Типы личности, классификация, характеристика. Поведенческие типы личности


Типы личности, какие бывают, их характеристика

Классификация акцентуакций

Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.

1

Основные типы личности

Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:

Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.

Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.

Темперамент личности: определение, формирование, типы и их характеристика

2

Типы личности относительно темперамента

Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.

Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.

При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:

Характеристика основных типов темперамента:

Критерии темпераментаСангвиникФлегматикХолерикМеланхолик
СензитивностьЖиво откликается на все, что привлекает его вниманиеНастроение практически не зависит от происходящего вокругНетерпелив, вспыльчивСлишком обидчив, чувствителен
РеактивностьПовышенаМалаяВысокаяМалая
АктивностьПовышенаВысокаяВысокаяНизкая
Соотношение реактивности к активностиУравновешенно Активность преобладает над реактивностьюУравновешенноУравновешенно
Пластичность или ригидностьВысокая пластичностьСкорее ригидностьСкорее ригидностьРигидность
Темп реакцииОчень быстрыйСпокойный, медленныйСреднийНизкий
Экстра- или интроверсияЭкстравертСкорее интравертСкорее экстравертИнтраверт

Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.

Характер в психологии: определение, свойства, типы

3

Классификация: 16 персоналий

В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.

Меланхолик: особенности темперамента, его плюсы и минусы

3.1

Группа аналитики

К данной группе относятся:

3.2

Группа дипломатов

К группе дипломатов относят:

3.3

Группа хранителей

Включает в себя:

3.4

Группа искателей

К данной группе относятся:

Нет единой схемы определения типа личности. Часто используют разнообразные тесты, которые дают приблизительный результат, наводят на определенные мысли. В разное время один и тот же тест дает разные результаты, т. к.у человека меняется мнение по тому или иному вопросу и отношение к некоторым ситуациям.

neurofob.com

Психотипы личности: классификация и описание

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

headlife.ru

Типы поведения личности

 

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

 

Потребности

 

Потребность – предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия.

Желание ассоциируется с ощущением потребности или биологических (есть, спать) или интеллектуальных (читать).

 

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т. п. – в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;
Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;
Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;
Потребности самоуважения: потребности в признании, в одобрении;
Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

 

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших – потребностями роста.

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

1.Высшие потребности генетически более поздние.

2.Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3.Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4.Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

 

Мотивация

 

Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, описывает отношения, существующие между действием и причинами, которые его объясняют иди оправдывают.

 

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

 

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удоволь­ствия связано с естественным стремлением к поддержанию и про­должению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чув­ство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

 

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препят­ствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

 

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

 

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

.

 

Виды мотивов:

· Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

· Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

· Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

· Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

· Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Структура личности и поведенческие типы

В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характе­ристика человека и личность как его сущностная характерис­тика. Первая концепция опирается на понятие социальной функ­ции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действитель­ную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскры­вает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,, этических, эстети­ческих и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — «я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с обще­ственными, уровень притязаний, основу формирования убежде­ний, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он — процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв­шегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывает­ся и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определен­ность». Признается, что великим характе­ром обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обосно­ванных и социально значимых идеалов, служа маяком для дру­гих. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых це­лях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство — это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Таким образом, личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.

Поведенческие типы

Социальное поведение

C термином «поведение» в науке связывается активность, систе­ма действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к социальной. Эта адаптация осу­ществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергают­ся пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действитель­ности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям — природным или социальным,— а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее осно­вании программ. Люди высту­пают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригиналь­ные решения в рамках ее осуществления,— а создателями, творца­ми принципиально новых программ действий. В случае адаптив­ного поведения при всей его возможной активности и оригиналь­ности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целе­направленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий — будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,— как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную про­грамму действий, которая позволяла бы выйти за рамки пред­писываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю проти­воречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и соци­ально-культурной среды, то его нельзя считать и челове­ком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, авто­матически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Индивидуальное и соци­альное действия соотносятся как контролируемое и кон­тролирующее. Акт социального (группового) действия, высту­пая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивиду­альных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраня­ются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в пра­ве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивиду­альное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих соци­альных групп.

Ролевая концепция личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъяв­ляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как началь­ник, т. е. выступать в разных ролях.

mirznanii.com

Структура личности и поведенческие типы

Московский институт сферы социальный отношений

Реферат

на тему:

Структура личности и поведенческие типы

по курсу:

Социология

учащейся группы 02-98

Степановой Юлии Валерьевны

Москва

1999 г.

 

Список литературы

Введение

Социальные системы и личность

Понятие личности в социологии

Компоненты структуры личности

Поведенческие типы

Социальное поведение

Ролевая концепция личности

Социальное поведение в представлении психологов и социологов

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.

 

Социальные системы и личность

Понятие личности в социологии

Понятием индивид обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие личность применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии социальный тип личности. Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, субъект поступания. Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. Самодисц

www.studsell.com

Типы личности и их характеристика

В современной психологии, соционике, конфликтологии существует множество различных классификаций психологических типов личности. Эта тема достаточно популярна на сегодняшний день. Некоторые авторы сконцентрировались на узконаправленных и весьма специфических сферах применения данных концепций и издали книги на темы, как разбираться в женских типажах или как покорить мужчину определенного психотипа.

Глубокое понимание своей личности, своих сильных и слабых сторон способствует более осознанному и потому более успешному управлению реалиями своей жизни, в том числе и в романтической ее составляющей.

История развития теории типов личностей

Известный швейцарский психолог К. Юнг пришел к выводу, что поступки человека можно предвидеть, приняв во внимание обуславливающие их мыслительные процессы и манеру поведения, избираемые людьми. В 1921 году была опубликована его работа "Психологические типы", где он описал 8 типов личности на основе 3 измерений личностных преференций.

В 1923 году с этой теорией ознакомилась американская исследовательница К. Бриггс, длительное время интересовавшаяся вопросами типизации людей. Она приняла модель, предложенную Юнгом, и впоследствии вместе с дочерью И. Бриггм-Майерс стала с ней работать. В ходе многолетних исследований К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс пришли к выводу, что существуют не 3, а 4 измерения личностных преференций, и тогда, соответственно, получается не 8, а 16 психотипов.

Примерно в 1940 г. К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс начали разрабатывать систему тестов для определения типа личности - MBTI. На это они потратили не один год. После того как тест был готов, проводились сбор и анализ данных, которые впоследствии принесли научное обоснование тестов MBTI. Тест состоит из 93 вопросов.

На основе работ К. Юнга и И. Майерс-Бриггс в 1956 году профессор Калифорнийского университета Д. Кейрси разработал опросник для диагностирования типа личности. Этот тест представляет собой сокращенную и переработанную форму опросника Майерс-Бриггс и содержит 70 вопросов. Данная методика широко применяется в профессиональном и психологическом консультировании, а также в исследовании межличностных отношений.

В 1992 году вышло первое издание книги авторов П. Тайгера и Б. Бэррон-Тайгер "Делай то, для чего ты рожден", в которой наиподробнейшим образом описаны эти 16 типов личности, способы их определения, удачные сферы для самореализации и способы организации трудовой деятельности. Книга содержит огромное количество примеров, что позволяет получить детальное представление об особенностях и различных нюансах психотипов.

Преференции как критерии

Структура типа личности базируется на четырех фундаментальных ее аспектах - измерениях, и двух противоположных значений по каждому измерению - преференциях, что отражено в таблице ниже.

Измерения Преференции
1 Каким образом в большей степени человек взаимодействует с окружающим миром и на что направляет энергию Экстраверсия - E Интроверсия - I
2 Преимущественно на информацию какого рода человеку свойственно обращать внимание Сенсорика - S Интуиция - N
3 Чем в большей степени руководствуется человек, принимая решение Логика - T Этика - F
4 Преобладает склонность к ведению упорядоченного образа жизни или более свободного, принимать решения или впитывать информацию Рациональность - J Иррациональность - P

Конечно же, в обычной жизни человек использует все перечисленные преференции. И все же по каждому измерению к одной из двух преференций он будет прибегать более естественно, более часто и с большим эффектом, чем к другой.

Определение психологического типа

В психологии тип личности определяют, используя опросник MBTI или тест Д. Кейрси. В свою очередь П. Тайгер и Б. Бэррон-Тайгер предлагают ознакомиться с подробным описанием преференций по каждому измерению, затем подумать о привычных моделях поведения и определить, какие характеристики являются наиболее соответствующими.

При этом важно помнить, что данные преференции описывают крайности и являются обобщениями. Поэтому для определения типа личности важнее именно тенденция тяготения к одной из них, нежели ее выраженность - сильная или слабая.

Экстраверсия - Интроверсия

Согласно созданной К. Юнгом концепции экстраверсии - интроверсии, каждый человек, присутствуя одновременно и во внешнем и во внутреннем мире, обладает природной склонностью к пребыванию преимущественно в одном из них. Людей, предпочитающих внешний мир, называют экстравертами, внутренний - интровертами.

Свои внимание и энергию экстраверты направляют во внешний мир. Они куда более общественные, чем интроверты. Они стремятся к общению, предпочитают быть в обществе других людей и взаимодействовать с миром предметов. Им свойственно проявлять активность. Так они постигают этот мир.

Интроверты, напротив, стараются понять мир до того, как с ним соприкоснутся, на что требуется время, уединение и интенсивная умственная деятельность. Им уже в меньшей степени свойственна потребность во взаимодействии с другими людьми. Обычно они более сдержаны и более замкнуты, чем экстраверты.

Сенсорика - Интуиция

Сенсорика подразумевает сбор информации при помощи пяти органов чувств. Поэтому внимание сенсориков направлено на то, что конкретно и реально. Доверие вызывает то, что можно зафиксировать, измерить. Для них важным является то, что можно потрогать, увидеть, попробовать на вкус, понюхать, услышать. Сенсорики считают, что органы чувств обеспечат им получение точной информации об окружающем мире. Они ориентированы на настоящий момент.

Интуиты прислушиваются к так называемому шестому чувству, читают между строк, отыскивают во всем скрытые смыслы. Для них важны вдохновения, озарения. воображение. Их привлекают новые идеи и подходы. Они ориентированы на будущее, стараются его предвосхитить и изменить положение вещей. Сенсорики особенно хорошо запоминают большой объем фактов, а интуиты особенно хорошо их интерпретируют.

Локика - Этика

То, как человек принимает решения и приходит к выводам, многое говорит о нем. Логики используют отстраненный, безличностный анализ, одинаковый подход ко всем. У них хорошо развито критическое мышление, что позволяет с легкостью выявлять ошибки. Правдивость для них приоритетнее такта, потому они могут казаться бессердечными. Чувства признают, только если считают их логичными. Их мотивирует стремление к достижениям и успеху.

Этики принимают решения, основываясь на важных для них самих и окружающих критериях. Для них ценны согласие и участие, такт приоритетнее правдивости. Они умеют замечать исключения из правил, потому склонны применять индивидуальный подход к каждому. Чувства признают, не задаваясь вопросами об их рациональности. Их мотивирует стремление к признанию и положительной оценке со стороны.

Рациональность - Иррациональность

Основные различия между этими преференциями отражают концептуальные различия двух поговорок: "Делу время, а потехе час" и "Работа не волк, в лес не убежит". Рационалы воспринимают время как ресурс ограниченный. Ориентированы на результат. Предпочитают ставить цели, задавать им сроки и трудиться, чтобы воплотить свои планы в реальность. Испытывают чувство удовлетворения при завершении проектов. Ощущают комфорт, когда решения уже приняты. Им свойственно стремление управлять жизнью, регулировать ее. Людям рационального типа нужен структурированный, распланированный, регламентированный мир. Рационалу важно контролировать все, происходящее с ним.

Иррационалы воспринимают время как ресурс возобновляемый, а установленные сроки - эластичными. При поступлении новой информации они достаточно легко корректируют и изменяют свои цели. Ориентированы на процесс. Им нравится адаптироваться к новым условиям. Получают удовольствие, начиная проекты. Ощущают комфорт в случае открытого перед ними выбора. Строят свою жизнь в основном по принципу стихийности, ценят гибкость и текучесть. Им свойственно стремление понимать жизнь, а отнюдь не властвовать над ней. Иррационалы предпочитают воспринимать мир изменчивым, изобилующим вариантами для спонтанного выбора. Жесткая структура, четкие рамки связывают их. Свободное плавание — вот что они предпочитают.

Психологические типы

Согласно И. Бриггс-Майерс, каждого человека можно отнести к какому-то из 16 типов, представленных в таблице 2. При этом, собрав вместе сто человек, относящихся к одному и тому же типу, можно заметить, что они очень разные. И это не удивительно, ведь у каждого из них разные интересы, жизненный опыт, родители, гены и так далее. Но в тоже время у них проявится чрезвычайно много общего. В таблице ниже представлены 16 психологических типов.

Типы темперамента Традиционалисты - ST Эмпирики - SF Концептуалисты - NT Идеалисты - NF
Типы личности ISTJ ISFJ INTJ INFJ
ISTP ISFP INTP INFP
ESTJ ESFJ ENTJ ENFP
ESTP ESFP ENTP ENFJ

Тип личности не определяет интеллект или жизненный успех. Нет типов лучших или худших. Все они одинаково ценны, и каждый из них обладает как сильными, так и слабыми сторонами. В зависимости от того, какой тип личности у человека, можно говорить о его индивидуальных мотивациях, источниках энергии. Знание своего психотипа позволяет понять, как использовать преимущества и скомпенсировать слабости, и очень помогает при выборе сферы профессиональной деятельности.

Д. Кейрси после знакомства с работами И. Бриггс-Майерс обратил внимание, что 4 комбинации личностных преференций соответствуют 4 темпераментам, которые на протяжении истории человечества выделяли разные исследователи. 16 типов личности он разбил на четыре основные группы, которые назвал типом темперамента, что отражено во второй таблице. Люди с одинаковыми типами темпераментов имеют много сходств и, как правило, разделяют одни и те же фундаментальные ценности.

Характеристика типов темперамента

Традиционалисты - люди решительные, твердо стоящие на земле. Их девиз: "Кто рано встает, тому Бог подает". Они серьезны и трудолюбивы, надежны и ответственны, более других проявляют приверженность традициям. Уважают власть, иерархию, отлаженные системы руководства. Ценят правила, собственность и безопасность. В основном придерживаются консервативных воззрений. В них сильно выражена потребность служить интересам общества. У них сильно развито чувство долга. Стараются совершать правильные поступки.

Эмпирики - это люди, быстро реагирующие, легко адаптирующиеся и склонные к спонтанным реакциям. Их девиз: "Ешь, пей и веселись". Относительно других они наиболее предприимчивы. Они живут настоящим моментом, порывами, действиями. Редко выбирают ситуации или занятия, если в них сильно ощущается диктат структуры или требуется соблюдение множества правил. Имеют склонность к риску, некоторые даже ищут острых ощущений и любят оказываться на краю бездны. При этом они чистосердечны и прагматичны, любят решать сложные задачи. Высоко ценят мастерство и профессионализм, уважают героизм.

Идеалисты - люди, для которых характерна забота о личном росте, стремление к пониманию себя и других. Их девиз: "Будь верен самому себе". Более других имеют склонность к духовным и философским поискам. Они словно находятся в вечном поиске смысла жизни. Имеют хорошие способности к коммуникации, умеют понимать других, входить в их положение, учитывать их потребности. В людях высоко ценят целостность, подлинность и потенциал. Зачастую наделены даром оказывать помощь другим в росте и развитии, выступать катализаторами позитивных изменений. От такого рода деятельности испытывают чувство удовлетворения. Склонны к идеализированию людей.

Концептуалисты - люди, обладающие тягой к знаниям и предъявляющие высокие требования к себе и другим. Их девиз: "Во всем добивайся высот". Ценят высокий уровень интеллекта и компетенций. Их сильными сторонами выступают любознательность, умение видеть разные грани явлений, стратегическое планирование, создание систем для достижения целей. От деятельности подобного рода они испытывают глубокое чувство удовлетворения. Представители данного типа темперамента отличаются наибольшей независимостью.

Развитие соционики

Представленная типология Юнга-Майерс-Бриггс родственна популярной в России соционике. Соционика - определение типа личности, ее социальных ролей, особенностей взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми.

Данное направление появилось благодаря инициативе литовской исследовательницы А. Аугустинавичюте, упростившей в 70-80 годах систему научных названий 16 психотипов и сделавшей концепцию общедоступной. С ее подачи типы личности в соционике были дополнены литературно-историческими псевдонимами. В дальнейшем этой тематике уделили внимание и внесли свои дополнения и доработки И. Д. Вайсбан, А. Л. Панченко, В. И. Стратиевская.

Новые области применения соционики

К исследованию психотипов интерес не угасает. Находятся интересные сферы их практического приложения. Так Ю. И. Симонов и А. А. Немировский выпустили книгу "Как искать спутницу жизни", где описали 16 женских типов личности, а Л. А. Бескова, Е. А. Удалова - "Путь к сердцу мужчины и обратно", которая содержит ряд рекомендаций, как производить нужное впечатление и как строить взаимоотношения с каким-либо из 16 типов мужчин.

Конфликтность

Человек несет большие эмоциональные и физические затраты на участие в конфликтах. Между сторонами усиливается конфронтация и враждебность, исчезает стремление к добрым взаимоотношениям, проблема становится важнее, чем ее решение. Если в жизни человека это частое явление, то он находится практически постоянно в стрессовом состоянии, что негативно сказывается на здоровье, внешности, настроении, эффективности.

В конфликтологии под конфликтностью понимают черту характера, способствующую частому вовлечению в конфликты, а личность, предполагающую повышенное продуцирование конфликтов, принято называть конфликтной. С. М. Емельянов выделяет следующие типы конфликтных личностей:

Как правило, человек не осознает, что сам является причиной частых конфликтных ситуаций в его жизни. Выявив черту характера, порождающую такую тенденцию, он будет в состоянии направить свою жизнь в более спокойное и мирное русло.

Акцентуации характера

Распространенными являются ситуации, кода человек из-за череды неприятностей навешивает на себя ярлык неудачника и решает, что так и идти ему по жизни под этим "знаменем". Однако знание - сила. Если определить свои слабые стороны, можно их изменить - ведь это просто привычка думать, поступать и выбирать определенным способом. А привычками можно сознательно управлять - устранять старые и прививать новые.

В психологии на основе примеров патологии была разработана система акцентуаций характера, под которыми понимаются крайние варианты нормы. Они отражают чрезмерно усиленные черты характера, обуславливающие избирательную уязвимость к определенным типам психогенных воздействий, несмотря на хорошую устойчивость к другим.

Возникают и развиваются обычно в период становления характера, и в процессе взросления сглаживаются. Могут носить непостоянный характер и практически не проявляться в обычных условиях, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке. При акцентуациях периоды социальной дезадаптации либо отсутствуют совсем, либо бывают непродолжительными. В 1977 году А. Е. Личко предложил следующую классификацию акцентуаций характера:

Учитывая степень выраженности различают скрытую и явную формы акцентуации характера. Первая отражает норму, а вторая - крайний вариант нормы, и говорит об устойчивости этих черт в характере.

Знание своего типа личности, сильных и слабых сторон, склонности к той или иной сфере деятельности и способу ее организации, степени конфликтности, имеющихся акцентуаций характера дает человеку возможность к глубокому пониманию себя и, таким образом, - инструменты к осознанному управлению своей жизнью.

fb.ru

Типы личности в психологии: популярные классификации

Для каждого человека свойственно иметь свои особенности поведения и характера, которые частично наследуются от предков, а частично приобретаются при взаимодействии с обществом. Еще Зигмунд Фрейд говорил о том, что человеческая психика имеет уникальную структуру и можно выделить несколько типов личности в психологии. Сегодня определить свою принадлежность к одному из утвержденных социологией и психологией типажей можно с помощью специально разработанных тестов. В ходе многочисленных длительных исследований, ученые пришли к выводу, что четких границ разделения между ними нет, и определить психологический тип личности можно лишь выяснив, какие характерные черты того или иного психотипа преобладают в человеке.

Причины деления

Во все времена психологи, психиатры, социологи и философы пытались изучить многогранность человеческой натуры. На основании наблюдений за поведением людей, обращения к жизненному опыту и личных умозаключениях ученых были составлены разнообразные типологии. Зачем это нужно?

Ученые посчитали, что если человек знает, к какому виду личности относится, то ему легче заметить и устранить собственные недостатки, провести самоанализ, избрать верный путь развития. Учитывая особенности психотипа, окружающим будет гораздо проще выстраивать с ним ровные взаимоотношения, а также предугадать поведение в различных ситуациях.

Главная проблема типологии в том, что она не может вместить все психологические виды людей, поскольку предоставляет лишь обобщенные характеристики, а каждый человек – индивидуален и неповторим. Описания типов часто упрощены и утрированы, в них описаны только отклонения от нормы или ярко выраженные, стереотипные особенности поведения. Тем не менее при работе с пациентами психологи обязательно составляют психологический портрет обратившегося за помощь индивидуума с описанием его психотипа, чтобы иметь представление о его характере, темпераменте, эмоциональной сфере, способностях и жизненных ценностях.  Какие же бывают типы личности и их характеристика?

Классификация по темпераменту

Впервые о типировании личности заговорил отец медицины Гиппократ. Огромная, для того времени, клиническая практика позволила врачевателю проводить многочисленные исследования, в ходе которых была обнаружена связь здоровья человека с его темпераментом. Желая узнать, какие бывают типы людей, Гиппократ занялся поиском взаимосвязи между поведением и содержанием в его организме некоторых жидкостей. На основании полученных результатов, древнегреческий доктор провел типирование, разделив всех людей на 4 группы.

1. Флегматики – лимфа

Описание личности человека флегматичного склада довольно просто: хладнокровность, трезвый ум, уравновешенность и спокойствие. Флегматики обычно скрывают эмоции, все успевают и никуда не торопятся, уважают чувства окружающих и чрезвычайно самостоятельны.

2. Сангвиники – кровь

Очень активные, целеустремленные, волевые люди, редко поддающиеся расстройствам и переживаниям. Они умеют отвлечь себя от неприятностей, быстро переживают потери, много говорят, смеются и настроены оптимистично в любой ситуации.

3. Холерики – желчь желтая

Резкие движения, быстрая смена настроения, желание лидировать и командовать, вспышки ярости и немотивированной агрессии – люди холерического склада чрезмерно импульсивны. Они любят поспорить и редко сдерживают эмоции при посторонних.

4. Меланхолик – желчь черная

Меланхоличная личность – какая бывает? Это индивидуумы с расшатанной нервной системой, склонные к депрессиям, постоянно пребывающие в состоянии уныния и паники. Они невероятно чувствительные к чужим неприятностям, всегда оказывают поддержку нуждающимся и очень ответственно относятся к поставленным перед ними задачам.

Типы в «чистом» виде практически не встречаются. В каждом человеке смешаны самые разные черты характера, взгляды на жизнь и тактики поведения. Чем больше развита личность, тем сложнее причислить ее к определенному психотипу.

Теория Карла Юнга

Одной из самых популярных теорий, позволяющей определить какие бывают люди по типу, является учение, основанное на функциях человеческой психики. Швейцарским психиатром Карлом Юнгом была представлена шкала интроверсии и экстраверсии. Он полагал, что личности можно разделить на два типа:

Юнг утверждал, что делают человека личностью 4 функции его психики:

В зависимости от преобладания одной из них, комбинации всех и психологической установки, гений психиатрии выделил 8 типажей людей: по 4 экстравертивные и 4 интровертивные. Это разделение существенно помогло упорядочить разнообразие психологических особенностей.

Виды человека по Холланду

Склад характера человека влияет на все сферы его жизни. Дж. Холланд, известный американский психолог, разработал свою систему разделения индивидуумов на психотипы. В ней доктор предлагает принять во внимание то, в каких профессиональных видах деятельности человек добьется высоких успехов благодаря личностным особенностям. Таким образом, специалист выделил новые типы людей – в психологии его теорию называют одной из самых удачных. Определив свой психотип, человек может выбрать направление, которое для него наиболее подходящее.

Классификация типов личности по теории Холланда:

  1. Реалистический – подходят профессии, где можно увидеть четкий результат. Обычно такие люди становятся поварами, швеями, водителями, имеют успехи в точных науках и спорте.
  2. Артистический – отличаются высокой эмоциональностью и сложными жизненными взглядами. Индивидуумы этого личностного типа хотят выделяться из серой массы, в общении с окружающими полагаются на эмоции и интуицию. Удачно реализуют себя в профессии, связанной с фотографией, рисованием, выступлениями на публике, музыкой и историей.
  3. Социальный – требует постоянно контакта с другими людьми. Они поучают, помогают, лечат, развивают, способны сопереживать и решать чужие проблемы. Их сферой профессионально деятельности становится педагогика и медицина.
  4. Консервативный или конвенциональный – предпочитают все систематизировать, планировать и раскладывать по полочкам. Из консерваторов выходят отличные бухгалтера, офисные работники, экономисты, товароведы и другие профессионалы, чья работа монотонна и требует внимательности и точности.
  5. Интеллектуальный – личности с незаурядными умственными способностями. Их профессии обычно связаны с астрономией, биологией, физикой и всеми занятиями, требующими аналитического мышления и творческого подхода.
  6. Предприимчивый – импульсивные, активные, нуждающиеся в признании. Обладают отличными коммуникативными навыками, умеют найти подход к собеседникам и подсознательно знают, как добиться успеха. Представители данного типа занимают руководящие должности, хотя не любят однообразия и занятий, требующих длительной концентрации внимания.

Кроме перечисленных теорий, существует еще несколько версий классификации личности человека. Им можно доверять, но забывать, что каждый индивидуум обладает неповторимыми способностями, не стоит.

Вам может быть интересно:  Почерк и характер человека       Как развить в себе харизму       Что делать, если муж бьет жену

dom-isemya.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта