Поведенческая и деятельностная адаптация: общее и особенное. Адаптация поведенческая это


Адаптация на поведенческом, биохимическом уровнях. Типы адаптации в зависимости от длительности адаптивного процесса.

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

 

*Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя.

*Биохимические адаптации обеспечивают оптимальное течение биохимических реакций в клетке, например, упорядочение ферментативного катализа, специфическое связывание газов дыхательными пигментами, синтез нужных веществ в определенных условиях и т. п.

 

В длительном адаптационном процессе условно можно выделить четыре периода.

1.

Первый продолжается до полугода и сопровождается выраженной дестабилизацией

физиологических функций.

2.

Второй занимает 2,5–3 года и характеризуется относительными стабилизацией

и синхронизацией

регуляторных и гомеостатических процессов. В это время в организме наряду с функциональной перестройкой происходят изменения на клеточно-молекулярном уровне.

3.

Третий период – стабилизации,

или адаптированности,

– длится 12–15 лет. Это новый уровень функционирования организма. Его поддержание требует постоянного напряжения систем регуляции. В этот период отмечаются стойкие изменения в биохимических показателях крови, повышение устойчивости мембран эритроцитов. Изменяется проницаемость капилляров. Однако в этот период довольно часто развиваются патологические процессы, особенно в сердечно-сосудистой и легочной системах. Поэтому считают, что происходит ускорение старения организма.

4. Четвертый период сопровождается все большим истощением резервных возможностей

организма, что приводит к появлению и обострению различных хронических заболеваний. Полагают, что в это время имеет место истощение и недостаточность глубинных клеточно-генетических резервов здоровья.

Виды адаптации.

Все адаптации делят на аккомодации и эволюционные адаптации. Аккомодации представляют собой обратимый процесс. Они возникают при резком изменении условий среды. Например, при переселении животные попадают в новую для них обстановку, но постепенно привыкают к ней. Например, человек, переселившийся из средней полосы в тропики или на Крайний Север, некоторое время испытывает дискомфорт, но со временем привыкает к новым условиям. Эволюционная адаптация необратима и возникшие изменения генетически закрепляются. Сюда относят все приспособления, на которые действует естественный отбор. Например, покровительственная окраска или быстрый бег. Приспособления также делят на организменные и видовые. Организменные адаптации в свою очередь подразделяются на морфологические, физиологические, биохимические и этологические. Морфологические адаптации проявляются в преимуществах строения, покровительственной окраске, предостерегающей окраске, мимикрии, маскировке, приспособительном поведении. Преимущества строения – это оптимальные пропорции тела, расположение и густота волосяного или перьевого покрова и т.п. Хорошо известен облик водного млекопитающего – дельфина. У животных, ведущих скрытный, затаивающийся образ жизни, полезным оказываются приспособления, придающие им сходство с предметами окружающей среды.Покровительственная окраска позволяет быть незаметным среди окружающего фона.Мимикрия (подражание) – это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищённым животным.Кроме защитной окраски, у животных и растений наблюдаются и другие средства защиты. У растений нередко образуются иглы и колючки, защищающие их от поедания травоядными животными (кактусы, шиповник, боярышник, облепиха и др.). Такую же роль играют ядовитые вещества, обжигающие волоски, например у крапивы.Маскировка – приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан, лохматый морской конёк похож на водоросль, насекомые на коре деревьев похожи на лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки). Приспособительное поведение – принятие определённых поз покоя (гусеницы некоторых насекомых в неподвижном состоянии очень похожи на сучок дерева; бабочка каллима со сложенными крыльями удивительно напоминает сухой лист дерева), либо, наоборот, демонстративное поведение, отпугивающее хищников.Физиологические адаптации - приобретение специфических особенностей обмена веществ в разных условиях среды. Они обеспечивают функциональные преимущества организма. Их условно разделяют на статические (постоянные физиологические параметры — температура, водно-солевой баланс, концентрация сахара и т. п.) и динамические (адаптации к колебаниям действия фактора — изменение температуры, влажности, освещенности, магнитного поля и т. п.).

cyberpedia.su

Поведение как форма адаптации организмов

Особенности поведения живых организмов

Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.

Поведение — совокупность всех действий организма.

Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.

Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.

В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.

Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.

Уровни поведения и эволюция

Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность. По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.

Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.

Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.

Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.

Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.

Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)

Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.

Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок. К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление). Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой формой научения является привыкание. Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.

Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.

Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».

Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.

jbio.ru

общее и особенное ← Философия и политика ← Психология человека

УДК 101.1

В. В. Чешев

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Рассматриваются формы адаптивного поведения, имеющие фундаментальное значение для социогенеза, т. е. эволюционного процесса, в ходе которого формировались когнитивные способности человека. Решающая роль в этом процессе принадлежит деятельности как искусственной филогенетической активности человека, давшей старт социогенезу и становлению культурных форм социального поведения. Синтез названных форм активности объясняется развитием символических средств и эволюционно новых психических способностей человека.

Ключевые слова: адаптация, деятельность, поведение, социогенез.

Для изучения нейрофизиологических процессов, с которыми связано становление когнитивных способностей человека, важную роль играют те формы активности, которые в той или иной степени стимулировали интеллектуальное развитие и придавали ему определенную функциональную направленность. На нейрофизиологическом уровне должны существовать некие общие «механизмы» записи и обработки информации, обеспечивающие управление человеческой активностью. Однако качественные различия в характере этой активности не могут не сказываться на информационных структурах, складывающихся в мозгу человека. Задача, поставленная в статье, указать на специфику человеческой активности. В ней могут быть выделены структуры поведения, формирование которых уходит вглубь биологической эволюции, и эволюционно новый тип активности, который может быть назван деятельной активностью. Взаимодействие данных форм жизнедеятельности в ходе социогенеза дало основание для появления знаково-символических средств управления интеллектуальной активностью человека. Названные стороны эволюционного процесса должны приниматься во внимание при моделировании этапов человеческой эволюции и становления когнитивных способностей человека.

Поведенческая адаптация (биологический уровень)

Исследование интеллекта животных и человека, в особенности интеллекта человека, опирается чаще всего на описание адаптивных реакций и тех «записей», которые совершаются в структурах головного мозга. Такая методика исследования имеет как свои основания, так и границы возможностей. Одна из ее слабых сторон заключается в том, что рассмотрение адаптивного поведения особи ведется как бы «с нуля», с некой оживающей «статуи Кондильяка». В таком случае все адаптивные реакции особи предстают как индивидуально приобретенные, а формирование интеллекта - как результат онтогенеза, как прижизненный опыт особи, встраивающейся в среду обитания. Опыт этих

исследований особенно ценен при обучении. Но в реальных жизненных процессах условия эволюции интеллекта живых существ несколько иные, и они должны приниматься во внимание при любых попытках экстраполировать названные выше эксперименты на процесс становления интеллектуальных способностей человека.

Важная сторона работы заключается в том, что адаптивная активность человека и животных весьма различны. Человек есть деятельное существо, и его отношение к окружающей природной действительности основано на процессах ее активного преобразования. С типом отношения к внешней среде связано также становление интеллекта человека, в частности, его способность к познанию внешнего мира и когнитивные средства познания, т. е. абстракции, понятия, формулы логического вывода и т. п. Но развитие человека опиралось на основания, созданные биологической эволюцией, и потому нужно обратиться к адаптивному поведению животных, поскольку этот уровень развития предшествует становлению человеческой деятельности и человеческого интеллекта.

При исследовании развития способностей животных к научению должно быть принято во внимание следующее важнейшее обстоятельство. Поведение животных базируется на видовых программах, транслируемых генетически, т. е. передаваемых от поколения к поколению по наследству. Данное обстоятельство ставит исследователя перед двумя важными вопросами: 1) как записаны видовые генетические программы в мозговых структурах отдельных особей? 2) как участвуют эти программы в формировании поведения особи, реализации ее адаптивных реакций и приобретении новых приспособительных действий, если такое случается в жизни особи? Иначе говоря, при нейрофизиологическом исследовании интеллектуальных способностей животных надо принимать во внимание те знания о поведении животных, которые накопила современная этология. В этой связи обратимся к механизмам поведенческой адаптации животных.

Как уже отмечено, животное изначально обладает поведенческой программой, вписанной в структуру управления его жизнедеятельностью. Это его своеобразное априори, поскольку оно приобретено в видовом, а не индивидуальном опыте. При описании поведения животных этологи выделяют ряд важных ступеней активизации поведенческой программы и ее реализации. Первая ступень - мотивация к той или иной активности, пробуждающая соответствующие программы и формы поведения. Для нейрофизиологии, как и этологии, важно взаимодействие внутренних и внешних механизмов пробуждения мотивации. Но пробуждение мотивации активирует определенную поведенческую активность, общая направленность которой может быть выражена как поиск условий, при которых будет выполнена определенная сумма действий и достигнут соответствующий результат.

В процессе поиска адекватной ситуации существенный интерес представляют способы, которыми животные определяют пригодность той или иной суммы внешних обстоятельств для выполнения активированной программы. Этот процесс может оказаться сложным и многоступенчатым, но в нем есть важная принципиальная особенность: соответствие мотивации и суммы внешних условий устанавливается по наличию некоторых ключевых признаков, которые в этологии принято называть ключевыми (или сигнальными) раздражителями. Роль раздражителей такого рода в том, что они запускают исполнение программы или ее отдельной части (подпрограммы).

Следующее крайне важное для поведения животных обстоятельство заключается в осуществлении реализации программы. Здесь существенным становится то, что поведение животного предполагает выполнение некоего комплекса фиксированных действий (КФД), связанного с соответствующей программой (подпрограммой). Этот комплекс является для особи врожденным и не может быть ею изменен в процессах адаптации к условиям внешней среды. Более того, выполнение комплекса в ряде случаев вводит животное в режим автоматического действия, которое может не контролироваться до определенной стадии его выполнения. Такие стадии также записаны в поведенческой программе особи. В реализации адаптивных программ животное целиком полагается на КФД, корректировка которого возможна лишь в ходе эволюции поколений.

Таким образом, поведенческая адаптация животного, имеющая место в реальных приспособительных процессах, изначально опирается на сложный программный комплекс, вписанный в нейрофизиологические процессы управления поведением. При этом может быть получено объяс-

нение соотношения условных и безусловных рефлексов. Реагирование на ключевые (сигнальные) раздражители предстает как выполнение безусловного рефлекса. Но программы поведения высших животных оставляют некоторое пространство для прижизненного опыта, который сводится обычно к обучению особи определять конкретные раздражители, включающие те или иные КФД. Иначе говоря, прижизненный опыт научения опирается на видовые генетические программы, действие которых разворачивается в условиях конкретной среды обитания, и эти условия могут варьироваться в допустимой для вида степени. К ним адаптируется поведенческая программа животного, но она не нарабатывается «с нуля». На высокой ступени биологического развития, требующей способности реагировать на большое количество внешних факторов, задача решается при помощи психики животного, которая может быть представлена как некий «второй этаж управления». Психический уровень позволяет интегрировать множество внешних факторов в образы, вызывающие реакции возбуждения и торможения, необходимые для активации тех или иных подпрограмм и управления поведением.

Деятельностная адаптация человека

Между поведением животных и активностью человека есть эволюционный промежуток, анализ которого позволяет увидеть их качественное различие. Он заполняет формирование новых форм активности, с появлением которых связано развитие мозговых структур человека, появление нео-кортекса и усложнение структуры мозговой активности в целом. С одной стороны, человек эво-люционно унаследовал механизмы поведенческой активности животного, трансформировав и преобразовав последние в ходе социальной эволюции, т. е. социогенеза. С другой стороны, формирование новых форм активности неотделимо от изменения качества мозговых процессов, создающих указанную эволюцию. Развитие когнитивных процессов управления активностью человека обеспечило синтез биологически наследованных и вновь обретаемых форм жизнедеятельности. Но для понимания такой эволюции необходимо прежде всего указать на особенности качественно нового типа активности, освоенного на земле только одним биологическим видом, который принято называть homo sapiens.

Эволюционным типом активности явилась деятельность, и поскольку она выражается в целесообразном предметном действии, преобразующем среду обитания, то естественным является предположение, что деятельность как форма активности начиналась с манипулятивных операций древних предков, чему способствовала известная

гоминидная триада (прямохождение, развитие кисти руки и головного мозга). Поскольку деятельность оказалась эволюционно новой формой активности, то важно подчеркнуть ряд принципиальных особенностей, которыми она отличается от поведения животных. Впрочем, уместно вначале указать на ту особенность, которая присуща ей в такой же степени, как видовым программам поведения. Речь идет о том, что деятельная активность возникает как видовое свойство человека. Имеется в виду, что деятельность закрепляется и развивается только в сообществе как некий культурный (искусственный) опыт сообщества. Лишь став достоянием сообщества и необходимым средством поддержания жизни на уровне популяций сообществ и вида в целом, она превращается в набор видовых программ жизнедеятельности, передаваемых социогенетически от поколения к поколению.

Однако в эволюционном плане гораздо важны фундаментальные различия деятельностной формы активности от поведения животных. Важнейшим признаком, который в свое время был подчеркнут К. Марксом, является ее целесообразный характер [1, с. 189]. Это означает, что организация и осуществление деятельности предполагают иные психические процессы, нежели поведение. Начальной точкой в деятельности оказывается постановка ее цели. Мотивация к деятельности не может напрямую запускать деятельностный процесс, поскольку должна трансформироваться в деятельностную цель. Само по себе это уже означает, что реагирование на факторы внешней среды, включающее КФД животного и потому принципиально важное для поведения, отходит на второй план или принимает совершенно иной и своеобразный характер.

Далее в деятельности человек сам организует условия ее осуществления, сам создает ситуацию, в которой будут выполнены основные действия, ведущие к намеченному результату. И в этой связи необходимо обратить внимание на третье важное обстоятельство. Оно заключается в том, что действия субъекта, осуществляющего деятельностные операции, в принципе, не могут иметь жесткого характера генетически наследуемого комплекса фиксированных действий. Разные виды деятельности, соответствующие различным целям, требуют создания разных предметных (технологических) структур и дополняющих их операций. В сравнении с поведением деятельность изначально инновационная и динамическая система, развивающаяся, можно сказать, с необходимостью. Если предметную деятельность рассматривать как адаптационный процесс, то особенность последнего в том, что при «адаптации» субъект преобра-

зует среду, т. е. адаптирует ее к образу жизни, который принят им в ходе социогенеза. Но, преобразуя среду, субъект изменяет и самого себя, что в марксизме считается особенно важным в рамках понимания деятельной природы человека и «деятельного» характера исторического процесса. К сказанному следует добавить, что освоение деятельности гоминидными сообществами открыло принципиально новый путь развития и проложило иную эволюционную траекторию. Ее новизна в том, что человек овладевает потенциями природы и превращает их в средства своего развития. Как утверждал Ф. Бэкон, «в действии человек не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя» [2, с. 12].

Культура, психическая активность и эволюционные процессы

Указание на разные типы адаптационных процессов, они же суть качественно разные формы активности человека, ведет к следующим заключениям. Деятельность оказалась формой активности, давшей старт социогенезу. Но это не означает, что угасли и были вытеснены наработанные эволюцией механизмы поведения. Как правило, процесс развития преобразует предшествующие формы и включает их в возникающие системы в другом качестве. В данном случае новая траектория эволюционного движения потребовала преобразования поведения, а также своеобразного синтеза поведения и деятельности в социогенетическом процессе. Основным средством решения этой задачи стало употребление знаковых (символических) средств организации социальной активности человека, иначе говоря, появление культуры, кодируемой символическими средствами: «Отдав себя во власть символически опосредованных программ в деле производства предметов, организации общественной жизни или выражения эмоций, человек предопределил, даже если и непреднамеренно, кульминационные стадии своей биологической судьбы. Он буквально - но невольно -сам себя создал» [3, с. 60]. На место видовых генетических программ поведенческой активности пришли программы, задаваемые культурой. Они начинают определять социальное поведение человека и становятся доминирующими, «окутывая» все, что связано с индивидуальным поведением и реализацией биологических функций.

Становление культурных средств программирования поведения означало одновременно развитие сознания и мышления человека, которые предстают, по сути, как способности распознавать смыслы и оперировать ими. В этом пространстве оперирования смыслами рождаются специфические познавательные способности человека, соотнесен-

ные с его поведением и предметной деятельностью. Формирование когнитивной сферы Л. С. Выготский связывал с появлением «психических инструментов», т. е. знаковых средств, кодирующих смыслы. Специфические «инструменты» решающим образом преобразовали психические процессы и открыли человеку возможность для овладения собственным поведением, так что рассмотрение социогенетической эволюции и процесса развития интеллектуальных способностей неотделимо от процесса появления и употребление знаковых (символьных) средств. Поведение человека становится реагированием на смыслы, кодированные символами, и подобным образом познание становится выстраиванием смысловой символической реальности, соотнесенной с деятельностным опытом и природной реальностью, освоенной в этом опыте. В данной особенности человеческого познания, выстраивающего символический мир между собой и природным миром, осваиваемым в деятельности, заключен ответ на вопрос: «Почему наше человеческое мышление применимо к познанию природы?» [4, с. 24].

Знаковые (символьные) средства программирования поведения складывались в ходе социогене-тической эволюции гоминидных сообществ, и при рассмотрении этого процесса необходимо принять во внимание эволюцию психики гоминид, превращающихся в разумные существа.

Психика формируется у высших животных и является необходимым средством адаптивных процессов, обеспечивая широкий спектр поведенческих реакций и большую адаптационную лабильность. Можно указать, по меньшей мере, на две функции психики в развитии и самоорганизации поведения человека. Одна из них проявляется в развитии «эмоциональной памяти», чему способствуют аффективные эмоциональные состояния, инициирующие возбуждение и торможение психических процессов. По характеру проявления они очень многообразны: тревога, напряженное ожидание, открывающаяся готовность к тем или иным формам поведения и т. п. Важно, что процессы формирования и ассимиляции смысловых регуляторов социального поведения в ходе социогенеза опирались именно на аффективные, т. е. эмоциональные состояния.

В процессе психического развития в культурной среде человек начинает переживать смыслы, предъявляемые теми или иными символическими средствами, т. е. произнесением слов, демонстрацией изображений, звуками и т. п. Рациональная составляющая, т. е. когнитивная составляющая в полном смысле слова, формируется на более поздней стадии развития. Л. С. Выготский акцентировал в свое время внимание на аффективных про-

цессах и их роли в становлении сознания и мышления: «Кто оторвал с самого начала мышление от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления... тот заранее сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [5, с. 21]. Эта особенность формирования высшей психики отмечается и в онтогенезе, ибо способность оперировать абстракциями (способность к математике и т. п.) проявляется у детей в возрасте примерно 12 лет. До этой стадии превалирует эмоциональная реакция на образное предъявление смыслов, и такое положение дела соответствует филогенезу. Первые смысловые значения, закрепляемые соответствующими символами, едва ли могли сознаваться на рациональном уровне. Такая способность еще должна была сформироваться, в то время как аффективное восприятие предлагаемых смысловых значений, осуществляемое в ритуальном действии, могло эффективно воздействовать на психику человека, порождая соответствующие переживания, откладываемые в эмоциональной памяти.

В этой связи суждение К. Лоренца вполне обоснованно: «В эмоциональном плане животные гораздо ближе к нам, чем обычно считается. Способность рационально мыслить - вот где лежит пропасть, разделяющая людей и животных» [6, с. 31]. Одна из причин такой «родственности», как замечает ученый, в том, что мозговые структуры, отвечающие за эмоциональное реагирование, являются более древними и глубокими в сравнении со структурами мозга, сформировавшимися в ходе социогенеза.

В силу указанных причин эмоционально-психическое развитие является необходимым условием формирования полноценной по своим способностям личности в обществе. Это обстоятельство практически учитывается во всех системах воспитания и образования и было выражено, например, в античной педагогике как сочетание воспитания физического и мусического. Эмоциональное развитие - необходимое условие формирования интеллектуальных способностей человека.

Жизнь в искусственной культурной среде, создаваемой в ходе социогенеза, оказала воздействие на биологическую эволюцию человека. Становление интеллектуальных способностей нового типа, находящих свое выражение в усвоении смысловых значений, оперировании ими и овладении с их помощью своим поведением, потребовало морфологического и функционального развития соответствующих отделов головного мозга. Человеческое поведение и человеческая деятельность в равной степени являются продуктами социогенеза, породившего названные средства регулирования

индивидуального поведения, а также поведения на уровне групп и больших сообществ. Начальной точкой социогенеза стало, несомненно, формирование деятельностной формы активности. Все последующее индивидуальное развитие человека, неотделимое от становления общества, обусловлено новым качеством, которое внесли культурные формы поведения и деятельности. Они непосредственно устанавливают границу между биологическим и культурным этапами эволюции.

Исследование интеллектуальной активности человека средствами нейроинформатики открывает новые возможности для анализа процесса ста-

новления человека и его способностей, а также для их моделирования современными средствами кибернетики и вычислительной техники. Продвижение в этой работе требует синтеза названных средств исследования когнитивных способностей человека с эволюционной и культурной антропологией, указывающих на ряд важных качественных особенностей эволюции человека и его мышления. Важную роль может сыграть представление о поведении и деятельности как существенно различных по своей структуре форм активности человека, сложившихся в ходе его эволюционного развития [7, с. 7-85].

Список литературы

1. Маркс К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1963. Т. 1.

2. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2.

3. Гирц К. Влияние культуры на концепцию человека // Интерпретация культур / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004.

4. Редько В. Г. Эволюция. Нейронные сети. Интеллект. М.: Книжный дом «Либерком», 2009.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 5 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.

6. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984.

7. Чешев В. В. Введение в культурно-деятельностную антропологию. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2010.

Чешев В. В., доктор философских наук, профессор. Томский архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 14.03.2012.

V V Cheshev

BEHAVIORAL AND ACTIVITY ADAPTATION: GENERAL AND PARTICULAR ISSUES

The article considers forms of adaptive behaviour that are fundamental for the sociogenesis, that is, for the evolutionary process, during which cognitive abilities have been formed. The decisive role in this process belongs to the artificial phylogenetic human activity, which gave the start sociogenesis and appearance of cultural forms of social behaviour. The synthesis of these forms of activity is the result of the development of symbolic and evolutionarily new human mental abilities.

Key words: adaptation, activity, behaviour, sociogenesis.

Tomsk State University оf Architecture аnd Building.

Pl. Solyanaya, 2, Tomsk, Russia, 634003.

E-mail: [email protected]

psibook.com

Адаптация человека – виды, понятие и факторы адаптации

Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах. В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

перейти наверх

Виды

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.
перейти наверх

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  1. Средовые включают:

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

перейти наверх

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

psymedcare.ru

АДАПТАЦИЯ - это... Что такое АДАПТАЦИЯ?

  • Адаптация — внесение в ИР ЕГКО г. Москвы изменений, осуществляемых исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя, без согласования указанных изменений с… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АДАПТАЦИЯ — (от позднелат. adaptatio приспособление), процесс приспособления организма (адеквация), популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды; соответствие между условиями окружающей среды и способностью организмов процветать в ней.… …   Экологический словарь

  • АДАПТАЦИЯ —         (от позднелат. adaptatio приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. согласование… …   Философская энциклопедия

  • Адаптация Пчёл — Основная информация Жанр …   Википедия

  • АДАПТАЦИЯ — [лат. adaptatio прилаживание, приноровление] 1) приспособление организма к условиям среды; 2) переработка текста с целью его упрощения (напр., художественного прозаического произведения на иностранном языке для тех, кто недостаточно хорошо… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • адаптация — адаптирование, приспособление, приспосабливание, прилаживание, привыкание, коадаптация, упрощение Словарь русских синонимов. адаптация см. приспособление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р …   Словарь синонимов

  • АДАПТАЦИЯ — (от лат. adaptare приспособлять), приспособление живых существ к окружающим условиям. А. процесс пассивный и сводится к реакции организма на изменения физ. или физ. хим. условий среды. Примеры А. У пресноводных про стейших осмотич. концентрация… …   Большая медицинская энциклопедия

  • адаптация — Процесс приспособления к изменившимся условиям среды. [РД 01.120.00 КТН 228 06] адаптация Приспособление к новым условиям, здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.… …   Справочник технического переводчика

  • АДАПТАЦИЯ — (Adaptation) способность сетчатой оболочки глаза приспособляться к данной силе освещения (яркости). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Адаптация приспосабливаемость организма …   Морской словарь

  • адаптация —         АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio приспособление) форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В процессе А. человека можно выделить два аспекта… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Что такое Поведенческая адаптация

    26.06.15 02:21:23Поведенческая адаптация - это изменения в поведении, направ- ленные на минимизацию действия вредных факторов и максмизацию действия полезных.источник

    Поведенческая культура это и есть национальный характер (собрание психологических черт нации и допуск их разброса). Поведенческая терапия это не что-то, что делают с пациентом, это структурированный набор техник, которые пациент сам учится использовать в отношении тревожности, паники, дискомфорта, дисфункций и избегания. Поведенческая терапия это наиболее эффективная форма лечения фобий. Поведенческая производная это набор ролей, который должны исполнять люди в рамках того или иного виртуального понятия. Поведенческая производная это набор ролей, которые должны исполнять люди в рамках того или иного виртуального понятия. Поведенческая ассимиляция это процесс, посредством которого этническая группа осваивает поведение, ценности, язык коренного населения. Адаптация к РС это и сложный и медленный процесс. Адаптация же это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Адаптация это реагирование на снятие предыдущего. Адаптация это процесс приспособления живых организмов к определённым условиям внешней среды. Адаптация это совокупность физиологических, психологичес- ких, социальных реакций, лежащих в основе приспособления орга- низма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жиз- ни, направленных на создание предпосылок нормального функциониро- вания в непривычных условиях обитания и деятельности. Срочная адаптация это ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузки, выраженный в "аварийном" приспособлении к изменившемуся состоянию внутренней среды и сводящийся, преимущественно, к изменениям в энергетическом обмене и к активации высших нервных центров, ответственных за регуляцию энергетического обмена. Срочная адаптация это ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузки, выражающийся в "аварийном" приспособлении к изменившемуся состоянию своей внутренней среды. Частотная адаптация это функция, при которой кардиостимулятор увеличивает частоту сердечных сокращений в ответ на Вашу физическую нагрузку.

    narod.ansya.ru

    Адаптация |

    Что такое адаптация

    Адаптация — это процесс взаимодействия организма со средой, в результате которого организм, среда, или и то, и другое изменяются, приобретают новые свойства.

    В психологии принято говорить о социальной адаптации или психологической адаптации. И социальная, и психологическая адаптация описывает процесс взаимодействия личности с социальной средой.

    Говоря о психологической адаптации, мы имеем в виду взаимодействие человека с самим собой, с ближайшим окружением (родственники, друзья, коллеги) и с широким социумом в лице социальных институтов.

    Особенности социальной адаптации таковы, что человек — личность — может влиять на окружающую среду, изменять её. Например, став лидером в новой группе, человек может создать новые правила для всех людей, входящих в неё. Другой пример изменения среды под влиянием человека — механизм эмоционального заражения. Ярко проявляя свои эмоции, человек заражает ими окружающих, и вот — среда уже изменилась.

    Виды адаптации

    С точки зрения отечественного психолога А.А.Реана, оценить эффективность процесса адаптации можно по двум критериям: внутреннему и внешнему.

    Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.

    Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.

    А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.

    Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), — это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.

    Кроме двух крайних вариантов — системной адаптации и полной дезадаптации — существуют два помежуточных:

    1. Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
    2. Мнимая адаптация по внешнему критерию.

    В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит «белой вороной». В худшем — реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.

    Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него «приличная» работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья. Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он «тянет лямку» и не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют «убить время».

    Заключение

    Адаптация — это постоянный процесс. Невозможно раз и навсегда достигнуть состояния адаптированности и замереть в нём. И сам человек, и окружающая его социальная среда постоянно меняются. Личности приходится постоянно адаптироваться к этим изменениям.

    В разные периоды жизни процесс адаптации протекает по-разному. Каждый человек может находиться в любом из четырех описанных состояний адаптации.

    Однако стремиться необходимо к состоянию системной социальной адаптации, а это значит понимать себя, развивать свой потенциал, но в таком русле, чтобы вносить значимый вклад в позитивное развитие социума.

    psy-resource.com


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта