Типы А и Б при различной контролируемости ситуации. Поведенческий тип б


Человек эмоциональный: тип А и тип Б - Исследования психологов - Каталог файлов

Психологи в этой связи условно делят всех людей на два типа: А и Б.

К типу А относятся люди у которых до болезненности развито чувство ответственности – все, что происходит в окружающем мире касается их лично. еще одна черта – честолюбие, стремление добиться определенного (желательно высокого) статуса, который выделял бы их в толпе. При этом неважно, чем они занимаются, ключевые слова – “быть лучшим”, для людей типа А движущей их по жизни силой можно считать стойкое стремление к деловому или личностному успеху. Ставя перед собой очередную цель, такой человек подчиняет ей всего себя, в жертву идут и близкие люди и собственные желания, остается лишь слово “надо”. Это тип очень работоспособного, вечно загруженного человека, для которого вошло в привычку забывать о том, что существуют праздники, выходные и отпуска. Любой перерыв в работе человек типа А воспринимает как досадную помеху, ни на минуту не переставая думать о делах. По большому счету его психика не получает никакой разгрузки. Ведь общеизвестно, что для того, чтобы отдохнуть иногда достаточно просто переключится на другой вид деятельности. А вот этого, как раз, эти люди делать и не умеют.

Тип А, кроме всего прочего, - жесткая, конфликтная личность, предпочитающая при малейшем противостоянии ни сотрудничество или компромисс, а подавление, противостояние. Человека с поведением типа А, как утверждает английский биолог М. Медавар, можно обнаружить уже в детстве, за школьной партой: он всегда тянет руку вверх, не слушая ни товарищей, ни учителей, для него важно лишь показать себя.

Человек типа А мало задумывается о своем здоровье, предпочитает игнорировать недомогания, “забывать” о них. Пойти к врачу? Что вы! Этому человеку некогда заниматься пустяками! В лучшем случае он выпьет какое-нибудь быстродействующее средство, чтобы убрать симптом и забыть, не думать о причинах болезни: болеть унизительно, это удел слабых. Между тем нервная система у типа А не обладает достаточным запасом прочности: прямо скажем, слабая у этих людей нервная система. К этому стоит добавить, что самоконтроль за свои поведением у такого человека развит явно недостаточно, часто бывают эмоциональные срывы, когда кажется, что человек, стоящий перед вами и вовсе не обладает “кожей”, одни обнаженные нервы, Буквально все его раздражает, вызывает эмоциональные вспышки.

Соответственно, по статистике, люди типа А в пять – семь раз чаще получают инфаркт, чем люди типа Б, в несколько раз чаще страдают гипертонией и язвенными болезнями. А в экстремальных ситуациях им трудно собраться, они теряются, чувствуют себя беспомощными, суетятся, срывают зло на окружающих. Отрицательные эмоции надолго “застревают” в их психике, не вытесняются в подсознание, наслаиваются одна на другую, постепенно переходя на физический уровень в виде всевозможных болезней.

Тип Б – это спокойные, добродушные, уравновешенные люди. Утвердиться на работе для них не самоцель: собственное настроение и здоровье дороже. Эти люди никогда не задерживаются на работе сверхурочно, не берут работу на дом, у них четко простроены границы “мое – не мое”. Если уж отпуск, то отпуск по полной программе, с полным отключением от привычных дел и мыслей. Со стороны такой человек может показаться “пофигистом”, равнодушным ко всему, кроме собственной персоны. На самом деле это не так: у людей типа Б прекрасно развиты защитные механизмы психики, которые не допускают накапливания, “застревания” негативных эмоций.

Срабатывают механизмы психологической защиты – вытеснение (перевод негативного переживания в подсознание, “забывание") рационализация (переход с языка чувств на язык логики, что делает переживание не таким острым), избегание и пр. Результат – гораздо более устойчивая нервная система и, соответственно, в несколько раз меньше риск всевозможных заболеваний. В экстремальных ситуациях у людей типа Б гораздо больше шансов собраться, сориентироваться, принять правильное решение, не поддавшись паническим атакам эмоций.

Кто-то может возразить, что такая независимость от чувств и эмоций характерна для человека сугубо рационального, сухого, не способного понять другого человека, его переживаний. Это не так: люди типа Б прекрасно чувствуют все нюансы своего и чужого настроения, способны сопереживать им. Просто их устойчивая от природы нервная система не допускает “застоя” непрятных эмоций, перерабатывая их. Люди типа Б, как правило прекрасные семьянины, умеющие любить и ценить любовь. Мало того, они с успехом могут поднять настроение окружающих, заражая их своим оптимизмом.

Считается, что принадлежность к тому или иному типу закладывается в раннем детстве, но свойства эти не врожденные, то есть можно, хорошенько поработав над собой, изменить свой тип, или, по крайней мере, научиться не допускать длительного “заражения” негативными эмоциями, разрушающими нашу психику и подрывающими наше здоровье.

Безусловно, механизмы эмоционального реагирования человека гораздо богаче и разнообразнее, чем это представлено в типах А и Б. Однако, причислив, хотя бы условно, себя к одному из этих типов вы сможете лучше отследить механизмы своих эмоциональных реакций, степень их влияния на ваше самочувствие, то, насколько вы способны контролировать эти моменты.

На самом деле главный показатель того, насколько мы психологически здоровы, это – умение радоваться. Американские психологи в этой связи основными критериями считают то, как человек способен радоваться (и способен ли вообще) каждому утру и каждой новой весне. Если это присуще вам, то вы – счастливый обладатель стойкого психологического иммунитета ко всем жизненным невзгодам.

 

Источник информации

moy-psiholog.moy.su

Дмитрий Жуков «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей»

Стресс

Поведение типа А – «борьба или бегство», поведение типа Б – «затаивание»

Удовлетворение потребности может происходить с использованием двух стратегий: либо вернуть параметры среды к исходным (поведение типа А), либо приспособиться к произошедшим изменениям (поведение типа Б). Человек, как правило, сознательно выбирает одну из стратегий поведения. Он либо старается вернуть параметры среды к прежним (закрывает форточку), либо приспосабливается к ним (запахивается поплотнее и поднимает воротник).

Тип стрессорной реакции – А или Б – генетически детерминирован

Тип стрессорной реакции почти полностью зависит от наследуемых, т. е. врожденных факторов. Те 5 % изменчивости такого признака, как «тип стрессорной реакции», которые обычно приписывают факторам внешней среды, частично связаны с ошибкой методов тестирования. Кроме того, существуют методы, позволяющие радикально изменить личность, например выработка выученной беспомощности. Однако, как правило, они приводят к разрушению личности. Тем не менее формально нельзя говорить о полной независимости типа стрессорной реакции от воздействия факторов внешней среды.

Надо подчеркнуть, что ими нельзя изменить только тип, но не величину стрессорной реакции. Накопление индивидуального опыта человеком или животным приводит к тому, что они будут все реже сталкиваться с ситуациями, содержащими значительный элемент новизны. Соответственно, стрессорная реакция будет становиться, как правило, все менее выраженной. Таким образом, влияние разнообразных средовых воздействий приведет к изменению стресс-реактивности, но тип реакции не изменится никогда.

Поведение типа А и Б у человека

К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б – неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной активности люди. Следует отметить, что агрессивность здесь понимается в самом широком смысле этого слова – как постоянное стремление сократить дистанцию общения. Поэтому ярким представителем поведенческого типа А является не только д’Артаньян Дюма, но и гоголевский Ноздрев, который быстро переходит на «ты» с едва знакомым ему Чичиковым и сразу же пускается в ненужные откровения, заявляя собеседнику: «Будь я твоим начальником, я бы тебя повесил».

Люди психического склада Б по определению остаются в тени. В напряженные моменты, сопровождающиеся стрессом, люди типа Б не осуществляют активных действий, не принимают определяющих решений и стараются быть как можно незаметнее.

Разделение людей по типам А и Б было предложено не психологами и не психиатрами, а кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом в 1959 г. Они первые обратили внимание на то, что для людей типа А в несколько раз выше риск заболевания ишемической болезнью сердца, а это основная причина смерти в развитых странах.

Эндокринный стрессорный ответ типа А и Б

Особенности поведения при стрессе должны отражаться в эндокринных реакциях организма. Поэтому в первую очередь внимание привлекают гормоны стрессорных систем, а именно кортизол и адреналин.

У людей с поведением типа А преобладает секреторная активность мозгового слоя надпочечников, а у людей типа Б – коркового. Соответственно, основным стрессорным гормоном для типа А является адреналин (еще одна буква «А»), а для типа Б – кортизол. Различия в организации эндокринного компонента стрессорной реакции тесно связаны с различиями в поведении при стрессе.

Таблица 6.2. Перечень основных поведенческих и эндокринных особенностей представителей поведенческих типов А и Б у животных

Особого внимания заслуживают различия в системе прогестерона (его содержание сильно меняется в разные стадии цикла) у животных двух поведенческих типов, которыми объясняются различия в репродуктивной системе. Высокое содержание прогестерона обеспечивает стабильность беременности у животных типа Б, а из-за низкого прогестерона у животных типа А она может прерваться в результате незначительного воздействия. В то же время высокая продукция прогестерона препятствует наступлению беременности, что наблюдается у крыс типа Б.

По всей вероятности, с различной секрецией прогестерона связан и разный уровень тревожности у животных двух типов. В состоянии покоя тревожность выше у животных типа Б, однако они более устойчивы к сильным стрессорным воздействиям.

Весьма примечательно и различие в активности системы окситоцина.Сканирование мозга 430 испытуемых показало, что чем больше человек склонен к активному избеганию стрессогенных стимулов, тем меньше у него гиппокамп.

Типы А и Б при различной контролируемости ситуации

Наиболее ярко преимущества поведения типа Б проявляются в неконтролируемых ситуациях. Относящиеся к этому типу животные и люди лучше переносят неконтролируемые стрессорные воздействия. Соответственно, их оптимальной стратегией является затаивание.

Это было показано в условиях эксперимента на животных с использованием различных моделей. На этой модели было показано, что только у животных с поведением типа А, развивается выученная беспомощность. У них ухудшается как обучение, так и воспроизведение имеющихся навыков. Изменяется и вся структура поведения таких животных. В условиях, не содержащих фактора новизны, в домашней клетке, у них проявляются ранее несвойственные им реакции замирания. Кроме того, у животных развивается агедония – потребление вкусной пищи, которую они ранее предпочитали, резко падает. Наконец, только животные типа А после неконтролируемого воздействия начинают употреблять алкоголь. Поскольку он является универсальным стресс-протектором, его потребление служит показателем стрессорности ситуации, которую пережило животное или человек. Животные типа Б не начинают пить растворы этанола, бутылки с которым ставят им в клетку, следовательно, это является одним из показателей того, что неконтролируемое воздействие не оставило следа в их психике. После неконтролируемого воздействия животные этого типа демонстрируют повышенный уровень тревоги, но в остальном их поведение не меняется (рис. 6.11).

Социальный неконтролируемый стресс, так же как и физический, имеет неблагоприятные последствия для психики (и здоровья вообще) только носителей психологического типа А, тогда как люди и животные с психологическим типом Б, основу которого составляет реакция затаивания, в неблагоприятных условиях хорошо переносят неконтролируемое стрессорное воздействие.

Подчеркнем, что поведение типа Б оптимально только в неконтролируемых условиях. Когда можно и нужно что-то предпринимать для изменения неблагоприятных условий существования, животные и люди типа Б проявляют худшую приспособленность по сравнению с обладателями врожденного типа А.

Говорят, что «хуже нет – ждать да догонять». Уточним народную мудрость. Ждать тяжело обладателям поведенческого типа А, а что касается догонять, то этим они занимаются с удовольствием, это их стихия. Если же у животного или человека поведенческий тип Б, то выжидание для него – естественная реакция, а вот бежать он не приспособлен психологически.

Крысам, чтобы избежать ударов током, надо было перейти в другую половину клетки, т. е. преодолеть расстояние в две длины своего тела. Быстро обучившиеся животные относились к типу А, а обучившиеся плохо – к типу Б. Через пять дней после проведения таких процедур обнаружилось, что у животных типа Б повышена концентрация глюкокортикоидов – гормонов стресса. Это вполне ожидаемый результат, так как обучение сопровождалось болевыми ощущениями. Но оказалось, что у животных типа А концентрация гормонов стресса ниже, чем была до обучения. Иначе говоря, несмотря на боль, испытанную во время процедур, стресс у этих животных завершился очень быстро – они были в своей стихии, ситуации контролируемого стресса, в которой надо что-то делать – бежать! Более того, потребление сладкого раствора тоже изменилось противоположным образом у животных с разными типами поведения. У крыс типа А оно возросло и оставалось повышенным еще две недели. Иными словами, им было хорошо, когда была возможность эффективно реализовывать свою врожденную стратегию поведения – суетиться при неблагоприятных изменениях в среде. А крысы типа Б стали пить значительно меньше сахара, что свидетельствует об агедонии, симптоме выученной беспомощности. Предпринимать что-либо для них более пагубно, чем просто сидеть и терпеть.

Таким образом, можем сделать вывод: выбор стратегии поведения – А или Б – зависит от возможности контролировать ситуацию. В контролируемых условиях оптимально поведение типа А, в неконтролируемых – типа Б.

Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса у представителей типа А и Б

Характер эндокринного компонента стрессорного ответа различается у животных и людей в зависимости от психологического типа. Для типа А характерно преобладание выброса адреналина при стрессе. Подчеркиваем, именно «выброса», так как увеличение содержание адреналина в крови отмечается спустя секунды после начала действия стимула. Это объясняется тем, что фактически мозговой слой надпочечников представляет собой нервный ганглий. Хотя он и удален топографически от спинного мозга и окружен чисто эндокринной тканью, его секреторная активность регулируется исключительно нервными сигналами, распространяющимися по симпатической нервной системе. Поэтому тип людей (и животных), у которых выражен адреналовый компонент стресса, еще называют симпатотониками.

У организмов с психическим типом Б в эндокринном стрессорном ответе преобладают глюкокортикоиды, более высокое содержание которых отмечается у них также и в состоянии покоя. Носителей типа Б еще называют парасимпатотониками, так как для них характерна активация парасимпатической нервной системы – функционального антагониста симпатической нервной системы.

Обратите внимание на разный психотропный эффект адреналина и глюкокортикоидов. Высокая активность коркового слоя надпочечника обеспечивает реакцию затаивания (определяющий тип поведенческой реакции Б), взаимодействуя непосредственно со структурами ЦНС, а адреналин модулирует мобилизацию энергетических ресурсов при активных попытках изменить внешнюю среду, составляющих сущность поведенческой реакции типа А.

Если в состоянии покоя различия между эндокринными реакциями животных типов А и Б остаются только количественными (у А несколько выше содержание адреналина в крови и несколько ниже содержание глюкокортикоидов, чем у Б), то после неконтролируемого воздействия различия между двумя психологическими типами становятся качественными.Рис. 6.15. Дексаметазоновый тест у крыс двух поведенческих типов – А и Б, подвергнутых неконтролируемому стрессорному воздействию По оси абсцисс – время суток; по оси ординат – содержание кортикостерона в плазме крови; стрелкой отмечено введение дексаметазона. Схематически показано изменение содержания кортикостерона в крови. Положительный результат теста (содержание кортикостерона в крови не снижается) – у животных типа А с выученной беспомощностью. У животных типа Б чувствительность к дексаметазону нормальная.

Эти различия выявляются при анализе регуляции гипофиз-адреналовой системы по механизму обратной связи (рис. 6.15). После применения неконтролируемой стрессорной ситуации уровень глюкокортикоидов постепенно возвращается к норме, оставаясь, впрочем, у крыс типа Б несколько выше, чем у крыс типа А.

Если в это время применить к животным дексаметазоновый тест, то окажется, что секреторная активность коры надпочечников подавляется только у животных типа Б. В то же время реакция у животных типа А на дексаметазон очень слаба или вообще отсутствует.

Эта картина соответствует результатам дексаметазонового теста у больных разными формами депрессии. Таким образом, они соответствуют поведенческим изменениям, вызываемым неконтролируемым стрессом у животных двух психологических типов: у типа А развивается депрессивноподобное состояние выученной беспомощности, а у типа Б – высокотревожное состояние.

Пониженная чувствительность к дексаметазону у животных с выученной беспомощностью и у человека с депрессивными состояниями имеет не только диагностическое значение, а еще и раскрывает механизм формирования депрессии. Ослабление регуляции гипофиз-адреналовой системы по механизму обратной связи означает, что нарушена способность к торможению стрессорной реакции. Вспомним, что обратная связь – это единственный механизм, с помощью которого происходит торможение эндокринного компонента стресса. Продукция глюкокортикоидов корой надпочечников уменьшается только за счет того, что в высших структурах ЦНС, а также в гипоталамусе и гипофизе глюкокортикоиды вызывают торможение активности соответствующих клеточных элементов. В гипофизе это клетки, синтезирующие АКТГ, в гипоталамусе – кортиколиберин, а в ЦНС – нейроны, модулирующие активность гипоталамуса.

При ослабленной чувствительности к сигналам обратной связи незначительные воздействия будут поддерживать в организме постоянное состояние стресса. Высокая активность всех компонентов эндокринной системы, когда стрессорный стимул уже не действует, лишена биологической целесообразности. Это пагубно сказывается на поведенческих и физиологических механизмах адаптации животного или человека.

Субъективизм контролируемости у типов А и Б

Около 100 лет назад в Антарктике судно «Дискавери» оказалось затертым льдами. Провизия была на исходе, помощи ждать было неоткуда, и команду охватила апатия. Неизбежно появилась цинга – биологическая маска депрессии. Только два человека не страдали от цинги – Руаль Амундсен и лейтенант (еще не капитан) Роберт Скотт. Они, не считая ситуацию неизбегаемой, организовали команду, стали рубить лед и вывели корабль в открытые воды.

Это пример того, как неконтролируемую ситуацию можно превратить в контролируемую и исключительно путем ее субъективного восприятия избежать развития депрессии. Таким образом, хотя все психические процессы разворачиваются на фоне биологических, а биологические закономерности первичны по отношению к психическим, такой субъективный процесс, как оценка ситуации, может поменять не только поведение, но и физиологические последствия стресса.

Значит ли это, что в некоторых случаях психологические законы приоритетны по отношению к биологическим? Разумеется, нет. Совершенно очевидно, что для восприятия сложной ситуации как контролируемой нужно быть носителем психологического типа А. Типы А и Б определяются типом нейрогуморальной организации, которая, в свою очередь, обусловлена генотипом. В специально поставленных экспериментах не удалось «перевоспитать» крыс с врожденным типом Б. Таким образом, бороться с неконтролируемым стрессом, воспринимая ситуацию как контролируемую, может только человек или животное с поведенческим типом А. В этом случае результат, может быть, будет достигнут.

с одной стороны, носители психологического типа А могут приспособиться к сложной ситуации, воспринимая ее как контролируемую. Но, с другой стороны, они подчас страдают, субъективно воспринимая ситуацию как неконтролируемую (рис. 6.17):Рис. 6.17. Фактор контролируемости – субъективное понятие. Особи психологического типа А могут воспринимать ситуацию неизбежной угрозы как контролируемую, упорно реализуя стратегию поведения «что-то делать» и не обращая внимания на бесплодность усилий. Для представителей типа Б, наоборот, пагубной оказывается ситуация, которая вынуждает их изменить окружающую среду – физическую или социальную, вместо того чтобы, используя свою стратегию поведения – затаивание, приспособиться к произошедшим изменениям.

Таким образом, чтобы успешно переживать стрессорные ситуации, необходимо не только оценить ситуацию как контролируемую либо как неконтролируемую, но и знать собственный психологический тип. Не следует забывать, что наибольшее приспособительное значение имеет не та или иная стратегия сама по себе, а способность выбирать ее применительно к обстоятельствам, т. е. пластичность поведения.

Представители типа Б в человеческой популяции составляют большинство. К этому выводу первыми пришли философы, анализируя природу человека. У таких очень разных авторов, как, например, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Фромм, мы находим сходный вывод: большинству человечества (массовому человеку, среднему человеку и т. п.) свобода не нужна. А ведь свобода – это контролируемые условия существования. Если возможность контролировать ситуацию неблагоприятно сказывается на самочувствии и здоровье субъекта, значит, он приспособлен к противоположной ситуации, в которой оптимальной будет стратегия затаивания.

К выводу о преобладании людей со склонностью к пассивно-оборонительным реакциям в неблагоприятной обстановке пришел советский генетик С. Н. Давиденков.

Проводя исследования по медицинской генетике, он обнаружил, что поведенческий тип Б наследуется по доминантному типу. Иными словами, в потомстве родителей, один из которых принадлежит к типу А, а другой – к типу Б, будут преобладать представители последнего. Следовательно, в человеческой популяции в целом бόльшую часть составляют люди с врожденной склонностью к реакциям затаивания при неблагоприятных изменениях условий существования.

По доминантному типу, как правило, наследуются признаки, которые увеличивают адаптивные возможности организмов (если бы доминировали признаки, снижающие способность приспосабливаться, их носители вымерли бы, и популяция исчезла).

m-3713.livejournal.com

Физиологические основы психики. Ч. 1 | Библиотека студента

Библиотека студента

6.2. Поведенческий стиль личности (поведение типа А и Б)

Вышесказанное хорошо иллюстрирует представление о существовании двух полярных типов (стилей) поведения и соответствующих личностных характеристик, которые оказываются определенным образом связанными с индивидуальными особенностями вегетативного баланса.

В 1974 г. вышла книга М. Фридмана и Р. Розенмана «Поведение А-типа и ваше сердце», первое и наиболее значительное исследование взаимосвязи поведения и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Было выделено два полярных типа поведения и соответственно группы людей, у которых преобладает один из двух вариантов поведения: тип А или тип Б. К первому типу относится поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения. И именно этот тип, стиль жизни повышает риск сердечно-сосудистных заболеваний и скоропостижной смерти.

В лабораторных условиях было показано, что оба типа по-разному реагируют на информационную нагрузку. Характер этих реакций согласуется с преобладанием активности одного из двух отделов вегетативной нервной системы: симпатический (тип А) или парасимпатический (тип Б). Первый реагирует на нагрузку учащением пульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями, сопровождающими активацию симпатической нервной системы. Тип Б в тех же условиях реагирует по парасимпатическому варианту: снижением частоты сердцебиений и другими соответствующими вегетативными проявлениями.

Итак, для типа А характерен высокий уровень двигательной активности и преобладание симпатических реакций, т.е. для этого типа характерна постоянная готовность к действию. Тип Б представляет вариант реагирования с преобладанием парасимпатических эффектов, для него характерно снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие. Перечисленные различия определяют разную чувствительность того и другого типа к стрессогенным воздействиям. Поэтому один из путей профилактики сердечно-сосудистых заболеваний состоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациента проявлений типа А.

6.3. Особенности поведения, связанные с полом

Свои физиологические основы имеют и особенности поведения, связанные с полом. Известно, что пол будущего ребенка определяется при зачатии.

Женские половые хромосомы XX одинаковы, поэтому в женском организме образуются яйцеклетки, несущие каждая по одной Х-хромосоме.

Мужские половые хромосомы разные - ХУ, поэтому в мужском организме образуются сперматозоиды, несущие либо X, либо У-хромосому.

Пол ребенка определяется тем, какую хромосому несет сперматозоид.

Если X - ребенок будет женского пола, если У - мужского.

Однако определение генетического пола при оплодотворении - лишь первая стадия половой идентификации будущего организма.

Наличие У-хромосомы меняет направление развития эмбриона, сформировавшиеся половые железы зародыша начинают продуцировать гормоны, и исходная генетическая программа половой специализации реализуется через включение эфективных биохимических механизмов, гормонального «подкрепления».

В ходе половой дифференцировки гормоны модифицируют структуры созревающего организма и в том числе мозга, определяя программу будущего полового поведения. Если гормональная секреция каким-либо образом нарушается, развитие может пойти по другому пути, и зародыш с генетическим мужским полом может феминизироваться (усиление женских признаков), а с женским - маскулинизироваться (усиление мужских признаков).

Мужские половые гормоны, так называемые андрогены и главный из них - тестостерон, оказывают маскулинизирующее влияние на растущий организм. Женские половые гормоны - эстрогены - отвечают за феминизацию развивающегося организма. Надо иметь в виду, что половые гормоны в основном производятся соответствующими половыми железами, но в других железах, например, в надпочечниках могут производиться в небольших количествах половые гормоны противоположного пола. Таким образом, в больших или меньших количествах у обоих полов могут присутствовать гормоны противоположного пола.

Мозг зародыша, образно говоря, «купается» в гормонах, при этом формируется специфическая для каждого пола система нейроэндокринный регуляции, включающая в себя системы прямых и обратных связей разных уровней. Полагают, что на ранних этапах половые гормоны влияют на формирование целого ряда центров подкорки (гипоталамуса, гиппокампа, миндалевидного тела и ряда других структур). Итогом половой дифференцировки мозга является разная для мужского и женского пола чувствительность ЦНС к гормональным влияниям и разная реакция на эти влияния, т.е. феминизация или маскулинизация мозга, обеспечивающая нейроэндокринную предрасположенность к полоспецифическому поведению.

Традиционно принято рассматривать маскулинность как образец мужественного поведения, выражающегося в силе, уверенности, настойчивости в достижении цели и т.п. Фемининность воплощает образец женственности, проявляющийся в поведении как слабость, чувствительность, зависимость. В 70-е годы XX века возникла новая установка, отрицающая однозначную приверженность каждого пола предназначенным им эталонам поведения. Появилось понятие андрогиния, предполагающая сочетание черт мужественности и женственности в одном индивиде мужского или женского пола. Американский психолог Сандра Бем сформулировала утверждение, что андрогиния - «психологически здоровое состояние разума и поведения», следовательно в оптимальном варианте развития мужчине необходимо иметь определенную долю фемининности, а женщине, напротив, маскулинности. Бем разработала получивший широкое распространение тест для измерения мужественности и женственности поведения, названный «набор половых ролей Бем» (НПРБ). На основе этого теста выделяются 4 типа людей, независимо от пола:

1. «Андрогинные» люди - те, у которых ярко выражены и мужественность, и женственность; это мужчины и женщины, способные демонстрировать оба типа поведения в соответствующих ситуациях.

2. «Женственные» мужчины и «мужественные» женщины; у первых ярко выражена женственность, но слабо - мужественность, у вторых - наоборот. Немногие мужчины являются «женственными» в полном смысле слова, среди женщин высокий уровень мужественности встречается намного чаще.

3. «Женственные» женщины и «мужественные» мужчины - самые распространенные типы людей.

4. Люди с низким уровнем развития женственности и мужественности.

Один из главных выводов изучения жизненной адаптации перечисленных типов заключается в том, что «андрогинные» люди успешнее справляются с разными проблемами. Другими словами, сочетание черт маскулинности и фемининности создает наиболее благоприятные условия для самореализации и достижения жизненных целей.

В реализацию маскулинного поведения, по-видимому, вносят определенный вклад индивидуальные особенности гормонального профилия. По некоторым данным более высокая концентрация мужского полового гормона - тестостерона вызывает более высокий уровень агрессии, одно из существенных проявлений маскулинного поведения.

В связи с этим представляют интерес наблюдения над изменениями поведения пожилых людей, у которых в результате климакса меняется гормональный баланс. Отмечается, что у женщин в этом возрасте нередко возрастает уровень мужественности (предположительно за счет снижения продукции эстрогенов и увеличения на этом фоне вклада андрогенов), в поведении мужчин в этом возрасте, напротив, увеличиваются проявления фемининности (за счет общего снижения продукции андрогенов и увеличения относительного вклада эстрогенов).

Тем не менее маскулинность и фемининность нельзя рассматривать только как следствие индивидуальных особенностей гормонального профиля. Это особенности личности и поведения, которые формируются в ходе развития, под влиянием факторов среды и родительских установок. Иллюстрирует последнее случай с парой мальчиков-близнецов, один из которых в результате операции потерял пенис, и воспитывался как девочка. У него появились интересы, какие бывают у девочек и он вел себя как девочка, в отличие от своего генетически идентичного брата. Таким образом, психосексуальная ориентация весьма ощутимо подвергается средовой модификации.

В заключение следует сказать, что проблема половых различий в психике и поведении еще далеко не исчерпана. В связи с сильными феминистскими тенденциями - борьбой за равенство прав - эти проблемы являются предметом интенсивных исследований. Последние поставляют немало примеров фактического неравенства мужчин и женщин даже в демократических обществах, неравенства в системе образования, воспитания, социальных возможностей и т.д. В этом контексте очень трудно оценить относительный вклад собственно биологических факторов в формирование особенностей поведения того и другого пола.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

Поведение типа А и Б у человека — Студопедия.Нет

 

Рис. 6.10. Оба персонажа относятся к поведенческому типу А. Хотя радиоведущий из фильма «Пятый элемент» не склонен решать конфликты стрельбой и, более того, откровенно трусоват, он относится к поведенческому типу А, как и герой Брюса Уиллиса. Его агрессивность проявляется в манере общения с людьми. Кроме того, он откровенно амбициозен (первый вопрос ассистентам по окончании эфира: «Как все прошло?») и социально активен – другие люди радиоведущими не работают

 

К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б – неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной активности люди. Следует отметить, что агрессивность здесь понимается в самом широком смысле этого слова – как постоянное стремление сократить дистанцию общения (подробнее в главе 7). Поэтому ярким представителем поведенческого типа А является не только д’Артаньян Дюма, но и гоголевский Ноздрев, который быстро переходит на «ты» с едва знакомым ему Чичиковым и сразу же пускается в ненужные откровения, заявляя собеседнику: «Будь я твоим начальником, я бы тебя повесил». В быту такие люди называются бесцеремонными. Отметим, что люди типа А не обязательно склонны к решению спора насилием. Студенты привели в качестве примера людей типа А и Б персонажей фильма «Пятый элемент» – героя Брюса Уиллиса и радиоведущего (рис. 6.10). Это ошибка. Агрессивность не обязательно проявляется в склонности причинять физический вред оппоненту, как это постоянно делает герой Брюса Уиллиса.

Если людей с поведением типа А много и в жизни, и в литературе, точнее, они бросаются в глаза и их легко описывать, то привести пример литературного героя с поведенческим типом Б намного сложнее. Люди этого психического склада по определению остаются в тени. В напряженные моменты, сопровождающиеся стрессом, люди типа Б не осуществляют активных действий, не принимают определяющих решений и стараются быть как можно незаметнее. Они не дают такого обильного материала писателю, как колоритные носители типа А. Можно указать на многочисленных «униженных и оскорбленных» Ф. М. Достоевского. Но этот пример уязвим для критики, поскольку резонно возразить, что манера поведения этих людей является следствием хронического социального стресса, т. е. выученной беспомощности. Например, Соня Мармеладова росла при отце-алкоголике. Для детей алкоголик в семье – источник постоянного неконтролируемого стресса, так как неизвестно, в какой стадии опьянения он окажется, когда ребенок вернется домой. Поэтому, скорее всего, Соня демонстрировала выученную беспомощность.

Часто студенты называют Обломова «типичным представителям поведения типа Б». С этим мнением нельзя согласиться. В романе И. Гончарова достаточно подробно описано детство Ильи Ильича, то, как родители постоянно ограждали его от каких-либо усилий и напряжений – как физических, так и умственных и эмоциональных. Кроме того, в период влюбленности Обломов был отнюдь не скромен, а весьма энергичен, напорист и красноречив. Поэтому, скорее всего, обломовщина – результат влияния среды, а не врожденных особенностей личности героя романа Гончарова.

 

Поведенческий тип А характеризуется тремя «А»: агрессивностью, амбициозностью, активностью в общественной жизни. Поведенческий тип Б характеризуется противоположными качествами: низкой агрессивностью, низкой амбициозностью, низкой активностью в общественной жизни 

 

Один из ярких примеров поведенческого типа Б – царевич Алексей. Корни его драмы не в том, что его политические взгляды были сформированы противниками Петра Великого, а в том, что он принадлежал к психологическому типу, совершенно неприемлющему стиль жизни, к которому понуждал его отец, – стилю, требующему постоянного принятия решений и энергичнейшего их выполнения. Но и здесь нельзя все списать на врожденные особенности царевича, поскольку Алексей был рожден от нелюбимой жены и рос без отца, что не могло не сказаться на его поведении во взрослом возрасте.

О ком можно сказать с уверенностью, что он обладал врожденными особенностями поведения типа Б, так это Квинт Фабий Максим Кунктатор. Он спас Рим от Ганнибала, применив стратегию выжидания. Не вступая в решающее сражение, блокировал Ганнибалу пути для маневров и снабжения армии. Такая стратегия оказалась эффективной, Ганнибалу пришлось покинуть Италию, а Фабий максим получил почетное прозвище Кунктатора – Медлителя. Заметим, что ту же стратегию, разработанную Барклаем де Толли, в 1812 г. реализовал М. И. Кутузов. И вот что пишет Плутарх в биографии Фабия Максима (I):

 

…прозвище – Овикула, что значит «Овечка», ему дали еще в детстве за кроткий нрав и неторопливость. Спокойный, молчаливый, он был чрезвычайно умерен и осторожен в удовольствиях, свойственных детскому возрасту, медленно и с большим трудом усваивал то, чему его учили, легко уступал товарищам и подчинился им, и потому людям посторонним внушал подозрения в вялости и тупости, и лишь немногие угадывали в его натуре глубину, непоколебимость и величие духа – одним словом, нечто львиное. Но вскоре, побужденный обстоятельствами, он доказал всем, что мнимая его бездеятельность говорит о неподвластности страстям, осторожность – о благоразумии, а недостаточная быстрота и подвижность – о неизменном, надежнейшем постоянстве.

 

Характеристика, данная Плутархом, вполне соответствует поведению типа Б, а указание на то, что все его особенности проявлялись с раннего детства, дает все основания говорить о врожденном поведенческом типе Б у Кунктатора.

 

Для поведенческого типа А основу стрессорной реакции составляет секреция адреналина, а для поведенческого типа Б – кортизола 

 

Разделение людей по типам А и Б было предложено не психологами и не психиатрами, а кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом в 1959 г. Они первые обратили внимание на то, что для людей типа А в несколько раз выше риск заболевания ишемической болезнью сердца, а это основная причина смерти в развитых странах.

Хотя поведение типа А или Б – это прежде всего стиль поведения в стрессорной ситуации, оно проявляется и в ситуациях с небольшим уровнем новизны. Экспериментальных животных достаточно поместить в стрессогенную обстановку, и тип двигательной реакции будет очевиден. Принадлежность человека к тому или иному типу определяется с помощью опросников. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на манеру поведения тестируемого во время интервью. Один из авторов классификации, М. Фридман, описывая поведение лиц типа А во время интервью, пишет:

 

Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает на себя внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и перебивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «всегда», «никогда». Жесты направлены на проявление доминирования над собеседником. В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т. е. не хотят вникнуть в суть мысли оппонента и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются [194].

 

Описанное поведение типа А является, конечно же, результатом обобщения, совокупностью типических черт, характерных для идеального, ядерного, носителя поведения данного типа. Люди с такой манерой ведения беседы, к счастью, в жизни встречаются нечасто. У большинства представителей поведенческого типа А характерные черты проявляются мягче. Например:

 

Наш согражданин Нигер вернулся на родину от ученых занятий. Он слушал прославленного философа, не столько времени, чтобы воспринять его систему, но достаточно, чтобы, подражая ему, усвоить неприятную манеру по всякому поводу изобличать своих собеседников в ошибках [195].

 

С большой долей вероятности можно утверждать, что Нигер имел врожденную склонность к «обличению собеседников», а общение с философом только укрепило ее. Стремление победить в споре является, пожалуй, главной чертой человека поведенческого типа А. Такие люди противоречат не для того, чтобы родилась истина, и вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения. Им важно оказаться победителем, даже если для этого придется выдать взгляды оппонента за свои.

К представителям поведения типа А разные авторы относят от 10 % до 30 % населения. Таково же и количество представителей поведенческого типа Б. Дело в том, что подобное деление – это аналитическая классификация, подобная системе Шелдона. Принадлежность к тому или другому типу и степень приближения к идеальному типу определяется с помощью специально разработанных опросников[196]. В них предлагаются такие, например, вопросы: «Часто ли вы думаете о работе по вечерам и в выходные дни?», «Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?», «Старались ли вы быть первым и лучшим во всем, когда были моложе?», «Предпочитаете ли вы поесть как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?» Требуется дать один из четырех вариантов ответа: «никогда», «довольно редко», «довольно часто», «всегда». Каждый из ответов оценивается в баллах – от одного до четырех. Набранные баллы суммируются, и выводится среднее арифметическое, по которому определяется психологический тип.

В другом варианте опросника приводятся утвердительные предложения. Тестируемый должен указать, в какой степени он разделяет каждое из утверждений: «полностью согласен»; «скорее не согласен»; «пожалуй, согласен»; «совершенно согласен». Предлагаются фразы типа: «Вы всегда беретесь за труднодостижимую цель», «Вы часто делаете несколько дел одновременно, например, читаете и едите», «Когда вас втягивают в ссору, вы предпочитаете отмолчаться, не желая портить отношения с окружающими», «Свою работу вы делаете лучше, чем обычно, когда соревнуетесь с другими». Как и в предыдущем случае, находят среднее арифметическое баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.

 

Деление на поведенческие типы А и Б – это аналитическая система. Большинство людей относятся к промежуточному типу 

 

Легко увидеть, что опросники не содержат одиозных вопросов или утверждений, на которые большинство людей ответили бы категорически, например: «Случалось ли вам убивать неприятных вам людей?» или «Вы теряете сознание, когда получаете выговор от начальника?». Очевидно, что бόльшая часть опрашиваемых получает не крайние значения среднего балла, а средние, близкие к 2,5, т. е. большинство опрашиваемых относятся к некоему промежуточному типу людей. Выбор граничного критерия полностью зависит от исследователя. Он может взять в качестве критерия значения 3 и 1, и тогда все лица, набравшие более 3 баллов, будут считаться носителями типа А, а набравшие менее 1 балла – носителями типа Б. Набравшие меньше 3 баллов и больше 1 балла будут относиться к промежуточному типу. В качестве граничных значений можно взять и любые другие числа, например 3,5 и 0,5. Тогда к типу А будут относиться лица, получившие больше 3,5, а к типу Б – меньше 0,5. Группа с промежуточным поведенческим типом будет состоять из лиц, получивших оценки меньше 3,5 и больше 0,5. Очевидно, что в первом случае, при критериях ядерных типов 3 и 1, к промежуточному типу будет отнесено меньше лиц, чем во втором случае, при критериях 3,5 и 0,5. Соответственно, в первом случае бόльшая часть людей, чем во втором, будет отнесена к определенному типу – А или Б.

Ситуация с определением типа поведения человека примерно та же, что возникла бы при необходимости разделить всех людей на группы «высоких» и «низких». При определении типа поведения с помощью опросников и оценки поведения во время интервью к типу А или Б оказываются принадлежащими не все исследованные лица. Как правило, бόльшая часть опрошенных относится к промежуточному типу.

 

studopedia.net

Поведение типа А и Б у человека

К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б— неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной жизни люди.

Рис. 4. В результате перекрестного воспитания тип поведения при стрессе — А либо Б - определяется генетической наследственностью, а не социальной.

Поэтому ярким представителем поведенческого типа А является не только д'Артаньян Дюма, но и Ноздрев Н. В. Гоголя. Намного сложнее привести пример литературного героя с поведенче­ским типом Б.

Поведенческий тип А характеризуется тремя «А»: агрессивностью, амби­циозностью, активностью в общественной жизни. Поведенческий тип Б характеризуется противоположными качествами: низкой агрессивностью, низкой амбициозностью, низкой активностью в общественной жизни.

Пожалуй, наиболее яркими примерами литературных персонажей, которых можно отнести к поведенческому типу Б, — это Илья Ильич Обломов и царь Федор Иоаннович А. К. Толстого. Оба они были понуждаемы вести жизнь в стиле, не соответствующем их психологическому типу. Другая историческая личность, имевшая поведенческий тип Б, — царевич Алексей. Корни его драмы не в том, что его политические взгляды были сформированы противниками Петра Великого, а в том, что он принадле­жал к психологическому типу, для которого совершенно неприемлем стиль жизни, к которому понуждал его отец, — стилю, требующему постоянного принятия решений и энергичнейшего их исполнения.

Примечательно, что разделение людей по поведенческим типам А и Б была предложена не психологами и не психиатрами, а кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом в 1959 году. Они первые обратили внима­ние на то, что для людей типа А в несколько раз выше риск заболевания ишемической болезнью сердца, а это основная причина смерти в развитых странах.

Для поведенческого типа А основу стрессорной реакции составляет секре­ция адреналина, а для поведенческого типа Б - кортизола.

Принадлежность к тому или иному типу определяется с помощью опросников. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на манеру по­ведения тестируемого во время интервью. Один из авторов классификации, М. Фридман, описывая поведение лиц типа А во время интервью, пишет:

Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает на себя внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и пе­ребивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «все­гда», «никогда». Жесты направлены на проявление доминирования над собеседником, В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т.е, не хотят вникнуть в суть мысли оппонента и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются.

К представителям поведения типа А разные авторы относят от 10% до 30% населения. Таково же и количество представителей поведенческого типа Б.

studlib.info

Типы А и Б при различной контролируемости ситуации

Типы А и Б при различной контролируемости ситуации

Наиболее ярко преимущества поведения типа Б проявляются в неконтролируемых ситуациях. Относящиеся к этому типу животные и люди лучше переносят неконтролируемые стрессорные воздействия. Соответственно, их оптимальной стратегией является затаивание.

Поведение типа Б является оптимальным в неконтролируемой стрессорной ситуации

Это было показано в условиях эксперимента на животных с использованием различных моделей. Наиболее широко распространенная модель неконтролируемого стрессорного воздействия – болевое раздражение электрическим током в таких условиях, когда животное не может его выключить (см. главу 5). На этой модели было показано, что только у животных с поведением типа А, которые подвергались действию электрического тока в неконтролируемых условиях, развивается выученная беспомощность. У них ухудшается как обучение, так и воспроизведение имеющихся навыков. Изменяется и вся структура поведения таких животных. В условиях, не содержащих фактора новизны, в домашней клетке, у них проявляются ранее несвойственные им реакции замирания. Кроме того, у животных развивается агедония – потребление вкусной пищи, которую они ранее предпочитали, резко падает. Наконец, только животные типа А после неконтролируемого воздействия начинают употреблять алкоголь. Поскольку он является универсальным стресс-протектором, его потребление служит показателем стрессорности ситуации, которую пережило животное или человек. Животные типа Б не начинают пить растворы этанола, бутылки с которым ставят им в клетку, следовательно, это является одним из показателей того, что неконтролируемое воздействие не оставило следа в их психике. После неконтролируемого воздействия животные этого типа демонстрируют повышенный уровень тревоги, но в остальном их поведение не меняется (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Схема восприятия неконтролируемой ситуации представителями типов А и Б. Для последних она не является стрессорной в полном смысле слова: они адаптируются к ней, реализуя свою поведенческую стратегию – затаивание. Неконтролируемая ситуация пагубна для представителей типа А, так как их попытки реализовать свою стратегию поведения – борьбы или бегства – оказываются неэффективными[204]

Эксперименты по изучению поведения с использованием электрического раздражения подвергаются, в общем-то, справедливой критике за применение неадекватных стимулов. В самом деле, с электрическим током животные стали сталкиваться только последние 100 лет, и у них отсутствуют специфические механизмы адаптации к этому раздражителю. Но результаты подобных экспериментов подтверждаются данными, полученными с использованием других неблагоприятных изменений в среде, близких к тем, с которыми животные постоянно встречаются в естественных условиях.

Одним из таких биологически адекватных методов стрессирования является обездвиживание животного путем жесткой механической фиксации. Если лишить животное или человека возможности шевелиться на протяжении нескольких часов, то это приводит к серьезным изменениям в организме не только из-за неблагоприятных соматических изменений (застой межтканевой жидкости), но и в силу психологического фактора – чувства беспомощности, т. е. ощущения отсутствия контроля над ситуацией. Изменения в поведении животных отмечаются даже после непродолжительного (30-минутного) обездвиживания.

Вывод о том, что оно является сильным стрессором, сделан на основе усредненных данных, полученных на больших группах животных. Если при постановке эксперимента учитывать тип стрессорных реакций животного, т. е. его поведенческий тип, то результаты эксперимента с обездвиживанием окажутся другими.

После длительного обездвиживания животные типа Б демонстрировали успешную адаптацию к такому неблагоприятному средовому изменению. Оно не оставляло длительного следа на их поведенческих и физиологических реакциях. Напротив, у животных типа А после обездвиживания развивается выученная беспомощность. Например, у павианов с поведением типа А после обездвиживания в течение четырех часов напрочь исчезали все формы аффилиативного (дружелюбного) поведения, а у павианов типа Б дистантное аффилиативное поведение даже увеличилось (они махали лапами и улыбались экспериментаторам, которые находились около клетки).

Социальный неконтролируемый стресс также вызывает депрессивно-подобное состояние только у носителей типа А. Для моделирования социальных воздействий используют мышей, генетически селектированных по агрессивности. Для этого в группе мышей определяют агрессивность по скорости, с которой мышь атакует чужака, посаженного в ее клетку. Группы животных с высокими и низкими показателями скрещивают друг с другом. А затем скрещивают животных, находящихся в родстве друг с другом, т. е. обладающих общими чертами в генотипе. Процедуру повторяют на протяжении нескольких поколений.

Неконтролируемый стресс приводит к выученной беспомощности только у животных с поведением типа А

В результате такой селекции получают две линии животных, которые имеют почти идентичный генотип (как у однояйцевых близнецов), но различаются по группам генов, определяющих степень агрессивности.

Социальный стресс вызывают формированием длительного опыта поражений при социальных контактах. В результате такого воздействия структура поведения мышей с поведением типа А резко меняется, а поведение мышей типа Б практически остается прежним (рис. 6.12). Помимо поведенческих изменений у мышей типа А с длительным опытом социальных поражений выявляются физиологические и биохимические изменения, характерные для выученной беспомощности[205].

Крыс подвергали хроническому умеренному стрессу (см. главу 5). Ежедневно животные оказывались под давлением одного из следующих воздействий: отсутствие еды, отсутствие воды, наклон клетки, сырая подстилка, скучивание, социальная изоляция, инверсия светового цикла. После четырех недель такой жизни животные с поведением типа А продемонстрировали симптомы выученной беспомощности: они не обучались избегать ударов электрического тока, стали неподвижными в воде, более тревожными и меньше пили сахарный раствор (агедония). В то же время крысы, изначально демонстрировавшие поведение типа Б, перенесли стресс значительно легче: они сохранили способность обучаться, время неподвижности в воде у них не изменилось, а тревожность уменьшилась и количество выпиваемого сладкого раствора выросло[206]. Таким образом, и на этой модели показана уязвимость животных с поведением типа А неконтролируемостью воздействия.

Рис. 6.12. Поведение мышей двух поведенческих типов – А и Б при неконтролируемом социальном стрессе (данные проф. Н. Кудрявцевой) По оси абсцисс: Т2 – после двух турниров, Т10 – после 10 турниров, Т20 – после 20 турниров. По оси ординат – в процентах время, которое занимает одна из четырех форм поведения. В ходе накопления опыта поражений при социальных конфликтах происходит изменение структуры поведения только у животных с поведенческим типом А, так как их стратегия – борьба или бегство – оказывается неэффективной. У них начинают преобладать пассивные формы контактов, которые раньше почти полностью отсутствовали в их поведенческом репертуаре. Поведение мышей поведенческого типа Б почти не меняется

Люди постоянно испытывают неконтролируемое социальное давление. При этом наиболее чувствительными к таким ситуациям являются носители психологического типа А. Классический его пример – Анна Каренина, не выдержавшая длительного опыта неудач в социальных контактах. В физической среде, в которой она существовала, полностью отсутствовали неблагоприятные изменения. Единственным отрицательным фактором в ее жизни было то, что общество, в котором Анна привыкла находиться, отвергло ее. Отсутствие социальных контактов является сильным стрессором для представителей психологического типа А. Того круга, которым вынужденно было ограничено общение Анны, т. е. семьи, было недостаточно для социально активных носителей психологического типа А, к которым принадлежала Каренина. Они нуждаются в постоянных социальных контактах, разговорах, сплетнях, интригах, новых знакомствах, посещении мест массовых развлечений – не для того чтобы себя чем-то занять, а именно для общения. Таким образом, отсутствие этих возможностей было сильнейшим стрессором для Анны. Поскольку она стремилась, но не могла вернуть себе возможность вести светскую жизнь, то стрессорная ситуация стала неконтролируемой. Это вызвало у нее депрессию, которая и привела к самоубийству (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Анна Каренина (кадр из фильма 1967 г. с Т. Самойловой в главной роли) – пример психологического типа А. У таких людей (и животных) в результате неконтролируемого стресса развивается выученная беспомощность, т. е. депрессивно подобное состояние с высоким риском самоубийства

Важно подчеркнуть, что выученная беспомощность в данном случае была обусловлена не самой ситуацией, а психологическим типом субъекта. Например, если бы невестка Анны Долли была почему-либо подвергнута остракизму, это не имело бы никаких последствий для ее душевного состояния. Скорее всего, она и не заметила бы, что отвергнута обществом. Долли Облонская – хороший пример поведенческого типа Б: она социально неактивна, лишена амбиций и совсем не склонна к агрессии (в минуты сильнейшего душевного волнения Долли кричит: «Оставьте, оставьте меня!»). Трудно представить ее проявляющей какую-либо форму общественной активности. Скорее, подобное времяпрепровождение (визиты, приемы, присутствие на вечерах и т. п.) были для Долли всего лишь выполнением долга. Поэтому и само понятие «поражение в результате социальных контактов» для Дарьи Александровны лишено смысла.

Вероятно, люди с врожденным поведением типа Б реже приобретают расстройства психики, которые не связаны с какими-то сильными воздействиями и драматическими событиями. Пациенты клиники неврозов, страдающие пограничными расстройствами, имеют личностные особенности, присущие поведенческому типу А: они обидчивые, агрессивные, нетерпеливые, склонные к конкуренции, с обостренным чувством времени, озлобленные, импульсивные, поддающиеся сиюминутному настроению, тревожные, раздражительные и пессимистичные[207]. Подчеркнем, что речь идет именно о личностных особенностях, т. е. тех чертах личности, которые инвариантны ситуации и не являются следствием заболевания. Все перечисленные качества позволяют характеризовать этих людей как представителей поведенческого типа А.

Связь поведения людей этого типа с депрессией обнаруживается и в психиатрических исследованиях[208], и в высокой смертности больных депрессией от болезней сердечно-сосудистой системы[209].

Таким образом, социальный неконтролируемый стресс, так же как и физический, имеет неблагоприятные последствия для психики (и здоровья вообще) только носителей психологического типа А, тогда как люди и животные с психологическим типом Б, основу которого составляет реакция затаивания, в неблагоприятных условиях хорошо переносят неконтролируемое стрессорное воздействие[210].

Следует заметить, что Н. Р. Шенгер-Крестовниковой повезло в том, что использованная в ее эксперименте собака обладала определенным психологическим складом, а именно имела поведенческий тип А. Собака была мотивирована в эксперименте отнюдь не голодом. Она хотела установить закономерность изменений в окружающей среде: когда предъявление стимула сопровождается символическим вознаграждением, а когда – нет. Только животное с поведенческим типом А могло воспринять невозможность решить подобную задачу как стрессорную ситуацию. Собака с поведением типа Б осталась бы безучастной и спокойно ждала бы вечернего кормления в виварии, потому что поведение типа Б направлено на удовлетворение потребности не путем активного воздействия на среду, а путем приспособления к ней, в данном случае – используя ожидание и терпение, т. е. реализуя стратегию затаивания.

В заключение раздела подчеркнем, что поведение типа Б оптимально только в неконтролируемых условиях. Когда можно и нужно что-то предпринимать для изменения неблагоприятных условий существования, животные и люди типа Б проявляют худшую приспособленность по сравнению с обладателями врожденного типа А.

Рис. 6.14. Маркиза. Представители поведенческого типа Б неадекватно реагируют в ситуациях, требующих перемещений в пространстве, но они могут быть очень красивы

Говорят, что «хуже нет – ждать да догонять». Уточним народную мудрость. Ждать тяжело обладателям поведенческого типа А, а что касается догонять, то этим они занимаются с удовольствием, это их стихия. Если же у животного или человека поведенческий тип Б, то выжидание для него – естественная реакция, а вот бежать он не приспособлен психологически. Кошка по имени Маркиза, гуляя со мной ночью по дачному поселку, встретила автомобиль, который медленно двигался навстречу по узкой дороге. Увидев два слепящих глаза, Маркиза залегла прямо в колее и продолжала лежать и тогда, когда уже стали отчетливо слышны звук двигателя и шуршание колес по траве. Машина бибикнула, но кошка и тут не отскочила в сторону. Пришлось взять на руки обладателя поведения типа Б (рис. 6.14).

Крысам, чтобы избежать ударов током, надо было перейти в другую половину клетки, т. е. преодолеть расстояние в две длины своего тела. Быстро обучившиеся животные относились к типу А, а обучившиеся плохо – к типу Б. Через пять дней после проведения таких процедур обнаружилось, что у животных типа Б повышена концентрация глюкокортикоидов – гормонов стресса. Это вполне ожидаемый результат, так как обучение сопровождалось болевыми ощущениями. Но оказалось, что у животных типа А концентрация гормонов стресса ниже, чем была до обучения. Иначе говоря, несмотря на боль, испытанную во время процедур, стресс у этих животных завершился очень быстро – они были в своей стихии, ситуации контролируемого стресса, в которой надо что-то делать – бежать! Более того, потребление сладкого раствора тоже изменилось противоположным образом у животных с разными типами поведения. У крыс типа А оно возросло и оставалось повышенным еще две недели. Иными словами, им было хорошо, когда была возможность эффективно реализовывать свою врожденную стратегию поведения – суетиться при неблагоприятных изменениях в среде. А крысы типа Б стали пить значительно меньше сахара, что свидетельствует об агедонии, симптоме выученной беспомощности. Предпринимать что-либо для них более пагубно, чем просто сидеть и терпеть.

Когда мышей типа Б проводили через турнир для формирования группы с длительным опытом постоянных поражений, то, естественно, образовывалась и группа мышей с опытом постоянных побед в социальных столкновениях. Оказалось, что подъем кортикостерона (основного глюкокортикоида у мышевидных грызунов) у постоянных победителей типа Б сохранялся дольше, чем у постоянно проигрывавших столкновения. Это указывает на то, что победители испытывали больший стресс, чем побежденные. Другими словами, постоянная реализация стратегии поведения, которая не обеспечена врожденными физиологическими механизмами, приводит к неблагоприятным для организма последствиям.

В контролируемых условиях стрессорного воздействия плохо действуют не только крысы и мыши, но и люди с врожденным поведением типа Б, к которому, несомненно, относился последний российский император Николай II[211]. Стремление избежать конфликта – основа его поведения. В ситуациях, требовавших решений, он поступал всегда по прецеденту либо прислушивался к мнению близких, прежде всего матери. Как и для Долли Облонской, для императора интересы семьи были превыше всего. Именно поэтому он позволил Г. Распутину, приносившему облегчение больному цесаревичу, занять столь высокое положение в государстве. Психологический тип Николая II отчетливо проявляется в дневниковых записях периода смерти его отца – императора Александра III[212]. В них нет никакого беспокойства по поводу свалившегося на него наследства – Российской империи. Все записи только об Аликс, свадьба с которой должна была вскоре состояться. Нужно подчеркнуть, что здесь не может идти речь о выученной беспомощности, связанной с неблагоприятными условиями в детстве и юности. Более того, Николая с младых лет готовили к управлению государством. К сожалению, он был, в силу врожденных личностных особенностей, совершенно непригодным к этой работе, требующей активного контроля за сложной ситуацией.

Другой пример дезадаптивности поведения типа Б – толстовство. Философские взгляды Льва Толстого повлияли на множество людей. В результате были основаны колонии последователей его учения – толстовцев. Одним из главных принципов жизни в них было «непротивление злу насилием», что соответствует поведению типа Б. Все эти многочисленные колонии исчезли, когда началась Первая мировая, а затем и Гражданская война, т. е. в тех условиях, когда для выживания необходимо было не терпеть и выжидать, а пытаться активно взаимодействовать со средой обитания.

Таким образом, можем сделать вывод: выбор стратегии поведения – А или Б – зависит от возможности контролировать ситуацию. В контролируемых условиях оптимально поведение типа А, в неконтролируемых – типа Б. Наиболее жизнеспособны те сообщества, в которых есть особи с врожденными склонностями как к активному, так и к пассивному поведению.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Склонность к имитации и пластичность поведения представителей поведенческого типа Б

Склонность к имитации и пластичность поведения представителей поведенческого типа Б

Способность к социальному обучению различна у представителей разных психологических типов. Еще одним преимуществом особей психологического типа Б является высокая склонность обращать внимание на поведение других членов сообщества. У них изменяется уровень тревожности, если они видят или слышат, что их сородичи оказались в новых условиях существования. Их поведение и физиологические реакции меняются на длительное время. В то же время представители поведенческого типа А не обращают внимания на то, что в соседней клетке произошли изменения внешней среды, в результате которых резко изменились условия существования других членов сообщества. Таким образом, используя характеристики гормональных реакций для определения принадлежности индивидуума к определенному психологическому типу, можно предсказывать его способность к подражательному обучению.

Представители поведенческого типа Б склонны имитировать поведение других представителей своего сообщества

К подражательной, в том числе и к самоподражательной деятельности, благодаря которой постоянно уточняются имеющиеся ФКД, более склонны представители поведенческого типа Б, чем особи с поведенческим типом А. Поведение и психика носителей типа А стереотипны. Однажды сформировав некий комплекс действий, они фиксируют его и используют даже в тех неадекватных условиях, где требуется лишь небольшое его изменение.

Следует иметь в виду, что наличие ФКД весьма облегчает жизнь, иначе такие комплексы не стали бы сохраняться на генетическом уровне, превращаясь в инстинкты. Степень приспособленности организма прямо пропорциональна количеству стереотипов в его поведении.

Известна театральная максима: «Если у человека три маски – это плохой актер, если 10 – хороший, если 30 – гениальный». Иными словами, чем больше у актера фиксированных комплексов действий, тем разнообразнее спектр его реакций и богаче поведенческий репертуар. Примерно такая же закономерность применима для оценки спортсменов в игровых видах спорта. Если футболист может только бежать – это плохо; если он может не только бежать, но и ударить по воротам – уже хорошо. Если же он может и бить, и обводить, и отдавать пас – такой футболист становится исторической личностью, как Давид Кипиани, Мишель Платини, Йоханн Круифф. Таким образом, чем больше психологических стереотипов – и двигательных, и психических – имеется у человека, тем разнообразнее его поведение, которое он проявляет при минимальной задержке во времени на поиск подходящего к данной ситуации ФКД.

Представители поведенческого типа А имеют преимущество при стабильных, предсказуемых условиях существования: в такой среде, изменения которой могут быть многообразны, но всегда детерминированы предшествующими событиями. Когда правила постоянно меняются, представители типа А адаптируются к ситуации значительно хуже, чем носители поведенческого типа Б. Они склонны не только затаиваться, но еще и переучиваться. Другими словами, их ФКД зафиксированы не так жестко, как у носителей поведения типа А.

Для представителей поведенческого типа А характерна жесткость имеющихся у них психологических стереотипов и стереотипов поведения

Примером идеальной среды для носителей поведения типа А служит армия. Отношения между людьми, способы манипуляций с предметами, способы поведения в неожиданной ситуации (т. е. при стрессе) – все записано в уставах. Таким образом, вся жизнь человека жестко регламентирована. Это может быть не очень приятно, но весьма удобно, так как полностью исключены неожиданности. В любой ситуации необходимо и достаточно воспользоваться ФКД, который если и не хранится в памяти, то записан в соответствующем уставе. Сталкиваясь с гражданской жизнью, б?льшая часть аспектов которой не имеет однозначной регламентации, военные люди бывают смущены и раздражены.

Поведение представителей психологического типа Б более адаптивно в условиях среды с постоянно меняющимися, непредсказуемыми условиями существования, поскольку они отличаются способностью к социальному (имитационному) обучению и пластичностью стереотипов поведения – ФКД. Подчеркнем, что они отличаются от представителей поведенческого типа А не количеством ФКД, а только способностью к их изменению.

Как уже отмечалось в главе 6, для процветания популяции необходимо присутствие в ней особей и поведенческого типа А, и поведенческого типа Б. К примеру, при преобладании носителей поведения типа Б популяция будет не в состоянии противостоять давлению соседей (что произошло с толстовскими общинами). Отсутствие представителей типа Б снизит способность популяции к расширению. Однако взаимодополняемость двух типов проявляется и в способности к формированию и распространению инновационного поведения[224]. Если изобретать новые формы поведения способны представители обоих типов, то сымитировать их могут в первую очередь представители типа Б, которые демонстрируют стратегию стабильных социальных контактов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта