Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit - Страница 15. Альберт эллис практика рационально эмоциональной поведенческой терапии


Альберт эллис. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Psikhologicheskaya_zaschita_u_detey.pdf, Leonov_N_I_Konfliktologia.pdf, Kutter_P_Myuller_T_-_Psikhoanaliz_pdf.pdf, Frankl_Teoria_i_terapia_nevrozov.doc, Ellis_A_-_Praktika_REP_terapii.doc, psihoan_teor_nevr.pdf.Показать все связанные файлы АЛЬБЕРТ ЭЛЛИС. «ПРАКТИКА РАЦИОНАЛЬНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ»

Содержание

1.
      1. Общая теория РЭПТ………………………………………………………

3
2.
      1. Уточнение формулы РЭПТ………………………………………………

8
3.
      1. Природа психологических расстройств и психологического здоровья..

11
4. Базовая практика РЭПТ…………………………………………………... 16
5. Личностные качества терапевта…………………………………………. 18
6. Введение клиента в РЭПТ………………………………………………... 19
7. Терапевтические стратегии РЭПТ……………………………………….. 21
8. Основные терапевтические техники РЭПТ……………………………... 22
9. РЭПТ предпочтения и общая РЭПТ……………………………………... 26
10. Индивидуальная терапия…………………………………………………. 30
11. Групповая терапия………………………………………………………... 35
12. Литература………………………………………………………………… 42
  1. Общая теория РЭПТ

    1. История РЭПТ

Рационально-эмоциональную поведенческую терапию Альберт Эллис начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет.

Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал ее в РЭТ, считая что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ – рационально – эмоционально – поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.

Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле. Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г. Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ – это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.

Благодаря исследованию, которое он проводил на тот момент для обширного труда под называнием «Фаты в пользу сексуальной свободы», он приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений.

При создании РЭПТ на Эллиса повлияли труды многих психологов. Он обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Также стали важны работы Альфреда Адлера. Он был крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Также РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектр психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально – эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах.

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Цели, задачи и рациональность.

В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философами эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению». Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.

РЭПТ придерживается гуманистически – экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их основным решениям. Она имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть более счастливыми. Она гедонистична, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально».Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них.

Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.

  1. Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.
  2. Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям, которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах, изучавшихся историей и антропологией.
  3. Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идет вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации.
  4. Люди – даже очень умные и образованные – часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.
  5. Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого иррационального поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.
  6. Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.
  7. Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.
  8. Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.
  9. Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально.
  10. Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события с ними произойти не могут.
РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния. Так что в конечном итоге образ личности в РЭПТ весьма оптимистичен.
  1. перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Albert Ellis - Эллис А., Практика РЭПТ

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Оглавление

ОТ АВТОРОВ 11

ПРЕДИСЛОВИЕ 12

1. Общая теория РЭПТ

ИСТОРИЯ РЭПТ 15

Основные философские идеи, оказавшие влияние на

становление РЭПТ 17

Основные психологические идеи, оказавшие влияние на

становление РЭПТ 18

. ГЛАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 19

Цели, задачи и рациональность 19

Акцент на гуманистичность 19

Взаимодействие психологических процессов

и роль познания 20

Две базовые биологические тенденции 21

Два типа фундаментальных психологических расстройств

у людей 23

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛЫ РЭПТ (А-В-С) 24

Активирующие события, или активаторы («А»), когнитивных,

эмоциональных и поведенческих следствий («О) 25

Взгляды на активирующие события 25

Следствия («С») активирующих событий («А»)

и взгляды («В») на «А» 31

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 32

Психологические расстройства 32

Психологическое здоровье 36

Различия между здоровыми

и нездоровыми негативными эмоциями 40

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 42

ТЕОРИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ 46

2. Базовая практика РЭПТ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ : 50

Терапевтические условия 51

Терапевтический стиль 53

Личностные качества успешного РЭПТ-терапевта 53

ВВЕДЕНИЕ КЛИЕНТА В РЭПТ 55

ОЦЕНКА ПЮБЛЕМ КЛИЕНТА 56

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РЭПТ 65

ОСНОВНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РЭПТ 67

Когнитивные техники 68

Примеры проведения дискуссий Альбертом Эллисом 71

Эмоциональные техники 78

Поведенческие техники ................................... 79

Техники, которых в РЭПТ избегают 80

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ТЕРАПИИ 82

Препятствия со стороны терапевтических

взаимоотношений 82

Препятствия выздоровлению клиента со стороны терапевта .. 83 Препятствия выздоровлению клиента со стороны

самого клиента 85

РЭПТ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОБЩАЯ РЭПТ (КПТ) 87

3. Пример из базовой практики РЭПТ: случай Днсейн

КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ 94

Обучение азбуке РЭПТ 94

Детекция иррациональных Взглядов 95

Дискриминация иррациональных и рациональных взглядов .. 96

Дебатирование иррациональных взглядов 97

Поддерживающие самовнушения 98

«За» и «против» 98

Обучение РЭПТ других 99

Методы психологического просвещения '. 99

Решение проблем 99

Использование юмора 100

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ 101

Рационально-эмоциональное воображение 101

Упражнения на преодоление стыда 102

Ролевые игры 102

Социализация в группе 103

Энергичные самовнушения 103

. Энергичный диалог с самой собой 103

Безусловное самопринятие 104

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЭПТ 104

Активные домашние задания 1Q4

Поощрения и наказания 105

Тренинг умений 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

4. Индивидуальная терапия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ...107

Показания к индивидуальной терапии 108

Противопоказания к индивидуальной терапии 110

Дополнительные замечания 110

ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЭПТ 111

Начальная фаза индивидуальной РЭПТ 111

Промежуточная фаза индивидуальной РЭПТ 117

Заключительная фаза индивидуальной РЭПТ 120

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЭПТ 121

Типичный сеанс индивидуальной РЭПТ 125

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ 128

5. Супружеская терапия

ПРИРОДА НАРУШЕНИЙ ИНТИМНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ .. 135

Расстройство супружеских отношений 136

Супружеская неудовлетворенность 139

Возникновение и упрочение нарушений в супружеских

отношениях 141

ПРАКТИКА 143

Предварительные замечания • 143

' Создание и поддержание терапевтического альянса 145

ОСНОВНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ 148

Фаза преодоления нарушений в паре 148

Фаза повышения супружеской удовлетворенности 150

Проблемы при проведении РЭПСТ и способы их решения... 151 Личностные качества эффективно практикующего

РЭПСТ терапевта 155

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ 156

Фаза преодоления нарушений в паре 157

Фаза повышения супружеской удовлетворенности 158

Наблюдения . 160

Последующие сеансы 160

6. Семейная терапия

ПОДХОД £ЭПТ К СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ 163

СЕМЕЙНАЯ РЭПТ И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ

СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ 168

РЭПТ и психоаналитическая семейная терапия 168

РЭПТ и системная семейная терапия i 170

РЭПТ и поведенческая семейная терапия 171

РЭПТ и экзистенциальная семейная терапия 172

Семейная РЭПТ 175

КОГДА СЕМЕЙНАЯ РЭПТ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА 176

ЦЕЛИ СЕМЕЙНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 177

ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТОВ 179

ЮЛЬ И ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА 180

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ/ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В СЕМЕЙНОЙ РЭПТ 182

Когнитивные техники семейной РЭПТ 182

Эмоциональные техники семейной РЭПТ 183

Поведенческие техники семейной РЭПТ 184

РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ 185

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ; 185

Когнитивные методы 193

Эмоциональные методы 195

Поведенческие методы 195

Исход 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197

7. Групповая терапия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ 199

ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ РЭПТ 199

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ 202

СОСТАВ ГРУППЫ И ОБСТАНОВКА В НЕЙ 203

stomfaq.ru

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Альберта Эллиса

Альберт Эллис родился 27 сентября 1913 года в Питтсбурге. Отношения с родителями у него были не слишком близкие; его мать страдала биполярным расстройством, из-за чего Эллису самому пришлось заботиться и воспитывать младших сестру и брата.

В 1934 году он окончил Нью-Йоркский городской университет. Именно в это время Эллис много писал на тему сексуальности. Заинтересовавшись психологией, молодой ученый поступил в Колумбийский университет, где в 1943 году получил степень магистра, а в 1947-м - степень доктора наук в области клинической психологии . Поначалу Эллис был ярым сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, однако работы Карен Хорни, Альфреда Адлера и Эриха Фромма оказали на него настолько сильное влияние, что он усомнился в правоте создателя психоанализа и в итоге полностью отказался от его идей.

После окончательного разрыва с Фрейдом Альберт Эллис создал собственный вид психотерапии, которую вначале назвал рациональной, а впоследствии - рационально-эмоциональной поведенческой терапией, или РЭПТ. Сегодня его подход считается родоначальником когнитивно-поведенческой психотерапии. В 1959 году ученый основал некоммерческий Институт рациональной жизни.

Эллис принимал активное участие в сексуальной революции 1960-х годов и был убежденным атеистом. Однако, сотрудничая в процессе разработки РЭПТ с рядом религиозных деятелей, психолог убедился, что вера в высшие силы оказывает в высшей степени позитивный психологический эффект. Впрочем, это не сделало ученого верующим, но его атеистические убеждения стали играть все меньшую роль в его жизни, и в конце концов Эллис пришел к выводу, что наилучшие результаты в психотерапии дает возможность выбора.

Многие ранние идеи Эллиса были встречены резкой критикой коллег, но во второй половине жизни психолог пользовался всеобщим признанием как предтеча когнитивно-поведенческой психотерапии,

все больше специалистов находили его методы весьма эффективными и действенными. Сегодня Альберт Эллис считается одним из самых влиятельных людей в истории психологии . Скончался ученый 24 июля 2007 года.

Модель ABC

Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем. От этих суждений зависит, к каким последствиям приведет определенное событие. На рисунке ниже изображена модель теории АВС Альберта Эллиса.

1. A. Начальник ошибочно обвиняет вас в воровстве и угрожает увольнением.

2. B. Ваша реакция: «Да как он смеет? У него нет никаких причин меня обвинять!»

3. C. Вас охватывает ярость.

Модель ABC наглядно показывает, что событие B приводит к событию С, а не A непосредственно запускает событие С. Вы злитесь не потому, что вас неправомерно обвинили и вам угрожают; вас бесит ваша убежденность в том, что с вами нельзя обращаться подобным образом, возникшая на этапе B.

Научное определение

Когнитивно-поведенческая терапия исходит из того, что психологические проблемы возникают из-за ошибочных умозаключений, которые не позволяют человеку действовать эффективно. В ходе психотерапевтических сеансов, организованных в строго структурированном порядке, пациент осознает, что его чувства и мысли влияют на поведение, и начинает менять их.

Три иррациональных суждения

По мнению Эллиса, для всех людей характерны три типа иррациональных суждений, каким бы разным ни было их поведение в конкретном случае. В любом убеждении человека содержится требование то ли к самому себе, то ли к другим людям, то ли к окружающему миру. Психолог назвал эти три общих для нас убеждения абсолютными необходимостями:

1. Я должен делать все правильно и завоевывать одобрение других, в противном случае я ни на что не годный человек.

2. Окружающие должны обращаться со мной хорошо, дружелюбно, справедливо и обдуманно и воспринимать меня так, как бы мне того хотелось. В противном случае они плохие люди и заслуживают осуждения и наказания.

3. Мир должен давать мне все. Я должен иметь, что хочу и когда хочу, и не иметь ничего, чего мне не хочется. Если я не получаю желаемого - значит, все просто ужасно и нестерпимо.

Первое иррациональное суждение часто приводит к чувству тревожности, вины, разочарования и депрессии. Второе вызывает пассивную агрессию, злобу и насилие . Третье ведет к прокрастинации и чувству жалости к себе. Если эти убеждения гибкие и не слишком навязчивые, поведение и эмоции человека, скорее всего, будут вполне здоровыми; в ином случае иррациональные суждения могут привести к серьезным психологическим проблемам и даже к неврозу.

Роль обсуждения

Главная цель рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса - помочь пациенту преобразовать иррациональные суждения в рациональные. Это достигается путем их обсуждения. Например, психотерапевт спрашивает пациента: «Почему, как вы думаете, окружающие должны относиться к вам дружелюбно?» . Пытаясь ответить на этот вопрос, человек постепенно начинает понимать, что никаких рациональных причин для того, чтобы это убеждение реализовалось, на самом деле нет.

Важно знать!

Эллис считал, что каждый человек склонен мыслить иррационально, однако частоту, продолжительность и интенсивность такого мышления можно сократить благодаря знанию трех важных вещей:

1. Люди не просто расстраиваются, а расстраиваются из-за негибкости собственных убеждений.

2. Какова бы ни была причина огорчения, человек продолжает чувствовать себя таким образом, потому что не может избавиться от иррациональных представлений о жизни.

3. Улучшить свое психологическое состояние можно только с помощью напряженной целенаправленной работы над изменением этих убеждений, а для этого требуется активная и продолжительная практика.

Принятие реальности

Чтобы сохранить душевное здоровье, человек должен принимать реальность такой, какова она есть, даже если это не слишком приятно. Психотерапевты, практикующие РЭПТ (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), помогают пациенту достичь принятия на трех разных уровнях.

1. Безусловное принятие себя. Человек должен признать, что он может ошибаться, что он не безупречен и нет никаких объективных причин для того, чтобы у него не было никаких изъянов. Это обстоятельство не делает его ни более, ни менее важным и значимым, чем другие люди .

2. Безусловное принятие других. Человек должен признать и принять, что время от времени окружающие будут обходиться с ним несправедливо и нет никаких причин для того, чтобы этого никогда не случалось . Люди, которые обошлись с ним несправедливо, не хуже и не лучше остальных.

3. Безусловное принятие жизни. Человек должен признать и принять, что его жизнь не всегда будет такой, как он ожидал и надеялся, и нет никаких причин надеяться на то, что все в ней будет так, как ему хочется. Жизнь, какой бы неприятной и трудной она иногда ни казалась, никогда не бывает абсолютно ужасной и невыносимой.

Сегодня рационально-эмоциональная поведенческая терапия считается одной из популярнейших форм психотерапии и фундаментом для современной когнитивно-поведенческой терапии.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Похожие материалы:

В раздел: Cаморазвитие

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.

paralife.narod.ru

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Поначалу мне нравилось работать психоаналитиком, отчасти потому, что это позволяло *мне реализовывать свои интересы в помощи людям и решении их проблем. Однако я все больше разочаровывался в психоанализе: он уже не казался мне достаточно эффективной и действенной формой терапии. В начале 50-х я начал экспериментировать с разными формами терапии, включая психоаналитически ориентированную и эклектическую аналитическую терапию. И несмотря на то, что я все более преуспевал в своей работе с клиентами, меня по-прежнему не устраивала эффективность этих методов. Во время этого периода экспериментирования я обратился к чтению трудов по философии — моему излюбленному занятию — в надежде, что это поможет мне найти эффективную и действенную форму психотерапии. Тогда на мои мысли наибольшее влияние оказали труды греческих и римских стоиков (таких как Эпикур, Эпиктет и Марк Аврелий). Они подчеркивали первостепенное значение философских причин психологических нарушений — эта точка зрения была популярной в 50-х годах в Америке — и развенчивали влияние психоаналитических психодинамических факторов. Этого взгляда придерживались и некоторые древневосточные философы, особенно Конфуций, Лао-Цзы и Будда Гаутама. По сути, эти философы, утверждавшие, что людей расстраивают не события как таковые, но их мнение об этих событиях, и стали основателями РЭПТ, и такой подход (а следом мои инновационные формулы) остается в центре когнитивно-поведенческих направлений в психотерапии настоящего времени.

Основные философские идеи, оказавшие влияние на становление РЭПТ

Кроме древней философии, современная РЭПТ заимствовала идеи из множества других источников, которые также оказали на нее влияние. На меня произвели сильное впечатление трактаты Эммануила Канта о силе (и ограничениях) познания и идей, кроме того, в этом отношении важны были работы Спинозы и Шопенгауэра. Философы науки, такие как К. Поппер (1959,1963), Б. Рассел (1965) и У. Бартли (1984), помогли мне понять, что все люди создают гипотезы о природе мира. Более того, эти философы подчеркивают, что важно не просто верить в обязательную полезность этих гипотез, а проверять ее. Практика РЭПТ во многих аспектах предполагает использование логико-эмпирических методов науки (Ellis, 1962, 1979d). РЭПТ обращает особое внимание на гибкость научного метода и отвергает — как и наука — любые догмы, а также придерживается того взгляда, что жесткий абсолютизм является одной из главных причин человеческих несчастий (Ellis, 1983а). Помимо этого, РЭПТ, с одной стороны, предваряет, с другой — подтверждает некоторые положения постмодернизма (Ellis, 1994с, 1996а, 1996b).

Несмотря на то что философия РЭПТ расходится с благочестивой религиозностью, в одном отношении христианская идеология оказала на нее огромное влияние. Положение РЭПТ о ценности человека (которое будет обсуждаться далее) схоже с христианским взглядом на порицание греха и прощение грешника (Ellis, 1991b, 1991с, 1994с; Hauck, 1991; Mills, 1993; Powell, 1976). Утверждая самопринятие и отвергая все формы оценивания людей, РЭПТ тем самым роднится с философией этического гуманизма (Russell, 1950, 1965), которая не приемлет возведение людей в ранг бога или дьявола. Кроме того, РЭПТ уходит своими корнями в экзистенциальную философию М. Хайдеггера (1949) и П. Тиллиха (1977), поскольку полагает, что каждый человек находится в центре своей вселенной (но не Вселенной в глобальном смысле) и обладает свободой выбора (но не безграничной) в том, что касается эмоциональной сферы. РЭПТ действительно носит выраженный гуманистично-экзистенциальный характер (Ellis, 1973,1991с, 1994с, 1996а).

На меня также повлияли — особенно в 60-х — работы по общей семантике (например, Korzybski, 1933). Авторы этих работ обращали внимание на то сильнейшее воздействие, которое оказывает на мысль язык, и на тот факт, что наши эмоциональные процессы в огромной степени зависят от способа структурирования мыслей посредством используемого нами языка.

Основные психологические идеи, оказавшие влияние на становление РЭПТ

При создании РЭПТ на меня (А. Э.) также повлияли труды многих психологов. Я обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни (1950) о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Для развития РЭПТ в некотором отношении стали важными работы Адлера Адлер (1927) был первым крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Вслед за Адлером и его индивидуальной психологией РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей. Как и теория Адлера, РЭПТ использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

223. *Walen S., DiGiuseppe R, 6r Dryden W. (1992). A practitioner's guide to rational- emotive therapy (2nd eel). New York: Oxford University Press.

224. *Walen 5. R, DiGiuseppe R, & Wesster R L (1980). A practitioner's guide to rational- emotive therapy. New York: Oxford.

225. *Warren R, Deffenbacher Jf., & Eroding P. (1976). Rational-emotive therapy and the reduction of test anxiety in elementary school students. Rational Living, 77(2),28–29.

226. Watson J. B., 6r Rayner R (1920). Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 3,1—14.

227. *Wessler R A., 6r Wessler R L (1980). The principles and practice of rational-emotive therapy. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

228. Wessler R L (1984). Alternative conceptions of rational-emotive therapy: Toward a philosophically neutral psychotherapy. In M. A. Reda Вс M. J. Mahoney (Eds.), Cognitive psychotherapies: Recent developments in theory, research and practice (pp. 65–79). Cambridge, MA: Ballinger.

229. *Wessler R L, & EUis A. (1980). Supervision in rational-emotive therapy. In A. K. Hess (Ed.), Psychotherapy supervision (pp. 181–191). New York: Wiley. -

230. *4ffolfe J. L (Speaker). (1980). Woman — assert yourself (Cassette recording). New York: Institute for Rational-Emotive Therapy.

231. *Wolfe J. L (1992). What to do when he has a headache. New York: Hyperion.

232. * Wolfe J. L., & Earmark H. (1991). Psychological messages and social context: Strategies for increasing RET's effectiveness with women. In M Bernard (Ed.), Using rational-emotive therapy effectively. New York: Plenum.

233. Wolpe J. (1990). The practice of behavior therapy (4th ed.). Needham Heights, MA: Allyn and Bacon.

234. * Woods P. J., 6r EUistA. (1996). Supervision in rational emotive behavior therapy. In С E Watkins, Jr. (Ed.), Handbook of psychotherapy supervision. New York Wiley.

235. Yankura J.f& Dryden W. (1990). Doing RET: Albert Ellis in action. New York Springer Publishing Co.

236. *Yankura J., & Dryden W. (1994). Albert Ellis. Thousand Oaks, CA: Sage.

23 7. *Young Н. S. (1974). A rational counseling primer. New York; Institute for Rational- Emotive Therapy.

238. * Young H. S. (1975). Rational thinkers and robots. Rational Living 10{2), 29–31.

239. * Young H. S. (1984). The work of Howard S. Young [special issue]. British Journal of Cognitive Psychotherapy, 2(2), 1—101.

240. ZUbergeld B. (1992). The new male sexuality. New York: Bantam

А. Эллис, У. Драйден Практика

рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Главный редактор И. АвидонРедактор Т. ВольскаяХудожественный редактор Л. БорозенецТехнический редактор О. КолесниченкоДиректор Л. Янковский

Лицензия АП № 000364 от 29.12.99. Подписано в печать 12.08.2002. Формат 84х108Уз2. Печать высокая.

Тираж 4000 экз. Заказ № 871.

СХХ) Издательство «Речь».

199004, Санкт-Петербург, В.О., 3-я линия, 6 (лит. “А”), тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, [email protected], www.recli.spb.ru

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Активирующие события, или активаторы («А»), когнитивных, эмоциональных и поведенческих следствий («О)

Теория личности и личностных расстройств РЭПТ начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующие событий, или активаторов («А»), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, — это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение в связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях (сознательных и бессознательных) о прошлом опыте. Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу (1) биологической и генетической предрасположенности, (2) конституциональной истории, (3) предшествующего межличностного и социального опыта и (4) обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек (Ellis, 1976а, 1979с, 1983b, 1994с).

«А» (активирующие события) фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои цели, мысли, желания и физиологические предрасположенности).

Взгляды на активирующие события

Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В») — когниций, мыслей или идей — по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С»). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С> или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «0> и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С» (Bard, 1980; Ellis, 1962,1994с; Goldfried & Davison, 1994; Grieger & Boyd, 1980; Wessler & Wessler, 1980). Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете этих искаженных Верований (ожиданий, оценок), а также в свете их эмоциональных Следствий («О). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «О, но они так же редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А».

«В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, нас интересуют главным образом рациональные взгляды (РВ), которые, как мы предполагаем, ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды (ИВ), ведущие, согласно нашей теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению. Ниже мы перечислим основные виды «В» (хотя следует учитывать, что этот список далеко не исчерпывающий).

Безоценочные наблюдения. Пример: «(Я вижу)… человек идет». Подобные наблюдения не развертываются дальше доступных данных. Они безоценочны, потому что не имеют отношения к нашим целям. Когда эти наблюдения релевантны нашим целям, они становятся оценочными; например, когда идущим человеком оказывается мой отец, который только что поправился после автомобильной аварии. Оценочные аспекты таких «оценочных наблюдений» зачастую подразумеваются, например: «(Я рад, что)… человек идет».

Безоценочные заключения Пример: «Человек идет на почту». Подобные когниции называются заключениями, потому что они выходят за пределы имеющихся данных. Все, что доступно нашему наблюдение в этом примере, — это человек, движущийся в определенном направлении. Несмотря на то что он продвигается по направлению к почте, он может и не «идти на почту». Заключения, подобные этому, можно рассматривать как гипотезы относительно наших наблюдений, которые могут быть, а могут и не быть верными. Эти заключения безоценочны тогда, когда не имеют отношения к нашим целям. Когда эти наблюдения так или иначе касаются наших целей, они становятся оценочными; например, когда идущий на почту человек принесет нам посылку ко дню рождения (если он действительно идет туда за этим). Оценочные аспекты таких «оценочных заключений» также зачастую подразумеваются, например: «(Как хорошо, что)… человек идет на почту».

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

4. Огорчение — стыд/смущение. Чувство огорчения приходит, когда человек ведет себя «глупо» на людях и признает этот поступок глупым, но принимает себя в процессе его совершения. Человек разочаровывается в своем поведении, но не в своей личности, потому что он предпочитает вести себя достойно, но не требует этого. Стыд и смущение охватывают, когда человек осознает, что повел себя «глупо» прилюдно, и клянет себя за поведение, которое он никак не должен был допускать. Люди, испытывающие стыд или вину, часто считают, что свидетели их «позора» будут о них плохо думать, и если это верно, то они склонны соглашаться с их оценками. Так, они часто верят в то, что им абсолютно необходимо одобрение окружающих. Стыд иногда можно отличить от смущения тем, что публичный «прокол» оценивается человеком при чувстве стыда более серьезно по сравнению с тем, когда он чувствует смущение. Так или иначе, обе эмоции включают в себя самоуничижение.

5. Раздражение — гнев. Раздражение ощущается в случае, если кто-то не признает правила жизни человека. Раздраженному человеку не нравится то, что делают другие, но он не осуждает их за это. Такому человеку свойственно верить: «Мне хочется, чтобы другой человек так не делал, и мне не нравится то, что он так сделал, но отсюда не следует, что он не должен нарушать мои правила». При гневе, однако, человек считает, что никто не смеет нарушать его правила, и поэтому ругает всех за это. РЭПТ придерживается того мнения, что нормально сердиться на поведение человека, а не на самого человека за то, что тот плохо себя ведет.

Необходимо отметить, что практикующие РЭПТ терапевты обычно не ставят целью выработку в ходе терапии здоровых негативных эмоций, потому что предполагается, что последние являются Следствиями рационального мышления (Crawford & Ellis, 1989; Ellis, 1994с, 1996а).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

В рационально-эмоциональной поведенческой теории нет разработанного положения о возникновении психологических нарушений. Это частично следует из гипотезы о выраженной биологической склонности людей мыслить и действовать иррационально, но, здесь также отражено мнение РЭПТ о том, что теории возникновения психологических нарушений не обязательно предполагают терапевтическое вмешательство. РЭПТ утверждает, что тенденция мыслить иррационально у людей имеет биологические корни, однако она признает и вклад в развитие психологических, расстройств средовых переменных и поэтому поощряет выдвижение людьми биологически обусловленных требований (Ellis, 1976а, 1979е, 1994с). Таким образом, родители и культура обычно учат детей, каким именно предрассудкам, стереотипам и табу следовать, но не они являются причиной их базовой склонности к предубежденности, ритуализму и фанатизму.

Рационально-эмоциональная поведенческая теория также постулирует, что люди различаются по степени подверженности психологическим расстройствам. Некоторые люди выходят из-под крыла гиперопекающих или безразличных родителей психологически невредимыми, других ранит даже более «здоровые» стили воспитания.

Учитывая это, теория РЭПТ утверждает, что индивиды с серьезными отклонениями имеют более выраженную внутреннюю предрасположенность к ригидному и искаженному мышлению и, следовательно, труднее от него избавляются, чем индивиды с меньшими отклонениями. Таким образом, суммируя положения РЭПТ относительно возникновения расстройств, можно сказать, что психологические нарушения у нас, как представителей рода человеческого, развиваются не только исходя из нашего опыта, скорее мы сами привносим в наш опыт свою склонность к образованию проблем (Ellis, 1976а, 1994с, 1995а).

Несмотря на то что РЭПТ не предлагает разработанного положения, объясняющего возникновение психологических расстройств, она более подробно рассматривает вопрос о том, как эти расстройства закрепляются. Во-первых, люди склонны решать свои психологические проблемы, следуя своим наивным теориям относительно природы этих проблем и того, чему их можно приписать. Им не хватает того, что в РЭПТ называется РЭПТ-инсайт № 1: понимания, что психологические нарушения зачастую определяются главным образом теми абсолютистскими Взглядами, которые складываются у людей по поводу негативных жизненных событий («В» обусловливает «С»). Люди же предпочитают считать, что их проблемы вызываются в основном этими ситуациями («А» вызывает «С»). Люди делают неверные предположения о причинах своих проблем и из- за этого, конечно, пытаются изменить скорее «А», чем «В». Во-вторых, у них мог быть инсайт № 1, но у них могло не быть РЭПТ- инсайта № 2: осознания того, что люди остаются при своем расстройстве, заново убеждая себя в своих абсолютистских Взглядах в настоящем. Несмотря на понимание того, что проблемы людей в большей степени определены их Взглядами, они могут отвлечься и таким образом закрепить свои проблемы, отыскивая исторические предтечи этих воззрений вместо того, чтобы целенаправленно изменять их в том виде, в котором они есть на текущий момент. В-третьих, у людей мог быть инсайт № 1 и инсайт № 2, но они все же могут еще страдать от своих проблем, потому что у них не было инсайта № 3: только если они будут усердно работать и тренироваться думать, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам как в настоящем, так и в будущем, они смогут изменить их и стать значительно спокойнее. Люди, испытавшие все три инсайта, ясно осознают, что для тою чтобы разбить закрепление патологического цикла, им нужно усиленно и непрерывно бросать вызов своим деструктивным идеям в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах. Для эффективного изменения обычно недостаточно только признания иррациональности Взглядов (Ellis, 1962,1979е, 1994с, 1996а).

www.rulit.me


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта