Статус и поведенческий комплекс. Поведенческий комплекс это


Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии

Статус и поведенческий комплекс

Как себя вести в армии отдельному человеку? Это — основная проблема личности, входящей в новый коллектив. Еще в приемниках-распределителях юноши стараются себя вести согласно неким стереотипам лидерства: выглядеть максимально раскованными, грубо выражаться, резко и размашисто жестикулировать, громко смеяться, говорить низким голосом, в целом вести себя агрессивно. Так стремится выглядеть человек, попавший под пресс обстоятельств, ломающих его личность, которую он всеми силами пытается сохранить, тот, кто сознательно формирует свой имидж, скрывающий «слабые» стороны характера. Актуализация брутальности есть защитная реакция психики. Это называется «себя поставить»: «Как буду жить в войсках?» — «Как себя поставишь». Или: «Переведите меня в другую часть, товарищ полковник!» — «Зачем? Там такая же дедовщина». — «Я там себя по-другому поставлю».

Действительно, имели место случаи, когда «забитый» человек не мог никому противостоять только потому, что в этой воинской части его противостояние всерьез никто бы не воспринял, — оно бы свелось к очередному «шоу» и в любом случае было бы подавлено. Но такая жертва, имеющая за спиной большой опыт объекта насилия, на новом месте нередко утверждала себя в качестве жесткого доминантного лидера, поскольку им двигал страх занять прежнюю позицию.

Известны и другие примеры. Сразу после призыва — еще в распределителе или по дороге в армию, или во время «карантина» в кругу лиц своего призыва человек спешит утвердить себя в качестве лидера. Но по окончании курса молодого бойца новое пополнение распределяют в подразделения с полным призывным составом, где такой лидер может стать одним из главных объектов насилия, поскольку его претензии на лидерство воспринимаются не просто как самоутверждение, но как посягательство на права элиты. Если он не успевал вовремя переориентироваться и не менял линию поведения, то его «ломали» в первую очередь.

Отношения в армейских подразделениях также регламентированы правилом, предписывающим каждому обладателю определенного статуса свою линию поведения, что характеризует механизм естественного формирования этикетных норм. В экстремальных группах представлены два поведенческих комплекса: это комплекс субъекта и, соответственно, объекта доминантных отношений. Первый предполагает такие качества, как активность, развязность, агрессивность и веселость, второй — нейтральность, исполнительность, покорность. Однако и тот и другой включает определенный набор вариаций.

Поведение духов, как социально аморфных индивидов, должно быть максимально нейтральным. Им не следует проявлять никаких эмоций. Перед нами безликая машина, выполняющая набор функций, которую для оптимизации процесса следует периодически «взбадривать», «включать зажигание», «придавать ускорение». Хороший дух — тот, кто все делает быстро и безотказно («не тормозит») и воспринимает свое место как должное («не высовывается»). Духам приличествует скромность, исполнительность, немногословность. Все отклонения от предписаний устава пресекаются формулой «не положено по сроку службы». Духи могут быть неопрятны в одежде и невоздержанны в пище — есть все подряд. Их за это «гоняют» (как и за все остальное), но им так «положено».

Адекватное поведение на первом этапе (как говорят в армии — периоде) — залог высокого положения в своей группе на втором. Черепа и деды ставят положительных духов в пример остальным и делают их своими фаворитами.

Молодые — те, чей будущий статус в элите, а иногда и официальная должность уже предопределены. Они отвечают за поведение духов. «Продвинутые» и активные молодые приглашаются к разговорам; они служат связующим звеном и ретрансляторами доминантой экспансии «элиты» в «массы». В последние месяцы второго периода молодые выступают активными апологетами дедовщины, так как «перевод» в черпаки — главный стимул данного этапа их армейской жизни. Аккуратность — один из ключевых моментов, от которого серьезно зависит репутация молодого. То, что прощается духу (допустим, неопрятность в одежде), молодому может серьезно повредить.

Поведенческий комплекс черепов, т. е. тех, кто только что стал полноправным членом общества, отличается повышенной агрессивностью. Они хорошо помнят прежнее состояние постоянного унижения и жаждут компенсации. Их действия обосновываются неопровержимым, на их взгляд, аргументом: «мы в свое время», «нас в свое время». Им приличествует резвость, агрессия и личная аккуратность.

Дед должен быть ленивым и толстым. Ему надлежит передвигаться медленно, волоча ноги, всячески демонстрировать утомленность службой, жаловаться на жизнь и препираться с начальством. Дед отличается безукоризненной опрятностью и исключительной разборчивостью в питании.

Дембель в силу своей «трансцендентности» эстетически изоморфен духу. Существует изречение «дембель должен быть чмошным». Естественно, «чмошность» имеет знаковое качество, направленное на обозначение его «потусторонности».{35} Дембель редко бреется, практически не стирает одежду, не чистит бляху ремня и сапоги, не подшивает подворотнички — в целом знаково демонстрирует свою социальную смерть. Семиотика быта передает бытийный смысл.

Состояние социальной аутсайдности, или лиминальности, переживается как состояние инобытия (инверсии бытия) и имеет соответствующее знаковое выражение: статусу аутсайдности, как антисостоянию, предписываются своего рода антиповедение и антивыражение, имеющие параллели в архаических обществах.{36}

Получение документов на увольнение — это возрождение «социального покойника» в новом качестве гражданского человека. В этот день дембель снимает свои лохмотья и облачается в «дембельскую парадку» — собственноручно изготовленное нечто в вензелях и аксельбантах (это исчадие барокко мы условно назовем «костюмом»). Но, как правило, дембеля сразу же снимают свои наряды и покидают часть «по гражданке», ввиду опасности быть посаженными на гауптвахту «за нарушение формы одежды» случайным патрулем или особо «доброжелательными» офицерами своей части. И часто только в поезде или даже по прибытию в родной город, они совершат торжественное переоблачение, чтобы явиться домой в военной форме, расшитой неуставной мишурой, и это будет финалом и апофеозом статусной эстетики.

Дембельские одежды, которые в воинской части воспринимались равными сенаторским тогам, дома низвергаются в прах по закону инверсии: знаки элиты экстремальных групп в гражданском обществе становятся атрибутами низших существ — ремни, кокарды, значки дарятся детям, животным и птицам. Приведу забавный эпизод:

Один дембель владел исключительно красивой шапкой, которой после многих усилий придал идеальную форму, готовя себе дембельский венец. В момент всеобщего любования однополчан его головным убором нервы одного из сослуживцев не выдерживают, и он, озабоченный судьбой изделия, вопрошает:

— Слушай, ну вот придешь ты домой, ты же не будешь в этой шапке у себя по Жмеринке ходить? Вышли ее мне, я в ней тоже на дембель пойду… Ну, хочешь, я у тебя ее куплю!

— Не-е-е, я ее курям в подклеть отдам. Пусть они мне в эту б…кую шапку яйца несут!

(ПМА, Кишинев, 1988 г.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Комплексы человека - виды, причины возникновения, как избавиться

Психологический комплекс – это совокупность МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ВОСПОМИНАНИЙ, ОПЫТА, УСТАНОВОК (сформированных сознательно или подсознательно), приведших к формированию нового шаблона поведения и сопутствующих эмоций.  Комплексы человека формируются в детстве, когда мы очень уязвимы и беспрекословно верим тому, что говорят взрослые. В этом возрасте негативные мнения на наш счет идут прямо в подсознание и откладываются там, ведь дети неспособны фильтровать поступающую к ним информацию.

Психологический комплекс — это искаженное представление человека о самом себе (своих умственных, физических или психологических качеств). Это неверное представление о своих недостатках является причиной глубоких внутренних переживаний, которые человек старается скрыть от других.

Причиной большинства комплексов являются эмоциональные травмы прошлого. Психологическая травма происходит в моменты невыносимой эмоциональной боли. Комплекс включает в себя осознаваемые и неосознаваемые  мысли, эмоции, ощущения, связанные с травмой, а также способы защиты себя от боли и предполагаемой опасности. Какая-то фраза, человек, место, запах, все, что угодно, может  напомнить человеку о старой эмоциональной травме, и вызвать комплекс к жизни. Вдруг человек начинает себя вести так, как будто он снова в прошлом, в момент травмы, а не здесь и сейчас.

Источники зарождения комплексов человека

Учитесь осознавать и отслеживать свои комплексы. Вы не всегда сможете предотвратить их проявление, но вы можете научиться быстрее выходить из них, «не зависая» в негативных переживаниях.

Виды психологических комплексов

Систематизация комплексов – трудная задача из-за их огромного количества.

Мне понравилась систематизация, представленная на сайте http://realityplex.com/

Относительно того, к чему они относятся, все комплексы человека можно разделить на:

  1. ФИЗИЧЕСКИЕ. Относятся к нашему телу и физическим данным: из-за формы или размера носа, состояния кожи лица, веса, фигуры, роста и т.д.
  2. ПСИХИЧЕСКИЕ (МЕНТАЛЬНЫЕ). Относятся к нашему душевному состоянию, умонастроению. Комплекс неполноценности, вины, комплекс жертвы и др.

Относительно влияния, который комплексы имеют в нашей жизни, их можно разделить на:

  1. НЕГАТИВНЫЕ, ведущие к негативным эмоциям и поведению.
  2. ПОЗИТИВНЫЕ. Например, комплекс внешности заставляет человека заниматься собой, заботиться о своей внешности, что ведет к улучшению его внешнего вида. В итоге,  человек начинает чувствовать и вести себя более уверенно.

Общий эффект психологического комплекса не всегда только положительный или отрицательный. Например, хотя комплекс неполноценности чаще всего имеет негативное влияние на жизнь людей, для некоторых личностей он является стимулом для развития, высоких достижений, когда люди хотят доказать себе и другим, что они в чем-то могут быть лучше других.

Список комплексов человека

Комплексов великое множество, вот некоторые из них.

Психические (ментальные) комплексы

Физические комплексы

Комплекс нерешительности 

Может развиться как в детстве, так и у взрослого человека вследствие возникновения каких-то трудностей, препятствий, стрессовых ситуаций при принятии решений. То есть во время принятия важного решения, поток мыслей и рассуждений человека был каким-то образом прерван, что привело к потере уверенности, и как следствие, провалу в решении проблемы.

Комплекс нерешительности включает следующие симптомы:

Данный синдром может быть причиной различных жизненных проблем, таких как неспособность выступать публично, выражать свое мнение, защищать свое видение проблемы.

В данной ситуации помогут психологические упражнения, повышающие самооценку и уверенность.

Комплекс зависимости от чужих мнений

Отсутствие уверенности и личного мнения могут привести к излишней зависимости и подчинению своего поведения мнению окружающих. Похвала окружающих стимулирует поведение человека, в то время как неодобрение заставляет его менять свою позицию.  В такой ситуации, когда человек становится заложником чужого мнения, можно выделить следующее:

Существует возможность драматических последствий для человека, страдающего от данного комплекса, если он подвергается общественному осуждению и отвержению.  Может быть излечен, если формировать взаимоотношения на почве взаимного уважения и высокой оценки. Рекомендую также прочитать статью «Как освободиться от потребности в одобрении»

Комплекс отличницы /отличника

Комплекс отличницы — вечная борьба за совершенство. При этом главным становится не само дело, а цель стать в нём лучшей. Такие люди часто недовольны собой, им кажется, что они делают недостаточно или не так хорошо, как надо. Они часто страдают от чувства вины, что не могут сделать все идеально.

Женщины гораздо чаще страдают от этого синдрома. Они ставят перед собой высокую планку и в работе, и в личной жизни, и в материнстве, и переживают, что не дотягивают до идеала.

Формируется еще в начальной школе, и может влиять на всю последующую жизнь. Это проявляется во всех сферах жизни, где требуются проявление ответственности и достижение результатов.

Как избавиться от комплекса отличницы?

При возникновении тревоги по поводу своей «неидеальности» спросите себя, насколько  лучший результат изменит вашу жизнь к лучшему, что произойдет, если вы не сделаете все идеально, может быть, вы надеетесь, что кто-то станет вас больше любить, если вы будете идеальны?

Комплекс нелюбви к себе

Может возникнуть в результате низкой самооценки своей внешности, ее критики близкими людьми, особенно, если человек им доверяет.

Комплекс нелюбви к себе – один из самых распространенных в современном мире, он может быть не признаваем самим человеком или тщательно скрываем им от других. Провоцирует ненужные страдания. Их можно избежать, прибегнув к помощи психолога. В этом случае упражнения по поднятию самооценки и самоуважения очень эффективны.

Комплекс вины

Возникает на почве постоянного стремления к справедливости, и, когда что-то идет не так, у человека с этим комплексом возникает чувство вины за происходящее, даже если он вообще не при чем. Он склонен обвинять себя во всех грехах. Комплекс может возникать в процессе сублимации травматических ситуаций. Например, человек был свидетелем аварии, которая произошла много лет назад, он по-прежнему переживает этот момент, пытаясь найти пути к ее предотвращению.

Симптомы комплекса вины:

Рекомендую мою подробную статью об избавлении от чувства вины.

Комплекс зависимости. Золушка и Питер Пэн.

Оба синдрома основываются на недостатке уважения и веры в себя. Они не признаются психоаналитиками официально. Комплекс Питера Пена —  нежелание мужчины взрослеть. Такие мужчины часто избегают ответственности, они ленивы, нецелеустремленные и хронически склонны к проволочкам в решении любых проблем.  Их поведение часто характеризуется окружающими, как детское или ненормальное. Они живут в придуманном мире, где они хотят достичь успеха, ничего не делая.

Комплекс Золушки, с другой стороны, свойственен женщинам, которые боятся быть независимыми.  Они склонны к излишней зависимости от мужчин. Такие женщины часто не разрывают дисфункциональные отношения в погоне за чувством защиты, даже, если их партнеры оскорбляют или манипулируют ими.

Комплекс неполноценности

Такие люди чувствуют свою неполноценность в сравнении с другими людьми или в сравнении со стандартами жизни. Иногда они компенсируют это чувство блестящими достижениями, доказывая себе и всем, что они многое могут.  Но чаще всего такое негативное внутреннее состояние ведет к антисоциальному поведению.  Обычно такие люди пренебрегают своими потребностями, ограничивают себя во всем, думая, что они настолько несовершенны, что ни в чем не могут преуспеть.

Они говорят о себе в самоуничижительном тоне и не верят в похвалы других. Почему-то они считают, что с ними что-то не так. Ученики с этим комплексом обычно плохо воспринимают материал из-за подсознательного негативизма. Женщины более подвержены чувству неполноценности, которое может возникать из-за внешности, фигуры, способностей, практически из-за любой черты человека. Отвращение к себе бывает очень сильным и может быть источником глубокой депрессии.

Вот рекомендации по лечению комплекса неполноценности.

yverennost.com

Психологический комплекс - Психологос

Психологический комплекс - вытесненные в подсознание душевные конфликты, чувства и страхи, проявляющиеся в невротическом поведении.

История вопроса

К.Юнг, введший этот термин, произвел его от лат. complexus — «переплетенный». Он утверждал, что комплекс — это «группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний», которая «состоит из ядерного элемента и огромного числа вторично присоединившихся ассоциаций». Компоненты комплекса могут быть представлены в сознании или оставаться неосознанными, но считается, что ядерный элемент всегда не осознается. Возникавшие в раннем детстве душевные конфликты, неприятные впечатления, фрустрации, угрозы безопасности вытесняются в подсознание, где как бы дремлют, оставаясь тем не менее действенными. Позже во взрослой жизни, когда возникают новые эмоциональные конфликты, подсознательные детские воспоминания, связанные с первоначальной травмой, и сформировавшийся на этой основе комплекс определяют отношение к таким конфликтам и выбор пути их разрешения.

Комплексы в психоанализе

В психоанализе описываются около 50 комплексов, среди которых наиболее известны комплекс Эдипа, комплекс Электры, комплекс кастрации и комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности - формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть. Проявляется в мании величия (тирания по отношению к домашним или к окружающей социальной среде), либо (при неудаче) в «бегстве в болезнь». В случае «гиперкомпенсации» люди стремятся к предельно неадекватному господству над близкими или даже над всем человечеством.

Комплекс кастрации - возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх мальчика потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм.

Комплекс Электры - неосознанное влечение девочек к собственному отцу и соперничество с матерью за его внимание.

Комплекс Эдипа - бессознательное желание обладать родителем противоположного пола и устранить родителя того же пола. Одновременно порождает глубинное чувство вины.

Комплексы по жизни

Понятие «комплекс» получило широкое распространение и вне классического психоанализа, стало широко применяться по жизни в более простом значении. В повседневном понимании, психологический комплекс - это поведенческий запрет, обусловленный стойким внутриличностным страхом. Чем больше у человека страхов, тем больше у него комплексов.

Вопрос «Что ты комплексуешь?» переводится как «Что ты боишься?» Фраза «У меня комплекс по поводу моей внешности» значит «Я боюсь что-то делать из-за страха по поводу своей внешности».

Направление развития

Страх - еще не причина делать то, что нужно. Полезно научиться снимать свои страхи, еще полезнее - научиться жить, несмотря на свои страхи. Обычно этому помогает большие жизненные цели, когда человек начинает заниматься делом, а не собой и своими страхами.

Шагом вперед может быть посещение хороших личностных тренингов. Из популярных направлений можно упомянуть:

www.psychologos.ru

Комплекс поведения. - О пользе бесполезного

       Человека обычно рассматривают с двух сторон - со стороны его тела, и со стороны сознания (иначе говоря, тело и душа). Такое деление не совсем верно.  Сознание, строго говоря, не существует, это эпифеномен. Человек обладает мозгом, разумом - сознание же есть продукт работы разума, некая уникальная организация мозга. Однако, хотя сознание и не часть человека, для понимания сознание необходимо изучать. Но это не единственное проявление человека, которое по значимости не уступает телу. Вторым эпифеноменом, который также не существует сам по себе, и так же важен для жизни, является поведение. В начале 20 века бихевиористы "открыли" поведение, но тут же совершили недопустимую ошибку - противопоставили поведение сознанию, психике, попытались всё свести к поведению. На место стандартного набора тело-душа был поставлен набор тело-поведение. Если имеет значение только поведение, а поведением можно управлять, то человека легко превратить в своеобразную марионетку. В этом направлении и двигался Скиннер. Изначальная тенденциозность мешала понять соотношение психики и поведения. Если отбросить тенденциозность, то поведение и сознание дополняют друг друга и взаимодействуют непрестанно. А как же иначе, если оба эпифеномена порождены одним феноменом - телом?  Однако, хотя сознание так же невидимо как и поведение, ему повезло больше, и в итоге психология (не являясь настоящей наукой) заняла господствующее положение, а этология ютится на периферии, почти не развиваясь и не влияя на развитие человековедения. Помимо прочего, вина в этом и самих этологов, которые никогда не пытались рассматривать поведение как единое целое. Удивительно, но это факт. Поведение как для неспециалистов, так и для специалистов предстает в виде разрозненных и разорванных актов. Есть ли связь между отдельными поведенческими актами, помимо сознания?       Речь пойдет о человеке, хотя цельность поведения не составляет его специфики, скорее наоборот.  У современного человека поведение, действительно, не составляет комплекса, но ничто не свидетельствует о нормальности такого положения. С другой стороны, мысль о единстве поведения приходит сама собой. Если существо едино, разве может его поведение быть хаотичным? Говоря о рефлексах, инстинктах и поведенческих программах, этологи даже не пытаются проследить их взаимосвязь. Возможно потому, что как в старой религиозной психологии сознание рассматривалось вне связи с телом, так и поведение рассматривается как "вещь в себе". Поведение всегда есть поведение кого-то, и оно осуществляется в рамках жизнедеятельности.  Для любого живого существа поведенческая стратегия не менее, а намного более важна, чем развитый и здоровый разум. Почему же нам трудно воспринять единство поведения? Возьмем очень удачное понятие "гештальт" (не из гештальт-психологии, просто понятие). Гештальт означает цельность, единство образа.  Мы воспринимаем, регисрируем, анализируем различные поведенческие акты. Поведение как гештальт ускользает в силу временной развертки. То, что развертывается в пространстве, можно воспринять как гештальт, то, что разворачивается во времени, можно лишь представить как гештальт - в результате сознательного усилия. Вывод о необходимом единстве поведения чисто логический, здесь нет открытия. А вот дальше уже идет уникальный материал, который можно считать открытием - раскрытие сущности и структуры  поведенческого комплекса.          В этологии категория комплекс используется в двух различных случаях, причем первое и второе употребления несовместимы. Поведенческий комплекс как последовательность моментов единого действия, сумма элементов инстинктивного "ритуала". Такой комплекс можно не только описать, но и просто заснять и представить в виде суммы кадров, где каждый кадр соответствовал бы какой-либо фазе комплекса. Здесь условно разделение действия на мнимые элементы, которые якобы образуют комплекс. Второе значение - выделение какого-либо аспекта поведения. К примеру, говорят об "комплексе охотничьего поведения" или "комплексе оборонительного поведения". Такое употребление совершенно ненаучно, так как комплекс выделен только в голове исследователя. Попытка найти условность в действительности - всегда будет заканчиваться неудачей. В разных действиях присутствуют одновременно разные аспекты. Одно действие (бег, к примеру) , может служит разным мотивациям. И в первом, и во втором значении ценное понятие "комплекс" пропадает впустую, в лучшем случае, а то и вредит. Настоящий комплекс охватывает всё поведение животного, а также изначально - и человека. Если говоря о поведении, обычно анализируют конкретные действия, то поведенческий комплекс неизмеримо шире суммы всех действий. Это принципиально новое знание, которое может многое объяснить в мире человека, что до этого было окутано туманом. В комплекс поведения входит всё, связанное непосредственно с поведением. Помимо действий это рефлекторные акты, включая обычную жизнедеятельность (дыхание, переваривание пищи, даже сон). Казалось бы, давно известно, что поведение взаимосвязано с состоянием организма, с простыми чувствами - голодом, болью, удовольствием, усталостью...      Но и это ещё не комплекс поведения. В комплекс поведения помимо состояния человека (образа жизни), собственно действий необходимо включить обстановку, окружение. Сама по себе обстановка не входит в сферу поведения, но связь теснейшая - и прямая, без опосредования сознанием или чем-либо ещё. Резкое колебание температуры включает рефлексы. Это простейший пример. Но есть и более тонкое, незаметное влияние. Когда мы регулируем освещение в комнате, выбираем обои, используем именно эти духи и ставим определенную музыку, мы создаем некое "настроение". Само по себе это слово ничего не значит - его нельзя расшифровать. Но, если учесть влияние всех подобных факторов на состояние и поведение, всё становится понятным. Они влияют вне зависимости от того, думаем мы специально об этом или нет. В конкретный акт поведения такие факторы не включены и обычно игнорируются. Это как для мастера боевых искусств не всё равно, с какой стороны светит солнце, которое косвенно участвует в поединке. Стабильность образа жизни животного следует из обитания в одной и той же среде, или стабильном чередовании (в случае миграции). Поэтому мы не замечаем, как важна взаимосвязь среды и поведения. У человека же стабильная среда в наше время отсутствует - однако он сам не может понять причину своего чувства потерянности.       Приспособление - важнейшая, основная стратегия живого. Наиболее успешная стратегия - по крайней мере, пока дело не доходит до цивилизованного человека. Разум не отменяет приспособления и инстинктов, он помогает делать поведение гибким. Живое не действует постоянно по принципу стимул-реакция, часто действие отсрочено, или, напротив, превентивно. Если на меня катится камень, я должен отскочить раньше, чем он меня ударит. Разум дополняет инстинкты и является одним из многих факторов поведения. В норме конфликта разума и инстинктов представить себе нельзя. Но когда человек, пользуясь символической культурой, начинает опираться на слова и сознание, его поведение перестает детерминироваться напрямую инстинктами. Разум эмоционально нейтрален и не способен служить командиром жизни. В итоге поведенческий комплекс распадается. В лучшем случае - сохраняются осколки, которые мы интуитивно пытаемся собрать, но тщетно. В условиях непостоянной среды и калейдоскопа ситуаций сохранение или выработка поведенческого комплекса невозможна. Что не должно мешать нам размышлять над положением дел. Вернемся к жизненным стратегиям. Приспособление очень часто происходит в форме привыкания. Подумайте, что такое привычка - и вы в очередной раз столкнетесь с непонятностью вроде бы понятного. Как осуществляется привыкание, в чем его суть?Несомненно, в закреплении. Но вот что закрепляется в привычке? Поведение. Обучение, приобретение навыка, адаптация - всё достигается закреплением поведения. Изменчивость поведения присуща нам от природы, но всё поведение в итоге призвано образовывать единый непротиворечивый комплекс.         У высших животных поведенческий комплекс не ограничивается инстинктами и рефлексами, как думали раньше. Большую роль играет научение и жизненный опыт. Точнее я бы выделил три взаимосвязанных, накладывающихся источника: 1) научение, 2) подражание, 3) личный опыт. Поведенческий комплекс не является врожденным, а формируется, преимущественно в детстве. Искажения, отклонения - тоже закладываются в детстве. Если у животных комплекс поведения передается из поколения в поколение почти без изменений, то у человека изменчивость достигает максимума. А следовательно, доминирующим становится намеренное научение. В ранних, примитивных обществах поведенческий комплекс исправно передавался. То, что мы воспринимаем как набор мифов, ритуал, обряды - на самом деле формализация, внешняя сторона поведенческого комплекса. Мировоззрение и знания также входят в комплекс поведения. Современный человек получает лишь часть стереотипных представлений о мире, о должном поведении. При этом зачастую научение противоречит инстинктам, личному опыту. Ещё хуже когда "учителя" учат одному, а своим примером демонстрируют другое. Человек, как бы он умен и удачлив не был - чувствует свою неполноценность, потерянность.  Потребность в поведенческом комплексе присутствует в нем неистребимо - это то, без чего нельзя стать счастливым, даже обладая всем желаемым. Сознанием человек понимает, что у него столько денег, что пища будет, когда захочешь,  но чувства, инстинкт отказываются верить.         Если анализировать бытие человека с учетом поведения, как стремящегося к цельности и стабильности - многое проясняется. Человек цепляется за свои привычки, старые вещи, старых знакомых. Даже если он может поменять на нечто лучшее - не делает этого, и не без причины. Особенно это свойственно старикам. Чувство постоянство и повторяемости создает предпосылку для уверенности и покоя (а тем самым и для счастья). Но такое стремление рождается не на склоне лет. Уже дети любят класть игрушки на своё место и плачут, когда взрослый перекладывает игрушку. Игрушка "живет" в каком-то определенном месте. Проявлений стремления к цельности поведенческого комплекса очень много - и каждый из них заслуживает отдельного разбора. К примеру, загадочная "рабская психология" очень легко через это определяется. По той же причине так привлекательны для современного человека секты - они регламентируют беспорядочную жизнь. Не имея здорового, естественного комплекса поведения - люди цепляются за любой, за первый попавшийся. Отсюда любовь к религиозным заповедям, которые любому здравомыслящему человеку кажутся полным бредом. Различение свой-чужок, над объяснением которого тщетно бьются социологи, историки и этнологи, так же уходит корнями в комплекс поведения. Те, у кого схожий поведенческий комплекс - свой. Ритуал приветствия в своё время служил маркером свой-чужой. В личной жизни каждый ищет свою "половинку", близкого, понимающего человека. То есть того, чей комплекс поведения близок к твоему (в отсутствии цельности - сумма отдельных поведенческих особенностей). Почти вся жизнь наша проходит в попытках выстроить вокруг себя устойчивый микромир и выработать поведенческий комплекс - и постоянном разрушении непрочных построек. Поистине сизифов труд.

drevniy-daos.livejournal.com

Психология: комплексы и их виды | ВитаПортал

Психология определяет комплексы как различные психологические процессы, оказывающие серьезное влияние на развитие и деятельность психики, личности, а также поведение человека. Это понятие в психологии ассоциируется как с отрицательными, так и положительными душевными волнениями.

Очень мало людей, которые были бы постоянно довольны собой. Каждому человеку что-то не нравится в себе, у каждого существуют свои комплексы. Психология может их сравнить со специфическими ограничениями, которые не дают двигаться к намеченной цели, достигать определенных результатов.

Комплексы в психологии:

Психология комплексы разделяет на следующие виды:

Избавление от комплексов

В настоящее время комплексы психология считает вполне излечимыми. Существует множество психологических тренингов, направленных на их преодоление. Наиболее действенный метод – сформировать у себя такие навыки, которые со временем превратятся в новый стиль поведения. Повышая самооценку, в будущем можно с легкостью воспринимать критику в свой адрес, не страшась насмешек.

Для успешной борьбы со своими страхами, необходимо прилагать усилия, верить в себя и продолжать двигаться к цели, с каждым шагом одерживая победу над своими страхами, а значит, и комплексами.

vitaportal.ru

Религия и комплекс поведения. - О пользе бесполезного

      Есть один вопрос, на который не сможет ответить не только неверующий, но и верующий. Почему люди приходят в церковь, становятся религиозными? С теми, кого крестили в детстве и кто религиозен по инерции - всё более-менее ясно, но вот каковы мотивы у обратившихся в сознательном возрасте? Теологи любят объяснять тягу к религии "естественной религиозностью" и "религиозным чувством".  Никаких подтверждений наличию изначальной предрасположенности к религии у них нет. видимость объяснение прикрывает отсутствие объяснения. Объяснения атеистов не затрагивают главного, а потому недостаточны и не могут быть приняты. Социальные условия, психология - всё это не мотив. Должно быть нечто, что как бы толкает в храм. Да, стремление влиться в церковную организацию не менее важно, чем стремление верить. И ведущий мотив один. Но ошибочно было бы связывать этот мотив с содержанием религиозного учения, ответ лежит в другой плоскости. Думаю, что мой ответ на этот вопрос, каким бы убедительным он ни оказался, не понравится ни верующим, ни атеистам. Главным мотивом принятия религии я считаю стремление к устойчивому комплексу поведения. В условиях полного размывания старых норм данная функция религии становится для личности особенно важной, хотя почти никто не отдает себе в этом отчет.        Религия дает - в директивном порядке - основы мировоззрения и должного поведения. Догматы дополняются заповедями, которые не менее, а то и более важны. По крайней мере сам Иисус явно придавал заповедям особое значение. Но сила религии в том, что догматическая система дает заповедям оегитимность. Не Моисей сказал, а Бог через Моисея, устами Моисея. И готовая система взглядов, которая не подлежит анализу и сомнению, и подавление самостоятельного мышления во многом согласуются с побуждениями большинства людей. Почти никому не хочется глубоко задумываться над тем, что его окружает, да и над тем что составляет его жизнью. Естественное свойство разума включаться по мере необходимости служит здесь плохую службу. Принятие множеством людей религиозной системы взглядов служит для обычного человека почти гарантией её правильности. Особенно когда религия является официальной, и поддерживается властью, в свою очередь поддерживая её. Конечно, знания о существовании других религий сильно подтачивают доверие, но религиозные деятели стремятся представить другие религии как союзные, как близкую, но неполную истину. В конечном счете только данная религия признает саму себя исключительным монополистом, стоящим выше остальных. В случае численного перевеса акцент делается на "большинство", как это часто показывает сегодняшняя РПЦ. Так или иначе, этот механизм работает. Но дело не в традиционности, истине или распространенности, а прежде всего в удобстве. Удобно принять то, во что верят многие, и нен напрягать мозги. Жизнь становится проще, цели ясны. Человека не пугают даже неприятные стороны религии типа необходимости самоограничения (пост и т.д.).         Устойчивость взглядов - пусть самы диких и бредовых, дополняется наличием единой организации. Человеку нужны "свои", в государстве он чувствует себя чужим, и далеко не всегда семья компенсирует изоляцию в социуме. Религия дает ощущение единства, включенности в общее дело. Указывает, как именно и что следует делать человеку, что принимать, а чего избегать. Можно сказать, что религия служит способом программирования человека, мханической манипуляции. Конечно, это ужасно. Конечно, это разрушает личность и вредно во всех отношениях. Но многие на это идут добровольно. И побуждает их к этому жажда определенности, устойчивости среды, правильности собственного поведения. Религия как бы окружает человека оболочкой, служащей буфером по отношению к меняющемуся миру. Всё вокруг меняется, кроме храма, кроме веры. Эксперименты различных церквей по компромиссу с современностью нейтрализуют главную притягательеую черту религии и отталкивают от религии вместо того, чтобы притягивать. Секуляризированнная религия не интересна совершенно никому. Напротив, притягивает древнее, неизменное, загадочное, ритуальное. Молитвы на иврите или латыни звучат производят большее впечатление, чем те же слова на русском или английском. Церковь всегда цеплялась за старые обряды - и совсем не зря. Уже неизменность несет успокоение.  Есть и другие проявления того же принципа.      Храм сам по себе создает у человека особое нстроение благодаря особым средствам. Росписи, иконы, фимиам, светильники, пение... Флоренскому принадлежит формулировка "храмовое действо как синтез искусств", но собственно искусства  в храме нет. Нет украшательства, развлечения, красоты ради красоты. Всё в храме (и не только христианском) служит не столько для культа, сколько для воздействия на человека. Согласно основам веры, храм вообще не имеет значения. Но для верующего храм становится центром его религиозной жизни. Неизменность храма, постоянство священного действа (богослужения), ощущение единения с другими - всё это притягивает как магнитом. Религия во многом похожа на армию, но отсутствует явное принуждение, насилие, серость. Религия подменяет жизнь, но для тех, у кого жизнь тяжела - это кажется благом. Религиозный поведенческий комплекс облегчает выбор стратегии поведения в повседневной жизни и полностью диктует каждый шаг непосредственно в религиозном действе. Всё, что притягивает человека в религии - не достоинство религии, а её особенность. Не любой комплекс поведения хорош. Не любому правилу стоит следовать. Но на "безрыбье" и религиозный "рак" становится деликатесом. Возможно, если бы был выбор - люди тянулись бы к чему-то другому, не к религии, но где ещё ему предложат готовый комплекс поведения и бесплатно ему обучат?       Коммунистические режимы, в том числе СССР, кажутся религиозными, хотя вместо религии присутствовала светская идеология. Сходство объясняется тем, что комунизм тоже предлага комплекс поведения. Было ли сходство продиктовано заимствованием или логикой самого явления - несущественно. Даже после крушения СССР коммунизм для некоторых остался аналогом религии, поскольку придавал жизни устойчивость. Доказательством, что именно комплекс поведения притягивает в религиях и похожих на религию течениях, является популярность сект, даже самых диких. Люди отказывались от своей воли, продавали имущество, лишь бы полностью отдать себя секте. По большому счету, христианская церковь - та же секта, только старая и очень большая. Новые секты проще, их требования к адептам яснее. И в этом их особая привлекательность. Любой, кто скажет "Не думайте! Верьте мне! Делайте как я! Подчиняйтесь богу, от имени которого я говорю!" - имеет большие шанс на успех. Последним аргументом может служить то, что обрядовую и этикетную сторону религии воспринимают даже совершенно нерелигиозные люди. Возьмите любые обычаи и обряды, от наряжения ёлки до паскхальных куличей и яиц.       Выявление основной мотивации религиозных людей - только начальный шаг, стоило бы подробно проанализировать, чем различаются поведенческие комплексы, предлагаемые разными религиями, как эти комплексы изменяются, чем один комплекс предпочтительнее другого, как именно с помощью комплекса поедения осуществояется манипуляция человеком. Большую помощь может оказать исследование исторических событий, подобных выбору Владимиром веры. Если у вас есть какие-либо мысли по этому поводу - дополняйте мои наброски, поле пока остается непаханым.

drevniy-daos.livejournal.com

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Абсаламова Райхан Раушанбекқызы

Педагог-психолог ГКУ СШ№2

           Комплекс – это очень устойчивая психологическая конструкция, психофизиологически обусловленная и устойчивая. Причина формирования,  как правило, возникает еще в раннем детстве, в тот период, когда ребёнок еще не способен мыслить критически и отфильтровывать поступающую информацию. Именно тогда любое негативное мнение на наш счет может укорениться в психике беспрепятственно и уже остаться там навсегда. В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой настолько, что избавиться только от какого-то одного по желанию просто не возможно. Тяжело распрощаться со своими комплексами еще и потому, что они сочетаются с защитными механизмами личности, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль, сохраняя в «опасный» момент его психическое здоровье.

          В этой связи психологический комплекс  следует рассматривать как неверное представление о своих физических, умственных или психологических недостатках и склонность их преувеличивать. Они сопровождаются часто глубокими скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

          В психоанализе «комплекс» означает совокупность различных мотивов, представлений и установок, формирующуюся в эмоционально окрашенную и существенно влияющую на развитие и функционирование личности, поведение и психику человека. Комплексы- это своеобразные психологические метки болезненного опыта негативного характера, полученного скорее всего ещё в далеком детстве, когда еще не осознается реальность, а сам ребенок слаб и беззащитен. Впоследствии психологические раны забываются вследствие рационализации и жизненного опыта, но остаются следы, сигнализирующие сознанию об опасности в похожих ситуациях. В этой связи комплекс представляет собой подобие психологического блока внутри психики человека, который ему развиваться, двигаться вперед, тормозят стремления, подавляет общительность.

         У каждого человека формируется индивидуальный набор комплексов, абсолютно уникальный. Один из комплексов может быть выражен ярче, чем другой. Комплексами можно считать чувство вины, которое человек может испытывать за то, что он в чем-то неправ, или наоборот чувство глубокой обиды от того, что виноваты другие, сотворившие какую-то несправедливость, по его мнению, в отношении него. Комплексы могут возникать, если человек обвиняет в своих неудачах кого-то – например, родителей, которые не помогли воспитать нужные качества, чтобы помочь добиться цели.

           Большинство комплексов появляется вследствие неправильного воспитания. Например, постоянно обучая ребенка вести себя «как положено» и прилежно учиться, можно способствовать развитию у него множества комплексов. Так что, можно сказать, что комплекс – плод умственной организации и воспитания.

          Комплексы представляют собой неверное представление человека относительно своих недостатков, как физического характера, так и психологического. Это порождает глубокие переживания личности, в большинстве скрываемые от окружающих. Например, комплексы относительно внешнего вида распространены как у девушек. Комплекс может возникнуть и построиться на любом аффекте, даже на положительном, и реакции на него будут положительные. Например, реакции влюбленного человека на все, что связано с любимым человеком тоже являются комплексом.

         Одним из самых распространенных комплексов является комплекс неполноценности, который ввел в психологию А.Адлер. Он формируется тогда, когда подросток искренне считает себя хуже других. Особенно это проявляется в отношении собственной внешности. На формирование этого комплекса сильно влияет навязанный масс-медиа стереотип красоты и бесконечное множество рекламной продукции. Сравнивая себя с красивыми девушками топ-моделями на экране, подросток-девушка довольно часто переживает из-за этого. Комплекс неполноценности опасен, т.к. он не позволяет людям совершенствоваться. Поэтому если комплекс мешает свободе – надо от него избавляться. Необходимо поверить в свои силы и запастись терпением. После этого следуют практические действия, например, если это комплекс лишнего веса – изменение питания и образа жизни и др. В эту же группу комплексов относится боязнь выглядеть нелепо или смешно с постоянной мыслью, что подумают и скажут сверстники, юноши, друзья, и в этой связи все свои действия совершают с оглядкой на это. В результате приходится отказываться от многих своих убеждений и жалеть об упущенных возможностях.

         Комплексы взаимоотношений с противоположным полом. Они возникают как правило в тех случаях, когда в детстве не было родителя противоположного пола, либо ребёнок был с ним в плохих отношениях. Однако слишком хорошие отношения с родителями делает подростка зависимым от них. Захваливание своего ребёнка формирует комплекс превосходства, представляющий собой не вполне обоснованную, субъективную установку на то, что подросток превосходит окружающих в чем-то и лучше их. Например, обладание особыми знаниями, способностями, принадлежность к более высокому социальному статусу. Сам комплекс заключается не в факте «превосходства», а в том, что этот факт (не всегда действительный) дает человеку право «учить» других как жить, что делать, что правильно, а что нет. К комплексу неполноценности можно также отнести страх ответственности за события, происходящие в жизни. Такой подросток постоянно критикует всех, считая себя во всем правым и замечательным. Комплекс держит его в режиме защиты. Бездействие для него очень комфортно, а во всех неудачах легко обвинить окружающих.

        Довольно часто встречается комплекс вины, когда подросток практически никогда не может сказать нет. Окружающие этим активно пользуются, часто в корыстных целях.

        Благодаря различным воспитательным запретам, вследствие чего у ребенка может вырабатываться комплекс невысказанности, вследствие которого человек боится высказать свое мнение или проявить эмоции. Отмечается также и комплекс враждебности (или самозащиты). Он всегда носит оборонительный характер, готовность отразить атаку и защититься, хотя объективно защищаться не от чего. В реальности получается, что человек просто отвечает на любые действия людей агрессией и считает, что он вынужден так поступать. В итоге вырабатывается «привычка» быть агрессивным «на всякий случай».

           Психовегетативное расстройство – явление достаточно распространенное, которое также может порождать различные комплексы.Среди самых распространенных симптомов психовегетативного расстройства имеются нарушения сна, раздражительность, невнимательность и другие. Подростки, особенно девушки, могут быть нетерпеливы, неусидчивы, отвлекаемы, тревожны и склонны к драматизации, либо подолгу концентрируют своё сознание на мелочах и погружение в себя не менее опасно, чем приступы агрессии и паники.

           С целью выявления комплексов у подростков, мною было проведено психологическое исследование на базе ГКУ СШ№2 г.Капшагай с учащимися 9 класса.

          В исследуемом классе 19 учащихся.  После проведения с ними беседы о комплексах, создающих проблемы, учащимся было предложено в анонимной анкете по самоидентификации указать наличие у них комплексов, мешающих им в их жизни и учебной деятельности. Для диагностики комплексов также была использована методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн.  Из 19 учащихся  13 отметили у себя наличие тех или иных комплексов, что составило 68% учащихся. По своей направленности они могут быть подразделены на следующие типы: 1) комплекс застенчивости, невысказанности и неуверенности в себе – 7; 2) комплекс превосходства – 2; 3) комплекс внешности и фигуры – 2; 4) комплекс влюбчивости – 2.  

      С учащимися класса  был проведён тренинг «Преодолей себя», направленный на развитие волевых качеств, повышение уровня общительности и непринужденного установления межличностных контактов. В тренинге отрабатывались навыки дружеского отношения друг к другу, доверительного отношения и взаимопонимания, активности в предлагаемой игровой деятельности. За пять недель совместного общения они очень сдружились и их проблемы значительно уменьшились. Это помогло понять учащимся психологическую сущность их проблем и доказало значимость тренинговой работы в профилактике и нейтрализации тех или иных комплексов, а также отметить достигнутый психологический эффект в ходе совместного общения и сплочения группы.

Литература

1.                 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1994.-25 с.

2.                 Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. – М., 2005.

3.                 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.

4.                 Бассин, Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». - М., - 1969.

5.                 Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.

6.                 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.

7.                 Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - М., 1999.

8.                 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998.

9.                 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140

10.              Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448.

11.              Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

12.              .Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // - М., 1992. С.256 - 324.

13.              Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 1997.

14.              Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

15.              Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.-167с.

16.              Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени»: Академический проект; М.; 2007

 

 

 

www.metod-kopilka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта