16. Понятие о мониторинге, мониторинг в педагогике. Цели м., принципы, отличительные особенности. Поведенческие методы педагогического мониторинга это


РЕФЕРАТ Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга

Реферат

на тему:

«Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга».

Работу выполнила

Грязен Татьяна Валентиновна

План:

  1. Введение……………………………………………………………………………...3

  2. Педагогический мониторинг………………………………………………………..4

    1. Создание системы педагогического мониторинга…………………………….4

    2. Сущность и методы педагогического мониторинга…………………………..7

    3. Периоды педагогического мониторинга……………………………………….9

  1. Образовательный мониторинг……………………………………………………..11

    1. Уровни образовательного мониторинга………………………………………12

    2. Состав и структура образовательного мониторинга………………………....13

  1. Принципы образовательного мониторинга……………………………………….15

  2. Заключение……………………………………………………………………….....17

  3. Список литературы…………………………………………………………...…….19

  1. Введение.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

Цель данной работы – определить значение мониторинга в системе образования

Задачи:

Проанализировав подходы к пониманию сущности, структуры и результаты педагогического мониторинга, представленные в работах В.А. Болотова, В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой, В.И. Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, А.М. Новикова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко, Н.О. Яковлевой, стало очевидным, что в современной педагогической науке и практике еще не сложилось системного подхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическую направленность научно-исследовательской деятельности, а с другой — теоретическую обоснованность практической педагогической деятельности.

  1. Педагогический мониторинг

    1. Создание системы педагогического мониторинга.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу организовать такой мониторинг, который позволил бы объективно судить о состоянии дел.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.

В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.

Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.

Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иного субъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщения и инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие учреждений среднего профессионального образования в этом процессе.

Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе среднего профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений — необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для подготовки выпускника и определения политики учебного заведения в области качества образования.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная система оценки качества образования — это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство.

    1. Сущность и методы педагогического мониторинга.

Основную значимость в мониторинге как педагогической технологии имеет его воспитательная сущность, оказывающая влияние или воздействие на субъекты образовательного процесса. В мониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по которым отслеживается состояние определенной образовательной системы, их критерии, а также мониторинговый инструментарий и процесс получения результатов.

Мониторинг как педагогическая технология рассматривается в исследованиях, концептуальной основой которых являются теоретические подходы к пониманию мониторинга А.С. Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко, В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н. Силина, С.Л. Фоменко и др.).

Вместе с тем значительно чаще мониторинг используется как средство получения информации для дальнейшей ее реализации в ходе инновационной, управленческой и экспертной деятельности в образовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно из средств организации информационной среды.

Мониторинг как средство отслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующим направлениям:

1. Мониторинг показателей качества, выработанных в ходе научно-исследовательской деятельности и направленных на решение конкретной образовательной проблемы или задачи. Как правило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимость определяется количеством вузов, принимающих участие в исследовании.

2. Мониторинг показателей качества, дающих возможность определить социальный и профессиональный статус того или иного образовательного учреждения.

3. Мониторинг показателей качества при проведении государственного лицензирования и аккредитации высших учебных заведений.

В образовательной деятельности важнейшим фактором социального развития является педагогическая информация.

Под педагогической информацией понимается информация, оказывающая воспитательное влияние на субъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образовательной деятельности.

К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий педагогического мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретические методы:

• наблюдение,

• опрос (интервью, анкетирование),

• беседа,

• естественный и диагностический эксперименты,

• моделирование.

При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимый уровень валидности получаемых результатов.

Практика показывает, что в ходе педагогического мониторинга характера взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в вузе наиболее целесообразен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а получение результатов - в ходе обработки матрицы взаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поисковые модели деятельности обучаемых, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого состава, курса и учебной группы.

    1. Периоды педагогического мониторинга.

Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.

Первый период - опытно-поисковый. Основной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство педагогической значимости или эффективности основных мониторинговых процедур. Опытно-поисковый компонент, как правило, включает следующие этапы: подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.

Второй период - конструктивно-организационный. Цель этого периода обеспечить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:

• нормативного,

• организационного,

• научно-методического.

В ходе нормативного этапа разрабатываются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в образовательном процессе.

Критерии эффективности мониторинга

В основу определения уровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результаты субъективно-рефлексивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.

В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принципов педагогического мониторинга:

• информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;

• информация способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности индивида;

• информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;

• информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;

• информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;

• информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в моей профессиональной группе;

• благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности;

• информация носит не агрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;

• информация способствует повышению культуры общения;

• информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.

Таким образом, представленная методология педагогического мониторинга является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга, формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге.

  1. Образовательный мониторинг.

Образовательный мониторинг - это такая система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Образовательный мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов:

социальной сущности;

педагогической принадлежности;

системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Образовательный мониторинг - категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям.

Содержание образования передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Содержание образования, как педагогическая модель социального заказа, в разных школах разное, и это не отражается на построении образовательного мониторинга. Формирование образовательного мониторинга происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным цепям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.

Начало формы

То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым- ситуация обычная, но не всегда учитываемая. Задача в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. Мониторинг подразумевает выявление и регулирование воздействий внешних факторов и внутренних факторов самой системы.

    1. Уровни образовательного мониторинга.

Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению представленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого, здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация в ее психолого-педагогической интерпретации.

Муниципальный уровень. Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т. п.). Вырабатывается прогноз о развитии системы образования на данной теории.

Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона.

Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

    1. Состав и структура образовательного мониторинга.

Состав образовательного мониторинга - педагогическая интерпретация информации о деятельности педагогической системы. Исходя из этого, переведем общие положения в педагогические категории:

Источники информации. Так как объектом наблюдения у нас является ребенок, то он и есть основной источник информации. На каждом уровне полученная от ребенка информация соответствующим образом обобщается, и тогда в роли источника выступает класс, школа, муниципальное образование, регион.

Обработка информации. Проводится на каждом уровне с учетом его специфики для получения соответствующего обобщения и анализа.

Хранение информации. На каждом уровне сохраняется необходимая информация для сравнительного анализа и прогнозирования.

Распространение информации. Приемниками информации являются практически все уровни управления процессом обучения: от учителя до Президента России, при этом для каждого из них выделен свой уровень обобщения и анализа исходных данных об ученике.

Существенные характеристики мониторинга могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе. Мониторинг затрагивает все функции управления:

цели;

информацию;

прогнозы;

решения;

организацию;

исполнение педагогической деятельности;

коммуникацию;

коррекцию.

Структура образовательного мониторинга определяется функциями его элементов. Информация, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне. Структура данных, например, об ученике состоит из двух частей:

психическое развитие;

усвоение содержания образования.

Следовательно, и характеристика образовательных систем всех уровней (школа, муниципальное региональное и федеральное образование) также должна включать обе эти части.

Прогнозирование строится по описанной структуре на каждом уровне - от ученика до федеральной системы образования.

Реализация основных целей образовательного мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах образовательного процесса. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе её отношений. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и её желаемые результаты.

  1. Принципы образовательного мониторинга.

К мониторингу предъявляют определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на подлинные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и лично проверены. Информация, предоставляемая учебным заведением, также должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ.Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешний факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена на основе специально проведенных исследований.Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущие системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Выделим основные принципы образовательного мониторинга.

  1. Заключение.

Итак, можно сказать, что в настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.

Подводя итог значению вышеперечисленных принципов, следует подчеркнуть, что они составляют специфическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуального аппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследовательской деятельности, эти принципы задают общую ориентацию исследования, позволяя не только собирать, обрабатывать и анализировать интересующую информацию, но и оценивать ее, корректировать дальнейшую работу, что и составляет в конечном итоге сущность педагогического мониторинга.

Владение методом педагогического мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего учителя.

Данный мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оценивания ЗУНов.

  1. Список литературы.

  1. Бардовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин.- СПб.- 2001.

  2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 387 с.

  3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. — № 5. — 33—37 с.

  4. Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 2. - 46-52 с.

  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд. "Образование-Культура 2003. – 344 с.

  6. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. — М.: Экономика.- 1999. —251 с.

  7. Моисеев Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. — М.: Наука.-1974. —528 с.

  8. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвест.- 2002. —320 с.

  9. Шишов С.Е., В.А. Кальней "Школа: мониторинг качества образования в системе «учитель-ученик»". – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

  10. Якунин В.А. Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».- 1998.

  11. Ясвин В.А. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе. М., 2009

infourok.ru

Педагогический мониторинг: сущность, приемы, методы.

Поиск Лекций

В научных работах выделяются множество разнообразных функций мониторинга: адаптационная (А.А.Орлов и др.), диагностическая (В.И.Андреев, А.С.Белкин и др.), интегративная, прагматическая (В.Г.Попов и др.), формирующая, системообразующая (Г.Т.Емельянова, С.Н.Силина и др.). Действительно, в силу специфичности предмета изучения и разносторонности использования педагогический мониторинг полифункционален. Но часто совокупность выделенных учеными функций сужает сущность мониторинга и обедняет его назначение. Так, в работах отдельных авторов не упоминаются аналитико-оценочная и прогностическая функции мониторинга, которые, по существу, являются одними из основных в мониторинге.

По результатам обобщения имеющейся литературы можно выделить следующие педагогические функции педагогического мониторинга:

Информационная функция. Суть данной функции - в получении ответа на широкий круг вопросов относительно хода и эффективности педагогического процесса, наличия побочных явлений и их характера, получение сведения о состоянии объекта, обеспечение обратной связи. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эффективность воспитания и обучения. Использование педагогического мониторинга позволит достигнуть положительного эффекта развития, конкретные же резервы его усиления постоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. Традиционно в исследовании педагогического процесса фиксировались преимущественно лишь его результаты, выраженные в показателях усвоения знаний, умений и навыков. При использовании педагогического мониторинга основное внимание направляется на особенности течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта процессуальная информация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со сведениями о результатах, на что указывают в своих исследованиях многие авторы. Основными видами деятельности при реализации этой функции являются сбор и распространение достоверной информации.

Аналитико-оценочная функция. Не голые факты, а их глубокий разносторонний анализ и оценка дают возможность объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образовательной деятельности. Анализ собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. Общее направление анализа заключается в поиске всевозможных объяснений зафиксированного факта и дальнейшем их сокращении до выяснения истинной причинной зависимости.

Анализ результатов тесно связан с оценкой - отношением к фактическому результату, осуществление которой возможно благодаря сравнению достигнутых результатов с установленными нормативами. Данные, полученные с помощью сравнений, сопоставлений, классификации, служат основой для установления разного рода связей и зависимостей, поиска и нахождения причин педагогических неудач. Эффективность осуществления аналитико-оценочной функции зависит от качества собранной информации, ее корректности, достоверности, необходимости и достаточности.

Стимулирующе-мотивационная функция. Данная функция заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Мотивационная функция обеспечивает мощное стимулирующее воздействие на всех субъектов мониторинга, которые являются потенциальными потребителями мониторинговой информации. Необходимо, чтобы информация попала к пользователю в доступной для его восприятия и мотивирующей форме. Реализация стимулирующе-мотивационной функции мониторинга имеет прямой выход на дальнейшую педагогическую деятельность. Участие в педагогическом мониторинге различных участников педагогического процесса - учащихся, учителей, администраторов, методистов, родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к образовательному процессу, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу педагогического труда. Исследовательская установка является основой педагогического творчества. Благодаря педагогическому мониторингу процесс построения учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении может стать личностно - ориентированным, то есть соответствовать широкому диапазону личностных возможностей деятельности педагога.

Контролирующая функция. Эта функция заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и сравнении их с исходными, а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий: соответствием сроков проведения мероприятий запланированным датам, соответствием действий педагогов рекомендованным корректирующим мероприятиям и т.д.; контролирующее воздействие распространяется также и на ход образовательного процесса.

В ходе педагогического мониторинга проявляет себя прежде всего обратная связь. На ее основе обеспечиваются сравнение достигнутых и ожидаемых результатов, отслеживание факторов, положительно или отрицательно влияющих на результат. Использование педагогического мониторинга преподавателем позволит более эффективно использовать "зону ближайшего развития" учащегося. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные и слабые стороны, что может быть полно отслежено с помощью педагогического мониторинга. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка.

Прогностическая функция мониторинга связана с возможностью на основе качественной мониторинговой информации достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и, таким образом, научно обоснованно разработать ближайшие и более отдаленные по исполнению планы преобразования педагогического процесса. Содержанием прогностической функции является педагогическое прогнозирование. Чем более выражен прогностический потенциал мониторинга (то есть чем больше уровень собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи и использовать их для прогноза), тем большую ценность он имеет.

Корректирующая функция заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые проблемы и ошибки. Основным ее содержанием можно считать разработку в случае неблагоприятного прогноза корректирующих мер по устранению вскрытых негативных фактов и их профилактике. Разработанные рекомендации являются своего рода средством обратной связи, без них использование в управлении полученной мониторинговой информации может быть проблематичным. Направленность педагогического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные результаты с точки зрения развития личности, что поможет педагогам принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного воздействия.

Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом системанализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяютконтролировать учебно-воспитательный процесс, а с другой стороны, являются мощнымстимулом для дальнейшей деятельности; это в свою очередь, позволяет сделатьпрогноз развития образовательной системы и провести необходимуюкоррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность педагогической деятельности. Игнорирование какой-либо функции ведет к снижению эффективности педагогического процесса, предпринимаемых на основе мониторинговой информации.

Таким образом, все функции, которые выполняет педагогический мониторинг подчинены цели повышения качества образования, обеспечению научного подхода к управлению образовательной деятельностью.

Сущность педагогического мониторинга настолько сложна, что все определения этого понятия отражают разные его стороны, функции, признаки. Тем не менее, очерчивается достаточно четкий круг наиболее существенных характеристик педагогического мониторинга:

· непрерывность изучения того или иного объекта;

· длительность и систематичность отслеживания;

· целенаправленность мониторинговой деятельности,

· целостность системы мониторинга.

Для того чтобы глубже понять сущность педагогического мониторинга, рассмотрим мониторинг как систему:состав этой системы, структуру, системообразующие факторы.

Большинство исследователей подчеркивают следующие основные признаки системы: в нее входит определенная совокупность элементов, взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают ее целостность; система обладает свойством интегративности, она характеризуется наличием качеств, не присущих в отдельности ее частям.

Структуру мониторинга как системы образуют взаимосвязанные элементы: цель его проведения, объект отслеживания, субъекты организации и осуществления мониторинга, комплекс критериев и показателей оценки, методы сбора информации, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых замеров.

Субъектами мониторинга могут выступать функциональные службы образовательного учреждения, администрация, учителя, даже учащиеся и их родители, а также другие лица, непосредственно не связанные с образовательным процессом, но принимающие участие в его проведении (ученые, представители органов управления образованием и др.).

Объектом мониторинга является качество образования. В процессе мониторинговых срезов субъекты воздействуют на объект с целью его изучения, а от объекта, в свою очередь, поступает необходимая для субъектов информация. Субъекты мониторинга, ориентируясь на объект, определяют цель изучения. Эти три вида связей (субъекты — объект, субъекты — цель, объект — цель) являются системообразующими, они обеспечивают целостность системы мониторинга, ее реализацию в процессе.

Системообразующим элементом системы мониторинга, как и любой деятельностной системы, является цель: чтобы система работала, необходимо определить, ради чего она должна действовать. Наличие цели является определяющим звеном в мониторинговом исследовании. Цель как центральная нить исследования пронизывает все остальные элементы системы мониторинга: исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки, подбираются методы исследования, выстраивается процедура проведения мониторинга; цели подчинены анализ, интерпретация и дальнейшее использование мониторинговой информации.

Важным свойством системы мониторинга как системы является свойство организованности. Организованность системы определяется управлением связями между элементами системы и связями системы с окружающей средой. Система мониторинга будет работать только в том случае, если все ее элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а базой организации и осуществления мониторинга станут научно обоснованные принципы.

Принцип целенаправленности. В соответствии с ним мониторинг подчиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится содержание мониторинга, с целями соотносится собранная информация.

Принцип непрерывности направлен на получение полной и разносторонней информации о наблюдаемом объекте в течение длительного времени. Этого можно достичь лишь при систематическом, постоянном отслеживании выбранных для наблюдения предметов и, прежде всего, тех из них, которые были заранее определены как доминирующие, ведущие.

Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения предписывает при организации и осуществлении мониторинга исходить из образовательного процесса в целом, всесторонне охватывать все его структурные компоненты и связи между ними, использовать методы смежных с педагогикой наук, фиксировать все относящиеся к изучаемому явлению факты.

Принцип согласованности действий руководителей образовательных учреждений, работников школьных функциональных служб и отдельных учителей, отвечающих за конкретные участки организации и осуществления мониторинга, требует их однонаправленности и непротиворечивости, согласованности и координации; он предполагает также следование единым теоретическим основаниям и нормативам, выработку единого плана деятельности.

Принцип адресности мониторингового исследования заключается в его дифференциации. Имея общие характеристики, мониторинг в конкретном образовательном учреждении носит индивидуальные, особенные черты, отражающие специфику учебно-воспитательного процесса, педагогического и ученического коллективов и образовательного учреждения в целом. Система мониторинга строится с учетом определенной базы.

Принцип гласности предполагает проведение различных мероприятий по информированию всех пользователей о сведениях, добытых с помощью мониторинга. При этом они получают информацию не только о тех сторонах образовательного процесса, которые составили специальный предмет мониторингового исследования, но и о побочных явлениях, зафиксированных в процессе мониторинга.

Мониторинг — это не только система, но и процесс, который включает в себя три этапа: инструментально-проектировочный, диагностическо-оценочный, коррекционно-прогностический этап.

Инструментально-проектировочный этап является основополагающим в педагогическом мониторинге. На данном этапе разрабатывается программа мониторинга. Заранее обсуждается суть предполагаемой работы, уточняются формулировки предмета, цели, задач исследования, ожидаемых результатов, чтобы на основе этого разработать комплекс критериев и показателей оценки изучаемого явления или процесса.

На этом же этапе определяют методы исследования и подбирают или сами разрабатывают диагностический инструментарий. При этом необходимо ориентироваться на особенности исследуемого коллектива (пол, возраст, состав и др.), так как в зависимости от возрастных особенностей, численности исследуемых и др. эффективным будет различный инструментарий. Подобранные и разработанные методики должны обеспечивать достаточность информации, ее объективность, достоверность и надежность, однозначность трактовки полученных результатов, их сопоставимость с результатами, полученными иными методами исследования. Кроме того, они должны быть удобны в сборе и обработке информации и позволять отслеживать изучаемые явления в динамике. Стандартные методики часто полностью не удовлетворяют исследователей. Чтобы добиться большей диагностичности стандартных методик и тестов, соответствия их специфике предмета исследования и условий его проведения, прибегают к их адаптации и модификации. На этом же этапе необходимо продумать способы обработки, хранения и распространения информации.

Заканчивается инструментально-проектировочныйэтап разработкой и утверждением плана (программы) мониторингового исследования, который включает в себя периодичность и сроки сбора и предоставления информации по каждому из показателей; список ответственных за сбор, обработку и предоставление информации; сроки проведения специальных совещаний по анализу и обобщению результатов мониторинга.

Диагностическо-оценочный этап есть ни что иное, как последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа и оценки.

Анализ результатов достаточно сложен и подчиняется общим требованиям к анализу как методу исследования. Он требует учета целого ряда дополнительных факторов, хорошего знания процессов, происходящих в образовании. Исследователи, осуществляющие анализ, должны обладать высокой квалификацией, универсальностью мышления, целым рядом практических навыков, опытом педагогической работы.

Оценка полученных в ходе анализа данных, как и любая оценка, устанавливает абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, она выступает как индикатор определенных достижений. Содержательная оценка может быть дана на основе сравнения реальных результатов с эталонами и нормами. К сожалению, проблема нормирования в педагогике находится в самом начале ее решения, в то время как оценка (а значит и сам мониторинг) будет настолько эффективна, насколько корректно заданы стандарты и нормы. Учитывая эту ситуацию, оценка вскрытых в процессе мониторинга фактов может быть осуществлена на основе динамики результатов по отдельным показателям.

Коррекционно-прогностический этап. На этом этапе на основе проанализированной информации осуществляется ее интерпретация, прогнозируется дальнейшее развитие образовательного учреждения, формулируются выводы и рекомендательные меры по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий в случае неблагоприятного прогноза. Сутью педагогического прогноза является предвидение возможного развития событий в будущем при определенных условиях. На основе прогноза устанавливается, что необходимо и возможно подвергнуть коррекции для достижения более высоких результатов. Разрабатываются рекомендации по устранению негативных тенденций в ходе педагогической деятельности, в условиях реализации образовательного процесса либо в организации мониторинга.

Таким образом, под мониторинговой деятельностьюмы будем понимать – совокупность умственных и практических действий, позволяющая преподавателю систематически проводить диагностику и контроль, регулярно отслеживать, объективно оценивать изменения основных элементов качества образования с целью своевременного принятия решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий организации педагогического взаимодействия.

Исходя из данного определения и анализа философских, психологических и педагогических работ по мониторингу качества образования, позволил нам определить структуру мониторинговой деятельности педагога. Она включает в себя:

1. Нормативно–установочный компонент. (Определяются цель и задачи мониторинга.)

2. Аналитико-диагностический компонент. (Адаптируются и модифицируются стандартные методики измерения качества образования в данных условиях, подбираются способы обработки, хранения и распространения информации.)

3. Деятельностно-технологический компонент. (Осуществляется сбор информации в соответствии с процедурой мониторинга с помощью подобранных методик и разработанного инструментария; проводится количественная и качественная обработка полученных результатов; формируется педагогический диагноз.)

4. Промежуточно-диагностический компонент. (Анализируются результаты проведенной работы, уточняется уровень реальных достижений в улучшении качества образования, сопоставление его с нормативными показателями, установление причин отклонений, разработка стратегий коррекционно-развивающей работы).

5. Прогностический компонент. (Совершается прогнозирование тенденций изменения качества образования в соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом его реального состояния. Ведется разработка плана организационно — педагогических коррекционных мер, принимаются соответствующие решения.)

6. Итогово-диагностический компонент. (Содержит работу по получению и анализу информации о результатах организации и проведения мониторинга, определению его эффективности).

7. Рефлексивно-оценочный компонент. (Соотносится цель и результат проведенной деятельности, оцениваются результаты совместной деятельности, намечается ход дальнейших действий по целеполаганию, выбору методов и т.д.)

Методы сбора и анализа данных мониторинга образования: Методы эмпирического познания педагогических явлений, Методы теоретического исследования, Математические методы.

poisk-ru.ru

16. Понятие о мониторинге, мониторинг в педагогике. Цели м., принципы, отличительные особенности.

Мониторинг - процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием педагогического процесса с целью наиболее оптимального выбора образовательных задач, а также средств и методов контроля и оценивания результатов обучения. В педагогике – мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. Принципы М.: Целостность Оперативность Приоритет управления Соответствие целей мониторинга средствам его организации Научность Прогностичность (нацеленность на прогноз) Непротиворечивость Разнообразие Цели мониторинга:проанализировать и оценить результативность обучения; оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования; проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей; обобщить опыт учителей, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт. Отличительные особенности мониторинга: • Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет. • Мониторинг - целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

17.Мониторинг проф.-обра. Процесса и академическая успеваеиость учащихся. Осн.Направления м. В условиях проф.Образ.Я.Способы осуществления.

Мониторинг проф.обрз.Основные задачи: отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала; получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе. Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых, анализируя их отношение к учебе, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов. Способы осуществления: Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявится наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.Экспликация– развертывание, разъяснение) Этот метод позволяет оперативно вносить коррективы в процесс образования, осуществляется путем постановки наводящих вопросов, поощрения педагогом обучаемых. Опросные методы дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

Тестирование – важным достоинством является ориентация на норму, что позволяет сопоставить, сравнить оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений.

studfiles.net

§ 2. Методология педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг как самостоятельная работа

Похожие главы из других работ:

Интерактивные методы обучения иностранному языку в 5-7 классах средней общеобразовательной школы

2.1 Методология исследования

Для подтверждения своей гипотезы я выбрала для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить мне объективные результаты знания детей...

Исследование развития проектной деятельности в начальной школе в России в 2000-2014 годы

2.2 Методология проектной деятельности

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным...

Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры

1.1 Метод и методология

Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание...

Методология научных исследований в педагогике

1. Методология педагогических исследований

1.1Методология педагогики Методология педагогики - система знаний об отправных положениях педагогической теории...

Мониторинг ВУЗов

1.2 Цели, особенности и задачи мониторинга

Целью мониторинга является формирование статистических и аналитических материалов для последующего принятия решений о группе неэффективных федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и...

Мониторинг ВУЗов

2.2 Проведение мониторинга в 2013 году

Минобрнауки может провести новый мониторинг эффективности российских вузов осенью 2013 года. Заместитель министра ведомства объяснил, что речь идет о втором этапе мониторинга. «Подведены итоги на 2012 год...

Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе

Глава 1. Теоретические проблемы педагогического мониторинга в биологическом образовании

...

Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе

1.1 Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Появление понятия «мониторинг» (с латинского языка monitor - напоминающий, надзирающий) связано со становлением и развитием информационного общества...

Организация мониторинга качества обучения математике в Республике Саха (Якутия) (на основе результатов единого государственного экзамена)

1. Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования

В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной...

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

3. Методология педагогической науки и деятельности

Методология - это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Для любой науки методология дает характеристику компонентов исследования - его объекта, предмета анализа, задач...

Педагогический мониторинг валеологической воспитанности младших школьников

Глава I. Теоретические основы педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов

...

Педагогический мониторинг как самостоятельная работа

§ 1. Проблема создания системы педагогического мониторинга

Появление понятия «мониторинг» связа-но со становлением и развитием инфор-мационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и струк-тур...

Практическое исследование особенностей обучения детей шестилетнего возраста

2.1 Методы и методология исследования

...

Профориентация старших школьников

3. Методология профориентации.

“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях...

Формирование научного мышления у детей

2.1 Методология и результаты исследования

Важной задачей обучения является формирование стиля научного мышления учащихся в соответствии со стилем, устоявшимся в науке на данном этапе ее развития. Решение этой задачи позволяет достичь такого личностного образовательного результата...

ped.bobrodobro.ru

Ответы@Mail.Ru: Педагогический мониторинг -это

Педагогический мониторинг

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в деятельности. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

Виды педагогического мониторинга

Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса; Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.

Разработчиками образовательного мониторинга даются основные принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диагностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Понимая мониторинг в педагогике как форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное исследовательское слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем, одной из задач которого считается выделение и видение тех показателей, способных охарактеризовать ОУ и процесс, можно увидеть взаимосвязь мониторинга с функциями педагогического контроля и педагогического анализа, которые являются его методологическими корнями.

otvet.mail.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта