3.3Установки. Понятие, компоненты и функции установок. Поведенческий компонент это


Понятие, компоненты и функции установок - rggusf.ru

Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением, «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания – важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения.

Для перевода английского слова «attitude»(«аттитюд», иногда пишут «аттитьюд», – вербальная оценка человеком некоторого предмета, объекта или явления) в ОП используют близкие по значению (но не синонимы) русские термины: расположение, позиция, диспозиция, отношение, установка, социальная установка. Для краткости мы будем использовать термины «социальная установка» или «установка». Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:

• аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;

• когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;

• конативный компонент (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпадать с вербально выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию.

Можно выделить следующие свойства установок.

• Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т. д.).

• Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения.

• Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.

• Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.

• Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям (5.1).

5.1. Связь между составляющими установки

Установка является переменной, которая находится между предшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом. Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Хотя установка не всегда однозначно определяет поведение, связь между установкой и намерением вести себя каким-либо образом очень важна для менеджера. Подумайте о своем опыте работы или о разговоре с другими людьми об их работе. Нередко можно услышать жалобы о чьем-то «плохом отношении». Эти жалобы высказываются по причине недовольства поведением, с которым ассоциируется плохое отношение. Неблагоприятное отношение в форме неудовлетворенности работой приводит к текучести рабочей силы (что дорого обходится), прогулам, опозданиям, низкой производительности и даже к ухудшению физического или умственного здоровья. Поэтому одна из обязанностей менеджера – распознавать отношение, а также и предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат.

www.rggusf.ru

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент отношения составляют верования по поводу объекта. Потребители имеют несколько верований по поводу большинства объектов среды. Например, потребители могут верить, что телевизор определенной марки/модели:

Каждое из этих верований отражает знание об атрибуте данной марки. Набор верований об этой марке телевизора представляет когнитивный компонент отношения к товару. При этом важно, что верование не обязательно должно быть правильным или правдивым для того, чтобы существовать.

Специалисту по маркетингу необходимо знать, насколько благоприятно отношение потребителя к его продукту и почему. Ответы на эти вопросы дает мультиатрибутивная модель отношения. Ее простейший вариант - модель Фишбейна.

Для некоторых продуктов отдельные атрибуты, такие, как цена, качество, дизайн или стиль, более значимы, чем другие. Поэтому оценка по каждому атрибуту нередко взвешивается с учетом своей значимости:

(1)

где, Ab - отношение потребителя к конкретной марке;

Xib – верование потребителя об исполнении марки по атрибуту;

n – число учитываемых атрибутов.

Wi- значимость, приписываемая потребителем атрибуту.

Эта версия мультиатрибутивной модели оценки отношения предполагает, что больше (или меньше) — всегда лучше. Действительно, больший срок гарантии для компьютера — всегда лучше, чем меньший срок гарантии при прочих равных условиях.

В качестве примера рассмотрим фрагменты анализа отношения потребителей конфет.

Оценка значимости (Wi) атрибута продукта осуществляется на основе вопросов вида:

«Покупать конфеты по цене ниже 60 руб. / кг …»

Очень хорошо __________________________________________ Очень плохо

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

Оценка мнений (верований) потребителей (Xi) относительно атрибутов продукта осуществляется на основе вопросов вида:

«Возможно ли, чтобы конфеты производителя А стоили менее 60 руб. / кг.?»

Очень вероятно __________________________________________ Маловероятно

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

Далее рассчитывают значения отношения потребителей к продукции различных производителей (табл. 3).

Таблица 3

Данные для многофункциональной модели

Показатель

Оценка (Wi)

Мнение (Xi)

Производитель А

Производитель В

Производитель С

1. Использование натуральных компонентов.

2. Цена <60 руб. / кг.

3. Упаковка.

4. Срок хранения > 2 месяцев.

5. Качество шоколадной глазури.

6. Форма изделий.

+3

-1

+2

+1

+2

-1

+2

-3

+3

+2

+1

+3

+1

-1

+1

+3

+3

+1

-1

+3

-1

+1

+3

-2

Итого (Wi + Xi)

-

+16

+14

+1

Таким образом, потребители более благосклонны к продукции – конфетам производителей А и В.

  1. Аффективный компонент

Аффективный компонент отношения — это чувства или эмоциональные реакции на объект. Потребитель, заявляющий: «Мне нравится этот продукт», выражает результат эмоциональной или аффективной оценки продукта. Эта общая оценка может быть результатом ряда оценок продукта в процессе использования, модой или общим настроением референтной группы. Аффективная оценка конкретных аспектов продукта также может определять общую реакцию.

  1. Поведенческий компонент

Поведенческий компонент отношения - это склонность реагировать определенным образом на объект или действие. Поведенческий компонент отношения представляют решения купить или не покупать телевизор определенной модели / марки, рекомендовать ли его знакомым.

studfiles.net

Что такое Поведенческий компонент?

13.06.16 23:42:31Поведенческий компонент - это выбор стратегии поведения на основе оценки ситуации, партнера по взаимодействию и своих возможностей.
01.04.16 14:40:15Поведенческий компонент - это комплекс коммуникативных средств для выражения психических состояний, которые в итоге воплощаются в поведении в виде содействия объекту эмпатии (1984).
20.01.17 16:54:15Поведенческий компонент - это намерение вести себя определенным образом, на основании специфических чувств или установок.
11.02.17 13:54:36Поведенческий компонент - это способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.
25.02.17 14:51:34Поведенческий компонент - это установки на политическое поведение человека, то есть его готовность и предрасположенность к политическому действию определенного образца, а также следование стандартам политического поведения.
20.07.17 04:59:35Поведенческий компонент - это намерения экологического поведения, открытое экологическое поведение населения городов, его готовность к экологической деятельности и ее осуществлению.

Поведенческий компонент установки это готовность к действию: будь это голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт. Поведенческий компонент Я-концепции это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Поведенческий компонент Я-концепции это поведение человека (или его потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Поведенческий компонент отношения это склонность реагировать определенным образом на объект или действие. Поведенческий компонент социально-психологического климата это стратегии поведения человека по отношению к другим людям. Поведенческий это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью. Поведенческий это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определённой стратегии поведения в жизненной ситуации, связанной с болезнью. Поведенческий это набор факторов, используемых для объяснения или предсказания некоторых аспектов поведения потребителя: поиск выгоды, верность фирме. Темперамент поведенческий это показатель темперамента сексуального. Поведенческий стандарт это то, что человек осуществляет свободно. Поведенческий мотив это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями, приобретаемыми осуществляемыми субъектами в процессе социализации. Поведенческий аудит это интерактивный систематический и документированный процесс, который основывается на:317.

opredelim.com

17. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.

18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Живя в человеческом обществе и взаимодействуя с людьми и окружающей предметной средой, ч-к выделяет сам себя из окр. мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, начинает воспринимать себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств, пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач. В подростковом и юношеском возрасте в рез-те активного включения в общественную жизнь и трудовую д-ть начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».

Образ «Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-ой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д. поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

19. Я – концепция (понятие, структура, функции).

«Я-концепция» — это динамическая система представлений ч-ка о самом себе, в к-ую входит осознание ч-ком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Структура «Я-концепции»

``Я-концепция'' включает в себя т3 компонента:

1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего х-ра и т. д.;

2) эмоционально-оценочный компонент - переживание ч=ком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

3) поведенческий компонент - действия, к-ые предпринимает ч-к, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе (``Я-концепцию'') у ч-ка возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Функции Я-концепции.

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения. Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивид. субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.

20. Я – концепция в различных психологических теориях: разработка Я – концепции В.Джемсом.

Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-ый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности - самоуважение – хар-ся отношением действительных ее достижений к тому, на что ч-к претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель - его притязания:

Самоуважение = успех/ притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому ч-ку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимально усилия и добиться успеха, что яв-ся трудной задачей; другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно. Разумеется, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения самоуважения. Ч-к в своей д-ти (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный х-р и тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но приходится считаться с тем обстоятельством, что иные люди избирают второй путь сохранения самоуважения, снижая уровень притязаний, т.е. прибегают к пассивной психологической защите своего «Я-образа».

21. Я – концепция в различных психологических теориях: символический интеракционизм Ч.Кули и Дж.Мида.

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в форм-ии Я-концепций, к-ые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исследованиях.

Зеркальная Я-концепци. Это понятие принято связывать с именем Ч. Кули, к-ый, в развитие дискуссии У.Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда ч-к строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей. Метафора зеркала несет двойной смысл в формулировках Кули. В повседневной жизни люди могут видеть свои лица, фигуры и одежду в зеркале. Во взаимодействиях с др. необходимо представлять себе то, как мы выглядим в их глазах. Последние становятся своеобразным зеркалом и то, как они интерпретируют нас, отражается в их жестах, выражении лица и высказываниях. Это представление о своем Я, к-ое включает самооценку, согласно Кули имеет 3 осн. компонента - представление ч-ка о том, как он выглядит в глазах другого; представление о суждениях этого другого по поводу его внешнего вида, и определенного рода самоощущение. Самоощущения появляются и изменяются в ходе этих приписываемых и воображаемых реакций каждого из взаимодействующих субъектов на реальные и воображаемые суждения другого об их социальных Я. Каждое взаимодействие заполняется многими Я, и в любой ситуации всегда присутствует больше лиц, чем реально существующих физ. тел. Сила формулировки Кули заключается в ее акценте на множественности определений, чувств и смыслов, возникающих в любой ситуации, где два человека вступают во взаимодействие. Понятие З. Я-к. яв-ся основным для теории взаимодействия в рамках символического интеракционизма и остается центральным в совр. социально-психологических теорет. представлениях о социальном Я и эмоциях. Идея центральности Я и Я-процессов в изучении переживания и выражения эмоций играет важную роль в совр. нейропсихологических концепциях эмоций.

Фундаментальное положение Дж. Мида: взаимодействия ч-ка и окр. мира (внешней среды) символически опосредовано. Ч-к, используя имеющиеся в его распоряжении символические средства, прежде всего речь, язык, истолковывает, объясняет для себя внешние воздействия, непосредственные стимулы и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически истолкованном качестве.

22. Я –концепция в различных психологических теориях: феноменологический подход К.Роджерса.

За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного ч-ка, закрепилась слава «феноменологического». По мнению К.Роджерса, наше «Я» выполняет роль фокуса, в отношении к-го организуются и достигают согласованности наши восприятия. В процессе постепенной ассимиляции переживаний эта система приобретает все лучшую и лучшую интеграцию, двигаясь в направлении от системы исключительно личного оценивания к «процессу непрерывного оценивания с позиций организма как целого». Роджерс писал, что оптимально функционирующим или, как он предпочитал называть, «полноценно функционирующим человеком». Роджерс сосредоточил свои усилия на рассмотрении полноценного функционирования как непрерывно, день за днем совершающегося в жизни каждого ч-ка процесса. Роджерс исходит из допущения, что каждый ч-к обладает способностью актуализировать или реализовывать свой собственный природный потенциал. Ключ к этому заключается в сохранении данным ч-ком контакта со своими глубинными чувствами, к-ые Роджерс наз организмическими переживаниями, или переживаниями на уровне целостного организма. Организмические переживания осуществляется в том случае, когда ч-к оказывается способен отдавать себе полный сознательный отчет в том, что происходит на этом более глубоком, непосредственном, организмическом уровне. Ч-к должен суметь развить систему представлений о себе или Я-структуру, к-ая способна находиться в гармонии с его собственными глубинными чувствами или переживаниями. Этот вид личностного развития может происходить наиболее легко в случае, когда данный ч-к имеет в своем окружении др. людей, к-ые могут обеспечить «безусловно положительное отношение»: тип любви, принятия и понимания внутреннего бытия индивидуума. Это не что иное, как уважение внутренней системы координат конкретного ч-ка или его способа понимания мира. При наличии безусловно положительного отношения ч-ка, он может развить в себе целый ряд желательных качеств. Во-первых, он может стать открытым к широкому спектру переживаний без необходимости каким-либо образом защищаться и будет почти полностью сознавать эти переживания. Такой ч-к будет способен проявлять гибкость и поддерживать состояние непрерывного роста и изменения. Это не только позволит ему четко осознавать свой опыт, но и предоставит ориентиры для оценки этого опыта. Функцию ориентира в жизни может выполнять внутреннее Я ч-ка.

23. Я –концепция в различных психологических теориях: эпигенетическая теория Э.Эриксона.

Теория развития Э.Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни ч-ка и придает особое значение самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для оптимального функционирования ч-ка необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности - отчетливого чувства личной целостности и «непрерывности опыта». Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из 8 стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-ый гласит: «Все растущее имеет исходный план развития, в соответствии с к-ым появляются отдельные части, - каждая имея свое время доминирования, - пока не образуется полный набор частей, чтобы составить способное к функционированию целое». Каждая стадия, от рождения до старости, хар-ся своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы могут быть рез-том интрапсихических конфликтов, но соц.контекст, в к-ом люди пытаются разрешить такие конфликты, так же может существенно разниться; т.о., по своему х-ру - это психосоциальные кризисы. Разрешение каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся ч-ке и вносит свой особый вклад в целиком сформированную личность. В идеале, разрешение любого из этих кризисов не должно быть полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, н-р., могут помешать соц.адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание 2 полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов. Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от рез-тов прохождения предыдущих. Кроме того, каждая стадия содействует форм-ию у развивающейся личности особой добродетели, н-р., как надежда или вера.

Стадии:

1. Доверие против недоверия (младенчество).

2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство).

3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст).

4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст).

5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность).

6. Интимность против изоляции (молодость).

7. Генеративность против стагнации (средняя взрослость).

8. Целостность против отчаяния (зрелость).

studfiles.net

Эмоции

14.Психология. Словарь (под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). М: Политиздат, 1990.

15.Романов К.М., Гаранина Ж.К. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. М.- Воронеж, 2002.

16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2002.

17.Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. М, 1998

18.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Эмоциональная регуляция поведения

;Эмоции(лат. еmoveo – потрясаю, волную) - психическое отражение в форме

непосредственного и пристрастного переживания. Эмоции обусловлены отношением различных предметов и явлений к потребностямчувствующего субъекта.

Можно также сказать, что эмоции – это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и (или) внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями.

Эмоции – простейшая форма психического отражения, при которой отражаются не предметы или явления реального мира, а субъективное отношение этих предметов к потребностям человека (по К.К. Платонову). Эмоции стоят на грани с физиологическим отражением и осуществляют саморегуляцию в случае воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Самые простые эмоции – это переживание удовольствия и неудовольствия. Большую часть эмоций могут переживать высшие животные. Одни эмоциональные состояния способны активизировать деятельность человека, тогда как другие, наоборот, снижают активность. Состояния, стимулирующие активность, называются стеническими (стеничный = сильный). Состояния, вызывающие пассивность - астенические.

Появление стенической или астенической эмоции зависит и от конкретной ситуации, и от личностных особенностей человека. Например, одна и та же ситуация может вызвать и чувство страха, тревоги (астеническое), и чувство гнева, раздражения (стеническое).

;Чувства, в отличие от эмоций, более сложные эмоциональные состояния. Они

сильно зависят от целей, ценностей и других элементов направленности личности. Чувство обычно носит предметный характер (возникает по поводу конкретного объекта). Выражение и развитие чувств зависит от воспитания человека; в ходе жизни они совершенствуются и проходят путь от непосредственных чувств у детей до высших чувств, связанных с духовными ценностями. В зависимости от направленности чувства можно разделить на моральные, интеллектуальные, праксические, эстетические.

;Моральные (социальные) чувства – это переживание отношения к другим людям, к правилам и нормам общежития, к обществу вообще.

;Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с процессом познания. Всякое

приобретение знаний небезразлично для человека. Пытаясь что-топонять, мы испытываем напряжение мысли; понявчто-то,радуемся; испытываем чувство любознательности, иногда – жгучее любопытство и т.п.

;Праксические чувства возникают в процессе любой деятельности и сопровождают её. Процессы труда и учения могут вызывать как положительные, так и отрицательные

studfiles.net

3.3Установки. Понятие, компоненты и функции установок

Для описания и объяснения поведения личности часто исполь­зуют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между позна­нием и поведением, «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожида­ния — важный ориентир в получении информации. Установки помо­гают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной мо­дели поведения. Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:» аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, пре­дубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (по­ложительные чувства) и нейтральные эмоции.. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента; .Когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (вос­приятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует оп­ределенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности; » конативный компонент (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения по­ведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпадать с вербальной выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию. Свойства установок.» Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и при­обретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т. д.). » Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения. » Вариативности. Установки могут варьироваться от очень бла­гоприятных до неблагоприятных. «Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмо­ции или иметь определенные убеждения. поведенческий компонент — это намерение вести себя определен­ным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к ха­рактерным действиям. Установка является переменной, которая находится между предше­ствующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя опреде­ленным образом. Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к наме­рению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Хотя уста­новка не всегда однозначно определяет поведение, связь между уста­новкой и намерением вести себя каким-либо образом очень важна для менеджера. Подумайте о своем опыте работы или о разговоре с другими людьми об их работе. Нередко можно услышать жалобы о чьем-то «плохом отношении». Эти жалобы высказываются по причине недо­вольства поведением, с которым ассоциируется плохое отношение. Не­благоприятное отношение в форме неудовлетворенности работой при­водит к текучести рабочей силы (что дорого обходится), прогулам, опозданиям, низкой производительности и даже к ухудшению физи­ческого или умственного здоровья. Поэтому одна из обязанностей ме­неджера — распознавать отношение, а также и предшествующие усло­вия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат.

studfiles.net

2. Когнитивный компонент

Когнитивный компонент тесно связан с эмоциональным и проявляется в неспособность человека самому найти выход из создавшейся ситуации: «Я не знаю, что мне делать». В этом смысле, до определенной степени кризисной можно считать любую ситуацию, в которой затруднен поиск выхода из создавшегося положения. Когнитивный компонент кризисного состояния также выражается в одномерном видении ситуации, например, человек видит выход из своего состояния в том, чтобы «избавиться от невыносимых чувств». Иногда это состояние называют «тоннельным видением».

Рис. 1. Эмоциональная реакция на кризисную ситуацию

3. Мотивационный и поведенческий компоненты

В кризисном состоянии человек теряет важные смысложизненные ориентиры. В некотором смысле глубокая апатия — это естественная реакция на потерю этих ориентиров. Человек может говорить: «Я ничего не хочу», «Мне ничего не надо». Человек отказывается не только от своих желаний, но и от каких-либо действий. Он не в силах взять на себя какую-либо ответственности за происходящее с ним. «Сделайте со мной что-нибудь», — говорит он консультанту.

Таким образом, в кризисном состоянии человек испытывает ощущение хаоса, раздробленности и «потери себя», он может чувствовать себя неадекватным или даже психически ненормальным, поскольку все, что происходит с человеком, может совершенно не вписываться ни в его Я-концепцию, ни в его концепцию окружающего мира. Это выходит за рамки его представлений о себе, представлений о нормальном поведении и состоянии.

Медицинский и психологический подходы к кризисным состояниям

В психотерапии кризисных состояний можно различить два подхода, кардинально отличающихся друг от друга по своим целям, задачам, средствам и результатам.

Медицинский подход

В среде специалистов наиболее распространен медицинский (клинический, симптоматический, «негативный») подход к психотерапии кризисных состояний, который рассматривает кризисное состояние как заболевание, которое надо устранить любыми способами. Его главная задача — это борьба с болезненными симптомами. Слово «медицинский» не означает, что в данном подходе используются исключительно медицинские средства. Этот подход популярен не только среди психиатров и психотерапевтов, но также среди многих психологов. Например, термин «психокоррекция», означающий «исправление», явно возник в рамках медицинской модели. Многие психотерапевтические методы (аутогенная тренировка, гипноз и др.) направлены именно на устранение нежелательных симптомов: чувство вины, страх, тревожность и пр.

Конечно, негативное восприятие кризисного состояния характерно в первую очередь для самих клиентов. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек «бежит» от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. И такой симптоматически-ориентированный подход помогает. Причем часто, в случае, например, фармакотерапии, он практически сразу помогает снизить эмоциональную рекцию на травму. А после проведенного курса лечения человек чувствует себя «вернувшимся в нормальное русло». Однако при этом, особенно в случае сильных психических травм, развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.

Возможно, медицинский подход оправдан в двух крайних случаях: во-первых, когда кризисная реакция настолько незначительная, что не затрагивает личность человека, его Я-концепцию; во-вторых, когда кризисная реакция настолько сильная, что делает человека совершенно невменяемым и недоступным психотерапевтическому контакту. Однако в подавляющем большинстве случаев медицинскому подходу есть реальная альтернатива — психологический подход.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта