения. В качестве основной цели поведения выступает адаптация.

Согласно бихевиоризму, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и не научился в жизни. Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения. В соответствии с этим, основная цель поведенческой психотерапии – устранение симптома, замена неадаптивных способов поведения на адаптивные, правильные, что достигается в процессе научения, осуществляемого на основании определенных схем:

- схема классического обусловливания, связанная с именем Павлова. Формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований: а) смежность (совпадение по времени) индифферентных и безусловных раздражителей с некоторым опережением первого; б) многократное сочетание индифферентных и безусловных раздражителей. Из схемы условного рефлекса И.П.Павлова «S - R» видно, что основной путь управления поведением – это управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию. Организуя некоторым образом окружение, вырабатывая условные рефлексы можно формировать определенное поведение у человека.

- схема оперантного обусловливания, разработанная Э.Торндайком и Б.Скиннером. Эта схема подчеркивает значение стимулов, имевших положительный или отрицательный характер в возникновении и укреплении поведения. Стимул здесь приобрел функциональные качества подкрепления, повышающее силу реакции. Суть оперантного обусловливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется его результатами и последствиями.

Поведенческая психотерапия стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, при этом не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности; жалобы пациента воспринимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется. Пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, при этом и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Следующий этап развития поведенческой психотерапии связан с попыткой учесть промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. Прежде всего, это мысли и представления, которые управляют эмоциональными и мотивационными процессами. Как следствие возникла схема скрытого обусловливания, которая легла в основу когнитивно-поведенческой психотерапии.

Модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на когнитивных процессах. В настоящее время существует, по меньшей мере, 10 направлений психотерапии, делающих акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента (когнитивная терапия А.Бека, рационально-эмотивная терапия А.Эллиса, нейролингвистическое программирование и др.). Приведем их общие принципы.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании, воспитании. Чтобы помочь пациенту изменить неадаптивное поведение, психотерапевт должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого пациента и семьи.

Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени переразвитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализированные установки в отношении многих ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психотерапевту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в дисфункциональной манере.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) – важный этап метода. Это требует функционального анализа, то есть детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.

3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением (приставка квази- означает мнимый, ненастоящий) базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психотерапия использует достижения, методы и техники классического (условно-рефлекторного, павловского), оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения.

5. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.

6. Лечение активно вовлекает пациента и семью, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, то есть методика психотерапии структурирована.

7. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.

Если раньше поведенческая психотерапия ставила основной задачей устранение или исключение нежелательного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время акцент смещен на научение пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное мышление, достижение целей и т.д.), активацию ресурсов личности и ее окружения.

 

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 60 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Методы, усиливающие поведение | Когнитивная терапия: А.Бек | Ключевые концепции |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.016 сек.)

mybiblioteka.su


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта