И.Павлов и Д.Уотсон создатели классического обусловливания. Классическое обусловливание как закон поведенческой психологии было открыто


Классическое обусловливание. Справочник школьного психолога

Классическое обусловливание

впервые описанный И. П. Павловым тип научения, в котором первоначально нейтральный стимул наслаивается/сочетается с безусловным (физиологическим раздражителем) и постепенно приобретает способность вызывать ту же реакцию, т. е. условный рефлекс. Процесс выработки условного рефлекса называется классическим обусловливанием. Нейтральный стимул, который в ходе научения стал вызывать реакцию, обозначается как условный. Со временем условный стимул после достаточно частого сочетания с безусловным может замещать его, вызывая подобную реакцию. Например, слюноотделение при появлении пищи во рту – безусловный рефлекс, а слюноотделение при включении света (т. е. того условия, которым сопровождался безусловный рефлекс) является условным рефлексом.

? Классическое обусловливание стало основой для многих ранних теорий научения и продолжает оставаться важной частью психологической науки в целом и психологии поведения в частности. Однако основную роль классическое обусловливание, открытое И. П. Павловым, сыграло в формировании теории научения Дж. Уотсона. Это связано с тем, что большая часть рефлексивных реакций (например, колленный, пищевой, моргательный и другие рефлексы), которые могут быть вызваны посредством стимула – фактора окружающей среды, влияющего на организм, подвержены классическому обусловливанию. В число таких рефлексов входят не только физические реакции и реакции желез, но и набор эмоциональных реакций – страх, гнев, привязанность. Каждый из этих рефлексов может быть вызван при помощи специфического стимула. Например, привязанность можно вызвать лаской, страх – внезапным падением с какой-то высоты или болью. Из этого следует, что эмоциональное поведение, как и любое другое, служит примером классического обусловливания. Эмоциональные реакции людей на разнообразные вещи, которые изначально были для них нейтральными, не имели никакой эмоциональной значимости, возникли в ответ на определенные специфические стимулы. При этом более сложное научение, по мнению Уотсона, попросту требует обусловливания более протяженной последовательности связей стимул-реакция, в конечном счете приводя к тому, что мы называем привычками.

? Свое развитие классическое обусловливание получило и в теории Э. Торндайка, который считал, что научение представляет собой формирование соединений между стимулами и реакциями – соединений, принимающих форму нервных связей – ассоциаций. При научении происходит образование и фиксирование этих связей, при забывании – стирание. Теория Торндайка объединяет влияние трех важных переменных классического обусловливания (новизна, частота и смежность) в одном законе – законе тренировки. Закон тренировки подразумевает, что связи между стимулами и реакциями укрепляются посредством частой и «энергичной» тренировки с элементами новизны. Эффективность тренировки (закон эффекта Торндайка) зависит от того, насколько тренируемая реакция способствует благоприятному положению дела (по Торндайку, такому положению дел, которое человек пытается сохранить или которого не пытается избежать). Реакции, непосредственно предшествующие возникновению благоприятному положению дел, с большей вероятностью будут повторены.

? И закон тренировки, и закон эффекта, так же как и понимание ассоциаций как универсального механизма формирования содержания психического (в том числе знаний, умений и навыков), активно используется в построении методических систем обучения и воспитания школьников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Виды научения, Теоретические основы поведенческой терапии, Интеграция поведенческой терапии, Глава 7. Интегративная психотерапия. Александров А. А. Страница 48. Читать онлайн

Интеграция поведенческой терапии

...

Теоретические основы поведенческой терапии

Современная поведенческая психотерапия не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур. На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы; на другом конце – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.

Поведенческая терапия (называемая также «модификация поведения») – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

Рассмотрим различные виды научения в их значении для терапии.

Виды научения

Классическое обусловливание

Основы классического обусловливания были созданы в начале XX века И. П. Павловым. В опытах Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).

Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Джона Б. Уотсона (J. B. Watson). В 1918 г. Уотсон начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Уотсон показывал ему другие белые объекты. В этом опыте он использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию – условную реакцию страха – на прежде нейтральное животное.

Этот опыт также демонстрирует феномен, открытый Павловым и называемый «генерализацией стимулов». Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный. Уотсон продемонстрировал: ребенка можно приучить бояться того, что прежде представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети научаются всему, в том числе фобиям.

Другое понятие, пришедшее из лаборатории Павлова и имеющее отношение к поведенческой терапии, – это различение стимулов (или стимульная дискриминация). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок.

И еще один феномен, открытый Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется «угасание».

Инструментальное, или оперантное, обусловливание

Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями и стимулами, которые следуют за ними, другими словами, между поведением и его последствиями. Например, собака научается «служить», чтобы получить угощение; ребенок научается говорить «пожалуйста», чтобы получить конфетку. Эти реакции являются инструментами для получения какой-то награды. Инструментальное обусловливание – это процедура научения, при которой реакции приводят к награждению или желаемому эффекту.

Принципы инструментального научения открыл американский психолог Эдвард Торндайк (Edward Thorndike) примерно в то время, когда Павлов проводил эксперименты в России. Животное – обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку, названную «загадкой», и должна была научиться какой-то реакции; например, наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.

Формирование реакции происходило путем проб и ошибок, как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Торндайку, управляется законом эффекта: поведение контролируется его результатами и последствиями; поведение, которое приводит к достижению положительного результата, удовлетворению, закрепляется, и наоборот – не приводящее к положительному результату стирается или ослабляется.

Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка другой американский психолог, Б. Скиннер (B. Skinner), развил идеи своего предшественника. Скиннер подчеркивал, что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой, производит какое-нибудь движение, воздействует на среду. Поэтому процесс научения этим реакциям он назвал оперантным обусловливанием.

Для изучения оперантного обусловливания Б. Скиннер изобрел экспериментальную камеру, получившую название скиннеровского ящика. Камера звуко– и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура, и она полностью контролируется. Камера снабжена приспособлением, которым животное может оперировать для получения вознаграждения. Например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки. Скиннеровский ящик позволил изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.

Оперантное обусловливание подчеркивает, что поведение есть функция его последствий. Поведение усиливается позитивным или негативным подкреплением; оно ослабляется наказанием.

Позитивное подкрепление – это предъявление стимулов, которые усиливают реакцию. Иными словами, это награждение. Примером может служить учитель, который хвалит ребенка за прилежную учебу.

Негативное подкрепление – процесс усиления поведения путем изъятия, удаления негативных стимулов, таких как боль, скука, избыток тепла или холода и т. п. Примером может служить прием таблетки анальгина при головной боли. Другой пример: пациент, испытывающий страх в метро, может избежать этого переживания, оставшись дома.

Наказание. И позитивное и негативное подкрепления усиливают частоту реакции. Наказание уменьшает частоту реакции. Часто путают наказание и негативное подкрепление, но они совершенно различны. Подкрепление усиливает поведение, а наказание ослабляет его. Если ток выключается, когда крыса нажимает на рычаг, – это негативное подкрепление; оно увеличивает вероятность того, что крыса нажмет на педаль, когда ток снова включат. Но если ток включается, когда крыса нажимает на рычаг, то это наказание; менее вероятно, что крыса снова нажмет на рычаг.

Дискриминационное научение имеет место тогда, когда реакция награждается (или наказывается) в одной ситуации, но не награждается (не наказывается) – в другой. В таком случае говорят, что реакция (поведение) находится под контролем стимула. Этот процесс особенно важен в объяснении гибкости поведения в различных социальных ситуациях. Дискриминация (различение) стимулов позволяет научиться тому, что является подходящим (подкрепляемым) и неподходящим (неподкрепляемым) в данной ситуации. Например, ворчливая жена вряд ли будет бранить мужа в присутствии гостей.

Генерализация состоит в том, что поведение обнаруживается в иных ситуациях, а не только тех, в которых оно было приобретено. Например, терапевт может помочь пациенту стать более уверенным и экспрессивным во время терапии. Но цель терапии в том, чтобы пациент стал более уверенным в реальных жизненных ситуациях, другими словами, очень важно, чтобы произошла генерализация.

При сравнении классических и оперантных условных рефлексов видно, что, во-первых, классическое обусловливание требует повторного парного предъявления нейтрального стимула (звонок) и стимула, вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием экспериментатора. В экспериментах же с оперантным обусловливанием животное само осуществляет перебор стереотипов поведения и выбор стереотипа, приводящего к достижению результата, протекает активнее. Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом; в экспериментах же с классическим обусловливанием появление условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам формирования оперантных условных рефлексов.

Социальное научение

Как правило, научение у людей имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. И в большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики же социального научения утверждают, что люди также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как викарное обусловливание и викарное научение (или моделирование).

Викарное обусловливание может быть классическим и инструментальным. Посредством викарного классического обусловливания, например, на основе поведения какого-либо человека у нас может возникнуть и закрепиться эмоциональная реакция на определенный стимул. Скажем, ваш друг восхищается каким-то писателем; его эмоция может действовать как безусловный стимул, который вызывает подобную же реакцию у вас (безусловную реакцию). Поскольку имя писателя сочетается с безусловным стимулом, то оно может стать для вас условным стимулом; и, хотя вы сами не читали книг этого писателя, его имя вызывает у вас положительную эмоциональную реакцию (условную реакцию).

Викарное инструментальное обусловливание демонстрируют опыты Альберта Бандура (Albert Bandura). Маленьким детям был показан короткий фильм с участием мужчины и большой надувной куклы. Мужчина бил куклу кулаком по лицу, молотком по голове, пинал ее, бросал в нее различные предметы. Но финалы в этом фильме были различными. Одни дети смотрели фильм с окончанием, в котором агрессивного героя другой мужчина назвал «чемпионом» и угощал сладостями и напитками; другие дети смотрели, как героя фильма ругали и называли «плохим человеком», и, наконец, третьи дети смотрели фильм, в котором не было ни награждения, ни наказания героя. После фильма каждому ребенку было позволено одному поиграть с куклой. Было обнаружено, что имитация агрессивной модели поведения была наибольшей у детей, которые наблюдали награждение. Таким образом, подкрепление, которое дети видели в фильме, но непосредственно не переживали, влияло на их поведение.

Психология bookap

Опыты с куклой показали, что научение может осуществляться не только посредством прямого обусловливания, но также и посредством викарного (замещающего) обусловливания. Викарное научение – это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

Бандура также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показывали фильмы, в которых мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Мало того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые видели, то есть научение возможно без подкрепления. (Следовательно, закон эффекта Торндайка не является универсальным.)

bookap.info

Бихевиористические теории ОП: классическое обусловливание.

Бихевиоризм –направление психологии, в соответствии с которым поведение понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словестных и эмоциональных ответов – реакции на воздействие внешней среды. Делится на 2 направления:

· Классическое обусловливание (И. Павлов, Дж. Уотсон)

· Оперантное обусловливание (Ф. Скиннер)

Условный рефлекс – научение, основанное на ассоциативных связях.

Стимул-реакция – основа классического обусловливания. Для получения знания использовался эксперимент.

Нейтральный стимул + Безусловный стимул = Обусловленный стимул – раздражитель

Обусловливание – ситуация, когда стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии её вызвать. Стимул раздражитель вызывает обусловленную реакцию. В процессе научения отсутствует действие сознания.

«Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими – два существенных момента, которых требует всякая наука» (Дж. Уотсон)

Бихевиористические теории ОП: оперантное обусловливание.

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Оперантное обусловливание уделяет внимание той роли, которую в научении играют последствия, или связи типа реакция – стимул. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Научение происходит по схеме «Р-С».

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменят тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Суть оперантного научения заключается в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение не подкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление неприятного стимула
  Наказание Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.

Когнитивные теории ОП: сущность, представители.

Когнитивная теорияизучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.Родоначальником этой теории является американский психолог Толмен Эдвард Чейс. Концепцию поведения Э. Толмен изложил в труде «Целевое поведение у животных и у человека» (1932г.) «Когнитивная карта» позволяет человеку ориентировать своё поведение и осуществлять выбор в соответствии со своими ожиданиями.

Понятие и сущность фрустрации. Реакции на фрустрацию.

В когнитивной теории было введено понятие фрустрации – обман, тщетное ожидание, расстройство, психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижение цели. Выделяют 2 аспекта фрустрации – внешний и внутренний.Внешний аспект - всё что касается физических преград. Внутренний аспект – равновесие разрушается внутри нас. Реакция на фрустрацию:

· Агрессивная – предмет агрессии не является предметом фрустрации.

· Неагрессивная – процесс регрессии, реакция фиксации, подавление.

 

Теории социального научения: сущность, представители.

Родоначальником этого научения является Альберт Бандура. Обусловливание не объясняет процесса обучения, оно лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях. Наблюдение лежит в основе процесса подражания. На первом этапе человек наблюдает как действуют другие, формирует мысленно картину последствий, а на втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий. Если последствия позитивные, то он повторяет эту схему в дальнейшем. В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как и цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам.

Принципы подкрепления и наказания. Закон Торндайка.

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление неприятного стимула
  Наказание Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.

Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах:

закон упражнения — согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии;

закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;

закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

Концепция личности в ОП.

Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации.

R = f(S ; P)

П = f(I ; E)

R– реакция человека,S – среда,P – внутренние характеристики личности. П – поведение,

I – индивидуальные особенности,E – внешняя среда.

Подходы характеристик личности:

OCEAN – большая 5ка

- экстраверсия

- склонность к сотрудничеству или уживчивость

- добросовестность

- эмоциональная стабильность

- восприимчивость к приобретению нового опыта

Личность рассматривается как совокупность 3ех элементов

- направленность

- способности – навыки задатки, склонности к какому виду деятельности

- характер

Личность с точки зрения социальных характеристик.

- социально демографические характеристики

- групповая принадлежность

- ценности

-расположение

- верование

- уровень притязаний

- круг общения

- роль

- статус

- профессионализм

 

Этапы формирования личности.

Теории развития детей

1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры.

2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности.

3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже

- сенсомоторная – от рождения до 2ух лет.

- дооперациональная – с 2ух до 7 лет.

- конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением.

- период формальных операций с 11 -15лет.

Стадии развития взрослых по Ливинсону:

1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет.

2.Достижение зрелости 33 – 40 лет.

3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет.

4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет.

Выделяют 4 переходных периода:

1.Переходный период 30ти летних.

2.Переходный период середины жизни 40 – 45.

3.Период 50ти летних 50 – 55.

4.старшего возраста 55 -60.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Классическое, оперантное обусловливание, научение (программирование человека)

Обусловливание (научение) — это, в психологии, естественное или искусственное создание определенных условий, при которых можно изменить поведение человека и некоторых высших животных. По сути, обусловливание (научение) — это осознанное (манипуляции людьми) или неосознанное (программа жизни) программирование человека (дрессировка животного) на выполнение тех или иных (условных) паттернов поведения.Многие люди запрограммированы с детства (родительское неосознанное программирование при неправильном воспитании или «Импринтинг» — мгновенное запечатление, например при психотравмах…), посредством обусловливания, часто неосознанного социального научения, вести себя так или иначе в различных жизненных ситуациях, используя заученные паттерны мышления, чувствования и поведения при схожих жизненных событиях (см. люди-роботы)

Классическое и оперантное обусловливание (можно произносить обуслАвливание) широко применяется в различных школах психотерапии, например в когнитивно-поведенческой, рациональной, реструктурирующей терапии и трансактном психоанализе, при лечении многих эмоционально-психологических и невротических расстройств личности и изменения негативного жизненного сценария человека, созданного в детстве посредством оперантного научения (простое подражание взрослым (обычно родителям) — без понимания.., и/или имитация (викарное научение) — с пониманием…).

Таким образом, используя различные виды социального научения (классическое и оперантное обусловливание, а также когнитивное научение), практически любого человека можно запрограммировать (перепрограммировать), например из хронических неудачников в успешных людей, победителей в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как техника психотерапии (программирование человека)

Для программирования (перепрограммирования) человека, страдающего каким-либо эмоционально-психологическим расстройством, т.е. изменения его мышления и глубинных убеждений, собственно и вызывающих эти расстройства, а вместе с этим и физиологических (невротических) реакций и поведения, в психотерапии часто используется когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как одна из действенных психотехник, помогающих человеку избавиться от психологических проблем.

В теории классического научения обусловливание высшего порядка связывает нейтральные стимулы с другим элементом, который уже был обусловлен. Например, мигающий красный свет (УС-1 — условный стимул) можно связать с релаксацией (БУС — безусловный стимул), что приведет к образованию реакции спокойствия (УР — условная реакция). Если после этого психотерапевт сформирует ассоциацию между звонком и красным светом, то свет сам по себе сможет вызывать УР (классическое обусловливание по Павлову).

Схематически когнитивное обусловливание можно представить так:При адекватном формировании связей любая переменная, воспринимаемая человеком, может быть УС-2 и служить якорем для последующих мостов. Когнитивное научение обычно занимается двумя видами переменных — перцептивными (восприятие) и понятийными.Перцептивные формируются из визуальных, аудиальных, ольфакторных (обоняние) и кинестетических (двигательные, телесные ощущения) представлений.Понятиями являются убеждения, мысли и установки, зачастую ошибочные, заложенные в детстве в процессе оперантного научения (обусловливания)Наведение мостов (обусловливание) высшего порядка включает образование ассоциаций между перцептивными или понятийными УС-2, связанными с новым позитивным убеждением и старым ошибочным убеждением. После серии повторений старое убеждение начинает переходить в новое, и человек перепрограммируется на позитив и успешность…

Как самостоятельно себя перепрограммировать, используя когнитивное научение, обусловливание высшего порядка

Если у вас не очень сильное невротическое расстройство и нет возможности использовать помощь психолога, вы можете попробовать решить свои психологические и эмоциональные проблемы самостоятельно.Запомните, что в успешности перепрограммирования (научения, обусловливания высшего порядка) себя на позитив и успехи очень важны повторение и практика.

Метод самостоятельного когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка, для улучшения своего психического состояния в частности и жизни в целом:1. Сосредоточьтесь на старом негативном (ошибочном) убеждении и создайте в своем воображении модель типичной сцены, где оно проявляется особенно выражено. Сцену необходимо представить в ярких деталях, задействуя все виды ощущений (органы чувств: визуализация, слух, обоняние, кинестетика, и, по возможности, вкус).2. Запишите все перцептивные и понятийные переменные (УС-2), связанные с образом.

Перцептивные переменные:

а. Визуализация. То, что вы рисуете в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты. Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух или трехмерная? Видите ли вы в этой сцене себя? На чем сфокусировано ваше внимание (на каком элементе сцены вы сосредоточены)? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы ваши размеры по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?б. Другие ощущения. Слуховые — может ли вы отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Ольфакторика — какие вы ощущаете запахи? Кинестетические — какая температура? И так далее.

Понятийные переменные:

а. Любая существенная мысль, которая возникает у вас до, во время и после работы с воображением, должна записываться. Постарайтесь как можно точнее установить эти мысли.

Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.Ожидание — предвосхищение вами того, что произойдет в ситуации.Оценивание — как вы оцениваете себя в течение сцены.Самоэффективность — как вы оцениваете свою способность эффективно выполнить задание.Выгода — предполагаемое вознаграждение или выгода, которую, как вы думаете, вы сможете извлечь из ситуации.Наказание — неприятности, которые вы предвидите.Я-концепция — ваши установки относительно своей ценности как человеческого существа.Атрибуции — мотивы и установки, которые вы приписываете другим людям в сцене.Цель — почему вы в этой сцене занимаете ведущее место.

б. Постарайтесь найти логические ошибки, которые могут всплыть в ваших интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается.Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за возможность и т. д. (см. подробнее).

3. После того как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, представьте сцену, связанную с новым позитивный убеждением, с тем, к которому вы хотите проложить мост. Это должна быть модельная сцена, сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше. Как и первая сцена, эта тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.

4. Как и во втором шаге, запишите все перцептивные переменные в новой сцене — визуальные, аудиальные, кинестетические… Когда список будет завершен, обратите свое внимание на контраст между двумя различными точками зрения на образ.

5. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Посмотрите на записи старых и новых убеждений и постарайтесь выявить логическим путем более корректные их них.

6. В работе с воображением делается пауза. Как можно более рационально порассуждайте сами с собой о различиях между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.

7. Теперь вы готовы к тому, чтобы провести научение, обусловливание высшего порядка. Вы воображаете первоначальную сцену в течение двух минут. Постепенно вводите перцептивные и понятийные представления из новой сцены одно за другим, в это же время мысленно рисуете изменения, пока они не станут отчетливыми.Процесс продолжается до тех пор, пока не будут внедрены все элементы новой сцены. Когда это будет успешно выполнено, вы будете в состоянии представить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами, которые связаны с новой.

8. Вы можете записать всю процедуру обусловливания (научения) на диктофон, так чтобы вы могли работать над обусловливанием для повторения (закрепления новой программы) по два-три раза в неделю. При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и вы с большей вероятностью готовы принять новое мышление…а значит — изменить свой эмоциональный фон и поведение, изменить свой негативный жизненный сценарий неудачника… Если у вас глубокие и длительные невротические, эмоционально-психологические расстройства, то самостоятельно вы не сможете решить эти проблемы посредством техники когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка — вам нужна помощь психотерапевта…ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ!

Предварительная бесплатная беседа с психотерапевтом по телефону (Viber, WhatsApp)

Проходите бесплатные психологические тесты

Заказывайте готовые и индивидуальные социально-психологические тренинги для личностного роста и развития

Обязательно загляните в журнал психолога: читайте полезные статьи по психологии и рекомендации…посетите психологический клуб

Поделиться...

Навигация по публикациям

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Классическое обусловливание

Вид классического обусловливания тесно связан с именем И. П. Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов, ставшую базой для развития поведенческой психотерапии.

Основная схема условного рефлекса — S—R, где S — стимул, R — реакция (поведение). В классической павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, безусловного или условного раздражителя. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный рефлекс, протекающий автоматически, на врожденной основе, и не зависящий от предшествующего опыта индивида. Или, иными словами, как нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Формирование условного рефлекса происходит при наличии:а) смежности, совпадения во времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя;б) повторения, многократного сочетания индифферентного и безусловного раздражителей.

Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (звонком) и подкрепляет его безусловным (пищей), то есть безусловный стимул используется для вызывания безусловной реакции (выделения слюны) в присутствии поначалу нейтрального стимула (звонка). После ряда повторений реакция (выделение слюны) ассоциируется с этим новым стимулом (звонком), иными словами, между ними устанавливается такая связь, что прежде нейтральный безусловный стимул (звонок) вызывает условную реакцию (выделение слюны). Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение — поведение, вызванное определенным стимулом (S). Подача подкрепления в данном случае связана со стимулом (S), поэтому данный тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как научение типа S.

Прекрасный пример классического обусловливания — эксперимент Дж. Уотсона. В 1918 году Дж. Уотсон начал лабораторные эксперименты с детьми, которые продемонстрировали, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном из опытов он, сначала показав, что девятимесячный мальчик Альберт не боится белой крысы, кролика и других белых объектов, затем ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытался отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Дж. Уотсон показывал ему другие белые объекты. Здесь Дж. Уотсон использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию — условную реакцию страха — на прежде нейтральное животное.

Данный опыт демонстрирует также феномен, открытый И. П. Павловым и называемый «генерализацией стимулов». Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный: ребенка можно приучить бояться того, что прежде, представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх по отношению ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети могут научаться практически всему, в том числе фобическим симптомам (Александров А. А., 1997).

Можно назвать еще два феномена, связанных с именем Павлова и используемых в поведенческой психотерапии. Во-первых, такой феномен, как различение стимулов, или стимульная дискриминация, благодаря которому люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок. Во-вторых, это угасание — постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами. Угасание связано с тем, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул хотя бы иногда не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться.

psyera.ru

Бихевиоризм: теория научения | Диплом по психологии

Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

psy-diplom.ru

И.Павлов и Д.Уотсон создатели классического обусловливания ~ Проза (Психология)

Классическое обусловливание И.П.Павлова и психолог Уотсон И.П.Павлов (1849-1936) лауреат Нобелевской премии в начале 20века выполнил важные физиологические исследования по обусловливанию слюнного рефлекса у собак (звук - пища- условный рефлекс = заученный рефлекс, теория стимул-стимул), и это сыграло важную роль в формировании бихевиоризма и психология научения сильно продвинулась вперед. Многие формы научения не требуют большого понимания информации и берутся из прошлого опыта. Они связаны с неосознными ассоциациями, то есть это тип ассоциативного научения. И.П.Павлов в первые описал этот тип обусловливания: нейтральный стимул начинает вызывать ту же реакцию (условную реакцию), которую вызывал первый (безусловный стимул). Такое научение - типично бессознательное, то есть школьники реагируют на условный стимул не потому. что им стало известно о связи между ними и безусловным стимулом. Например до обусловливания математика не вызывает никакой реакции если учитель недружелюбный, с резким голосом - это вызывает у учащихся неприязнь и страх, то есть безусловный стимул не вызывает никаких сильных эмоций, за исключением негативных и научения не происходит. Классическое обусловливание это когда нейтральный стимул (математика) совмещается с безусловным (недружелюбный учитель с резким голосом), порождается страх и неприязнь (к математике), то есть безусловный стимул. Во всех школах и практически постоянно, независимо от любого другого научения проявляется классическое обусловливание (теория смежности), особенно классическое обусловливание эмоциональных реакций. Оно является сердцевиной, ярдом тех бессознательных процессов, благодаря которым школы, классные комнаты, преподаватели и учителя, учебные дисциплины, предметы дополнительного образования - это всё безусловные стимулы, которые или нравятся учащимся или вызывают у них отвращение. Следовательно, вполне возможно учить детей математике, языку, литературе и одновременно учить их не любить математику, языку, литературе и другим учебным дисциплинам. Поведенческие подходы в образовании ведут к личностно-центированным на преподавателе, учителе подходам к обучению директивными методами. Директивные методы обучения в школе включают: 1.Учителям необходимо увеличивать частоту, заметность, мощность положительных эмоциональных реакций учеников в классе (позитивных безусловных стимулов). 2. Учителям необходимо минимизировать отрицательные эмоциональные аспекты ученичества снижая их количество и мощность в классе (негативных безусловных стимулов). 3.Учителям необходимо знать совмещение и сочетания всех эмоциональных аспектов обучения в работе с классом. Есть у Владимира Даля поговорка: "играть не устать, не ушло бы дело" и еще "В шутку сказано, да всерьез задумано". Учитель, вызывающий улыбки своих учеников может преуспеть в обучении учеников. А что если учительница заставляет страдать учеников при обучении? Историческое значение И.П.Павлова заключается во введении новой категории - категории поведения - "условно-рефлекторного научения".

Уотсон, Джон Бродес Материал из Википедии — свободной энциклопедии Джо;н Бродес Уотсон (редк. Джон Броадус Уотсон, англ. John Broadus Watson; 9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века. Биография Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон — родители Джона — жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это. Джон Уотсон вырос в Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения. Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году(«Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций: 1. видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке. 2. скрытые (привычные реакции (имплицит)) — мышление, которое мы считаем внутренним разговором. 3. видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.) 4. скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология). С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и контроль за ним. Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации 1915 года. В 1920 году Уотсон был вынужден покинуть место в университете Джона Хопкинса из-за скандала, связанного с его разводом и романом с аспиранткой Розали Рейнер (соавтора работы по обусловливанию эмоций у 11-месячного мальчика, вошедшей в историю психологии как случай «маленького Альберта»). Позднее он женился на Рейнер. Ни один университет не соглашается принять его на работу. Он переезжает в Нью-Йорк, где получает работу в рекламной индустрии, в компании Дж. Уолтера Томпсона, одновременно читая лекции в Новой школе социальных исследований

Классическое обусловливание (ВВП) Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007. Статья из главы 7. Научение и обусловливание Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый. Изучение классического обусловливания началось в первые годы XX века, когда российский физиолог Иван Павлов, уже получивший тогда Нобелевскую премию за исследования пищеварения, обратился к научению. Еще изучая пищеварение, Павлов заметил, что при одном только виде тарелки с едой у собаки начинает выделяться слюна. У любой собаки будет выделяться слюна, когда ей в рот кладут пищу, но эта собака научилась ассоциировать вид тарелки со вкусом пищи. Наткнувшись на случай ассоциативного научения, Павлов решил выяснить, можно ли научить собаку ассоциировать пищу с другими вещами, например со светом или звуком. Эксперименты Павлова В основном эксперименте Павлова сначала в слюнную железу собаки вживляют фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставят миску, в которую автоматически может подаваться мясной порошок. Экспериментатор включает свет в окошке перед собакой. Через несколько секунд в миску подается немного мясного порошка, и свет выключается. Собака голодна, и записывающее устройство регистрирует обильное слюноотделение. Выделение слюны — это безусловный рефлекс (БУР), поскольку здесь никакого научения нет; по той же причине мясной порошок — это безусловный стимул (БУС). Эту процедуру повторяют несколько раз: свет, затем пища, свет, затем пища и т. д. После этого, чтобы проверить, научилась ли собака ассоциировать свет с пищей, экспериментатор включает свет, но не подает никакого мясного порошка. Если у собаки выделяется слюна, значит, она научилась этой ассоциации. Такое слюноотделение является условной реакцией (УР), а свет в данном случае — условным стимулом (УС) . Эту собаку научили, или обусловили, ассоциировать свет с пищей. Схема классического обусловливания. Ассоциация между безусловным стимулом и безусловной реакцией существует в начале эксперимента, и ее не надо заучивать. Ассоциация между условным и безусловным стимулами заучивается. Она возникает путем парного предъявления условного и безусловного стимулов (может быть также заучена ассоциация между условным стимулом и условной реакцией). Элементы классического обуславливания Безусловный стимул - Стимул, автоматически вызывающий реакцию, как правило, рефлекторную, без предварительного обусловливания; стимул (БУС) - рефлекторную, без предварительного обусловливания; Безусловный стимул (БУС) - Стимул, автоматически вызывающий реакцию, как правило, рефлекторную, без предварительного обусловливания; Безусловная реакция (БУР) - Первоначальная реакция на безусловный стимул, используемая в качестве базиса выработки обусловленной реакции на ранее нейтральный стимул. Условный стимул (УС) - Ранее нейтральный стимул, начинающий вызывать условную реакцию благодаря ассоциациям с безусловным стимулом; Условная реакция (УР) - Заученная, или приобретенная, реакция на стимул, первоначально не вызывавший реакции. Инсайт в научении В недавнем прошлом ученые сочли, что лучшее подтверждение сложного научения следует искать у приматов. Среди таких ученых был Вольфганг Кёлер, который ставил перед шимпанзе задачи, оставлявшие некоторое пространство для догадок (инсайта), поскольку ни один из элементов задачи не был скрыт от глаз шимпанзе (в отличие от работы раздатчика пищи в ящике Скиннера, которую животное наблюдать не могло).

Обусловливание повышает чувствительность к уже существовавшим страхам (ВВП)

Автор - Н. Дж. Макинтош, Кембриджский университет.

Источник: книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Статья из главы 7. Научение и обусловливание

Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Чтобы доказать свою точку зрения, Уотсон и его студентка Розали Райнер продемонстрировали выработку условной реакции страха у 11-месячного младенца Альберта Б. (Watson & Rayner, 1920). Сначала Альберт радовался, когда дотягивался до любого поднесенного к нему маленького животного. Затем младенцу семь раз предъявляли белую крысу (условный стимул) и, когда он касался ее, позади него внезапно ударяли по стальному бруску (безусловный стимул). В результате при виде крысы Альберт начал плакать и отдергивать от нее руку. Условный рефлекс страха, выработанный на крысу, был обобщении на другие стимулы — кролика, собаку и пальто из котика. С тех пор в сотнях лабораторных экспериментов было показано, что соединение случайно выбранных и первоначально нейтральных стимулов с вызывающим негативную реакцию событием, таким как краткий удар электрическим током или очень громкий шум, приводит к выработке условной реакции страха. Исследование Уотсона и Райнер часто цитировалось (Harris, 1979) как свидетельство того, что фобии взрослых, будь то страх змей или пауков, открытых площадей или замкнутых пространств, основаны на одном или нескольких эпизодах обусловливания, в результате которых изначально нейтральный стимул, например змея, ассоциируется с каким-либо неприятным последствием. Столь прямое применение теории обусловливания не обходится без трудностей, одну из которых стоит отметить особо (хотя бы чтобы защитить Уотсона и Райнер от обвинения в жестокости): маленький Альберт лишь слегка волновался, даже когда крысе позволяли ползать по нему, и каков бы ни был уровень страха, экспериментаторы не обнаружили обобщения, проводя тестирование в другой комнате.

Исследования «викарного обусловливания» показали, что простое наблюдение за реакцией страха на специфический условный стимул может действовать как безусловный стимул, который достаточен, чтобы служить подкреплением для выработки условной реакции страха. Рожденные на воле макаки-резус обычно боятся змей. Это не врожденный страх, так как его не проявляли малыши макаки-резус, появившиеся на свет в лаборатории. Но детенышу макаки достаточно один раз увидеть, как реакцию страха на змею демонстрирует взрослая особь, чтобы страх змей возник и у него (Mineka, 1987). Это лишь один из способов, с помощью которого родители могут непреднамеренно влиять на поведение своих детей.

Традиционная точка зрения бихевиористов состояла в том, что любой стимул может быть ассоциирован с любым последствием. На первый взгляд это делает еще более проблематичным объяснение фобий с позиций обусловливания, так как до сих пор наиболее распространенные фобии были связаны с социальными ситуациями или животными, а не с огромным числом других объектов или событий (электрические розетки, вид собственной крови), которые с большей вероятностью ассоциируются с болезненными последствиями. Значит ли это, что существует генетическая предрасположенность к фобиям? Нет, если помнить о том, что мы все с рождения боимся пауков,— однако отнюдь не все страдаем арахнофобией. Конечно, именно различия в индивидуальном опыте, по крайней мере отчасти, заставляют одного человека испытывать страх перед пауками, другого — бояться змей, а третьего — не бояться ни того ни другого. Но почему только пауков, змей и т. п.? Чтобы дать ответ на этот вопрос, был проведен ряд экспериментов по обусловливанию.

В серии исследований Охман и его коллеги показали, что возникающая у людей в результате обусловливания кожно-гальваническая реакция более устойчива к затуханию, если условный стимул — изображение змеи или паука, а не изображение цветов или грибов (Ohman, 1986). Кук и Минека (Cook & Mineka, 1990) получили доказательства существования подобного избирательного страха у обезьян. Младенцы обезьян пугались змей после просмотра видеозаписи, на которой взрослая обезьяна проявляла на змею реакцию страха, но не обнаруживали никакой реакции страха на цветы после наблюдения искусно отредактированной видеозаписи, на которой взрослая обезьяна демонстрировала состояние паники при виде цветка. Подобные результаты были интерпретированы как свидетельство существования биологической предрасположенности к связыванию некоторых видов стимулов с определенными последствиями: в эволюционной истории ранних гоминид или других африканских приматов змеи и пауки были потенциально опасны, в то время как цветы и грибы не были. Есть и другие вопросы, остающиеся без ответа в рамках теорий научения. В экспериментах Охмана установлено, что страх перед змеями угасает медленнее, чем страх перед цветами, но приобретаются они с одинаковой скорость. Другие эксперименты показали, что изображения змей так же легко воспринимаются в качестве безопасных сигналов, как и изображения цветов (McNally & Reiss, 1984). Детеныши обезьян в экспериментах Кука и Минеки, просмотрев видеозаписи, на которых взрослые обезьяны демонстрировали реакцию страха на цветы, а не на змей, все-таки проявляли существенный страх перед живой змеей (и никакого страха перед цветами).

Можно сделать вывод, что если страх ранее существовал, то в условиях угрозы или стресса чувствительность к некоторым видам стимулов повышается, но более быстрая выработка условной реакции страха не происходит (Lovibond, Siddle & Bond, 1993).

Фобии — врожденный защитный механизм Защита против хищников — дело срочное; необходимо быстро реагировать на опасность эффективным поведением. Медленное научение методом проб и ошибок в данном случае не подойдет.

www.chitalnya.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта