Тест: Анализ вашей личности. Поведенческий анализ личности


Поведенческий анализ

Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.

Выделяют три вида поведенческого анализа:

  1. экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума;
  2. прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте;
  3. концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.

Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» - предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» - использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» - представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Автор: Евгения ПрозороваПедагог по работе с детьми с повышенными образовательными потребностями

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Поведенческий анализ: rabota_psy

© Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия». 2002. 192 с.

Со стр. 110-124 Глава 3

ПРОЦЕСС ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В предыдущих главах мы рассмотрели основные теории, заложившие основу поведенческой психотерапии, во взаимосвязи с методами и техниками, возникшими в рамках этих теорий. В данной главе наше внимание будет сосредоточено на организационных, методических и процессуальных вопросах. Наша задача состоит в том, чтобы детально разобраться в особенностях практической работы по анализу, терапии и модификации поведения.

Сначала мы рассмотрим принципы поведенческой диагностики и на нескольких примерах проследим непростую связь между поведенческим диагнозом и терапевтическими вмешательствами. Здесь же мы разберём несколько схем поведенческого диагноза. Затем мы подробно проанализируем специфику терапевтических отношений, складывающихся между терапевтом и клиентом, и рассмотрим ключевые моменты этих отношений, влияющие на эффективность терапии. В этой связи мы ещё раз, но теперь более подробно, остановимся на принципах терапевтического вмешательства и используемых в этом вмешательстве методах. В заключение мы познакомимся с различными схемами оценки эффективности поведенческой психотерапии – в прикладном и научном аспектах.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Особенности поведенческой диагностики

Поведенческая диагностика представляет собой довольно специфическую форму психодиагностики. Во многих моментах поведенческая диагностика расходится с традиционной психодиагностикой, основанной на теории черт, и предполагающей существование относительно стабильных и неизменных качеств личности. В традиционной диагностике предполагается, что существуют некоторые центральные характеристики (черты) личности и внешнее наблюдаемое поведение человека является проявлением этих черт. Считается, что поведение человека можно понять и предсказать, выявив эти черты. В основе традиционной психодиагностики, таким образом, лежит предположение (лишь частично, кстати, проверенное экспериментально) о том, что между чертами личности и поведением существует причинно-следственная связь, и что внешнее поведение лишь в незначительной степени зависит от влияния социальной ситуации. ... Хотя очень многие психотерапевты традиционно отстаивают роль и значение традиционной психодиагностики, в практической работе терапевты поведения всё же чаще применяют так называемую поведенческую диагностику, основанную на ряде следующих фундаментальных предположений. 1. В поведенческой диагностике предполагается, что поведение человека является следствием не только его строго индивидуальной истории научения и проявлением более или менее обширного репертуара стереотипов поведения, но и в существенной мере опосредуется условиями социальной ситуации, в которую включён человек, и предполагаемыми или реальными последствиями его действий. Это фундаментальное предположение имеет два следствия. Первое касается конструирования тестов или тестовых ситуаций. Сами стимульные фразы или условия теста должны в достаточном объёме представлять испытуемому важнейшие переменные ситуации и последствия поведения. Иными словами, стимульные фразы или ситуации должны быть в максимальной степени наглядны и очевидны. Поскольку это требование едва ли выполнимо в рамках традиционных бланковых или проективных тестов, то в поведенческой диагностике больше доверяют наблюдению за поведением в реальной жизни (in vivo) или в приближённых к ней ролевых играх (тесты ролевой игры). Далее, всё чаще в ходе поведенческой диагностики используют диагностическую беседу, в которой основой диагноза становятся самоотчёты клиентов (точность которых, конечно же, проверяется дополнительно). 2. В сравнении с традиционной психодиагностикой, в которой реакции на тестовые задачи сравниваются с усреднёнными реакциями больших выборок, предоставляющих всю генеральную совокупность, в поведенческой диагностике предполагается вариативность поведения человека в различных социальных ситуациях. Иными словами, сами реакции человека на стимульные ситуации рассматриваются в качестве выборки, на основании которой ставится диагноз. Нормативная функция усреднённого поведения д р у г и х людей при этом имеет лишь косвенное значение, репрезентируя собой социальную норму. Таким образом, сбор и анализ данных в процессе поведенческой психодиагностики нацелен на выявление функциональных связей между важнейшими переменными окружающей среды, организма человека, его когнициями (ожиданиями, верой, оценками и планами) и особенностями внешнего наблюдаемого (вербального и невербального) поведения. Сопоставление этих знаний с особенностями поведения других людей имеет лишь косвенное значение. В первую очередь поведенческая диагностика служит целям организации и контроля терапевтических вмешательст, хотя и сама она в определённом смысле является терапевтическим вмешательством. Поскольку в процессе диагностики активно участвует клиент, поскольку терапевт не делает никакого секрета из этого процесса и охотно разъясняет его смысл и принципы, постольку клиент не может в принципе остаться абсолютно безучастным и невовлечённым в процесс диагностики. Результат поведенческой диагностики – поведенческий диагноз – активно обсуждается с клиентом и служит основой выбора методов поведенческой психотерапии для использования на стадии активного вмешательства. Так как функциональные отношения между окружением и человеком в процессе терапевтического вмешательства изменяются, то и поведенческая диагностика не заканчивается в момент начала терапевтических интервенций. Диагностика сопровождает весь процесс терапии на всех его этапах – и после завершения терапии используется для контроля её эффективности.

Функциональный анализ поведения по Кэнферу

Итак, поведенческая диагностика направлена не столько на выявление и описание некоторых черт и характеристик, сколько на выяснение определённых функциональных связей между поведением человека и его меняющейся жизненной ситуацией и социальным окружением. Сначала Ф.Н. Кэнфер (1969), а затем Д. Шульте (1974) следующим образом сформулировали три вопроса, на которые должна дать ответ поведенческая диагностика: 1. Какие образцы поведения требуется изменить в отношении интенсивности, длительности, частоты или условий проявления? (определение целевого поведения) 2. При каких условиях это поведение приобретается, или какие очевидные факторы тормозят это поведение? (анализ условий поведения) 3. Какие мероприятия лучше всего подходят, чтобы добиться намеченных изменений с данным конкретным человеком? (выбор методов и планирование терапии) Эти три вопроса ещё раз подчёркивают тесную взаимосвязь, которая существует между поведенческой диагностикой и поведенческой терапией. Сама диагностика служит цели планирование терапевических интервенций, а в ходе психотерапии получают всё новую и новую диагностическую информацию о функциональных связях между изменяемым поведением и историческими и ситуативными переменными. Единицей диагностического анализа, по Кэнферу, является не поведение само по себе, а постоянно меняющиеся связи между поведением и переменными социальной среды. Остановимся подробней на трёх этапах функционального анализа поведения.

Определение целевого поведения

Процесс определение целевого поведения, по Кэнферу, содержательно подразделяется на два этапа. На п е р в о м этапе в диалоге с клиентом последовательно принимают ряд решений относительно того, к чему терапевт и клиент будут совместно стремиться в процессе терапии. Эти решения в существенной мере зависят от ряда факторов: от тяжести симптома или симптоматического поведения, от условий жизни клиента, последствий, к которым может привести изменение поведения, терапевтических возможностей и ограничений. Клиенту и терапевту по окончании этого этапа должно стать совершенно ясно, какие конкретные изменения поведения будут означать для обоих успешную терапию. Конкретность формулирования целей заключается в том, что среди прочего оговариваются ясные и однозначные критерии изменений, и эти критерии формулируются в виде описания конкретных поведенческих навыков. Эта конкретность создаёт основу быстрого и эффективного прохождения второго этапа анализа целей. На в т о р о м этапе целевого анализа определяются конкретные образцы поведения, изменение которых приведёт к успеху терапии. Если на первом этапе ищут ответ на вопрос «что именно должно быть достигнуто?», то на втором этапе отвечают на вопрос «чего на данный момент для этого не хватает?» или «что мешает этого достичь?»

Пример. В беседе с молодым человеком, который жалуется на одиночесво и отсутствие близких межличностных отношений, в качестве цели сначала определяют наличие двух-трёх новых знакомых, с которыми ему будет интересно проводить свободное время, а затем конкретизируют эту цель в форме целевого поведения. Необходимо будет научить молодого человека знакомиться с незнакомыми интересными ему людьми и развивать с ними близкие межличностные отношения в том объёме, в каком это его будет удовлетворять. Затем обусловливается, что молодого человека необходимо избавить от страха контакта при знакомстве с незнакомыми людьми и научить увлекательно рассказывать о себе и своих интересах. Предполагается, что этих навыков будет достаточно для того, чтобы молодой человек сам смог выстроить такой необходимый ему круг общения.

На т р е т ь е м, заключительном, этапе определения целей с клиентов необходимо придти к такой формулировке цели, которая позволила бы каким-то образом измерить достигнутый прогресс с использованием более или менее объективных критериев. Иногда этот этап постановки и согласования целей называется этапом операционализации цели. Конечно, в процессе терапии цели могут измениться (иногда очень существенно) в результате изменений, которые происходят в жизни клиента или вследствие получения новых данных в процессе поведенческого анализа. Но это не уменьшает значения первоначального терапевтического контракта (согласия в отношении общих целей), который стимулирует совместную работу терапевта и клиента над проблемами клиента.

Анализ условий поведения

Модель поведенического анализа была разработана Кэнфером с учётом основных положений теории регуляции поведения и на основе ранее представленных нами принципов поведенческой диагностики. Главная зависимая переменная- поведение ( R ) понимается Кэнфером как функция ряда независимых переменных (S, O, R, C). Эти независимые переменные изучаются в процессе диагностики и слжат целям составления плана терапии. В процессе терапии, изменяя независимые переменные, терапевт добивается осущесвления определёной ранее терапевтической цели. S стимулы O организм R реакции, поведение каждое связано с Е установки и ожидания K обычные последствия C реальные последствия

В соответствие с моделью поведенческого анализа проблемное поведение ( R ) является следствием ситуативных (S) или биологических (О) детерминант, и само вызывает определённые последствия (К, С). Эти последствия в свою очередь также могут изменять как поведение, так и предшествующие ему ситуативные и биологические детерминанты. В последнее время эти пять переменных всё чаще дополняют шестой переменной (Е), под которой понимают определённые ожидания и установки в отношении своего поведения и его последствий. Остальные элементы этой модели принято понимать следующим образом (Табл. 2)

Таблица 2 Элементы модели поведенческого анализа Кэнфера

S – Детальное и релевантное поведению описание стимулов, которые запускают или тормозят соответствующее поведение человека. Различают физические, социальные и поведенческие стимулы. Под физическими стимулами понимают объекты предметного мра, под социальными – действия, присутствие или отсутствие других людей. Сами действия клиента тоже могут быть стимулами, если они запускают или тормозят иные его собственные действия.

О – Биологические качества организма, которые важны для поведения, придают ему те или иные особенности.

R - Моторное (вербальное и невербальное), эмоциональное и когнитивное (мысли, образы, представления, мечты) поведение и физиологические поведенческие черты. Неверным будет давать обобщённые наименования (например, страх, агорафобия, депрессия). Требуется описание конркетных качественных и количественных признаков, имеющих отношение к стимулам, установкам, ожиданиям, а также к организму, обычным и реальным последствиям.

К – Обычные, правильные и стабильные последствия поведения.

С – Актуальные последствия поведения, которые различаются по времени появления (кратковременные и долговременные), по качеству (позитивное или негативное подкрепление и наказание) и по месту возникновения (внутренние или внешние).

Е – Планы, нормы, установки, ожидания и атрибутивные процессы, имеющие отношение к планированию и осуществлению поведенческих намерений. Эти внутренние когнитивные процессы должны касаться ситуации, собственного поведения, его возможных последствий, поведения других людей и т.д.

Способы и место сбора информации, релевантной схеме, зависят от множества факторов, в первую очередь от характера поведенческой проблемы и готовности людей из близкого окружения клиента принимать участие в терапии.

Информация может быть получена в процессе беседы с клиентом, но чаще она перепроверяется с использованием включённого или скрытого наблюдения в реальной обстановке – в семье, на рабочем месте, на улице, в квартире клиента. Если это невозможно, используют различного рода модельные ситуации (тесты ролевой игры) или специальные бланки самонаблюдения, вопросники и пр. Результатом анализа условий поведения становятся уточнённые терапевтические цели, предположения о последствиях их достижения для непосредственного окружения клиента и для него самого. Эти предположения обсуждаются с клиентом и людьми из его непосредственного окружения и служат основой для планирования и контроля проыесса поведенческой психотерапии.

Схема BASIС ID А. Лазаруса и её использование в поведенческой диагностике

Схема мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, которую мы уже обсуждали ранее, тоже находит своё применение в поведенческой психодиагностике на всех трёх её этапах. Анализ поведения с применением схемы BASIC ID заключается в определении целей терапии, анализе поведения и выборе терапевтических мероприятий по каждому из пунктов схемы. Результатом должен стать комплексный план терапевтических вмешательств, который включает пункты, соответствующие каждому элементу схемы. Поскольку эти элементы имеют разную терапевтическую и психологическую модальности, то и возникающая в результате терапия названа Лазарусом мультимодальной терапией. В процессе анализа Лазарус предлагает начинать с тех модальностей и в той последовательности, в которой они присутствуют в описаниях клиентом своих проблем, а затем задавать ряд последовательных вопросов на прояснение положения дел в других модальностях. Для этого могут быть использованы следующие ключевые вопросы.

Поведение (B – behavior). Какие действия или реакции клиент хотел бы в будущем совершать чаще, и каких действий он хотел бы избегать? Как конкретно, на уровне повдения, выглядели или выглядят обычно те или иные события? Аффект (A – affect). Какие чувства чаще всего возникают у клиента? Какие чувства ему чаще всего мешают? Какие чувства сопровождают его поведение? Восприятие (S – sensation(. Какие негативные ощущения переживает клиент (напряжение, боль, тревожность)? Какие ощущения сопровождают его поведение? Воображение и представления (I – imagery). Какие сцены из прошлого или настоящего приходят в голову клиенту чаще всего? Что «стоит у него перед глазами» обычно и в трудных ситуациях? Когниции, мысли (C – cognition). Какие мысли приходят в голову клиенту относительно себя самого или окружающего мира? Какое влияние эти мысли оказывают на его поведение, чувства, воображение, отношение к другим людям? Социальные связи, отношения (I – interpersonal relationships). Какие проблемы у клиента есть в отношениях с близкими людьми или на работе? Как это влияет на его поведение, самочувствие и т.д.? Физиологические переменные (D – drugs and biological factors). Каков уровень физического здоровья клиента, как это может повлиять на его поведение? Принимаает ли он регулярно или в критических ситуациях какие-либо медикаменты.

... Для выбора конкретной последовательности и комбинаций различных методов Лазарус предлагает метод «отслеживания». Суть метода отслеживания состоит в том, что психотерапевт фиксирует последовательность модальностей, характерную для описания клиентом своих проблем. Именно знание последовательности модальностей помогает точнее выбрать комбинацию и последовательность использования методов психотерапии. Общее правило состоит в том, что последовательность использования методов должна соответствовать строго индивидуальной последовательности модальностей в описании событий.

Пример. Лазарус сравнивает двух клиентов, обратившихся с жалобой на одну и ту же проблему, - внезапные приступы беспокойства и тревоги. Отслеживая модальности в их рассказах, он обнаружил, что у одного из них эти приступы начинаются с неприятных ощущений слабости, напряжения в голове, на которые клиент обращает внимание, и от этого ощущения усиливаются. В этот момент клиент начинает думать о том, что с ним не всё в порядке, и в его воображении возникают неприятные и страшные картины болезней, инфарктов, припадков и т.д. Отследив таким образом последовательность Ощущения – Мысли – Воображение (S-C-I), Лазарус определяет последовательность применения техник: он начинает работать с ощущениями (биофидбек, биологическая обратная связь и релаксация, затем включает рациональную тераию и завершает позитивной имажинацией). В другом случае обнаруживается другая последовательность модальностей и она даёт совершенно другой терапевтический план. Второй клиент начинает с того, что задумывается о возможных неприятных событиях, образно представляет их себе, после чего у него возникают неприятные ощущения и тревога. Последовательность Мысли – Воображение – Ощущения (C-I-S) и определяет план терапии. ...

Методы поведенческой диагностики

Функциональные модели Кэнфера, Лазаруса и другие задают лишь напавление, в котором должна собираться информация, но не содержит указаний на методы сбора этой информации. Принципиально могут быть использованы любые традиционные методы социальных наук и медицины. Кэнфер предлагал на фазе сбора диагностической информации использовать следующие методы: - беседа с клиентом и людьми из его окружения - наблюдение за поведением в ролевых играх или реальных ситуациях - видеозапись и демонстрация клиенту ранее записанных сцен - наблюдение за невербальным поведением клиента в процессе терапии. Конечно, этот список должен быть дополнен анкетами и иными способами самооценки клиентом параметров своего собственного поведения. Принципиальных отличий использования стандартных методов социальных наук в рамках поведенческой психотерапии не существует, специфика их использования создаётся собственно целями поведенческой диагностики. ... Фиксироваться в этом случае может как ошибочное (например, заикание или повышение голоса), так и целевое поведение (контакт глаз, позитивные оценки, телесный контакт и т.д. во взаимосвязи с предшествующими и последующими событиями.

Пример. В процессе терапии отношений между матерью и трудным ребёнком М.Э. Бернал (1968) разработал следующую систему наблюдения: 1. Ошибочное поведение ребёнка ( R ): ребёнок кричит, ругается, замахивается, бьёт мать, бросается на пол. 2. Мать игнорирует ошибочное поведение (R – K, угашение). 3. Мать просит, требует чего-то ( S ). 4. Мать игнорирует ребёнка вообще (К, ненаправленное угашение). 5. Мать поощряет, даёт общие позитивные оценки (К, общее ненаправленное поощрение). 6. Мать бьёт ребёнка, кричит в ответ (К, наказание). 7. Мать хвалит ребёнка за конкретные действия (К, специфическое поощрение).

Разработанная система оценки позволила обнаружить сущесвенные особенности поведения ребёнка и сформулировать цели терапии, которые заключались в том, что мать училась по-разному реагировать на разное поведение ребёнка: игнорировать ошибочное поведение, штрафовать физическую агрессию и целенаправленно подкреплять позитивные действия ребёнка. Эта же система стандартизированного наблюдения позволила оценить спустя некоторое время достигнутый прогресс. ...

Модель АВА

Для оценки достигнутого в процессе психотерапии успеха, а также для текущего контроля за ходом поведенческой психотерапии используют специфическую процедуру, которую часто называют моделью АВА. Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идёт о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него. Вместо того, чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим – но таким, какой он был раньше. Таким образом, в самой схеме АВА заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда даёт возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании. Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определённым целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, потребуется либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.

Основные понятия Формула поведения – формула, в которой указаны важнейшие переменные, влияющие на поведение: стимулы, реакции, биологические переменные, последствия и условия их взаимодействия – планы подкрепления. Эти элементы формулы поведения были предложены Кжнфером (1969) в виде цепочки S_O_R_K_C. BASIC ID – схема поведенческой диагностики, предложенная Арнольдом Лазарусом в рамках мультимодальной терапии поведения. Сокращение образовано из первых букв английских слов behaviors, affective reactions, sensations, images, cognitions, interpersonal relationship, drugs or biological factors (поведение, аффективные реакции, ощущения, образы, когнитивные элементы, межличностные отношения, медикаменты или иные биологические факоры). Процедура отслеживания – фиксация терапевтом или консультантом последовательности модальностей (по схеме BASIC ID) описания проблемных или критических событий. Отслеженная последовательность определяет выбор и последовательность терапевтических вмешательств. Поведенческая диагностика – процесс выяснения функциональных отношений между особенностями различных сфер поведения человека (когнитивной, моторной, эмоциональной), предшествующими ему стимулами и ожидаемыми или реальными последствиями. Поведенческая диагностика включена в процесс поведенческой психотерапии на этапах постановки цели, выбора методов и контроля результатов терапии. Синонимы: поведенческая оценка, поведенческий анализ.

Рекомендуемая литература: Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство. М, 1999 (Примеры конкретного поведенческого анализа в рамках поведенческой психотерапии). Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. М, 2000. – С. 352-357. (Краткое изложение принципов и приёов поведенческой диагностики. Пример её проведения). Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2 – М, 1982. – С. 149-151, 225-236. (Изложение принципов и приёмов прикладного функционального анализа) Лазарус А.А. О техническом эклектизме // Эволюция психотерапии / Под ред. Л.М. Кроль. – М, 1998. Т. 2 С. 330-345. Лазарус А. Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюнион В.М. Психотерапия – что это? М, 2000. – С. 228-232 (Короткие статьи с изложением принципов и приёмов мультимодальной терапии поведения).

 

rabota-psy.livejournal.com

Тест: Анализ вашей личности

Пройдите прямо сейчас психогеометрический тест на анализ личности. Вы узнаете про себя очень интересные факты. Чтобы пройти тест, вам нужно...

Пройдите прямо сейчас психогеометрический тест на анализ личности.

Вы узнаете про себя очень интересные факты.

Чтобы пройти тест, вам нужно выбрать математическую фигуру. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

С какой фигурой вы себя ассоциируете?

 

КВАДРАТ

 

ТРЕУГОЛЬНИК

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК

 

КРУГ

 

ЗИГЗАГ

 

Результат тестирования

 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

КВАДРАТ

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем знамениты истинные Квадраты.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если Вы проходя психологический геометрический тест выбрали для себя Квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, Вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г…

Квадраты скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но — редко — бывают хорошими менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

 

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели.

Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других — делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений.

К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка). Правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, — сделать карьеру.

Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество «треугольной» личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя… Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Прямоугольник — временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.

Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость!

В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.

«Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

 

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях.

Высшая ценность для Круга — люди.

Круг — самая доброжелательная из пяти фигур.

Круг обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.

Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения.

Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу.

Круги не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом.

Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть.

В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

Главные черты в их мышлении — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор — ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.

 

ЗИГЗАГ

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам.

Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и Вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

Строгая, последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь.

К тому же они несильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Игорь Иванилов

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Анализ поведения (личность)

Вооруженный средствами измерения внешних аспектов человеческого строения, конституциональный психолог должен создать или заимствовать некоторые методы оценки поведения – для того, чтобы исследовать отношения между телосложением и личностью. Шелдон начал с допущения о том, что, несмотря на то, что существует множество поверхностных измерений или переменных, в терминах которых возможно описывать поведение, в основе их лежит небольшое число компонентов, которые, как можно ожидать, ответственны за всю внешнюю сложность и многообразие. Он намеревался создать средство для измерения этих базовых компонентов, заимствуя при этом мудрые мысли предшествовавших исследователей личности и сочетая их с собственным знанием, полученным в клинике, и собственным индуктивным опытом.

Оценка темперамента

Вначале была внимательно изучена литература, посвященная личности, и был составлен перечень из 650 черт. К этому перечню были добавлены переменные, выведенные на основе собственного опыта исследователя, после чего он был редуцирован посредством комбинирования перекрывающих друг друга параметров и упразднения тех, которые не представлялись существенными. В конце концов, Шелдон и его сотрудники получили 50 черт, которые, как им представлялось, репрезентировали все специфические феномены, с которыми соотносились изначальные 650 черт.

Следующим шагом был отбор группы из тридцати трех молодых людей, по большей части студентов-выпускников и педагогов, которые изучались в течение года посредством наблюдения в ежедневной профессиональной деятельности и на основе клинического интервью. Каждый субъект оценивался исследователем по семибалльной шкале по каждой из пятидесяти черт, и итоговые оценки интеркоррелировались с целью выявления кластеров положительно коррелирующих черт, относительно которых можно было предположить, что они репрезентируют одну и ту же стоящую за ними переменную. Произвольно было решено, что для того, чтобы черта была включена в кластер или компонент, она должна положительно коррелировать по крайней мере на уровне .60 с каждой из других черт кластера и отрицательно коррелировать по крайней мере на уровне – .30 со всеми чертами, обнаруженными в других кластерах.

Первичные компоненты темперамента

Результат корреляционного анализа выявил три основных кластера или группы черт, включавших двадцать две из начальных пятидесяти. В первую группу черт входили стремление к расслаблению, любовь к комфорту, удовольствие от пищи, зависимость от социального одобрения, глубокий сон, потребность в людях во время беспокойства. Черты, охватываемые вторым кластером, включали самоуверенность позы, энергетичность, потребность в упражнениях, прямоту, громкий голос, свойство казаться старше, потребность в действии во время беспокойства. Наконец, третья группа черт включала сдержанность позы, сверхбыстрые реакции, социофобию, запрет на обращение в социум, сопротивление научению, сдержанность голоса, плохой сон, юношескую порывистость, во время беспокойства – потребность в одиночестве.

На этой стадии Шелдон был удовлетворен тем, что по крайней мере на уровне тенденций ему удалось выявить компоненты поведения, существенные, базовые для последующего исследования. Он был намерен усовершенствовать перечень черт для каждого компонента, чтобы разработать чувствительное и надежное средство измерения трех компонентов. Он сделал попытку добавить черты, отразив индивидуальную конституцию, менее изменчивую в сравнении с вариациями среды или культуры. Прежде, чем исследователь вышел на последнюю стадию, была осуществлена серия из восьми исследований различных сочетаний старых и новых черт. Финальное интеркорреляционное исследование, осуществленное со ста субъектами, с исполнением семидесяти восьми черт, завершилось отбором двадцати для каждого из трех кластеров (всего 60 черт), все из которых удовлетворяли критерию коррелирования по крайней мере на уровне .60 с остальными чертами того же кластера и отрицательного коррелирования как минимум на уровне – .30 со всеми чертами других кластеров. Черты, отобранные в конце концов, сведены в таблицу 11-2.

Первый компонент темперамента был назван висцеротония. Индивид с высокими показателями по этому компоненту характеризуется общей любовью к комфорту, социабельностью, ненасытностью в еде, общении, привязанностях. Его поза расслаблена, реакции медленны, он уравновешен, толерантен в отношениях с другими, в целом прост во взаимодействии. Шелдон пишет: "Личность кажется центрированной на висцере. Пищеварительный тракт царствует, и его благополучие определяет жизненную цель" (1944, с. 543).

Второй компонент получил название соматотония. Высокие оценки по этому показателю обычно сопровождаются любовью к физическим приключениям, риску, сильной потребностью в энергичной мышечной активности. Индивид агрессивен, безразличен к чувствам других, внешне сверхразвит, шумен, отважен, подвержен клаустрофобии. Действие, сила, доминирование для такого индивида имеют первостепенное значение.

Третий компонент был обозначен как церебротония. Высокие оценки по этому компоненту означают сдержанность, запреты, стремление спрятаться. Индивид скрытен, застенчив, молодо выглядит, боится людей и лучше всего чувствует себя в небольших замкнутых пространствах. Он сверхбыстро реагирует, плохо спит, предпочитает одиночество, особенно при беспокойстве. Старается не привлекать к себе внимания.

Три генеральных измерения и двадцать определяющих черт для каждого образуют шкалу темперамента, основанную на оценках по каждому первичному компоненту. Шелдон дает следующие рекомендации по использованию шкалы:

"Внимательно наблюдайте за человеком по меньшей мере год в ситуациях настолько различных, насколько возможно. Осуществите не менее двадцати аналитических интервью с ним – так, чтобы это наилучшим образом соответствовало ситуации, темпераменту и интересам обоих участников... После каждого интервью... обратитесь к оценочному листу и припишите рейтинговые значения столь многим чертам, сколь возможно. Повторяйте наблюдения, интервью, пересматривайте оценки, пока не будете удовлетворены тем, как были оценены все шестьдесят черт" (1942, с. 27).

Таблица 11-2

ШКАЛА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

1

Расслабленность в позе и движениях*

Уверенность в позе и движениях*

Сдержанность в позе и движениях, скованность*

2

Любовь к физическому комфорту*

Любовь к физическому приключению*

Физиологическая сверхреактивность

3

Медленные реакции*

Энергетичность*

Сверхбыстрые реакции*

4

Любовь к еде

Потребность в упражнениях и радость от них*

Любовь к уединению*

5

Социализация еды

Любовь к доминированию. Стремление к власти

Ментальное напряжение. Сверхвнимательность. Понятливость*

6

Удовольствие от пищеварения

Любовь к риску*

Скрытность в чувствах. Эмоциональная сдержанность.*

7

Любовь к благовоспитанности*

Смелая прямота манер*

Застенчивость, отражающаяся в мимике и движениях глаз*

8

Социофилия*

Физическое мужество в сражении*

Социофобия*

9

Не делающее различий дружелюбие

Соревновательная агрессивность*

Запрет на социальное обращение*

10

Стремление к привязанности и одобрению

Психологическая грубость

Сопротивление навыкам и рутине (привыканию)

11

Ориентация на людей

Клаустрофобия

Агорафобия

12

Эмоциональная уравновешенность*

Безжалостность, свобода от щепетильности

Непредсказуемость отношения

13

Толерантность*

Отсутствие голосовой сдержанности*

Вокальная сдержанность и, вообще шумовая сдержанность*

14

Благодушие*

Спартанское безразличие к боли

Гиперсензитивность к боли

15

Глубокий сон

Общая шумливость

Плохой сон, хроническая усталость

16

Неумеренность*

Сверхзрелость во внешности (в проявлениях)*

Юношеская настойчивость в манерах и внешних проявлениях*

17

Мягкая, простая коммуникация, экстраверсия висцеротонии*

Горизонтальное ментальное расслоение, экстраверсия соматотонии

Вертикальное ментальное расслоение, интроверсия

18

Релаксация и социофилия под влиянием алкоголя

Самоуверенность и агрессия под влиянием алкоголя

Сопротивление алкоголю и другим депрессантам

19

При расстройствах (проблемах) потребность в людях

При проблемах – потребность в действии

При проблемах потребность в одиночестве

20

Ориентация на детство и семейные отношения

Ориентация на цели и активность юности

Ориентация на поздние периоды жизни

Примечание:тридцать черт, отмеченные звездочками, вместе образуют краткую форму шкалы.

Sheldon, (1942, с. 26)

Итак, после долгого периода наблюдений исследователь приписывает значения от 1 до 7 шестидесяти специфическим чертам, каждая из которых Шелдоном детально определена. Общая оценка по двадцати чертам вычисляется затем путем сложения индивидуальных оценок и переводится в итоговую оценку по каждой переменной в соответствии с таблицей (Sheldon, 1942, с. 95) или путем усреднения оценок. Для особо тщательного анализа можно использовать половинные оценки, в связи с чем семибальная шкала превращается в тринадцатибальную.

Для описания поведения есть и вторичные компоненты, но они не столь многочисленны и тщательно проработаны, как те, что относятся к оценке внешности. По этой причине мы опустим их описание. Заинтересованный читатель найдет самое полное их рассмотрение у Шелдона (1942).

studfiles.net

Психологический анализ портрета личности

Психологический анализ портрета личности

Психологический анализ портрета личности

психологический личность опросник эмоциональный

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, переживают радости и горе, мы зачастую обращаем внимание на различия в их поведении. Ведь все росли и воспитывались в разных семьях, в разных условиях, то есть в разной социальной среде. Всё это напрямую влияет на то, каким человек будет в своей взрослой жизни, как он будет выстраивать свои отношения с другими людьми, какими чертами характера он будет обладать…. На основе наблюдений за людьми, имея некие знания по психологии, мы можем составить психологический анализ портрета личности. Такой анализ очень полезно составлять для того, чтобы успешно управлять людьми, чтобы легче находить с ними общий язык, знать их сильные и слабые стороны.

Приступая к психологическому анализу личности, выясним, прежде всего, что же он из себя будет представлять. Обычно в структуру личности включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. По этим критериям я и проведу свой психологический анализ.

В своей работе я буду проводить психологический анализ своей подруги Кристины. Её возраст 23 года. Она имеет высшее образование по специальности юриспруденция. В настоящее время работает в фирме, которая оказывает нотариальные и юридические услуги населению. Также Кристина окончила музыкальную школу, фортепианное отделение. На данный момент продолжает заниматься музыкой.

Теперь перейдем непосредственно к психологическому анализу. Сначала поговорим о темпераменте. Чтобы точнее определить темперамент Кристины, я предложила ей пройти опросник Юнга. Результаты показали, что она - амбиверт, то есть сочетает в себе черты, как экстраверта, так и интроверта. Это говорит о том, что больших проблем в общении она не испытывает, но и легкость в нем ей не свойственна. Например, если Кристина попадает в ситуацию, где нужно проявить организаторские способности (при работе в группах на семинарских занятиях, на каких-либо мероприятиях и т.д.), то в большинстве случаев она не будет проявлять свою инициативу. В противоположность этому могу привести такой аргумент: у Кристины много приятелей, с ней приятно и интересно общаться, к ней все хорошо относятся и уважают ее, попадая в общество, она выглядит общительной. Но в этом общении у нее нет особой потребности. Больше она любит проводить время наедине с собой, с друзьями встречается редко. Это и говорит о том, что она сочетает в себе черты, как интроверта, так и экстраверта. Также о Кристине можно сказать, что она идёт на риск только в том случае, если он оправдан. Например, была в её жизни такая ситуация: выступив на конференции по английскому языку, преподаватель обещала поставить итоговую оценку за семестр автоматом. Кристина понимала, что выучить все билеты трудно, лучше побороть свой страх и неуверенность и выступить на конференции, в итоге она выступила и получила пятерку автоматом. В данной ситуации она поступила так, потому что понимала, что это стоит того, ее риск будет оправдан. Но когда ей предлагают участвовать в дебатах, либо в дискуссиях, просто ради того, чтобы высказать свою точку зрения, она зачастую отказывается. Это ещё раз подтверждает то, что Кристина - амбиверт. Результаты теста точно совпали с тем, какая Кристина есть на самом деле, это я подтвердила примерами из её жизни.

Также Кристина прошла опросник Айзенка на определение темперамента. Результат опросника показал, что она относится к такому типу личности как флегматик. Это проявляется в том, что она имеет устойчивые стремления и настроения. Отличается сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой. Кристина очень трудолюбива, любит доводить все начатые дела до конца. Её мимика, речь, движения спокойны, в какой-то мере даже медлительны. Также она с трудом переключается с одной работы на другую и плохо адаптируется к новой обстановке. Данные положения я подтвержу примерами из жизни Кристины. Работать она может с утра до самой ночи, пока не выполнит всю работу, которую она запланировала, либо которую необходимо выполнить в поставленный срок. Часто бывает такое, что Кристина работает без выходных. При этом у нее всегда хватает терпения доводить все дела до конца. Но в то же время Кристина может успешно работать лишь в привычной для нее обстановке. Например, когда она сменила работу, первое время ей было очень трудно. Внешне это было заметно мало, но внутренне она чувствовала дискомфорт, хотя пыталась с ним бороться, чтобы быстрее освоиться в новом коллективе и на новом рабочем месте. Также ей бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, когда она заканчивает работать с клиентами, она трудно переключается на работу с документацией, долго раскачивается. Всё это подтверждает то, что Кристина - флегматик.

Теперь я перейду к описанию характера Кристины. Взяв за основу критерий отношения к жизни, можно говорить о том, что она оптимист. Всегда умеет найти в событиях и людях светлые стороны. Любит свою жизнь и окружающих ее людей. Кристина редко впадает в уныние, даже если у нее случаются какие-то неприятности. В таких случаях она просто старается не думать о плохом, и настраивает себя на то, что все это временно, все плохое проходит. По ее мнению уныние - это не совсем конструктивная эмоция. Благодаря данной черте характера Кристина всегда несмотря ни на что движется к своим целям и достигает их. В прошлом году, она принимала участие в конкурсе «Звездный путь», в нем принимали участие люди разных возрастов, где они показывали имеющиеся у них таланты. В этом конкурсе Кристина исполняла песню. Но занять призовое место ей тогда не удалось. Сделав вывод из данной ситуации, она поняла, что просто нужно лучше готовиться к конкурсу и уверенно идти за победой, в тот момент, по ее словам, она нисколько не расстроилась, а наоборот, радовалась, что ей есть, куда расти и к чему стремиться. Даже эта ситуация из её жизни говорит о том, что Кристина относится к оптимистичному типу людей.

Также, описывая характер, я могу сказать о том, что Кристина очень дисциплинированна. Эта черта характера проявляется в её жизни повсеместно. Например, в том, что она пунктуальна. Если назначает с кем-то встречу, то всегда приходит вовремя, зачастую даже заранее. Чтобы успешнее выполнять свою работу, составляет план действий, который строго соблюдает. Учитывая сегодняшний темп жизни, очень трудно придерживаться распорядка дня, но у Кристины это в какой-то мере получается. Она старается питаться в одно и то же время, по возможности ложится вовремя спать, по утрам делает зарядку, другими словами, ведет здоровый образ жизни. Кристина держит себя в жестких рамках, за границы которых пытается не переступать.

Если рассматривать характер Кристины с точки зрения отношения к другим людям, к коллективу, к обществу, то можно говорить о том, что она относится к индивидуалистичному типу людей. Это проявляется в том, что работе в группах она предпочитает индивидуальную работу. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя. Такая черта присутствует в характере Кристины с самого детства, я думаю, что причина этого кроется в её воспитании. Родители всегда поощряли проявления самостоятельности, что и выработало в ней такую черту характера.

Описывая характер Кристины с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами. Например, совсем недавно Кристина проходила тренинг «Как стать уверенным в себе человеком». Это говорит о том, что она видит свой недостаток, с которым нужно бороться, и старается его искоренить. Когда у нее что-то не получается, она винит в этом, прежде всего, себя, а не обстоятельства и других людей, старается понять в чем её ошибка. Я уже приводила пример об ее участии в конкурсе «Звездный путь». Тогда, она сделала выводы о том, что нужно больше работать над собой, расти духовно и профессионально, а не обвинила в своем поражении жюри или какие-либо обстоятельства. Всё это подтверждает то, что Кристина очень самокритична.

Проводя анализ характера и темперамента Кристины, я использовала также типологию личности Э. Кречмера, согласно которой темперамент и характер человека зависит от телосложения. Согласно этой теории Кристина относится к такому типу, как астеник, так как у нее худощавое телосложение, длинные руки и ноги, плоская грудная клетка и слабая мускулатура. Данному типу личности соответствует такой тип характера, как шизотимик. Это говорит о том, что Кристина замкнутая, серьезная, упрямая, трудно приспосабливается к новым условиям. Так оно и есть, данное описание полностью соответствует Кристине. Наличие данных черт характера я аргументировала выше.

Теперь перейдем к анализу способностей Кристины. С детства она мечтала играть на фортепиано, постоянно пела и устраивала родителям дома концерты вместе со своими подружками. Всё это свидетельствовало о её музыкальности. Когда ей исполнилось 6 лет, она поступила в музыкальную школу, на фортепианное отделение. При поступлении необходимо было сдать экзамены, где проверялся музыкальный слух. С экзаменом Кристина справилась успешно. В ходе обучения у неё практически никогда не возникало проблем, преподаватели хвалили её. Кристина часто принимала участие в различных музыкальных конкурсах и до сих пор этим занимается, нередко в таких конкурсах она одерживала победу. На сегодняшний день она продолжает развивать свои музыкальные способности, занимается музыкой.

А сейчас я хочу обратиться к анализу волевых качеств Кристины. Взяв за основу данный критерий, я могу сказать о том, что Кристина волевой человек, то есть человек с сильной волей. Это проявляется в том, что, начав какую-либо работу, поставив перед собой цель или выполняя план, Кристина умеет преодолевать трудности и неудачи, как внутренние, так и внешние. Об этом свидетельствует то, что Кристина может с утра до ночи проводить время на работе, а иногда и вообще работать без выходных. Несмотря на то, что в ходе этой работы её сопровождает множество трудностей, например, такие как усталость и необходимость точности в работе. Также её поведение в большинстве случаев достаточно ответственно. На неё можно положиться в трудной ситуации, никогда не подведет.

Теперь я перейду к описанию эмоциональности Кристины. У разных типов людей эмоциональность проявляется по-разному. Так как Кристина относится к такому типа личности, как флегматик, то можно судить о том, что она кажется неприступной для других людей, в какой-то мере загадочной. Её эмоциональное состояние находится в полном равновесии. Эмоции свои чаще всего Кристина сдерживает либо проявляет их слабо. И всё это действительно так. Кристину очень трудно вывести из себя. Она очень терпелива. Однажды я была свидетелем того, когда, ехав в автобусе, она случайно наступила на ногу стоявшему рядом с ней молодому человеку, тот ей на это что-то грубо ответил, но Кристина просто спокойно извинилась и продолжала так же непринужденно со мной беседовать. Это свидетельствует о том, что свои эмоции она держит при себе, ведет себя сдержанно. Но такая сдержанность эмоций мешает ей на выступлениях, где необходима эмоциональность. Над этим Кристине приходится много работать, и это позволяет ей добиваться успехов.

Проводя психологический анализ, я много беседовала с Кристиной, задавала ей различные вопросы, проводила тесты. Это помогло мне полнее охарактеризовать её личность, выявить некоторые особенности. Такие анализы проводить очень полезно, так как начинаешь лучше понимать людей и причины их поступков.

diplomba.ru

Анализ собственной личности. Социальная инженерия и социальные хакеры

Анализ собственной личности

Как уже говорилось ранее, у нормально развитой личности присутствуют все три Я-состояния. Специалисту по социальному программированию нужно, во-первых, очень четко уметь контролировать не только состояния партнера по общению, но и свои собственные. А во-вторых, необходимо уметь быстро переходить из одного Я-состояния в другое по мере необходимости, и не в коем случае не путать, когда в каком состоянии нужно находиться. Поэтому для тренировки можно выполнять несколько следующих простых упражнений.

Упражнение 1

Научитесь контролировать, какая часть вашей личности принимает то или иное решение. Если выясните, что наиболее часто это делает Взрослый, значит все нормально. Если же выяснится, что имеется перекос в сторону Дитя (хочу) или Родителя (должен), то стоит потренировать Взрослого (Нужно, целесообразно).

Упражнение 2

То же самое имеет смысл проделать со своими коллегами и сотрудниками: выяснить "чем они думают" никогда не зря.

Упражнение 3

Вечером подведите итого и посмотрите, сколько времени вы находились в той или иной позиции. Согласно М. Литваку[6] в норме должно быть так: 75 % — Взрослый, 12,5 % — Родитель, 12,5 % — Дитя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта