Тема 5. Психодинамический подход к социальной работе. Поведенческий подход в практике социальной работы


ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ by Маша Горбунова on Prezi

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫПоведенческий метод в индивидуальной работе предполагает: · признание того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, ввопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическимипроцессами — мыслями, чувствами и аффектами; · первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; · предварительное изучение предполагаемых результатов и способов ихдостижения; · четкое описание процедур диагностики и вмешательства; · явную связь между диагностикой и воздействием; ясное представлениежелаемого результата; интерес к оценке.ФИЛОСОФИЯ МЕТОДАОценка. Исходя из этого в поведенческих моделях социальной работы процесс оценки сосредоточен на поведенческих аспектах индивидуального функционирования, проблема клиента определяется в терминах неадаптивного поведения в контексте рефлексии окружающей среды.В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.Техника оперантного изменения

поведениявключает такие виды интервенций, как: позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.Техники респондентного изменения поведениявключают в себя рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.Общие подходы к поведенческим психосоциальным методам помощи.

1.Теоретическая база. Поведенческие подходы об оперантном, респондентном, когнитивном изменении поведения.

2. Проблемы. Фобии, депрессии, жестокое обращение с детьми, семейные проблемы, проблемы общения подростков с родителями и другие поведенческие проблемы.

3. Специфические задачи, исследования. Задачи обязательно формулируются в поведенческих терминах.

4. Роль клиентов.Люди, имеющие проблемы с поведением. Оцениваются продолжительность, частота, масштабы отклоняющегося поведения, контекст, при котором происходит изменение поведения, мотивация.

5. Роль социальных работников. Помощь на основе поведенческой оценки, мобилизация необходимых личностных и средовых ресурсов. Контракт основан на конкретных поведенческих проблемах. Стратегии помощи должны выражаться в наблюдаемых единицах эффективности. Социальный работник должен демонстрировать клиенту заинтересованность, обнадеживать, внушать надежду, быть подлинным, самодостаточным, готовым к переменам. Он должен быть инициативным, при необходимости директивным и стимулирующим к действию, а также побуждающий к изменениям и обучающий.

6. Техники работы.Систематическая десенсибилизация, угасающие процедуры, позитивное подкрепление, обучение, техники контроля поведения и другие поведенческие техники и процедуры.1. Модификация поведения должна рассматриваться как путь, которыйпозволяет клиенту научиться справляться с трудностями проживания в окружающейсреде. 2. Поведение, осмысленное и модифицированное, поддерживается изакрепляется через основные индивидуальные конфликты. 3. Главная задача модификации поведения — помочь людям управлять ихсобственным поведением, достигать поставленных ими целей. ТЕХНИКИ РАБОТЫИсторияЭдвин И. Томас в 1960-е гг. начал вводить поведенческие методы в практикусоциальной работы и в образование. Практика социальной работы позволяла получатьна основе поведенческих подходов эмпирическую информацию, что даваловозможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим в социальной работе с подходом «личность —среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененноеповедение клиента. Принцип "личность – среда" в поведенческом подходеОсобенности оценки в поведенческом подходеОсновные теоретические подходыИспользуемый источник:Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методыпсихосоциальной практики

prezi.com

Ответы на вопрос "29. Поведенческая психология и терапия в практике ..."

Поведенческий подход в социальной работе связан с моделями социальной адаптации, модификации поведения, с практикой социализации, в основе которых лежит бихевиористская психология и поведенческая терапия.

Человек в поведенческих подходах рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Индивид расширяет свой репертуар поведения через процессы социального обучения, познавая свои ошибки. В процессе социальной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения, формируется опыт продуктивного поведения для реальной окружающей среды.

Окружающая среда рассматривается как источник управления стимулами и подкрепления. Она либо формирует, либо нейтрализует поведение индивидов, когда они ведут себя в ней неадаптивно в результате неподходящих или неадекватных систем подкрепления.

Исходя из этого, в поведенческих моделях социальной работы процесс оценки сосредоточен на поведенческих аспектах индивидуального функционирования, проблема клиента определяется в терминах неадаптивного поведения в контексте рефлексии окружающей среды.

Оценка включает в себя интервью, в ходе которого раскрываются следующие вопросы:

 

в чем видится проблема;

на что жалуется клиент;

в чем поведенческая проблема;

когда возникла проблема с поведением;

является ли проблема с поведением типичной для клиента;

кто бы мог быть посредником;

хочет ли клиент измениться;

имеет ли клиент мотивацию к изменению.

Согласно концепции М. Герберта, социальный работник после оценки определяет людей, место, время, ситуации, необходимые для изменения поведения.

Окружающая среда в поведенческой социальной работе — это прежде всего другие люди, роль которых в терапевтическом процессе определяется как источник, подкрепляющий поведенческие стимулы.

 

Контракт в социальной поведенческой работе рассматривается как конкретная помощь, направленная на модификацию поведения, с четко прописанной программой и результатами изменения.

Модификация поведения направлена на помощь индивидам с целью получения ими образцов поведения, дающих им возможность успешно функционировать в окружающей среде. Это достигается благодаря реализации программ социализации и образовательным программам, включая опыт текущей ситуации жизни клиента, который превращается в положительный опыт изучения. Помощь несет в себе новое знание о ситуации, компетентность в поведенческих репертуарах и социальных ролях, обусловленных жизненными ситуациями. Главное усилие социальных работников направлено на формирование систем подкрепления в окружающей среде и формирование социальных систем поддержки для определенных адаптивных моделей поведения.

Социальный работник выступает в поведенческой модели помощи как эксперт, учитель, гид, охватывает широкий диапазон адаптивных, социализирующих, терапевтических функций.

www.konspektov.net

Тема 5. Психодинамический подход к социальной работе

Психология личности

  1. Критика психодинамической работы

Литература:

Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. – М., 2007

1. Общий теоретический контекст

Психодинамические подходы считаются индивидуалистическими, социальные изменения они почти не затрагивают.

Данный подход основан на учении Фрейда и его последователей. Само название «психодинамический подход» связано с тем, что выстраивается зависимость поведения от изменений в психике.

Психодинамическая теория объясняет, каким образом психика побуждает действия, психика и поведение влияют на социальное окружение и сами подвергаются влиянию с его стороны.

Данные теории были ощутимы и оказывали влияние на теорию социальной работы в 30-50 –е гг. 20 века. Психодинамический подход представляет собой основную традиционную социальную работу, с которой соотносятся многие другие теории и отдельные элементы которой продолжают использовать в практике.

Зарубежные авторы особо выделяют ряд практических вопросов и понятий.

Психоаналитическая теория состоит из трех частей: теории человеческого развития, психологии личности и аномального поведения, а также теории лечения. В основе общей теории лежат две фундаментальные идеи:

Все эти идеи широко известны сегодня. Так, оба принципа допускают, что оговорки шутки отражают скрытую, или неосознанную путаницу в человеческом мышлении. Однако, общепризнанные значения не всегда раскрывают сложность психодинамических идей. Так, в литературе приводится пример термина «бессознательное» для демонстрации сложности психодинамических идей. Сопротивление возникает в тот момент, когда появляются мысли и чувства, не совместимые с другими представлениями, значимыми для нас. В этом случае разум не пускает в сознание отвергнутые мысли. Это осуществляется с помощью процесса, который называется репрессией. Многие подавленные мысли динамичны, они побуждают нас к действию, даже если мы не осознаем их. Психодинамическое бессознательное состоит из этих насильственно подавляемых мыслей, которые существуют независимо от того, осознаем мы их или нет, и которые зачастую глубоко спрятаны. Важным также является понятие агрессия, обозначающая процесс, когда люди направляют свои деструктивные импульсы против других людей.

В психоаналитической теории развития предполагается, что дети проходят серию стадий развития. Эти стадии включают в себя различные влечения (инстинкты), которые подразумевают психическое давление, направленное к удовлетворению физиологических потребностей, таких как голод или жажда. Наличие таких потребностей создает напряжение, или либидо, которое дает энергию для действия, реализации потребностей. В создании влечений очень важную роль играет сексуальное напряжение – физиологическое проявление, характерное даже для маленьких детей.

На каждой стадии формируется определенный тип поведения, но в процессе перехода на новую ступень используется поведение, связанное с предыдущими стадиями. Так, на ранней стадии младенцы получают удовлетворение с помощью процесса сосания (например, материнской груди, чтобы удовлетворить потребность в пище). На более поздней стадии сосание также может приносить удовлетворение (например, курение сигарет, сосание конфет и т.д.). Вместе с тем взрослые обладают более широким спектром поведенческих проявлений, что дает им свободу выбора. Некоторые люди бессознательно выбирают тип поведения, связанный с определенными стадиями. Они ведомы стремлением к удовлетворению какой-либо потребности и, следовательно, не могут пользоваться всем репертуаром поведения. Этот процесс называется фиксацией.

На стадии первичного нарциссизма дети стремятся лишь удовлетворить собственные потребности. Благодаря социальному взаимодействию, прежде всего общению с родителями, они учатся приходить к компромиссу. На каждой стадии внимание концентрируется на отдельной потребности: оральной (голод), анальной (выделение), фаллической (идентификация с родителями того же пола), Эдиповой (влечение к родителю противоположного пола), латентной (контролируемые влечения через разрешение Эдипового комплекса) и пубертатной (социальное научение). Автором концепции о стадиях развития является Эриксон. Он предложил, что на каждой стадии рациональное сознание преодолевает кризис взросления, связанный обстоятельствами нашей жизни. Эта концепция, имеющая большое значение в социальной работе, особенно в кризисной интервенции, обращает внимание на воздействие культурных и социальных факторов, а не на внутренние влечения.

Со стадиями развития связано понятие регрессия. Регрессия происходит в том случае, если люди, достигшие поздних стадий, под воздействием стресса возвращаются к поведению, характерному для более ранних стадий. Регрессия отличается от фиксации. В последнем случае индивиды не в состоянии выйти из поведения, свойственного ранней стадии.

В психоаналитической теории личности считается, что люди представляют собой комплекс влечений, создающий Ид (Оно), неопределенное давление, исходящее из неизвестного источника. Оно заставляет нас действовать, чтобы удовлетворить наши потребности, но наши действия не всегда приводят к ожидаемым результатам. Здесь возникает Эго, которое формирует наше восприятие и действия по отношению к окружающему миру. Эго контролирует Оно. Например, дети контролируют выделение фекалий, так как Эго учит, что несоответствующие действия влекут за собой неудобство. Эго контролирует взаимоотношения с людьми и предметами окружающего нас мира, т.е. объектные отношения. Супер Эго развивает общие моральные принципы, которые направляют деятельность Эго.

Важным свойством личности является способность Эго к управлению конфликтом. Стремление Эго и Супер Эго контролировать Оно, возникающее под влиянием социальной ответственности, провоцирует дальнейшие конфликты. Результатом таких конфликтов является тревога. Эго справляется с тревогой, активизируя различные защитные механизмы. Упоминавшаяся выше репрессия является одним из них. Другими важными защитными механизмами являются:

Последний труд Фрейда был посвящен взаимоотношениям Эго с объектами. Эта тема разрабатывалась и после его смерти (в работе Анны Фрейд и Хартман). В психологии личности и теории объектных отношений показано, что дети с раннего возраста обладают способностью к взаимодействию с внешним миром (объектным отношениям). Развитие Эго обозначает рост нашей способности учиться на опыте, опираясь на рациональные возможности нашего сознания, такие, как мышление (познание), восприятие, память.

Некоторые теоретики и практики психодинамического подхода оказали значительное влияние на социальную работу. Особенно интересны работы М. Кляйн, Зальцбергер-Виттенберга, Винникота и Боулби. Эти авторы обратили особое внимание к работе с детьми. Кляйн обсуждает две эмоциональные жизненные «позиции», которые появляются в раннем детстве: позицию преследования, возникающую из страха одиночества и неспособности к выживанию, и депрессивную позицию, связанную с опасением нанести вред матери (появляется позже). Переживание этих двух позиций помогает людям научиться принимать в себе двойственность и избегать разрушительности. В работе Винникота анализируются объектные отношения – то, как дети учатся адаптироваться, меньше концентрируясь на внутреннем мире и развивая способность взаимодействия с окружающим миром. Боулби перевел психоаналитическую проблему отношений «мать-ребенок» на ранней стадии в область исследований и теоретического осмысления материнской депривации. Материнская депривация, т.е. ограничение контакта ребенка с матерью, приводит к задержке развития личности малыша. В последствии в области исследований сформировалась теория о значении привязанностей. Привязанность рассматривается, прежде всего, как близкие отношения с матерью, но не только. Опыт привязанности оказывает влияние на развитие последующих отношений с другими людьми. Следствия потери привязанности крайне серьезны, будь то смерть или расставание с кем-то из родителей в результате развода. Доказано, что депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для ребенка и негативно сказываются на дальнейшей жизни человека. Здесь, однако, играет роль не только материнская депривация, но и характер отношений между детьми и родителями, а также другие факторы, включая социальное окружение. Существует множество социальных и психологических факторов, защищающих от разрушительного влияния депривации.

В психоанализе тема утраты считается очень значимой. Разработаны несколько концепций переживаний утраты и горя. Траур рассматривается как ответ на любой вид утраты, а не только на смерть близкого человека. Паркс рассматривает переживание утраты во многих ситуациях как регрессию на детские переживания стресса по поводу утраты. Пинкус доказывает, что в типичных реакциях семьи на смерть могут проявляться скрытые чувства, связанные с прошлыми отношениями. Интенсивность эмоций горя являются особой темой в психоанализе. Однако Смит полагает, что многие действия в ситуациях потери и утраты объясняются социальными ожиданиями должного поведения в подобных случаях. Она утверждает, что феноменологическая или экзистенциальная интерпретация больше подходит для объяснения ситуации утраты.

Современные психоаналитические работы пересекаются с социологическими концепциями, особенно с представлением о том, что люди являются частью социальных систем и играют социальные роли. Недавние исследования, написанные в традиции объектных отношений, в частности работы Когут, показывают, что дети формируют восприятие своего «Я» и своего отличия от окружающего мира в очень раннем возрасте. Психология «Я» популярна в литературе начиная с 80-х гг. ХХ в.

Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что терапевты должны быть «пустым экранами» и стремиться к наибольшей анонимности для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос происходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к своим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. Перенос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью стимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из трудностей раннего во взаимоотношениях с родителями и вызывают сложности поведения в настоящем. В социальной работе эти идеи используются в том смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения с людьми. Контрперенос возникает, когда психоаналитик иррационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт.

Некоторые психоаналитические техники направлены на высвобождение скрытых мыслей и чувств. Считается, что неприемлемое поведение может вызываться подавленными конфликтами, выходящими на поверхность самыми различными путями. Вскрытие причин требует неординарных усилий. Будучи хотя бы раз выявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей. Таким образом, традиционная психоаналитическая традиция связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью.

Влияние психодинамических теорий на социальную работу явно существует. Понимание психодинамической теории является предпосылкой к анализу других теорий социальной работы, поскольку ее влияние распространяется очень широко. Были созданы разнообразные научные школы и практические технологии. Кроме того, существует интерес к теоретикам, которые далеко отошли от Фрейда и основных направлений психоанализа. Современная психоаналитическая теория уже не признает влечения в качестве основного мотива поведения (Лоунштайн, 1985) и ориентируется на то, как индивид взаимодействует с социальным миром; эта теория стала скорее социальной, чем биологической. Брили анализирует главные темы психоанализа с помощью трех ключевых связей: между личностью и значимыми другими, между прошлыми и настоящими переживаниями, между внутренней и внешней реальностью. Расмусен и Мишна (2003) утверждают, что в психодинамической социальной работе особое внимание уделяется социальному контексту межличностных отношений, благодаря чему умножаются подходы к восприятию реальности, а также к их различиям. На этом фоне произошло развитие психологии личности (Гольдштейн), которая является основой отношенческой модели (Хоровиц, Мейер, Купер, Лессер), нацеленной на укрепление межличностных отношений. Акцент на взаимодействие личности с окружением означает внимание к интерсубъективности, т.е. межличностному восприятию и реагированию, а также к языковому выражению человеческих взаимоотношений. Психология личности является основой теории экосистем (Джемейн, Сипорин) и кризисной интервенции.

Оценка роли психоанализа в социальной работе свидетельствует о том, что психоанализ широко применяется в социальной работе, а в различных странах существуют различные теоретические школы. Психология личности, например, наиболее популярна в США, теория объектных отношений развивается в Великобритании и США.

Значение психодинамической теории.

Исследователи выделяют три периода влияния психоанализа на теорию социальной работы. До 1920-х гг. в США и до 1930-х гг. в Великобритании это воздействие было незначительным. Затем вплоть до 1960-х гг. психоанализ занимал доминирующее положение. В течении этого периода его влияние было настолько значительным, что сформированные с его помощью подходы применяются в социальной работе и по сей день. После 1960-х гг. психоанализ сосуществовал наряду с другими теориями, хотя им пользовались только отдельные специалисты. Некоторые авторы рассматривают влияние психоанализа как «наследие». Влияние психоанализа является, скорее, комплексным и косвенным и связано с ролью исследований Фрейда.

Психодинамическая терапия вызвала появление в социальной работе терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом – отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто осуществлять какие-то действия. Благодаря психодинамической теории в социальной работе акцент с событий и мыслей сместился на чувства и формы бессознательного. Многие понятия, такие, как «бессознательное», «инсайт», «агрессия», «конфликт», «тревога», «отношения с матерью», «перенос», заимствованы из психоаналитической теории. Эти термины составляют общий языковой словарь, который понимается и в социальной работе, и в обыденной жизни. Значимость психодинамического подхода постоянно подтверждается практикой. Важный для социальной работы акцент на периоде детства, ранних взаимоотношениях с людьми и материнской депривации, заимствованных из психодинамических теорий, привел к росту популярности теории привязанностей. Внимание социальных работников к изучению психических и поведенческих нарушений объясняется тесной взаимосвязью социальной работы с психиатрией и психодинамической терапией 1920-1930-х гг. Повышенное внимание специалистов в области социальной работы к психологическим и эмоциональным фактора (по сравнению с социальными факторами) также объясняется влиянием психодинамической теории.

studfiles.net

Подходы к организации социальной работы

Иванова К. Г., Андросова М. И. Основные подходы к организации социальной работы, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье представлены подходы к организации социальной работы и ее направления. Произведен анализ теоретических источников по проблеме организации социальной работы.

Ключевые слова: социальная работа, психологическая поддержка, социальный подход, социально-деятельностный подход

В настоящее время в практике социальной работы существует тенденция к расширению профессиональных инструментов за счет привлечения новых теоретических подходов к решению социальных проблем, а также технологий и методов, которые они оправдали. Изменение границ в основном осуществляется путем включения концептуальных исследований из смежных отраслей знаний и их адаптации к потребностям практики социальной работы. Очень часто используется не весь метод (структура, принципы и т. д.), а только та часть, которая способствует решению объективных задач социальной работы. Потребности социальной помощи направляют научные исследования для выявления различных аспектов основных подходов и их сочетаний.

Подходы к организации социальной работы

Пройдя определенный путь социально-исторического развития, социальная работа в качестве науки опирается на ряд фундаментальных подходов, связанных с теорией и практикой ее организации.

Подход, с точки зрения развития научной парадигмы социальной работы, представляет собой набор базовых методов и методов решения проблем для получения новых знаний, обобщения и углубления понимания теоретической составляющей социальной работы, ее этических принципов и основные формы и методы практической работы с клиентом, группой, семьей, социумом.

Первые практические шаги в теоретическом понимании социальной работы были предприняты М. Ричмондом, который описал индивидуальный подход к работе с нуждающимися. В своей классической работе «Социальные диагнозы» она представлена ​​как строгая последовательная процедура, подчиненная определенной логике, содержащая элементы системного характера, еще не описанные в работе с клиентом. Затем процедура формализуется в методе индивидуальной работы, который становится фундаментальным в технологиях социальной работы.Благодаря теоретической работе М. Ричмонда, начиная с двадцатых годов двадцатого века, в социальной работе начал формироваться новый подход — диагностический подход. Представителями этого подхода в определенные периоды времени были М. Ричмонд, Г. Гамильтон, Ф. Холлис и М. Вудс. Они настаивали на сборе большого количества объективных данных о клиенте и его ситуации. В исследованиях Х. Гамильтона понятие «диагноз» получило новую интерпретацию. Она считала диагноз моделью, позволяющей понять, как человек встречает сложную жизненную ситуацию. Эта идея стала основополагающей в разработке двух стратегий оказания помощи клиенту: развитие предвидения и психологической поддержки.

Сотрудники Школы Пенсильвании начинают разрабатывать функциональный подход к социальной работе в тридцатых годах ХХ века. Одним из представителей этого подхода был В. Робинсон, который в своей книге «Психология изменений в социальной индивидуальной работе» отмечает, что на практике основное внимание следует уделять клиенту и его ситуации. Важно также установить равную связь между социальным работником и клиентом, в котором учитывались бытовые ценности последнего, его индивидуальный опыт и поведение с другими. Научная основа функционального подхода была обоснована Дж. Тафтом, который выделил пять основных принципов индивидуальной работы.

Диагностический, функциональный и структурный подходы, по мнению И.Г. Зайнышева, исторически должны считаться первыми в разработке концепций социальной помощи клиенту. В настоящее время расширение теоретических основ социальной работы способствовало не только формированию новых подходов, но и появлению попыток их классификации.

Социальная работа в России и дифференциация категориального аппарата от других социальных наук. Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, В.И. Жуков выделил полипарадигматический подход в теории и междисциплинарный подход в практике социальной работы. При рассмотрении функций социальной работы, по словам Н.Ф. Басова, должны использоваться статически-позиционные и динамические подходы.

Из теоретических подходов к социальной работе М.В. Фирсов предлагал выделить три, наиболее важных: «индивидуальный» («личный»), общественный и общественно-деятельный [3]. «Индивидуальный» — фокусирует теорию социальной работы на изучении личности в контексте проблем с группой и обществом, анализирует процессы дезадаптации и девиации.

Профессор Н.С. Данакин, рассматривая социальную работу с точки зрения «индивидуального» подхода, определяет ее как «помощь людям в решении их личных проблем». Таким образом, «индивидуальный» («личный») подход предполагает использование всех возможностей, которые помогают человеку адаптироваться к конкретным социальным условиям жизни и помогают клиентам разрабатывать свою собственную жизненную программу.

Социальный подход, согласно М.В. Игошева, как основная схема, рассматривает совокупность социальных отношений, а отличительной чертой является его ориентация на самый широкий уровень социальной системы. Этот подход также представлен И.А. Винтер, E.И. Холостовой, И.Г. Зайнышевым.

С точки зрения общественного подхода, как считает И.А. Зима, социальная работа определяется как междисциплинарная наука, объектом которой должно быть взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, обществом и субъектом — личными и социальными защитами (самозащитой) человека [1, с.122]. В свою очередь, Е.И. Холостова, выделяет социальные отношения как объект и относится к ряду направлений к предметной области, которые представлены индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими проблемами, проблемами социальной стратификации, поведенческим функционированием, символизацией и моделирующие, коммуникационные и силовые структуры.

Социально-деятельный подход рассматривает социальную работу в традиционной для отечественного познания в схеме субъект-объект. Основной акцент в этом подходе делается на сущность деятельности социальной работы, которая определяется как вид социальной деятельности (система социальной защиты, деятельность государственных организаций и отдельных лиц для оказания помощи, деятельность по восстановлению, сохранению психических и социальных связей индивида со средой).

Исследователями социально-деятельного подхода были С.И. Григорьева, Л.Г. Гусликова, Т.Е. Демидова, М.В. Фирсов. По мнению профессора Л.Г. Гусликовой, предметом теории социальной работы являются закономерности формирования и реализации жизненных сил клиента, индивидуальная и социальная субъективность личности и группы, а также механизмы сопряжения Жизненные силы и средства обеспечения их реализации. Таким образом, фокус научных знаний — это механизмы для реализации жизненных сил клиента.

Социальная работа в России и дифференциация категориального аппарата от других социальных наук.

Л.Г. Гусликова, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, В.И. Жуков выделил полипарадигматический подход в теории и междисциплинарный подход в практике социальной работы. При рассмотрении функций социальной работы, по словам Н.Ф. Басова, необходимо использовать статически-позиционные и динамические подходы.

Рассматривая основные подходы к решению проблем социальной работы, А.А. Козлов предлагает два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациям: технический подход и коммуникативный подход [2, с.167]. Автор пишет, что при техническом подходе социального работника можно сравнить с врачом или инженером, который выполняет корректирующие вмешательства в жизненных ситуациях клиента.

При техническом подходе взаимодействие с клиентом является иерархическим и асимметричным.Специалист во взаимоотношениях с клиентом использует силу профессиональной компетентности (выбирает и применяет методы вмешательства). Для клиента важно следовать рекомендациям специалиста.

При коммуникативном подходе социальный работник вместе с клиентом решает или облегчает проблемную ситуацию. Коммуникативный подход отличается от технического характера проявления. Он устанавливает коммуникативное взаимодействие на основе сотрудничества, а социальный работник и клиент являются субъектами деятельности, только с разных позиций. Предметом деятельности является не клиент, а его проблема (ресурсные трудности, отношения домашнего насилия, неспособность выполнять функции родительства, алкогольная или наркотическая зависимость и т. д.). Задача социального работника в этом подходе заключается в создании условий для решения совместно идентифицированной проблемы.

Проблемно-ориентированный процесс или процесс решения проблем строится не на основе использования того или иного метода, а всегда рассматривается в контексте реальной жизни. В зависимости от содержания проблемы специалист, в рамках того же процесса, может выступать в качестве социального работника для оказания помощи клиентам, терапевту, эксперту группы и работнику общины.

Общая модель деятельности используется для решения проблем в их проявлении или для решения сложных и хронических проблем. Специфика процесса решения проблемы зависит как от характера проблемы, социального контекста, так и от существующих отношений между специалистом и клиентом. Однако диагноз всегда присутствует как диагностическая деятельность.

На современном этапе развития теоретических знаний в области социальной работы нет однозначного мнения о сущности теоретических подходов в социальной работе, они все многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Однако следует отметить, что в практике социальной работы особое место уделяется диагностическому подходу, который является краеугольным камнем в получении достоверных знаний об исследуемом объекте или социальном процессе, что позволяет выбирать наиболее точные способы решения проблемы и достижения оптимального социального результата.

Ссылки на источники
  1. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. – 2002. – №2. – С. 8–15.2. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность / Под ред. А.А. Козлова. – М.: Кнорус, 2005.3. Фирсов М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Владос, 2001.4. Щукина Н.П. Теория социальной работы: Программа курса и методические рекомендации. – Самара: Самарский университет, 2003.

Рассказать друзьям:

son-net.info

§ 3.Подходы к личности клиента в социальной работе

Подходы к личности клиента в социальной работе имеют более широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами психологического характера, однако, контекст вопросов имеет более широкую направленность. Проблемы клиента могут находиться не только в нем самом, но и вне его, где социальные связи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ограничивающими социальное функционирование.

Все эти особенности раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-ролевом, системно-институциональном подходах к клиенту в социальной работе.

Биопсихосоциальный подход

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х.Перлман применительно к методу социально-индивидуальной работы. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением.

Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретенные или утраченные, — это важнейшие доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение им роли клиента.

Поведение

Каждый человек в процесс своей жизнедеятельности вырабатывает определенные модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х.Перлман вводит в теорию социальной работы важное понятие — «индивидуальность клиента». Под «индивидуальностью клиента» понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям.

При этом Х.Перлман считает, что благополучие человека зависит не только от адекватных поведенческих реакций, но и от структуры человеческой индивидуальности.

Структура и функционирование индивидуальности

В подходах к структуре индивидуальности клиента Х.Перлман базируется на психодинамический теории личности З.Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:

• жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;

• система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;

• психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».

Эти функции Х.Перлман соответствуют структуре личности З.Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (это) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немедленного удовлетворения; «Сверх-я» — интериоризированные в ходе социализации социальные нормативы и ценности; «Я» выступает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.

В концепции Х.Перлман «ид», «эго», «суперэго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодействие этих структур личности ведет к балансу между индивидуальными потребностями, поведением и нормами социального окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.

Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Согласно Х.Перлман, человек находится в процессе постоянного изменения, и его жизненный путь зависит от его референтных групп, которые формируют его гражданские, социальные, ценностные ориентации и нормы. Иначе говоря, стандарты поведения человека как индивидуальности формируются под воздействием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть источником «благополучия» человека, но могут также провоцировать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.

Социальные роли и социальный статус

Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Х.Перлман считает, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х.Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняется следующими причинами:

• нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;

• отсутствием своевременной социальной поддержки;

• инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

Будучи последовательницей З.Фрейда, Х.Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирование его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т.е. позволяющих идентифицировать и оценивать эти роли на у ровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, какими характеристиками должен обладать мужчина в качестве мужа и отца, женщина в качестве матери и жены, молодой человек в качестве сына и студента и т.д. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят в конце концов к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью.

Рассматривая клиента как лицо, испытывающее определенный прессинг со стороны референтных групп, Х.Перлман считает важным установить его ролевую специфику в качестве клиента. Внутренние и внешние проблемы должны быть представлены в связи с оценкой социальной роли индивида, которая является не только «двигателем» его социального благополучия, но и определенным внешним давлением. При неблагоприятных условиях это внешнее давление может стать препятствием в личном и социальном развитии. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности самостоятельно справиться с нею, по мнению исследовательницы, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента8.

Разработанный Х.Перлман биопсихосоциальный подход позволил С.Бриару и Г.Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту.

Ролевой подход

С.Бриар и Г.Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент — это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Социальное агентство

Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство может гарантировать соблюдение его прав и требовать от него исполнения соответствующих обязанностей. Услуга может быть оказана, если клиент соответствует нормам, принятым агентством. Ожидания клиентов существенно меняются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эффективность агентства зависит также от общественного мнения и формальных ограничений, а также от ожиданий клиента, которые могут иметь различные ориентации. В этой связи образуется специфический континуум, который формирует различные ролевые ожидания клиента. Опираясь на классификацию Этуниони, Бриер и Миллер выделяют следующие роли агентств на основании ориентации клиента:

«нравственная ориентация» — клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;

«расчетная ориентация» — клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;

«отчуждающая ориентация» — клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.

Социальный работник и его референтные группы

С.Бриар и Г.Миллер считают, что определение своей роли социальным работником подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего на помощь и поддержку. Социальный работник, определяющий свою главную роль как роль помощника в самоосознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение конкретных услуг.

Профессиональные референтные группы влияют на ролевую динамику социального работника. Предполагается, что при некоторых видах социальной работы терапевтическая эффективность зависит от количества клиентов и установленных с ними отношений. Если социальный работник не в состояние установить определенное количество контактов, то он может быть негативно оценен. Ролевые установки социального работника, таким образом, формируются между двумя видами полномочий, профессиональных и административных, что отражается на ролевых ожиданиях клиентов.

Другой уровень влияния референтных групп на ролевые установки социального работника связан с теоретическими концепциями социальной работы. Каждая теория предъявляет определенные требования к роли клиента, которым клиент сразу же должен соответствовать. Вербальные терапии предполагают, что клиент должен обладать четкой речью, семейные терапии заранее ожидают неблагополучие в семьях, теории индивидуальной работы подразумевают идеального клиента. И эти подходы влияют на установку социального работника.

Самооценка клиента

Самооценка клиента — третий источник нормативных ожиданий. Она связана с позицией клиента по отношению к социальному агентству. Отношение к институту помощи достаточно разнообразно и не ограничивается одной прямой, где на одном полюсе «ощущения» удачливых клиентов, получивших помощь от щедрого агентства, а на другом переживания клиентов, требующих выполнения услуг, положенных им по закону.

Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриара и Миллера, является добровольное или недобровольное принятие индивидуумом роли клиента, а также административные, индивидуальные или групповые санкции.

Социальные группы, воздействующие на клиента, социального работника и агентство

Не только клиент, но и социальный работник и агентство находятся под контролем общественного мнения, требований административных инстанций, структур надзора и контроля.

В этой связи нормативные требования административных институтов, связанных с социальной работой, могут влиять не только на ожидания данных субъектов, но и на формирование получения и предоставления помощи, что также воздействует на ролевую динамику клиента и социального работника.

Таким образом, С.Бриар и Г.Миллер, считают что ценности и нормы социального работника и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они влияют на ожидания индивида, его установки, мотивацию к изменению9.

Системный подход

А.Пинкус и А.Минахан обосновали системный подход к проблеме. По мнению этих авторов, в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные системы формальной, неформальной и социетальной помощи. Практика социальной работы, с одной стороны, направлена на решение проблем человека, с другой — на развитие системы клиентуры.

Система клиентуры использует традиционный подход к клиенту, но включает в себя широкий спектр клиентов — от индивидуума до организации и общины, когда основанием к помощи является заключение контракта или соглашения.

Традиционный подход

Традиционный подход ориентирован на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. К традиционным целям социальной работы относят: помощь людям по формированию самостоятельности в решении своих проблем, развитие источников поддержки, совершенствование социальной политики государства и т.д. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности-различия:

• похож на всех других людей;

• любит других людей;

• похож на многих из них;

• не похож ни на кого другого;

• безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.

Система клиентуры

Под «системой клиентуры» А.Пинкус и А.Минахан понимают все многообразие людей, обращающихся за помощью. Эта система включает в себя всех индивидов, все группы, семьи, организации, общины, обращающиеся за помощью и пользующиеся услугами проводника перемен. Важнейшим системным признаком клиентуры является наличие проводника перемен и соглашения, контракта, установленного между проводником перемен и системой клиентуры.

Проводник перемен — социальный работник, который работает с конкретным человеком и добивается перемен, изменений в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружающему миру. Деятельность проводника перемен не ограничивается только индивидуальной направленностью, он может работать и с группой, и с общиной, и с организацией, а также работать совместно с представителями других профессий, в общей «команде».

Контракт — рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен.

Системный подход — это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процессе изменения и взаимодействия.

А.Пинкус и А.Минахан распространяют системный подход и на субъекта, имеющего особые нужды, рассматривая его как систему, идущую на контакт, или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идет о «системе клиентуры», во втором — о «системе мишеней (или целей)».

Система клиентуры — это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. По мнению Пинкуса и Минахана, социальный работник, заключающий контракт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнерства.

Система мишеней (или целей) — это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектом, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

«Система мишеней (целей)» и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где одна система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой клиента» в том случае, если она будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись за помощью и поддержкой.

Диалектическое единство этих систем проявляется также в том, что и для той, и для другой характерны как силы сопротивления, так и силы побуждения по обеспечению перемен. Силы сопротивления, характерные для данных систем: нежелание принимать чью-либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить время; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность. Силы побуждения: желание получить помощь; готовность добиваться соответствующего положения и ресурсов; вера в достижимость перемен; стремление преодолеть дискомфорт; реакция на угрозу потерять статус-кво; альтруизм.

Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, необъединяемые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход, по мнению Пинкуса и Минахана, позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую неопределенность и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы10.

Таким образом, терапевтический процесс в социальной работе накладывает определенные ограничения на поддержку клиента, но, с другой стороны, он значительно шире, чем в других помогающих профессиях. Терапевтический процесс не ограничивается только методами взаимодействия, а включает в себя различные виды вмешательств (интервенций): информационные, экономические, правовые, медицинские, воспитательные, анимационные и др. В социальной работе более разнообразен спектр помощи; он значительно шире взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Можно отметить большое количество агентств, деятельность которых связана с достаточно широким набором институциональных функций: адаптацией и реадаптацией, социализацией и коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе имеет постоянную динамику, обусловленную социоэкономическими и психосоциальным факторами, и не связана только с запросами субъекта. Клиентом в социальной работе могут выступать индивид, семья и группа, сообщество в целом. Специфику подходов к клиенту в социальной работе можно свести к:

• психосоциальной обусловленности проблем;

• многофункциональности интервенций;

• разнообразию оказываемой помощи и имеющихся подходов;

• полисубъектности паттерна клиента.

studfiles.net

Основные теории и модели социальной работы со случаем



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Курс лекции

ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ

­

Место темы в учебном курce

В данной теме рассмотрены основные подходы к работе со случаем, показана общая модель, представ­лена технология работы с клиентом.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

2. Контракт как составная часть ндивидуалыной социальной рaботы.

З. Общая мoдeль индивидуальной модели со случаем.

 

Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем.

Индивидуальная работа со случаем является од­ной из моделей помощи клиенту в трудной жизненной ситуации. Модели индивидуальнрй работы со случаем претерпевали в ХХ в. различные изменения и зависели от развития практики и теории социаль­ной работы. Личностно-ориентированная практика социальной работы базируется на различных теори­ях - это психоаналитическая теория, бихевиоризм, радикальный структурализм, теория социального научения, функционализм и ряд других теорий, ко­торые постоянно находятся в развитии, что влияет на расширение метода индивидуальной работы со слу­чаем.

Тем не менее, с развитием практики индивидуаль­ной работы постепенно ложились системные черты этого подхода, что позволило исследователям дать сле­дующее определение: «Индивидуальная социальная работа- это деятельность профессиональных социальных работников, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющая цен­ности; помогающая индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономи­ческими проблемами и проблемами развития; она реализуется при непосредственном взаимодействии с клиентом в ситуации "лицом к лицу", "один на один"».

Европейские исследователи Пейн и Доминелли предлагают различные моделй практики социальной работы объединить вокруг трех теоретических подхов, которые характерны для индивидуальной рабо­ты со случаем.

Рефлективно-терапевтический подход– ему присуще содействие личностному развитию индивида, помощь в самореализации поставленных целей и за­дач. Процесс взаимодействия между социальным ра­ботником и клиентом, направлен на обретение клиен­том способности изменять свою трудную жизненную ситуацию, преодолевать трудности, модифицировать социальные условия.

Социалuстически-коллективuстскuй пдход ­- модель практики социальной работы, при которой обес­печивается сотрудничество с незащищенными группа­ми населения с целлью обретения ими самостоятельноcти, индивидуального благополучия. Идеологемы деятельности связаны с концептами социальной справедливости, равенства, равноправных отнощений между всеми чле­нами общества.

Индuвидyально-реформистский подход – Согласно данному подходу социальная работа направлена на поддержание стабильности в обществе, социального порядка, где личности гарантированы ее права и сво­боды в условиях рыночной экономики.

Используя анализ подходов к теориям социаль­ной работы, предпринятый М. Пейном, можно вы­делить основные теории и модели, которые сложились в теории и практике социальноя работы со случаем.

Таблица 1

Основные теории и модели социальной работы со случаем

Категории Робертс Хау Лишман Степни Купер и
теории и Ни (1970) ( 1967) (1991) и Форд (2000) и Лессер (2002)
психодинамическая психосоци-альная функциональная проблемно-ориентированная психоаналитическая психодинамическая концепция Эриксона о стадиях развития психодинамическое консультирова-ние   психодинамическая психология Я
когнитивно-поведенческая поведенчес-кие модифика- ции поведенческая социальная работа поведенческая социальная работа когнитивно-поведенческая когнитивно-поведенческая поведенческая терапия когнитивнная
кризисные теории кризисная интервенция   кризисная интервенция кризисная интервенция  
решения задач   совпадает с поведенческими практика, ориентированная на решение задач решения задач  
системная теория       экологическая  
социально-психологичес-кая (конструкти-визм) социа- лизация   теория идентификации   нарративная, ориентированная на результат
гуманистичес-кая (экзистенциальная)   клиент-центрирования   экзистенциальная консультирование  

 

Метод индивидуальной социальной работы, соци­альная работа с индивидуальным случаем, осуществ­ляется в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональ­ные проблемы, семейные и личностные кризисы, се­мейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т. п.

Индивидуальная социальная работа имеет общие и специфические черты, к которым можно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения,

интервьюирование, установление контракта, планиро­вание, оценку и другие элементы индивидуального взаимодействия.

Российский исследователь Б. Шапиро на основе сравнительного изучения подходов к работе со случа­ем премагает следующую общую модель, которая сло­жилась в практике социальной работы.

 

Схема 2

megapredmet.ru

В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она первоначально выступала как научный метод, но впоследствии вытеснилась практикой психоанализа. Однако в 1960 — 1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи.

Эдвин И.Томас в 1960-е гг. начал вводить поведенческие методы в практику социальной работы и в образование. Практика социальной работы позволяла получать на основе поведенческих подходов эмпирическую информацию, что давало возможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим в социальной работе с подходом «личность —среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение клиента [3; 5].

ФИЛОСОФИЯ МЕТОДА

Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Исходя из таких установок, клиент обучается «целесообразному» поведению, где ценности и нормы среды служат в качестве ориентиров, своеобразными «зонами ближайшего развития клиента».

Поведенческий метод в индивидуальной работе предполагает:

признание того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами — мыслями, чувствами и аффектами;

первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов;

предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения;

четкое описание процедур диагностики и вмешательства;

явную связь между диагностикой и воздействием; ясное представление желаемого результата; интерес к оценке [6. — С. 95 —97].

ТЕХНИКИ РАБОТЫ

Техники модификации поведения начинают оформляться в 1950 — 1960-е гг. В основе методов работы лежит понимание социально-психологических процессов взаимодействия между человеком и окружающей средой. Основные подходы к модификации поведения можно свести к следующему.

1. Модификация поведения должна рассматриваться как путь, который позволяет клиенту научиться справляться с трудностями проживания в окружающей среде.

2. Поведение, осмысленное и модифицированное, поддерживается и закрепляется через основные индивидуальные конфликты.

3. Главная задача модификации поведения — помочь людям управлять их собственным поведением, достигать поставленных ими целей [14. — С. 213].

В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.

Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

Техники респондентного изменения поведения включают: рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений [1; 5].

Поведенческий метод имеет достаточно широкое применение в решении проблем клиента. В центре его внимания могут быть вопросы из различных сфер социальной работы — от школьной до проблем геронтологии. В тех случаях, когда не существует исследований по ряду вопросов социальной поддержки, теоретические подходы бихевиоризма помогают социальным работникам ориентироваться в новой проблематике.

studlib.info


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта