Глава 5. Поведенческие особенности. Поведенческие особенности


Поведенческие особенности

Поиск Лекций

 

Биологический и социальный факторы развития человека, переплетаясь друг с другом, приобретают в подростковом и юношеском возрасте специфические формы, оказывающие огромное влияние на судьбу личности.

К биологическому фактору относится так называемый пубертат , или пубертатный период (от латинского pubertas – возмужалость, половая зрелость) с сопутствующими ему гормональными перестройками, сопровождающимися существенными телесными изменениями. К социальному – специфическое положение подростка в социуме, та самая маргинальность , которая многократно описана в научной и художественной литературе и на которую обратил особое внимание К. Левин, определив ее важным фактором, обусловливающим внутреннюю драму личности в этом возрасте.

Пубертатный период(от лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – период полового созревания.

Маргинальность– пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.

Эти факторы, переплетаясь друг с другом, определяют поведение подростков в физической и социальной среде. В этом возрасте решающее влияние на поведение молодых людей оказывает социум, и акцент на взаимодействии с физическим миром является достаточно искусственным и условным. Но тем не менее это взаимодействие имеет некоторые специфические признаки, о которых следует упомянуть.

 

Развитие взаимодействия с физическим миром

 

Начиная приблизительно с подросткового возраста поведение человека в физическом мире все больше отличается от детского поведения. Это связано не только с возрастающей половой дифференциацией подростков, но и со следующими основаниями.

Во-первых, поведение подростков уже настолько опосредовано социальными отношениями и системой общепринятых значений объектов, что практически утрачивает характер реактивного, непосредственно-чувственного взаимодействия с предметами.

Во-вторых, индивидуальные особенности детей в подростковом возрасте уже настолько развиты, что об общих закономерностях их поведения в физической среде, в отличие от закономерностей поведения в системе социальных отношений, говорить уже не приходится.

 

Особенности физической активности подросткового возраста

 

Поведение детей, или то, что в повседневной жизни иногда называют «повадками» или «манерами», прибретает отчетливый индивидуальный характер, особенно в подростковом возрасте, когда еще не успели выработаться его компенсаторные, шаблонные формы. К этому возрасту индивидуальные особенности подростков становятся настолько сформированными и выраженными, что начинают выступать в качестве третьей, по отношению к пубертату и маргинальности, силы, придающей выраженный индивидуальный характер всему поведению подростка и отдельным его проявлениям, в частности.

 

 

Возрастные нормы

Несмотря на выраженные индивидуальные различия, в психомоторной активности подростков имеются и некоторые общие для них всех особенности.

Это – повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

 

 

Половые различия

 

Несмотря на общий характер, в поведении подростков имеются и определенные половые различия. Мальчики и юноши в большинстве своем физически более активны, динамичны, агрессивны, ориентированы на соперничество, конкуренцию, борьбу, и их в большей степени интересует поиск и открытие нового именно в физическом мире. В связи с этим их больше привлекают те виды занятий, которые связаны с использованием физической силы, экспериментированием, движением, соперничеством. Однако следует учитывать существенную роль индивидуальных особенностей каждого подростка.

 

Для подросткового возраста характерна повышенная эмоциональная реактивность

 

В поведении девочек и тем более девушек в большей степени проявляются центростремительные тенденции, тенденции к удержанию, стабилизации и сохранению. Кроме этого, и полоролевая дифференциация приводит к формированию у девушек иных форм взаимодействия с физическим миром. В связи с этим их предметный мир и характер взаимодействия с ним в некоторой степени отличается от такового у юношей. В нем меньше технических устройств, транспортных средств, тяжестей, новых пространств, но как бы больше домашних вещей, одежды, украшений, косметических предметов, аксессуаров, связанных с уходом за телом, и вещей, имеющих отношение к учебе. Соответственно и сенсомоторные навыки у них отличаются от таковых у юношей.

 

 

poisk-ru.ru

Поведенческие особенности. — МегаЛекции

Психические особенности подросткового возраста.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Когнитивные особенности.

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

· способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

· способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Развитие речи.

Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Аффективная сфера.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

1. требование взаимопомощи и верности;

2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Развитие Я-концепции.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.

8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведенческие особенности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:

· Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).

· Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.

· В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.

Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

· интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;

· телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;

· лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

· накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;

· эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

· азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

· информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Центральное новообразование – «чувство взрослости».

 

megalektsii.ru

Глава 5. Поведенческие особенности

–Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках 18с месяцев.

–Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляются с 18 месяцев.

–Проявление своего отношения к чему-либов«сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года.

–Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении появляется у ребенка около 2 лет.

–Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев.

–Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит,– «собственничество» – возникает у ребенка около2 лет. Элементы саморегуляции – самоинст-

руктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около2 лет.

Вопросы для повторения

1. На какие составляющие можно условно разделить Я-концеп-цию?2. С чем связано у младенцев ранее осознание «телесного Я»?

3. Как можно объяснить тот факт, что в возрасте до3-хмесяцев дети не реагируют на обращенные к ниминтонационно-мимическиевыражения неодобрения или порицания, однако отвечают на одобрение?

4. Почему к 7 месяцам ребенок начинает отрицательно реагировать на не-

знакомцев?

5. Как осознавание себя проявляется у детей в речи?

6. В каком возрасте дети начинают распознавать пол окружающих?

Ключевые термины и понятия

•Образ-Я

•Самооценка

•«Телесный» Я-образ

•Комплекс оживления

•Психосоциальное развитие младенца

•Первичная половая идентичность

Двойственная природа человека (А. Н. Леонтьев) проявляется в том, что его

поведение одновременно осуществляется в двух средах – физической и социальной. Следует подчеркнуть, что социальной средой является не просто совокупность людей как физических тел, а характеризующая культуру данной социальной группы система эмоциональных (непосредственных) и рациональных (опосредо-

ванных) отношений между людьми. В связи с этим поведение людей приобретает

две основные формы – форму деятельности и форму общения. И в том и другом

случае человек как активный инициатор своего поведения выступает в качестве

субъекта, в первом случае – субъекта деятельности, во втором – субъекта общения. Таким образом, при анализе развития человека как активного деятеля основной категорией является категория субъекта.

Активность человека как субъекта определяется активностью самой психи-

ки, поскольку психика «активна, а не реактивна по своей природе и сущности» (Суходольский Г. В., 1988, с. 70). «Активность, понимаемая как порождение материальной или духовной энергии, есть исходная характеристика субъекта, главный признак, отличающий его от объекта» (Каган М. С, 1988, с. 90). Второй «характе-

ристической особенностью субъекта действия» является «осознанность действий» (там же).

Поведение человека

–имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально

обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

Развитие координированного, целенаправленного и осмысленного поведения человека идет путем освоения и согласования субъектом трех пространств, в

которых осуществляется его жизнедеятельность: пространства его собственного тела, физического пространства и«пространства» межличностных отношений,

или социального пространства.

Развитие телесного пространства и физической активности Развитие телесного пространства начинается с освоения ребенком собст-

венного тела. Это происходит путем исследования возможностей своего тела и его спонтанной физической активности.

Развитие схемы тела

Схема тела – это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная

координация движений различных частей тела человека.

Наличие схемы тела необходимо для эффективного взаимодействия - ре бенка с физическим миром. Формирование схемы тела начинается, по-видимому,

смомента его первого контакта с предметным миром и в дальнейшем обусловли-

вается его предметными действиями и деятельностью.

Новорожденный ребенок Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Однако уже в пер-

вые дни общее время бодрствования, состоящее из коротких интервалов между

сном, достигает нескольких часов в сутки(Авдеева Н. Н. и др., 1996). Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности: спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик, который взрослыми оценивается как плач.

Во время спокойного бодрствования ребенок лежит с открытыми глазами.

При этом двигательная активность, в том числе и мимическая(гримасы), практи-

чески отсутствует. При попадании в поле его зрения движущегося предмета он может провожать его взглядом.

В периоды активного бодрствования глаза ребенка также открыты, дыха-

ние, как правило, неровное. Он совершает быстрые, хаотичные, разнообразные движения, в которых принимают участие все части его тела.

Во время крика ребенок издает голосом громкие, нечленораздельные, порой надрывные звуки. При этом он весь приходит в движение – «барахтается».

Рефлексы новорожденного

–рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из

которых исчезает к концу 2-4-гомесяца его жизни. Помимо описанного рефлекса

«поиска груди» и сосательного рефлекса, смысл которого понятен, имеется множество других рефлексов, которые управляют поведением новорожденного, и среди них:

-Рефлекс шагания

–если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание.

В поведении новорожденного проявляются разнообразные, жизненно необ-

ходимые рефлексы. Один из них – рефлекс «поиска груди»: если ребенка погладить по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей руки. Если ребенок очень голоден, то в ответ на такое раздражение он повернет голову в обе стороны несколько раз, при этом он открывает рот и вытягивает губы.

Шейно-тоническийрефлекс

–если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

Младенчество К 4 месяцам некоторые рефлексы (например, рефлекс шагания) угасают, и

вповедении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность «произвольность». Дети в этом возрасте уже способны поднимать голову, лежа на живо-

те, а если их поддерживать в сидячем положении, они удерживают ее вертикально и внимательно наблюдают за происходящим вокруг. В этом же возрасте дети

уже способны переворачиваться с живота на спину и обратно. Рефлекс Моро

–если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка уда-

рить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-тоухватиться.

Хватательный рефлекс

–ребенок гак крепко хватается на любой предмет, коснувшийся ладони его

руки, что он может, ухватившись за что-либо,держаться на весу целую минуту.

В этом возрасте рука ребенка постепенно начинает выполнять роль манипуляторного органа. Он может обхватывать одну руку другой или схватить рукой свою ногу и разглядывать ее или обследовать ее ртом. Такое взаимодействие со

своим собственным телом дает ребенку важную информацию для построения

схемы тела. Приблизительно к 6 месяцам ребенок уже достает предмет, трогает его, берет в руку, машет им, стучит (Авдеева Н. Н. с соавт., 1996). Таким образом,

развитие схемы тела происходит в предметном действии, в процессе взаимодей-

ствия с физическим миром.

Развитие взаимодействия с физической средой Манипуляторный характер действий

Манипуляторный характер действий (от лат. manipulus – горсть, пригоршня; manus – рука) – осуществление разнообразных движений руками с предметом, его

ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т. д.

Зрительно-моторнаякоординация – осуществление координированных

движений, осуществляемых под контролем зрения.

В возрасте 7-10месяцев ребенок не только овладевает достаточно тонкой моторикой, но и обретает способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Его действия носят уже манипуляторный характер.

Зрительно-моторнаякоординация достигает высокого уровня развития: ре-

бенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в по-

лый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого. Ребенок в

этом возрасте уже может, придерживаясь за что-то,самостоятельно вставать на

ноги и даже ходить, опираясь на что-то.В пространстве большинство детей перемещается на четвереньках. При этом они проявляют высочайшую исследовательскую активность – руками и ртом обследуется любой попавшийся на пути пред-

мет. В то же время игры ребенка с предметами в этом возрасте имеют еще чисто

манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

Функциональный характер действий

Функциональный характер действий – воспроизведение в структуре дейст-

вий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или движений, связанных с его использованием.

После 10 месяцев игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: куклу укачивают, расческой «расчесываются», машину

катают. Таким образом, многие действия ребенка после10 месяцев становятся преднамеренными.

Наблюдения

Ребенок может 84 раза подряд поднять крышку кофейника для того, чтобы вызвать звук щелчка при ее захлопывании под действием пружины(Люблинская А. А., с. 335).

Основной новой характеристикой деятельности второго года жизни ребенка является его направленность на достижение результата, интерес к функциональ-

ному назначению объектов, т. е. переход от манипуляторной к собственно предметной деятельности.

Ввозрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершен-

ной – у ребенка появляется способность подбирать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между двумя пальцами, большим и указательным. В этом же возрасте некоторые дети начинают самостоятельно ходить, что значительно рас-

ширяет их жизненное пространство. Они могут включать электроприборы, открывать дверцы и окна, забираться в шкафы, засовывать мелкие предметы в щели и

розетки. Это может в некоторых случаях, безусловно, оказаться опасным, однако следует учитывать, что чрезмерное ограничение активности и любознательности ребенка может привести к торможению развития его самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром. Многие дети в этом возрасте при соответст-

вующих побуждениях со стороны взрослых начинают пользоваться ложкой во

время еды и пить из чашки, держа ее двумя руками.

В1,5 года поведение детей становится более сложным. Они могут: выстро-

ить башню из двух-четырехкубиков, более умело есть самостоятельно, более

уверенно ходить и даже пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваться. Однако наиболее важным является то, что они воспроизводят довольно сложные действия, подражая взрослым, например «читают» книгу, «укладывают спать» партнера.

Ввозрасте 2 лет психомоторика детей развита уже настолько, что легче

сказать, чего они не умеют делать в домашнем мире, чем перечислить то, что они уже умеют. И все же важными приобретениями к этому возрасту являются сле-

дующие умения: бегать, подпрыгивать на обеих ногах, отбивать мяч ногой, бро-

сать мяч двумя руками партнеру, взбираться по лестнице, переливать воду из сосуда в сосуд, строить башню из 6-8кубиков, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Развитие социального поведения

Описанные выше формы поведения ребенка в физической среде были бы

просто невозможны, если бы дети не были с самого начала погружены в мир, соз-

данный взрослыми людьми, и их развитие протекало бы без участия взрослых.

Справедливость этого суждения подтверждается случаями развития детей, «воспитывавшихся» животными или в условиях ограниченных контактов со взрослыми (Лангмейер Й., Матейчек 3., 1984; Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 1990).

Достоверно доказано, что ребенок может вскармливаться и воспитываться

животными. Описано множество случаев такого воспитания. Наиболее тщательно задокументированным из них является случай с двумя девочками, которых в 1920 году обнаружили в стае волков близ индийской деревни Годамури. После того как их поймали, выяснилось, что младшая из них, которую назвали Амалой, была в

возрасте приблизительно 1,5 лет, а старшая (Камала) – приблизительно 8 лет. Во всех случаях наблюдения за поведением детей, воспитывавшихся животными, отмечалось следующее:

1. В своем поведении они воспроизводили видовое поведение(повадки) животных, которые их воспитывали.

studfiles.net

Глава 5. Поведенческие особенности

Двойственная природа человека (А. Н. Леонтьев) проявляется в том, что его поведение одновременно осуществляется в двух средах – физической и социальной. Следует подчеркнуть, что социальной средой является не просто совокупность людей как физических тел, а характеризующая культуру данной социальной группы система эмоциональных (непосредственных) и рациональных (опосредованных) отношений между людьми. В связи с этим поведение людей приобретает две основные формы – форму деятельности и форму общения. И в том и другом случае человек как активный инициатор своего поведения выступает в качестве субъекта, в первом случае – субъекта деятельности, во втором – субъекта общения. Таким образом, при анализе развития человека как активного деятеля основной категорией является категория субъекта.

Активность человека как субъекта определяется активностью самой психики, поскольку психика «активна, а не реактивна по своей природе и сущности» (Суходольский Г. В., 1988, с. 70). «Активность, понимаемая как порождение материальной или духовной энергии, есть исходная характеристика субъекта, главный признак, отличающий его от объекта» (Каган М. С, 1988, с. 90). Второй «характеристической особенностью субъекта действия» является «осознанность действий» (там же).

Поведение человека

– имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

Развитие координированного, целенаправленного и осмысленного поведения человека идет путем освоения и согласования субъектом трех пространств, в которых осуществляется его жизнедеятельность: пространства его собственного тела, физического пространства и «пространства» межличностных отношений, или социального пространства.

Развитие телесного пространства и физической активности

Развитие телесного пространства начинается с освоения ребенком собственного тела. Это происходит путем исследования возможностей своего тела и его спонтанной физической активности.

Развитие схемы тела

Схема тела – это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.

Наличие схемы тела необходимо для эффективного взаимодействия ребенка с физическим миром. Формирование схемы тела начинается, по-видимому, с момента его первого контакта с предметным миром и в дальнейшем обусловливается его предметными действиями и деятельностью.

Новорожденный ребенок

Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Однако уже в первые дни общее время бодрствования, состоящее из коротких интервалов между сном, достигает нескольких часов в сутки (Авдеева Н. Н. и др., 1996). Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности: спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик, который взрослыми оценивается как плач.

Во время спокойного бодрствования ребенок лежит с открытыми глазами. При этом двигательная активность, в том числе и мимическая (гримасы), практически отсутствует. При попадании в поле его зрения движущегося предмета он может провожать его взглядом.

В периоды активного бодрствования глаза ребенка также открыты, дыхание, как правило, неровное. Он совершает быстрые, хаотичные, разнообразные движения, в которых принимают участие все части его тела.

Во время крика ребенок издает голосом громкие, нечленораздельные, порой надрывные звуки. При этом он весь приходит в движение – «барахтается».

Рефлексы новорожденного

– рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2-4-го месяца его жизни. Помимо описанного рефлекса «поиска груди» и сосательного рефлекса, смысл которого понятен, имеется множество других рефлексов, которые управляют поведением новорожденного, и среди них:

- Рефлекс шагания

– если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание.

В поведении новорожденного проявляются разнообразные, жизненно необходимые рефлексы. Один из них – рефлекс «поиска груди»: если ребенка погладить по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей руки. Если ребенок очень голоден, то в ответ на такое раздражение он повернет голову в обе стороны несколько раз, при этом он открывает рот и вытягивает губы.

Шейно-тонический рефлекс

– если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

Младенчество

К 4 месяцам некоторые рефлексы (например, рефлекс шагания) угасают, и в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность». Дети в этом возрасте уже способны поднимать голову, лежа на животе, а если их поддерживать в сидячем положении, они удерживают ее вертикально и внимательно наблюдают за происходящим вокруг. В этом же возрасте дети уже способны переворачиваться с живота на спину и обратно.

Рефлекс Моро

– если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться.

Хватательный рефлекс

– ребенок гак крепко хватается на любой предмет, коснувшийся ладони его руки, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.

В этом возрасте рука ребенка постепенно начинает выполнять роль манипуляторного органа. Он может обхватывать одну руку другой или схватить рукой свою ногу и разглядывать ее или обследовать ее ртом. Такое взаимодействие со своим собственным телом дает ребенку важную информацию для построения схемы тела. Приблизительно к 6 месяцам ребенок уже достает предмет, трогает его, берет в руку, машет им, стучит (Авдеева Н. Н. с соавт., 1996). Таким образом, развитие схемы тела происходит в предметном действии, в процессе взаимодействия с физическим миром.

Развитие взаимодействия с физической средой

Манипуляторный характер действий

Манипуляторный характер действий (от лат. manipulus – горсть, пригоршня; manus – рука) – осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т. д.

Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

В возрасте 7-10 месяцев ребенок не только овладевает достаточно тонкой моторикой, но и обретает способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Его действия носят уже манипуляторный характер.

Зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого. Ребенок в этом возрасте уже может, придерживаясь за что-то, самостоятельно вставать на ноги и даже ходить, опираясь на что-то. В пространстве большинство детей перемещается на четвереньках. При этом они проявляют высочайшую исследовательскую активность – руками и ртом обследуется любой попавшийся на пути предмет. В то же время игры ребенка с предметами в этом возрасте имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

studfiles.net

Глава 5 Поведенческие особенности. Психология человека от рождения до смерти

Биологический и социальный факторы развития человека, переплетаясь друг с другом, приобретают в подростковом и юношеском возрасте специфические формы, оказывающие огромное влияние на судьбу личности.

К биологическому фактору относится так называемый пубертат, или пубертатный период (от латинского pubertas – возмужалость, половая зрелость) с сопутствующими ему гормональными перестройками, сопровождающимися существенными телесными изменениями. К социальному – специфическое положение подростка в социуме, та самая маргинальность, которая многократно описана в научной и художественной литературе и на которую обратил особое внимание К. Левин, определив ее важным фактором, обусловливающим внутреннюю драму личности в этом возрасте.

Пубертатный период (от лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – период полового созревания.

Маргинальность – пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.

Эти факторы, переплетаясь друг с другом, определяют поведение подростков в физической и социальной среде. В этом возрасте решающее влияние на поведение молодых людей оказывает социум, и акцент на взаимодействии с физическим миром является достаточно искусственным и условным. Но тем не менее это взаимодействие имеет некоторые специфические признаки, о которых следует упомянуть.

Развитие взаимодействия с физическим миром

Начиная приблизительно с подросткового возраста поведение человека в физическом мире все больше отличается от детского поведения. Это связано не только с возрастающей половой дифференциацией подростков, но и со следующими основаниями.

Во-первых, поведение подростков уже настолько опосредовано социальными отношениями и системой общепринятых значений объектов, что практически утрачивает характер реактивного, непосредственно-чувственного взаимодействия с предметами.

Во-вторых, индивидуальные особенности детей в подростковом возрасте уже настолько развиты, что об общих закономерностях их поведения в физической среде, в отличие от закономерностей поведения в системе социальных отношений, говорить уже не приходится.

Особенности физической активности подросткового возраста

Поведение детей, или то, что в повседневной жизни иногда называют «повадками» или «манерами», прибретает отчетливый индивидуальный характер, особенно в подростковом возрасте, когда еще не успели выработаться его компенсаторные, шаблонные формы. К этому возрасту индивидуальные особенности подростков становятся настолько сформированными и выраженными, что начинают выступать в качестве третьей, по отношению к пубертату и маргинальности, силы, придающей выраженный индивидуальный характер всему поведению подростка и отдельным его проявлениям, в частности.

Возрастные нормы

Несмотря на выраженные индивидуальные различия, в психомоторной активности подростков имеются и некоторые общие для них всех особенности.

Это – повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Половые различия

Несмотря на общий характер, в поведении подростков имеются и определенные половые различия. Мальчики и юноши в большинстве своем физически более активны, динамичны, агрессивны, ориентированы на соперничество, конкуренцию, борьбу, и их в большей степени интересует поиск и открытие нового именно в физическом мире. В связи с этим их больше привлекают те виды занятий, которые связаны с использованием физической силы, экспериментированием, движением, соперничеством. Однако следует учитывать существенную роль индивидуальных особенностей каждого подростка.

Для подросткового возраста характерна повышенная эмоциональная реактивность

В поведении девочек и тем более девушек в большей степени проявляются центростремительные тенденции, тенденции к удержанию, стабилизации и сохранению. Кроме этого, и полоролевая дифференциация приводит к формированию у девушек иных форм взаимодействия с физическим миром. В связи с этим их предметный мир и характер взаимодействия с ним в некоторой степени отличается от такового у юношей. В нем меньше технических устройств, транспортных средств, тяжестей, новых пространств, но как бы больше домашних вещей, одежды, украшений, косметических предметов, аксессуаров, связанных с уходом за телом, и вещей, имеющих отношение к учебе. Соответственно и сенсомоторные навыки у них отличаются от таковых у юношей.

librolife.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ — Мегаобучалка

г

W началом обучения в школе образ жизниребенка меняется коренным образом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Далеко не все дети оказываются в первом классе вместе с группой из детского сада. Дети, которые не посещали детский сад, вообще впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь они становятся самыми младшими (Матюхина М. В. с соавторами). Изменяется положение ребенка и в семье: раньше он был просто маленьким мальчиком или девочкой, теперь же он — школьник, у которого дома могут быть серьезные занятия. В соответствии с этим меняется и отношение к нему со стороны взрослых членов семьи: наряду с некоторыми привилегиями, приобретаемыми новоиспеченным школьником, к нему предъявляются и новые требования, связанные, например, с необходимостью выполнения распорядка дня, соответствующего школьному расписанию. В это время значительно возрастают требования к умениям ребенка и его развитию, появляются также и формальные оценки его достижений и неудач, и неформальные реакции родителей на эти оценки. В связи с этим ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой.

Расширяются границы и характер активного взаимодействия ребенка с физическим миром. В этом возрасте ребенок не только ходит в школу и, возможно пользуясь транспортом, посещает другие учреждения, например музыкальную школу, но и часто в компании сверстников выходит за пределы двора и даже улицы.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте становится учебная деятельность.Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также в трудовой деятельности.Достаточно много

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 297

времени они заняты и игрой, которая, как известно, тоже является необходимой формой деятельности для ребенка в этот период его возрастного развития.

В связи с этим уместно будет напомнить о том, что под ведущей деятельностью в отечественной детской психологии понимается «такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий и т. д.)» (Возрастная и пед. психология).

Мнение ученых

Д. Б. Эльконин писал, что «свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности» (Эльконин Д. Б., с. 18).

Содержание учебной деятельности и сопутствующие ей отношения с учителем настолько важны для первоклассника, что он переносит их и на другие виды своей неучебной деятельности. Например, дети не только учат кукол, животных и дошкольников и играют «в школу», но и при этом «во всем копируют учительницу» (Матюхина М. В.). Попутно отметим, что путем игры «в школу» происходит усвоение ребенком «специфических норм общения в процессе учебной деятельности» (Сироткин Л. Ю., Хузиахме-тов А. Н.).

Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что в результате ее происходит не изменение объекта, а изменение самого ученика, его развитие (Эльконин Д. В., 1989).

Вехи в развитии

Основным новообразованием этого периода, являющимся, по Выготскому, возрастным критерием, становится осознание себя субъектом познания.Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от того, в какой степени ребенок к моменту поступления в школу и в процессе обучения приобрел «качества субъективности», насколько преодолены в нем тенденции к бездумному подражанию и заучиванию, т. е. в какой мере он стал субъектом своей собственной активности (Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н.).

Структура учебной деятельности

Учебная деятельность младшего школьника имеет присущую, в принципе, любой деятельности структуру или «строение» (В. В. Давыдов), с определенной, конечно, содержательной спецификой отдельных ее этапов. Специфика эта связана прежде всего с основной целью обучения ребенка в этом возрасте — «научить его учиться».

Можно выделить следующие компоненты учебной деятельности: 1. Учебная ситуация или задача. Целью обучения на этом этапе является усвоение способов выделения свойств понятий, усвоение способов решения некоторого класса конкретно-практических задач, а также воспроизведение образцов этих способов.

298 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 пет)ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

2. Учебные действия, посредством которых происходит воспроизведение и усвоение ребенком образцов общих способов решения задач и общих приемов определения условий их применения.

3. Действия контроля, суть которых заключается в сопоставлении ребенком своих учебных действий и их результатов с заданными учителем образцами.

4. Действия оценки, содержанием которых является фиксация соответствия или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной ситуации (Давыдов В. В.).

Навыки, усваиваемые ребенком в процессе учебной деятельности, несомненно переносятся и на другие виды его целенаправленной активности.

megaobuchalka.ru

Глава 5. Поведенческие особенности

5.Почему у детей, хорошо подготовленных к школе, затем часто происходит нарушение адекватной самооценки?

6.Что такое «диффузность самоидентичности»?

Ключевые термины и понятия • Я-реальное

•Я-перспективное

•Образ тела

•Когнитивный компонент самооценки

•Эмоциональный компонент самооценки

•Позитивная Я-концепция

•Коррекция самооценки

•Диффузность самоидентичности

•Расколотое самосознание

С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным об-

разом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Дети, которые не посещали детский сад, вообще

впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь становятся самыми младшими (Матюхина М. В. с соавторами, 1976).

Изменяется положение ребенка и в семье: раньше он был просто малень-

ким мальчиком или девочкой, теперь же он – школьник, у которого дома могут быть серьезные занятия. В соответствии с этим меняется и отношение к нему со

стороны взрослых членов семьи: наряду с некоторыми приобретаемыми привиле-

гиями, к нему предъявляются и новые требования, связанные, например, с необходимостью выполнения распорядка дня, соответствующего школьному расписанию.

Значительно возрастают требования к умениям ребенка и его развитию, по-

являются формальные оценки его достижений и неудач, и неформальные реак-

ции родителей на эти оценки. В связи с этим ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации – семьей и школой.

Расширяются границы и характер активного взаимодействия ребенка с фи-

зическим миром. В этом возрасте ребенок не только ходит в школу ,ивозможно, пользуясь транспортом, посещает другие учреждения, например музыкальную школу, но и часто в компании сверстников выходит за пределы двора и даже улицы.

Развитие ребенка как субъекта деятельности

Ведущая деятельность

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка в этом

возрасте становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой, которая, как известно, тоже является необходимой формой

деятельности для ребенка в этот период его возрастного развития.

Мнение ученых Д Б. Эльконин писал, что «свою ведущую функцию та или иная деятель-

ность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного форми-

рования учебной деятельности» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 18).

Содержание и сопутствующие этой деятельности отношения с учителем настолько важны для первоклассника, что он переносит их и на другие виды своей неучебной деятельности. Например, дети не только учат кукол, животных и дошкольников и играют «в школу», но и при этом «во всем копируют учительницу»

(Матюхина М. В., 1984). Путем игры «в школу» происходит усвоение ребенком «специфических норм общения в процессе учебной деятельности» (Сироткин Л.

Ю., Хузиахме-товА. Н„ 1998).

Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что в результате ее происходит не изменение объекта, а изменение самого ученика, его развитие (Эльконин Д. Б., 1989).

Мнение ученых Основным новообразованием этого периода, являющимся, по Выготскому,

возрастным критерием, становится осознание себя субъектом познания. Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от того, в какой степени ребенок к моменту поступления в школу и в процессе обучения приобрел«качества

субъективности», насколько преодолены в нем тенденции к бездумному подражанию и заучиванию, т. е. в какой мере он стал субъектом своей собственной активности (Сироткин Л. Ю., Ху-зиахметовА. Н., 1998).

Структура учебной деятельности Специфика учебной деятельности на этом этапе развития связана прежде

всего с основной целью обучения ребенка 6-11лет – «научить его учиться». Можно выделить следующие компоненты учебной деятельности:

1.Учебная ситуация или задача. Целью обучения на этом этапе является усвоение способов выделения свойств понятий, усвоение способов решения не-

которого класса конкретно-практическихзадач, а также воспроизведение образ-

цов этих способов.

2.Учебные действия, посредством которых происходит воспроизведение и

усвоение ребенком образцов общих способов решения задач и общих приемов

определения условий их применения.

3.Действия контроля, суть которых заключается в сопоставлении ребенком своих учебных действий и их результатов с заданными учителем образцами.

4.Действия оценки, содержанием которых является фиксация соответствия

или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной ситуации(Давы-

дов В. В., 1986).

Навыки, усваиваемые ребенком в процессе учебной деятельности, перено-

сятся и на другие виды его целенаправленной активности.

Развитие физической активности и моторных навыков Благодаря овладению ребенком языком и многими конвенциональными

нормами, его поведение, оставаясь все еще достаточно непосредственным, а в ряде случаев и импульсивным, становится постепенно все более контролируемым

ицеленаправленным.

Ребенку предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы обрести необ-

ходимый контроль над своим поведением. Тем не менее «вместо импульсивного

поведения, характерного для малыша, семилетний ребенок анализирует ситуацию прежде, чем действовать» (Трапезникова Т. М., 1998, с. 99).

Статистика

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любо-

знательны. Они очень подвижны и, по данным А. Г. Сухарева, могут делать до 21 тысячи шагов в сутки (цит. по: Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н., 1998).

Значительная часть активности связана у детей с проверками предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и .т д. Любой предмет, попав-

ший в их поле зрения, немедленно подвергается обследованию, причем творческая и познавательная активность заметно возрастает, когда дети находятся в своей компании. Ребенок сливается с объектом, который полностью захватывает его, размывая границы, разделяющие их. «У детей... присутствует одновременное

переживание себя и мира во взаимодействии друг с другом» (Осорина М. В., 1999).

Помимо стремления к познанию и чрезвычайно изобретательному использованию в своих целях любых предметов дети в этом возрасте активно исследуют и расширяют место своего«обитания». В ближайшей округе исследуется все– заброшенные дома или новостройки, вырытые ямы и оставленный экскаватор, не-

запертые подвалы и чердаки, пожарные лестницы и колодцы и т. д. С приобретением велосипеда для ребенка не только расширяется обследуемая территория,

но и совершенствуются навыки владения своим собственным телом. Половые различия

Во взаимодействии детей с предметами окружающего мира имеются опре-

деленные различия между мальчиками и девочками.

У девочек выражено стремление поставить предмет или обломок предмета себе «на службу», «приспособить их качества к своим целям» (Осорина М В.). Они

в большей мере стараются сохранить, сберечь В их личном окружении, играх, манипуляциях с объектами важна эстетика, «организация красивого целого из эле-

ментов».

Мальчикам же больше свойственна аналитичность, стремление подвергнуть найденный предмет разнообразным испытаниям– огнем, ударом. Огонь и взрывы вообще чрезвычайно привлекательны для мальчиков. Поджигать, пла-

вить, производить сильный шум, звон, грохот – привилегия мальчиков.

По мнению М. В. Осориной, в стремлении мальчиков под-•вергать предметы разнообразным испытаниям – поджигать, бить, плавить, «значимым для маль-

чиков моментом оказывается ощущение собственной власти над веществом

предметного мира и одновременное раскрытие тайных сил материи» (там же, с. 139). Другая трактовка данного феноме.на связана с тем, что одной из ведущих потребностей детей (как и взрослых) является самоутверждение и завоевание как можно более высокого статуса в группе. У мальчиков этого возраста средством

достижения высокого статуса помимо ловкости и сообразительности является фи-

зическая сила и вообще способность воздействовать. Отождествляя себя с грохотом взрыва, неукротимым жаром огня, которые произвел мальчик, он оповещает

окружающих о своем всемогуществе и необходимости подчиниться ему так же, как

подчиняется ему вещь.

Развитие игровой деятельности ребенка В младшем школьном возрасте детей в большей мере интересует резуль-

тат, а не сам процесс игры. В связи с этим в игре все большее место занимает со-

ревнование. Причем соревнования вначале имеют скорее индивидуально-личный

характер, а затем они все более становятся групповыми с наличием вожаков или

лидеров в каждой группе. Квинтэссенцией соревнования является спортивная иг-

ра.

Все мальчики любят хоккей(даже если в него играют без использования коньков), футбол, настольный теннис. Девочки предпочитают волейбол, баскетбол

(Матюхина М. В. с соавторами, 1976). Помимо подвижных игр дети любят играть и

в настольные игры. В настоящее время повальным стало увлечение играми на компьютере, что не только способствует развитию ребенка, но и представляет определенную опасность.

Половые различия

Существуют специфические игры, которые предпочитаются мальчиками и девочками. Мальчики играют с солдатиками, машинами, ракетами, самолетами, игрушечным оружием. Девочки–скуклами, игрушечной посудой и мебелью, в игры со скакалкой, в «классики».

Культурные стереотипы мужественности и женственности, которые внушаются обществом ребенку соответствующего пола, накладывают свой отпечаток на

особенности игровых пристрастий детей. Развитие тонкой моторики

Продолжает совершенствоваться тонкая моторика ребенка. В первом классе многие дети еще неуверенно пользуются карандашом и ручкой. Их тонкие дви-

жения еще неловки и угловаты. Однако очень быстро дети овладевают навыками письма, и к четвертому классу подавляющее большинство детей не только бегло

пишут, но и хорошо рисуют.

Развитие социального поведения

Вмладшем школьном возрасте социальные отношения все больше расши-

ряются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Поведение в школе

Впервом классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как правило, учительница). На это указывают все исследователи, которые

пишут об этом возрасте. «Учителю он верит безгранично» (Возрастная и пед. психология). В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только«все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Григорьевна

сказала», становится наивысшим критерием истины.

При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя (Матюхина М. В. и др., 1976). В связи с выраженной склонностью детей к

подражанию, на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образ-

цов социального поведения.

Во втором и третьем классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками (там же).

Исследования

Впервые недели учебы в школе дети«сначала – притихшие, некоторые

даже робкие» (Блонский П. П., 1997), они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описагь внешние особенности соседа

по нарте. При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдает-

ся «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных– «возбуждение» (Матюхина М. В и др., 1976). Спустя некоторое время наступает обратная реакция– дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о приучении их к школьной дисциплине и порядку.

Поведение в семье

С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значи-

мым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя(матери).

Должна начаться так называемая«естественная сепарация», т. е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. «Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное

условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец,

психического здоровья» (Ланг-мейерЙ., Матейчек 3., 1984, с. 38).

В младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка,

а также образцы их поведения, являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного,так и нравственного поведения. Родители – этопо-прежнемунаиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.

Естественная сепарация – в отличие от эмоционального отвержения – инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение

от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте6-7лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

С обретением тонкой моторной ловкости, с повышением познавательного интереса ребенка и его стремления к деятельности, с ориентацией его на резуль-

тат и социальные оценки этого результата главной задачей развития в этой его фазе, в соответствии с периодизацией Э. Эриксона, становится формирование у

ребенка чувства умелости.

Всвязи с этим особое значение приобретает для ребенка отношение родителей к результатам его труда. «Когда детей поощряют мастерить что угодно,

строить шалаши и авиамодели, варить, готовит ь и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость... Напротив, родители, которые видят в

трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности» (Элкинд Д., 1996, с. 15), поскольку дети при

этом чувствуют свою несостоятельность в освоении«технологического этоса кульгуры» (Эриксон Э., 1996, с. 365). Развитию этого чувства, конечно, могут способствовать не только родители, но и школьные учителя и сверстники.

Поведение в кругу сверстников

Вмладшем школьном возрасте все большее значение для развития ребен-

ка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятель-

ность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравст-

венного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры

воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие – на-

смешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива» (Блонский П. П., 1997). Лидерство

Группы, как правило, имеют своего «вожака» или «заводилу». Лидером

группы становится сверстник, который представляет собой «квинтэссенцию характерных качеств данного коллектива». В обычном детском коллективе вожак– это умный, ловкий и инициативный сверстник. В группе менее развитых ребят основным качеством вожака становится его физическая сила. У более развитых ребят –

интеллект. В любом случае вожак– это прежде всего хороший товарищ, веего

лишь первый среди равных. Вожак-нетоварищнемыслим. Правила товарищества

неписаны, но соблюдаются строго. Развиты взаимопомощь и«дележка» (Блон-

ский П. П., 1997).

Дети в этом возрасте любят рассказывать друг другу различные истории, услышанные, увиденные в кино или по телевидению, особенно истории, свидете-

лями или участниками которых были они сами. Поскольку владение словом, ис-

кусство рассказа высоко ценится, хороший рассказчик может приобрести высокий статус в группе.

Дружба По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками

может быть товарищеским и приятельским(Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н., 1998). Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое, общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское – как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.

Статистика

Только 8% мальчиков и 11% девочек дружат с представителями противоположного пола. Численность групп составляет в первом классе– по 2-3,в третьем

– по 4-5человек (Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н., 1998).

Именно в этом возрасте появляется социально-психологическийфеномен дружбы какиндивидуально-избирательныхглубоких межличностных детских-отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве

симпатии и безусловного принятия другого.

Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполня-

ет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

Я. Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и

второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора,– к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение».

Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испы-

тывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999, с. 208212).

Если иметь в виду только личностные качества, то «популярности в группе

вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость» (Крайг Г.,

2000, с. 541).

Исследования

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных

выборов, с возрастом меняются: если в первом и во втором классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе– соответственно 85% и 70% выборов (Матюхина М. В. и др., 1976), то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых,от его личностных

качеств и, во-вторых,от характерных особенностей самой группы (Реан А. А., Ко-

ломинский Я. Л., 1999). Половые различия

Группы младших школьников чрезвычайно однородны по половому призна-

ку, более того, группы мальчиков и девочек в этом возрасте могут даже враждовать между собой.

Разделение по половому признаку характеризует не только составы групп, но и места проведения игр и развлечений. При этом на всей территории игр обра-

зуются специальные «девчоночьи» и «мальчишечьи» места, внешне никак не обо-

значенные, но оберегаемые от вторжения«посторонних» и избегаемые ими. В

случае объединения мальчиков и девочек для общей игры для нее выбирается

место между двумя территориями (Осорина М. В., 1999, с. 73).

Общение и дружба с представителем своего пола, а также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка опреде-

ленной и устойчивой идентификации с полом, развитию у него самосознания, а

также готовят почву для формирования у него новых глубоких и продуктивных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

Резюме С наступлением среднего детства и началом обучения в школе образ жизни

ребенка меняется коренным образом. Существенно изменяется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации – семьей и школой.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта