3.2.Проблемы и перспективы развития системы уголовных наказаний. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации


Система наказаний в уголовном праве: понятие и значение

Система наказаний в уголовном праве представляет определённую последовательность типов санкций, налагаемых на правонарушителя от несерьёзного к наиболее тяжким последствиям.

Законченный список видов определён в статье 44 Уголовного кодекса РФ. Он построен в особом распорядке и не противоречит особым принципам. То есть при вынесении вердикта судьи не вправе назначить какую-то иную меру исправления, не представленную в данной норме закона.

Система и виды наказания

Установленный набор воздействий в функционирующем отечественном законодательстве обладает рядом признаков:

В литературе видовую многогранность репрессий с характерными вышеозначенными признаками принято именовать как «система уголовного наказания».

Понятие системы уголовных наказаний и её значение волнует не одно поколение учёных-правоведов и не все согласны с официальным мнением. Так, П.П. Осипов считал, что такой взгляд идентифицируется с односторонним и приводит к пониманию системы лишь как к анализу её частей. Однако целое — это не часть. И значение системы наказаний в уголовном праве намного шире, чем обычное перечисление особенностей составляющих компонентов. Сама система в целом богаче по особенностям, коммуникациям и соотношениям. При исследовании значения и понятия следует идти путём дедукции.

Если вдуматься, то функционирующее на сегодняшний день определение не лишено погрешностей. Вкладываемое в него значение и подлежит оптимизации.

Получается, что всякое перечисление чего-либо будет облекаться в термин «система», а это не есть безошибочно и над этим предстоит ещё кропотливая работа будущих поколений.

УК РФ предусматривает 13 разновидностей способов ответственности:

Такие запреты применяются в нашей стране, за исключением крайнего пункта. Приостановка использования смертной казни как метода исправления не снята до сих пор, хотя вокруг этой темы разгораются жаркие споры.

Как не существует единого мнения насчёт понятия и значения комментируемой темы, так нет и общепринятой классификации по разновидностям воздействий. Если за основу деления брать фактор причиняемых провинившемуся лицу лишений, то выделяют – относимые к моральному воздействию; связанные в основном с ограничением преференций; ударяющие по финансовому состоянию; ограничивающие или вовсе ликвидирующие волю передвижения.

Построение иной типологии основано на самостоятельности применения репрессий: основные, дополнительные, совместные воздействия.

Штраф

Штраф – материальное взимание в пользу государства с обвинённого субъекта за нелегальный поступок. Относится к самой щадящему методу исправления. Вправе быть предопределён за правонарушения малой и средней тяжести как основной вид наказания, и в качестве прибавочного при свершении провинившимся тяжкого противозаконного деяния, например, мошенничество в особо крупном размере.

Чаще всего величина санкции колеблется от 2500 до 500 тыс. рублей, свыше 500 при тяжких и особо тяжких деяниях. Как основополагающая ответственность употребляется в нижеследующих случаях:

Ни по каким другим обстоятельствам штраф как ключевое влияние на правонарушителя употребляться не долженствует.

В качестве прибавочного фиксируется в отдельных ситуациях, направленных против экономики, социальной безопасности, здоровья граждан.

Выполнить свои обязательства лицо вправе досрочно, а также с рассрочкой. Рассрочка выплаты предоставляется исключительно по заключению жреца правосудия при имеющихся на то причинах (наличие иждивенцев в семье, доходность не превышает прожиточного минимума и прочие моменты).

Первую долю суммы долженствует внести в продолжение месяца, остальные части выплат производятся ежемесячно не позже крайнего дня месяца. Максимальный срок рассрочки составляет 3 года.

При постоянном уклонении от выплат, а уж тем более сокрытии своего местоположения, судебный пристав вправе объявить в угрозыск и последствием станет, скорее всего, смена на наиболее суровую ответственность.

Лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью

Норма содержит по сути два отличных друг от друга способа исправления. Табу замещать конкретные посты означает именно занятие по службе. Например, устанавливается лимитация преступнику занимать пост главбуха, что вовсе не означает, будто он не вправе занять более низкую должность в штате сотрудников по этой деятельности.

Запрет заниматься какой-то деятельностью означает нечто другое. Он может относиться к основной служебной деятельности человека, досуговой, иной профессиональной. Так, Сидорову было запрещено управлять ТС на период до года в связи с нарушением последним ПДД.

Карательная суть санкций заключается в ущемлении имеющихся прерогатив у личности (необходимость уйти с перспективного поста, хотя лицо располагает всеми высококвалифицированными умениями и свойствами для качественного исполнения служебных обязанностей).

Употребляется как ключевой способ, так и в виде прибавочного пенитенциарного эффекта. Как главенствующий способ воздействия назначается от 1 до 5 лет, если положение напрямую зафиксировано в НПА или считается атрибутом смягчения при осуществимости наложения наиболее взыскательного метода.

Вспомогательная репрессия фиксируется при:

Таким образом у стража правосудия есть преимущество назначить текущую меру как добавочную или хватит уже того, что пошло в главную ответственность.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

Особенности этого способа исправления:

Целью является исправление обвиняемого путём испытания им переживаний, волнений, сожалений в связи с утратой тяжело заслуженных когда-то наград, почестей, чинов и званий.

Так, у военнослужащего вправе забрать армейский титул, использующий его не по назначению, для совершения правонарушений в военной сфере (военврач, пользуясь своим служебным статусом, за энную сумму денежных средств, выписывала справки нетрудоспособности солдатам, старающимся уклониться от несения солдатской службы).

По вступлении вердикта в действие служащему, присвоившему звание, чин или награду направляется копия вердикта. Последний заносит корректировки в функционирующую документацию о принятом заключении.

Обязательные работы

Неспециалисты могут отождествлять обязательные и дисциплинарные работы между собой. Однако это является грубейшей ошибкой.

Особенности меры ответственности:

В ситуации неспособности гражданина к отдельным типам работ, по заключению медучреждения, к нему применяется иная санкция.

Запрещается назначать данный вид наказания беременным женщинам, военнослужащим, нетрудоспособным 1 категории.

Продолжительность труда варьируется от 60 до 480 часов. Инспектор отправляет в храм справедливости аргументированную просьбу о смене способа влияния на лицо. Намеренным нарушением считается непоявление лица без важного на то мотива на зафиксированной по графику работе больше 2 раз на протяжении 30 дней.

Исправительные работы

Такой тип труда применяется для исправления провинившегося, носит возмездный характер. Контроль за выполнением, а также фиксирование места, где понадобится такой труд занимается УИН. Таков порядок для безработных индивидов. Трудоустроившимся субъектам разрешается остаться для реализации вердикта на своём рабочем месте. Тогда с руководителем организации оговариваются все нюансы.

Часть оплаты идёт обвинённому, а остальное в госказну. В каких пропорциях происходит расчёт прописывается в судебном заключении.

Длительность предназначается от 2 месяцев до 2 лет.

Запрещено назначать нижеследующим категориям:

Однако бывали случаи назначения данной ответственности указанным субъектам. Иной раз это случалось вследствие судебной ошибки, а иногда в ситуации открытия ранее неизвестных обстоятельств. Гражданка С. была приговорена заключением стража справедливости к пенитенциарному труду. Она стала регулярно отбывать наказание и в один из дней почувствовала себя нехорошо. Обратившись в больницу, она узнала, что находится на втором месяце беременности. В итоге метод воспитания заменён на штрафную ответственность.

Конфискация имущества

Отчуждение чужих прерогатив на материальные ценности осуществимо только по решению стража правосудия при наличии на то оснований. Сведения таблицы позволят сделать вывод, что подлежит изъятию, а что нет.

ИзымаемоеНеизымаемое
Материальные средства, полученные в результате совершения преступного деянияЕдинственно доступные для проживания земля и дом, имеющиеся у субъекта
Предметы, которые нелегитимно переправлялись через границуХозяйственные постройки с живностью в них при условии основного источника доходности
Прибыль, извлечённая по итогам реализации имущества, добытого преступными поступкамиНеобходимая мебель для жительства
Вещи, ценности, средства с помощью которых велась террористическая операцияЛичные вещи семьи обвиняемого
Применяемые при совершении правонарушенияДенежные средства в объёме, не превышающем прожиточный минимум
Пособия социального характера

Становится понятно, что по закону вправе забрать при таком приговоре.

При конфискации следует обращать внимание на то, чьи вещи изымают. Поскольку семья не обязана отвечать за поступки одного из её членов.

Для этого надобно иметь чеки, квитанции, свидетельские показания, доказывающие что вещь, принадлежит вам.

Ограничение свободы

Мера ответственности состоит из:

Индивидуум не изолируется от социума, продолжает в нём жить, функционировать, взаимодействовать, но при этом пребывает под неусыпным мониторингом и присмотром со стороны УИН.

Человеку вменяется в обязанность по чёткому графику приходить в инспекцию с целью отметки о присутствии в определённом для него районе. В зависимости от степени тяжести совершённого, характеристики человека и его содействия следствию, итоговые моменты ограничивания могут быть разнообразными – запрет покидать пределы жилого помещения в конкретное время суток, табу на посещение установленного списка заведений, покидать границы района, области, сельского поселения.

Лишение свободы на определённый срок

Мера воздействия предполагает изоляцию человека от социума, близких, родных, друзей. Применяется при невозможности исправления другим методом, менее суровым.

Отбывается наказание в спецучреждениях:

Назначение отбытия в вышеозначенных учреждениях зависит от группы совершённого нелегитимного действия, возраста преступника, его самочувствия.

Предельно допустимый период для несовершеннолетнего -10 лет, в остальных ситуациях варьируется от 2 месяцев до 20 лет.

По комплексности преступных деяний не превышает 25, для вердиктов – 30. По указанным в законодательстве причинам неотбытая часть периода вправе быть сменена на менее строгую меру исправления.

Пожизненное лишение свободы

Само название ярко отражает сущность. Отделение от человеческой среды на оставшийся жизни. Применяется за тяжкие группы преступных деяний (ч.2. ст.105, 277, 295, 317, 357, ч.3. ст. 205 УК РФ).

Такой вид не вправе назначаться для следующих категорий:

В остальных случаях преференция избрания этого способа исправления человека вправе существовать.

Допускается выпуск по УДО, но, если отбыт 25-летний срок и дальнейшее нахождение в местах, не столь отдалённых уже не требуется и налицо виден эффект воздействия.

ugolovnoe.com

3. Понятие системы уголовных наказаний и ее значение.

Для того чтобы наказание обеспечивало достижение установленных законом целей, в нем должны содержаться разнообразные по характеру оказываемого на осужденного воздействия меры государственного принуждения.

Подобно тому, как, на ряду с общим понятием преступления, (ст.14 УК) в особенной части УК установлены конкретные его разновидности, наказание должно не только определятся в обобщенном виде, но и, главным образом формулироваться содержательно.

Это позволит суду при определении виновному меры наказания за совершенное преступление в каждом конкретном случае подойти индивидуально. Иными словами, уголовный закон должен содержать различные виды наказаний, которые не совпадают между собой по характерным признакам, условиями и порядку их назначения. При этом суд может назначить осужденному только то наказание, которое прямо предусмотрено уголовным законом.

Система наказаний –

есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести.

Из этого определения вытекают признаки системы наказаний.

Во-первых, ее образует предусмотренный законом исчерпывающий перечень видов наказаний.

Во-вторых, суд при назначении наказания обязан неукоснительно руководствоваться этим перечнем и не вправе применять иные, не содержащиеся в нем наказания, сколь бы целесообразными и эффективными они не были.

В-третьих, система наказаний построена с учетом тяжести наказаний. Еще в рамках классической школы уголовного права был сформулирован принцип "nulla poena sige" (нет наказания без указания о том в законе). Именно им руководствуется всякий современный законодатель, устанавливая порядок применения судом мер государственного принуждения.

Следовательно, никакая другая, мера какой бы суровой или целесообразной она ни была, не может быть отнесена к уголовному наказанию.

Кроме того, суд не вправе модифицировать, изменять то или иное наказание, руководствуясь своим представлением о степени его эффективности либо целесообразности.

Все наказания в Уголовном кодексе определены - содержательно, т.е четко сформулирован вид каждого из наказаний, их размеры условия ,основания, порядок и пределы применения. Изменять их по своему усмотрению при назначении суд не вправе.

Действующая система указаний (ст.44 УК РФ) ранжирована в зависимости от степени тяжести (суровости) наказаний по нетрадиционному для российского уголовного права принципу «по восходящей» - от наименее сурового вида наказаний к наиболее суровому (традиционной является обратная последовательность расположения видов наказаний - «по нисходящей»).

Это позволяет суду четко ориентироваться в тяжести различных наказаний относительно друг друга, что имеет важное значение как при назначении конкретного наказания, так и в особенности при замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80 УК ).

Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Все наказания, предусмотренный Уголовным кодексом, могут быть классифицированы по различным признакам.

1. Непосредственно в УК (ст. 45) в зависимости от порядка назначения наказания разделяются на три группы :

а) применяемые только в качестве основных видов наказания,

б) применяемые только в качестве дополнительных видов наказания,

в) применяемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов наказания

2. Кроме того, все наказания можно разделить

По субъекту, к которому применяется наказание, они подразделяются

на общие, (которые могут применяться практически к каждому субьекту, любому осужденному).

и специальные, (применимы к строго ограниченному законом кругу лиц).

Так, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части назначаются только военнослужащим, лишение специального, воинского или почетного звания применяется к лицам, имеющим эти звания.

В зависимости от продолжительности оказываемого исправительного воздействия на осужденного наказания делятся на

срочные

и наказания, не связанные с установления какого-либо срока.

Срочными наказаниями, в которых установлен минимальный и максимальный срок, являются большинство видов наказания:

обязательные работы,

исправительные работы,

лишение свободы,

арест и т.д.

Остальные наказания можно считать «одномоментными» :

штраф,

конфискация имущества,

лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград,

смертная казнь.

Учитывая направленность ряда наказаний на сферу материальных интересов осужденного, наказания можно подразделить на

Значение системы наказаний состоит в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного.

Система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК. Их построение в конкретных нормах осуществляется на основе расположения видов наказаний в статье 44 УК РФ и возможности сочетаться между собой.

4. Основные и дополнительные виды наказаний.

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

Согласно ст. 45 УК РФ все наказания, предусмотренные Кодексом, делятся на три группы:

основные,

дополнительные

и те, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основные наказания - это те, которые применяются только самостоятельно и их нельзя присоединять ни к каким иным видам наказаний. Согласно ч.1ст. 45 УК РФ, это:

а) обязательные работы

б) исправительные работы,

в) ограничение по военной службе,

г) ограничение свободы,

д) арест,

е) содержание в дисциплинарной воинской части,

ж) лишение свободы на определенный срок,

з) пожизненное лишение свободы,

и) смертная казнь.

Всего в УК РФ-96 года предусмотрено 9 основных видов наказания.

Дополнительные наказания - это те, которые применяются только совместно с основными в дополнение к ним для обеспечения целей наказания.

Таким образом, эти наказания не могут быть назначены судом самостоятельно.

К ним в соответствии с ч 3 ст.45 УК РФ относится :

а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного

чина и государственных наград,

Наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных. Согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ, к ним относятся:

а) штраф

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, всего таких наказаний тоже 2.

Например, в качестве основных эти виды наказаний предусмотрены в санкциях статей 137,138,ч.2 ст. 136 УК РФ.

Применение наказания в качестве дополнительного может либо прямо предусматриваться законом, либо его назначение зависит от усмотрения суда в конкретной ситуации.

Так, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания может быть назначено судом и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление (ч.3 ст.47 УК РФ).

Напротив, штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в том случае, если он предусмотрен в санкции статьи Особенной части кодекса.

При применении дополнительного наказания суд должен соблюдать следующие правила:

Неприменение такого наказания в тех случаях, когда оно предусмотрено УК в качестве обязательного, может иметь место только при наличии исключительных обстоятельств, указанных в ст. 64 УК, и должно быть мотивировано судом.

2.Дополнительное наказание не может быть одного вида с основным или более строгим, чем основное, поскольку оно вошло бы в противоречие с их смыслом.

3.Невозможно одновременное применение наряду с основным нескольких дополнительных наказаний, кроме случаев назначения наказаний по совокупности преступлений или по совокупности приговоров (ст.69,70 УК РФ).

4. Недопустимо назначать дополнительные наказания лицам, к которым в соответствии с законом они не могут быть применены, например конфискацию имущества лицу, осужденному условно.

studfiles.net

3.2.Проблемы и перспективы развития системы уголовных наказаний

Важным условием стабилизации преступности является приведение норм права в соответствие с потребностями развития общества в определенный исторический период. Однако процесс законотворчества в современных условиях проходит в чрезвычайно сложной обстановке экономического и финансового кризиса, усиления социальной напряженности в обществе. Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату общественных отношений новым правовым регулированием. Все это непосредственно сказывается на системности и качестве отечественного законодательства, в том числе и уголовного.

Среди основных тенденций развития современной уголовно-правовой политики на первое место выдвинулась идея законодательного закрепления и утверждения неотъемлемых прав гражданина. Все законодательство последнего десятилетия ориентировано на защиту человека, его прав и свобод. Об этом красноречиво свидетельствуют положения Декларации прав и свобод человека и гражданина России, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ и других нормативных актов.

К другим основным тенденциям развития российской уголовно-правовой политики следует отнести обсуждение вопроса о мерах стабилизации преступности или хотя бы о замедлении темпов ее роста и роли в этом науки уголовного права; адекватное отражение в уголовном законодательстве общественно опасных реалий и их возможное развитие на обозримое будущее; укрепление статуса наказания как главного средства государственного воздействия на лиц, совершивших преступления; отказ от доминирующего в обществе мнения о возможности снижения преступности путем ужесточения наказания, и, соответственно, выбор курса на усиление и развитие правовых норм, способствующих большей индивидуализации и дифференциации уголовного наказания.

Среди основных направлений уголовной политики, на наш взгляд, нужно особенно отметить настоятельную потребность в реконструкции законодательства в сфере борьбы с преступностью и устранение пробелов, связанных с регламентацией отдельных уголовно-правовых институтов. В этой связи многие авторы неоднократно обращали внимание на необходимость усовершенствования системы наказаний в русле проводимого реформирования уголовного законодательства10.

Однако все немногочисленные предложения в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи элементов в системе и выводам о должном качественно-количественном содержании перечня видов наказаний. Думается, если устранить все негативные моменты, на которые обращается внимание в ученых кругах, то даже в этом случае было бы сложно признать решенной проблему системы наказаний. Ведь еще совсем недавно общепризнанное и широко распространенное в теории уголовного права определение понятия системы наказаний как установленного уголовным законом, обязательного для суда и исчерпывающего перечня наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести, уже слишком устарело и не отвечает современным требованиям и уровню развития научно-правовой мысли.

В то же время, активизация законотворческих процессов последних лет обусловила пробуждение научного интереса к некогда застывшим в своем развитии идеям. Сегодня они вновь и вновь с еще большей силой захватывают умы исследователей. Думается, что среди таких идей по праву можно назвать построение единой системы уголовных наказаний. Нельзя, правда, отрицать, что ранее проблемы совершенствования системы уголовных наказаний совершенно оставались без внимания, не становились предметом исследований и научных дискуссий. Однако исследователями как будто управляла некая сверхсила установки, что традиционное понимание системы уголовных наказаний уже в своей основе непоколебимо.

Это, безусловно, не могло способствовать беспристрастной и всесторонней оценке данного правового института. Более того, даже с позиции полного согласия с существующей моделью системы уголовных наказаний, сложно признать ее сформировавшейся, так как ощущается серьезная нехватка развернутого теоретического обоснования, эмпирической проверки и последовательного воплощения в уголовном законодательстве. К сожалению, указанные моменты, нуждающиеся, прежде всего, в разрешении на теоретическом уровне, длительное время оставались, да и продолжают оставаться по сей день «белым пятном» в науке уголовного права и законодательстве. Об этом свидетельствует отсутствие хотя бы одной кандидатской или докторской диссертации по рассматриваемой проблеме, а также весьма ограниченное количество научных публикаций.

В современных условиях развития нашей правовой системы попытки сломать прежние стереотипы приводят к выводам, что действующая система наказаний не отвечает требованиям системности, а также идеям, коренящимся у истоков ее создания. При таком подходе система уголовных наказаний рассматривается как юридическая система, образуемая совокупностью относительно самостоятельных и взаимосвязанных элементов. Такая система носит целостный характер, предопределяемый целевой направленностью ее функционирования. Цель создания такой системы вполне конкретна и весьма значительна: быть способной удерживать преступность на приемлемом для общества уровне.

Постановка такой цели не предполагает искоренение преступности, что позволяет решать более скромные, но в тоже время реальные задачи.

Ряд ученых, прямо указывая на недостаточность теоретической разработки проблем системы наказаний, обозначили в общих чертах перспективу ее развития. Среди них можно назвать Л. В. Багрий-Шахматова, А. В. Наумова, С. Г. Келину, А. С. Михлина, В. Н. Петрашева, В. Н. Похмелкина, Ф. Р. Сундурова, Е. В. Благова, В. М. Когана, Е. Г. Фролову, А. Л. Цветиновича, Г. С. Гаверова, А. В. Паульскую и других авторов. Все же в этом направлении сделано еще слишком мало, чтобы иметь возможность говорить о существовании единой системы уголовных наказаний.

Полагаем, что прежде всего, важно выявить каждый структурный элемент системы наказаний и выверить их на соответствие (подчинение) цели ее создания. Только такой путь разрешения проблемы, на наш взгляд, способен придать новой модели системы наказаний характер целостного уголовно-правового образования. Эта работа весьма сложная и объемная, но, как представляется, вполне выполнимая.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта