2. Факторы, влияющие на поведение человека в организации. Факторы поведенческого характера


Факторы поведения человека

Поиск Лекций

Источники конфликтов и стрессов

Термины: адаптация, стресс, стрессоустойчивость, фрустрация, социометрический анализ, конфликтные противоборства, дезадаптация, адаптационный синдром.

Цитаты, пословицы, афоризмы для комментирования:

Где лад, там и клад – русская пословица

«Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности» (философ Н.О. Лосский этой фразой открыл свой труд «Характер русского народа»).

Определённое место для всякой вещи и всякая вещь на своём месте; определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте (Анри Файоля — один из основоположников научного менеджмента)

Персоналии: Н.О. Лосский, БрэдПлактон, Ганс Селье, Анри Файоль, В. Зигерт и Л. Ланг.

Факторы поведения человека

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы общества и человека.

Существуеттри исходных момента, порождающих тот или иной конфликт:

сами люди, составляющие персонал организации, — как отдельные лица, так и группы, коллектив в целом;

совокупность социальных связей, формы поведения сотрудников, их отношения и взаимодействие;

условия функционирования организации, стечение определённых обстоятельств, та или иная проблемная ситуация.

Первое место в этом ряду, естественно, занимают люди с присущими им свойствами, несовместимостью в конфликтных условиях их интересов, различиями ценностных установок и манеры общения. Чтобы верно судить об источниках конфликтов и связанных с ними стрессами, не обойтись без характеристики личности, выяснения многообразия факторов, оказывающих существенное влияние на поведение человека.

1. Человек — существо социальное, обладающее самосознанием, разумом, активно деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Сущность человека включена в диалектически противоречивом единстве его потребностей, способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития, исторического становления человека, хотя в идеале между тремя его началами не должно быть антагонизма, так как социальное есть способ оптимальной организации природного с целью развития духовного.

2. Важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности роста, включающей в себя цель, средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Именно в деяниях, созидании, творчестве человек не только обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается.

Есть люди, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом. Объектом же социальных связей люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам, довольствуясь мизерными результатами собственной деятельности.

Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность. Эти понятия не тождественны.

Индивид — это живой организм, биологическое существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущие ему физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов, связанных, в частности, с усвоением определённой системы знаний, норм и ценностей, обретением опыта и привычек в ходе общения с другими людьми, утверждением своего места и роли в сложном переплетении социальных отношений. Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей, проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. Черты личности, характеризующие в первую очередь общественные качества человека, приобретаются в процессе и результате разносторонней деятельности, осуществляемой каждым совместно с другими людьми.

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с её своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от других.

Из безусловного признания факта неодинаковости людей также вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или слабостей. Нужно каждого принимать таким, какой он есть, располагать по возможности максимально полной информацией о человеке, с которым общаешься и взаимодействуешь. Это всегда полезно, для того чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех причин, которыми они вызываются. Нельзя не считаться с фактом того, что поведение любого человека, его действия и поступки опосредуют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию, вы-ражают свойственные ей как рациональные, так и эмоциональные качества, те или иные склонности, взгляды, мотивы. Необходимую информацию получают разными путями, из множества источников. Среди них значатся не только заранее сообщаемые о себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств. Например, Адам Смит, чье имя вписано в летопись всемирной истории кaк классика политической экономии, основоположника трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Справедливо считается, что на Земле нет двух одинаковых людей. Люди, рождаясь свободными и равными в своём человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным.

Конечно, не следует полагаться лишь на собственные, часто весьма субъективные впечатления. Полезно знать мнение на сей счёт профессионалов — психологов, социологов, педагогов, других специалистов гуманитарного профиля. Кстати, психологи, составляя представление о конкретных людях, обращают внимание на то, какому цвету окружающих их вещей они отдают предпочтение; что за узоры, острые углы и плавные овалы автоматически рисует человек на чистом листе бумаги, находясь в задумчивости; как он ест — быстро или медленно, жадно или равнодушно, привередлив ли к пище или потребляет все без разбора; как, в какой позе привычнее спать данному лицу и т.п.

Собственная наблюдательность и взятые на вооружение рекомендации специалистов помогают вернее оценить потенциал знакомой личности, т.е. дать интегральную, соединяющую воедино характеристику ее физических, психических, духовных и иных способностей. Они же —наблюдения и следование рекомендациям — предоставляют больше возможностей, для того чтобы объективно распознавать интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества чем-то интересного вам |человека.

К интеллектуальным качествам относят свойства мышления, всю совокупность знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненную позицию. Если, к примеру, утверждается, что известный общественный деятель видит выход России из нынешнего тяжелейшего кризиса в непременном сохранении единства страны, продвижении её к многоукладной, рыночной, социально ориентированной экономике, укреплении нравственных устоев общества, то очевидно указание на интеллект, свойственный данной личности.

Всякая человеческая общность скрепляется некоей общей системой координат, ценностей — системой, позволяющей отделять добро от зла, правду от лжи, пользу от вреда, придающей жизни людей смысл, наделяющей человека способностью ориентироваться в том, что хорошо и что плохо, решать для себя вопрос, ради чего он живёт. Не ведая о ценностной мотивации, трудно, а то и невозможно определить, с кем имеешь дело, кто рядом с тобой: мудрый, искренний, увлечённый своими занятиями и верный слову человек или просто хитрый, скрытный, нищий духом обыватель с узким, мещанским взглядом на жизнь, равнодушным отношением к общему делу. Волевые качества связаны прежде всего с мотивами, побуждающими к действию, проявлением способностей человека, расположенностью его к другим людям. Эти свойства особенно бросаются в глаза при анализе руководителя

Эмоциональные качества вбирают в себя самые разнообразные нежные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями, как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.д., эстетической способностью различать прекрасное и безобразное. Когда отмечают, что лицо, о котором идёт речь, — добрый, совестливый, но легко ранимый и весьма обидчивый человек, то тем самым в первую очередь обращают внимание на его эмоциональность. Эмоции же, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об активизации жизненных сил, о готовности личности приносить пользу людям, отвечать перед обществом и самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества, своей особой социальной значимостью выделяются справедливость, ответственность, правосознание.

Справедливость — категория общественного сознания, понятие о должном в социальном, нравственном и правовом плане. Это, по точному определению известного русского философа И.А. Ильина, есть стремление верно судить о человеке и соответственно обходиться с ним; чувство меры в размежевании людских притязаний и интересов; искусство искать и находить «для каждого свое»; требование считаться с неодинаковостью людей, предметно соотносить обязанности и права каждого с его особенностями, способностями и делами, не допускать глупого и вредного уравнивания всех и вся.

Ответственность — это преимущественно духовное, нравственно-психологическое качество, присущее свободной и зрелой личности. Тот же Ильин подчёркивал, что чувство ответственности возлагает на человека обязанность сполна отвечать за свою жизнь, её содержание и направление, использовать для оценок выверенные критерии, зовущие к труду, дисциплине и творчеству.

Правосознание есть готовность и стремление человека по доброй воле выполнять свои гражданские обязанности, обуздывать в себе преступные намерения. Лояльность, уважительное отношение к праву и законности основывается на чувстве собственного достоинства, чести и долга, на взаимном доверии людей друг к другу.

Вне сомнения, свойства личности влияют, хотя и в разной степени, на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. В этом отношении ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают повышенного внимания.

Прежде всего, существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом — теми устойчивыми свойствами индивида, которые характеризуют динамические особенности психики данного человека, относя его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Степень возбудимости и торможения у человека, размеренность, порывистость либо вялость в его реакциях так или иначе сказываются при общении и взаимодействии с другими людьми.

Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в уныние.

Разумеется, речь идёт лишь о преобладании в темпераменте данного человека тех или иных из названных черт. Соединяясь в разных пропорциях, они, по определению, предложенному ещё К. Юнгом, проявляют свойственные людям как общие — экстравертивный и интровертивный, так и специальные — мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный — психологические типы характера. Влияние индивидуального склада, отчётливо выраженных психических свойств личности на её конфликтность оказывается менее заметным.

Характер человека проявляется в первую очередь в отношениях к обязанностям перед обществом, к другим людям и к самому себе. Это может быть трудолюбие и праздность, бережливость и мотовство, человеколюбие, тщеславие и т.п.

Для пригодности к управленческой деятельности мало выяснения своего характера вообще. Важно ещё убедиться в наличии способности к лидерству — качества, в принципе нужного любому руководителю, так или иначе причастному к управлению людьми. Конкретно речь идёт о выяснении того, достаточно ли властный у вас характер, имея в виду, что власть определяют как функцию воли, как право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо или чем-либо.

Так, негативен по своим проявлениям крайний нарциссизм — себялюбие, эгоистичность. Он присущ практически каждому и в оптимальной дозе не приносит вреда. Но если сосредоточенность на собственной персоне чрезмерна, то не миновать осложнений в отношениях и, естественно, конфликтов.

Немало беспокойств коллективу доставляют и так называемые трудные люди. Их характер отличается агрессивностью, стремлением «задирать» других, говорить колкости, раздражаться по малейшему поводу и вовсе без причины, постоянным недовольством, капризами, дремучим пессимизмом и жалобами, скрытностью, |молчанием своих желаний и настроений, порой сверхпокладистостью, ложным альтруизмом и расхождением обещаний с делом или просто проявлениями душевного (психического) нездоровья. | Специалисты акцентируют внимание ещё на одном свойстве человека — рефлексии,т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Для рефлексии исключительно значима информация этой «обратной связи».

В повседневной жизни особенности темперамента, характера и рефлексии могу проявляться в самых разнообразных формах, приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. В условиях трудовой, професиональной деятельности к основным из них относится ролевой конфикт, теснейшим образом связанный с социальным статусом человека.

Статус — позиция человека в социальной системе, которая предполагает определенные обязанности и права. Конкретное лицо может иметь несколько статусов, но чаще всего только один из них выражает его существенное положение. Таковым, например, может быть социальный статус рабочего, фермера, инженера, врача, муниципального слрцего, государственного чиновника и т.п.

Статус- место, занимаемое конкретным лицом в данной общности, социальная роль - совокупность действий, предпринимаемых личностью для подтверждения своего статуса. Иными словами, каждый статус — своего рода набор ролей.

Социальнаяроль обычно рассматривается в аспектах ролевого ожидания и ролевого исполнения. Если данная личность не играет той роли, которую от нее ожидают, она вступает в конфликт с общностью —это конфликт ролевого ожидания. К примеру, человек, избранный руководить коллективом, оказался не способным обеспечить выдвижение и отстаивание общих интересов; в результате люди отказывают ему претензии и добиваются отстранения от должности.

Если работнику не удаётся гармонизировать несколько возложенных на него ролей, то возникает конфликт между ролями — конфликт ролевого исполнения. Например, в ситуации, когда начальник отдела вычислительного центра организации требует от сотрудников ускорить компьютерную обработку цифровой информации, хотя поспешность в этом деле чревата появлением ошибок, а руководитель участка озабоченный качеством выполняемой работы, настаивает на более тщательной обработке данных, даже допуская при необходимости.

Промедление темпов, операторы оказываются в затруднительном поражении из-за невозможности исполнения несовместимых в данном случае ролей.

Нередко внутриличностный конфликт принимает форму функционального дискомфорта. Это происходит тогда, когда профессиональная (трудовая, хозяйственная) деятельность наталкивается наощутимые помехи в виде отсутствия необходимой информации из-за неотлаженности коммуникативных связей, убеждения работника в неспособности успешно справиться с возложенными на него обязанностями, несовпадения служебных требований с личными потребностями и ценностными установками, чрезмерной загруженности работой или, напротив, скуки от вынужденного безделья. Каждая из названных причин по отдельности, и тем более вместе взятые, снижают социальный статус работника, больно бьют по его престижу, самолюбию и чувству собственного достоинства.

Следовать инстинктивным потребностям или социальным нормам, общим интересам или личной выгоде? Трудности выбора и неизбежность уступок порождают кризис мотивов и их реализации, ведут к расстройству планов и надежд, что, конечно же, отрицательно отражается на внутреннем, духовном состоянии человека. Внутриличностный, равно как и межличностный, конфликты вызывают серьезные сбои в согласованности общих усилий, нарушают рабочий ритм и деловой настрой.

 



poisk-ru.ru

ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ТОП 10:

                   
   
Схема динамики процесса детерминации поведения личности
 
 
 
   
Формы проявления «Я»
 
   
 
   

 

 

         
 
Характеристика факторов поведения личности
 
   
 
   
«Роль» – это способ поведения, задаваемый обществу, складывается из двух переменных: а) базовых установок нашего «Я»; б) ожидание других. Возможны 4 вида установок «Я» по отношению к окружающим: - «Я хороший – ты хороший» - это самонравственная и продуктивная установка; - «Я хороший – ты плохой» – это установка необходима для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению, так как оно происходит за счет унижение других, что аморально и мало продуктивно; - «Я плохой – ты хороший» – типична для людей с комплексом неполноценности , чувствующие себя бессильными по сравнению с другими, избегающих тесных контактов с окружающими либо прилипают как паразиты к сильным личностям; - «Я плохой – ты плохой»– такая установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни людей, которые ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят, впадают в депрессию.

МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

       
   
Структура произвольного (субъективного) поведения с доминиованием устойчивого мотива
 
 

 

 

       
 
Структура волевого поведения с доминиованием смысловой сферы личности и нравственных мотивов
 
   
Теории формирования и развития личности

 

 

Возраст Пиаже Эльконин Фрейд Эриксон Традиционная классификация
0-1 год   сенсомоторная стадия общение оральная Орально-сенсорная (доверие – недоверие) Первое детство
1-2 года   предметная деятельность анальная Мышечно-анальная (автономия – стыд и сомне-ния)
3-6 лет дооперацио-нального мышления Игровая деятельность Фаллическая Локомоторно – генитальная (инициатива – вина) Второе детство
7-12 лет     Конкретных операций Учебная деятельность латентная латентная Третье детство
12-16 лет     Формальных операций Общение со сверстниками генитальная Подростковая (его-идентич-ность – спутан -ность ролей) Пубертатный период
16-18 лет - Учебно-профес-сиональная деятельность - Ювенильный период
20-25 лет - - - Ранняя зрелость (близость – изоляция) юность
25-40 лет     - - - Средняя зре-лость (продук-тивность – застой) Ранняя зрелость
40-60 (64) лет   - - - Зрелый возраст
60-65 лет     -   - - Поздняя зрелость (Эго- интеграция – отчаяние) Завершение зрелости
65-75 лет     - - - Первая старость
После 75 лет     - - - Преклонный возраст

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

 

 
 
Направленность личности – система устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и определяющих поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

 

 
 

 

 

       
   
Основные формы направленности личности
 
 
МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
           
   
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека его начало, направленность и активность.
 
 
Строение мотивационной сферы человека
 
   

 

Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или другому виду активности ( деятельность, общение, поведение) связанная с удовлетворением определенной потребности.
МОТИВЫ ЛИЧНОСТИПОТРЕБНОСТИ
Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования и развития. Исходная форма активности всех живых существ, которая стимулирует их поведение, направленное на поиск того, что требуется.

 

Потребности личности и их иерархия (по Маслоу)
 
 
СПОСОБНОСТИ

 

       
   
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамики овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.  
 
 

 

 

 

Уровни интеллектуальных способностей

 

   
 
Задатки –это то, что имеется у человека к моменту рождения, т.е. врожденные анатомо-физиологические особенности его нервной системы и мозга.  
 
 
Склонность –это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.  
 
 
Одаренность –совокупность общих специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области.  
 
 
Талант –высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.  
 
 
Гениальность –высшая степень одаренности позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.    
 
 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

 

Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент – проявление психики человека врожденного типа нервной деятельности.

 

Характеристика свойств темперамента

 

 

 

 

Классификация типов высшей нервной деятельности

 

 

 
 

 

 

Психические свойства   Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
сангвиник Холерик флегматик меланхолик
  сильный уравновешенный подвижный   Сильный не-уравновешенный Подвижный   сильный уравновешенный инертный   слабый не-уравновешенный малоподвижный
Скорость психических реакций высокая Очень высокая медленная средняя
Сила психических реакций средняя Очень большая большая большая
Экстраверсия или интроверсия экстраверт Экстраверт интроверт интроверт
Пластичность или ригидность пластичный пластичный ригидный ригидный
Эмоциональная возбудимость умеренная высокая слабая высокая
Сила эмоций средняя очень большая слабая большая
Эмоциональная устойчивость устойчив неустойчив очень устойчив очень неустойчив
Чувствительность пониженная малая малая высокая
Реактивность повышенная высокая малая малая
Активность повышенная высокая высокая пониженная
Темп реакции быстрый быстрый медлителен медлителен

 

           
   
Проявление темперамента в поведении
 
   
 
   
ХАРАКТЕР

 

 
 
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

 

Формирование характера

 

Структура характера

 

 

 

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

 
 
Акцентуация – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетание, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определённого рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

-

 
 
Степень выраженности характера

 

 

 
 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

         
 
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
 
   
 
   
Сущность и структура деятельности
 
 
 
 
Психофизиологические основы процессов деятельности
Процессы Характеристика
1. Сенсомоторные это процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. Выделяют четыре акта в этих процессах: 1. Сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2. Центральный момент реакции – более или менее сложные процессы переработки воспринятого; 3. Моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4. Сенсорные коррекции движения ( обратная связь)
2. Идеомоторные связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека
3. Эмоционально-моторные процессы связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком
4. Интериоризация процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию
5. Экстериоризация процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие
 
 
Компоненты действия и их функция  

НАВЫКИ, КАК СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

 
 
Навык – действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

ОБЩЕНИЕ

Общение – основа межличностных отношений
           
   
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией знаковыми средствами взаимодействия, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
 
   
 
 

 

Цель общения  

 

Функции Характеристика
1.Контактная Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщения поддержание взаимосвязи
2. Информационный обмен сообщениями Прием – передача каких либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
3. Побудительная Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий
4. Координационная Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
5. Понимание Не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга
6. Эмотивное возбуждение Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а так же изменение с его помощью собственных переживаний и состояний
7. Установление отношений Осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых предстоит действовать индивиду
8. Оказание влияния Изменение состояния поведения личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активностей и т.д.



infopedia.su

2. Факторы, влияющие на поведение человека в организации

Для объяснения поведения человека в организации важно выявить предпосылки, на основе которых работники ведут себя определенным образом. Предпосылки поведения человека в организации могут быть как рациональные, так и иррациональные, связанные с индивидуальными психологическими свойствами личности. Рациональное поведение человека в организации более предсказуемо и, следовательно, больше поддается воздействию для достижения конкретных целей организации.

Рассмотрим некоторые факторы, которые оказывают наиболее сильное влияние на поведение человека в организации.

1. Цели организации. Поскольку человек является частью организации, имеет определенную должность, он действует в соответствии со своими обязанностями, должностными инструкциями, то есть в соответствии с целями организации.

2. Особенности характера. Черты характера определяют поведенческие установки, которые сохраняются во времени и в различных ситуациях.

3. Индивидуальные ценности приобретаются посредством обучения и соответствуют ценностям, существующим в культуре данного общества. Организация должна использовать индивидуальные ценности как стимулы, побуждающие работников вести себя в соответствии с целями организации. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою систему ценностей.

4. Общественные нормы - устоявшиеся стереотипы поведения. Они прививаются всем членам общества посредством одобрения или неодобрения со стороны других людей. Например, определенные виды одежды считаются уместными для определенных профессий. С начальником принято разговаривать в одной манере, с коллегами в другой.

5. Потребности личности. С точки зрения организационного поведения, организация стремится создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации, другими словами, мотивировать работников.

6. Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Если работник не ожидает, что его поведение приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, он потеряет интерес к своей деятельности.

7. Восприятие. Люди обычно реагируют не на факты, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. То, что происходит в действительности, влияет на поведение человека только в той мере, в какой воспринимается самим человеком. Если руководитель хочет, чтобы работники стремились к достижению целей организации, не достаточно создать условия, поощряющие работников к этому. Руководство также должно показать работникам четкую взаимосвязь между желательным для организации поведением работников и удовлетворением их индивидуальных потребностей. До тех пор, пока работники не воспримут этого, они не будут вести себя соответствующим образом.

8. Отношение, точка зрения формирует необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на поведение человека в организации (например, расовые или иные предрассудки). Отношение к работе является важным фактором, определяющим то, как люди будут реагировать на изменения условий и продолжительности работы.

9. Позиции личности. Человек прилагает усилия для достижения определенного положения или баланса. То есть человек старается занимать позиции, которые не противоречат друг другу. В результате этого выстраивается очень сложная взаимосвязанная структура убеждений и отношений к чему-либо, на основе которой строится наше поведение. Эта структура с трудом поддается изменениям, поскольку человек скорее отбросит одну новую идею, чем будет менять все свое мировоззрение.

10. Избирательность информации. Человек избирательно прислушивается только к той информации или тем людям, мнение которых заведомо совпадает с его собственным. Человек отбрасывает, отвергает информацию, которая противоречит его позиции. Этот процесс снижает возможности для изменения.

11. Возраст. Способность людей к изменению притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием, как внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения.

studfiles.net

Фактор - характер - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Фактор - характер

Cтраница 1

Фактор характера и формы записи оказывает влияние на классификацию не с точки зрения чисто внешнего оформления выходных таблиц. Как показывает исследование, на практике существует чрезвычайно большое количество самых разнообразных форм. Внешняя форма выдачи не может выступать в качестве определяющего фактора технологического процесса составления таблицы. Несравненно более важной является та сторона характера и формы записи, которая влияет на суть, на смысловую функцию выходной таблицы. Если, например, в таблице необходимо фиксировать каждую строку исходной информации, и это вызвано стремлением к более полному анализу выходных данных, то технологический процесс должен быть так построен, чтобы, безусловно, предусмотреть такое требование. Разграничение таблиц по указанным проявлениям фактора характера и формы записи позволяет создать самую низшую, пятую по счету, ступень классификационной схемы.  [1]

По фактору характера и режима использования бурильную колонну следует отнести к конструкциям, эксплуатируемым до достижения ими обусловленного предельного состояния, а также эксплуатируемым в циклически регулярном режиме. Элементы бурильной колонны - это элементы конструкции, также работающие в циклически регулярном режиме, но эксплуатируемые до первого отказа.  [2]

Из класса факторов характера и режима использования изделий по назначению на вид функции состояний оказывают влияние принципы ограничения длительности эксплуатации и временной режим эксплуатации. Кратность функционирования изделия зависит от временного режима эксплуатации, а напряженность режима может оказать влияние только на количественные значения показателей надежности.  [3]

Какие три фактора ресурсного характера влияют на выбор метода опроса.  [4]

Учитываются также и факторы общеэкономического характера: финансовая активность в стране, развитая система коммуникаций, отсутствие жесткого контроля за иностранными фирмами.  [5]

Конкурентоспособность рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера, гарантирующих долгосрочные преимущества корпорации на рынках.  [6]

Рассмотрим теперь препятствующие экономическому росту факторы институционального характера. Во многих менее развитых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Руководство в сфере образования и социальных услуг довольно часто налажено очень плохо и определяется политическими соображениями. Налоговая система обычно установлена произвольно, она несправедлива, громоздка и сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются исходя из соображений международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития.  [7]

Баланс обеспечивается совместным действием многих факторов музыкального и акустического характера. Баланс должен иметь место как между разными группами инструментов оркестра, так и между оркестром, с одной стороны, и солирующим инструментом, с другой стороны. Баланс зависит от особенностей околосценического пространства, размещения оркестрантов и способностей дирижера и исполнителей.  [9]

Это объясняется, по-видимому, факторами психологического характера. Все личные и индивидуальные предметы одежды, оставляемые рабочим - пусть это будет только плащ, - относятся к сфере его личных интересов, к нарушению которых он проявляет особую чувствительность. Нежелание рабочих пользоваться открытыми вешалками обусловлено не только боязнью хищения, но и психологическими факторами - представлением об отсутствии должного уважения к его личным интересам; запирающийся шкаф как-то лучше ограждает их. В последние годы относительно легко удалось внедрить открытые вешалки только в зданиях контор или конструкторских бюро, где гардеробные можно, как правило, размещать ближе к рабочим местам и где каждый создает свой личный участок хотя бы в своем собственном письменном столе. При устройстве открытых вешалок во всех случаях следует предусматривать закрывающиеся ящички для мелких вещей.  [10]

Неопределенность показателей прогнозирования обусловлена и факторами институционального характера. Так, для реализации совместных с частным сектором научно-исследовательских проектов на контрактной основе государство организует крупные, межотраслевые научно-технические комплексы, строит технополисы, исследовательские технопарки, инженерные центры и т.п. Очевидно, что такое строительство, формирование новых коллективов, научных направлений связаны с большой долей неопределенности и риском, поэтому долгосрочную эффективность науки и техники установить сложно.  [11]

Кейнсианские модели роста большее внимание уделяют факторам институционального характера, ориентированы на определение параметров макроэкономического развития при активном корректирующем воздействии на рынок со стороны государства.  [12]

И наконец, на степень конкуренции влияют факторы поведенческого характера. Если конкуренты отличаются друг от друга, стараются получить высокие стратегические ставки и занять прочные позиции в отрасли, страдают из-за большой высоты барьеров выхода из отрасли, вероятность агрессивного соперничества повышается. Так, в производстве стали иностранные конкуренты ( в последнее время их становилось все больше) помогли расколоть прежний национальный олигополическии консенсус.  [13]

Так или иначе совокупность внешних обстоятельств и факторов внутривузовского характера привела к тому, что к началу шестидесятых годов, когда было обновлено руководство института, последний по своему общему состоянию сильно отставал от уровня других авиавузов, а также от своих соседей - вузов Башкирии. По меньшей мере, пятидесятые годы, когда многие вузы страны на волне общего подъема нашей послевоенной экономики пошли в гору, для УАИ были потеряны. Нам об этом напоминали директивные органы, и это с горечью вынуждены были признать наиболее зрелые члены нашего коллектива.  [14]

Кроме того, бихевиоризм практически упускает из виду факторы социокультурного характера, зачастую оказывающие определяющее воздействие на поведение человека.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Тема 3. Личность и организация

Рассматривая индивидуальные психологические различия людей, мы останавливались в основном на неизменяемых или трудноизменяемых чертах личности. Однако организация как система изменяется во времени под воздействием как внешней, так и внутренней среды, а также сама оказывает влияние на людей. Большинство людей способны к заметным изменениям своего поведения. Организуя свой трудовой процесс, люди вносят в организацию свою индивидуальность, но в каждой организации формируются и существуют общие принципы поведения.

1. Модификация поведения человека в организации

На поведение человека в организации значительное влияние оказывают как внутренние качества человека, так и внешние факторы, то есть его окружение.

В связи с этим возникает вопрос, какие из этих факторов оказывают решающее влияние на способность человека к трансформации.

С точки зрения экстерналистской позиции одних (бихевиористы) почти все навыки являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие на человека оказывает окружающая среда. Это означает, что если мы можем контролировать окружающую среду, то и можем контролировать и человека. С точки зрения интерналистской позиции (когнитивисты), причины поведения определяются внутренними механизмами, такими как инстинкты, черты характера, верования. Но если поведение определяется только внутренними факторами, то возможности изменения и роста для каждого индивидуума будут очень ограничены. С другой стороны, если поведение определяется исключительно внешним воздействием, эти возможности будут практически безграничными. В связи с этим, поведение человека в значимой степени зависит от внешнего окружения, но необходимо учитывать и внутренние факторы.

Поскольку человеческое поведение во многом изменяемо, то устройство организаций и их функционирование могут оказывать огромное воздействие на поведение.

Модификация поведения человека в организации определяется:

1) воздействием на работника через формальные каналы организации, например, наделение работника конкретными обязанностями или поручениями, программы обучения и т.д.;

2) воздействием через неформальную социальную структуру, которая развивается в организации - это неслужебные отношения между коллегами, формирование неформальных групп.

Различия между поведением человека в организации и вне ее во многом обусловлены влиянием на него других членов организации.

Человек, вступая в организацию, вступает во взаимодействие с другими ее членами, которые побуждают его вести себя определенным образом. Под влиянием членов организации происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек начинает идентифицировать себя с организацией, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Взгляды работника на цели организации и на руководство очень сильно зависят от взглядов людей, которые работают вместе с ним, поскольку большинство людей восприимчиво к одобрению или неодобрению людей, с которыми они вместе работают. Например, если коллеги не удовлетворены своей работой или считают начальство некомпетентным, то типичный человек, каково бы ни было его первоначальное суждение, скорее всего, проявит такую же неудовлетворенность.

Изменение поведения человека в организации определяется также тем, что в коллективе человек получает определенный относительный «вес», поскольку организация не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены организации могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для человека, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне организации. Для многих работников эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

studfiles.net

Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения

Инстинкт как основа формирования поведения животных

Любой поведенческий акт представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: инстинкта и научения. Они не могут определять поведение животного отдельно друг от друга. В каждый момент какой-то один компонент преобладает, но в чистом виде они не существуют. Разделение инстинкта и научения в поведенческих реакциях достаточно условно, поэтому зачастую трудноосуществимо, хотя каждый из этих компонентов имеет свои особенности.

Инстинктивное поведение может быть разделено на ряд инстинктивных действий, или инстинктивных актов, которые, в свою очередь, складываются из инстинктивных движений (отдельные позы, звуки и т. д.).

Инстинктивный компонент поведения определяет как само функционирование органов животного, так и ориентацию этого функционирования во времени и пространстве. Таким образом, наследственно закреплено не только то, как будут употребляться эти органы, но и когда и в каком направлении.

Научение как пластичный компонент поведения не может изменить функционирование органов, но может повлиять на ориентацию их функций. Например, животное, которое не имеет гибких пальцев, нельзя обучить держать стакан. У него нет для этого морфологических и функциональных предпосылок, оно может выполнять только те действия, для которых приспособлены его органы. Однако дрессировкой (т. е. искусственным научением) можно заставить животное использовать его конечности в определенное время определенным образом. Главное, чтобы сам способ использования конечностей был для этого животного естественным. Следовательно, научение может влиять на ориентацию функций животного во времени и пространстве, но сами функции определяются инстинктивными движениями.

Таким образом, процесс жизнедеятельности организма основывается на инстинктивных реакциях, а элементы научения достраиваются на их основе. Врожденные реакции обеспечивают все жизненно необходимые функции, процесс обмена веществ, а также такие важные стороны жизни животного, как размножение и уход за потомством. Развитие психического компонента поведения животных необходимо в процессе эволюции для того, чтобы приспособить инстинктивные реакции к условиям среды, обеспечить адаптацию животного к этим условиям. Наследственные поведенческие реакции не могут учесть всего многообразия условий, с которыми столкнется каждый представитель вида. Кроме того, инстинктивное поведение включает в себя основные механизмы регулировки функционирования и его ориентацию в пространстве и во времени, а процесс научения дополняет эту регулировку и ориентацию.

Внутренние факторы инстинктивного поведения

На протяжении длительного времени считалось, что научение определяется внешними факторами, а инстинктивное поведение – исключительно внутренними факторами, причем природа этих факторов была неизвестна. Поиск, уточнение внутренних факторов инстинктивного поведения позволили бы ответить на вопрос, что же определяет мотивацию поведения.

Внутренние факторы, бесспорно, оказывают влияние на инстинктивное поведение животных. В середине XX в. американский биолог П. Уит проводил опыты с пауками, в ходе которых изучал плетение паутины при попадании в организм животного разных химических веществ. Нужное вещество наносилось в виде капли непосредственно на паутину или вводилось при помощи шприца в попавшуюся жертву. Каждое вещество стимулировало паука плести паутину определенного вида, сама же реакция плетения паутины является у паука наследственной. Так, кофеин заставлял пауков плести бесформенную паутину из беспорядочно спутанных нитей, паук при этом испытывал подобие невроза. При поступлении в организм первитина паук становился очень беспокойным и не сплетал паутину целиком. Хлоргидрат вызывал у паука оцепенение, и он не доплетал паутину. А лизергиновая кислота способствовала повышению концентрации внимания на плетении, и паук сплетал паутину очень тщательно и ровно, при этом ее качество превосходило естественное.

Внутренняя среда организма постоянна, разнообразные процессы регуляции направлены на поддержание физико-химического состава среды. Она постоянно обновляется, однако все ее параметры поддерживаются на определенном уровне за счет саморегуляции, что обеспечивает протекание всех биохимических реакций. Особенность внутренних процессов животного организма состоит в том, что они часто протекают в форме ритмов. В 1930-е гг. советский зоопсихолог В.М. Боровский выдвинул предположение о том, что именно отклонения этих внутренних ритмов организма от нормы являются первичной мотивацией поведенческих реакций. В определенных условиях внутренняя согласованность физиологических ритмов нарушается, и прежнее равновесие в новых условиях не обеспечивает нормальное функционирование организма. Возникает внутреннее побуждение, направленное на восстановление внутреннего равновесия, т. е. появляется потребность. Инстинктивное поведение в этом случае будет направлено на удовлетворение этой потребности.

Важнейшими источниками внутренних стимулов инстинктивного поведения являются гормоны и рецепторы. Известно, что половые гормоны и гормоны гипофиза стимулируют целый ряд форм поведения, связанных с размножением, – драки между самцами за самку и за территорию, охрана гнезда, брачные игры.

Для внутренней мотивации большое значение имеют прежде всего ритмические процессы, которые происходят в центральной нервной системе. Ритмическая активность ее стволовой части у позвоночных животных и брюшных нервных структур у беспозвоночных обеспечивает ориентацию поведения во времени. Известно существование у животных так называемых «биологических часов» – автономных колебательных процессов, которые осуществляют регуляцию всех ритмов жизнедеятельности организма. «Биологические часы» определяют колебания внешней активности поведения животных, все действия, которые повторяются с определенной цикличностью. Они как бы закладывают основу инстинктивного поведения животного, а факторы среды вносят в эти ритмы свои коррективы. Изменения могут быть связаны с действием разнообразных внешних стимулов (слуховых, зрительных и др.), а также могут зависеть от общего физиологического состояния животного в данный момент. Чаще всего в поведении животных отмечаются циркадные, или суточные, ритмы, период которых равен суткам.

Интересно отметить, что активность животного подвержена таким ритмическим суточным колебаниям даже в условиях полной изоляции от всех факторов естественной среды. Например, животное можно поместить в условия полного круглосуточного освещения и тем не менее наблюдать у него чередование периодов сна и бодрствования, близкое к естественным. Кроме того, в течение дня в поведении животных могут быть отмечены и краткосрочные ритмы. Примером могут послужить наблюдения немецкого этолога В. Шлейдта за индюками. Он отметил, что клохтанье индюка в течение дня повторяется с определенным ритмом, который сохраняется даже при полной изоляции птицы и лишении ее слуха.

Помимо ориентации поведения животного во времени, «биологические часы» ориентируют его в пространстве. Например, перелетные птицы при ориентации по положению солнца должны в каждый момент времени соотносить его положение со временем дня. Это происходит, когда они соотносят информацию о положении солнца с внутренними циркадными ритмами.

Внутренние факторы создают в организме состояние, предшествующее проявлению той или иной инстинктивной реакции. Однако начало этой реакции может зависеть от внешних условий среды. Например, определенный уровень половых гормонов и гормонов гипофиза стимулирует различные поведенческие реакции животного, связанные с размножением, но продуцирование этих гормонов приурочено к определенному времени года. Если животное, которое обитает в умеренной зоне Северного полушария, с наступлением весны содержать в условиях короткого светового дня, активность желез проявляться не будет. Напротив, если зимой создать животному условия постепенно увеличивающегося дня, гормоны начнут выделяться, и половое поведение проявится в зимнее время года.

Внутренние факторы обеспечивают готовность организма выполнить то или иное инстинктивное движение, внешние стимулы могут быть не обязательны для проявления инстинктивной реакции.

Немецкий нейрофизиолог Э. Хольст обнаружил в стволе головного мозга курицы несколько зон. При воздействии на эти зоны слабым электрическим током возникают инстинктивные движения, соответствующие той или иной зоне. Было отмечено, что если длительное время воздействовать на одну и ту же зону, усиливая силу раздражения, можно наблюдать целый ряд инстинктивных действий, которые будут совершаться в том же порядке, что и в естественных условиях. Например, курица выполняла движения, которые совершаются при приближении наземного хищника: проявляла легкое беспокойство, потом поднималась, хлопала крыльями, вскрикивала, а затем взлетала. При этом самого раздражителя (хищника) в пределах ее видимости не было. Таким образом, под влиянием исключительно внутренних факторов могут проявиться не только отдельные инстинктивные движения, но и целые инстинктивные действия. Однако при этом не следует забывать, что в естественных условиях инстинктивные действия «запускаются» все же внешними факторами. Приближение наземного хищника, которого увидела бы курица, привело бы к возбуждению соответствующей зоны головного мозга птицы, которая в условиях опыта была простимулирована искусственно.

Внешние факторы инстинктивного поведения

Если задача внутренних факторов инстинктивного поведения состоит преимущественно в том, чтобы подготовить организм к выполнению определенного поведенческого акта, то внешние факторы чаще играют роль своеобразных активаторов этого инстинктивного действия.

Все инстинктивные действия заблокированы специальной системой, которая получила название «врожденный пусковой механизм». Это определенная совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих инстинктивных актов к ситуации, в которой такое поведение будет наиболее биологически адекватным, т. е. к так называемой «пусковой ситуации». Врожденный пусковой механизм реагирует на те или иные внешние раздражители или на их комбинации, для него характерна высокая избирательность. Каждый раздражитель, сигнал (или их комбинация) будут специфичны для определенной инстинктивной реакции. Врожденный пусковой механизм распознает их, проводит анализ, интегрирует информацию и снимает блокировку с данной реакции. При этом порог раздражимости соответствующих нервных центров снижается, и они активируются. Внутренняя мотивация «находит выход», и инстинктивная реакция осуществляется именно в тех условиях и в той ситуации, когда она биологически значима. Австрийский этолог К. Лоренц (1903–1989) назвал такой механизм «разблокирования» инстинктивной реакции врожденной схемой реагирования.

Инстинктивное действие проявляется в ответ на свой набор внешних раздражителей. Эти раздражители получили название «ключевые», или «знаковые». Внешний сигнал в данном случае соотносят с ключом, который идеально подходит к замку (врожденному пусковому механизму). Например, в период размножения для самцов птиц ключевыми будут стимулы, характерные для самок того же вида, эти стимулы будут вызывать у самцов инстинктивные действия, связанные с ухаживанием, спариванием и т. д.

В качестве ключевых раздражителей могут выступать простые физические или химические признаки, их пространственные отношения (например, соотнесение размеров) или векторы.

Носителями ключевых раздражителей могут быть не только другие особи, но и растения, а также различные объекты неживой природы. Немецкий этолог Ф. Вальтер отметил, что у детенышей антилоп ключевым стимулом, определяющим выбор места отдыха, является любой вертикальный объект. Ключевой раздражитель выполняет здесь направляющую функцию.

Знаковые стимулы чрезвычайно разнообразны и по своей природе: они могут быть зрительными, акустическими, химическими и др. Например, в половом поведении многих насекомых, амфибий и некоторых млекопитающих ключевыми раздражителями служат химические вещества (половые аттрактанты, феромоны). К звуковым стимулам относятся разнообразные крики, песни, специфичные для определенного вида животных. Зрительные ключевые стимулы получили название «релизеры». К ним относятся различные морфологические признаки (особенности окраски тела, гребни, хохолки у птиц, наросты). Например, для самок крякв релизерами являются «зеркальца» на маховых перьях селезней. Существуют и особые видоспецифические комплексы движений, которые могут выступать в качестве знаковых стимулов (позы подчинения, угрожающие позы, приветственные ритуалы, брачные ритуалы).

Животное способно распознать ключевой раздражитель даже при первом предъявлении. Например, красное пятно на клюве чайки вызывает реакцию «попрошайничества» у птенцов. Для пояснения принципа действия этого раздражителя часто пользуются аналогией с ключом и замком.

Различают также настраивающие ключевые раздражители. Их действие отличается от знаковых раздражителей. Эти стимулы понижают порог раздражимости нервных центров и направляют ключевые раздражители.

Существование ключевых раздражителей и их роль в развитии инстинктивных реакций доказаны множеством наблюдений и опытов. Н. Тинберген изучал пищевую реакцию птенцов серебристых чаек и дроздов при появлении родительской особи методом макетов.

Естественная реакция голодного птенца чайки на родительскую особь заключается в том, что он клюет красное пятно на клюве (желтом) взрослой птицы. Тинберген в своих опытах использовал несколько макетов. Лишь один макет в точности повторял внешний облик головы взрослой серебристой чайки. На остальных макетах исключались отдельные детали, и постепенно макет становился все менее похожим на голову чайки. Последний макет представлял собой плоский красный предмет с продолговатым выступом. Однако реакция птенцов на этот предмет не только не была слабее реакции на первый макет, но даже превосходила ее. Еще более интенсивной становилась реакция птенца на макет в виде тонкой белой палочки с поперечными темно-красными полосами. Отсюда можно сделать вывод, что ключевыми раздражителями для появления реакции «попрошайничества» у птенцов серебристой чайки служат красный цвет и продолговатая форма.

В опытах с десятидневными птенцами дрозда в качестве макетов использовались плоские диски. Если птенцам дрозда предлагали круг, они тянулись к его верхней части, где предполагалась голова родительской птицы. Если к большому кругу прикрепляли маленький, птенцы начинали тянуться к нему, а когда прикрепляли два маленьких круга разного размера, решающей становилась относительная величина кругов. При большом размере «туловища» птенцы тянулись к дополнительному кругу больших размеров, при маленьком – к меньшему. Таким образом, ключевые раздражители в данном случае – взаимное расположение и относительная величина деталей макета.

Опыты по изучению ключевых стимулов у птиц проводили российские орнитологи Г.Л. Скребицкий и Т.И. Бибикова. В ходе опытов исследовалось отношение чайки к ее яйцам. Исследователи перекладывали яйца из одного гнезда в другое, заменяли их яйцами других видов птиц, иными предметами разной формы, величины, окраски. Чайки охотно начинали «высиживать» чужие яйца, а также яйца других птиц, различно окрашенные муляжи из разных материалов (стекло, глина и т. д.), посторонние предметы (шарики, картофелины, камни). Птицы не отказывались вкатывать в гнездо даже тяжелые каменные шарики, т. е. эту реакцию определял не вес «яйца». Г.Л. Скребицкий писал: «...чайки, сидящие на таких предметах, представляли очень оригинальную картину, но в особенности необычайным становилось зрелище, когда согнанная с гнезда птица возвращалась к нему обратно и, прежде чем сесть, заботливо поправляла клювом разноцветные шары, камешки или картошку».

Птицы отказывались насиживать предметы, не имеющие округлой формы, например камни с острыми выступами или кубики. Ученые сделали вывод, что ключевыми стимулами для чайки были округлость предмета, отсутствие на нем выступов и углублений.

Если чайке предлагали два яйца разной величины, она начинала закатывать в гнездо более крупное. Исследователи наблюдали даже такую ситуацию, когда чайка пыталась насиживать деревянный макет яйца таких гигантских размеров, что она с трудом забиралась на него. В этой ситуации имеет место супероптимальная реакция. Животное сталкивается со сверхстимулом, который обладает супероптимальными признаками ключевого раздражителя, и начинает проявлять реакцию на него сильнее, чем в норме. Таким образом, ключевые раздражители подчинены закону суммации: с увеличением параметров раздражителя инстинктивная реакция увеличивается пропорционально. Это явление может служить объяснением повышенной реакции птенцов серебристой чайки на поперечно исчерченную красными полосками палочку.

На количественную сторону действия знаковых стимулов обратил внимание Н. Тинберген при изучении реакции преследования самки у самцов бабочки-бархатницы в период размножения. Наблюдения показали, что самец взлетает не только при приближении особей своего вида, но и при виде других летающих насекомых, а также небольших птиц и даже падающих с деревьев листьев. Ученый сделал вывод, что для бархатницы в этой ситуации первостепенное значение имеют какие-то зрительные ключевые раздражители. Химические стимулы в данном случае не могут быть знаковыми, потому что направление полета самцов никак не связано с направлением ветра, а значит, запахами они не руководствуются. Тинберген и его помощники изготовили макеты бабочек из бумаги и укрепили их на тонкой леске, привязанной к длинной удочке. У каждой серии макетов оставляли только один характерный внешний признак: цвет, размер, определенную форму. При подергивании удилища макетная бабочка начинала двигаться, что вызывало у самцов бархатницы ответную реакцию преследования. Интенсивность реакции фиксировалась наблюдением.

Результаты эксперимента показали, что реакцию преследования вызывали макеты всех цветов, но наиболее активно самцы следовали за черными «бабочками» – реакция на них была даже ярче выражена, чем при виде макетов коричневого цвета, который соответствовал естественной окраске самки бархатницы. В этом случае следует говорить об усилении зрительного стимула – темного цвета.

Аналогичная картина была получена при сравнении интенсивности реакции на размер макета. Самцы наиболее активно преследовали макеты большего размера, чем естественная величина самки. Такой стимул, как форма тела объекта, оказался для бархатниц не столь важен. Самцы реагировали на макеты всех форм, при этом наименее эффективны были длинные прямоугольные макеты. Однако наблюдения показали, что это связано с нарушением характера движения таких «бабочек»: он становился менее «танцующим».

Тинберген обратил внимание и на другую особенность действия ключевых стимулов, которую он назвал сумматором стимулирования. Ученый писал: «...слабо привлекающая белая модель вызовет тот же процент реакций, что и черная, если ее показывать на меньшем расстоянии, чем черную. Эффективность белой маленькой модели также заметно усиливается, если заставить ее "танцевать“. Таким образом, недостаточную эффективность одного параметра можно скомпенсировать усиленной привлекательностью совершенно иного параметра... стимулы складываются в некоем "сумматоре стимулирования“, который и заставляет бархатницу реагировать соответствующим образом».

Кроме того, Тинберген отметил, что состояние самца определяет, какие стимулы в данный момент входят в этот сумматор. Например, в обычных условиях самцы реагировали только на тон окраски макета (темный или светлый), т. е. сами цвета в сумматор не входили. При кормлении же на макетах, окрашенных в яркий цвет, у самцов отмечалась реакция исключительно на голубые и желтые модели, т. е. знаковым стимулом становился цвет.

Реакция на ключевой стимул не всегда бывает адекватна ситуации и может не привести к желаемому результату. Так, Тинберген описывает явление, получившее название «осечки». Осечка в поведении животного происходит при столкновении со «сверхстимулом». Примером такого «сбоя» может служить выкармливание певчими птицами птенца кукушки. Ключевыми стимулами, заставляющими птицу-родителя кормить птенца, являются большой клюв и ярко окрашенный зев птенца. Оба эти признака у кукушонка имеют «сверхнормальное» выражение. Тинберген пишет: «Вполне возможно, что многие певчие птицы не только кормят птенца кукушонка, но и получают удовольствие из-за его огромного и привлекательного рта».

Осечка может происходить и во взаимоотношениях представителей разных классов животных. Описан случай, когда птица кардинал на протяжении нескольких недель кормила насекомыми золотых рыбок в бассейне. Птица реагировала на широко открытый рот рыбок, являющийся для нее ключевым стимулом при выкармливании птенцов.

В заключение следует отметить, что инстинктивное поведение животных чаще всего обусловлено не отдельными факторами, а их комплексом. При этом необходимо сочетание внешних и внутренних факторов. Например, голуби кормят своих птенцов, отрыгивая «зобное молочко», богатое протеинами. Сам процесс образования в зобе «молочка» стимулируется выделением гормона пролактина (внутренний стимул). Однако реакция отрыгивания вызывается не наполнением зоба, а внешней стимуляцией со стороны птенца, который своей тяжестью давит на зоб родителя. В зимнее время даже при наполненном пищей зобе у голубя не происходит такой реакции, потому что нет внешней стимуляции.



biofile.ru

10. Люди. Характеристика факторов, влияющих на индивидуальное поведение деятельность человека.

Факторы влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.

1. Способности (умные и физические) – это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству, а также приобретаться с опытом.

2. Ценности — это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах. Конкретные ценности руководителей, в особенности высшего звена, часто отражаются в целях и политике организации. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей: Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи.

3. Потребности — это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей. Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.

4. Ожидания – основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение. Если работник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознаграждены, то, вероятно, он будет их прилагать. При отсутствии таких ожиданий трудно рассчитывать на дополнительные усилия со стороны работника.

5. Восприятие – это интеллектуальное осознание стимулов, получаемые от ощущений. Восприятие определяет испытывает ли человек потребность, и каковы его ожидания в данной ситуации. Все события влияют на поведение только в той мере в какой воспринимается самим человеком.

6. Отношение - это что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение, Примерами могут служить разные предрассудки.

7. Рабочая среда – это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации.

11.Процессуальные и содержательные теории мотивации.

Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. Нацелены на решение вопроса о типе потребностей, мотивирующих индивида или вопроса о том, на основании каких целей он предпочитает действовать (теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная мотивационно-гигиеническая Ф.Херцберга, модель влияния содержания труда на поддержание мотивации Хакмана и Олдхема и др.).

В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.

Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие. Они ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, что поддерживает и прекращает. Эти теории определяют переменные и составляющие поведения человека, описывают их взаимодействие для достижения необходимого результата (теория валентности-инструментальности ожидания, расширенная модель мотивации Хекгаузена, теория подкрепления Скиннера и др.) 1. Содержательные мотивационные теории:

1.1 Теории иерархии потребностей А.Маслоу и К.Альдерфера.

1.2. Теория мотивации Д.Мак Клелланда.

1.3. Мотивационно-гигиеническая модель Ф. Херцберга.

1.4.Теория пяти ядерных факторов Хакмана и Олдхема.

2. Процессуальные теории мотивации:

2.1 Теории валентности-инструментальности ожиданий.

2.2 Теория справедливости С. Адамса.

2.3 Комплексная теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.

2.4 Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона.

2.5 Теория подкрепления Б. Скиннера.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта