Лабораторная работа по биологии "Выявление приспособлений организмов к среде обитания" 11 класс. Лабораторная работа выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды


Рабочая программа по учебному предмету "Биология" на уровень среднего общего образования (10, 11 классы)

в) какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Урок №11

Лабораторная работа №2

«Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Цель работы: изучить передвижение животных, выявить поведенческие реакции животных на факторы внешней среды.

Оборудование: микропрепараты Инфузории-туфельки, живые объекты -дождевой червь, аквариумные рыбки; раствор поваренной соли, пипетка, микроскоп, бумага.

Ход работы:1. Изучение поведенческих реакций инфузории-туфельки.

А)Рассмотрите невооружённым глазом инфузории-туфельки в пробирке.

Б) Рассмотрите микропрепарат под микроскопом, изучите внешнее строение, найдите отличия передней части тела от задней, отметьте способ передвижения.

В) Положите кристаллик соли в воду с инфузорией-туфелькой, понаблюдайте за происходящим явлением.Г) Зарисуйте внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, укажите органоиды, назовите таксисы.2. Изучение поведенческих реакций дождевого червя.А) Изучите внешнее строение дождевого червя, рассмотрите на брюшной стороне щетинки с помощью лупы. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге,прислушайтесь , есть ли шуршание.Б) Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители (аккуратно прикоснитесь листочком бумаги).В) Зарисуйте дождевого червя, сделайте обозначения.3. Изучение поведенческих реакций аквариумных рыбок.А) Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму её тела, объясните, какое значение она имеет в жизни рыбы.Б) Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие

непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.В) Проследите, как рыбки реагируют на свет, кормление с постукиванием о стекло.Г) Зарисуйте рыбу и сделайте вывод о приспособленности рыбы к передвижению в воде.Сделайте вывод:Какова роль поведенческих реакций животных на факторы внешней среды, каково значение таксисов?

Урок №17

Лабораторная работа №3

по теме «Изучение признаков вирусных заболеваний растений»

Цель: изучить признаки вирусных заболеваний растений

Оборудование:инструктивные карты, гербарий, дополнительная литература

Ход работы:

Изучите по гербариям и дополнительной литературе признаки вирусных заболеваний растений и заполните таблицу

№п/п

Растения

Признаки вирусного заболевания

Способы лечения

Сделайте вывод.

Урок №22

Лабораторная работа №4

по теме «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

Цель:изучить стадии митоза; сравнить изменения в разных стадиях митотического деления в клетках корешка лука.

Оборудование:микроскоп, готовые микропрепараты, раздаточный материал.

www.prodlenka.org

Конспект урока по биологии на тему «Наблюдение за живыми животными»

Автор работы:

учитель химии и биологии

ГУ «Маржанбулакская средняя школа»

Хамзина Гульжан Минуллаевна

Тема:. Лабораторная работа «Наблюдение за живыми животными»

Цель: выявить особенности поведения на примере семейства кошачьих, изучить передвижение животных, выявить поведенческие реакции животных на факторы внешней среды.

Задачи: Повторить и обобщить знания о образе жизни животных класса млекопитающих, закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды Млекопитающих. Развить умения работать с дополнительной литературой и видео материалом. Развитие мыслительных способностей и речи путем активации их деятельности на уроке. Развитие навыков самопрезентации и организаторских способностей.

Оборудование: мультимейдиная презентация, видео материалы, рабочие листы, постер, раздаточный материал (маркеры, клей, плакаты-мотиваторы,стикеры),бланк рефлексии.

План урока

  1. Введение: (5минут)

  2. Основная часть: (10 минут)

  3. Применение полученных знаний: (5минут)

  4. Закрепление (5минут)

  5. Рефлексия: (3 минуты) «Острова»

  6. Итоги и домашнее задание: (2минуты) самооцениваниие «Солнышко» и взаимооценивание в группе, оценивание лабораторной работы после проверки –рабочего листа учащегося.

Ход урока

  1. Приветствие Видео ролик «Все в ваших руках»

Добрый день уважаемые гости и ученики , как вы видите тема нашей работы «Наблюдение за животными» сегодня мы будем наблюдать за животными и надеюсь, что много нового и интересного вы сегодня узнаете из мира братьев наших меньших. Как говорится в притче мои ученики , «Все в ваших руках» а именно в ваших руках результат вашего обучения.Желаю вам успехов.

  1. Объявление темы урока и целей и задач урока слайд№1

-Скажите ребята какие цели нам необходимо добится с вами на данном уроке?

Ответы учащихся

-Правильно:

  1. Повторить и закрепить полученные знания о млекопитающих

  2. Провести лабораторную работу, записать и подвести выводы

-А для того чтобы достичь наших целей и задач я предлагаю вам перевоплатиться в следопытов, а так как у нас задание не простое я предлагаю вам собрать команду единомышлеников для изучения и наблюдения за животными, а для этого нужно разделится на группы.

(Деление на группы )-взять картинки со стола и разделится по общему,объединяющему фактору на картинках. (купюры 10 000 тенге с изображением снежного барса и 100 китайских юань с изображением кота)

1группа – Снежный барс 2-группа –Кошки

Слайд№2

-А теперь я вам предлагаю отгадать нашего «Чудо -зверя» сначала отряд к которому относится а после и само животное

II. Основная часть После просмотра слайда № 2

Все знают кто такие кошки. Когда мы слышим это слово, в голове рисуется картинка домашнего кота, весело резвящегося с мячиком. Но они бывают разные: самые крупные – тигры весом 350 килограмм, а самые маленькие «ржавые» кошки достигают веса всего лишь 1.5 килограмм. Предлагаю вспомнить какие бывают кошки?

Ответы учащихся (дикие и домашние) слайд №3 Слайд№4 «Отдел находок»

- В данном задание я предлагаю вам вспомнить где проживают представители семейства кошачьих.

Лев-в Африке

Гепард - в Африке, Средней Азии и Индии

Пума, пантера- Африка, Европа, Южная Азия

Рысь - в Америке и Европе

Манул- в Африке, Монголии, Китае, Центральной и Средней Азии

Тигр- в России, Индии, Китае, Азии, Америке, Африке

- Молодцы вы все хорошо справились с заданием. А теперь приступим к нашей основной работе, я предлагаю вашему вниманию видео ролик о двух животных просматривая который вам необходимо будет делать записи в ваших «полевых дневниках» которые в дальнейшем вы будите использовать в качестве ваших помощников.

Просматривают видео-5 минут

III. Применение полученных знаний: (5минут) (работа с постером)

После просмотра видео учащиеся работают с постером Интеллект – карты, записывают увиденные данные и выводы а также на общем построре с помощью стикеров записывают общее обединяющее и значение всех животных в природе на примере увиденных.

-А теперь мои дорогие предлагаю Вам заполнить интеллект-карты.

  1. Закрепление (5минут) Защита «Интеллект – карты» и общий вывод по выполненой лабораторной работе

  1. Рефлексия: (3 минуты) «Острова» каждый ученик наклеивает смаилик со своим именем на остров с названием (тем самым показывая свое настроение на уроке)

  1. Итоги и домашнее задание: (2минута) самооцениваниие «Солнышко» и взаимооценивание в группе, оценивание лабораторной работы после проверки –рабочего листа учащегося.

(«Солнышко» на доске, во внутреннем круге написаны имена учащихся где они маркером самооценивают себя во внешнем круге каждый ученик оценивают друг-друга с помощью различных цветов. Например: желтый цвет -5

Оранжевый-4, красный-3.)

doc4web.ru

Урок № 6. Лабораторная работа «Жизненные формы животных»

 Полная версия 46 (часов) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные ан­тропогенные загрязнения: физические, химические и биологиче­ские.

Биотические экологические факторы — следствие взаимоот­ношений организмов (взаимоотношения «хищник-жертва», «па­разит-хозяин», конкуренция) или изменений биотопа вследствие накопления детрита (гумуса почвы, торфа, сапропеля, лесной подстилки, ветоши и т.д.).

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться.

Жизненная форма растений, биоморфа — внешний облик (га­битус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Наиболее распространена классификация жизненных форм, пред­ставленная К. Раункером. Выделяют 5 основных типов жизненных форм: фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты (гео- и гидрофиты) и терофиты. Состав жизненных форм в расти­тельных сообществах отражает экологические условия и страте­гию жизни определенных групп растений.

Жизненная форма животных — группа особей, имеющих сходные морфоэкологические приспособления для обитания в одинаковой среде. При экологическом анализе той или иной группы в основу классификации могут быть положены разные критерии (способы передвижения, добывание пищи, ее характер, степень активности, приуроченность к определенному ландшаф­ту). Например, среди морских животных по способу добывания пищи можно выделить жизненные формы: растительноядные, трупоеды, детритоядные (фильтраторы и грунтоеды).

Задание 1. Сравнительный анализ жизненных форм жуков-жужелиц

Цель работы: изучить жизненные формы животных.

Материал: энтомологические коробки с набором жужелиц разных жизненных форм.

Особенности морфологии жужелиц-зоофагов разных жизненных форм

Признаки

Фито-

бионты

Эпигео-

бионты

Страто-

бионты

Гео-

бионты

Саммоколим-

бионты

Форма тела

         

Форма ног

         

Склеротизация

покровов

         

Окраска

         

 

Сравните набор жужелиц-зоофагов и жужелиц-миксофитофагов. Найдите различия во внешних особенностях строения жуков (оцените форму тела, головы, относительные размеры че­люстей, строение ног), сделайте выводы.

Контрольные вопросы

В чем проявляется приспособительный характер разных призна­ков внешней морфологии у жужелиц, специализированных на животной пище, и у растительноядных, у жужелиц-зоофагов, приспособленных к жизни в разных ярусах?

Чем характеризуется приспособительный характер разных при­знаков жужлиц-зоофагов, приспособленных к жизни в разных ярусах?

    Задание 2. Анализ жизненных форм млекопитающих

    Материал и оборудование: чучела и тушки млекопитающих: бурундука, суслика, полевки или таблицы с изображением кито­образных, копытных, хищных и др.

    Ход работы. Работа выполняется в форме групповой беседы. Рассмотрите чучела, тушки и изображения млекопитающих, ве­дущих сходный образ жизни: подземных (крот, слепыш, цокор), наземных бегающих (копытные, хищники), прыгающих (тушкан­чики, кенгуру), лазящих (ленивцы, обезьяны, коалы), летающих (рукокрылые), водных (китообразные, тюлени, дюгонь).

    Проанализируйте набор признаков, свойственных видам, ис­пользующим три среды обитания: наземно-подземную (барсук, суслик и др.), наземно-древесную (бурундук), древесно-воз­душную (летяга, шерстокрыл, белка), сделайте выводы.

    Контрольные вопросы

    1.Чем отличается принцип построения филогенетической система­тики животных от экологической?

    2.По каким признакам отличаются животные, ведущие наземно-под­земный, наземно-древесный, древесно-воздушный образ жизни?

    3.Каковы адаптивные признаки животных, ведущих наземный образ жизни бегающих (копытных, хищников), прыгающих и лазящих?

    Жужелицы 

     

     

     

    Carabidae. Жужелицы.

     

     

     

    Дикая природа: крот

     

     

     

    Гепард 

     

     

     

    Кто Такие Кенгуру?

     

     

     

    Белки летяги

     

     

    Ресурсы:

     ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

    (Учебно-методическое пособие)

    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

    Хостинг презентаций

    - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Лабораторная работа по биологии "Выявление приспособлений организмов к среде обитания" 11 класс

    Лабораторная работа

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    Вариант № 1

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.

    Ход работы:

    1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

    Приспособленность организмов и её относительность.

    Название

    вида

    Снежный барс (ирбис)

    Байкальский омуль

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается

    относительность

    приспособленности

     Окрас шерсти барса серовато-дымчатого оттенка, но контраст с черными пятнами создает впечатление белой шерсти. Для черных пятен характерна розеточная форма. Иногда в центре пятна можно разглядеть еще одно, более темное, но меньше размером. По особенностям пятен ирбис напоминает чем-то ягуара. В определенных местах (шея, конечности) пятна больше похожи на мазки. Окрас зверя играет важную роль, он помогает ему маскироваться в естественной среде обитания, во время охоты. Ведь часто хищник ищет жертву среди белого снега или льда. На нижней части туловища шерсть в основном без пятен, белая, немного с желтоватым оттенком.

    У барса красивая, густая шерсть, довольно длинная (может достигать даже длины 12 см). Есть и густой подшерсток, который согревает грациозное животное в самую холодную пору. Шерсть, которая растет даже между пальцами, спасает и от холодных камней зимой, и от разгоряченных солнцем жарким летом. Как видно, ничего случайного в деталях шерстяного покрова снежного барса нет, все имеет свое предназначение.

    У зверя приземистое туловище длиной до 130 см. Такое анатомическое строение помогает ему низко примыкать к земле во время засады на очередную жертву. Барс с легкостью прячется даже за небольшими возвышенностями. По сравнению с очень сильным леопардом, ирбис менее мускулистый. Как у почти всех животных, самка барса немного меньше по параметрам, чем самец. Взрослая особь обычно имеет вес до 45 кг (если обитает в дикой природе) или до 75 кг (если регулярно питается и мало двигается в зоопарке).

    Лапы у барса не очень длинные, они мягкие и не проваливаются в снег, что очень важно для удачной охоты. Но стоит отметить и силу конечностей, особенно часто используемую для прыжков. И одним из главных достоинств внешности животного является его длинный хвост, по данному параметру хищник лидирует среди кошачьих.

    Средний срок жизни. При благоприятных условиях снежные барсы могут прожить до 20 лет. А в зоопарках, где они меньше подвержены травмам, болезням, едят регулярно, ирбисы доживают и до 28 лет.

    2. Заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

    Лабораторная работа

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    Вариант № 2

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.

    Ход работы:

    1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

    Приспособленность организмов и её относительность.

    Название

    вида

    Снежный баран

    Бурундук сибирский

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается

    относительность

    приспособленности

     

    Баран – млекопитающее, относящееся к отряду парнокопытные, семейству полорогие, роду бараны. Размер барана составляет от 1,4 до 1,8 метров. В зависимости от видовой принадлежности вес барана колеблется от 25 до 220 кг, а высота в холке – от 65 до 125 см.

    Характерной отличительной чертой, присущей роду бараны, являются направленные в стороны массивные завитые спирально рога с мелкими поперечными насечками, сидящие на небольшой вытянутой голове. Рога барана могут достигать 180 см, хотя встречаются виды с мелкими рожками или вообще без них. Довольно высокие и сильные ноги отлично приспособлены для ходьбы, как по ровным полям, так и  по горным склонам.

    Благодаря боковому расположению глаз с горизонтальными зрачками бараны обладают способностью, не поворачивая головы, видеть окружающую обстановку, находящуюся позади них. Зоологи предполагают, что глаза барана могут воспринимать цветную картинку. Это наряду с развитым обонянием и слухом помогает баранам находить пищу или скрываться от врага. Самка барана — это овца. Половые различия между мужскими и женскими особями проявляются в размерах тела (бараны крупнее овец почти в 2 раза) и рогов (у самцов рога развиты гораздо лучше, чем у самок). А вот окраска мехового покрова от половых признаков не зависит. У всех особей в пределах вида окраска практически идентична. Цвет барана и овцы бывает коричневато-бурым, желто-коричневым, серо-рыжим, белым, светло-серым, темно-коричневым и даже черным. Почти у всех видов баранов брюхо и низ ног светлого, почти белого цвета. У всех представителей рода, кроме домашних видов, наблюдается сезонная линька. Баран — животное, ведущее стадный образ жизни. Члены стада общаются между собой при помощи блеяния или своеобразного фырканья. Голос барана – блеяние, разное по тональности. Часто по голосу члены стада различают друг друга.

    Средняя продолжительность жизни барана в естественных условиях колеблется от 7 до 12 лет, хотя отдельные особи доживают до 15 лет. В неволе бараны живут 10-15 лет, а при хорошем уходе могут дожить до 20 лет.

    2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

    Лабораторная работа

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    Вариант № 3

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.

    Ход работы:

    1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

    Приспособленность организмов и её относительность.

    Название

    вида

    Муха журчалка

    Байкальская нерпа

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается

    относительность

    приспособленности

    Нерпа, как и все представители ластоногих, имеет тело веретеновидное, туловище является продолжением шеи. Окрас животного буровато-серый с серебристым оттенком к низу становится более светлым. Волосяной покров нерпы густой, длиной до двух сантиметров, покрывает практически все тело, кроме края слухового покрова, узкого кольца вокруг глаз и ноздрей. Ласты нерпы также имеют волосяной покров. Пальцы животного соединены между собой перепонками. На передних лапах имеются мощные когти, задних несколько слабее. На верхних губах и над глазами нерп имеются полупрозрачные вибриссы. Ноздри животного имеют вид двух щелей, расположенных вертикально, края которых с наружи образуют складки кожи – клапаны. Когда нерпа находится в воде, то ее ушные отверстия и ноздри закрыты плотно. При выпускании воздуха из легких образуется давление, под действием которого происходит открытие ноздрей. Нерпы имеют хорошо развитый слух, зрение и обоняние. На глазах нерпы имеется третье веко. Находясь, длительное время на воздухе, глаза животного начинают слезиться. Абсолютный объем легких взрослой нерпы составляет 3500-4000 куб.см. Когда животное погружается в воду, то в легких может находиться воздуха не более 2000 куб. см.

    Нерпа имеет жировой слой, толщина которого составляет 1,5 – 14 см. Жировой слой выполняет функцию термоизоляции, позволяет переносить изменение давления воды при погружении и всплывании, а . также является резервуаром питательных веществ. Передвигается нерпа в воде со скоростью 10-15 км/ч. Может развить скорость до 20-25 км/ч. Масса тела байкальской нерпы составляет 50 кг. Отдельные особи могут весить до 150 кг. Длина тела животного равна 1,7-1,8 метра. Половое созревание нерпы происходит к 3-4 годам. Вынашивание детенышей длится 11 месяцев, после чего рождается, как правило, один детеныш. Для родов нерпа строит логовище из снега и льда. Оно представляет собой большую камеру, которая соединена с водой отдушиной. У нерпы развито чувство материнства. Она переносит детенышей в зубах в случае опасности к дополнительным отверстиям, расположенным недалеко от основного. Самцы участия в воспитании потомства не принимают.

    Питаются нерпы рыбой: голомянка, омуль, желтокрылка, байкальский бычок, лососевые и другие. Кроме рыбы нерпа питается ракообразными.

    2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

    Лабораторная работа

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    Вариант № 4

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.

    Ход работы:

    1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

    Приспособленность организмов и её относительность.

    Название

    вида

    Красноклоп бескрылый

    Бурундук сибирский

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается

    относительность

    приспособленности

    Бурундук – это маленький грызун семейства беличьих. Его длина до 15 сантиметров, а хвоста – до 12. Весит он до 150 грамм. Шерсть у них серо-рыжего цвета, а на брюшке – от светло-сероватого до белого. Линяют они один раз в год в начале осени, меняя мех на плотный и теплый. Частота пульса у них достигает 500 ударов в минуту, а частота дыхания бывает до 200. Температура тела в норме равна 39 градусов. Они частично похожи на белку: передние лапы длиннее задних, большие уши, маленькие коготки. А также бурундуки похожи на сусликов некоторыми внешними признаками и поведением: 1. Роют норы и живут в них. 2. Имеют защечные мешки. 3. Нет кисточек на ушах. 4. Встает на задние лапы и следит за обстановкой. Большинство бурундуков живет в Северной Америке в лиственных лесах. Сибирский бурундук распространяется от Европы до Дальнего Востока, и на юг до Китая. Животные тайги бурундуки хорошо лазают по деревьям, но жилище у них в норе. Вход в нее тщательно замаскирован листьями, ветками, может быть в старом гнилом пне, в густом кустарнике. Нора у зверьков длиной до трех метров с несколькими тупиковыми отделениями для кладовок, туалетов, проживания и выкармливания детенышей у самок. Жилая комната застелена сухой травой. У бурундуков за щеками расположены большие мешки, в которых переносят запасы питания на зиму, а также оттаскивают землю при рытье норы подальше от нее в целях маскировки. Каждый бурундук имеет свою территорию, и у них не принято нарушать ее границы. Исключение составляет весеннее спаривание самца и самки для продолжения рода. Самка в этот период специфическим сигналом созывает самцов. Они сбегаются и устраивают бои.

    Самка спаривается с победителем. После этого они расходятся по своим территориям до следующей весны. Зверьки ведут дневной образ жизни. С рассветом они выходят из нор, лазают по деревьям, питаются, греются на солнце, играют. С наступлением темноты они прячутся в норы. Осенью заготавливаю на зиму продукты до двух килограмм, перетаскивая их за щеками.

    С середины октября до апреля бурундуки спят, свернувшись клубочком, а нос прячут к брюшку. Хвостом закрывают голову. Но зимой несколько раз просыпаются для принятия пищи и сходить в туалет. Весной в солнечные дни зверьки начинают вылезать из нор, залезать на дерево и греться.

     

    2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

    Лабораторная работа

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    Вариант № 5

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.

    Ход работы:

    1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

    Приспособленность организмов и её относительность.

    Название

    вида

    Байкальский омуль

    Божья коровка

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается

    относительность

    приспособленности

    Омуль – рыба полупроходная, которая может обитать даже в солоноватой воде. Тело омуля удлиненное, покрытое прочно сидящей чешуей. Рот у этой рыбы небольшой с челюстями равной длины. У омуля есть жировой плавник. Общая окраска тела – серебристая, цвет спинки имеет буровато-зеленый оттенок, брюшко светлое, а плавники и бока серебристые. В период полового диморфизма у самцов становятся сильнее выраженными эпителиальные бугорки.

    Отдельные особи омуля могут в длину достигать даже 47 см и быть массой более 1,5 кг, однако обычно омуль не превышает в массе 800 г. Живет эта рыба не более 18 лет.

    Омуль выбирает для обитания места с чистой и холодной водой, он предпочитает воду богатую кислородом. Обитает эта рыба в бассейне Северного Ледовитого океана, озере Байкал, она известна в тундровых речках, которые впадают в Енисейский залив. Байкальский омуль имеет следующие популяции: посольскую, селенгинскую, чивыркуйскую, северобайкальскую и баргузинскую, в зависимости от мест нереста. Нерестовая миграция омуля обычно начинается во 2-3 декаде августа. По мере приближения к нерестилищам, омуль меняет стадный образ движения на ход небольшими стайками. Двигаясь вверх по реке, омуль не подходит близко к берегам и избегает мелководных участков, держась середины русла. В основном нерестилища этой рыбы располагаются в 1,5 тыс. километров от устья реки.

    Половая зрелость у омуля наступает на 7-8 году, когда его длина превышает 30см, интересно, что самцы могут становиться половозрелыми на год раньше самок, период полового созревания у омуля может растянуться на 2-3 года. Размножение омуля происходит ежегодно. Время нереста омуля – это конец сентября – октябрь месяц, когда температура воды не превышает 4°С и выбрано место с песчано-галечным дном, глубиной не менее 2м. Диаметр икринок у омуля 1,6-2,4 мм, икра не клейкая, донная. Отнерестившись, омуль скатывается в места нагула. Личинки также не задерживаются в нерестилищах, скатываясь в низовья реки. Плодовитость омуля может составлять до 67 тысяч икринок, чем крупнее рыба, тем икры больше.

    Во время нереста омуль не питается, начиная интенсивно питаться после него. Омуль относится к рыбам широкого спектра питания, в его рацион входят зоопланктон, придонные беспозвоночные, молодь таких рыб как ледовитоморская рогатка, сайка и др. Нагуливается в осенне-летний период омуль в мелководной прибрежной зоне, где поедает мизид, гаммарусов и рачковый планктон.

    2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

    infourok.ru

    “ исследование черт приспособленности растений животных к условиям жизни в лесном бгц ” цель

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

    по теме: “Исследование черт приспособленности растений животных к условиям жизни в лесном БГЦ ”

    Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

    Оборудование:

    (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

    описание особого растительного сообщества – елового леса

    описание растений

    Ход работы:

    1. Рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

    Оформление результатов:

    заполните таблицы и продолжите записи

    Биологические особенности ели

    Как изменяет среду

    1. Густая крона

    2. Вечнозелёное

    3. Светолюбивое (во взрослом состоянии)

    4. Требовательное к почве

    Условия жизни растений в еловом лесу:

    1. Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

    Приспособления

    1. К жизни при недостатке света:

      • крупная листовая пластинка

      • листья не крупные, но растение вечнозелёное

    1. К бедной почве:

      • наличие клубней

      • наличие корневищ

      • наличие других органов запаса

    2. К недостатку насекомых-опылителей:

      • вегетативное размножение

      • крупные белые цветки

      • цветки в соцветиях

      • опыление мухами

      • наличие самоопыления

    Сделайте вывод.

    3. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания. Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания. Заполните таблицу:

    Название растений

    Среда обитания

    Место обитания

    Черты приспособленности к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведение.

    Биологическая роль адаптаций

    Относительный характер

    Выводы

    4 . Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.

    5. Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Справочные материалы.

    Еловый лес – особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

    Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах – покров из кукушкиного льна.

    Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель – эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

    Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска – приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

    Почти все травянистые растений елового леса – многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

    Ещё одна характерная особенность растений ельника – то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

    Описание растений.

    1. Черника – кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 – 200 лет.

    1. Майник двулистный – это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху – рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих – только один. Майник – растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми – под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

    1. Кислица обыкновенная – маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами – такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

    1. Брусника – вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки – это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых – улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

    1. Седмичник европейский . Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник – летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он – многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

    1. Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытеня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй – корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре – небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытеня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано – вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них – буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета – этот вырост привлекает муравьёв.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

    по теме: " Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных"

    Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации и объяснять их значение

    Оборудование:

    Ход работы:

    Оформление результатов:

    Сделайте вывод,

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

    по теме: " Изучение морфологических критериев вида "

    Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия различных критериев вида, закрепить умение составлять описательную характеристику

    Оборудование:

    Ход работы:

    1. Величина (с воробья, больше или меньше)

    2. Форма

    и т. д.

    1. Окраска

    Оформление результатов:

    Сделайте вывод,

    11 КЛАСС

    5. Организменный уровень организации жизни (17ч)

    Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

    Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

    Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

    Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

    Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

    Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

    Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

    Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

    Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

    Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

    Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

    Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

    Лабораторная работа.

    1. Решение элементарных генетических задач.

    2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

    3. Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).

    6. Клеточный уровень организации жизни (9ч)

    Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

    Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

    Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

    Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

    Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

    Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

    Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

    Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

    Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

    Лабораторная работа.

    1. Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

    1. Молекулярный уровень проявления жизни (8ч)

    Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

    Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

    Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

    Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

    Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

    Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

    Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

    Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

    Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

    refdb.ru

    Лабораторные и практические работы по курсу «Экология животных 7 класс»

    Лабораторные и практические работы к курсу

    «Экология 7 класс»

     

    Лабораторная работа №1

    Реакция дождевых червей на различную влажность почвы

    Цель работы: выявить и объяснить реакцию дождевых червей на различную влажность почвы.

    Ход работы

    1.Поместить дождевых червей во влажную почву, провести наблюдение за их движениями и поведением

    2.Поместить червей в сухую почву. Сравнить поведение и активность червей.

    Сделать выводы о реакции червей на почву разной влажности. Объяснить поведение червей в почве разной влажности.

    Лабораторная работа №2

    Движение амебы при разных температурах

    Цель работы: выявить и объяснить реакцию амебы на различную температуру

    Ход работы

    1.Просмотреть видеофрагмент о передвижении амебы в нормальных условиях.

    2.Подумать и ответить на вопрос: как изменится скорость образования ложноножек у амебы при охлаждении воды в водоеме?

    Сделать выводы о реакции амебы на различную температуру воды. Объяснить изменения в поведении амебы при различных температурах

    Практическая домашняя работа №1

    Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни

    Цель работы: Сравнить приспособление млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни

    Ход работы

    С использованием пособия «Экология животных» и учебника биологии для 7 класса, заполнить таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания

    Экологическая группа млекопитающих

    Представители

    Черты приспособленности к жизни в конкретных условиях

    Наземная

       

    Воздушная

       

    Сделать вывод о роли приспособлений животных к различным условиям среды

    Практическая домашняя работа №2

    Фенологические наблюдения за животными зимой и весной

    Цель работы: описать фенологические изменения, происходящие во внешнем виде и поведении домашних животных зимой и весной

    Ход работы

    1.Провести наблюдение за изменениями в поведении и внешнем виде своего домашнего питомца в течение зимы и весны

    2.Зафиксировать результаты наблюдения.

    3.Представить результаты наблюдения в виде любой творческой работы: рассказа, презентации, фотографий и т.д

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Лабораторная работа- Изучение приспособленности организма осьминога к среде обитания

    Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

    Лабораторная работа

    по биологии

    на тему:

    «Изучение приспособленности организма осьминога к среде обитания

    Выполнил: Авдеев Д.С.

    Цель: сформировать понятия приспособлений организмов к среде обитания, закрепить изменения, выявить черты приспособленности к среде их обитания.

    Оборудование: компьютер, справочная литература, рисунки.

    ХОД РАБОТЫ:

    Осьминог – самый известный моллюск из семейства головоногих моллюсков.

    Размер: в среднем до 90 см в длине (включая щупальца), максимальная длина у самцов до 1,3 м, у самок - до 1,2 м.

    Вес: 4,5-7 кг, максимальный вес 10 кг.

    Продолжительность жизни: редко превышает 4 года, в среднем 12-24 месяца.

    Враги: дельфины, морские львы, киты, тюлени, мурены, угри, акулы, птицы.

    Пища/еда: осьминог хищник, охотится сидя в засаде. Поедает моллюсков, улиток, ракообразных, рыбу, планктон. Добычу захватывает всеми восьмью щупальцами. Осьминог своим клювом кусает жертву, удерживая ее присосками. При этом яд слюнных желез из глотки и рта попадает в рану. Сильно выражены индивидуальные предпочтения в еде и в способе ее добывания.

    Социальная структура: одиночка, территориален. Часто селится рядом с осьминогами такого же размера, как и он.

    1.  Среда обитания

    Осьминоги распространены по всему миру: Средиземное море, Восточный Атлантический океан, Японское море.

    Обитает осьминог во всех тропических, субтропических морях и океанах (с соленостью не ниже 30%), от мелководья до глубины 100-150 м. Осьминог ведет придонный образ жизни, обитая среди камней, скал и водорослей. Днем он менее активен, чем ночью, поэтому считается ночным животным. Селится даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах. Агрессивным становится во время спаривания. При приближении врагов спасается бегством, прячась в расщелинах скал и под камнями. У осьминогов есть защитное приспособление - автотомия: схваченное врагом щупальце может оторваться за счет сильного сокращения мышц, которые в этом случае сами себя разрывают. Самый "умный" среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Зимует в более глубоких водах, а летом переселяется на мелководье.

    1.  Черты приспособленности к среде обитания

    Окрас: осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься в зависимости от восприятия органов чувств. Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан, то краснеет.

    Тело у осьминога короткое, мягкое, сзади овальное.

    Ротовое отверстие расположено в месте, где сходятся его щупальца, а анальное - открывается под мантию. Мантия напоминает морщинистый кожаный мешок. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу.

    Голова несет восемь длинных щупалец - "рук". У самцов одно щупальце видоизменено в совокупительный орган. "Руки" соединены между собой тонкой перепонкой и снабжены присосками. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около 2000, каждая из которых обладает держащей силой около 100 г. На каждой "руке" расположено до 10 тыс. вкусовых рецепторов, определяющих съедобность или несъедобность предмета.

    Глаза большие, с хрусталиком, похожим на человеческий.

    Дышит осьминог жабрами, однако без ущерба здоровью, может непродолжительное время быть вне воды.

    Головной мозг высокоразвитый, имеет зачаточную кору.

    У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры.

    Осьминоги способны воспринимать звук, в том числе инфразвук.

    Некоторые виды осьминогов ядовиты. Синекольчатые осьминоги (несколько видов из рода Hapalochlaena; англ. Blue-ringed octopus), обитающие у западных берегов Тихого океана, относятся к числу самых ядовитых животных мира.

    1.  Относительный характер приспособленности

    Развитие органов для захвата, удержания, умерщвления добычи (щупальцы).

    Маскирующая окраска.

    Выделение парализующих ядов.

    Выработка особых способов поведения (ожидание в засаде).

    1.  Механизм возникновения приспособлений

    Согласно учению Чарльза Дарвина в условиях естественного отбора выживает самый приспособленный. Следовательно, именно отбор – основная причина возникновения разнообразных приспособлений живых организмов к среде обитания. Объяснение возникновения приспособленности, данное Чарльзом Дарвином, в корне отличается от понимания этого процесса Жаном Батистом Ламарком, который выдвинул идею о врожденной способности организмов изменятся под влиянием среды только в полезную для них сторону. У всех известных осьминогов меняющаяся окраска надежно защищает их от большинства хищников. Трудно представить, что образование такой изменяющейся окраски вызвано прямым влиянием среды. Только действием естественного отбора можно объяснить возникновение такого приспособления: далеким предкам осьминога могло бы помочь выжить даже простая маскировка. Постепенно, в течение миллионов поколений, оставались в живых только те особи, которые случайно оказывались обладателями все более и более развитой окраски. Именно им удалось оставить потомство и передать ему свои наследственные особенности.

    Соответствуя конкретной среде обитания,

    приспособления теряют свое значение при ее изменении. Доказательством относительного характера приспособленности могут быть следующие факты:

    · защитные приспособления от одних врагов оказываются не эффективными от других;

    · проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным;

    · полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде;

    · возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания.

    Некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко

    распространялись в совершенно новых для них районах земного шара, куда были

    случайно или намеренно завезены человеком.

    Таким образом, относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе.

    Такие приспособление как покровительственная окраска возникала путем постепенного отбора всех тех мелких уклонений в форме тела, в распределении определенных пигментов, во врожденном поведении, которые существовали в популяциях предков этих животных. Одной из важнейших характеристик естественного отбора является его кумулятивность – его способность накапливать и усиливать эти уклонения в ряду поколений, слагая изменения отдельных генов и контролируемых ими систем организмов.

    Естественный отбор подхватывает все те мельчайшие изменения, которые усиливают сходство в окраске и форме с субстратом, сходство между съедобным видом и тем несъедобным видом, которому он подражает. Следует учитывать, что разные виды хищников пользуются разными методами поиска добычи. Одни обращают внимание на форму, другие на окраску, одни обладают цветным зрением, другие нет. Поэтому естественный отбор автоматически усиливает, насколько это возможно, сходство между имитатором и моделью и приводит к тем изумительным адаптациям, которые мы наблюдаем в живой природе.

    Вывод

    Все приспособления, сколь бы совершенны они ни были, носят относительный характер. Понятно, что развитие способности к полету не очень хорошо совмещается с возможностью быстро бегать. Поэтому птицы, обладающие наилучшими способностями к полету, — плохие бегуны. Напротив, страусы, которые не способны летать, прекрасно бегают. Приспособление к определенным условиям может быть бесполезно или даже вредно при появлении новых условий. Однако условия обитания меняются постоянно и иногда очень резко. В этих случаях накопленные ранее адаптации могут затруднить формирование новых, что может вести к вымиранию больших групп организмов, как это случилось более 60—70 млн лет назад с некогда очень многочисленными и разнообразными динозаврами.

    samzan.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта