Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy). Когнитивно поведенческая терапия


Когнитивно поведенческая терапия — как происходит лечение?

Вы спросите, как часто в современном мире встречаются люди с различными психическими отклонениями и расстройствами? Ответ будет – тысячи и миллионы людей! Да, нарушения могут быть очень разнообразными, от грубых расстройств психоневрологического характера, до мягких форм и просто акцентуаций характера. Все мы живём в условиях постоянного латентного стресса и вынуждены приспосабливаться, постоянно адаптироваться к всё новым и новым социальным нормам, что повышает наш базальный уровень тревожности. Немудрено, что в таких условиях люди испытывают сильный психологический дискомфорт, который может приводить к разнообразным расстройствам психики и даже заболеваниям. Одним из современных и весьма эффективных методов борьбы с такими нарушениями как раз и является когнитивно поведенческая психотерапия. Метод сравнительно новый и активно внедряющийся в клиническую практику малой психиатрии.

Содержание статьи:

Медицинская справка

Под термином когнитивно поведенческая психотерапия или когнитивно бихевиоральная психотерапия в психиатрической практике принято понимать направление в лечении пациентов с психиатрическими расстройствами личности и другими нарушениями сочетанием психоаналитического подхода с бихевиоризмом, т.е. исследованием структуры поведения больного и реагирования на разнообразные действия и раздражители. Такой подход оказывается весьма эффективным, так как позволяет раскрыть всю многогранность психологических нарушений у конкретного больного. Сочетание этих двух видов терапии позволяет добиться большей отдачи от больного, что также ускоряет психоаналитическое исследование пациента. Коррекция поведения и проявлений заболевания происходит путём мотивированного подкрепления положительных действий и реакций больного в сочетании с игнорированием патологических черт поведения.

Данное направление в психиатрической практике сформировал психиатр американского происхождения – Аарон Бек. Теоретическое обоснование данного подхода к лечению психиатрических больных было сформировано еще в середине прошлого века, однако активное внедрение методик когнитивно поведенческой терапии стало повсеместно применяться, начиная только с конца 90-х годов прошлого столетия. Когнитивно аналитическая психотерапия достаточно долгое время не признавалась ассоциацией американских психотерапевтов.

Изначально метод психотерапии был разработан и обоснован только для узкого круга заболеваний, например, применялся для терапии депрессивного расстройства личности в рамках психоаналитического подхода.

Методология когнитивного подхода

Когнитивная терапия играет важную роль в исследовании и анализе психопатологических шаблонов, сформировавшихся у конкретного психиатрического больного. Когнитивный подход позволяет найти суть проблемы, чтобы в дальнейшем таргетно воздействовать на психопатологические защитные механизмы больного. Очень важно при когнитивном подходе установить с пациентом доверительный контакт, чтобы отношения между специалистом и больным строились на максимально открытой и достоверной информации. Методы когнитивной психотерапии включают в себя следующие этапы:

  1. Первым делом психотерапевт формирует список проблем, для удобства все проблемы выписываются на лист и ранжируются от наиболее заметных специалисту и пациенту, к скрытым или латентным проблемам.
  2. Специалист обязательно выявляет все негативные мысли пациента, в особенности те, которые находятся на подсознательном уровне, т.е. возникают у него автоматически.

Поведенческий подход

Поведенческий подход к терапии расстройств личности заключается в плотном соприкосновении с теорией бихевиоризма, т.е. основан на поведенческих шаблонах характерных для людей. Поведенческий подход позволяет оценить реакцию больного на те или иные когнитивные манипуляции. Таким образом специалист исследует поведение пациента при психоаналитическом исследовании, что позволяет подтвердить ряд психопатологических реакций больного.

Отличия от классического психоаналитического подхода

Несмотря на схожую структуру психоаналитической и когнитивной методик, у обоих направлений есть некоторые различия. В отличие от психоаналитики, когнитивная терапия ставит перед собой целью анализ и коррекцию психопатологических нарушений здесь и сейчас, в то время, как психоаналитика ищет корень проблемы в детских и юношеских воспоминаниях. Когнитивная психотерапия использует подход к точечному исследованию и воздействию на пациента, только в момент тренинга. Когнитивная психотерапия расстройств личности включает в себя сложный комплекс аналитических и психотерапевтических воздействий специалиста на пациента, что позволяет в краткие сроки провести коррекцию психопатологических нарушений у больного.

Техника когнитивной терапии

Для максимально точного исследования и интерпретации результатов диагностических данных пациента, когнитивная психотерапия использует различные техники воздействия на больного. Чтобы достичь поставленной цели, а именно убеждения пациента в его патологических мыслительных процессах, требуется глубокий анализ его защитных психологических механизмов и поведенческих характеристик. Для этого используют следующие техники:

Преимущества когнитивно поведенческого подхода

Когнитивно поведенческая терапия позволяет детально изучить психопатологические механизмы, сформировавшиеся в ответ на какое-либо травмирующее событие. Комплексное выявление триггеров, приводящих к возникновению психопатологической реакции у пациента, позволяет эффективнее воздействовать на основную причину расстройства. После анализа психопатологических механизмов специалист может точечно воздействовать на психику пациента, что позволяет минимизировать воздействие психотерапевта на пациента, этого означает, что пациент самостоятельно учится справляться со своими психологическими нарушениями, а специалист всего лишь подталкивает больного в нужном направлении. Когнитивно поведенческая психотерапия позволяет корректировать и лечить широкий спектр психиатрических расстройств и в большинстве случаев, позволяет справиться с сложившейся ситуацией без применения фармакотерапии.

Отдельно следует сказать о эффективном применении данной методики у пациентов с различными видами психологических зависимостей. Применение когнитивно поведенческого подхода у аддиктивных больных позволяет избавиться от зависимости самостоятельно, что значительно сокращает процент рецидивов заболевания.

Когнитивная психотерапия расстройств личность позволяет значительно повысить эффективность терапевтического немедикаментозного воздействия на пациентов с мягкими формами нарушений психического здоровья, а также у людей с разнообразными акцентуациями характера и зависимостями. Комплексное проведение когнитивных техник и поведенческого анализа пациента позволяют гибко воздействовать на его защитные и поведенческие механизмы.

Интересные публикации:

opsihoze.ru

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия, являясь одним из современных направлений, опирается на значимость познавательных процессов при формировании психологических трудностей и человеческих комплексов. Ее создателем является американский профессор Аарон Темкин Бек. Сегодня поведенческая психотерапия считается одной из самых эффективных методик при лечении депрессивных состояний и предупреждении суицидальных склонностей у человека.

В вышеуказанной форме воздействия применяются принципы, направленные на изменение поведения индивида с целью выявления имеющихся мыслей (когниций) и обнаружения среди них источников проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия применяется для устранения негативных помыслов, создания и укрепления новых аналитических методов и стереотипов мышления и включает в себя несколько техник. Среди них выделяют:

  1. Обнаружение нежелательных и желательных помыслов, выявление факторов, спровоцировавших их появление.
  2. Проектирование у пациента новых стереотипов.
  3. Использование воображения при визуализации согласования других мыслей с эмоциональным благополучием и желательным поведением.
  4. Применение в текущей жизни, реальных ситуациях новых умозаключений.

Главная цель, которую преследует когнитивно-поведенческая терапия, - принятие новых стереотипов человеком за привычный мыслительный образ.

Методика связывает все проблемы психологического характера с направлением мыслей. Другими словами, не обстоятельства являются основной преградой на пути к достижению гармонии и счастья в жизни. Человек своим разумом образует то или другое отношение к окружающему и происходящему. При этом, как правило, развиваются далеко не лучшие человеческие качества. Например, паника, злость, робость, страх, пассивность.

Неадекватная оценка значения окружающих людей, событий и предметов, наделение их нехарактерными качествами может присутствовать во всех сферах жизни человека. Так, например, когда придается большое значение мнению начальства, любое нарекание с его стороны подчиненным воспринимается весьма болезненно. Это сказывается не только на работоспособности сотрудника, но и на его собственном к себе отношении.

Влияние на человека мыслей обладает более выраженным характером в семье. Так, например, когда женщина считает во всех вопросах мужчину главным, а себя – не имеющей права ему противоречить, всю жизнь она может быть обречена терпеть его агрессию. Безусловно, в таком случае о равноправии в семье не приходится говорить. Часто к роли членов семьи отношение женщины складывается на основании страха – она боится вызвать гнев мужа. При этом следует отметить, что во многих случаях страх является необоснованным и спровоцирован только ее собственными мыслями.

Методы выявления и последующего изменения глубинных трудностей и проблем человека, которые включает в себя когнитивно-поведенческая терапия, являются одними из наиболее доступных для сознания. По мнению многих квалифицированных специалистов, сложнее всего лечить больных с расстройствами личности. Это обусловлено, главным образом, тем, что, как правило, такие пациенты приходят к психотерапевту под сильным давлением со стороны родственников, не испытывая при этом желания каким-либо образом измениться. Не осознающий собственную глубинную проблему человек, не стремящийся с ней справиться, чувствует внутреннее сопротивление. Это часто негативно отражается на результате лечения.

Когнитивно-поведенческая терапия призвана стимулировать пациента к изменениям. Главная трудность при этом состоит в том, что человек неохотно покидает собственную зону комфорта, так как во многих случаях не может понять, почему ему следует что-то менять, ведь он и так превосходно себя чувствует с имеющейся поведенческой моделью и мыслями.

fb.ru

Когнитивно-поведенческая терапия - эффективные техники

Фундамент когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) был заложен выдающимся психологом Альбертом Эллисом и психотерапевтом Аароном Беком. Зародившись в шестидесятых годах прошлого века, данная техника признана в академических сообществах одной из наиболее эффективных методов психотерапевтического лечения.

Когнитивно-поведенческая терапия является универсальным методом помощи людям, страдающим различными расстройствами невротического и психического уровней. Авторитетность этой концепции добавляет главенствующий принцип методики – безусловное принятие особенностей личности, позитивное отношение к каждому человеку при одновременном сохранении здоровой критики к негативным поступкам субъекта.

Методы когнитивно-поведенческой терапии помогли тысячам людей, которые страдали от различных комплексов, депрессивных состояний, иррациональных страхов. Популярность этой техники объясняет совокупность очевидных достоинств КПТ:

Когнитивно поведенческая терапия показала высокие результаты в лечении разнообразных расстройств невротического и психотического уровня. Методы КПТ используют в лечении аффективных и тревожных расстройств, невроза навязчивых состояний, проблем в интимной сфере, аномалий пищевого поведения. Техники КПТ приносят отличные плоды в лечении алкоголизма, наркомании, игромании, психологических зависимостей.

Общая информация

Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:

Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs». По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта. Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта. По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.

На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение. Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.

Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.

Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:

Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.

Процесс лечения

Лечебный процесс с использованием техник конгитивно-поведенческой терапии – это непродолжительный по времени курс, включающий в себя от 10 до 20 сеансов. Большинство пациентов посещают терапевта не чаще двух раз в неделю. После очной встречи клиентам дают небольшое «домашнее задание», включающее выполнение специально подобранных упражнений и дополнительное знакомство с учебной литературой.

Лечение с помощью КПТ предусматривает использование двух групп техник: поведенческих и когнитивных.

Рассмотрим более подробно когнитивные техники. Они нацелены на обнаружение и исправление дисфункциональных мыслей, убеждений, представлений. Следует отметить, что иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности человека, изменяют мышление человека, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям. Зашкаливающие по амплитуде, аффективные непродуктивные чувства приводят к тому, что индивидуум видит действительность в искаженном свете. Дисфункциональные эмоции лишают человека контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки.

Когнитивные техники условно разделяют на несколько групп.

Группа первая

Цель техник первой группы – отследить и осознать собственные мысли. Для этого чаще всего используют следующие методы.

Записи собственных мыслей

Пациент получает задание: излагать на листе бумаги мысли, возникающие перед и при выполнении какого-либо действия. При этом необходимо фиксировать мысли строго в порядке их очередности. Этот шаг укажет на значимость тех или иных мотивов человека при принятии им решения.

Ведение дневника мыслей

Клиенту рекомендуют кратко, лаконично и точно записывать все возникающие мысли в дневник на протяжении нескольких дней. Это действие позволит выяснить, о чем человек чаще всего размышляет, сколько времени он расходует на обдумывание этих мыслей, как сильно его тревожат те или иные идеи.

Отдаление от нефункциональных мыслей

Суть упражнения заключается в том, что человек должен выработать объективное отношение к собственным мыслям. Для того, чтобы стать беспристрастным «наблюдателем», ему необходимо отдалиться от возникающих идей. Отстранение от собственных мыслей подразумевает три компонента:

Группа вторая

Задача техник из второй группы – оспорить существующие нефункциональные мысли. Для этого пациенту предлагают выполнить следующие упражнения.

Изучение аргументов «за» и «против» касательно стереотипных мыслей

Человек изучает собственную неадаптивную мысль и фиксирует на бумаге аргументы «за» и «против». Затем пациенту рекомендуют перечитывать свои записи ежедневно. При регулярном выполнении упражнения в сознании человека со временем прочно закрепятся «правильные» аргументы, а «неправильные» будут устранены из мышления.

Взвешивание достоинств и недостатков

В этом упражнении идет речь не об анализе собственных неконструктивных мыслей, а об изучении существующих вариантов решения. Например, женщина проводит сравнение, что для нее важнее: сохранить собственную безопасность, не вступая в контакты с лицами противоположного пола, или допустить в свою жизнь долю риска, чтобы в итоге создать крепкую семью.

Эксперимент

Данное упражнение предусматривает, что человек экспериментальным путем на личном опыте постигает результат от демонстрации им той или иной эмоции. Например, если субъект не знает, как общество реагирует на проявление его гнева, ему позволяют проявить свою эмоцию в полную силу, направив ее на терапевта.

Возврат в прошлое

Суть данного шага – откровенный разговор с беспристрастными свидетелями произошедших в прошлом событий, которые оставили след в психике человека. Этот прием особо результативен при расстройствах психической сферы, при которых искажены воспоминания. Это упражнение актуально для тех, у кого возникшие заблуждения являются результатом неверной интерпретации мотивов, движущих другими людьми.

Использование авторитетных источников информации

Этот шаг подразумевает приведение пациенту аргументов, почерпнутых из научной литературы, официальных статистических данных, личного опыта врача. Например, если пациент испытывает страх перед авиа перелетами, терапевт указывает ему на объективные международные сводки, согласно которым число несчастных случаев при использовании самолетов значительно ниже в сравнении с катастрофами, происходящими на иных видах транспорта.

Сократический метод (сократовский диалог)

Задача врача – выявить и указать клиенту на логические ошибки и очевидные противоречия в его рассуждениях. Например, если пациент убежден, что ему суждено умереть от укуса паука, но при этом заявляет, что раньше уже был покусан этим насекомым, врач указывает на противоречие между предвкушением и реальными фактами личной истории.

Изменение мнения – переоценка фактов

Цель данного упражнения – изменить существующую у человека точку зрения на существующую ситуацию путем проверки, имели ли бы такое же воздействие альтернативные причины этого же события. Например, клиенту предлагают поразмыслить и обсудить, могла ли та или иная персона поступить с ним аналогичным образом, если бы она руководствовалась иными мотивами.

Уменьшение значимости результатов – декатастрофикация

Этот прием предполагает развитие до глобальных масштабов неадаптивной мысли пациента для последующего обесценивания ее последствий. Например, человеку, панически боящемуся покидать собственное жилище, врач задает вопросы: «На ваш взгляд, что с вами произойдет, если вы выйдете на улицу?», «Как сильно и долго вас будут одолевать негативные ощущения?», «Что произойдет потом? У вас будет приступ? Вы скончаетесь? Люди погибнут? Планета завершит свое существование?». Человек понимает, что его страхи в глобальном значении не стоят внимания. Осознание временных и пространственных рамок помогает устранить страх перед представляемыми последствиями тревожащего события.

Смягчение интенсивности эмоций

Суть этого приема – провести эмоциональную переоценку психотравмирующего события. Например, пострадавшей особе предлагают резюмировать ситуацию, сказав себе следующее: «Очень жаль, что такой факт имел место в моей жизни. Однако я не позволю

этому событию управлять моим настоящим и испортить будущее. Я оставляю травму в прошлом». То есть возникающие у человека разрушающие эмоции утрачивают силу аффекта: обида, злоба и ненависть трансформируются в более мягкие и функциональные переживания.

Смена ролей

Этот прием заключается в обмене ролей между врачом и клиентом. Пациенту ставится задача: убедить терапевта в том, что его мысли и убеждения носят дезадаптивный характер. Таким образом, происходит убеждение самого пациента в дисфункциональности его суждений.

Откладывание идей

Это упражнение подходит тем пациентам, которые не могут отказаться от своих неосуществимых мечтаний, несбыточных желаний и нереальный целей, но раздумья о них доставляют ему дискомфорт. Клиенту предлагается отложить внедрение его затей на продолжительный срок, при этом оговаривается конкретная дата их внедрения, например, наступление определенного события. Ожидание этого события устраняет психологический дискомфорт, тем самым, делая мечту человека более достижимой.

Составление плана действий на будущее

Клиент совместно с врачом разрабатывает адекватную реалистичную программу действий на будущее, в которой оговариваются конкретные условия, определяются деяния человека, устанавливаются пошаговые сроки выполнения задач. Например, терапевт и пациент оговаривают, что при наступлении какой-то критической ситуации, клиент будет соблюдать определенную последовательность действий. А до момента наступления катастрофического события он не будет вовсе изнурять себя тревожными переживаниями.

Группа третья

Третья группа техник ориентирована на активизацию сферы воображения личности. Установлено, что у тревожных людей в мышлении преобладающую позицию занимают вовсе не «автоматические» мысли, а навязчивые пугающие образы и изматывающие деструктивные представления. Исходя из этого, терапевтами были разработаны специальные техники, действующие на коррекцию области воображения.

Метод прекращения

Когда у клиента возникает навязчивый негативный образ, ему рекомендуют громким и твердым голосом произнести условную лаконичную команду, например: «Прекратить!». Такое указание прекращает действие негативного образа.

Метод повторения

Данная техника предусматривает многократное повторение пациентом установок, характерных для продуктивного образа мышления. Тем самым, со временем устраняется сформировавшийся негативный стереотип.

Использование метафор

Для активизации сферы воображения пациента врач использует уместные метафорические высказывания, поучительные притчи, цитаты из поэзии. Такой подход делает объяснение более красочным и понятным.

Модификация образов

Метод модифицирующего воображения предполагает активную работу клиента, направленную на постепенную замену деструктивных образов на идеи нейтрального окраса, а затем на позитивные конструкты.

Позитивное воображение

Данная техника предусматривает замену отрицательного образа положительными представлениями, что оказывает выраженный релаксирующий эффект.

Конструктивное воображение

Техника десензитизации заключается в том, что человек ранжирует вероятность наступления ожидаемой катастрофической ситуации, то есть устанавливает и упорядочивает по значимости предполагаемые события будущего. Данный шаг приводит к тому, что негативный прогноз лишается своего глобального значения и перестает восприниматься, как неизбежность. Например, пациенту предлагают ранжировать вероятность летального исхода при встрече с объектом страха.

Группа четвертая

Техники из этой группы нацелены на повышение эффективности лечебного процесса и минимизацию оказываемого клиентом сопротивления.

Целенаправленное повторение

Суть этой техники – упорное многократное опробование разнообразных позитивных инструкций в личной практике. Например, после проведения переоценки собственных мыслей во время психотерапевтических сеансов, пациенту дают задание: провести самостоятельно переоценку идей и переживаний, которые возникают в повседневности. Этот шаг обеспечит устойчивое закрепление позитивного навыка, полученного в процессе терапии.

Выявление скрытых мотивов деструктивного поведения

Этот прием уместен в тех ситуациях, когда человек продолжает мыслить и поступать нелогичным образом, несмотря на то, что все «правильные» аргументы изложены, он с ними согласен и их полностью принимает.

Как отмечает на classicalhypnosis.ru гипнотерапевт Геннадий Иванов, в таком случае задача терапии – разыскать скрытые мотивы его деструктивного поведения и установить альтернативные мотивы дисфункциональных действий человека.

Другие направления психотерапии именуют это упражнение поиском вторичной выгоды.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия – это терапия для лечения психологических расстройств, в основе которой лежит мнение о том, что поведения и чувства человека связаны не с конкретной ситуацией, в которой он пребывает, а исключительно с его личным восприятием происходящего. Зачастую мысли такого плана плохо осознаются человеком – любую свою реакцию мы склонны полагать как нечто само собой разумеющееся. Когнитивная терапия направлена на коррекцию такого поведения и позволяет вывести новые, адаптивные привычки.

Когнитивные процессы в психологии

Вообще когнитивная психология рассматривает память, внимание, принятие решений, понимание, действия, мышление. Поскольку убеждения и типичное поведение также относятся к этой области, решать проблемы, связанные с этим, следует именно на сеансах когнитивно-поведенческой терапии.

Как правило, человек долгое время не решается отправиться к специалисту, а ведь чем раньше провести диагностику и начать лечение, тем проще будет решить проблемы. Если вы замечаете, что вас постоянно сопровождает чувство тревоги, вы долгое время не можете преодолеть стресс, или депрессия стала вашим постоянным спутником – стоит обратиться к психотерапевту.

Впрочем, полезна такая терапия будет и тем, кто склонен к самоанализу и стремится стать более эффективным человеком, умеющим рационально воспринимать окружающий мир и реагировать на него адаптивно.

Когнитивная психотерапия: как проходит?

Занятия когнитивно-поведенческой терапии проводит, как правило, профессиональный психотерапевт. Это довольно короткие курсы: они состоят всего из 10-20 сеансов, которые нужно посещать дважды в неделю.

В ходе занятий пациенты осваивают важнейшие навыки:

  1. Пациенты учатся выявлять те негативные мысли, которые вызывают тревожное и депрессивное состояние. Это позволяет эффективно бороться с ними.
  2. Занятие прививают привычку анализировать свои негативные мысли, выявлять степень их правдивости и при необходимости – подменять их на более конструктивные и реальные представления.
  3. Пациенты начинают связывать свое психическое и физическое состояние, и исключают рабочие перегрузки, недостаточный сон, стрессы и прочие провоцирующие факторы, что значительно повышает качество жизни.
  4. После курса пациенты, как правило, сохраняют активный образ жизни, пользуясь навыкам противостояния депрессии.
  5. Занятия показывают, что окружающий мир – не враждебен, и что всегда можно обратиться за помощью к близким. Это улучшает коммуникативные навыки человека и вместе с тем помогает бороться со стрессом, не накапливать его.
  6. При желании, пациент может продолжать работать над собой, поскольку получает список литературы, с помощью которой можно углубить полученные знания и навыки.

Благодаря таким занятиям пациенты быстро отказываются от своих страхов, тревог, неверных убеждений и начинают жить более свободно и спокойно. Во многих случаях именно психотерапия помогает людям обрести новую, более счастливую жизнь.

Когнитивно-поведенческая терапия: когда стоит применять?

В настоящее время эффективность когнитивно-поведенческой терапии доказана научно. Ее рекомендуют применять при следующих состояниях:

Если степень расстройства довольно легкая, то когнитивно-поведенческая терапия позволит справиться с ней буквально за несколько занятий. Это очень эффективная мера, и если обратиться за помощью вовремя, то проблему будет решить довольно просто.

kak-bog.ru

Когнитивно-поведенческая терапия

Наше мышление определяет наши чувства, отношение, как к себе, так и к окружающим. Мысли порождают решения и связанные с этим действия. Каждый человек не против, чтобы его мысли порождали успешный результат, благополучное общение с другими людьми. Но случается, что, сами тому не давая отчет, люди могут обижаться на слова других, хоть и со стороны в этих репликах не было злого намерения. Большинство психологических проблем каждого человека заключаются в неправильном восприятии, как окружающего мира, так и людей, а также неправильных представлений о действительности. Когнитивная терапия ставит главной своей целью анализ и изменение взглядов и убеждений личности.

Этот вид терапии является одним из самых распространенным и наиболее эффективным в современной психотерапии. Он основан на переконструировании неадекватных эмоций в адекватные.

Техники когнитивной терапии применяются в случаях:

  1. Тревога (включая и паническую тревогу).
  2. Депрессия (также и среднетяжелая, которая раньше излечивалась в условиях психиатрических стационаров).
  3. Хронический болевой синдром.
  4. Расстройства поедания пищи (в том числе и переедание).
  5. Различные социофобии (страх выступать перед публикой, страх сцены, боязнь экзаменов).
  6. Химические зависимости (к примеру, алкоголизм и наркомания).

Преимуществом когнитивной терапии является то, что она обладает научно ориентированным направлением (имеет в своем фундаменте базу в виде новейших последних достижений в нейрофизиологии и психологии). По окончанию лечения любые результаты могут быть проверены при помощи соответствующих специальных тестов.

Структура лечения

Схема когнитивного лечения состоит из последовательных шагов с обратной связью от пациента. Взаимоотношения пациент-психотерапевт основаны на базе взаимного уважения. Согласно многолетним исследованиям, люди, к которым были применены техники когнитивно-поведенческой терапии, добиваются успеха даже в тех областях, которых ранее, по их мнению, они не могли достигнуть. Это свидетельствует о том, что лечение не является лишь временным улучшением. Иногда терапию совмещают с приемом соответствующих лекарственных препаратов.

Метод когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия – подход, благодаря которому происходит изменение мыслей, умственных образов с целью оказания помощи в преодолении поведенческих или эмоциональных проблем. Этот вид психотерапевтической терапии может сформировать привычки помогающие избавиться от вредных стереотипов и т.п.

Существует огромное количество методик и техник, применяемых для излечения пациента. В ходе сеансов, психотерапевт предлагает пациенту определить мысли, которые оказывают паразитирующее влияние на мышление пациента, а затем пытается изменить их направленность при помощи наводящих вопросов, называемых Сократовскими («Кто сказал, что все плохо?», «Почему вы решили, что так будет продолжаться вечность» и т.п.). Но одного изменения образа мышления не достаточно для полного излечения, поэтому применяется еще и определенная когнитивно-поведенческая терапия (тренинги общения, аутотренинг, медитативные техники). Они помогают изменить мышление больного с негативного на более оптимистичное, а также приобрести определенный стиль поведения.

Согласно современным психологическим исследованиям, данный вид терапии является одним из самых эффективных средств лечения душевных расстройств. В западной психотерапии он является распространенной техникой лечения, которая показывает успешные результаты за поразительно короткие сроки. И редкий психиатр или психолог отрицает, что метод когнтивно-поведенческой терапии не имеет успеха и результативности.

 

womanadvice.ru

Когнитивно-поведенческая терапия - Likar.Info

КПТ – популярный метод в психологической практике. Ознакомиться с его принципами вы можете в этой статье.

Независимо от пола и возраста каждый из нас может очутиться в такой ситуации, когда без помощи психотерапевта справиться с возникшей проблемой сложно. Одним из методов терапии, который помогает найти выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций, является когнитивно-поведенческая терапия. Метод зародился еще в конце 50-х годов ХХ столетия, отцом метода считается А.Т.Бек. Именно он смог понять, что необходимо обращать внимание на мысли людей, анализировать и корректировать их.

«Формулировка проблемы – является одним из самых важных этапов. Когда проблема сформулирована, психотерапевт просит клиента акцентировать внимание на собственных мыслях. Мысли, которые возникают в ответ на какие-то ситуации, называются автоматические мысли, потому что они зачастую нами не совсем осознаются, они неконтролируемо возникают у нас в голове, и также быстро исчезают, но тем не менее мы им доверяем и безоговорочно верим в их правоту. Мысли часто возникают каскадом, калейдоскопом, как негативные, так и позитивные и независимо от их абсурдности, в нас формируется определенная реакция, которая заставляет испытывать те или иные переживания, часто совсем ненужные, ведущие к проблеме. В ходе терапии эти мысли выявляются, оцениваются и корректируются», - говорит психотерапевт Антон Карвцев.

Когнитивно-поведенческая терапия базируется на следующих факторах:

Поведенческая терапия основывается на принципах теории обучения, которая предполагает, что первичная реакция человека является определяющей в различных типах поведения. Иначе говоря, у каждого человека вырабатывается определенная реакция на раздражители – привычная, устоявшаяся реакция. Но от привычки можно отучиться, заменив ее на новую, более правильную, не вызывающую негативных последствий.

Суть метода

Когнитивная психотерапия – это инсайт-ориентированный вид психотерапии. Другими словами, это вид терапии, в процессе которого рассматриваются привычные реакции человека на события, происходящие в его жизни и типы реакции на такие события. Далее выявляются деструктивные реакции, которые подлежат коррекции. Осознание моментной неадекватной обработки информации и поведенческих реакций и замена этих поведенческих реакций на адекватные - вот, основные задачи когнитивной терапии. На это и направлена совместная работа психотерапевта и человека, обратившегося к нему.

Процедура когнитивной терапии включает в себя три этапа:
Подробнее о каждом этапе

Когнетивно-поведенческая терапия показана людям со склонностью к самоанализу и предполагает сотрудничество психотерапевта и клиента. Чтобы психотерапия была успешной, психотерапевт и клиент должны установить цели психотерапии (центральную проблему, подлежащую коррекции) в самом начале сотрудничества, а также средства ее достижения, между ними должна установиться особая связь, доверие и понимание.

Особое внимание психотерапевт должен обратить на некоторые различия между воспринимаемой реальностью и объективной реальностью, а также мыслях клиента, возникающих в ходе проблемной ситуации. В ходе психотерапии предполагается погружение клиента в весомые для него ситуации, и обращение его внимания на тот поток мыслей, который сопровождает реакции на эти ситуации. Клиент проговаривает свои мысли психотерапевту и затем они вместе последовательно анализируют их природу. Основное внимание направлено на определение неадаптивных когниций.

После того как неадаптивные когниции определены, можно приступать к этапу объективного анализа и изменения правил контроля собственных реакций и поведения. Для того, чтобы у человека в будущем не возникало проблем, которые заставили его обратиться к психотерапевту, он должен научиться принимать внешние обстоятельства менее персонифицировано, не сгущать краски и не придавать негативную окраску своему восприятию, часто совсем безобидных ситуативных моделей общения.

Далее должен следовать этап самонаблюдения, целью которого является выявление самозапретов, искажения интерпретаций, самоедства, и обнаружение причин, вызывающих такие реакции.

И, наконец, на заключительном этапе, начинается работа над изменением отношения к имеющимся правилам саморегуляции, а также замена их на новые, более гибкие. Сначала желательно использовать уже имеющиеся навыки продуктивных реакций, привычных для беспроблемных сфер жизни человека, а потом перенести их на проблемные сферы. Допускается выработка и отработка новых навыков, предполагающих более адекватную реакцию на проблемные сферы.

Основная задача при когнитивной психотерапии заключается в достижении структурных изменений в личности, и внесении коррекций в регулятивную систему, для гармонизации потребностей человека с потребностями людей, окружающих его.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕРВОВ

АРТ-ТЕРАПИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ

Загрузка...

www.likar.info

Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)

К.-п. т. — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к-рой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и когнитивными процессами, изменять к-рые можно научиться. Традиционные методы психотер. всегда признавали важную роль когниций в поведении и эмоциях; однако К.-п. т. отличается от прежних инсайт-ориентированных подходов тем, что ее материалом яв-ся лишь когниций, появляющиеся «здесь и сейчас». Работа с этими когнициями проводится тж более систематически, чем в др. методах психотер. Она использует принципы модификации поведения для обнаружения имеющихся когниций и выявления тех из них, к-рые создают проблемы. Поведенческие техники используются для устранения нежелательных когниций, предложения новых паттернов мышления и способов продумывания проблем и для подкрепления этих новых когниций. Эти техники включают: а) регистрацию желательных и нежелательных когниций и фиксацию условий их появления; б) моделирование новых когниций; в) использование воображения для визуализации того, как новые когниций могут быть соотнесены с желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование этих новых когниций на практике в реальных ситуациях, с тем чтобы они стали привычным образом мышления пациента.

Когниций, изменение к-рых может потребоваться, включают отдельные мнения и убеждения и их системы, а также мысли и образы. Чел. организует и использует когниций с помощью когнитивных процессов. Эти процессы включают: а) способы оценки и орг-ции информ. о себе и окружающей среде; б) способы переработки информ. для приспособления в жизни и решения проблем и в) способы предсказания и оценки будущих событий.

История

К.-п. т. как самостоятельное направление выделилась из области модификации поведения и поведенческой терапии. Поведенческая терапия 1960-х гг. пыталась объяснять и лечить эмоциональные и поведенческие нарушения, используя те же законы оперантного (и др. видов) обусловливания, которые успешно использовались в исслед. поведения низших организмов, младенцев и лиц с задержкой психич. развития. Однако при исслед. взрослых было обнаружено, что даже очень мощные внешние манипуляции часто не могли закономерно изменять поведение. Напр., при лечении депрессий можно, в принципе, подкреплять «счастливое» поведение и наказывать за «депрессивное». Однако если когнитивные процессы больного содержат тенденции к самообвинению или к видению себя в качестве неудачника, эти внешние манипуляции окажутся неэффективными.

Интерес к самоконтролю или способность к независимости от непосредственных вознаграждений и наказаний при достижении цели способствовал переходу многих бихевиористов от концепции внешнего контроля поведения к теориям, постулирующим возможность использования индивидуумом когнитивных навыков для решения проблем, возникающих в окружающей среде. Мыслительным процессам стала придаваться важная роль в детерминации поведения и эмоций.

Монография Альберта Бандуры Principles of behavior modification («Принципы модификации поведения») стала важным событием для мн. поведенческих терапевтов, находившихся в поисках более интегративных моделей, поскольку она представляла теоретические интерпретации оперантного и классического обусловливания, подчеркивая одновременно важность когнитивных процессов в регуляции поведения.

Теория

Когниций никогда не затрагивались в работах с низшими животными. Жизнь чел. столь сложна и мы получаем через речевой канал так много информ., что когниций и когнитивные процессы могут создавать то, что не яв-ся точным отражением окружающей индивидуума реальности; эти когниций могут вызвать неадекватное, нежелательное поведение и/или эмоции. Одни и те же внешние условия могут вызвать у одних людей страх или депрессию и не вызвать никаких реакций у др.

Люди учатся удовлетворять свои нужды, наблюдая исход событий и поведения. На основе из этих наблюдений у них возникают ожидания относительно того, что произойдет в будущем и собственной способности действовать в этих обстоятельствах. Они тж обнаруживают, что определенный ход событий вызывает определенные эмоциональные реакции. Они сравнивают себя с другими и формируют оценочные суждения относительно своего поведения и поведения окружающих. Т. о., наше поведение определяется не только внешними условиями, но и решениями, к-рые мы принимаем на основе наших когниций относительно этих условий. Так, когниций могут вызывать нежелательное поведение или эмоции, в зависимости от того, какие когниций индивидуум научился использовать в различных жизненных ситуациях. Если люди приучаются думать о себе как о неудачниках, они могут становиться депрессивными. Если они начинают думать, что не могут справиться с ситуацией, они будут пытаться избегать ее. Целью когнитивной терапии является изменение ошибочного образа мышления пациента в отношении себя и обучение его навыкам, необходимым для того, чтобы справиться с проблемными ситуациями. Терапия включает опыт обучения, имеющего целью изменить когниций т. о., чтобы они стали более адекватными и не препятствовали социальному или эмоциональному развитию.

Обзор разновидностей когнитивной терапии

Рационально-эмотивная терапия

А. Эллис обнаружил у своих пациентов наличие таких иррациональных убеждений, как «я должен быть совершенным» и «каждый должен любить меня». Эти убеждения сопутствуют озабоченности пациента тем, как о нем думают окружающие его люди. Любое отклонение реальности от этих убеждений пациент интерпретирует как ужасное событие. Поскольку реальность редко соответствует иррациональным ожиданиям, развитие депрессии становится вероятным. Терапия основывается на том, что пациента стимулируют к принятию более рациональных когниций путем моделирования адекватных мыслей. Пациентов стимулируют к отслеживанию качества своих мыслей, сознательной регистрации частоты их появления и воздействия на эмоции.

Когнитивная терапия

А. Бек описал, как люди могут стать депрессивными при использовании ими искаженного мышления. Примеры такого мышления включают фиксацию скорее на неудаче, чем на успехе, убеждение в том, что одна неудача означает тотальный провал, и др. когнитивные тенденции видения себя в негативном свете. Терапия состоит в распознавании этих тенденций и выполнении домашних заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Больному демонстрируют примеры более адаптивных, позитивных когниций, к-рые он использует на практике до тех пор, пока они не заменят старый стиль мышления.

Тренинг самоинструктирования

Д. Мейхенбаум рассматривал когниций как самоинструкции, используемые при развитии поведенческих навыков. Эти инструкции находились на уровне сознания в начале обучения поведенческому паттерну. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания и поведение совершается автоматически. Заучивание анормальных инструкций может вести к нежелательному поведению. Если инструкции яв-ся ошибочными или неполными, пациент будет испытывать тревогу в связи с возможностью неадекватного поведения. Терапия заключается в обучении путем моделирования новым самоинструкциям. Пациент, опираясь на свое воображение, представляет себе использование новой системы инструкций для новой системы поведения. Эта терапия использовалась гл. обр. с агрессивными детьми и при экзаменационных фобиях.

Терапия методом скрытого моделирования

Дж. Котела исследовал способы обучения людей совладанию со стрессовыми, вызывающими тревогу ситуациями, предлагая им мысленно репетировать требуемое поведение. Пациенты учатся представлять себе, что случится в рез-те их поведения и какие действия они могут предпринять, чтобы справиться с ситуацией. Больной тж использует техники релаксации; т. о., тревога и стресс не препятствуют выполнению плана. Этот метод использовался в лечении фобий и неуверенности в себе.

Тренировка навыков копинга

Эта терапия, описанная М. Голдфридом, сходна со скрытым моделированием. Пациент представляет себе стрессовую ситуацию, а затем совладание с тревогой. Однако при тренировке навыков совладания (копинга) визуализация проводится в виде последовательности все более устрашающих образов. Использование техники мышечной релаксации позволяет переносить более высокий уровень тревоги на каждой последующей ступени. Т. о., тревога никогда не мешает пациенту продолжить работу над совершенствованием совладающего поведения. Он может также практиковаться в ролевом разыгрывании проблемной ситуации. Эта терапия использовалась в лечении фобии экзаменов и при оказании помощи людям в совладании с собственной нерешительностью.

Тренинг контроля тревоги

Эта терапия, описанная Р. Суинном и Ф. Ричардсоном, имеет сходство с др. методами в том отношении, что в ней используется мысленное представление событий, вызывающих тревогу. Врач учит больного распознавать и использовать симптомы тревоги в качестве сигнала для использования таких копинговых стратегий, как мышечная релаксация или мыслительные паттерны, ориентированные на успех. В этой модели считается важным использование широкого спектра воображаемых ситуаций, с тем чтобы лучше подготовить пациента к многообразию реальных жизненных проблем. Она обычно используется с лицами, к-рые не могут успешно действовать в определенных ситуациях вследствие чрезмерной тревоги.

Тренинг «прививка против стресса»

В рамках концепции этого метода, предложенного Д. Мейхенбаумом, страх и тревога считаются следствием восприятия повышенного физиолог. возбуждения и провоцирующих тревогу мыслей. Тренинг заключается в обучении мышечной релаксации и коррекции тревожных мыслей и чувств. Эти техники репетируются мысленно, а затем используются в актуальной стрессовой ситуации, в к-рую больной вводится врачом (напр., неожиданный удар электрического тока). Стрессовая ситуация позволяет пациенту развивать навыки использования релаксации и паттернов мышления, снижающих тревогу. Интенсивность действия стрессоров тщательно контролируется, давая больному возможность обрести уверенность в себе и не оказаться подавленным влиянием стрессора.

Терапия методами решения проблем

Эта разновидность терапии исходит из того, что разрешение жизненных проблем требует набора когнитивных навыков, таких как способность подбирать адекватные средства решения для получения ожидаемых рез-тов, находить альтернативные решения и правильно предвидеть рез-ты этих решений. При отсутствии этих способностей могут возникать поведенческие и эмоциональные проблемы. В рамках варианта поведенческой терапии методом решения проблем, разработанного Т. Дзуриллой и М. Голдфридом, пациенты обучаются уточнению своих жизненных проблем, нахождению возможных решений и использованию лучших из них. Пациенты сами регистрируют свой процесс сопоставления средств решения и ожидаемых рез-тов и способность оценивать собственное поведение. Эта терапия использовалась в лечении детей с нарушениями поведения и взрослых с дефицитом навыков решения проблем.

М. Махони постулирует, что люди могут лучше адаптироваться к жизни, если они систематически используют последовательность процедур для нахождения решения, примерно так, как это делает ученый или инженер. Этими процедурами являются: а) спецификация проблем, б) сбор информации, в) идентификация причин или ситуативных паттернов, г) анализ вариантов выбоpa, д) сужение числа этих вариантов и их опробирование, е) сравнение рез-тов и ж) расширение и пересмотр вариантов на основе полученных рез-тов.

Методология

Методология К.-п. т. предполагает идентификацию и коррекцию специфических когнитивных процессов, детерминирующих эмоциональные и поведенческие проблемы. Акцент в терапии делается на систематическую работу с целевыми когнициями, возникающими «здесь и сейчас», с использованием принципов соц. научения (моделирование и репетиции) наряду с тренировкой самонаблюдения и мышечной релаксации.

Когнитивная терапия депрессии

А. Бек описал свой подход к лечению депрессии в работе Cognitive therapy and emotional disorders («Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства»). Депрессивные больные считают себя неудачниками; терапия имеет целью дать им возможность почувствовать себя победителями. Вначале терапевт выбирает нек-рые из проблем пациента — эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих или физиолог. Каждая проблема исследуется на трех уровнях: в аспекте анормального поведения, такого как пассивность или соц. изоляция; в аспекте эмоциональных нарушений, таких как тенденции к бегству, и в аспекте когниций безнадежности и поражения.

Пациентам сообщают, что включение в повседневную деятельность улучшит их самочувствие. Терапевт и пациент вместе разраб. программу ежедневной активности. Поведение градуируется по степени сложности, что мотивирует пациента выполнять последовательность заданий нарастающей трудности, облегчая приближение к решению целевой проблемы. Если степень трудности нарастает медленно, пациент проходит через серию успехов. Терапевт в виде обратной связи комментирует успехи пациента, разрывая т. о. депрессивный порочный круг неудач и отрицательной самооценки.

С целью когнитивной переоценки пациент вместе с терапевтом рассматривает взаимосвязь между депрессивными когнициями и симптомами. Пациент самостоятельно отслеживает мысли, чувства и поведение, имевшие место до, во время и после проблемных ситуаций. С целью коррекции когнитивных процессов терапевт предлагает ему формулировать альтернативные объяснения прошлого опыта, демонстрируя существование других способов интерпретации событий помимо тех, к-рые отрицательно отражаются на самооценке. Терапевт осторожно исследует закрытую систему представлений больного, включающую негативистское отношение к себе и окружающему миру; он выявляет причины появления таких представлений и противопоставляет им свидетельства, подтверждающие более позитивные установки. Когнитивные репетиции состоят в том, что пациент представляет себе последовательность событий, имеющих отношение к области проблем. Выявленные при этом препятствия и конфликты подвергаются обсуждению; при их проработке используются методики когнитивной переоценки и решения проблем.

Резюме

Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих проблем издавна признавалась во всех психотер. подходах. Однако отношения между мышлением, эмоциями и поведением часто объяснялись абстрактными теориями, что затрудняло понимание их больными и эмпирическую оценку исследователями. В качестве реакции на этот перекос в сторону невидимых и таинственных процессов поведенческая терапия ограничивалась лишь зримыми внешними событиями. И только позднее К.-п. т. сконцентрировалась на мыслях как поведении чел.

Однако К.-п. т. не представляет собой возвращение к традиционной инсайт-терапии. В отличие от более ранних подходов, К.-п.т. систематически исследует внутренний материал, категоризируя мыслительные процессы и увязывая их с внешними событиями в ходе тщательного наблюдения мыслей, чувств и поведения по ходу времени.

К.-п. т. нацелена на обучение — посредством тренировки — специфическим навыкам, имеющим прямое отношение к существующей проблеме. В К.-п. т. акцент на овладении навыками и собственной ответственности пациента за рез-ты применения этих навыков может способствовать повышению самообладания пациента и его способности справляться с трудностями. Если в конце концов будет подтверждена эффективность К. п. т. как метода лечения, это будет означать успешное применение научного метода к анализу и коррекции наших невидимых мыслительных процессов.

См. также Когнитивные терапии, Современные методы психотерапии, Психотерапия, Систематическая десенсибилизация

Дж. Форейт, К. Гудрик

.

dic.academic.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта