Поведенческая психотерапия. Поведенческая


Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

Бихевиоризм — это школа психологии, которая рассматривает поведение человека через призму результатов предшествующих воздействий окружающей его среды. Поведенческая терапия занимается открытыми и доступными для наблюдения действиями пациента и его внешнего окружения, которое, с точки зрения бихевиоризма, формирует психику человека. Основоположником данной психотерапевтической методики является Б.Ф. Скиннер, известный своей теорией оперантного научения.

Что собой представляет метод бихевиоральной психотерапии?

Бихевиоральная терапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека. В её основе лежат систематические манипуляции с внешними воздействиями, позволяющие подкреплять или подавлять определенные поведенческие формы.

При этом личность рассматривается как сумма поведенческих реакций, каждая из которых основывается на генетических особенностях и предшествующем опыте. Таким образом, в основе метода бихевиоральной психотерапии лежит оперантное обусловливание (процесс формирования и поддержания характера поведения посредством его последствий).

Особенности метода поведенческой психотерапии

При лечении бихевиоральным методом на первом месте стоят не причины и мотивы человеческих поступков, а само поведение пациента. Клиент не оценивается, как хороший или плохой, просто преодолевается его несоответствующее или проблематичное поведение. При этом натура человека рассматривается, как чистая доска для письма (“tabula rasa”), что позволяет модифицировать его действия. Однако прежде конкретно обозначается проблема, изучаются данные об истории развития и социальном окружении пациента, после чего определяются желаемые результаты и устанавливаются методы, которыми будут достигнуты поведенческие изменения.

Цель и задачи метода бихевиоральной психотерапии, используемые техники

Действия бихевиорального психотерапевта могут быть направлены на приуменьшение дисфункционального или преувеличение желаемого поведения, а также данное психотерапевтическое направление занимается выработкой стратегий, комбинирующих эти процессы.

  1. Для того чтобы пациент смог последовательно пережить психотравмирующие его ситуации, производится систематическая десензитизация (реальное погружение в фобическую ситуацию). При этом используется техника релаксации, преодолевающая его страх.
  2. Наводнение тревожными стимулами — это метод терапевтического воздействия, при котором человек по истечении времени без применения релаксационных техник убеждается в беспочвенности своих страхов.
  3. Репетиция поведения — это методика, при которой пациент должен имитировать поведение психотерапевта (или другого человека) в смоделированной ситуации, вызывающей у него тревогу. Таким образом, он убеждается в безопасности этого образа действий.
  4. Техника, использующая негативное и позитивное подкрепление, основывающаяся на том, что за хорошее (эффективное) поведение предоставляются привилегии или применяется похвала, а следствием нежелательного поведения становится “наказание” (так называемая жетонная система, распространённая в прошлом веке в западных психиатрических клиниках).

Кому помогает поведенческая психотерапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?

Бихевиоральная психотерапия весьма эффективна при:

medafarm.ru

поведенческая психология - консультации

yle="text-align: center;"> Поведенческая (бихевиористская) теория личности.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям.

Так и возникают фобические реакции, а с этим и связанные паническик атаки. 

Поэтому Я, Левченко Юрий, и помогаю Вам изменить свое неадекватное поведение.

Учу новому адекватному поведению, верных реакций на реальный.

Безусловно – это закладывается в детстве, человек не рождается с этим.

Наши родители закладывают в нас только генетический код, конечно, они в детстве в наше поведение вводят собственные представления о жизни.

Герои фильмов, авторитетные друзья - так же привносят в наше поведение свои образы.

Наше окружение определяет так же жизненный сценарий поведения. Вот так последовательно мы становимся тем человеком, которым и стали сейчас.

Много реальных причин воздействующих на наши убеждения, взгляды, знания, привычки, комплексы.

Вот и выходит, что не далекие звезды, не предсказания по картам к нашему поведению не имеют никакого отношения. Все эти мистические образы бесследно не проходят, так как вторгаются в наше сознание и ставят нас в зависимость от средневекового маразма.

 

Вот и эти люди не адекватно воспринимают действительность и часто губят свою жизнь, подчиняя судьбу чужой воле.

Вот и выходит, что поведенческая психология рассматривает привычки и поведение человека.

Правда психоанализ занимается открытием тех подсознательных процессов, которые так же были заложены с детства.

Когда что-то в нашем далеком прошлом так сильно повлияло на наше поведение сейчас.

В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека.

Это не значит, что психологи в конфликте друг с другом, просто у разных методик разные подходы.

И вот эти подходы важны в каждом индивидуальном случае, для конкретного человека.

Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Эти методики основаны на определенных психотехниках, которые я за свою 35 летнюю практику наработал.Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения, например, чрезмерной беспричинной тревоги.

Или обучение адаптивному поведению, например, навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения.

Вот вы боитесь выступать перед аудиторией, боитесь летать на самолетах, ездить в метро - поведенческая терапия помогает решить эти проблемы.

Моя методика изменения поведения основана не на анализе, почему и отчего, а на упражнениях и отработке определенных навыков. Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка.

Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о безусловном и условном рефлексе, которое получило название классического или респондентного обусловливания. 

Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившей целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование. 

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения.

Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве.

Точнее и подробнее вы сможете ознакомиться с материалами про фобии, панические атаки, их возникновение и методы лечения на странице 

Фобия - боязнь темноты, людей, агорафобия, клаустрофобия, лечение онлайн без таблеток

В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере.

Их противопоставление не имеет смысла.

Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.

психологическая помощь Левченко Юрий 

Обращайтесь за консультацией из любой точки Земли, повысим качество собственной Жизни!Психологическая помощь on-lineпо скайпукандидат психологических наук, писательЛевченко Юрий НиколаевичМОИ КОНТАКТЫSkype: yristreamlet+7 903 [email protected]

streamlet.ru

Поведенческие объяснения, Поведенческая модель, Глава 2. Модели патологии. Основы патопсихологии. Комер Р. Д. Страница 14. Читать онлайн

. . .

Поведенческая модель.

Подобно теоретикам психодинамики, ученые, придерживающиеся поведенческой теории (бихевиористы), считают, что наши действия обусловлены главным образом нашим жизненным опытом. Однако поведенческая модель акцентирует внимание на поведении, реакциях организма на его окружение. Поведение может быть внешним (например, человек ходит на работу) или внутренним (возникновение чувства или мысли). С поведенческой точки зрения, люди - это общая сумма выученных поведений.

Поведение - реакции организма на его окружение.

Многие выученные поведенческие реакции помогают людям справляться с повседневными трудностями и вести счастливую, плодотворную жизнь. Однако и аномальное поведение также может быть усвоено. Бихевиористы, пытаясь объяснить проблемы Филипа Бермана, могли бы посчитать его человеком, получившим неправильное воспитание: он усвоил поведенческие реакции, которые причиняют боль другим людям, которые раз за разом работают против него.

В то время как психодинамическая модель возникла в результате клинической работы врачей, поведенческая модель зародилась в лабораториях, в которых психологи проводили эксперименты по обусловливанию, простым формам научения. Ученые манипулировали стимулами и вознаграждениями, а затем наблюдали, как их манипуляции отражаются на реакциях испытуемых.

Обусловливание - простая форма научения, при которой определенный стимул начинает вызывать определенную реакцию.

В 1950-е годы многие клиницисты разочаровались в психодинамической модели, считая ее расплывчатой и медленно срабатывающей. Некоторые из них начали применять принципы обусловливания к исследованию и лечению психологических проблем (Wolpe, 1997, 1987). Их усилия привели к возникновению поведенческой модели патологии.

Поведенческие объяснения.

Существует несколько различных форм обусловливания, причем каждая может вызвать как аномальное, так и нормальное поведение. К примеру, при оперантном обусловливании люди и животные научаются вести себя в определенной манере, получая вознаграждения или удовлетворительные результаты всякий раз, когда они поступают таким образом. При подражании (моделировании) люди усваивают реакции, просто наблюдая за другими людьми и повторяя их действия.

Третья форма обусловливания, классическое обусловливание, предполагает научение посредством временной ассоциации. Когда два события раз за разом происходят через короткий промежуток времени, они сливаются воедино в сознании человека и вскоре он начинает реагировать на оба события одинаковым образом. Если одно событие продуцирует радостную реакцию, второе также вызовет радость; если одно событие приносит чувство облегчения, то же чувство вызовет и второе. Более подробное ознакомление с этой формой обусловливания показывает, как поведенческая модель может объяснить аномальное функционирование.

Оперантное обусловливание - процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено.

Подражание - процесс научения, при котором человек усваивает реакции, наблюдая за другими и копируя их.

Классическое обусловливание - процесс научения посредством временной ассоциации, при которой два события, которые раз за разом происходят через короткий промежуток времени, сливаются в сознании человека и вызывают одну и ту же реакцию.

Иван Павлов (1849-1936), русский физиолог, был первым, кто продемонстрировал классическое обусловливание в исследованиях животных. Ученый поместил перед собакой миску с провернутым мясом, вызвав естественный рефлекс, который бывает на мясо у всех собак: они начинают выделять слюну (см. рис. 2.4). Затем Павлов внес одно дополнение: непосредственно перед тем, как предъявить собаке провернутое мясо, он включал метроном. После нескольких таких сочетаний звука метронома и предъявления мяса Павлов заметил, что собака начинает выделять слюну, как только слышит метроном. Собака научилась выделять слюну в ответ на звук.

Рисунок 2.4. Опыт Павлова. В экспериментальном устройстве Ивана Павлова слюна, выделяемая собакой, собиралась в трубке, а ее количество регистрировалось на вращающемся цилиндре, называемом кимографом. Экспериментатор наблюдал за собакой через стеклянное окно, пропускавшее свет только в одном направлении.

Смотри и делай. Подражание может стать причиной некоторых форм аномального поведения. Известное исследование, проведенное Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura et al., 1963), продемонстрировало, что дети научались плохо обращаться с куклой, наблюдая, как подававший пример взрослый наносил ей удары. Дети, которые не видели этих действий взрослого, не причиняли кукле вреда.>

В терминологии классического обусловливания мясо в этом демонстрационном эксперименте - это безусловный стимул (unconditioned stimulus, US). Он вызывает безусловный рефлекс (unconditioned response, UR) слюноотделения (т. е. естественный рефлекс, с которым собака родилась). Звук метронома - это условный стимул (conditional stimulus, CS), ранее нейтральный стимул, который в мозге собаки начинает ассоциироваться с мясом. Поэтому он также вызывает рефлекс слюноотделения. Когда рефлекс слюноотделения вызван условным стимулом, а не безусловным, его называют условным рефлексом (conditioned response, CR).

До обусловливания

CS: Звук - Нет рефлекса

US: Мясо - UR: Слюноотделение

После обусловливания

CS: Звук - CR: Слюноотделение

US: Мясо - UR: Слюноотделение

Классическое обусловливание объясняет многие знакомые действия. Скажем, нежные чувства, которые молодой человек испытывает, когда чувствует запах духов своей подруги, могут представлять собой условный рефлекс. Сначала духи могли не оказывать на него никакого эмоционального воздействия, но поскольку этот аромат присутствовал во время нескольких любовных свиданий, он начал пробуждать условный рефлекс.

Аномальные виды поведения также могут быть усвоены посредством классического обусловливания. Представьте себе маленького мальчика, которого раз за разом пугает большая немецкая овчарка соседа. Всякий раз, когда мальчик проходит мимо сада перед домом соседа, собака громко лает и бросается в его сторону, останавливаемая только поводком, привязанным к крыльцу. В этой ситуации родители мальчика не удивятся, обнаружив, что он начал боятся собак. Однако они будут озадачены другим сильным страхом, появившимся у мальчика, - боязнью песка. Они не могут понять, почему ребенок плачет всякий раз, когда они берут его на пляж, и кричит от страха, если песок всего лишь попадает ему на кожу.

Что же явилось причиной этой боязни песка? Классическое обусловливание. Выясняется, что в соседском саду стоит большая песочница, в которой играет собака. Каждый раз, когда собака лает и бросается в сторону мальчика, он видит песочницу. После многократных повторений такого сочетания ребенок начинает бояться песка не меньше, чем собаки.

Поведенческие методы терапии.

Поведенческая терапия призвана идентифицировать поведенческие реакции, которые являются причиной проблем пациента, а затем заменить их более приемлемыми, используя принципы классического обусловливания, оперантного обусловливания или подражания. Позиция терапевта по отношению к пациенту скорее напоминает установку учителя, чем врача. Ранняя жизнь человека значима лишь постольку, поскольку она может дать подсказки, касающиеся текущих процессов обусловливания.

Систематическая десенситизация - поведенческий метод лечения, при котором люди с фобиями учатся спокойно реагировать на объекты или ситуации, которые их пугают, вместо того чтобы испытывать перед ними сильный страх.

Например, лечение с помощью классического обусловливания может быть использовано с целью изменения аномальных реакций на какой-то стимул (Wolpe, 1997, 1987; Emmelkamp, 1994). Рассмотрим систематическую десенситизацию, лечебный метод, часто применяемый к людям с фобиями - конкретными и беспричинными страхами. В ходе этой пошаговой процедуры люди учатся спокойно реагировать на объекты или ситуации, которые их пугают, вместо того чтобы испытывать перед ними сильный страх (Wolpe, 1990, 1987, 1958). Сначала пациентов в течение нескольких сеансов учат навыку релаксации. Затем они конструируют иерархию страха - перечень пугающих объектов или ситуаций, начиная с менее страшных и кончая теми, которые вызывают наибольший ужас. Вот иерархия, выстроенная мужчиной, который боялся критики, особенно касающейся его умственных способностей:

1. Приятель на улице: "Привет, как жизнь?"

2. Приятель на улице: "Как самочувствие?"

3. Сестра: "Ты должен быть осторожным, иначе тебя положат в больницу".

4. Жена: "Тебе не следует пить пиво, когда ты принимаешь лекарства".

5. Мать: "Что случилось, ты себя хорошо чувствуешь?"

6. Жена: "Ты сам во всем виноват, ты вбил себе это в голову".

7. Работник станции техобслуживания: "От чего вы дрожите?"

8. Сосед одалживает грабли: "У вас что-то не в порядке с ногами? Ваши колени дрожат".

9. Приятели на работе: "У тебя нормальное давление?"

10. Работник станции техобслуживания: "Вы весь дрожите, может, вы не в себе или у вас что-то случилось?" (Marquis & Morgan, 1969, p. 28)

Далее терапевты, использующие десенситизацию, просят пациентов либо мысленно представить себе каждую ситуацию в иерархии, либо реально пережить ее, пока они находятся в состоянии релаксации. В ходе пошаговых сочетаний пугающих эпизодов и релаксации люди двигаются вверх по иерархической лестнице, пока наконец не научаются расслабляться во всех ситуациях. Как мы увидим в главе 4, исследования раз за разом показывают, что систематическая десенситизация и другие приемы классического обусловливания оказываются эффективными при лечении фобий (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994).

Психологические заметки. Вот какие фобии встречались в популярных фильмах: страх змей - "Индиана Джонс" (Indiana Jones), болезни - "Ханна и ее сестры" (Hannah and Her Sisters), внешнего мира - "Подражатель" (Copycat), социальных ситуаций - "Энни Холл" (Annie Hall), полетов - "Человек дождя" (Rain Man), высоты - "Головокружение" (Vertigo), красного цвета - "Марни" (Marnie), замкнутого пространства - "Двойное тело" (Body Double).>

Оценка поведенческой модели.

Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер (Prohaska & Norcross, 1994).

Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее можно проверить в лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия бихевиористов - стимул, реакцию и вознаграждение - можно наблюдать и измерять. Еще более важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Экспериментаторы успешно используют принципы обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в лаборатории, а это позволяет предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis & Grits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.

В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы подобным образом? По-прежнему пет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами - жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения (Nietzel et al., 1994; Stokes & Osnes, 1989).

Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение. В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется. Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация - приемы мышления, которые во многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-поведенческие теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).

Десенситизация. Джозеф Вольпе (J. Wolpe), психиатр, разработавший поведенческий метод лечения, названный систематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем помогает ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями, реальными или воображаемыми, пока человек остается в расслабленном состоянии.>

Самоэффективность - идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).

Сцены из современной жизни

Материнские инстинкты

В один из августовских дней 1996 г. 3-летний мальчик перелез через ограждение в Брукфилдском зоопарке в Иллинойсе и упал с высоты 24 фута на цементный пол вольера с гориллами. 8-летняя 160-фунтовая горилла по имени Бинти-Джуа подняла ребенка и начала покачивать его хрупкое тельце в своих руках. Мать ребенка, опасаясь самого худшего, закричала: "Горилла схватила моего мальчика". Но Бинти взяла маленького мальчика под свою защиту, как будто это был ее собственный ребенок. Она отогнала других горилл, нежно покачала его и отнесла ко входу в вольер, где уже ждали спасатели. Через несколько часов этот случай увидели в видеозаписи люди всего мира, и материнские инстинкты Бинти были оценены по достоинству.

Выяснилось, что когда сама Бинти находилась в младенческом возрасте, ее пришлось отобрать от ее матери Лулу, у которой было мало молока. Чтобы восполнить эту утрату, работники зоопарка круглые сутки заботились о Бинти, постоянно держа ее на руках. Когда Бинти забеременела в 6-летнем возрасте, дрессировщики опасались, что ранняя разлука с матерью могла обусловить плохую подготовку к воспитанию собственного ребенка. Поэтому они стали давать Бинти уроки материнства и учили ее нянчить и носить на руках тряпичную куклу.

Что обусловило на удивление нежную и ласковую заботу гориллы о пострадавшем ребенке? Было ли это, как могли бы предположить теоретики объектных отношений, выражения привязанности и опеки, уже проявленных ею по отношению к собственной 17-месячной дочери? Были ли это наблюдения за действиями во время ее собственного младенчества людей, ставших для нее объектом подражания, как могли бы заявить бихевиористы? Или, возможно, все дело в обучении родительским обязанностям, которое она прошла в период своей беременности?>

Резюме

Бихевиористы сосредоточивают свой взгляд на поведенческих реакциях человека и говорят, что эти реакции вырабатываются в соответствии с принципами обусловливания.

Психология bookap

Поведенческие объяснения. Бихевиористы считают, что поведение, как нормальное, так и аномальное, определяют три типа обусловливания - классическое обусловливание, оперантное обусловливание и подражание (моделирование).

Поведенческие методы терапии. Цель поведенческой терапии - идентифицировать проблемные поведенческие реакции человека и заменить их более приемлемыми. Терапевты бихевиорального направления используют приемы, которые следуют принципам классического обусловливания, оперантного обусловливания, подражания или их сочетания. Например, при лечении фобий эффективен подход классического обусловливания, называемый систематической десенситизацией.

bookap.info

Когнитивно-поведенческая психотерапия - методы и техники

Методика «поведенческая психотерапия» является одним из самых новых и относительно недавно внедренных методов анализа и лечения в сфере психологии. Парадоксально, но именно эта новая методика все больше и больше становится востребованной в современной практике.

Как можно догадаться из самого названия, данная методика опирается на разнообразные, развитые в наше время научные теории поведенческих реакций и всех принципах обучения в сфере психологии человека.

Основной целью методики является выявление и удаление в поведении определенного индивида пагубных или нежелательных для социума линий поведения и формирование других, более полезных навыков и принципов.

Большая эффективность достигается в том случае, когда встает вопрос о лечении различных форм фобий, нарушения поведения, развития физических и психологических зависимостей. Это связанно с тем, что именно в случае таких нарушений имеется определенная точная объективная причина, которая может послужить своеобразной «целью» для точного проведения лечения.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В наше время наибольше популярностью как способ лечения суицидальных наклонностей и депрессивного состояния является когнитивно-поведенческая психотерапия.Это обусловлено тем, что данная методика – одна из немногих, которая основывается на значительной роли в плане проявления всевозможных комплексов и расстройств существующих реакций познавания окружающего мира.

Фундаментальные открытия в данном направлении первым сделал специалист А. Бек. Именно он предположил тот факт, что линии поведения, а также возможные нарушения психики могут быть результатом негативного мышления индивида.

Таким образом, предложенная техника ставит перед собой множество задач, главными из которых являются обнаружение и удаление негативно окрашенного мышления, склонности к депрессии. Как показали работы и исследования самого Бека, преобладающего большинства людей с депрессией или подобными негативными состояниями, отмечается склонность к фокусировке внимания исключительно на негативном, отрицательном жизненном опыте.

Выдвинутая еще когда-то Беком система поведенческой психотерапии преследует следующие задачи:

Мышление и восприятие – это фактически основа сознания. Именно от нее и сопутствующего состояния происходят все нарушения психики, неврозы, депрессивные состояния. Важность таких процессов и обуславливает большую востребованность когнитивной терапии, задачей которой является практическая нормализация мыслительных, а вслед за ними и поведенческих процессов любого индивида.

Смысл в том, что любая поведенческая линия индивида основывается не столько на окружающих условиях и событиях, сколько на его личном мышлении. Иными словами, далеко не внешние обстоятельства или какой-либо случай является тем самым барьером, который стоит между нами и счастливой жизнью. Исключительно мы сами.

Посредством своих выводов, мышления и убеждений, создаем в себе разочарования, депрессию, негативное мышление, убеждаемся в своей слабости, придумываем страх, другие отрицательные чувства и эмоции, что тормозят личностный прогресс. Благодаря данной методике, психотерапевты способны добираться до наиболее глубоких, так называемых «внутренних конфликтов» индивида, и исправлять нарушающие нормальную жизнь дефекты.

Стоит отметить, что именно поведенческая психотерапия, как один из вариантов когнитивной методики терапии, является, по сути, единственным в своем роде подходом. Именно он продемонстрировал наиболее высокую результативность и вместе с тем – обширную научную базу и обоснование.

перейти наверх

Методы поведенческой психотерапии

В отличие от других способов лечения в психиатрии и психологии, методы поведенческой психотерапии базируется на достаточно элементарных трансформациях поведенческих шаблонов. Речь идет об устранении нежелательных линий поведения, и научения индивида новому, более положительному шаблону. Как правило, такими шаблонами являются именно те социальные рамки, отсутствие которых – это причина нарушения в психике или даже поведении индивида.

Одной из таких методик является авверсивная терапия. В ее основе лежит применение на субъекте различных неприятных или даже травмирующих для него стимулов, которые сами по себе предотвращают опасное или нежелательное для него действие. В наше время авверсивная терапия признана весьма опасным способом лечения, поскольку в значительной степени затрагивает вопрос о сохранности психики пациента.

Исходя из этого, все чаще она применяется как «крайняя возможность» в том случае, когда другие методы бессильны при лечении, скажем, запущенных стадий зависимости от алкоголя или наркотика. Но даже в таких случаях метод редко применяется как отдельная техника психологического лечения, в обязательном порядке совмещаясь с другими методиками.

Это обусловлено тем, что авверсивная терапия несет больше «подавляющий характер», по сути блокируя определенный отрицательный шаблон поведения, но вместе с блокировкой всегда должно следовать замещение блокированного шаблона поведения на новый положительный.

Нередко можно услышать также о «жетонной» системе поведенческой терапии. Она в гораздо больше степени основывается на выработке пациентом определенной привычки, банальном его воспитании. Смысл жетонной системы в том, что индивид, совершая определенное положительное действие в рамках прививаемого ему требуемого шаблона, получает символическое «вознаграждение».

Как правило, вознаграждением могут быть жетоны, балы, другие образные единицы. Пациент может их накапливать, чтобы в дальнейшем выменять на какие-либо нужные ему или просто приятные вещи. Такая методика во многом напоминает выработку привычки или даже рефлекса, и весьма часто применяется в рамках перевоспитания в местах лишения свободы, тюрьмах.

Конечно, существует множество других методов, которые отличаются между собой своей эффективностью в определенных условиях, сложностью, требованиями к пациенту и даже уровнем опасности для него. К ним можно отнести обучение самоконтролю, методику самоподкрепления, система штрафования, воспитание самооценки и чувства собственной важности.

перейти наверх

Техники поведенческой психотерапии

Также стоит упомянуть некоторые отдельные, широко применимые в наше время техники поведенческой психотерапии. Они также во многом отличаются между собой не только подходом и общей формой, но также и эффективностью, актуальностью для какой-то определенной психологической проблемой и, конечно же, сложностью в их реализации.

Существует, например, так называемая техника «наводнения». По большому счету – это одна из многих методик в психиатрии, которая основывается на способности человеческого сознания и психики к сенсибилизации и десенсибилизации. Проше говоря, в основе техники «наводнения» лежит явление того, что при более-менее продолжительном воспроизведении определенной травмирующей ситуации, в сознании и психике индивида развивается своеобразное торможение, и чувствительность к данным условиям резко снижается.

Таким образом, пациент во время сеансов достаточно долгое время сталкивается со своим страхом, и даже пребывает в состоянии испуга до тех пор, пока само чувство страха не начнет притупляться. Конечно, в наше время разработано достаточно много вариаций этой техники, от банального рассказа до глубокого внушения и создания иллюзии травмирующей ситуации. Разумеется, стоит понимать, что столь серьезные влияния на психику не всегда могут пройти бесследно, поэтому некоторые из вариантов такого лечения, например, «иллюзия», весьма редко применяется на практике.

psytheater.com

Поведенческая психотерапия - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 августа 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 августа 2017; проверки требует 1 правка.

Поведе́нческая терапи́я; бихевиора́льная терапи́я (от англ. behaviour — «поведение») — одно из ведущих направлений современной психотерапии[1]. Поведенческая психотерапия основана на [2], а также на принципах классического и оперантного обусловливания[3]. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства[2]. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.

Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией (когнитивно-поведенческая психотерапия)[3]. Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии. Её этапами являются анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни[4]. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения[5].

В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы (например, при длительной алкогольной зависимости, нарушениях приёма пищи, фобиях)[6].

encyclopaedia.bid


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта