ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. Поведенческая активность это


поведенческая активность - это... Что такое поведенческая активность?

 поведенческая активность adj

psych. Verhaltensaktivität

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "поведенческая активность" в других словарях:

universal_ru_de.academic.ru

ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда

2. У Вас такая работа, которая "взбадривает" (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто Вы действительно "заканчиваете" мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто,

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) спокойно подождете,

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого,

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т п.), то Вы:

1) напрягаете все силы, для победы,

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю потому, что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться

20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоящее время?

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее,

2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

28. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный (не было проблем),

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя)

31. Каким вы представляете свой характер сегодня

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный,

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при" этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду,

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:

1) ответите резко,

2) ответите в спокойной форме,

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить,

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаще,

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже

35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна,

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1)нет;

2) да, но только изредка,

3) да, весьма часто

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает?

1) лучше,

2) обычное,

3) хуже

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда,

2) да, но не так часто,

3) да, постоянно

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?

1)да,

2) нет, мне хотелось бы добиться большего,

3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности,

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую,

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе,

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да,

2) нет,

3) нет, никогда

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?

1) да, часто,

2) да, иногда,

3) нет, никогда

44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда,

2) иногда,

3) да, часто

45 Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда,

2) раз в неделю или реже,

3) почти постоянно

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1) на моей работе это невозможно,

2) весьма редко,

3) иногда (реже, чем раз в неделю)

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?

1) да,

2) нет

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам,

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) редко,

2) не чаще, чем от других,

3) чаще, чем от других

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда,

2) иногда,

3) часто

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1) прямо указываете ему на это,

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств,

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете

1) гораздо больше усилий,

2) несколько больше усилий,

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий,

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность,

4) несколько меньшую ответственность,

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды,

2) две; 3)три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да; 2) нет.

Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

№№ баллы №№ Баллы
13,7,1 13,7,1
13,7,1 1,5,9,13
1,7,13 1,7,13
1,4,7,10,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,13 1,7, 13
13,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 1,7, 13
1,5,7,9,13 1,7,13
13,9,5, 1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
13,7,1 13,9,5,1
13,9,5,1 13,1
1,7,13 13,1
13,7,1 13,7,1
1,5,9, 13 13,7,1
1,5,9, 13 1,7,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,7,1 53. 1,4,7,10,13
23, 1,5,9,13 1,4,7,10,13
3,9,5,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7, 1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 13,10,7,4,1
1,5,9,13 1,13
1,5,9,13    

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности-тип А,

168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно – А1),

336^59 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;

460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1),

627 баллов и выше – диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.

Интерпретация результатов

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью -тип Л- характерны:

преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться, нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на "поражение-неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника, соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов,

стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа ^характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать "главное направление" деятельности, быстрым принятием решения,

энергичная, выразительная речь и мимика,

эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике;

неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях,

стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности,

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности – АБ, характерна активная и

целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом;

моторика и речевая экспрессия умеренно выражены Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности

4 Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа БА, характерны- рациональность и неторопливость в делах и общении, сочетание интенсивной работы с отдыхом, расслаблением, естественная смена видов деятельности, когда этого требуют обстоятельства; долгое, подчас, обдумывание планов сочетается с тщательным и ответственным их выполнением. Внешняя сдержанность в движениях и речи сочетается с выдержкой и невозмутимостью при неудачах, при общении с неприятным или неудобным собеседником; устойчивость к действию фрустрирующих ситуаций и обстоятельств, внутренняя эмоциональная стабильность и сдержанность в проявлении аффектов и чувств к другим людям.

5 Для лиц, у которых с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип Б, характерны:

отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, преданность избранному делу, отсутствие стремления к сменам работы;

скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, в том числе при общении с близкими и друзьями;

обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое дружелюбие и расположенность к

окружающим;

излишне долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливым и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих;

отсутствие стремления к соревновательности и соперничеству, неумение и нежелание спорить, но в то же время твердость в отстаивании своей точки зрения;

отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Неумение, а подчас и нежелание быстро менять стереотипы деятельности в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы;

относительная устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным ситуациям и обстоятельствам, однако при длительном действии этих факторов склонны к депрессивным реакциям, "уходам в себя", потере интереса к работе и общению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНГРАММА

На стереотип эмоционального поведения, как было отмечено, в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнеров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.

studlib.info

§ 1.1.1. Человеческая активность, ее формы и детерминанты

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

§ 1.1.1. Человеческая активность, ее формы и детерминанты

  Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Это его действия, вербальная активность, его психическая активность - переживания, мысли, чувства. Таким образом, формы активности чрезвычайно разнообразны, и часть из них неизбежно связана с психологией мотивации, к проблематике которой относятся такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение цели, т.е. возможен вопрос «почему» происходит это действие. Не следует забывать, что существуют, конечно же, и механизмы этого процесса, но они раскрывают, как совершается то или иное действие.  Активность может быть непроизвольной (рефлекторная активность, сон, грезы и т.п.) и произвольной (действия, навыки и т.д.). В свою очередь произвольную активность можно подразделить на нормативную и индивидуальную. Нормативная произвольная активность не требует ответа на вопрос «зачем» человек осуществляет данное поведение. Она определяется традициями данного общества, нормами, субкультурой. В подобных случаях о мотивации говорит скорее нарушение норм, нежели следование им. Индивидуальная форма активности предполагает, что человек сам выбирает определенное поведение. Разумеется, это деление носит условный характер, и между выделенными формами активности нет жестких границ.  Причины изменений в поведении могут носить как личностный, так и ситуативный характер. При этом личностные и ситуативные причины действуют не как сумма факторов, а как своеобразный сплав. Не смотря на то, что это положение кажется вполне очевидным, существовали попытки объяснения поведения только личностными или только ситуативными причинами. Так, например, введенное Баркером в 60-х годах прошлого века понятие «поведенческое поле» ограничивало поведение формами, соответствующими данному месту и времени, т.е. признавало влияние ситуации. Школа, ресторан, спортплощадка задают формы поведения, а личностные особенности практически не учитываются. Разумеется, нельзя отрицать существования социокультурных способов реализации деятельности, но они не являются единственными детерминантами поведения человека. Актуальное поведение есть функция непрерывного, многонаправленного процесса взаимодействия между индивидом и ситуацией. Индивид активен, преследует свои цели, и мотивационные факторы оказывают существенное влияние на поведение. Со стороны же ситуации решающим моментом становится ее значение для индивида.  Кроме того, на то, как мы трактуем причину поведения в каждой конкретной ситуации, влияет позиция наблюдателя. При внешнем наблюдении, т.е. когда мы наблюдаем чье-то поведение, мы обращаем основное внимание на действие, а причины поведения видим в самой личности. При самонаблюдении мы, как правило, достаточно хорошо знаем собственные мотивы поведения и поэтому основное внимание уделяем ситуации и соответственно объясняем поведение ситуативными причинами. Кроме того, необходимо помнить, что одно и то же поведение может иметь совершенно разные мотивы. Вспомните слова из песни «Отель Калифорния» - «... кто-то танцует, чтобы вспомнить, кто-то - чтобы забыть». Эту же мысль можно прекрасно проиллюстрировать пищевым поведением людей. Далеко не всегда люди едят только потому, что проголодались. Одиночество, стрессы также могут служить мотивами пищевого поведения.

txtb.ru

ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда

2. У Вас такая работа, которая "взбадривает" (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто Вы действительно "заканчиваете" мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто,

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) спокойно подождете,

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого,

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т п.), то Вы:

1) напрягаете все силы, для победы,

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю потому, что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться

20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоящее время?

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее,

2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

28. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный (не было проблем),

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя)

31. Каким вы представляете свой характер сегодня

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный,

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при" этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду,

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:

1) ответите резко,

2) ответите в спокойной форме,

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить,

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаще,

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже

35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна,

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1)нет;

2) да, но только изредка,

3) да, весьма часто

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает?

1) лучше,

2) обычное,

3) хуже

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда,

2) да, но не так часто,

3) да, постоянно

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?

1)да,

2) нет, мне хотелось бы добиться большего,

3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности,

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую,

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе,

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да,

2) нет,

3) нет, никогда

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?

1) да, часто,

2) да, иногда,

3) нет, никогда

44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда,

2) иногда,

3) да, часто

45 Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда,

2) раз в неделю или реже,

3) почти постоянно

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1) на моей работе это невозможно,

2) весьма редко,

3) иногда (реже, чем раз в неделю)

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?

1) да,

2) нет

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам,

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) редко,

2) не чаще, чем от других,

3) чаще, чем от других

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда,

2) иногда,

3) часто

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1) прямо указываете ему на это,

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств,

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете

1) гораздо больше усилий,

2) несколько больше усилий,

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий,

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность,

4) несколько меньшую ответственность,

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды,

2) две; 3)три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да; 2) нет.

Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

№№ баллы №№ Баллы
13,7,1 13,7,1
13,7,1 1,5,9,13
1,7,13 1,7,13
1,4,7,10,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,13 1,7, 13
13,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 1,7, 13
1,5,7,9,13 1,7,13
13,9,5, 1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
13,7,1 13,9,5,1
13,9,5,1 13,1
1,7,13 13,1
13,7,1 13,7,1
1,5,9, 13 13,7,1
1,5,9, 13 1,7,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,7,1 53. 1,4,7,10,13
23, 1,5,9,13 1,4,7,10,13
3,9,5,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7, 1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 13,10,7,4,1
1,5,9,13 1,13
1,5,9,13    

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности-тип А,

168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно – А1),

336^59 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;

460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1),

627 баллов и выше – диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.

Интерпретация результатов

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью -тип Л- характерны:

преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться, нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на "поражение-неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника, соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов,

стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа ^характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать "главное направление" деятельности, быстрым принятием решения,

энергичная, выразительная речь и мимика,

эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике;

неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях,

стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности,

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности – АБ, характерна активная и

целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом;

моторика и речевая экспрессия умеренно выражены Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности

4 Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа БА, характерны- рациональность и неторопливость в делах и общении, сочетание интенсивной работы с отдыхом, расслаблением, естественная смена видов деятельности, когда этого требуют обстоятельства; долгое, подчас, обдумывание планов сочетается с тщательным и ответственным их выполнением. Внешняя сдержанность в движениях и речи сочетается с выдержкой и невозмутимостью при неудачах, при общении с неприятным или неудобным собеседником; устойчивость к действию фрустрирующих ситуаций и обстоятельств, внутренняя эмоциональная стабильность и сдержанность в проявлении аффектов и чувств к другим людям.

5 Для лиц, у которых с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип Б, характерны:

отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, преданность избранному делу, отсутствие стремления к сменам работы;

скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, в том числе при общении с близкими и друзьями;

обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое дружелюбие и расположенность к

окружающим;

излишне долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливым и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих;

отсутствие стремления к соревновательности и соперничеству, неумение и нежелание спорить, но в то же время твердость в отстаивании своей точки зрения;

отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Неумение, а подчас и нежелание быстро менять стереотипы деятельности в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы;

относительная устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным ситуациям и обстоятельствам, однако при длительном действии этих факторов склонны к депрессивным реакциям, "уходам в себя", потере интереса к работе и общению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНГРАММА

На стереотип эмоционального поведения, как было отмечено, в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнеров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.



infopedia.su

Проактивность - Психологос

​​​​​​​Проактивность - действование и Способ жизни, когда человек не реагирует на воздействия извне, а сам оказывается автором воздействий, выбирает свои действия сам, запускает их по своей инициативе, опережая воздействия на себя и формируя нужные реакции у окружающих. Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, не по указке условий и обстоятельств, а формируя эти условия и обстоятельства.

Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами и действия идут как ответ на внешнюю стимуляцию.

Действия проактивного человека - его инициативы и акции, воздействия. Действия реактивного человека - его ответы, его реакции.

Проактивность - обязательная составляющая личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность.

Кто использует понятие проактивность

Проактивность, как представление о природе психики человека, свойственно в первую очередь гуманистической психологии и Синтон-подходу, как направлению в практической психологии.

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» (написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере) для обозначения личности, принимающей Ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. Это слово в понимании Франкла близко к понятию интернальности. В этом смысле понятие проактивности широко используется в популярной литературе по менеджменту.

Одним из первых, кто поставил во главу угла личности её активность, дав этому в противовес «реактивности» бихевиористов, специальное название - проактивность, как он её называет в противовес постулату реактивности, на котором строится весь бихевиоризм, был Гордон Олпорт. Олпорт категорически не согласен с мнением большинства психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, редукции напряжения. Для него человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - признак нездоровья. Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» указал проактивность одним из необходимых навыков успешного человека.

Человек активный — это человек действующий. Но действие может быть и следствием поступка другого человека или возникшей ситуации. Тогда такое действие называется реактивностью, т.е. реагированием на стимул, приходящий извне. Как правило, настоящий лидер предпочитает не реагировать, а упреждать, сам создавать события. Как раз такое качество и называется проактивностью. Оно связано с мотивацией приближения (мотивацией «К»), когда человек зажигается целями, планами, мечтами, а не возможностью избежать неприятных ситуаций. Лидер постоянно действует на опережение, т.е. начинает действовать первым. Он инициирует процесс, проявляет инициативу. И это тесно связано с качествами, обсуждаемыми ранее: видением, дерзновенностью, уверенностью. Лидер старается быть всегда на полшага впереди. Поэтому ему просто необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем чтобы начать действовать первым. Ведь в современном мире информационных технологий и огромных скоростей любое промедление грозит огромным проигрышем как в моральном, так и финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду.

В своей книге «Альфа-лидерство» Роберт Дилтс описал стратегию, хорошо иллюстрирующую качество проактивности: готовьсь, пли, целься. Сейчас технологии развиваются так быстро, что нужно постоянно держать руку на пульсе перемен. Раньше, как только на горизонте появлялась цель, стандартной стратегией была такая: вначале прицелиться (собрать информацию), подготовиться к выстрелу (досконально продумать стратегию достижения цели), принять окончательное решение о выстреле и только потом действовать. Но на всё это требуется время. А любое промедление и затягивание времени — это подарок конкурентам. Ведь в этот момент лидер другой команды может успеть сделать большее, перехватить инициативу, начать быстрее разработку нового продукта…

Современные самонаводящиеся ракеты действуют по другому принципу. Как только на горизонте появляется цель, ракета вылетает в сторону цели, и только затем производится доводка ракеты с пульта управления, корректируется её траектория. Так и в бизнесе: чтобы не упустить момент, как только на горизонте появилась нужная нам цель, начинаем движение в направлении цели, а затем доводим технологию и простройку её реализации до нужного нам результата, что позволит нам быть всё время на полшага впереди.

www.psychologos.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта