Психологическая помощь СПб: сайт психолога Юлии Холодовой. Поведенческий психолог для детей


детская психология и советы родителям

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с  таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

detki.guru

Детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

 

Какое образование у детского психолога?

 

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

 

Зачем идти к детскому психологу?

 

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

 

Чем может помочь детский психолог?

 

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

 

Какие услуги предоставляет детский психолог?

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

 

С какими проблемами работает детский психолог?

 

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

 

Как выбрать детского психолога?

 

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

 

Как записаться на приём к детскому психологу?

 

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

 

Первый контакт с детским психологом.

 

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

 

Формы работы детского психолога.

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

 

Инструменты детского психолога.

 

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

 

Методы работы детского психолога.

 

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

 

Направления работы детского психолога.

 

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

 

Как выглядит кабинет детского психолога?

 

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

 

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

 

Алгоритм работы детского психолога.

 

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

 

Задачи детского психолога

 

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

 

Цели детского психолога

 

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

 

Как работает детский психолог?

 

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

 

Длительность приёма у детского психолога.

 

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

 

Мифы о детском психологе.

 

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

 

 

P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте, пожалуйста, Ваши комментарии внизу страницы и расскажите об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

 

Другие интересные статьи:

ipsyholog.ru

Детский психолог | Психологическая помощь СПб: сайт психолога Юлии Холодовой

Эффективная помощь психолога детям

Ко мне как к детскому психологу обращаются родители, обеспокоены эмоциональным состоянием или поведением своего ребёнка.

Особенности развития и психологического состояния ребенка:

Особенностями поведения ребенка и непониманием причин это поведения:

Особенностями реагирования родителей на ребенка: “не справиться с ним”, “срываюсь”, “не могу найти подход”, “устала”, “бесит” и т.п.

Приходить одному или с ребенком?

На первый прием детского психолога можно прийти как с ребенком, там и одному.Если Вы считаете, что ребенок может негативно отнестись к данному визиту, или не любит, когда про него говорят, то рекомендую прийти на первую консультацию без ребенка. В таком случае психолог подскажет, как лучше поговорить с ребенком о последующем совместном обращении.Когда приходит родитель с ребенком, то беседа может проходить как совместно, так и по очереди с родителем и с ребенком. Если у Вас есть пожелания по этому поводу, то Вы также можете мне об этом сказать.

Как проходит первичная консультация детского психолога?

Вы расскажете о том, что Вас беспокоит.В ходе первой встречи я смогу наблюдать за поведением ребенка, что позволит мне сформировать свою точку зрения. При необходимости я проведу профессиональную психологическую диагностику.Я расскажу вам свое виденье ситуации, основанное на знании детской психологии и большом опыте практической работы.Мы обсудим дальнейшие варианты работы: продолжительность работы, частота встреч, ваши пожелания.

Как происходит помощь детского психолога?

Я консультирую родителей по поводу развития детей любого возраста (с рождения).Я не веду развивающих занятий с детьми дошкольного возраста (до 6 лет). Если на первичной консультации мы поймем необходимость подобной работы, я дам вам рекомендации по самостоятельной работе. Покажу пример, помогу найти подход и отвечу на все вопросы. Мы сможем встретиться через определенный промежуток времени, чтобы отследить динамику, и ответить на возникающие вопросы.С детьми школьного возраста (с 6 лет) я работаю в форме беседы, иногда с элементами арт-терапии и других методов.Я обращаю внимание клиентов на то, что психолог и родители должны работать в одном направлении по преодолению трудностей. Я оказываю полную поддержку, отвечаю на возникающие вопросы, даю рекомендации по общению с ребенком. Мне важно, чтобы между специалистом и родителями установилось доверие и сотрудничество в интересах ребенка. Я буду видеться с ребенком 1 час в неделю, все остальное время ребенок находится в обычной обстановке. Поэтому важно, чтобы все общение ребенка со взрослыми помогало ему в преодолении трудностей.При необходимости Вы сможете обратиться за индивидуальной консультацией психолога и прийти в отдельный день, без ребенка, чтобы мы все время смогли уделить беседе.

www.juliakholodova.com

Психолог для детей. Трудный ребенок - по факту рождения или воспитания?

Как психолог для детей в детском саду я, наряду с консультациями, провожу коррекционную работу с детьми с так называемым «трудным характером». В этой статье я опишу ситуацию, которая с недавних пор разворачивается с одним из моих подопечных и повлиять на которую я, к сожалению, не имею никакой возможности, однако надеюсь, что моя статья убережет кого-то от трагических ошибок в воспитании собственных детей.

Не так давно воспитатели детского сада обратили мое внимание на одного из воспитанников, 6-летнего мальчика – назовем его Коля – представив его как гиперактивного ребенка с очень сложным характером. Мальчик не слушался воспитателей, огрызался и с детьми вел себя очень агрессивно, применяя кулаки. Чтобы решить, какие меры принять в его случае, я пришла на учебное занятие понаблюдать за его поведением лично.

Во время занятия мальчик не мог усидеть на месте, крутился-вертелся, суетился, одним словом, нарушал дисциплину. Воспитатели, пытаясь совладать с его поведением, выгоняли его на коврик, подальше от других детей, чтобы не мешал учебному процессу. Однако и на коврике он вел себя так же: суетливо ходил из угла в угол, открывал шкафчики, вынимая разные игрушки, и, не успев поиграть с ними, бежал в другой угол и доставал игры из других шкафчиков.

Со стороны это выглядело как метание из угла в угол. Как психолог для детей, я записала Колю на коррекционные занятия по устранению агрессивности и борьбе с гиперактивностью, как этого требовала администрация детского сада. Хотя с самого начала было очевидно, что для изменения поведения ребенка необходимо работать прежде всего с его родителями. «Безобразное» поведение ребенка – это всего лишь следствие неадекватного внутрисемейного воспитания.

Я хотела вызвать маму мальчика на консультацию, но начальство запретило, т.к. мама неадекватная, необразованная и вспыльчивая и с ней будет трудно найти общий язык. На мой удивленный вопрос «А чем же я тогда смогу помочь этому ребенку? Ведь мальчик всего-навсего отзеркаливает то, что происходит в семье…» мне дали понять, что есть план работы, которому нужно соответствовать…

Психолог для детей. Системное понимание

Коля стал регулярно ходить на коррекционные занятия. Уже при личном общении я обратила внимание на кожный покров мальчика. Вся его кожа была в мелких шрамах и в незаживших ранках, которые он постоянно раздирал. Мальчик рассказывал, что мама его не любит, постоянно кричит, бьет, даже душит, когда он доводит ее своим непослушанием.

Во время занятий Коля вел себя спокойно, как-то по-доброму, даже просил называть его другим именем, допустим, Сережа, т.к. у мамы есть подруга, а у той есть сын Сережа, и сережина мама своего сына очень любит, не ругает его. Когда я обращалась к нему по его имени, он поправлял меня, говорил, что «когда я с вами, я Сережа».

Стоило мне появиться в группе в те дни, когда у нас не было занятий, мальчик подбегал, брал меня за руку и говорил: «Заберите меня…»

Однажды, на очередном занятии, я дала Коле задание нарисовать свое настроение. Для рисунка он выбрал коричневый цвет. Мальчик рисовал одни коричневые разводы, наляпывая целые куски краски друг на друга. Когда картина была закончена, Коля с диким восторгом сказал: «Это какашки!»

Любому человеку, который получил знания по системно-векторной психологии, сразу понятен как векторальный набор ребенка, так и те нарушения, которые происходят в каждом векторе в ходе подобного воспитания. Разберемся и мы с вами.

Мальчик – обладатель анального и кожного векторов. Система воспитания в его семье через унижение и побои по-разному влияет на развитие его психических свойств в разных векторах, которые оформляют его переживания в то или иное действие, формируя его поведение. Систематическое негативное воздействие на кожный покров, который является очень чувствительным сенсором кожного вектора, вводит ребенка в стрессовое состояние, при котором боль адаптируется и становится источником получения удовольствия. Отсюда возникает бессознательное желание наносить себе телесные повреждения.

Ребенком никто не занимается, его природная энергия к движению не реализуется должным образом и находит выход в бесполезных движениях, постоянной бессмысленной суете. Ненаученный подчиняться адекватным ограничениям, он постоянно нарушает дисциплину. Таким детям всегда приписывают диагноз «гиперактивность».

В тяжелом состоянии находится и анальный вектор мальчика. Из-за нехватки позитивной связи с мамой возникает обида, которая в дальнейшем проявляется садистическими наклонностями у ребенка. Мышление анального человека устроено таким образом, что когда с ландшафта приходит какое-либо воздействие, он обязательно должен его вернуть, т.е. ответить тем же. Так формируется чувство справедливости.

Получая негативное давление дома, мальчик буквально возвращает его обратно. Делая кому-нибудь больно, как физически, так и словесно, он пытается выравнивать свое психическое состояние. Анальному вектору свойственно разделять все на чистое и грязное. Причем способность очищать и стремление к чистоте, которые являются залогом будущей реализации ребенка, формируются в детском возрасте через определенное отношение к акту дефекации.

Если под действием стресса, нехватки ощущения защищенности, особенно от мамы, он пытается добрать удовольствие стимулируя свою эрогенную зону напрямую, задерживая то, что должно быть из кишечника выведено, то он привыкает получать удовольствие не от очищения, а от задержки грязного. Таким образом происходит серьезное нарушение развития свойств.

Такой человек уже никогда не сможет перфектно выполнять работу, т.е. не станет профессионалом своего дела. Рисуя экскременты, мальчик отражает свое состояние, тяжелейший стресс в анальном векторе, который уже на данном этапе выражается желанием пачкать.

На коррекционных занятиях у Коли появился другой опыт общения, где с ним спокойно разговаривали, слушали, уважали его мнение. Внутреннее психическое быстро подстроилось к позитивному стилю общения, возникло желание скинуть тот негативный образ, связанный с именем Коля.

Мальчику хочется идентифицировать себя с другим образом – некоего мальчика Сережи, который хорошо себя ведет и которого все любят. Реакция же воспитателей на желание мальчика сменить имя была такова: «Ну вот, даже мальчику не нравится такое дурацкое имя, которым его назвали!»

Такое виденье проблемы вызвало у меня печальную улыбку сожаления. Дело ведь вовсе не в имени…

Кожные дети легко подстраиваются к любой ситуации. Для них очень важно создать правильную обстановку, основанную на дисциплине. Природную энергию, стремление к движению можно направить в спорт. И тогда не будет этой бессмысленной «гиперактивной» суеты. Ни в коем случае нельзя ребенка бить. Обеспечив ребенку чувство защищенности, мы создаем условия для его развития, только в этом случае он перестанет наносить себе увечья через кожные свойства и перестанет бить других через анальные.

Описанное поведение ребенка и все связанные с этим проблемы обусловлены ошибками в воспитании, которые без участия родителей решить, к сожалению, невозможно.

 

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор Александра Саман

epsychology.ru

Детский психолог - кто это и что лечит

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.

Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания. 

Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.

Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.

Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения. 

Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.

Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.

Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.

Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.

Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

ktovrach.ru

Зачем ребенку нужен психолог? | Детский Клинико Диагностический центр в Домодедово

28.01.2015

Зачем ребенку нужен психолог?

Гармоничное развитие ребенка – одна из важнейших целей родителей, достижение которой почти всегда требует консультаций у специалистов данного профиля. Детский психолог, являясь именно таким специалистом, обладает теми навыками и знаниями, которые помогут ребенку и всей семье в целом справиться с возникающими на данном пути проблемами, которые бывают весьма многочисленными и разносторонними. В частности, детский психолог помогает ребенку справляться с трудностями, которые возникают на определенных этапах взросления: 

1) Младенчество (2 месяца – 1 год)

2) Ранний возраст (1 – 3 года)

3) Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

4) Младший школьный возраст (8 – 12 лет)

5) Подростковый возраст (11 – 15 лет)

6) Ранний юношеский возраст (15 -17 лет)

Каждый из этих периодов развития имеет свои определенные особенности, которые родители обычно замечают у детей.  В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Психолог  часто выступает в качестве помощника родителей, помогает направить  развитие ребенка в нужное русло, подсказывает пути решения поведенческих проблем ребенка. 

Переходы от одного этапа развития к другому сопровождаются возрастными кризисами (отдельные непродолжительные  периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями). Неправильное преодоление таких этапов развития ребенка в будущем может иметь весьма негативные последствия.

 Основополагающими кризисами принято считать:

1) Кризис новорожденности 

2) Кризис первого года (переход к раннему возрасту)

3) Кризис трех лет (переход к дошкольному возрасту)

4) Кризис семи лет (переход к младшему возрасту)

5) Кризис подросткового возраста

Помимо вышеперечисленного, клинический психолог занимается вопросами коррекции различных психических нарушений и поведенческих проблем, а также профилактической работой с нормальными детьми.

Как понять, что ребенку требуется помощь психолога? 

Иногда родители теряют контроль над поведением ребенка и понимают, что самостоятельно с этой проблемой справиться не смогут. Очень часто мамы папы замечают значительное отличие поведения и эмоциональных реакций ребенка от поведения его сверстников, это вызывает беспокойство и требует вмешательства специалиста. Бывает, что к психологу родителям рекомендует обратиться учитель или воспитатель ребенка. К сожалению, многие родители пытаются отрицать проблему, делать вид, что ее просто нет в надеже, что она исчезнет сама. Одна из причин – боязнь родителей перед психологом (страх чужого человека для семьи; страх, что психолог подумает, что родители не справляются с воспитанием ребенка; страх перед собой; страх осознания родителями наличия определенных проблем в семье), опасение, что ребенку поставят неприятный диагноз, который останется с ним на всю жизнь, но данные страхи совершенно необоснованны, и я призываю родителей не путать психолога и психиатра.

Чем же психолог отличается от психиатра? 

Психиатр – это врач, который работает с тяжелыми психическими расстройствами. Лечение психиатр осуществляет, прежде всего, назначением медикаментов.

Психолог – не врач, он не может ставить диагноз и выписывать лекарства. Он использует различные (педагогические и психологические) методики для выравнивания поведения ребенка.

Клинический психолог  в свою очередь имеет дело не только с проблемами, которые возникают в ходе нормального развития ребенка, но и при наличии у него психических расстройств (например, умственная отсталость, ранний детский аутизм, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, психопатия). 

 

Как выглядит визит пациента к детскому психологу? 

Говоря совсем простым языком, психолог беседует с родителями, выясняет суть их жалоб.  Затем тестирует ребенка, ищет объяснение этим жалобам и устанавливает, нужна ли коррекционная работа по устранению поведенческих или личностных проблем. 

Первый этап работы с пациентом – это диагностика. Психолог оценивает маленького пациента с того момента, как тот заходит в кабинет: как именно он входит; как ведет себя, пока мама занята – разговаривает с психологом. Все дети ведут себя по-разному! Кто-то спокойно занимается своими делами – в кабинете много игрушек и развивающих наборов, – а кто-то не дает и слова маме сказать, требуя ее внимания.  Затем, используются различные психологические методики (беседа с ребенком, тесты, задания, упражнения, опросники для детей и родителей, игровые варианты для маленьких детей) для выявления уровня развития ребенка. На основе результатов обследования психолог делает заключение о состоянии высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, ориентация в пространстве, восприятие), а также выявляет эмоционально-личностные особенности.

Большую роль в процессе диагностики играет беседа с родителями: важно установить, сколько времени родители проводят с детьми, как много занимаются с ними – ведь задержка развития может быть вызвана банальным недостатком занятий с ребенком, в то время как гиперопека тоже может привести к негативным последствиям.

Итак, после сбора информации у психолога выстраивается видение проблемы, он объясняет результаты диагностики родителям, дает общие рекомендации и составляет коррекционную работу по исправлению того нарушения, которое увидел. В отдельных случаях родители приводят детей на  профилактический прием, чтобы убедиться в нормальном развитии их ребенка. 

 

Как подготовить ребенка к визиту к психологу? 

Каких-то особых приготовлений не требуется. Ребенка можно предупредить, что он пойдет к врачу, но в случае если он боится делать уколы  или лечить зубы надо обязательно предупредить его, что ни уколов, ни бормашины не будет. Ребенок должен быть сыт, на пике активности (маленьких детей не рекомендуется водить на прием незадолго до дневного сна, а детей постарше – незадолго до их ночного сна) и не должен испытывать стресс незадолго до приема (для некоторых детей таким стрессом является посещение других специалистов-медиков). 

Какие методы вы используете в своей работе? 

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Если у  ребенка не было выявлено  серьезных психических нарушений, для него составляется педагогическая коррекция на основе развивающих занятий (направленных на развитие моторики, памяти, мышления, восприятия, речи) в соответствии с возрастом. 

Также используются: нейропсихологическая коррекция, поведенческая терапия, телесно-ориентированная терапия, психотерапевтические методы (арттерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия), игровая терапия. Часто применяются методики из близких областей (педагогики, логопедии). 

В рамках коррекционных работ предусмотрено давать родителям общие рекомендации по воспитанию ребенка, а также выполнение домашних заданиях. 

С какими проблемами пациенты наиболее часто обращаются к детскому психологу? 

Часто родители обращаются с проблемами в поведении, а также в эмоционально-личностной сфере.  Это внутрисемейные конфликты детей и родителей, отношения братьев/сестер, непослушание,  неврозы, страхи,  тревожность, проблемы с адаптацией к детскому саду и школе, отсутствие мотивации, трудности в общении с воспитателями и учителями, нежелание дружить со сверстниками, у подростков возникают проблемы с профориентацией. 

Иногда родителям требуется помощь в выборе правильного направления в воспитании ребенка. 

Также родители обращаются к психологу с детьми, у которых были выявлены  психические отклонения (задержка психического развития, аутизм, умственная отсталость). 

Что является поводом для обязательного обращения к детскому психологу? 

В первую очередь это жалобы учителей и воспитателей на проблемы с успеваемостью, агрессивные вспышки, страхи, нарушения в познавательной сфере, неадекватные эмоциональные реакции. Если родители замечают, что поведение ребенка значительно отличается от поведения его сверстников, это тоже является поводом для обращения к специалисту психологу. 

Можете ли вы посоветовать родителям литературу, которая поможет им лучше понять своих детей? 

Могу порекомендовать прежде всего труды  Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как ?" и "Продолжаем общаться с ребенком . Так ?"

Эти вещи Гиппенрейтер популярные и написаны весьма простым языком . 

Остальные книги направлены на более глубокое изучение психических процессов детского возраста, это уже более серьезная литература , но, тем не менее, она сможет дать родителям хорошую информацию о развитии их детей : 

1) Жан Пиаже "Речь и мышление ребенка" 

2) Л. С. Выготский. Монография "Вопросы детской психологии ". 

3) Э. Эриксон "Детство и общество ". 

4) Э. Эриксон "Идентичность. Юность и кризис ".

В Детском Диагностическом Центре ведет прием квалифицированный клинический психолог Литвинова Е.В. Записаться на прием Вы можете по телефону +7(496)797-01-70 или через форму обратной связи http://deti-clinica.ru/contacts/order/

Возврат к списку

deti-clinica.ru

Квалифицированный детский психолог в Центре психотерапии «Алвиан»

Детская психология — отдельное направление психологии, изучающее особенности психологического развития с учетом возраста ребенка.

Основная задача детского психолога — обнаружить сильные стороны личности ребенка и помочь ему научиться пользоваться своими ресурсами для преодоления трудностей в жизни.

Специалисты в области детской психологии работают с теми же эмоционально-поведенческими проблемами, что и врачи-психотерапевты (c агрессивностью, гиперактивностью, капризами, плаксивостью, страхами и пр.), но основная задача психолога — обнаружить и раскрыть наиболее сильные стороны личности ребёнка, помочь ребёнку научиться пользоваться своими психологическими ресурсами для преодоления различных трудностей в жизни — тем самым, помочь ему в адаптации: в семье, в детском саду, в школе.

Детство — особый период человеческой жизни. В эту пору человек наиболее активно развивается, приобретает разнообразный опыт, создает представление о себе, учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. Высокоразвитый человеческий мозг в течение всей жизни открыт для нового, способен усваивать уроки и строить новые закономерности. Но большая часть того, что мы знаем о себе и других, закладывается в детстве и оказывает влияние на всю нашу судьбу.

Ребенок воспринимает мир совсем не так, как взрослый. Взрослые мыслят логически, дети — мистически. Они еще не умеют видеть реальные взаимосвязи между событиями, поэтому могут связывать события произвольно, основываясь не на фактах, а на собственных ощущениях, и ощущения эти имеют самую тесную связь с эмоциями. Дети непосредственны, эмоционально чувствительны и могут путать реальность и вымысел. У них своя, мистическая логика. Например, символический, образный смысл сказки им гораздо понятнее, чем здравые рассуждения. Так же, очень важно понимать, что дети воспринимают близкого взрослого, как безусловно авторитетную фигуру, верят ему, рассматривают, как пример для подражания, принимают его реакции и поведение как должное — без анализа и критического осмысления.

Каждый ребенок развивается со своей скоростью, но все дети проходят одни и те же этапы, характеризующиеся не столько количественным, сколько качественным изменением психики. При этом каждый этап психического развития ребёнка имеет свои закономерности, отражающие функциональные особенности формирования психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых, двигательно-координационных). При работе с детьми психологи обязательно учитывают эти особенности, чтобы наиболее эффективно помочь ребёнку, создать условия для гармонизации процесса развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Причиной для обращения к психологу могут быть:

Наши психологи подберут «ключик» к проблеме Вашего ребенка и предложат наиболее эффективный путь её решения!

Когда следует записаться на консультацию к детскому психологу:

Чаще всего проблемы в детско-родительских отношениях возникают в периоды возрастных кризисов. С 2,5 до 4 лет, с 6 до 8 лет и с 12 до 16 лет у ребенка происходит изменение картины мира, системы ценностей, приоритетов и ориентиров. Эти перемены снижают эффективность старых, проверенных способов воспитания и взаимодействия между родителями и детьми. Не все родители успевают сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, поэтому даже благополучные, ранее гармоничные отношения с ребенком на данных этапах могут осложняться и ухудшаться.

Что происходит на приеме у детского психолога

Вначале детский психолог осуществляет диагностику, используя игры, тесты, рисунки и обычное общение, а затем проводит психологическую работу с учетом выявленных нарушений, особенностей личной истории и запросов родителей. В работе используются различные, преимущественно игровые терапевтические методики. Дети лепят, рисуют, играют с игрушками или песком или придумывают сказки, тем самым выражая свои чувства и прорабатывая конфликтные (внешние и внутренние) ситуации наиболее доступным для своего возраста способом — творческим, игровым, символическим. Даже работа в контексте когнитивно-поведенческой психологии с детьми содержит игровые и творческие методики.

С первого дня и до окончания терапии психолог тесно взаимодействует с родителями. Он обсуждает с ними проблемы ребенка, сообщает им свои выводы, дает рекомендации и помогает найти пути и способы преодоления трудностей, подходящие для конкретной семьи. Следует учитывать, что становление личности ребенка и его психологическое состояние в значительной степени зависят от психологического климата и обстановки в семье, от манеры и стиля воспитания и от соответствия этого стиля личностным (характерологическим) особенностям ребёнка, от отношений между родителями, бабушками, дедушками и старшими детьми.

На консультациях наши специалисты создают особую атмосферу, которая помогает ребенку раскрыть себя.

Отправляясь на консультацию к психологу, родителям стоит быть готовым к активному участию в работе и, возможно — к пересмотру привычных представлений о семейных отношениях и воспитательных методиках. Иногда одного только изменения поведения родителей, их способов общения и методов воспитания бывает достаточно для позитивных перемен в поведении ребенка, а также его отношениях с другими людьми.

Цены

Услуга Длительность Стоимость
Индивидуальная консультация психолога 55 мин 3 500 ₽
Консультация психологапо вопросам детско-родительских отношений 60 мин 4 500 ₽
Патопсихологическое исследованиеВнимание, память, восприятие, мышление и др. 90 мин 4 500 ₽
Консультация нейропсихолога 55 мин 3 500 ₽
КонсилиумПсихолог и нейропсихолог 55 мин 6 000 ₽

medalvian.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта