Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины примерная программа дисциплины природно-техногенные комплексы. Основы оптимизации параметров среды обитания


Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека

Основы оптимального взаимодействия в системе «Человек-среда обитания»

1) Комфортность

2) Принцип минимизации негативных последствий.

3) Устойчивое развитие систем

Механизмы адаптации человека к изменяющимся условиям носит фазовый характер:

1) Начальная фаза: в организации при действии внешнего необычного по силе или длительности фактора возникают избыточные физиологические реакции, протекающие с большим напряжением для систем и органов.

2) Переходная фаза: при сильном или длительном воздействии факторов.

3) Фаза устойчивой или длительной адаптации: организм работает в более экономном режиме за счёт изменения в самом организме.

Аксиома о потенциальной опасности: любая деятельность человека потенциально опасна и заключается в неявном (скрытом) характере проявления опасности.

 

Характеристика оптимальных параметров среды обитания (параметры микроклимата, освещенности, организации деятельности и отдыха и т.д.)

 

 

12) Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи

Безопасность жизнедеятельности-это наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой

Цель БЖ: изучение теории и практики защиты человека от вредных и опасных факторов во всех сферах человеческой деятельности, а также сохранения безопасности и здоровья в среде обитания.

Объект защиты-человек.

Предмет исследования-опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасности.

Дисциплина БЖД носит комплексный характер:

Аспекты:

-социальные

-медико-биологические

-экологические

-технологические

-правовые

-международные

 

Классификация основных форм деятельности человека; физический и умственный труд

Формы трудовой деятельности

Физический труд(4000-6000 ккал\сут. и >)

-лёгкий

-средней тяжести

-тяжёлый

Количественной характеристикой физического труда является тяжесть труда-это нагрузка на организм, требующая в основном мышечных усилий. Виды нагрузки: динамическая, статическая.

Механизированный физический труд ( от 3000 до 4000 ккал\сут.)

Интеллектуальный труд ( 2000-2400 ккал\сут.)

-операторский

-управленческий

-труд преподавателей

-труд медработников

-труд учащихся и студентов

-творческий труд

Количественной характеристикой умственного труда является напряжённость. Определяется эмоциональной нагрузкой на организм, интенсивностью работы мозга по переработке информации.

 

Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности

 

16)

Для создания нормальных условий труда в производственном помещении обеспечивают нормативное значение параметров микроклимата-климат внутренней среды производственных помещений

Основные нормируемые параметры микроклимата

-температура воздуха

-влажность воздуха

-скорость движения воздуха

-температура окружающих поверхностей

 

17)

Влияние атмосферного давления на самочувствие

На самочувствие человека, достаточно долго проживающего в определённой местности, обычное, т.е. характерное давление не должно вызывать особого ухудшения самочувствия. Пребывание в условиях повышенного атмосферного давления почти ничем не отличается от обычных условий. Лишь при очень высоком давлении отмечается небольшое сокращение частоты пульса и снижение минимального кровяного давления. Более редким, но глубоким становится дыхание. Незначительно понижается слух и обоняние, голос становится приглушенным, появляется чувство слегка онемевшего кожного покрова, сухость слизистых и др. Однако все эти явления относительно легко переносятся. Более неблагоприятные явления наблюдаются в период изменения атмосферного давления — повышения (компрессии) и особенно его снижения (декомпрессии) до нормального. Чем медленнее происходит изменение давления, тем лучше и без неблагоприятных последствий приспосабливается к нему организм человека. При пониженном атмосферном давлении отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений (сила их более слабая), некоторое падение кровяного давления, наблюдаются также изменения в крови в виде увеличения количества красных кровяных телец. В основе неблагоприятного влияния пониженного атмосферного давления на организм лежит кислородное голодание. Оно обусловлено тем, что с понижением атмосферного давления понижается и парциальное давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода. Повлиять на погоду мы не в состоянии. Но вот помочь своему организму пережить этот тяжелый период совсем несложно. При прогнозе значительного ухудшения погодных условий, а следовательно и резких перепадов атмосферного давления, прежде всего следует не паниковать, успокоиться, максимально снизить физическую нагрузку, а для тех у кого адаптация протекает довольно сложно, необходимо посоветоваться с врачом о назначении соответствующих лекарственных средств.

 

 

19)

Эффективным средством обеспечения надлежащей чистоты и допустимых параметров микроклимата рабочей зоны является промышленная вентиляция. Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место свежего.

По способу перемещения воздуха различают естественную и механическую вентиляцию. Система вентиляции, перемещение воздушных масс в которой осуществляется снаружи и внутри здания, называется естественной вентиляцией. Разность давлений обусловлена разностью плотностей наружного и внутреннего воздуха.

Неорганизованная естественная вентиляция – инфильтрация , или естественное проветривание – осуществляется сменой воздуха в помещениях через неплотности в ограждениях и элементах строительных конструкций благодаря разности давлений снаружи и внутри помещений. Для жилых помещений инфильтрация может достигать 0,5-0,75 объема помещения в час, для промышленных предприятий – до 1-1,5 объема в час.

Для постоянного воздухообмена, требуемого по условиям поддержания чистоты воздуха в помещении, необходима организованная вентиляция. Она может быть вытяжной без организованного притока воздуха (канальная) и приточно-вытяжной с организованным притоком воздуха (канальная и бесканальная аэрация). Канальная естественная вытяжная вентиляция без организованного притока воздуха проектируется в жилых и общественных зданиях. При обтекании ветром выхода вытяжной шахты, имеющей иногда насадку-дефлектор, создается разряжение, зависящее от скорости ветра, и возникает поток воздуха в вентиляционной системе.

Аэрацией называется организованная естественная общеобменная вентиляция помещений в результате поступления и удаления воздуха через открывающиеся фрамуги, форточки, окна. Воздухообмен в помещении регулируют различной степенью открывания фрамуг или окон.

Механическая вентиляция – это такая вентиляция, при которой воздух подается (приточная) или удаляется (вытяжная) с помощью специальных устройств – компрессоров, насосов и др. Различают вентиляцию общеобменную (для всего помещения) и местную (для определенных рабочих мест). При механической вентиляции воздух может предварительно проходить через систему фильтров, очищаться, а в удаляемом воздухе могут улавливаться вредные примеси. Недостатком механической вентиляции является создаваемый ей шум.

В отдельных производственных помещениях, в которых существует опасность прорыва большого количества вредных веществ за короткое время, устанавливают дополнительную, аварийную вентиляцию. В настоящее время используют аварийную вентиляцию с автоматическим включением с одновременной подачей звукового сигнала.

Для обеспечения необходимых условий труда важное значение имеет краткость воздухообмена, мощность вентиляционных систем и выбор их типа.

Воздухообменом принято называть количество воздуха, которое необходимо подавать в помещение и удалять из него, в кубических метрах в час. Основным показателем, определяющим воздухообмен в помещении, является кратность обмена (коэффициент вентиляции К), которая показывает, сколько раз весь воздух помещения заменяется наружным воздухом в течение часа, и рассчитывается по формуле:

Воздухообмен имеет важное значение для регулирования температуры воздуха в помещениях.

Наиболее совершенный вид промышленной вентиляции – кондиционирование воздуха.

Кондиционирование – искусственная автоматическая обработка воздуха с целью поддержания оптимальных микроклиматических условий независимо от характера технологического процесса и условий внешней среды.

Современные автоматические кондиционерные установки очищают воздух, подогревают или охлаждают его, увлажняют или высушивают в зависимости от времени года и других условий, подвергают ионизации или озонированию, а также подают его в помещения с определенной скоростью.

Установки для кондиционирования воздуха подразделяют на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений здания).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Раздел 1:Человек и среда обитания

Введение.

Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации».Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров условий среды обитания. Аксиома потенциального негативного воздействия в системе «человек-среда обитания».Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека на среду обитания. Современные методы обеспечения безопасности.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи и роль в подготовке специалистов. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранения среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности. Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на XXI век».

Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статистические и динамические усилия. Методы оценки тяжести труда. Аксиома взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Эргономика. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и лиц моложе 18 лет.

Лабораторное занятие:Физиология трудовых процессов.

Оценка состояния здоровья и определение биологического возраста, измерение артериального давление, получение навыков самоконтроля при физических нагрузках.

Тема 2.Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Потребность в чистом наружном воздухе для обеспечения требуемого количества воздуха в помещениях. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Расчет освещения. Контроль освещения.

Лабораторное занятие 1:Исследование метеорологических условий на рабочем месте.

Определение метеорологических условий на рабочем месте, получение навыков работы с приборами и ознакомление с нормированием метеорологических условий в зависимости от характера трудовой деятельности.

Лабораторное занятие 2:Исследование производственного освещения.

Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к освещению рабочих мест и помещений. Отработка методики определения освещенности и яркости с помощью цифрового фотометра (люксметра-яркомера). Изучение способов уменьшения коэффициента пульсации.

studfiles.net

Характерные системы "человек - среда обитания"

Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.

Аксиома «о потенциальном негативном воздействии в системе "человек - среда обитания"». Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Аксиома о происхождении техногенных опасностей. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека - основа оптимизации параметров среды обитания (параметры микроклимата, освещенность, организации деятельности и отдыха). Критерии оценки дискомфорта, их значимость.

Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учебных заведений.

Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов.

Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий "Повестка на 21 век".

1. Человек и среда обитания

1.1. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения. Повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека, профилактика, травматизм.

Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда , труд женщин и подростков.

1.2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Потребность в чистом наружном воздухе для обеспечения требуемого качества воздуха в помещениях.

Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование, их устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата.

Освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевания и травматизм при несоблюдении требования к освещению. Контроль освещения.

1.3. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания"

Источники и уровни различных видов опасностей естественного, антропогенного и техногенного происхождения, их эволюция. Отходы и неконтролируемый выход энергии как основные причины негативного воздействия на человека и среду обитания. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производства.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Критерии безопасности. Аксиома о зонах и времени действия опасностей.

Техносфера как зона действия опасностей повышенных и высоких уровней. Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция - причины формирования техносферы. Виды техносферных зон и регионов: производственная сфера, промышленная зона, регион, городская, селитебная, транспортная и бытовая среда. Тенденции к росту энергетических уровней в современных регионах и зонах техносферы.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота, падающие предметы, производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения, недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки.

Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные и селитебные зоны, на природную среду: выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические поля и излучения, выбросы теплоты. Уровни первичных загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы и литосферы объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений и т.п. Аксиома об одновременности воздействия техногенных опасностей на человека, природную среду и техносферу.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.

Причины техногенных аварий и катастроф. Взрывы, пожары и другие чрезвычайные негативные воздействия на человека и среду обитания. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях, масштабы воздействия.

1.4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания. Особенности структурно-функциональной организации человека. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий. Характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Характеристики анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека к действию раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Принципы определения допустимых воздействий вредных факторов.

Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ: предельно-допустимые максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации. Концентрации, вызывающие гибель живых организмов. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.

Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания. Допустимые уровни воздействия вредных веществ на гидросферу, почву, животных и растительность, конструкционные и строительные материалы.

Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь.

Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Аудиометрия. Инфразвук, возможные уровни. Ультразвук, контактное и акустическое действие ультразвука. Нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия.

Ударная волна, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны на человека, сооружения, технику, природную среду.

Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот. Воздействие УКВ и СВЧ излучений на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и состояние эндокринной системы. Нормирование электромагнитных полей. Действие ИК-излучения на организм человека. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва. Действие широкополосного светового излучения больших энергий на организм человека. Ориентировочно безопасный уровень. Действие УФ-излучения. Нормирование. Профессиональные заболевания, травмы. Негативные последствия.

Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Поглощенная, экспозиционная, эквивалентная дозы, керма. Сравнительная оценка естественных и антропогенных излучений. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Допустимые уровни для отдельных нуклидов и их смеси. Допустимые уровни для внешнего излучения, загрязнение кожных покровов и поверхностей. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Отдаленные последствия. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход поражения электрическим током.

Сочетанное действие негативных факторов. Воздействие вредных веществ и физических факторов; электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений.

Региональный комплекс естественных антропогенных и техногенных негативных факторов - причина экологического и демографического кризиса в регионах.

2. Техногенные опасности и защита от них

2.1. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны

Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Причины отказов, критерии и методы оценки опасных ситуаций. Понятие и величина риска. Остаточный риск - объективная предпосылка производственных аварий и катастроф. Вероятность возникновения аварий на производстве. Допустимый риск и методы его определения.

Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Выбор вероятностей воздействия травмирующих и вредных факторов для типовой продукции и технологий. Аналоги, экспериментальные исследования, экспертные оценки. Порядок оценки и подтверждения требований безопасности при проектировании технических средств. Примеры альтернативных решений вопросов безопасности.

Определение зон действия негативных факторов, вероятности и уровней их экспозиции при проектировании технологических процессов и технических средств. Вибро- и шумоопасные зоны. Зоны опасного действия источников ЭМП, лазерных и ионизирующих излучений. Ранжирование травмирующих и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний в условиях эксплуатации.

Идентификация аварий при проектировании объектов, технологий, технических систем, машин. Снижение аварийной опасности за счет повышения надежности цепочки «проектирование - строительство - эксплуатация». Размеры и структура зон поражения, характеристика очагов поражения, первичные и вторичные поражающие факторы при производственных авариях.

2.2. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов

Аксиома о методах защиты от опасностей. Общие требования безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов. Порядок проведения, нормативы.

Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экологической экспертизы. Определение предельно допустимых или временно согласованных токсичных выбросов (ПДВ или ВСВ). Расчет выпусков жидких отходов, предельно-допустимых сбросов (ПДС), предельно-допустимых уровней (ПДУ) энергетического воздействия. Экологический паспорт промышленного предприятия.

Защита от токсичных выбросов. Снижение массы и токсичности выбросов в биосферу и рабочую зону совершенствованием оборудования и рабочих процессов, повышение герметичности систем, применение замкнутых циклов использования рабочих средств, использование дополнительных средств и систем улавливания вредных примесей. Снижение токсичности средств транспорта.

Защита от энергетических воздействий. Основы проектирования технических средств пониженной шумности и виброактивности. Вибропоглощающие и «малошумные» конструкционные материалы, демпфирование колебаний, динамическое виброгашение, виброизоляция. Защита от ЭМП. Защитные средства в радиоэлектронной и диагностической аппаратуре. Способы повышения электробезопасности в электроустановках: защитное заземление, зануление, защитное отключение, другие средства защиты. Оградительные и предупредительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления и другие средства защиты. Безопасность автоматизированного и роботизированного производства. Эргономические требования к технике.

Учет требований безопасности при подготовке производства. Контроль требований безопасности на заводах-изготовителях машин и оборудования. Испытания, проверка соответствия оборудования требованиям безопасности перед началом его эксплуатации. Экспертиза отдела главного механика. Освидетельствование и испытание компрессоров, грузоподъемных кранов и подъемников, систем газоснабжения, отопления, вентиляции, систем под давлением.

Повышение безопасности за счет функциональной диагностики машин и установок.

2.3. Экобиозащитная техника

Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей; устройства для рассеивания примесей в биосфере; защитное экранирование, санитарные зоны, средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Аппараты и системы очистки выбросов. Устройства для улавливания пылей, токсичных газов и паров, их номенклатура, принципиальные схемы, рекомендации по использованию. Принципы расчет и конструирование систем и аппаратов. Рассеивание выбросов в атмосфере.

Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов (масла, СОЖ, электролиты, травильные растворы). Очистка сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Радиоактивные отходы. Вторичные ресурсы. Малоотходные и безотходные технологии и производства. Рациональное природопользование.

Защитные экраны. Принцип реализации их защитных функций, поглощение, отражение и рассеивание энергии механических, акустических и электромагнитных волн. Основы расчета и конструирование виброзащитных, акустических и электромагнитных экранов. Экранирование источников электромагнитных излучений. Выбор и эксплуатация экранов для защиты от шума, инфра- и ультразвука, инфракрасных, СВЧ и лазерных излучений.

Выбор и применение СИЗ на производстве. Аксиома о приоритете ввода в эксплуатацию средств экобиозащиты перед использованием технических средств и технологий.

2.4. Анализ опасностей технических систем

Основные понятия, техника вычисления вероятности чрезвычайного происшествия. Качественный анализ опасностей. Количественный анализ опасностей. Численный анализ риска возникновения опасности в технических системах.

3. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях

3.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Фазы развития чрезвычайных ситуаций.

Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация стихийных бедствий. Методика расчета возможных разрушений зданий и сооружений при чрезвычайных ситуаций природного характера.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.

3.2. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях

Радиационно опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды, динамика развития, основные опасности.

Прогнозирование радиационной обстановки. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационной аварии или ядерном взрыве. Радиационный (дозиметрический) контроль, его цели и виды. Дозиметрические приборы, их использование. Оценка радиационной обстановки по данным дозиметрического контроля и разведки. Методика расчета параметров радиационной обстановки. Решение типовых задач: приведение уровней радиации к одному времени; определение возможных доз облучения, получаемых людьми за время пребывание на загрязненной местности и при преодоление зон загрязнения; определение допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения; расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта.

Нормы радиационной безопасности военного времени. Защита от ионизирующих излучений. Защитные свойства материалов. Расчет коэффициентов ослабления. Типовые режимы радиационной безопасности для мирного и военного времени. Определение и основы расчета нетипового режима.

Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий. Понятие химической обстановки. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на ХОО. Зоны заражения, очаги поражения, продолжительность химического заражения. Степени вертикальной устойчивости воздуха. Расчет параметров зоны заражения.

Химический контроль и химическая защита. Способы защиты производственного персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. Приборы химического контроля. Средства индивидуальной защиты, медицинские средства защиты.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация взрывчатых веществ. Газовоздушные и пылевоздушные смеси. Ударная волна и ее параметры. Особенности ударной волны ядерного взрыва, при взрыве конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных смесей. Решение типовых задач по оценке обстановки при взрыве: определение избыточного давления во фронте ударной волны в зависимости от расстояния; радиусов зон разрушения; предполагаемых степеней разрушения элементов объекта; максимально допустимого расстояния между проектируемыми взрывоопасными объектами. Методика оценки возможного ущерба производственному зданию и технологическому оборудованию при промышленном взрыве.

Классификация пожаров и промышленных объектов по пожароопасности. Тушение пожаров, принципы прекращения горения. Огнетушащие вещества, технические средства пожаротушения.

Ядерный взрыв и его световое излучение как источник пожаров. Световой импульс ядерного взрыва и защита от него. Решение типовых задач по оценке пожарной обстановки: определение допустимой продолжительности теплового облучения элементов промышленного объекта; минимального безопасного расстояния для персонала и элементов объекта от очага пожара; величины теплового потока, падающего на поверхность объекта при пожаре; допустимых размеров зоны горения, исключающих распространение пожара на расположенные рядом объекты.

3.3. Устойчивость функционирования объектов экономики

Понятие об устойчивости в ЧС. Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Исследование устойчивости промышленного объекта.

Методика оценки защищенности производственного персонала. Методика оценки физической устойчивости производственных зданий. Методика оценки физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Оценка готовности объекта к быстрому восстановлению производства.

Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. Требования норм проектирования ИТМ ГО к гражданским и промышленным объектам.

3.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.

Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах.

Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в чрезвычайных ситуациях.

Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

3.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Состав спасательных работ. Состав неотложных работ. Основы управления АСДНР.

Степени готовности сил, проводящих АСДНР. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов. Управление силами при проведении АСДНР. Методика оценки инженерной обстановки, определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. Прогноз последствий возможной ЧС. Практические расчеты по оценке последствий ЧС на промышленном объекте.

4. Антропогенные опасности и защита от них

4.1. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек - машина»

Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности, психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций. Особенности групповой психологии.

Надежность человека как звена технической системы. Критерии оценки деятельности оператора. Аксиома о соответствии квалификации и психофизических показателей оператора требованиям разработчиков технических систем.

Стимулирование безопасности деятельности.

4.2. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД.

Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности.

Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей. Влияние человеческого фактора на отказы технических систем. Психофизические возможности человека, их зависимость от внешних условий (шум, вибрации, алкоголь и т.п.). Профессиональный отбор операторов технических систем. Возможные пути повышения уровня подготовки операторов.

Подготовка и повышение квалификации ИТР за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и нормативных воздействий производства на окружающую среду. Формы ответственности руководителя производства. Риск руководителя, восприятие этого риска рабочими, их ответственность за безопасность деятельности. Аксиома о компетентности людей в мире опасностей.

5. Управление безопасностью жизнедеятельности

5.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов «Охрана природы». Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом. Правила контроля состояния окружающей среды. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах и селитебных зонах. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств, его метрологическое обеспечение.

Законодательство о труде. Законодательные акты директивных органов. Подзаконные акты по охране труда. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятий по безопасности труда. Система управления охраной труда (СУ ОТ) на предприятии. Интегральные показатели системы безопасности и условий труда, безопасности оборудования и технологических процессов. Планирование мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, сертификация рабочих мест. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда. Технико-экономический анализ результатов сертификации рабочих мест. Страхование техногенных рисков.

Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с экономическими планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.

5.2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.

Аксиома о воздействии опасностей. Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного происхождения. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнений атмосферы и водоемов.

Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда в РФ и за рубежом.

6. Безопасность в отрасли

6.1. Особенности обеспечения безопасности отрасли.

Травмирующие и вредные факторы, особенности производственного травматизма и заболеваний в отрасли, их значимость по сравнению со средними показателями в экономике РФ. Системы и средства защиты, применяемые в отрасли.

7. Безопасность и экологичность в специальных условиях

7.1. Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.

Содержание темы полностью определяется видом работ и показателями технологического процесса. Оно формируется на основе специальных нормативных требований, разработанных для условий штатной и аварийной ситуаций. Особое внимание уделяется подготовке операторов и их работоспособности, а также безопасному использованию технических систем высокой надежности, методов непрерывного контроля параметров технических систем и психофизического состояния операторов.

5. Лабораторный практикум (рекомендуемый)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторной работы

1

1

1. Исследование параметров воздуха рабочей зоны.

2. Контроль производственного освещения.

2

2

  1. Исследование эффективности методов и средств защиты от шума на производстве и в селитебных зонах.

2. Исследование эффективности методов и средств защиты от вибрации в производственных условиях и в селитебных зонах.

3. Исследование эффективности методов и средств защиты от электромагнитных излучений.

4. Исследование эффективности методов и средств защиты от тепловых излучений.

5. Исследование эффективности методов контроля и средств защиты от ионизирующих излучений.

6. Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля.

7. Исследование эффективности средств обеспечения электробезопасности.

8. Контроль безопасности ручного электрифицированного инструмента.

9. Исследование загрязнений воздушной среды и эффективности средств контроля.

10. Контроль характеристик промышленных стоков и исследование аппаратов очистки сточных вод.

3

5

1. Сертификация постоянных рабочих мест.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 1999.-448 с.

б) дополнительная:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, НМК СПО, 2000.- 343 с.

  2. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988.-576с.

  3. Охрана труда в машиностроении. Учебник под ред. Юдина Е.Я. и Белова С.В. М.: Машиностроение, 1983.- 432с.

  4. Охрана окружающей среды. Учебник под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1991.- 307с.

  5. Гражданская оборона. Учебник для втузов. В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов. М.: Высшая школа, 1989.

  6. Майоров А.В., Мостаков Г.К., Шибанов Г.П. Безопасность функционирования автоматизированных объектов. М.: Машиностроение, 1988.-264с.

  7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. - М.: Высшая школа, 1999.-318 с.

  8. Хенли Э.Дж., Кумасото X. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение, 1984.- 528с.

  9. Маршал В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1089.

  10. Русак О.Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. С-П. ЛТА,МАНЭБ,1998,320с.

6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Кинофильмы, диапозитивы по травмирующим и вредным факторам, коллективным и индивидуальным средствам защиты.

  2. Натуральные образцы и макеты средств защиты.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированная учебная лаборатория по безопасности жизнедеятельности Росучприбора.

  1. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

Минимальный объем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 187 часов, в рамках которых должны изучаться общие вопросы безопасности труда, экологичности и устойчивости производств и технологических процессов в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях военного времени. При этом необходимо учитывать, что примерная программа данного курса включает только минимальный объем требований по данной дисциплине, обязательный для всех бакалавров и специалистов высшего профессионального образования третьего уровня. Отраслевые проблемы безопасности труда и чрезвычайных ситуаций, в том числе вопросы гражданской обороны, необходимо дополнительно включать в главу 2.4 и разделы 3, 6 и 7 программы при соответствующем увеличении объема часов на дисциплину.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется проводить при подготовке бакалавров на 6 и/или 7 семестрах, а при подготовке специалистов на 8 и/или 9 семестрах. Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга.

8.1. Рекомендуемые темы семинаров и деловых игр

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование семинаров и деловых игр

1

2

1.Идентификация травмирующих и вредных производственных факторов проектируемого объекта.

2. Выбор и расчет средств очистки выбросов в атмосферный воздух.

3. Выбор и расчет средств глушения шума.

4. Расчет систем электробезопасности в сетях переменного переменного тока с напряжением до 1000 В.

5. Определение ПДВ промышленных источников, рассеивание выбросов в атмосфере. Составление экологического паспорта предприятий.

6. Экологическая экспертиза технологического процесса.

7. Молниезащита, расчет и проектирование.

2

3

1.Категорирование помещений и зданий пожаровзрывоопасного объекта.

2.Определение доз облучения на производстве и на местности при проведении работ в чрезвычайных ситуациях, определение допустимого времени пребывания

3. Определение границ и структуры зон очагов поражения при химическом и радиоактивном заражении, при пожарах.

4. Планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

5. Разработка плана ликвидации последствий аварий на промышленном объекте.

3

5

1. Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев.

8.2. Рекомендуемые темы для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тема самостоятельной работы

1

1

Гигиеническое нормирование вредных факторов.

2

2

Устройство и расчет систем и аппаратов для очистки газовых и жидких выбросов в окружающую среду.

3

3

Исследование устойчивости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях.

4

5

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Программу составили:

Белов С. В. - профессор, МГТУ им. Н.Э. Баумана

Девисилов В. А. - доцент, МГТУ им. Н.Э.Баумана

Лапин В. Л. - профессор, РГТУ-МАТИ им. К.Э.Циолковского

refdb.ru

Введение

Система "человек-среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среды. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий. Устойчивое развитие системы “человек-среда обитания”.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека - основа оптимизации параметров среды обитания, организации деятельности и отдыха. Критерии оценки влияния дискомфорта.

Аксиома о потенциальном негативном взаимодействии в системе "человек-среда обитания". Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб.

Причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки (нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия, стихийные явления).

Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Достижение и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: создание комфортных (нормативных) условий в зонах жизнедеятельности человека; идентификация негативных воздействий в зонах жизнедеятельности и снижение их до нормативно допустимых уровней; прогнозирование зон повышенного риска и использование защитных мер, специальных служб и формирований для локализации и ликвидации негативного воздействия на объектах с повышенным риском и для защиты от природных негативных воздействий; подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Всемирная программа действий "Повестка дня на 21 век".

Тема 1. Чрезвычайные ситуации (чс) мирного и военного времени.

    1. Чрезвычайные ситуации мирного времени.

Стихийные бедствия.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, могут произойти или происходят разрушения или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, бури, ураганы, природные пожары и т.д.

Большинство стихийных бедствий характерно только для определенных регионов, что позволяет принимать заранее меры для уменьшения материального ущерба и защиты населения.

Некоторые стихийные бедствия могут быть предсказаны с большой степенью вероятности (извержение вулканов, сезонные наводнения, снежные лавины и др.), что позволяет принять соответствующие меры по защите людей и материальных ценностей.

Другие виды стихийных бедствий (землетрясения, град, ливневые наводнения и т.д.) могут быть предсказаны с большой достоверностью.

Однако большинство стихийных бедствий возникает внезапно.

studfiles.net

Раздел 1:Человек и среда обитания

Введение.

Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации».Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров условий среды обитания. Аксиома потенциального негативного воздействия в системе «человек-среда обитания».Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека на среду обитания. Современные методы обеспечения безопасности.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи и роль в подготовке специалистов. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранения среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности. Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на XXI век».

Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статистические и динамические усилия. Методы оценки тяжести труда. Аксиома взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Эргономика. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и лиц моложе 18 лет.

Лабораторное занятие:Физиология трудовых процессов.

Оценка состояния здоровья и определение биологического возраста, измерение артериального давление, получение навыков самоконтроля при физических нагрузках.

Тема 2.Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Потребность в чистом наружном воздухе для обеспечения требуемого количества воздуха в помещениях. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Расчет освещения. Контроль освещения.

Лабораторное занятие 1:Исследование метеорологических условий на рабочем месте.

Определение метеорологических условий на рабочем месте, получение навыков работы с приборами и ознакомление с нормированием метеорологических условий в зависимости от характера трудовой деятельности.

Лабораторное занятие 2:Исследование производственного освещения.

Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к освещению рабочих мест и помещений. Отработка методики определения освещенности и яркости с помощью цифрового фотометра (люксметра-яркомера). Изучение способов уменьшения коэффициента пульсации.

studfiles.net

Характерные системы "человек — среда обитания"

Введение

Характерные системы "человек — среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека — основа оптимизации параметров среды обитания (параметры микроклимата, освещенность, организация деятельности и отдыха). Критерии оценки влияния дискомфорта, их значимость.

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: создание комфортных (нормативных) условий в зонах жизнедеятельности человека; идентификация негативных воздействий в зонах жизнедеятельности и снижение их до нормативно допустимых уровней; прогнозирование зон повышенного риска.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов.

Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 1. Человек и среда обитания.

1.1. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

Классификация основных форм деятельности человека. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Факторы, формирующие условия труда. Тяжесть и напряженность труда. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

1.2. Негативные факторы в системе "человек – среда обитания"

Опасные и вредные производственные факторы. Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Критерии безопасности.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота, падающие предметы, производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения, недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.

1.3. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

Системы восприятия и компенсации организма человека. Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания. Особенности структурно-функциональной организации человека. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий. Характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Характеристики анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Принципы определения допустимых воздействий вредных факторов.

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

2.1. Правовые, нормативно–технические и организационные основы обеспечения БЖД

Основные законодательные акты и нормативные документы. Законодательные акты директивных органов. Подзаконные акты по охране труда. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Стандарты предприятий по безопасности труда.

Охрана труда женщин. Охрана труда молодежи. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда. Ответственность за нарушение законодательства о труде и о безопасности труда. Нормативно-техническая документация. Стандартизация в области БЖД. Расследование и учет несчастных случаев. Анализ производственного травматизма.

2.2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД

Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного происхождения. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве.

Тема 3. Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности

3.1. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек - машина»

Психофизическая деятельность человека. Факторы безопасности труда. Психофизиологические факторы безопасности труда. Производственные факторы. Система безопасности труда. Психологические причины возникновения опасных ситуаций. Влияние индивидуальных качеств человека. Поведение человека в аварийных ситуациях. Особенности групповой психологии.

3.2. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД

Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности.

Организация безопасной деятельности. Создание психологического настроя на безопасность. Обучение безопасной деятельности. Использование правил по технике безопасности. Профессиональный отбор.

Подготовка и повышение квалификации ИТР. Контроль за соблюдением нормативных требований по безопасности труда и нормативных воздействий производства на окружающую среду. Формы ответственности руководителя производства. Риск руководителя, восприятие этого риска рабочими, их ответственность за безопасность деятельности.

Тема 4. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха

Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование, устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения. Повышенное и пониженное атмосферное давление, действие на организм человека, профилактика травматизма.

Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в организме, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Комбинированное действие вредных веществ, нормирование содержания вредных веществ; предельно-допустимые, максимально разовые, среднесменные среднесуточные концентрации; ориентировочно безопасный уровень воздействия вредных веществ. Порог раздражающего действия; концентрации, вызывающие гибель живых организмов. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.

Назначение систем вентиляции отопления и кондиционирования. Классификация систем вентиляции. Естественная вентиляция. Общеобменная механическая вентиляция. Кондиционирование воздуха. Местная вентиляция. Очистка загрязненного вентиляционного воздуха. Средства защиты от вредных веществ. Основные требования к системам вентиляции. Системы отопления.

Тема 5. Основы освещения

Общие сведения об освещении. Основные светотехнические величины и единицы. Классификация видов и систем производственного освещения. Основные требования к производственному освещению. Источники искусственного света. Светильники. Нормирование искусственного освещения. Нормирование естественного освещения. Проектирование искусственного освещения. Заболевания и травматизм при несоблюдении требований к освещению. Средства индивидуальной защиты органов зрения.

Тема 6. Защита от шума и вибрации

Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Физические характеристики шума. Действие шума и вибрации на организм человека. Инфразвук, возможные уровни. Ультразвук, контактное и акустическое действие ультразвука. Нормирование шума. Устранение или уменьшение шума в источниках его образования. Снижение шума методом звукоизоляции. Снижение шума методом звукопоглощения. Защита от инфра- и ультразвука. Средства индивидуальной защиты от шума и вибрации. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия. Общие способы борьбы с вибрацией.

Тема 7. Основы электробезопасности

Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Условия поражения человека электрическим током. Критерии электробезопасности (нормирование). Классификация электроустановок, электрических сетей и помещений по степени опасности поражения человека электрическим током. Технические меры электробезопасности при эксплуатации электроустановок. Организационные меры по безопасной эксплуатации электроустановок. Средства электрозащиты.

Статические, электрические и магнитные поля. Воздействие на человека статических, электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот. Воздействие УКВ и СВЧ излучений на организм человека. Нормирование электромагнитных полей.

Электростатические заряды. Защита от электростатических зарядов. Электромагнитные поля. Защита от воздействия электромагнитных полей. Защита от лазерного излучения. Ультрафиолетовое излучение. Нормирование.

Тема 8. Безопасность в отрасли

8.1. Особенности обеспечения безопасности в отрасли

Классификация травмирующих и вредных факторов. Общие требования к безопасности технических систем и технологических процессов. Краткая характеристика условий труда в полиграфии. Виды и причины производственного травматизма. Виды и причины профессиональных заболеваний. Организация работ по безопасности труда на предприятии. Обучение работающих безопасности труда.

Общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов. Порядок проведения, нормативы.

Технические средства безопасности в полиграфическом оборудовании. Ограждения. Предохранительные устройства. Специальные устройства. Индивидуальные средства защиты. Безопасность автоматизированного и роботизированного производства.

Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию полиграфических предприятий. Основные требования, предъявляемые к производственным помещениям. Вспомогательные помещения. Цветовое решение интерьера производственных помещений.

8.2. Обеспечение безопасности при эксплуатации сосудов, находящихся под давлением, и газового хозяйства

Эксплуатация баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. Эксплуатация компрессорных установок. Обеспечение безопасности газового хозяйства. Эксплуатация паровых и водогрейных котлов.

8.3. Условия безопасности при перемещении тяжестей

Общие сведения. Перемещение грузов вручную. Безрельсовый транспорт и транспорт непрерывного действия. Пневматический транспорт. Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов.

8.4. Проектирование оборудования с учетом требований эргономики и технической эстетики

Эргономика и инженерная психология. Эргономический анализ рабочего места. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Требования, предъявляемые к оператору. Анализ взаимодействия человека и машины. Анализ взаимодействия человека и рабочего пространства. Анализ взаимодействия человека и окружающей среды. Анализ аварийных ситуаций. Проектирование систем отображения информации. Классификация средств отображения информации. Общие принципы проектирования средств отображения информации. Проектирование органов управления. Основные эргономические требования к органам управления. Выбор органов управления. Организация рабочих мест.

Тема 9. Пожарная безопасность полиграфических предприятий

Горение различных веществ и материалов. Общие сведения о процессе горения. Разновидности горения. Показатели пожарной опасности веществ и материалов.

Организация борьбы с пожарами. Краткая характеристика пожарной опасности полиграфического производства. Классификация основных мер пожарной безопасности. Категории производств по взрывопожарной и пожарной опасности. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Горючесть и огнестойкость строительных материалов и конструкций. Огнестойкость зданий и сооружений. Требования пожарной безопасности к генеральному плану предприятия. Обеспечение пожарной безопасности на складах. Требования пожарной безопасности при устройстве систем отопления, вентиляции и установок. Молниезащита.

Средства и техника тушения пожаров. Тушение огня водой. Тушение пеной. Тушение огня углекислым газом. Тушение огня галоидированными углеводородами. Тушение огня порошковыми составами. Пожарная связь и сигнализация.

Тема 10. Оказание первой помощи

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Остановка кровотечения. Наиболее распространенные виды травм и оказание первой помощи. Напряженность трудового процесса. Рекомендуемые источники света при системе общего освещения. Рекомендуемые источники света при системе комбинированного освещения.

2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

№№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Объем

в часах

4

Исследование метеорологических условий в производственных помещениях

3

5

Исследование количественных характеристик освещения

3

5

Исследование качественных характеристик освещения

3

6

Измерение и анализ производственного шума

3

6

Исследование эффективности звукоизолирующих кожухов

3

8

Анализ травмоопасности технологических процессов

2

2.4. Курсовой проект (работа), его характеристика

Курсовой проект не предусмотрен.

2.5. Организация самостоятельной работы

Наименование тем, разделов

Виды и формы самостоятельной работы *

(распределение часов по формам обучения)

Подготовка к практическому (семинару, лаб. работе)

Подготовка рефератов (докладов, сообщений и информационных материалов т.п.)

Выполнение домашних контрольных и иных заданий)

Подготовка к промежуточной аттестационной работе (в т.ч. коллоквиум, тестированием и пр.)

Подготовка к зачету

(экзамену)

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

очная

Очно-заочная

заочная

Введение Тема 1. Человек и среда обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

1

1

2

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

1

1

 

 

 

 

 

 

1

1

2

 

1

2

4

Тема 3. Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности

2

2

2

 

 

 

 

 

1

1

2

 

1

2

4

Тема 4. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха

4

5

6

 

 

 

 

 

3

1

2

 

1

2

3

Тема 5. Основы освещения

5

6

7

 

 

 

 

 

3

1

4

 

1

2

3

Тема 6. Защита от шума и вибрации

5

6

7

 

 

 

 

 

2

1

4

 

2

3

4

Тема 7. Основы электробезопасности

5

6

7

 

 

 

 

 

2

1

4

 

1

2

3

Тема 8. Безопасность в отрасли

5

6

7

 

 

 

 

 

2

1

3

 

3

4

6

Тема 9. Пожарная безопасность полиграфических предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1

2

 

2

4

5

Тема 10. Оказание первой помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

1

2

2

* могут быть предложены иные формы СРС

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная и дополнительная литература

Основная

  1. Г.Б.Куликов Безопасность жизнедеятельности. Учебник, М.: МГУП Мир книги, 1998 – 269 с.

  2. В.П.Королев Охрана труда. Лабораторный практикум М.: МГУП Мир книги, 2004.

Дополнительная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.– М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

  2. КЗОТ РФ. Комментарий. М.: Приор, 1996

  3. Г.Киппхан Энциклопедия по печатным средствам информации. Технологии и способы производства, раздел 13.2 – М:, МГУП, 2003, – 1254 с.

Сайты

/BIBLIO/default.asp

/biblio/Gig.asp

/

3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

1. Кинофильмы, диапозитивы по травмирующим и вредным факторам, коллективным и индивидуальным средствам зашиты.

2. Натуральные образцы и макеты средств зашиты.

3. Компьютерные обучающие и тестирующие программы.

4. Банк тестовых заданий в объеме 800 тестовых заданий в соответствии со спецификацией.

5. Комплекс технических средств, позволяющих проецировать изображение из программ подготовки презентаций (экран, проектор, Notebook).

6. Возможности доступа в Internet.

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Лаборатория "Безопасности жизнедеятельности"

2. Лабораторные стенды для:

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Минимальный объем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 136 часов, в рамках которых должны изучаться общие вопросы безопасности труда.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется проводить при подготовке бакалавров на 6 и/или 7 семестрах, а при подготовке специалистов на 8 и/или 9 семестрах. Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль.

Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 200__/0__ учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

Нет

Дополнения и изменения в рабочей программе

на 200 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

кафедры « »____________________200 г.

Заведующий кафедрой «ПиПО» Г.Б.Куликов _____________________

Внесенные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Т.В. Маркелова

«_____» ___________200 г.

refdb.ru

Человек и среда обитания — Мегаобучалка

Безопасность жизнедеятельности

 

Программа, методические указания и задания для выполнения

контрольной работы студентам – заочникам Института

механизации и технического сервиса

 

 

КАЗАНЬ, 2010

УДК-63:658.382.3

ББК-У248

 

Методическое пособие по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочного отделения по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Технический сервис».

Пособие содержит рабочую программу курса, условия задач для контрольной работы, методические указания по их решению, а также справочный материал, необходимый для их решения.

 

 

Составители: Антонов В.В., Якимов Ю.В.

 

Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Казанского ГАУ протокол № 3 от 30 сентября 2009 года.

 

 

Методические указания обсуждены и рекомендованы методической комиссией Института механизации и технического сервиса Казанского ГАУ,

Протокол № 2 от 15 октября 2009 г.

 

 

Рецензенты: доцент кафедры Промышленной

безопасности КГТУ Зиннатуллина Г.Н.

Зав.кафедрой «Электрификации

сельскохозяйственного производства

и механизации животноводства» профессор Рудаков А.И.

 

 

© Казанский государственный аграрный университет 2010 г.

 

Раздел 1

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «БЖ»

Цель и задачи курса

 

Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» - дать необходимые теоретические знания и практические навыки по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях агропромышленного комплекса путем рационального планирования и финансирования мероприятий безопасности жизнедеятельности на производстве (охрана труда), выбора эффективных решений по обеспечению нормируемых условий труда и профилактики на этой основе травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задача курса – сформировать у будущих специалистов способность принимать решения, направленные на повышение эффективности производства за счет мероприятий по улучшению условий труда.

В результате изучения дисциплины студент (будущий специалист) должен усвоить:

Основы законодательства, нормативные и правовые акты по охране труда, обязанности должностных лиц и их ответственность за создание здоровых и безопасных условий труда;

Способы предупреждения негативного воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека и среду обитания. Методы анализа травматизма и заболеваемости; методы и средства защиты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; основные требования при проектировании и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности сельскохозяйственного производства; причины пожаров, профилактику и способы их тушения.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин. Ее изучение целесообразно проводить на завершающем этапе формирования бакалавра и специалиста.

Данные методические указания направлены на оказание помощи студентам- заочникам в самостоятельном изучении курса.

При самостоятельном изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется сначала ознакомиться с программой, приведенной в разделе 2 данного пособия, составленной в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования РФ 17 декабря 2000 года.

При изучении программного материала по рекомендуемой литературе студент должен законспектировать основные положения и отдельно записать возникшие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или специалиста по охране труда. Кроме этого студенту следует ознакомиться по охране труда непосредственно на предприятии.

После изучения каждой темы программы рекомендуется устно ответить на вопросы самостоятельной проверки знаний и при необходимости обратиться к конспекту или соответствующей литературе. Не рекомендуетсяпереходить к изучению следующей темы, если предыдущая недостаточно усвоена.

Когда весь учебный материал дисциплины в основном будет усвоен, студент выполняет контрольную работу и представляет ее на кафедру «Безопасность жизнедеятельности» для регистрации.

Студент – заочник, вызванный на сессию посещает лекции и лабораторно-практические занятия, проводимые согласно плана, утвержденного в Казанском ГАУ на данный учебный год.

После выполнения всех лабораторно-практических работ студент сдает по ним зачет, а затем экзамен, на котором предъявляет зачтенную контрольную работу.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая и др; под общ. ред. С.В. Белова. 3-е издание испр. и доп.

- М.: Высшая школа, 2001, 485 с.

б) Дополнительная литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Витрем, 2001, 48 с.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. –М.: Менеджер, 1997.

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, 1993.

4. Постановление госсовета РТ о принятии Закона «Об охране труда в Республике Татарстан», № 1418 от 10.12.1997 г.

5. Сборник материалов по условиям и охране труда Госкомитета РТ по труду и занятости, Казань, 1997 г.

6. Безопасность жизнедеятельности на производстве/ Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. – М.: Колос, 2000, 423 с.

7. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2001-319 с.

8. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, 1997 г.

9. Охрана труда/ Ф.М. Канареев и др.. – М.: Агропромиздат, 1988-351 с.

10. Охрана труда/ П.В. Солуянов и др. – М.: Колос, 1977 г.

11. Охрана труда/ Г.Ф. Денисенко– М.: Высшая школа 1985-319 с.

12. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве/В.С. Шкрабак, А.К.Тургиев, А.В. Луковников –М.: Колос,2002-512 с.

13. Охрана труда /А.В.Луковников – М.: Колос, 1984-320 с.

14. Охрана труда в животноводстве/В.П. Зайцев, М.С. Свердлов – М.: Агропромиздат, 1989-368 с.

15. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник. Михайлов В.Н., Орлов В.И., Подопригора А.И. и др. – М.: Агропромиздат, 1989-542 с.

16. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2002 г. № 676.

17. Безопасность и охрана труда/О.П. Русак. Учебное пособие. С.П., ЯТА, МАНЭБ, 1998, 320 с.

18. А.М. Третьяков. Охрана труда. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольных работ, / Всесоюзный с/х 01. Ин-т заочного образования/ М.: 1991, 37 с.

 

Раздел 2

Программа курса

Введение

Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения.

Характерные системы «человек – среда обитания». Классификация опасностей.

Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания.

Цель и задачи дисциплины. Безопасность жизнедеятельности, ее место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности.

 

Человек и среда обитания

megaobuchalka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта