По вопросам / 74.Общая характеристика больших социальных групп. Поведенческие особенности людей низких социальных групп


Лекция № 10. Определение и характеристика социальных групп

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

3) способность индивидов к согласованным действиям.

Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.

Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – нареферентные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.

Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).

В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.

Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы – малые группы.

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.

Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.

Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные.

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.

Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.

Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.

Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.

Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.

Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.

Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).

И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.

Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.

Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.

Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.

Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.

Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.

Производственные проблемы как бы отходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.

Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.

Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.

Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

studfiles.net

74.Общая характеристика больших социальных групп

  1. Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.

Большие группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

1. стихийно возникшие, достаточно кратковременные существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория;

2. социальные группы в точном значении слова, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании - социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.

Общие признаки, отличающие большие группы от малых:

- нравы, обычаи, традиции - специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;

- образ жизни - особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения, его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов между людьми;

- интересы, ценности, потребности - приобретают особое значение в рамках образа жизни;

- специфический язык (например в проф. или возрастной группе это жаргон)

Методы исследования общественной психологии больших социальных групп:

- методы этнографии - анализ некоторых продуктов культуры, в которых закреплены нравы, традиции и обычаи;

- методы социологии - описывают некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции;

- методы языкознания - анализ знаковых систем;

Менталитет - представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения, такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы.

Стихийные группы:

Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших соц групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Толпа - длительность ее существования определяется значимостью инцидента; когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса - может выступать не обязательно как сиюминутное образование, может оказаться в значительно большей степени организованной. Когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Организаторы выдвигаются не непосредственно в момент начала действия, а известны заранее. В действиях массы более четко продуманы как конечные цели .так и тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Есть общая и определенная цель, поэтому она более управляема. В ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (болельщика футбола).

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован­ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи­вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к че­ловеку, классифицируют с точки зрения меры активности пози­ции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внуше­ние. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

Подражание также относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Если в животном мире этот закон реали­зуется через наследственность, то в человеческом обществе — че­рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди­чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк­туру общества и вновь осваиваются путем подражания.

studfiles.net

6 Психологические особенности больших устойчивых социальных групп

К большим организованным группам в социальной психологии относятся этнические группы, население регионов, возрастные группы, организации.

В области психологии больших устойчивых групп принято выделять следующие явления: потребности, интересы, социальные чувства, определенный психический склад, социальный характер, привычки, обычаи и традиции.

Потребности – одна из наиболее значимых психо­логических особенностей, интересы, социальные чувства, данной социальной группы. Определенная структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задается социальным положением, определяющим объем и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член группы.

Интересы представляют важный элемент эмоциональ­ной сферы психологии больших устойчивых групп. Содержание интересов задается всей системой отношений, в которую данная группа включена, в конкретном типе общественных отношений.

Социальные чувства представляют собой определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Данное по­нятие не является общепризнанным, чаще всего употребляется как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сфе­ры группы.

К сфере наиболее устойчивых компонентов психологии больших устойчивых групп относится такое явление, как «психический склад» – некоторый пси­хический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нор­мы, которыми руководствуется данная социальная группа.

Социальный характер проявляется в типичном устоявшемся об­разе действий представителей группы в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного социальной группы от пред­ставителей других групп.

Привычки, обычаи и традиции – регуляторы соци­ального поведения и деятельности членов социальной группы. В ре­альности представители больших устойчивых групп объединены в многочисленные и разнообразные малые социальные группы. Но особенности поведения не задаются непосредственно эти­ми малыми группами.Проявление тех или иных индивидуальных пси­хологических особенностей зависит от характера жизненных ситуа­ций личности, которые определяются принадлежностью к конкретной большой социальной группе.

Психологические особенности этнических групп

В истории развития мировой цивилизации существовало множе­ство классификаций людей по самым различным признакам. В осно­ве одной из них лежит деление людей на этносы.

Под этносом обычно понимают социальную общность, историчес­ки сложившуюся на определенной территории, осознающую свое эт­ническое единство и обладающую относительно стабильными осо­бенностями культуры, в том числе общим языком.Этническая принадлежность человека является значимым факто­ром его психического развития, т.к. она фиксирует определен­ные характеристики микросреды, в которой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социа­лизации личности.К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило, относят: этническое самосознание, национальный (этничес­кий) характер, темперамент, а также традиции и обычаи. К эмоцио­нальной сфере психологии этнических групп относятся этнические чувства.

Этническое самосознание – осознание своей принад­лежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений, проявляется в идеях, взгля­дах, мнениях, чувствах.

Этнический характер представляет собой фиксацию типических черт, проявляющихся наиболее отчетливо в тех случаях, когда группа выступает как единое целое.Выявление общих черт этнического характера у каждого человека в отдельности вызывает большие сложности. В любом человеке переплетаются как этнические, так и социальные характеристики. Кроме того, любая черта, выделен­ная в этническом характере, не может быть жестко привязана только к данному этносу.

Зачастую представителям различных этносов свойственны этни­ческие стереотипы, которые представляют собой устойчивые пред­ставления о моральных, умственных, физических характеристиках, свой­ственных представителям различных этносов.Этнические стереотипы, как правило, фиксируют оценочные мне­ния о качествах данного этноса. Кроме того, этнические стереотипы могут включать предписания к действию в отношении людей данной нацио­нальности.Этнические стереотипы делятся на автостереотипы и гетеростереотипы.Автостереотипы – мнения, суждения, оценки относимые предста­вителями этнической общности к своему этносу. Чаще всего автостереотипы содержат положительные оценки собственного этноса.

Гетеростереотипы представляют совокупность оценочных сужде­нии о других народах. Могут быть как положительными, так и отрицательными. Содержание стереотипов определяется историческим опытом взаимодействия между народами.Негативные этнические стереотипы ведут к образованию этноцентризма, который проявляется в склонности воспринимать все жиз­ненные явления с позиции своей этнической группы, которая рассмат­ривается в качестве эталона.

studfiles.net

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп. Социальная психология: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

3) способность индивидов к согласованным действиям.

Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.

Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.

Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).

В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.

Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы – малые группы.

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.

Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.

Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные.

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.

Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.

Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.

Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.

Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.

Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.

Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).

И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.

Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.

Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.

Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.

Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.

Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.

Производственные проблемы как бы отходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.

Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.

Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.

Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в Хоторнском эксперименте Джорджа Э. Мэйо(1880 – 1949).

Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменной освещенности — производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения.

На экспериментальной основе Мэйо установил наличие особого чувства социабильности— потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса.

Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в трудовых коллективах, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

Исследование малых групп фокусируется, как правило, на трех основных феноменах: феномене лидерства, феномене конформизма, и феномене групповой сплоченности.

Феномен лидерства.При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации и управления? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер»и«руководитель». Главное различие состоит в том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

«Теория черт»(иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладаетопределенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основномлидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется какфункция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Феномен конформизма. Процессы группового давления получили в социальной психологии наименование феномена конформизма (от позднелат.conformis– подобный, сообразный). Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной.

Феномен групповой сплоченности. Проблема групповой сплоченности подразумевает процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

В русле социометрическогонаправления сплоченность связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Термин "социометрия" связан с именемДжекоб Л. Морено (1892 – 1974), который в 30-е гг. нашего века разрабатывает особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменения отношений во всей социальной системе. При всем утопизме такого подхода, Морено предложил весьма полезную эмпирическую процедуру для измерения некоторых групповых характеристик.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

(а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

(б) выявление "социометрических позиций", т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";

(в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Психологи и педагоги, социологи и практики на предприятиях пользуются социометрическим тестом для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Широко применяется этот тест в научных исследованиях при определении влияния уровня сплоченности на эффективность групповой работы, для изучения механизмов "ролевого обучения" и влияния группового климата на этот процесс.

С малыми группами связан и феномен социального манкирования. Он состоит в том, что при работе людей группами каждый из работников прилагает меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы.

Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего за веревку, равны 4 кг, то усилия каждого человека в группе из трех человек составляют уже 3,6 кг, а в группе из 8 человек – 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой людей, они тоже не перетруждали себя.

studfiles.net

Характеристика социальных групп. Основы социологии

Понятие и типы социальных групп

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — ϶ᴛᴏ взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида будет представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — ϶ᴛᴏ и есть общество, «другие люди». Можно сказать, «социальная группа — ϶ᴛᴏ совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на базе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других».

Группы — ϶ᴛᴏ ϲʙᴏего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Социальной взаимосвязью будем называть взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов:

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данными критериями социальные группы делятся на первичные и вторичные.

Первичная группа - ϶ᴛᴏ группа, члены кᴏᴛᴏᴩой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, кᴏᴛᴏᴩые играют неповторимую роль в его жизни.

Вторичные группы - ϶ᴛᴏ группы, в кᴏᴛᴏᴩые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.

К примеру, семья — ϶ᴛᴏ первичная группа, а школьный класс, студенческая группа — вторичные. Между первичной группой и вторичной возможны взаимопереходы. Довольно часто люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели,тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимы друг для друга. К примеру, в студенческой группе возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении следующих условий:

Первичные группы составляют основу социальных отношений.

В первую очередь, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Не стоит забывать, что важнейшей из первичных групп будет семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется бОльшая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. По϶ᴛᴏму более эффективно функционируют вторичные группы, в рамках кᴏᴛᴏᴩых образовались прочные первичные связи. К примеру, чем крепче первичные групповые связи в воинских частях, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы будут мощным инструментом социального контроля. Стоит заметить, что они добиваются от индивидов поведения, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего нормам и ценностям, принятым в группе. Стоит сказать, для индивида порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую более значимы и весомы, чем критика «общества в целом».

Внутренняя группа - ϶ᴛᴏ группа, с кᴏᴛᴏᴩой индивид идентифицирует себя и к кᴏᴛᴏᴩой он принадлежит.

Внешняя группа - группа, с кᴏᴛᴏᴩой индивид не идентифицирует себя и к кᴏᴛᴏᴩой он не принадлежит.

Различия между двумя типами групп подчеркиваются с помощью личных местоимений «мы» и «они». По϶ᴛᴏму внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп говорит о наличии границ — социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не будут физическими барьерами, скорее ϶ᴛᴏ разрывы в потоке социального взаимодействия. Важно заметить, что одни границы основываются на территориальных принципах (квартал, район, обшина, страна), другие связаны с социальными различиями (этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс). Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в ϶ᴛᴏй сфере, ɥᴛᴏбы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

В ситуациях, в кᴏᴛᴏᴩых присутствует элемент соперничества, повышается осознание индивидом внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп. Это показал эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961).

Объектами исследования Шерифа были мальчики 11 — 12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря.

Мальчиков разделили на две группы. В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Состязания начинались с дружеского спортивного настроя, но добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой фазы интеграции, Шериф постоянно ϲʙᴏдил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. При этом данные ситуации не уменьшили напряженность между группами, а только предоставили мальчикам из двух групп дополнительный повод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом.

Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, и кᴏᴛᴏᴩых обе группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (аварийный ремонт лагерного водопровода). В случае если соревнования только усиливали представления мальчиков о групповых границах, работа для достижения обшей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Индивид оценивает себя и задает направление ϲʙᴏему поведению в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из кᴏᴛᴏᴩых представляет уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, кᴏᴛᴏᴩыми они пользуются для оценки и организации ϲʙᴏего поведения, также различаются.

Референтные группы — ϶ᴛᴏ социальные единицы, на кᴏᴛᴏᴩые индивид ориентируется при оценке и формировании ϲʙᴏих взглядов, чувств и действий. При формировании ϲʙᴏих установок и убеждений и осуществлении ϲʙᴏих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Именнотакие группы называют референтными.

Индивид может не принадлежать к референтной группе, по϶ᴛᴏму такую группу следует рассматривать как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, когда индивиды берут за образец людей, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к другой социальной группе, отличной от той, членами кᴏᴛᴏᴩой будут сами, например, революционер — выходец из аристократических кругов, католик-вероотступник, профсоюзный деятель — реакционер, потрепанный джентльмен, предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов.

Референтные группы выполняют как нормативные функции, так и сравнительные. Поскольку индивиду хотелось бы видеть себя полноправным членом определенной группы (или он стремится к членству в какой-то группе), он принимает групповые стандарты и принципы, «культивируя» ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Индивид также использует стандарты ϲʙᴏей референтной группы для оценки самого себя как эталонную отметку, по кᴏᴛᴏᴩой он оценивает ϲʙᴏю внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень.

Ощущение относительной депривации возникает, если группа, членом кᴏᴛᴏᴩой будет данный индивид, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует его референтной группе, и пробудет в неудовлетворенности, обусловленной разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен бы иметь (положение, характерное для референтной группы). К примеру, чиновник в большей степени ощущает ϲʙᴏю депривированность, когда сравнивает себя с теми из ϲʙᴏих коллег, кᴏᴛᴏᴩые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности.

Нередко ощущение относительной депривации приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Можно утверждать, что в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Заметим, что не все референтные группы будут положительными, и сравнением с негативными референтными группами мы стремимся подчеркнуть различия между собой и другими.

Динамические характеристики социальных групп

Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам ᴏᴛʜᴏϲᴙт размер группы, ее внутреннюю структуру (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением.

Размер группы сам по себе во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. В наибольшей степени тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада), например между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоциитрадиционно играют более важную роль, чем в многочисленных группах. При этом отношения

в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям.

Добавление к группе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д.

Согласно исследованиям психологов и социологов, оптимальная численность малой группы составляет пять человек. В такой группе никакая внутри групповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Исключая выше сказанное, быть в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Именно такая группа достаточно велика для того, ɥᴛᴏбы ее члены могли вполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, ϲʙᴏбодно выражать ϲʙᴏе мнение и убеждать в ϲʙᴏей правоте остальных, но в то же время достаточно мала и ее члены считаются друг с другом и проявляют взаимное уважение.

Внутренняя структура группы. Без общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием ϲʙᴏей деятельности, напри мер футбольная команда без тренера, армия без офицеров, предприятие без директора, университет без декана, оркестр без дирижера, молодежная группа без вожака. Следовательно, в групповом окружении некᴏᴛᴏᴩые члены группы имеют большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Малые группы способны обходиться без лидера, однако в многочисленных группах отсутствие руководства приводит к хаосу.

Для небольших групптрадиционно ϲʙᴏйственны лидеры двух типов:

В некᴏᴛᴏᴩых случаях один человек берет на себя обе данные роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Лидеры используют различные стили руководства для оказания влияния на членов группы.

Классическое исследование стилей руководства провел К. Левин. В ходе ϶ᴛᴏго исследования взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех стилей руководства — авторитарному, демократическому или стилю невмешательства. Руководитель, реализующий авторитарный стиль, определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, так что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, давал субъективные положительные и критические оценки и оставался в стороне от участия в деятельности группы. Руководитель, реализующий демократический стиль, разрешал мальчикам участвовать в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, предлагал варианты их достижения, позволял членам группы работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. Руководитель, реализующий стиль невмешательства, вел себя пассивно: предоставлял материалы, давал советы и оказывал помощь только по просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты работы.

Исследователи обнаружили, что авторитарный стиль руководства приводил членов группы к полному упадку сил и вызывал у них враждебные чувства к ϲʙᴏему руководителю; производительность оставалась высокой только в присутствии руководителя, нос его уходом она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали большее удовлетворение, были ориентированы на задачи группы и дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствие руководителя) и низкие уровни межличностной агрессии. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высоким уровням межличностной агрессии.

Подчеркнем, что эксперимент проводился с американскими подростками, воспитанными на демократических принципах. При иных условиях и в другой культурной среде может оказаться более предпочтительным авторитарный стиль руководства. Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах предполагает, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. При этом не менее логичным представляется объяснение, согласно кᴏᴛᴏᴩому в подобных обстоятельствах авторитарным правителям проще захватить и удерживать власть.

Феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением

Согласно старинной пословице, «когда рук много, работа идет легче». При этом, как выясняется, эта пословица не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует истине. К примеру, можно было бы ожидать, что три человека будут тянуть канат в 3 раза интенсивнее, чем один, а восемь человек — в 8 раз сильнее. Наделе выходит противоположное. Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего канат, равны 4 кг, то усилия каждого в группе из трех человек составляют 3,6 кг, а в группе из восьми человек — 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. При этом, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой, они тоже не перетруждали себя. Очевидно, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы. Этот феномен называется социальным манкированием и предполагает, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость.

Социальная дилемма - ситуация, в кᴏᴛᴏᴩой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением ϲʙᴏих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия. Социальные дилеммы встречаются во многих жизненных ситуациях. К примеру, для каждого солдата, оказавшегося в окопе перед завершающим этапом сражения, представляется разумным оставаться в окопе, ɥᴛᴏбы не быть убитым, но если такое решение примут все солдаты, сражение будет проиграно и гибель станет общим уделом. Во многих социальных дилеммах существует вероятность того, что какой-то другой член группы сможет и захочет действовать на общее благо и тогда ваш личный вклад не понадобится.

Социальные механизмы контроля способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствуясь только эгоистичными соображениями. Стоит заметить, что они ограничивают те действия индивида, кᴏᴛᴏᴩые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы нередко достигают той же цели посредством неформальных санкций. При этом существуют и другие средства, побуждающие людей действовать согласованно и выбирать прообшественные модели поведения. Среди них есть такие, кᴏᴛᴏᴩые подчеркивают групповые границы и способствуют развитию необычайно сильной групповой идентификации. Более того, если индивиды чувствуют, что их сотрудничество с другими людьми вознаграждается (к примеру, равное участие в прибылях или иных благах), они бывают менее склонны к эгоистическому, индивидуалистскому поведению.

Групповое мышление будет еще одной стратегией и представляет собой процесс принятия решений в группе с чрезвычайно тесными связями, членов кᴏᴛᴏᴩой настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что ϶ᴛᴏ отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности рисковать. По϶ᴛᴏму данная стратегия может иметь разрушительные последствия, что показано ниже на примерах.

В 1961 г. администрация президента США Дж. Кеннеди предприняла неудачное вторжение на Кубу. Важно знать, что большая часть из 1400 наемников кубинского происхождения, прошедших специальную подготовку в ЦРУ для вторжения на территорию Кубы, была убита или захвачена в плен войсками Кастро. Этот провал укрепил не только позиции Кастро, но и союз Кубы с СССР, и в результате ею советское правительство предприняло попытку разместить на Кубе ядерные ракеты. Позже президент Кеннеди задавал себе вопрос: «Как мы могли совершить подобную глупость?» Президент и его советники не только недооценили размер и мощь армии Кастро, но во многих случаях даже не сумели получить необходимую информацию.

Социальный психолог Э. Янис выдвигает предположение о том, что президент и его советники оказались жертвами группового мышления. Стоит заметить, что они безоговорочно верят в правоту ϲʙᴏего дела — в нашем примере в необходимость свержения коммунистического режима Кастро, кᴏᴛᴏᴩый американская верхушка считала причиной всех зол. Члены группы требуют единодушия и оказывают давление на тех, кто выражает сомнения в предложенном плане действий; они не дают хода собственным сомнениям и выполняют роль цензоров по отношению к самим себе. Действительно, позже выяснилось, что государственный секретарь Дин Раек и министр обороны Роберт Макнамара придерживались противоположного мнения относительно планов вторжения на Кубу, хотя и принимали участие во всех заседаниях верхушки.

Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для группового окружения и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на поведение индивидов, часто они не осознают ϶ᴛᴏго.

Музафер Шериф впервые продемонстрировал ϶ᴛᴏ положение на примере. Людям, видящим маленькое, фиксированное световое пятно в темной комнате, кажется, что оно колеблется во всех направлениях. При этом мнения отдельных людей о перемещении светового пятна различаются. Сначала Шериф показывал пятно света каждому испытуемому по отдельности и регистрировал их ответы. Затем он собрат в группы испытуемых с разными мнениями, снова попросил их посмотреть на световое пятно и повторить результаты ϲʙᴏего наблюдения вслух. В данных обстоятельствах мнения людей начали склоняться в сторону групповых стандартов. Когда Шериф снова беседовал с данными же испытуемыми один на один, они уже не вернулись к ϲʙᴏим первоначальным ответам, а продолжали придерживаться групповых стандартов. Примечательно, что многие испытуемые заявили, что пришли к ϶ᴛᴏму мнению самостоятельно и групповая опенка на них не повлияла.

В эксперименте Соломона Эша испытуемые сравнивали прямые линии одинаковой длины, образованные картами из двух колод и разложенные в центре комнаты. Члены нескольких групп по девять человек в каждой произнесли ответы вслух, причем но предварительной договоренности с Эшем большинство участников эксперимента единодушно дали неправильные ответы в некᴏᴛᴏᴩых тестах. Несмотря на то что правильный ответ буквально лежал на поверхности, почти треть испытуемых сделала ошибки в суждениях, идентичные или схожие с намеренно ошибочным мнением большинства. Некᴏᴛᴏᴩые индивиды соглашаются с мнением группы, даже если для ϶ᴛᴏго им приходится не верить собственным глазам.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над ϲʙᴏим телом и поступками. Все ϶ᴛᴏ показывает, насколько важную роль в жизни человека играют группы, особенно те, в кᴏᴛᴏᴩых проходит развитие личности и в деятельности кᴏᴛᴏᴩых человек принимает ежедневное участие.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Социология управления: Социальные группы: характеристика, типология

Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

Внешние отличительные признаки социальной группы: 1) статика существования, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) социальная группа характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) социальная группа имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой социальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения социальных групп имеет давнюю традицию. Еще Т. Гоббс попытался дать определение социальной группы как "...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом", и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории социальных групп является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение социальных групп внес Кули, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория социальных групп получила в работах Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия социальной группы с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом.

В социологических теориях вопрос изучения социальных групп имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие "социальная группа" имеет свою специфику в интерпретации.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Признак

Численность

Контакт

Членство

Структура

Связи

Примеры

Малая группа

Десятки человек

Личностный

Реальное поведенческое

Развитая внутренняя неформальная

Непосредственные трудовые

Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов

Средняя группа

Сотни человек

Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов

Функциональное

Юридически оформленная (отсутствие неформальной структуры)

Трудовые, опосредованные официальной структурой организации

Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Большая группа

Тысячи человек

Отсутствие контакта

Условное социально-структурное

Отсутствие внутренней структуры

Трудовые, опосредованные социальной структурой общества

Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Еще одна классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

socupr.blogspot.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта