Бихевиоральная поведенческая психотерапия. Основные принципы бихевиоризма и поведенческой психотерапии


2.7. Бихевиористская психотерапия

Целью бихевиористской психотерапии является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента, с помощью специального тренинга, формируются конкретные поведенческие реак­ции, направленные на решение четко определенных задач, в этом смыс­ле такая психотерапия имеет много общего с работой социального педа­гога

Родоначальником бихевиоризма как научного направления счи­тается Д. Уотсон /1878-1958/, но мы рассмотрим основные принципы бихевиористски ориентированной психотерапии на примере идей клас­сика бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.

Б. Ф. Скиннер /р. 1904/ - один из наиболее влиятельных психоло­гов США. Его концепции привели к возникновению бихевиористского ориентированного обучения, в частности программированного обуче­ния. Развитие бихевиоризма сопровождалось ростом числа его сторон­ников, использующих технику изменения поведения вместо изменения состояния /как, например в психоанализе/.

Скиннер, как и все бихевиористы, основывает свою работу на на­блюдаемом поведении людей и животных, он отрицает объяснения с субъективных позиций или исходя из "внутренних факторов".

Основные идеи

Слово бихевиоризм происходит от англ. - поведение. Бихевио­ризм использует для объяснения два основных понятия: стимул /8 / и реакция /К/. Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются, би­хевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было сложным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.

По Скиннеру, личности как изолированной самости нет места в научном анализе поведения Личность определяется им как сумма пат­тернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целост­ная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция ос­нована исключительно на предыдущем опыте и генетической истории. Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Скиннера, - только тонкие объяснительные фикции, также он отрицает спонтанность и источники поведения, лежащие вне жизненного опыта.

Если И. Павлов открыл механизм образования условных рефлек­сов (реакций) при сочетании безусловного рефлекса с некоторым услов­ным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предло­жив модель так называемого оперантного обусловливания. Упрощая, это принцип награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции.

Если Павлов присоединял к старой реакции новый стимул, то бихевиористов интересовало прежде всего образование новых реакций. Желательные или целесообразные реакции могут получиться случайно или могут быть вызваны намеренно (например, с помощью словесной инструкции у человека), но подкрепляющий стимул, даваемый после их получения, способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющие стимул) уменьшает вероятность не­желательных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие сти­мулы регулируют поведение и управляют им. В природе естественным образом подкрепляются правильные, способствующие решению задачи реакции и наказываются неправильные.

Первичные подкрепители - это прямые физические вознагражде­ния. Вторичные подкрепители - нейтральные стимулы, которые ассо­циируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают дей­ствовать как награды, деньги или обещание денег - один из примеров вторичного подкрепления.

Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что "мы не можем принимать мудрые реше­ния, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу в руках других. Первые шаг к защите от тирании -это максимально возможное обнаружение техники управления".

Наказание информирует наказуемого о том, что не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает возможности научиться челове­ку тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это ос­новное препятствие эффективному обучению, тем более, что неверных форм поведения гораздо больше, чем правильных.

Наказываемые способы поведения не исчезают; они почт всегда возвращаются, обычно замаскированные / сопровождаемые/ другими способами поведения. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Другая сторона наказания состоит в том, что оно поощряет наказуемого, развивая в нем тиранические навыки.

Наказание неэффективно прежде всего потому, что практически никогда не совпадает по времени с моментом совершения нежелатель­ного поведения, поэтому и животное (а также и человек), чье поведение пытаются изменить, не понимает наказание как следствие собственных действий, скорее наказание понимается им как месть и реванш, произ­вол со стороны наказующего.

Кроме того, наказание невозможно отменить изменив поведение, ведь все уже совершилось. Поэтому изменений и не происходит, един­ственное изменение состоит в том, что человек (и животное) стремится больше не попадаться. Наказуемые формы поведения возвращаются потом в скрытой или завуалированной форме.

Награждение правильных ответов улучшает обучение. Это более эффективно, чем управление посредством наказания, поскольку награ­ждение направляет поведение к цели. Использование наград - в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением. Гораздо легче обучить человека или животное желательному поведе­нию, которое делает нежелательное поведение ненужным и даже невоз­можным, чем бороться с его нежелательным поведением. Награжде­ние, если оно совпадает по времени с совершаемым действием, является мощнейшим способом его закрепления. Оно побуждает человека повто­рять данное действие и развивает стремление продолжать обучение. Что немаловажно, награждение делает добрее самого обучающего.

Известен опыт применения так называемых жетонов Скиннера в тюрьмах и в психиатрических лечебницах. Эти жетоны выдавались за­ключенным или больным за одобряемое поведение. Потом они обмени­вались на желательные для субъекта ценности (сигареты, билеты в ки­но, краткий отпуск и т.д.). Эксперименты показали весьма существен­ное изменение поведения и у тех и других в лучшую сторону.

На принципах выработки необходимых навыков и награждении построено и программированное обучение по Б.Ф. Скиннеру. Суть это­го метода состоит в том, что весь объем учебного материала, который должен быть усвоен, делится на мелкие порции, каждую из которых легко усвоить, после "порции" знаний идут проверочные упражнения, включающие систему подсказок. После решения задач можно перехо­дить к следующей порции знаний. Обучаемый всегда получает положи­тельное подкрепление, поскольку легко усваивает порцию знаний и справляется с заданиями, он не будет решать задачу, не соответствую­щую его уровню знаний. Каждый может идти в своем темпе, если необ­ходимо, можно легко вернуться к непонятому материалу. Особенно эф­фективно такое обучение благодаря использованию компьютера, ско­рость обучения возрастает порой в 10 раз.

Традиционная система обучения во многих школах также сейчас основывается прежде всего на системе наград и поощрений, что приво­дит к повышению успеваемости и к удивительному рвению учеников.

Терапия

Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутренними со­стояниями или историей клиента, он занимается актуальным поведени­ем. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, безопасную аудито­рию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д., не испытывая давления или осуждения. Однако, терапевт не заинтересован в поощрении этого вы­ражения. Он занимается обучением, то есть наработкой и поощрением способов поведения, которые эффективно противостоят тем способам, которые необходимо исключить -неудобным или неправильным. На­пример, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиен­те уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно сказать так; бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать , способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.

Групповая поведенческая терапия

Кроме Скиннера есть множество выдающихся ученых бихевиористов внесших свой вклад как в научную теорию, так и в практику психотерапии, дать достаточно полный обзор их идей, слишком объем­ная задача. Но для социального работника важно иметь представление о весьма распространенной модели групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее за­программированные курсы обучения, чем серия психотерапевтических занятии. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и ис­править недостатки.

К видам жизненных умений, которым обучают в группах, от­носятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решении, родительские функции, коммуникативные умения (тренинг обще­ния), тренинг уверенности в себе и т.д.

В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, таких, например, как есть суп не проливая. В группах здоровых людей ставятся более слож­ные цели.

Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, зани­мающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучаются вы­ражать свои эмоции, не возбуждая защитных или враждебных чувств в других. Показываются и отрабатываются четыре поведенческих умений: выражение межличностных чувств (то есть осознание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания; умение давать эмпатический ответ (полное по­нимание и передача этого понимания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу и обратно), умение эф­фективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудничество).

Другой вид тренинга умений называется структурированно обу­чающей терапией и применяется для развития социальных умений, уме­ния планировать и умения предупреждать причины возникновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как. напри­мер, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу,

Одним из самых распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе. Следуя бихевиористской концепции, уве­ренность не рассматривается как некоторое психологическое состояние, а как характерный набор умений, которые свойственны уверенному человеку, В этот набор входят следующие поведенческие умения:

умение определить и выразить свои чувства;

умение говорить о себе;

умение начать разговор при встрече;

умение давать и принимать искренние комплименты;

умение адекватно использовать мимику лица в разговоре;

умение корректно выражать несогласие;

умение просить разъяснений;

умение обратиться с просьбой;

умение сказать "нет", не чувствуя себя виноватым;

умение быть настойчивым;

умение говорить о своих разумных правах и настаивать на их реализации.

Это основные умения уверенного человека, но в принципе список может быть продолжен. Так же составляются списки основных /или разумных/ прав, которые поддерживают уверенное поведение индивида:

• право быть одному,

• право быть независимым;

• право на успех;

• право быть выслушанным и принятым всерьез;

• право получать то, за что платишь;

• право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;

• право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя вино­ватым и эгоистичным;

• право просить то, чего хочешь;

• право делать ошибки и быть ответственным за них;

• право быть настойчивым.

Прежде всего, клиентам объясняется разница между неуверен­ным, агрессивным и уверенным поведением. Например, неуверенное поведение выражается прежде всего в том, что внешнее (то, что гово­рится) не совпадает со внутренним (тем, что человек чувствует), то есть человек говорит "да", когда чувствует "нет". Агрессор всегда начинает фразу со слов: "А ты..., А Вы..." Например: "Что Вы себе позволяете!?", 'Где Вы были с 8 до 11?.." Уверенный человек начинает фразу с "Я" ("Я думаю...", "Мне не нравится...), то что говорится совпадает с тем, что человек чувствует.

Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. С ними проводится ряд поведенческих упражнений развивающих умения, соответствующие уверенному поведению: активное наблюдение, уме­ние делать комплементы, выражать свои чувства, инициировать разго­вор, останавливать самокритику и т.д Их учат как формировать пози­тивный образ своего "Я", как написать для себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации и как следовать ему и т.д.

Таким образом, через развитие способности действовать уверен­но группы тренинга умений ведут к большей свободе и самос­тоятельности человека.

Возможности использования идей бихевиористской терапии в пси­хосоциальной работе с дезадаптированными детьми и подростка­ми.

1. Психосоциальный работник имеющий дело с дезадаптирован­ными детьми должен продумать каких конкретных изменений в поведе­нии у детей он хочет добиться, какие конкретные навыки необходимо для этого выработать у детей и какую систему наград он будет для этого применять. Следует помнить, что для ребенка серьезнейшей наградой является просто похвала взрослого человека, но ничего зазорного нет в использовании и материальных наград. Подробнее см. К.Прайор "Не рычите на собаку!" -М, 1995. В этой книге рассматриваются не только награждение и наказание, но и другие формы управления поведением (отрицательное подкрепление, смена мотивации и др.).

2. Необходимо помнить, что уверенное поведение ребенка несо­вместимо не только с неуверенностью, но и с агрессией. Поэтому развивая уверенное поведение у ребенка мы способствуем его лучшей адап­тации к социальной среде, а не порождаем, как кому-то может показать­ся, эгоиста и нахала. Одна из хронических ошибок наших педагогов -это то, что они осуждают детей за употребление местоимения "Я" ("Я" -последняя буква в алфавите). Уверенный человек начинает фразу с "Я' и это означает прежде всего ответственность за свои мысли, чувства и действия, безответственный человек избегает этого слова. Кроме того, буква "Я" на самом деле так же и первая буква в алфавите, поскольку "А" - это старославянская буква "Аз", означающая то же самое "Я".

3. Психосоциальный работник может воспользоваться многочис­ленными наработками бихевиористских психологов в области создания тренингов по выработке разнообразных умений. В конце концов, поль­зуясь основными теоретическими позициями бихевиористов, можно создать свой собственный авторский тренинг для каких-то специальных задач. Дезадаптированные дети потому и дезадаптированы, что они не умеют чего-то, с чем легко справляются другие, этим вещам и необхо­димо их учить.

studfiles.net

Бихевиоральная поведенческая психотерапия

Контрольная работа

Тема: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

План

Введение

  1. Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

  2. Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма

Выводы

Список литературы

Введение

Психологи и психотерапевты, а также психоаналитики всегда интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения и их расстройств - нуждающихся в психологической помощи (психологическом консультировании и психотерапии) - при неврозе, депрессии, фобии, или в ситуации стресса. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е.  доступными непосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме» или в «бессознательном». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует психику человека.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвал Б.Ф. Скиннера самым выдающимся психологом XX столетия.

Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма - школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности бихевиоральной психотерапии.

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника. Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.

Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.

Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, например, чтобы они вели себя по-другому. При оперантном обусловливании на поведение также влияют его последствия, но этот процесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере. Голодную крысу помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении нескольких дней при помощи специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стены камеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, который при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того как крыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не "пытается" что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на каких-либо "ошибках". Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки, который был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг. В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.

Оперант может возникать под управляющим воздействием какого-либо стимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайно редко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение, или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает ее реакцию, однако такая реакция не является рефлекторной. Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией. До того как реакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать в первый раз по другим причинам. Если необходимо выработать путем подкрепления какую-либо очень сложную реакцию, которая никогда не возникнет самостоятельно, ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их по отдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант. Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняет это поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведения важную роль играют режимы подкрепления. Если реакция подкрепляется в течение определенного времени, например, через каждые 5 минут, крыса не станет реагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления  с фиксированным интервалом). Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5 минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определенной степенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такой средний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если он оказывается длинным, темп реагирования будет низким. Если реакция подкрепляется после возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режим подкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайно высоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, что ее реакции подкрепляются крайне редко.

Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам и системам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается таким образом, что противоположная сторона - игрок - в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает ("подкрепляет") реакцию; отрицательное подкрепление "подкрепляет" реакцию, когда оно отменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления  всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова "подкрепление". Наказание используется для подавления нежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного.

Наказание основывается на процедуре обусловливания отрицательными подкреплениями. Наказанный человек действует теми способами, которые снижают угрозу наказания, а также теми, которые не связаны с наказуемым поведением. Отличительная особенность чел. как биологического вида заключается в том, что его голосовые реакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У человека существуют множество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведение подкрепляется при посредничестве других людей, которые делают множество различных вещей.

Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельно взятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди, однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большей частью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам, прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, и наше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, который в иных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведения оказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такой вербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаем гораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счет непосредственного контакта с физ. окружением. Реагирование в результате подкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в результате полученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы не обращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит какое-либо конкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когда выполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для нас подкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бы немедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовали делать.

Врожденное поведение, изучаемое этологами, формируется и сохраняется в силу его значения для выживания индивида и вида. Оперантное поведение формируется и сохраняется в силу его последствий для индивида. В отношении особенностей обоих процессов остается немало спорных вопросов. Однако ни в одном из них, по-видимому, не находится места для предварительного плана или цели. В обоих творчество заменяется отбором. Может создаваться впечатление, что личная свобода также находится в угрожаемом положении. Однако существует лишь чувство свободы, которое, в свою очередь, тоже зависит от подкреплений. Те, кто реагирует в силу того, что его поведение имело положительные подкрепляющие последствия, обычно чувствуют себя свободными. Им кажется, что они делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в силу того, что подкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясь наказания, делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Эти различия никак не связаны с самим фактом свободы.

Экспериментальный анализ оперантного поведения привел к разработке технологии, которую часто называют модификацией поведения. Она заключается в изменении последствий поведения - удалении последствий, - которые вызвали проблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения. Исторически человеческое поведение регулировалось преимущественно на основе отрицательного подкрепления, т.е. людей наказывали, когда они не делали того, что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог их наказать. Положительное подкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его результаты оказываются несколько отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотя оно может быть столь же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к тому же вызывает гораздо меньше нежелательных побочных эффектов.

2 Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 - 18 августа 1990) - американский психолог и писатель. Скиннер признавал, что в начале пути на него оказали сильное влияние идеи английского ученого и философа Френсиса Бэкона (1561-1626), с трудами которого он познакомился в молодости. «Три принципа Бэкона определяли мою профессиональную жизнь». Скиннер формулировал их так:

coolreferat.com

ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - Направления - Психология - Когнитивно-бихевиоральный подход

Бихевиоризм - направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой (бихевиоральной) психотерапии. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только доступное непосредственному наблюдению.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.
Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Для теоретиков данного направления характерно экспериментирование с поведением животных и стремление придать своим исследованиям строгую научную объективность. Первый опыт применения поведенческой терапии, описанный пионерами этого направления Павловым и Скиннером, был связан с классическим и оперантным обусловливанием.

www.openreality.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта