Текст книги "Исцеляющая дыхательная гимнастика «Пневмобаланс»". Дыхание висцеральный и поведенческий аспекты


Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты - 2005 - Исаак Бреслав, Александр Ноздрачев - книга

Содержание

Количество страниц, Год издания, Тираж, Переплет, ISBN, Авторы, От автора, Издательство, Формат

Количество страниц

310

Год издания

2005

Тираж

500

Переплет

Твердый переплет

ISBN

5-02-026241-2

Авторы

Исаак Бреслав, Александр Ноздрачев

От автора

В монографии излагаются современные представления о функции дыхания в оригинальном освещении. Эта функция рассматривается не только как висцеральная, обслуживающая метаболические нужды организма, но и как поведенческая, тесно связанная с его двигательной активностью. В качестве центрального звена в процессах дыхания и его регуляции рассматривается обеспечение постоянства газового состава внутренней дыхательной среды в виде двух се составляющих: газообразной (альвеолярного газа) и жидкостной (артериальной крови). Такой подход позволяет по-новому осветить становление респираторной системы в эволюционном аспекте, процессы газообмена и механизмы автономной регуляции вентиляции легких и просвета воздухоносных путей. Особое внимание уделено сенсорно-поведенческому контролю дыхания человека. Принципиально новым здесь является положение об информационной роли дыхания, согласно которому ощущения, связанные с дыханием, участвуют в регуляции мышечной деятельности и самоограничении ее интенсивности. Монография предназначена для физиологов медицинского и широкого биологического профиля. Поскольку книга содержит обширную и в значительной мере новую информацию по физиологии дыхания, она может быть использована и как учебное пособие для студентов и аспирантов. Библиогр. 312 назв. Ил. 77. Табл. 5.

Издательство

Наука

Формат

60x90/16 (145х217 мм)

36n6.ru

Литература. Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу

1. Бреслав И. С. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты — СПб.: Наука, 2005.

2. Воробьева 3. В. Дыхательные газы, кислотно-основной и водно-электролитный гомеостаз: Монография — М.: 2004.

3. Дмитрук А. И. Медицина глубоководных погружений — СПб.: 2004.

4. Колчинская А. 3., Цыганова Т. Н., Остапенко Л. А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте — М.: Медицина, 2003.

5. Медицинские проблемы подводных погружений — Под ред. П. Б. Беннета и Д. Г. Эллиотта. Пер. с англ. М.И. Харченко. — М.: Медицина, 1988.

6. Метаболизм в процессе физической деятельности. Под ред. М. Харгривса. — Киев: Олимпийская литература, 1998.

7. Молчанова Н. В. Физическая подготовка фридайвера в подготовительном периоде: автореф. дис. канд. пед. наук — М., 2010.

8. Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки — Киев: Олимпийская литература, 2001.

9. Плавание — Под ред. Платонова В. Н. — Киев: Олимпийская литература, 2000.

10. Рябов Г. А. Гипоксия критических состояний — М.: Медицина, 1988.

11. Савичев И. И. Физиология и патология подводных погружений при повышенном давлении — СПб.: 1988.

12. Уэст Дж. Физиология дыхания — М.: Мир, 1988.

13. Физиология человека — Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — М.: Мир, 1986.

14. Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела — Под ред. проф. Сапова И. А. — Л., 1986.

15. Шулакова О. А. Медицинские аспекты свободных погружений — М., 2007.

16. Schagatay Erika. The human diving response effects of temperature and training: Перевод Зубкова A. - Lund, 1996.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Наталья Молчанова - Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу

Разминка включает упражнения всеми способами плавания, в ластах и дистанционное плавание со свободным дыханием.

2) Специальная часть разминки.

Направлена на функциональное врабатывание.

Она нужна для того, чтобы организм не испытывал на тренировке изумления по поводу перекрывания кислорода, а подготовился снижением обменных процессов. Организм старается как лучше, но централизация кровообращения приводит к побочному эффекту: из-за оттока крови от периферии бедный фридайвер быстро замерзает.

Специальная часть разминки включает медленное плавание с комфортным урежением дыхания, или мягкое переменное плавание с нырянием на короткие дистанции, откупыванием и интервалами отдыха.

3) Основная часть.

Состоит из заданий с применением тех же методов, но в более жестком режиме: дистанционное плавание с большим урежением дыхания; переменное плавание с нырянием на более длинные дистанции; интервальные серии. Желательно менять методы: если в разминке использовался переменно - интервальный метод, то в основной части лучше применить дистанционный; если в разминке использовался дистанционный метод, то в основной части - интервальный. Все задания гипоксической направленности должны чередоваться медленным свободным плаванием: между сериями надо медленно плавать со свободным дыханием по 100–200 м для более быстрого выведения кислых продуктов обмена из мышечной ткани.

4) Заминка.

Состоит из свободного плавания в полной координации каким-либо способом.

Задержка дыхания в статике

Интерес к статической задержке дыхания заключается в том, чтобы научиться контролировать себя и изучить свои реакции. Статические упражнения позволяют приобрести уверенность, управляя своей задержкой дыхания при низких энергетических затратах.

Задерживать дыхание до максимума своих возможностей не очень-то радостно, поэтому лучше его задерживать не до максимума, выполняя короткие серии интервальным методом. В неделю достаточно одной статической тренировки на суше (в ванне нельзя - опасно, в кровати можно - безопасно).

Продолжительность занятия не более 30 минут, иначе разовьется стойкая аллергия на задержку дыхания. И не стоит забывать, что дыхание - автоматическая функция, и жесткий контроль этого процесса может вызвать его сбой.

Занятия на море

Для начинающих фридайверов программа состоит из освоения правильной техники дыхания до и после ныряния, правильной техники заныривания, компенсации давления, техники движения, тактики погружения.

Новички начинают нырять с 6 м и прибавляют не более 2–3 метров ежедневно. Количество погружений не должно быть более 10 за одно занятие при нырянии на глубину до 10–20 м в связи с непривычно большой нагрузкой на барабанные перепонки и опасностью развития воспалительных явлений в области среднего уха (бароотитов). Главное для новичков - это бережное отношение к ушам: залог хорошей слышимости после ныряний и дальнейших успехов.

При достижении 20 м следует повторить ныряние на эту глубину для того, чтобы она стала-таки родной. После обретения уверенности на этой глубине можно так же ступенькой разныряться до 30 м и теперь уже подольше закрепиться на этой отметке.

Если фридайвер концентрируется только на погружениях вдоль троса, то его кругозор ограничен метрами. Гораздо богаче впечатлениями фридайвер, который ищет приключений в воде. Конечно, безопасные и с партнером. Хорошо бы немножко понырять на чудесном рифе, увидеть разлапистые кораллы, заметить смешливых рыбок и не забывать отдыхать на солнышке или в тенечке. Эмоций и рассказов хватит надолго.

Всё вышеизложенное адресуется только адекватным фридайверам, понимающим всю полноту ответственности перед своей семьёй, а также близкими и дальними родственниками.

Приятных и безопасных погружении!

Литература

1. Бреслав И. С. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты - СПб.: Наука, 2005.

2. Воробьева 3. В. Дыхательные газы, кислотно-основной и водно-электролитный гомеостаз: Монография - М.: 2004.

3. Дмитрук А. И. Медицина глубоководных погружений - СПб.: 2004.

4. Колчинская А. 3., Цыганова Т. Н., Остапенко Л. А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте - М.: Медицина, 2003.

5. Медицинские проблемы подводных погружений - Под ред. П. Б. Беннета и Д. Г. Эллиотта. Пер. с англ. М.И. Харченко. - М.: Медицина, 1988.

6. Метаболизм в процессе физической деятельности. Под ред. М. Харгривса. - Киев: Олимпийская литература, 1998.

7. Молчанова Н. В. Физическая подготовка фридайвера в подготовительном периоде: автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2010.

8. Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки - Киев: Олимпийская литература, 2001.

9. Плавание - Под ред. Платонова В. Н. - Киев: Олимпийская литература, 2000.

10. Рябов Г. А. Гипоксия критических состояний - М.: Медицина, 1988.

11. Савичев И. И. Физиология и патология подводных погружений при повышенном давлении - СПб.: 1988.

12. Уэст Дж. Физиология дыхания - М.: Мир, 1988.

13. Физиология человека - Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - М.: Мир, 1986.

14. Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела - Под ред. проф. Сапова И. А. - Л., 1986.

15. Шулакова О. А. Медицинские аспекты свободных погружений - М., 2007.

16. Schagatay Erika. The human diving response effects of temperature and training: Перевод Зубкова A. - Lund, 1996.

Приложения

Противопоказания к занятию фридайвингом

1. Гипертоническая болезнь.

2. Ишемическая болезнь сердца.

3. Все пороки сердца.

4. Заболевания легких с функциональными нарушениями дыхательной системы.

5. Хронические синуситы, отиты.

6. Лабиринтопатия (болезнь Меньсра).

7. Любые формы психических заболеваний.

8. Эпилепсия.

9. Глаукома, выраженное нарушение остроты зрения (близорукость или дальнозоркость).

10. Наличие в анамнезе преходящих нарушений мозгового кровообращения (транзиторные ишемические атаки головного мозга).

11. Последствия черепно-мозговых травм с наличием синдрома внутричерепной гипертензии.

Комплекс упражнений для улучшения эластичности барабанных перепонок и проходимости евстахиевых труб

Рекомендуется повторять 1 раз в сутки при отсутствии симптомов воспаления.

1. Повороты и наклоны головы в стороны с максимальной амплитудой.

2. Массаж сосцевидных отростков (растирание сверху вниз за ушами).

3. Массаж козелка и ушной раковины.

4. Вакуумный массаж барабанной перепонки.

5. Наклон головы вперед с вытягиванием языка, доставая кончиком языка подбородок.

6. Спокойно закинуть голову назад, в полости рта кончик языка завернуть вверх, пытаясь коснуться мягкого неба.

7. Массаж лобных долей спинки носа и ямочек у корня носа (растирание). В области ямочек рекомендуется точечный массаж.

8. Носовое дыхание (по три раза глубокий медленный вдох-выдох каждой ноздрей).

9. Зевание (4–5 раз).

10. Имитация глотания воды 4–5 раз.

11. Вдох и выдох с закрытым ртом и носом (5-10 раз).

Об авторе

Молчанова Наталья Вадимовна - президент федерации фридайвинга России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ, 14-кратная чемпионка мира по фридайвингу, обладательница 29 рекордов мира.

Иллюстрации

profilib.org

Сравнение дыхательных систем - Дыхание - Каталог статей творческой жизни .

             Сравнение дыхательных систем

 

     Л.Ч. Скажите пожалуйста, а как  связана  Ваша  система  дыхания  с такими широко известными системами дыхания, как дыхание  йогов,  методы Бутейко, Стрельниковой и др?

     А. Большинство  широко  распространенных  в  нашей  стране  систем дыхания относятся к так называемым немедикаментозным методам лечения, т.е. нацелены прежде всего на восстановление  здоровья  больных  людей.

       Трехфазное дыхание -  это  по  преимуществу  система  профилактического дыхания.   Повторимся -  истина о том, что   профилактика   всегда предпочтительнее лечения - думается, не нуждается в доказательствах.

           Кроме  того,  большинство наиболее известных дыхательных практик   не   базируются на вышеназванных   основных   принципах   правильной   системы    дыхания: трехфазности ( т.е. естественности ), комплексности и носовом возврате дыхания.  Правда,   в   последнее   время   последователи   Бутейко   и Стрельниковой отходят от односторонности своих методов  и  все  активнее включают в занятия элементы дыхания  Кофлера,  в  частности,  например, носовой возврат дыхания и т.п.

   Л.Ч. А может быть Вы не правы? Может быть не ни правильного ни неправильного дыхания?

    А. Да, действительно в ряде строго научных и популярных книг встречается утверждение о том, что для каждого конкретного человека нет «правильного» и «неправильного» дыхания. Для примера мы не будем цитировать все книги, ограничимся только двумя.

        Например, в строго научной книге «Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты» М.: Медицина 2002 г. двух выдающихся отечественных академиков Академии Медицинских наук, профессоров Исаака Соломоновича Бреслава и Александра Даниловича Ноздрачева  на странице 283 написано следующее: «Следует учитывать, что механизмы автономного уровня в сочетании с происходящим в течении всей жизни самообучением системы дыхания, обеспечивают не только полное соответствие легочной вентиляции уровню метаболизма, но и ее осуществление в наиболее экономном, энергетически оптимальном, режиме». Написано сложно, но в переводе на русский язык эта фраза звучит так: - не надо учиться никаким дыхательным системам, организм сам знает, как ему дышать.  Не могу здесь не сказать, однако, что у Александра Даниловича Ноздрачева  есть великолепные учебники: «Общий курс физиологии человека и животных». М.1991 и «Начала физиологи» СПб. 2001 г.

       Эту же самую мысль, о том, что каждый может дышать как хочет, но только более «простыми словами» высказал автор популярной книги по дыханию И.Б. ( полное имя и отчество  автор не назвал) Ингерлейб. Книга носит название: Путеводитель по дыхательным гимнастикам. М.: Аст. 2006. На странице 8 И.Б.Ингерлейб пишет: «Каждый человек дышит  так, как хочет, как ему полезно, не потому, что это «правильно» или «неправильно», а потому, что так сейчас нужно его организму, потому что так его организму выгоднее и проще обеспечить свое существование. Может быть и неправильно дышать через рот, но как быть, если «настиг» насморк? Или плывешь с аквалангом? Дышать то хочется все равно!» ( стр. 8 ).

           Кончено, при насморке возникают проблемы с носовым дыханием, но и здесь возможны варианты, о чем мы уже рассказали выше. Более того, при  плавании, даже без акваланга, часто приходится дышать ртом. Но здесь следует заметить, что человек – не дельфин и живет не в воде.

     Далее И.Б.Ингерлейб подчеркивает: «Каждый дышит так, как нужно его организму, т.е. в зависимости от состояния организма. Здоровый на все 100% человек и дышит правильно на все 100%. И когда спит, и когда пашет». (И.Б.Ингерлейб стр. 8). Высказывания уважаемых академиков и И.Б.Ингерлейба очень напоминают мне высказывание госпожи Простаковой  из бессмертной комедии Фонвизина «Недоросель», о пользе изучения Географии.    Приведем этот замечательный диалог:

 

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

 

         Именно поэтому позволю себе категорически не согласиться с уважаемыми авторами. Наш организм – не извозчик, который «знает» куда ехать. Прежде чем ехать надо, во-первых научиться ездить, а во вторых уж точно знать маршрут т.е. географию или в нашем случае – уметь дышать правильно!.

         Прежде всего утверждение, что каждый «дышит так, как нужно его организму» верно только для экологически безупречной местности,  а это, увы, теперь только Гималаи или Тибет. Здесь можно дышать чем угодно и как угодно, даже ушами или пятками – и дыхание будет правильным. Но мы то с вами живем в «замечательных», экологически «абсолютно безупречных» современных городах и, прежде всего, здесь страдают наши легкие и сердце. В этих условиях пускать дыхание на самотек, дышать абы как,  т.е «так, как нужно  организму» -  просто безумие. Именно поэтому надо учиться дышать правильно.

   Л.Ч. Вы считаете, что пришло время вводить обучение правильному дыханию в школах?

    А. Да, безусловно!  Давайте вспомним, что родители и воспитатели всегда, во все времена учили  детей «правильно» держать ложку и вилку, «правильно» писать, читать, разговаривать, «правильно» водить автомобиль и т.д. и т.п. Примеров нормативности, или правильности поведения человека в социуме, которым специально обучают,  можно приводить бесконечно. Любой человек практически всегда и всему обучается  – у родителей,  в школе, у наставников, у Гуру, по книгам  и т.д. Единственное чему не учат, а в нашей российской школе не учили никогда   – это правильному дыханию.  Почему? Причин много. Одна из причин – убеждения солидных авторов – что учиться правильному дыханию не надо ( см. цитаты выше). Они считают, что организм обучается дышать правильно сам. Вторая, важная причина, нет твердо установившейся теории правильного дыхания, нет точного определения правильного дыхания ( но, только не в нашей книжке!!! см. выше.). В третьих множество авторов дает противоречащие друг другу определения правильного дыхания – и становится  непонятно – какое дыхание правильное, а какое – нет. В четвертых – нет четко доказательных экспериментальных данных – базирующихся на том, чтобы сравнивались различные психофизиологические характеристики людей, занимающихся по разным дыхательным системам в онтогенезе. Только такого рода эксперимент позволит выявить наиболее правильную систему дыхания и во вторых даст доказательную базу. Однако все это грезы и мечты. «Мечты, Мечты – где Ваша сладость?». А пока что только словесная перепалка между авторами систем, которая, конечно, бессмысленна без эксперимента.

     Л.Ч. Неужели никто нигде и никогда не обучал правильному дыханию?

     А. Нет, почему же. Восточные эзотерические учения, такие как йога, даосизм, различные разновидности буддизма –  обучают правильному дыханию и это обучение стоит на первом месте, является основным, главным. И особо подчеркнем, в этих системах идет многолетнее, целенаправленное, четко ориентированное на результат – обучение правильному дыханию. Без правильно поставленного дыхания невозможен эффективный бой с противником, невозможна подлинная медитация, невозможно освоение истинного учения и т.п. и т.д. Другое цело – что в этих системах «правильное дыхание» - средство, а не цель. Средство достичь просветления, средство слиться с Богом, средство победить противника и т.п. В нашей книжке – обучение правильному дыханию это и средство и цель.

        Л.Ч. Не могли бы Вы дать более подробную сравнительную характристику системы Кофлера и других систем дыхания?

       А. Могли. Так, если в системе Бутейко по  сути  только  одно  упражнение, сводящееся  к  волевому  уменьшению  глубины  дыхания,  то  в   системе трехфазного дыхания более 1000 разнообразных  упражнений,  направленных на  гармоничное  и  всесторонне  укрепление  всего   аппарата   дыхания человека. Урежение частоты и глубины дыхания являются  лишь  одними  из многочисленных следствий занятий  по  системе  Кофлера  -  Лобановой  - Лукьяновой, но не целью, как в системе Бутейко. Следует сказать, однако, что, исходный принцип системы Бутейко - уменьшение  глубины  дыхания, безусловно, правилен, более того, в течении  вот  уже  многих  лет система Бутейко доказала свою эффективность лечения легочных заболеваний. Но, увы, метод Бутейко это лишь одно из упражнений системы Кофлера.

      Одно упражнение, очевидно, не может заменить систему. Так, что вывод понятен.

     Что касается гимнастики  Стрельниковой  -  то  на  наш  взгляд  ее «дыхание наоборот»-  чрезвычайно  интересно. Но, к сожалению это находка не Стрельниковой а выдающегося отечественного физиолога Л.Работнова, опубликованная в книге Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.; Л., 1932.   

А на сайте http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=medicine&word=dihanie_paradoksalnoe дано следующее определение:

«Дыхание парадоксальное - (paradoxical breathing) - дыхательные движения, при которых объем грудной клетки уменьшается во время вдоха и увеличивается во время выдоха, т.е. грудная клетка осуществляет движения "с точностью наоборот" по сравнению с нормальными дыхательными движениями. Этот вид дыхания может наблюдаться у детей с дыхательным дистрессом, возникшим в результате действия любой причины, при этом у них во время вдоха происходит втягивание межреберных промежутков. У больных с хронической закупоркой дыхательных путей также иногда отмечается втягивание нижних ребер во время вдоха вследствие нарушения подвижности диафрагмы. Травмы, приводящие к раздавливанию грудной клетки и сопровождающиеся переломами ребер и грудины, также могут привести к появлению у человека парадоксального дыхания».

              Л.Работнов наблюдал подобный тип дыхания у знаменитых оперных певцов.  Конечно  то,  что предлагает Стрельникова  -  "экзотично",  "неестественно":  ведь  когда человек выдыхает,  то  грудная  клетка  сжимается  и  когда  возвращает дыхание (  вдыхает  )  то  грудная  клетка  расширяется.  Суть  системы Стрельниковой (Работнова)  в  ломке  этого  естественного,  врожденного  стереотипа дыхания и Стрельникова воплотила идеи Роботнова в упражнения. При этом, как показала  практика,  метод  Стельниковой  оказался применимым не  только   для   лечения   многих   легочных заболеваний, но и для постановки голоса.  Однако результаты лечения по методу Бутейко и Стрельниковой – далеко не однозначны и самое главное – это методы лечения а метод Кофлера – профилактика! и просто нормальная здоровая жизнь.

        Еще раз подчеркнем, что вышеназванные системы дыхания, а  также  и многие  другие  системы,  например,  Дурыманова,  Гневушева  и мн.др. др.  не претендуют ни на  профилактику,  ни  на  комплексную  тренировку  всего аппарата дыхания человека. У них, в основном, другая задача -  лечение, которая решается, иногда, достаточно эффективно. Конечно  задержки дыхания  и  дыхание  "наоборот"  как  "побочное"  следствие   укрепляют дыхательные мышцы, но отметим, что  ни  в  одной  из  этих  систем  нет специального обращения к задаче тренировки  главной  дыхательной  мышцы диафрагмы, не  говоря  уже  о  речевом  аппарате.  

     Л.Ч. Таким образом, тренируясь по Вашей системе, я приобретаю возможность дышать правильно всегда, все 24 часа в сутки?

   

zdorrov.ucoz.ru

Читать книгу Исцеляющая дыхательная гимнастика «Пневмобаланс» Сергея Зинатулина : онлайн чтение

Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Приложение

В процессе многолетней работы по данной проблематике пришлось переработать много различной литературы. Тема оздоровительного дыхания все еще малопопулярна и недостаточно проработана. По отзывам многих докторов и пациентов, разработанные мною таблицы и схемы весьма полезны при изучении этого вопроса. Поэтому в приложении даны наиболее полезные авторские таблицы (табл. 10–16) и таблица кандидата мед. наук. Котешевой И. А. из Московской государственной академии физической культуры (табл. 9).

Таблица 9. Классификация дыхательных упражнений (Котешева И. А., 2003 год)

Таблица 10. Дыхательные гимнастики (С. Н. Зинатулин)

Таблица 11. Факторы и методы тренировки дыхания (С. Н. Зинатулин)

Таблица 12. Этапы и уровни процесса дыхания (С. Н. Зинатулин)

Таблица 13. Распределение вентиляции, кровотока и газообмен в верхнем и нижнем слоях легкого в норме (по Дж. Уэст, 1970 год)

Таблица 14. Физиология дыхательного цикла (С. Н. Зинатулин)

Таблица 15. Биологическое значение углекислого газа (С. Н. Зинатулин)

Таблица 16. Взаимосвязь дыхания с различными процессами в организме (С. Н. Зинатулин)

Послесловие

Благодарю за помощь в разработке этой темы всех пациентов, врачей, научных сотрудников, с которыми я встречался в процессе работы. Выражаю нашу общую благодарность издательству «Питер», которое в течение многих лет постоянно издает литературу по вопросам оздоровительного дыхания. Мой американский коллега Гай Хендкрикс отмечает, что «в гавайском языке есть слово охана. Современное значение этого слова – семья. Но в древности оно имело более широкий смысл и означало „люди, которые дышат вместе“. А миссионеров, приплывших на острова, аборигены называли хаолами – „людьми, не имеющими дыхания“». Я уверен, что с выходом этой книги уменьшится количество «людей, не имеющих дыхания» и значительно возрастет число «людей, которые дышат вместе». Надеюсь, что, объединив наши усилия, мы создадим международный клуб «Здоровое Дыхание», в котором будет совместная работа по развитию данной темы, и не будет конкуренции различных методик.

Если есть идеи, пишите мне: http://www.narmed.ru/consultants, http://www.breathing.ru/question.

За ТЕХ, кто ДЫШИТ! До новых встреч!

Литература

1. Агаджанян Н. А., Полунин И. Н., Поляков В. Н., Степанов В. К. Человек в условиях гипокапнии и гиперкапнии. Астрахань – М., 2001.

2. Агаджанян Н. А., Мишустин Ю. Н., Левкин С. Ф. Хроническая гипокапниемия – системный патогенный фактор. Самара, 2005.

3. Бреслав И. С., Ноздрачев А. Д. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты. СПб.: Наука, 2005.

4. Вейн А. М., Молдовану И. В. Нейрогенная гипервентиляция. Кишинев, 1988.

5. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М.,1998.

6. Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием. Автореф. дис. д. б. н. М., 1992.

7. Горст В. Р. Формирование ритма сердца и адаптационные возможности организма при различных функциональных состояниях. Автореф. дис. д. б. н., Астрахань, 2009.

8. Гулый М. Ф., Мельничук Д. А. Роль углекислоты в регуляции обмена веществ у гетеротрофных организмов. Киев, 1978.

9. Демидов В. Н., Маневич Ю. К., Саакян С. С. Внешнее дыхание, газо– и энергообмен при беременности. Минск,1986.

10. Жиронкин Н. Г. Кислород: физиологическое и токсическое действие. М., 1973.

11. Зинатулин С. Н. Методические основы и применение волевой ликвидации глубокого дыхания в лечении алкоголизма. Архангельский мединститут. 1989.

12. Зинатулин С. Н. Организация и методика гигиенического обучения детей регуляции дыхания. Архангельск, 1991.

13. Зинатулин С. Н. Теория и практика ВЛГД (сб. «Метод Бутейко»). Одесса, 1991.

14. Зинатулин С. Н. Способ лечения гемогипокарбии. Заявка № 4898607/14 (000305) от 02.01.1991.

15. Зинатулин С. Н. Нормальное дыхание – основа активного долголетия. Архангельск, Знание, 1991.

16. Зинатулин С. Н. Дыхательный тренажер Фролова в медицине и валеологии. Новосибирск, 1999.

17. Зинатулин С. Н. Как я жил без кислорода. Новосибирск, 2002.

18. Zinatulin S. N. Healthy breathing: Advanced Techniques. Novosibirsk, 2003.

19. Зинатулин С. Н. Целебная энергия дыхания. М., 2005.

20. Зинатулин С. Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. М., 2007.

21. D-r Sergej Zinatulin.Рneumobalance – die Methode der balancierten Atmung. Books on Demand. BoD (www.bod.de), 2011.

22. Д-р Cергей Зинатулин. Здраве с дишане. Аливго, София, 2001.

23. Исаев Г. Г. Регуляция дыхания при мышечной работе. Л., 1990.

24. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев, 2002.

25. Коган А. Х., Грачев С. В., Елисеева С. В. Модулирующая роль СО2 в действии активных форм кислорода. М., 2006.

26. Кокоринова Т. А. Возможности капнографического метода исследования в оценке состояния здоровья студентов при массовых обследованиях. Автореф. дис. к. м. н. Рязань, 2008.

27. Котешева И. А. Лечение и профилактика заболеваний органов дыхания. М., 2003.

28. Кузнецова Т. Д., Левитский П. М., Язловецкий В. С. Дыхательные упражнения в физическом воспитании. Киев, 1989.

29. Лэмберг Линн. Ритмы тела. М., 1998.

30. Медведев Ю. В., Толстой А. Д. Гипоксия и свободные радикалы в развитии патологических состояний организма. М., 2000.

31. Применение индивидуального ингалятора-тренажера при заболеваниях органов дыхания и вегето-сосудистой дистонии у детей. Медицинская технология. М., 2006.

32. Сафонов В. А., Елфимов В. Н., Чумаченко А. А. Нейрофизиология дыхания. М., 1980.

33. Стрелков Р. Б., Чижов А. Я. Прерывистая нормобарическая гипоксия в профилактике, лечении и реабилитации. Екатеринбург, 2001.

34. Триняк Н. Г. Управление дыханием и здоровье человека. Киев, 1991.

35. Уэст Дж. Физиология дыхания. Основы. М., 1988.

36. Фрид Р. Дышите правильно – будете здоровы. Минск, 2005.

37. Хендрикс Г. Сознательное дыхание. Киев, 2003.

38. Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. СПб., 2008.

iknigi.net

Дыхание - «Энциклопедия»

ДЫХАНИЕ, одна из основных жизненных функций; совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организмы кислорода О2 и использование его в окислительно-восстановительных реакциях с высвобождением энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности. По мере увеличения концентрации кислорода О2 в атмосфере Земли происходил переход от анаэробного расщепления питательных веществ к более эффективному - аэробному, связанному с использованием организмами О2 и удалением диоксида углерода СО2 (смотри Газообмен). Различают внешнее дыхание, обеспечивающее обмен газов между организмом и окружающей средой, и тканевое, или клеточное, дыхание - совокупность окислительно-восстановительных реакций, протекающих в живых клетках (смотри Окисление биологическое).

Дыхание у животных и человека. У простейших, губок, кишечнополостных и некоторых других организмов обмен газов между клетками и средой осуществляется путём диффузии через поверхность тела (прямое дыхание). С усложнением организации и увеличением размеров тела развиваются специфические структуры (смотри Дыхания органы), принимающие на себя функцию дыхания, а также система кровообращения, ответственная за транспорт О2 и СО2 кровью или гемолимфой и обмен газами в органах дыхания. У многих водных животных внешнее дыхание осуществляется поверхностью тела и жабрами. Тело наземных членистоногих пронизано густой сетью воздухоносных трубочек - трахей. Лёгочное дыхание, обеспечивающее наибольшую активность газообмена, развивается у земноводных (в сочетании с кожным), но доминирующее значение приобретает у птиц и млекопитающих. Внешнее и тканевое дыхание наряду с кровообращением и со специфической газотранспортной средой - кровью (или гемолимфой), а также аппарат регуляции дыхание образуют дыхательную систему.

Реклама

У млекопитающих и человека газообмен происходит в основном в альвеолах лёгких; около 2% О2 может поступать в кровь через кожу. Количество воздуха, вентилируемого лёгкими за 1 мин, называют минутным объёмом дыхания (МОД). У человека в состоянии покоя он составляет 5-8 л/мин, во время физической работы - до 100 и более л/мин. Газообмен осуществляется через альвеоло-капиллярную мембрану благодаря разности парциального давления О2 (60-70 мм ртутного столба) и СО2 (7 мм ртутного столба), а транспорт О2 кровью - в основном за счёт обратимого присоединения его к молекуле гемоглобина. Переход О2 в ткани происходит при его парциальном давлении в артериальной крови, равном 100 мм ртутного столба, а в тканях - менее 40 мм ртутного столба СО2 переходит из тканей в кровь и из крови в альвеолы также благодаря перепаду парциального давления: в тканях около 60, в венозной крови около 47, в альвеолах - около 35 мм ртутного столба. Около 80% СО2 переносится кровью в виде соединений с ионами щелочных металлов (дикарбонатов) и частично в растворённом состоянии и в связанной с гемоглобином форме.

Регуляция дыхания осуществляется центральной нервной системой. Рефлекторные сокращения дыхательных мышц обеспечиваются двигательными нервами, ядра которых расположены в передних рогах серого вещества спинного мозга. Ритмичную смену вдоха и выдоха, координацию деятельности спинномозговых нервов обеспечивает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. В варолиевом мосту находится пневматический центр, который совместно с дыхательным центром служит регулятором ритма дыхания. В регуляции ритма и частоты дыхания большое значение имеют лёгочные рецепторы, импульсы от которых по блуждающим нервам поступают в дыхательный центр. Главным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация СО2 в крови; повышение его содержания ведёт к усиленным сокращениям дыхательной мускулатуры и увеличению МОД и сопровождается удалением избыточного СО2 из организма. Гомеостатический механизм регуляции содержания О2 и СО2 в крови связан с наличием в сонных артериях рецепторов, чувствительных к изменениям химического состава крови и обеспечивающих быстрые реакции дыхательного центра на изменение парциального давления О2 и СО2 в крови. Центральные хеморецепторы, расположенные на поверхности продолговатого мозга, реагируют на изменения СО2 в спинномозговой жидкости. Регуляция дыхания направлена не только на автоматическое поддержание гомеостатических констант парциального давления О2 и СО2, но и на предупреждение возможных отклонений. При нарушениях дыхания и механизмов его регуляции возникают изменения газового состава крови.

Лит.: Уэст Дж. Физиология дыхания. М., 1988; Физиология дыхания. СПб., 1994; Бреслав И. С., Ноздрачев А. Д. Дыхание: Висцеральный и поведенческий аспекты. СПб., 2005.

Дыхание растений происходит главным образом за счёт окисления углеводов, образуемых в процессе фотосинтеза, протекающего в клетках одновременно с дыханием. Растения дышат постоянно: и днём, и ночью. Кислород воздуха поступает в клетки различных органов растений преимущественно через многочисленные устьица (их особенно много в листьях) и сильно разветвлённую сеть межклеточных воздухоносных каналов; кроме того, клетки используют О2, выделяемый в ходе фотосинтеза. Интенсивность дыхания определяется количеством выделяемого СО2 или потребляемого О2 на 1 г сухой массы за час и варьирует в пределах от 0,02-0,10 до 715 мг газа. Самой высокой интенсивностью дыхания отличаются молодые, быстро растущие органы и ткани: прорастающие семена, развивающийся зародыш, листья, способные к быстрым делениям клетки камбия и осуществляющие транспорт веществ клетки флоэмы, репродуктивные органы (включая цветки). Интенсивность дыхания максимальна перед цветением; у пестиков она в 20 раз больше, чем у лепестков. Незадолго до начала старения организма происходит так называемый климактерический подъём дыхания, что обусловлено накоплением в клетках этилена, активирующего дыхательные ферменты. Растения, закончившие рост или находящиеся в покое, характеризуются низкой интенсивностью дыхания. Светолюбивые растения дышат интенсивнее теневыносливых.

Дыхание  осуществляется при температуре от -25 °С до 50-60 °С. Считается, что для растений умеренной зоны дыхание оптимально при 37-38 °С. Сильное кратковременное охлаждение или нагревание растений, как и переменные температуры, стимулируют дыхание, поэтому урожай (семена, клубни, плоды) обычно хранят в помещениях с постоянной температурой. Интенсивность дыхания возрастает с увеличением оводнённости клеток листьев до 80%, так как вода влияет на ширину устьичных щелей, через которые идёт газообмен. Дальнейший рост количества воды и накопление её в межклетниках мешает диффузии О2 и тормозит дыхание.

Некоторые растения, корни которых испытывают длительный дефицит О2, выработали различные приспособления, стимулирующие дыхание, например образование у болотного кипариса и прибрежных растений, периодически затапливаемых водой, дыхательных корней, поглощающих О2 из воздуха и снабжающих им остальные корни, или формирование у риса специальной ткани (аэренхимы) с крупными межклетниками, которые служат резервуаром О2. Дыхание  могут стимулировать любые механические или химические воздействия (ранение, высокая концентрация некоторых веществ, в том числе токсичных). Оно зависит также от фотосинтеза: рост растения и увеличение его массы возможны лишь тогда, когда органических веществ синтезируется больше, чем окисляется при дыхании.

Различают дыхание, поддерживающее жизнедеятельность, и дыхание, поддерживающее рост. В оптимальных условиях в проростках, кончиках корней, при распускании листьев интенсивность дыхания, обеспечивающего энергией рост, в 3-10 раз больше интенсивности дыхания, поддерживающего жизнедеятельность; по мере дифференцировки и старения тканей активность первого сильно снижается.

Лит.: Гудвин Т., Мерсер Э. Введение в биохимию растений: В 2 т. М., 1986; Головко Т. К. Дыхание растений: Физиологические аспекты. СПб., 1999; Кузнецов В. В., Дмитриева Г. А. Физиология растений. 2-е изд. М., 2006.

Г. А. Дмитриева.

knowledge.su

ВИСЦЕРАЛЬНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ — Санкт-Петербургский государственный университет!

TY - JOUR

T1 - РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ: ВИСЦЕРАЛЬНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

AU - Бреслав,И. С.

AU - Ноздрачев,А. Д.

PY - 2007

Y1 - 2007

N2 - В обзоре разграничиваются два аспекта регуляции дыхания: с одной стороны – это автономная регуляция дыхания как висцеральной функции, обеспечивающей метаболические нужды организма путем поддержания постоянства внутренней дыхательной среды; с другой стороны – поведенческая регуляция дыхания под контролем произвольной сферы. Большое внимание уделяется нерешенной пока проблеме дыхательного ритмогенеза, а также механизму точного сопряжения легочной вентиляции с уровнем метаболизма, в частности, при мышечной нагрузке. Рассматривается взаимодействие висцеральных и поведенческих механизмов регуляции дыхания. В этой связи анализируется сущность феномена одышки как сигнала из висцеральной сферы, адресованного в сферу поведенческую. Ставится под сомнение целесообразность “переучивания” здорового человека на какую-либо “новую систему дыхания”. Обосновывается практическое использование биоуправления респираторной функцией.

AB - В обзоре разграничиваются два аспекта регуляции дыхания: с одной стороны – это автономная регуляция дыхания как висцеральной функции, обеспечивающей метаболические нужды организма путем поддержания постоянства внутренней дыхательной среды; с другой стороны – поведенческая регуляция дыхания под контролем произвольной сферы. Большое внимание уделяется нерешенной пока проблеме дыхательного ритмогенеза, а также механизму точного сопряжения легочной вентиляции с уровнем метаболизма, в частности, при мышечной нагрузке. Рассматривается взаимодействие висцеральных и поведенческих механизмов регуляции дыхания. В этой связи анализируется сущность феномена одышки как сигнала из висцеральной сферы, адресованного в сферу поведенческую. Ставится под сомнение целесообразность “переучивания” здорового человека на какую-либо “новую систему дыхания”. Обосновывается практическое использование биоуправления респираторной функцией.

M3 - статья

SP - 26

EP - 45

JO - УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

T2 - УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

JF - УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

SN - 0301-1798

IS - 2

ER -

spbu.pure.elsevier.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта