Шпаргалка по педагогике (для педагогов) - 20. Оптимизация педагогической системы. Оптимизация воспитания


Оптимизация методов воспитания.

Оптимизация (от лат. optimus -- “наилучший”) - означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности - это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия:

1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.

2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.

3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.

4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

- целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

- опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

- последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

- рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

- комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

- конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

- выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

- выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

- рациональное сочетание управления и самоуправления учебно воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

- анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты - продукты».

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим -- при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.

 



infopedia.su

Оптимизация педагогического процесса

Оптимизация в широком смысле этого слова – выбор наилучшего варианта решения хоть какой задачки при данных критериях. Соответственно оптимизацией педагогического процесса именуют научно обоснованный выбор и воплощение наилучшего для данных критерий варианта задач, содержания форм и способов обучения и воспитания исходя из убеждений определенных критериев.

Методологической основой для разработки теории выбора хороших педагогических решений является диалектико-материалистический системный подход. Лишь в этом случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи меж компонентами системы, можно ждать, что будет избран сбалансированный вариант.

Существенное методологическое значение для оптимизации имеет диалектико-материалистическое положение о конкретности истины. Из этого положения следует, что нереально сделать всепригодный вариант решения, подходящий для всех случаев. Потому, говоря о разработке способов обучения и воспитания, следует выделить, что недопустимы методические советы без указаний критерий и границ их внедрения.

Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять основное звено в деятельности. В педагогическом процессе без опоры на основное, существенное нереально отыскать сбалансированный вариант интенсификации процесса.

Исследовав сравнительную эффективность разных способов обучения, можно показать, в которых критериях, какие их сочетания могут оказаться более оптимальными (хорошими).

Процесс оптимизации опирается на психологическое обоснование принятия хороших решений. Оптимизация с психической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и воплощения более оптимального решения определенной задачки. От начальной позиции до принятия решения выделяются такие этапы:

- продумывание пары вероятных вариантов решения поставленной задачки;

- понимание необходимости выбора из их рационального для данных критерий;

- ознакомление с данными о сравнительной эффективности вероятных методов решения схожих задач;

- сокращение числа вероятных вариантов до 2-ух более вероятных;

- сопоставление их эффективности и ожидаемых издержек времени;

- выбор 1-го варианта, более соответственного аспекту оптимальности.

Выбор рационального варианта просит проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При догматическом подходе педагог просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачки. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда вероятных путей тот, который более подступает для данной ситуации.

Оптимизация просит гибкого, необычного мышления, помогает освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором преподаватель переживает удовлетворенность методических находок, обретает чувство убежденности в собственных силах.

Оптимизация и творчество взаимосвязаны и взаимообусловлены, потому что оптимизация учебного процесса ведет к творчеству, а творчество преподавателя непременно ведет к оптимизации процесса его определенной деятельности.

 Нужно держать в голове, что теория оптимизации не определяет новейших задач для процесса обучения, она учит отыскивать наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом шаге его развития

В современных критериях считают, что каждый учащийся усваивает материал на уровне собственных наибольших (реально достижимых) способностей на этот момент (на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), сразу продвигаясь вперед в собственной воспитанности и развитости. Потому оптимизация обучения подразумевает обязательное исследование настоящих учебных способностей обучаемых.

Настоящие учебные способности – это новое понятие, которое введено в теорию оптимизации. Настоящие учебные способности отражают в для себя единство внутренних (здоровье, уровень познаний, развития мышления, дела к учению, ответственность) и преломляемых личностью наружных критерий (влияние семьи, сверстников). Преподавателю принципиально знать не только лишь нынешний уровень настоящих учебных способностей учащегося, да и зону их наиблежайшего развития, т.е. ему нужно знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить учащиеся при его направляющей помощи и руководстве.

Первым аспектом оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такового уровня успеваемости, который соответствует его настоящим учебным способностям в зоне наиблежайшего развития.

Вторым аспектом оптимальности обучения является соблюдение учащимися и педагогами определенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.

Требования аспекта оптимизации однозначны – хорошим можно считать лишь таковой учебно-воспитательной процесс, который протекает безперегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с очень вероятной для их отдачей.

Значение этого аспекта становится в особенности ясным, ежели учитывать положение К.Маркса о том, что мерилом всестороннего развития человека все наиболее будет становиться свободное время. В данной связи представляется актуальной также и мысль А.С.Макаренко о том, что «для воспитания необходимо не огромное время, а разумное внедрение малого времени».

Оптимизация – путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления педагогов – мышления системного,

Оптимизация реализуется через систему методов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит нрав определенных мер.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна только в этом случае, когда преподаватели обладают основными педагогическими познаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они соображают задачки образования, воспитания и развития учащихся, обладают технологиями организации коллективной, групповой и персональной деятельности. Выбрать сбалансированный вариант процесса можно, лишь зная всю систему в цель и каждый ее элемент в отдельности. По другому можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее очень сложной. Вот почему оптимизации обязано предшествовать глубочайшее овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Фаворитные преподаватели постоянно находили рациональные для соответственных критерий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учителей. Но она не ограничивается сиим опытом, а является отменно новейшей и целостной системой мер, позволяющей увеличивать эффективность педагогического процесса.

Исследования демонстрируют, что учителя, удачно оптимизирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают таковыми личностными свойствами:

- творческим стилем мышления;

- мобильностью мышления;

- конкретностью мышления;

- системностью мышления при умении выделить основное;

- чувством меры в принятии решений и в действиях;

- конкретностью в разговоре, чувством такта.

studfiles.net

Педагогика - Принцип оптимизации воспитательного процесса

Принцип оптимизации воспитательного процесса. Сущность оптимизации воспитания состоит в продуманном выборе содержания, методов, форм и приемов воспитательного воздействия, которые обеспечивают наилучший воспитательный аспект. Оптимизация предполагает повышение эффективности воспитательного процесса не любыми средствами, формами и приемами, а наиболее целесообразными, наиболее соответствующими конкретной ситуации. Воспитатель, основываясь на собственную обоснованную методику работы, тратит немного времени на решение воспитательных задач, однако получает высокий положительный конечный результат, что противопоставляется получению отрицательного или незначительного результата.

Основными критериями оптимальности процесса воспитания являются: – соответствие способов воспитательного воздействия закономерностям процесса воспитания; – соответствие функционирования процесса воспитания, его содержания, методов, форм и средств педагогического воздействия целям формирования личности гражданина.

Основные требования этого принципа: – конкретизация целей и задач воспитания с учетом идеалов, традиций воспитания, ценностных ориентаций украинского народа, индивидуально-психических особенностей воспитанников; – комплексный подход к определению содержания воспитания; – четкий выбор варианта содержания воспитания путем выделения общечеловеческих и национальных ценностей; – отбор таких методов, средств и организационных форм, позволяющих наиболее успешно решать поставленные задачи за определенное время; – дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам; – создание условий для эффективного решения поставленных воспитательных и других задач за определенное время; – рациональное сочетание управления воспитательной деятельностью воспитателей и самосовершенствованием воспитанников, оперативное регулирование и корректировку хода воспитательного процесса; – анализ полученных результатов воспитания и затрат времени по критериям оптимальности (максимально возможные в данной ситуации результаты и соответствие потраченного времени действующим нормам) и др.

pedagogika.ucoz.org

Способы оптимизации педагогического процесса

Количество просмотров публикации Способы оптимизации педагогического процесса - 1038

Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учащимися и преподавателями определœенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.

Критерии оптимальности обучения и воспитания

Об оптимизации процесса обучения дают возможность судить критерии оптимальности.

Необходимо помнить, что теория оптимизации не формулирует новых задач для процесса обучения, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития

В современных условиях считают, что каждый учащийся усваивает материал на уровне своих максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на ʼʼотличноʼʼ, ʼʼхорошоʼʼ, ʼʼудовлетворительноʼʼ), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. По этой причине оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей обучаемых.

Реальные учебные возможности – это новое понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ введено в теорию оптимизации. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних (здоровье, уровень знаний, развития мышления, отношения к учению, ответственность) и преломляемых личностью внешних условий (влияние семьи, сверстников). Педагогу важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей учащегося, но и зону их ближайшего развития, ᴛ.ᴇ. ему нужно знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить учащиеся при его направляющей помощи и руководстве.

Первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития.

Значение этого критерия становится особенно ясным, в случае если учесть положение К.Маркса о том, что мерилом всœестороннего развития человека всœе более будет становиться свободное время. В этой связи представляется актуальной также и мысль А.С.Макаренко о том, что ʼʼдля воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времениʼʼ.

Система способов оптимизации базовых компонентов педагогического процесса в практической деятельности преподавателœей состоит в следующем:

1. Педагог выбирает наиболее рациональный для данного учебного занятия или воспитательного мероприятия комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся.

2. Далее он конкретизирует задачи с учетом особенностей данной группы (на чем сделать акцент, какие стороны воспитанности и образованности подтянуть и пр.).

3. Подбирает крайне важно е содержание для успешного решения поставленных задач, выделяет в содержании главное, существенное.

4. Выбирает из ряда возможных вариантов подходящие методы, формы и средства обучения и воспитания. Право на такой выбор способствует преодолению шаблона и рецептурности в педагогическом процессе.

5. Оперативно корригирует процесс, когда по ходу его обнаруживаются затруднения в решении тех или иных задач. Вносит изменения в методы, формы и средства обучения и воспитания. Ведь даже хорошо обоснованный в самом начале планирования работы вариант может прийти в противоречие с меняющимися условиями, и тогда он уже не будет оптимальным. Это один из важных признаков методического мастерства преподавателœей и воспитателœей.

6. Завершающим способом оптимизации педагогического процесса является анализ его результатов и затрат времени педагогов и учащихся с точки зрения критериев оптимальности.

Педагог призван всœегда сравнивать достигнутые образовательно-воспитательные результаты с теми, которые заранее были продуманы и обоснованы как оптимально возможные. В случае если их удалось достичь, то первый критерий оптимальности можно считать выполненным.

Далее нужно изучить затраты времени педагогов и учащихся на подготовку и проведение мероприятия и сравнить их с нормативно допустимыми. В случае если окажется, что эти затраты не превысили норм, то и по второму критерию педагогический процесс можно считать оптимальным.

В случае если же будут в ходе анализа обнаружены расхождения между целями и результатами, между реальными и нормативными затратами, то на следующих этапах нужно стремиться искать более удачное решение поставленных задач, искать новые оптимальные варианты построения учебного процесса.

Оптимизация – путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления преподавателœей – мышления системного, конкретного, диалектического.

Оптимизация(от лат. optimum) – процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной системе, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целœей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его – главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеем места при других условиях, в связи с этим понятие оптимизации всœегда конкретно. Оптимизации не должна быть ʼʼвообщеʼʼ она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом крайне важно четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр педагогической системы должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всœех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение.

ʼʼОптимальным, - пишет академик Ю.К.Бабанский, - мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям:

а) содержание, структура и логика функционирования его обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого учащегося;

б) достижение поставленных целœей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителœей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителœей и учащихсяʼʼ. Требования критерия оптимизации однозначны – оптимальным можно считать только такой учебно-воспитательной процесс, который протекает безперегрузки учащихся и учителœей, работающих в то же время с максимально возможной для них отдачей.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два показателя:

1) получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возрасти и учителœей.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать всœе компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираясь на общую теорию управления сложными динамическими системами.

К основным методологическим требованиям оптимизации педагогической системы относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всœей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всœех компонентов системы.

4 Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со всœе более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении педагогическая система уже не будет оптимальной через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и всœе придется начинать сначала. В это вечное противоречие педагогического процесса, из которого рождается движущая сила его прогресса.

Необходимо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оптимизация предполагает приспособление педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой – сама создает новые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречии, так как оба процесса идут во взаимосвязи.

Оптимизация реализуется через систему способов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит характер конкретных мер.

Известны следующие уровни деятельности школы, педагогов и учащихся – недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются следующие основные способы оптимизации учебно-воспитательного процесса:

1. Комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов.

2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначения, возможностей и т.д.) педагогической системы.

3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделœения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания

4 Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время.

5 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всœе другим обучаемым.

6. Рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты-продукты.

Учителю (преподавателю) оптимизация учебно-воспитательного процесса дает следующее:

В первую очередь, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реальные учебные возможности учащихся и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала, избирать рациональную последовательность базовых элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффективные методы и средства обучения.

В-пятых, учить дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным, всœем остальных учащихся.

В-шестых, учить избирать оптимальный темп обучения.

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителœей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителœей.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Οʜᴎ понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в цель и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее чересчур сложной. Вот почему оптимизации должно предшествовать глубокое овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всœегда находили оптимальные для соответствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учителœей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптимизирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают такими личностными качествами:

- творческим стилем мышления;

- мобильностью мышления;

- конкретностью мышления;

- системностью мышления при умении выделить главное;

- чувством меры в принятии решений и в действиях;

- конкретностью в общении, чувством такта.

Все эти качества крайне важно развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций

referatwork.ru

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по советски.

Оптимизация обучения предполагает в единстве оптимизацию преподавания (деятельность учителей) и оптимизацию учения (деятельность учеников). Однако, исходя из методических сооб­ражений и удобства раскрытия их сущности, рассмотрим сначала способы оптимизации преподавания в той последовательности, ко­торую соблюдает учитель.

Первым способом оптимизации преподавания является комп­лексное планирование и конкретизация задач образования, воспи­тания и развития школьников. Из описанных выше закономернос­тей и принципов известно, что учебная деятельность осуществ­ляется более быстро и успешно, если хорошо продуман весь комп­лекс задач, а не отдельные из них. Если, например, учитель проду­мает только образовательные задачи урока и пустит на самотек решение задач воспитания и развития, то эффективность урока не­избежно будет снижена. Комплексное же определение задач позво­ляет решить их одновременно, не требуя дополнительного време­ни. Здесь возникает интересное явление взаимопомощи, интерфе­ренции. Так, если во время урока будет поставлена задача даль­нейшего развития умения сравнивать изучаемые явления, то это будет непосредственно содействовать решению и основной обра­зовательной задачи, а также лучшему усвоению ведущей воспита­тельной идеи урока. Аналогичным образом взаимно связаны и дру­гие учебно-воспитательные задачи. Вот почему комплексное пла­нирование и решение задач выступает в роли способа оптимиза­ции обучения.

Оптимальное построение обучения предполагает также конк­ретизацию задач урока на основе изучения особенностей учени­ков данного класса и условий, в которых протекает учебный процесс. При этом педагогические влияния вызывают больший отклик, активизируют усилия учеников, направленные на решение постав­ленных задач. Заметим, что при оптимизации обучения мы долж­ны всемерно учитывать особенности школьников, но не слепо при­спосабливаться к ним, как этого требуют сторонники теории «сво­бодного» воспитания. Оптимизация предполагает, что педагоги­ческие влияния, опираясь на активность и возможности учеников, обязательно будут поднимать их развитие на новый, более высо­кий уровень. Конкретизация задач обучения обязательно связана также с выделением среди них наиболее важных, основных. Сфор­мулировать в плане урока «набор» всех возможных задач учебно­го, воспитательного и развивающего характера нетрудно. Суть же оптимизации как раз в том и состоит, чтобы отобрать из оби­лия возможных задач те, которые в данной ситуации должны ре­шаться особенно активно.

Второй способ оптимизации преподавания связан с обоснова­нием соответствия содержания задачам обучения, с выделением в содержании урока главного, существенного. Этот способ оптими­зации опирается на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в любой деятельности. В практике обу­чения, к сожалению, еще многие учителя не выделяют должным об­разом главные мысли урока, не концентрируют на них внимания учеников, уделяют слишком много времени второстепенным приме­рам, фактам. Дидактика призвана помочь учителям преодолевать эту «ахиллесову пяту» современного обучения. Без упорной, нас­тойчивой концентрации внимания на главном нам не удастся пре­дупредить перегрузку школьников при любых программах и учеб­никах. Это необходимо постоянно помнить каждому учителю.

При проектировании содержания обучения исключительно важно иметь в виду не только традиционную передачу некоторой научной информации, но и содержание деятельности учеников в бо­лее широком ее смысле: усвоение главных элементов нового ма­териала; овладение соответствующими умениями не только спе­циального, а и общеучебного, рационализаторского характера; самоуправления; самоконтроля; общения и др.

Эти взаимосвязи между целью, задачами и системой необхо­димых видов деятельности не всегда учитываются в надлежащей степени. Многие учителя просто разбивают материал на разделы, намечают контрольные задания и т. п., но слишком мало продумы­вают деятельность учащихся, с помощью которой они должны до­стигнуть поставленной цели. В результате этого многое отдается на волю случайности, а достигнутые результаты оказываются не­высокими.

Третий способ оптимизации преподавания предполагает выбор наиболее удачной структуры урока: последовательности опроса, изучения нового, упражнений, закрепления, домашнего задания, обобщения и др. Его применение в школьной практике связывают с ценной стороной липецкого опыта. Этот способ вытекает из принципа обеспечения оптимальной системы и последовательности в обучении.

Четвертый способ оптимизации преподавания состоит в осознанном выборе педагогом наиболее рациональных методов и средств обучения для решения определенных учебно-воспитательных задач. Этот способ оптимизации вытекает из соответствующего принципа дидактики, требующего выбора оптимального сочетания методов обучения. Для этого учителю необходимо знать возможности различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, репродуктивных и поисковых, методов самостоятельной работы, стимулирования активности учеников, контроля и самоконтроля.

Но провозгласить важность этого способа оптимизации не столь сложно. Важно, чтобы имелись реальные возможности у учи­телей для его применения на практике. Мы полагаем, что сейчас они возникли. В последние годы опубликована целая серия работ, посвященных сравнительной оценке эффективности различных ме­тодов обучения при решении тех или иных задач урока. Оптималь­ный выбор методов предполагает внесение оперативных корректи­вов в их применение, если в ходе урока возникает в этом необ­ходимость. Такая осознанная мобильность в действиях учителя по приведению методов обучения в большее соответствие реальной ситуации заслуживает всяческого одобрения. Надо отметить, что все сказанное имеет отношение и к выбору средств обучения: учебных пособий, технических средств и пр. Из обилия их надо выбрать особенно ценные для ускоренного изучения соответствую­щей темы.

Пятым способом оптимизации преподавания, важность которо­го уже давно осознается многими педагогами, является дифферен­цированный и индивидуальный подход к ученикам, который пред­полагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и ин­дивидуальных форм обучения. Этот способ направлен на выполне­ние требований соответствующего принципа дидактики. Необходи­мость дифференцированного подхода вытекает из того, что уче­ники различаются своими задатками, типами памяти, особеннос­тями восприятия окружающего, доминирующими качествами мышления, прежним опытом обучения. Правда, при использовании его встречается целый ряд трудностей. И прежде всего возникает сложнейшая проблема выбора основания для разделения учащих­ся на группы внутри класса. Известно, что в некоторых зарубежных школах уже в самом начале обучения учеников делят на груп­пы А, Б, С в зависимости от результатов тестовых испытаний, ко­торые, по мнению их авторов, выявляют способности учеников. Каждой из названных групп дают более сложную, менее сложную и вообще упрощенную программы. Таким образом, уже с первых лет обучения часть учеников обречена на невозможность получить полноценное образование, и учителя не прилагают должных уси­лий для оказания им помощи при овладении программой, необходимой для поступления в вуз. Такой подход к дифференциации обучения для нас неприемлем. Мы считаем важным, чтобы все здоровые от природы ученики получили среднее образование по единым, а не упрощенным программам и могли бы при желании продолжить образование.

В наших условиях необходим принципиально иной подход к дифференциации обучения. Основным принципом дифференциа­ции, с нашей точки зрения, должно быть не постоянное упрощение содержания образования (одним проще, другим сложнее), а диф­ференциация помощи ученикам со стороны учителей: одни ученики нуждаются в большей помощи, другие в обычных ее дозах, третьи - в весьма незначительных. Группы нуждающихся в уси­ленной помощи не должны быть постоянными. По мере роста возможностей детей они менее нуждаются в помощи. Этот вид дифференциации обучения не исключает, конечно, возможности временно снижать и саму сложность заданий, пока ученики не адаптируются к видам помощи, оказываемой им учителем. В даль­нейшем же дозы помощи должны постепенно уменьшаться, чтобы развивать самостоятельность школьников в учении. В процессе обучения необходим также и дифференцированный подход к наи­более подготовленным ученикам, которые нуждаются в совете пе­дагогов по развитию своих способностей, в индивидуальных зада­ниях и пр. Для них полезно организовать факультативы, учениче­ские общества и пр.

В последние годы дидакты часто говорят также о коллектив­ных формах организации учебной работы. Отметим, что если общеклассные, групповые и индивидуальные формы выделены на основании числа учеников, охватываемых влиянием учителя, то коллективная форма отражает уже характер взаимодействия учеников при групповой и общеклассной формах работы. Коллективная форма предполагает активное влияние на формирование коллективистических качеств в процессе обучения. При коллективной организации групповых и общеклассных занятий ученики сообща намечают цель деятельности, выбирают способы ее достижения, оказывают взаимопомощь в работе и коллективно анализируют ее итоги. Необходимо искать возможности для расширения таких форм учебной деятельности.

Шестым способом оптимизации преподавания надо считать со­здание благоприятных учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических условий для обучения. Этот способ вытекает из соответствующей закономер­ности и принципа эффективного обучения, сущность которых была достаточно полно раскрыта выше.

Седьмым способом оптимизации преподавания мы считаем спе­циальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения. Конечно, важнейшим средством экономии времени является само применение в учебном процессе всех перечисленных ранее способов оптимизации, так как четкая постановка задач обучения, их конкретизация, выделение глав­ного, дифференцированный подход при выборе методов, средств, форм обучения — все это повышает обучающее влияние урока и освобождает учителей от дополнительных затрат времени и уси­лий. Но нельзя при этом забывать о научной организации педагогического труда, предполагающей многие специальные способы экономии времени за счет соответствующего оборудования кабине­тов, использования автоматизированных средств управления при­борами, рационального накопления дидактических материалов, а также за счет научно обоснованного планирования труда в школе.

Восьмым способом оптимизации преподавания является анализ результатов обучения и затрат времени учащихся и учителей в соответствии с критериями их оптимальности. Этот анализ заключается в выявлении соответствия конечных резуль­татов, полученных в процессе обучения (повышение уровня об­разованности, воспитанности, развитости), реальным возмож­ностям школьников к нормативам затрат времени учителей и учащихся.

Как уже указывалось выше, двусторонний характер процесса обучения обусловливает неразрывную связь способов оптими­зации преподавания со способами оптимизации учения. В связи с этим оптимизация обучения немыслима без определенной само­организации деятельности учащихся. В частности, под влиянием учителя школьники должны осознать весь круг поставленных перед ними основных задач, принять их в качестве руководства к действию, постоянно концентрировать свое внимание на глав­ных вопросах темы, стремиться искать наилучшие, рациональные варианты решения учебных задач, применяя оперативный само­контроль, постепенно стремиться регулировать свою деятельность, опираться на сильные и подтягивать слабые стороны реальных учебных возможностей, рационально расходовать время и на­стойчиво ускорять темп своей учебной работы при одновременном обеспечении ее высокого качества, осуществлять самоанализ результатов своей работы и затрат времени. Такая умело на­правленная педагогом самоорганизация учебной деятельности отвечает критериям оптимизации учения. Только органическое слияние оптимизации преподавания с оптимизацией учения обеспечивает целостный процесс оптимизации обучения. В обобщенном виде эту систему можно представить таким образом (см. форзац, схема № 3).

Предложенная группа способов оптимизации является отно­сительно полной и целостной. Но это не исключает, конечно, возможности подразделения отдельных способов оптимизации на более частные. Каждый последующий способ оптимизации становится возможным лишь при условии успешного осущест­вления предыдущих. В целостной же совокупности все эти спо­собы и составляют процедуру применения на практике принципа оптимизации обучения.

Чтобы выявить специфику действий по оптимизации в срав­нении с обычным планированием обучения, постараемся рас­смотреть рядом процессы планирования обучения без учета принципа оптимизации и с учетом его.

I процесс

II процесс

Планирование и организация учеб­ного процесса учителями без учета принципа оптимизации

Планирование и организация обу­чения в соответствии с принципом оптимизации

1

2

3

1

Планирование в основном лишь об­разовательных задач

Комплексное планирование задач образования, коммунистического воспитания, интеллектуального, во­левого и эмоционального развития школьников

Планирование задач без должного учета особенностей конкретного класса

Конкретизация задач обучения с учетом особенностей данного класса

2

Планирование учебного материала без целенаправленного выделения в нем главного, существенного

Четкое выделение главного, суще­ственного в содержании учебного ма­териала

3

Стандартный выбор последователь­ности основных этапов урока (опрос, объяснение, упражнение и др.)

Осознанный выбор последователь­ности опроса, изучения нового, уп­ражнений и др.

4

Применение методов и средств обу­чения по сложившемуся у учителя стереотипу, без научного обоснования выбора

Выбор наилучшего для данных ус­ловий сочетания методов, средств обучения. Внесение необходимых коррективов в методы обучения по ходу урока

5

Стандартный выбор формы обуче­ния. Отсутствие дифференцированно­го подхода к слабоуспевающим и наи­более подготовленным ученикам

Обоснованный выбор форм обуче­ния. Дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подго­товленным ученикам

6

Стандартность темпа обучения и распределения времени между эта­пами урока. Определение объема домашнего задания без учета ус­тановленных нормативов времени и без координации его с другими учителями

Обоснованный выбор темпа обучения. Определение объема домашнего задания с учетом действующих нормативов. Координация объема домашних заданий с другими учителями

7

Приспособление обучения только к имеющимся условиям

Стремление в возможной мере улуч­шить условия для обучения

8

Анализ результатов обучения в ос­новном только в образовательном плане и без учета затрат времени учеников

Анализ результатов обучения одновременно в образовательном, воспитательном и развивающем планах. Учет рациональности затрат времени учеников на домашнюю работу

Таким образом, как в первом, так и во втором случаях планируются задачи урока, их содержание, методы, средства, формы темп обучения, объем домашней работы и др. Но при втором, подходе все это пронизывается принципом выбора оп­тимума, осознанным поиском наилучшего варианта. Сравнивая эти две линии действий, каждый учитель увидит, какими спо­собами оптимизации он владеет уже давно, какими стремится овладеть в данный момент и над чем ему предстоит еще энергично поработат

kuckujin-gleb.livejournal.com

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

Страница 20 из 90

20. Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

libsib.ru

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий

Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения молодежи, так как именно здесь решаются не только воспитательные и образовательные задачи, но и оздоровительные.

Постоянное обновление различных сторон общественной жизни требует новых подходов в организации образования. Образование во всех его формах признается в качестве приоритетного направления в развитии личности. Поэтому способность к самосовершенствованию, самовоспитанию, саморазвитию становится особенно значимой. И в процессе становления личности немаловажную роль играет образование в области физического воспитания.

Тенденция к ухудшению здоровья учащихся, снижению уровня их физической подготовленности наблюдается почти повсеместно. Одной из причин такого положения является то, что основная масса студентов не занимается физкультурой и спортом нигде, кроме уроков физической культуры, что недостаточно для выполнения необходимой суточной двигательной активности. Необходимо увеличить двигательную активность студентов, чтобы прекратить развивающуюся гиподинамию и устранить многие причины болезней. При этом необходимо создать условия для удовлетворения биологической потребности студенческой молодежи в двигательной активности, для достижения высокого уровня физической подготовки, для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Таким образом, важной проблемой сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию в настоящее время не имеет должного воздействия на студентов, на их стремление к занятиям спортом, к постоянному самосовершенствованию и физической активности. Ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного материала делает невозможным восприятие студента как личности и не способствует развитию его индивидуальности.

Ряд авторов (В. К. Бальсевич, Т. Ю. Круцевич, Л. П. Пилипей; С. М. Канишевский, М. Д. Зубалей, В. Г. Шилько,) отмечают, что действующая в настоящее время система физического воспитания недостаточно эффективна для повышения уровня физической подготовленности, здоровья, профессионально важных психофизиологических качеств значительного количества студентов.

Теоретический анализ научно-методической литературы (М. Ф. Сауткин, А. Б. Артемов, И. А. Анохин, Р. В. Александрова В. П. Зайцев, С. Савчук, А. Я. Кибальник) показал, что для того, чтобы добиться результатов в улучшении физической подготовленности, повышение уровня развития психофизических качеств студенческой молодежи, необходимы принципиально новые подходы, методы и технологии, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям, способствовать максимально эффективной реализации их интересов, склонностей и способностей.

Оптимизация процесса физического воспитания, созданная на базе новых технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения; содержание обучения; средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения; организация учебного процесса; средства обучения; результат деятельности — достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий мотивирует студентов к занятиям физическими упражнениями, оптимизирует собственную двигательную активность не только во время учебных занятий, но и во внеаудиторное время, способствует формированию здорового образа жизни. Использование ценностных, общекультурных, познавательных, информационных, личностно-ориентированных компетенций расширяет круг познаний студенческой молодежи.

Улучшение качества обучения и воспитания в вузе зависит от многих факторов: от уровня научно-методической подготовки преподавателей, от валеологиечской образованности преподавателей, от состояния учебно-материальной базы, от морально-психологического климата, от степени взаимодействия педагогов со студентами. Поэтому большое значение имеет системный подход к совершенствованию всех сторон педагогического процесса при одновременном выделении особо актуальных задач для определённого периода и выбора оптимальных вариантов их решений [6].

Оптимизация физического воспитания не представляет собой какой-то особый метод или приём. Это целенаправленный подход к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов теорий и методики физического воспитания, сознательный научно-обоснованно (а не стихийный, не случайный) выбор наилучшего для конкретных условий, ситуаций вариантов построения занятий и учебного процесса в целом. Следовательно, с целью повышения эффективности занятий по физическому воспитанию в программы включают не только проверенные практикой, а и новые организационные методы.

В последние годы всё шире в физическое воспитание студенческой молодежи внедряются спортивно-ориентированные технологии, что способствует повышению интереса студентов к физической культуре в образовательном пространстве вуза. Цель применения данной технологии состоит в вовлечении студентов вуза в регулярные и доступные занятия определенным (лично выбранным) видом спорта. Результатом внедрения спортивно-ориентированных технологий в процесс физического воспитания является поэтапное повышение уровня знаний студентов по физической культуре, по определенному виду спорта, повышение уровня двигательной активности, как в учебное, так и во внеурочное время.

Спортивно ориентированная программа для студентов основного отделения, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем, позволяет получать результаты от вида деятельности в условиях соревнований, контрольных испытаний и оценивать способности и формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях. Она логически оправдана для студентов основного отделения, которые практически здоровы, но недостаточно подготовлены для занятий в отделении спортивного совершенствования, где осуществляется подготовка сборных команд вуза [1,]. Ориентация на тренирующий эффект — оптимизирующий фактор для развития основных физических качеств, что необходимо для юношеского возраста, когда происходят активные процессы физического развития. Следовательно, выбор учебной программы спортивной направленности является потребностью студентов основного отделения, что нужно учитывать при организации учебного процесса и коррекции содержания рабочей программы.

Гуманитарная направленность и демократичный подход в выборе вида спорта является более действенным в ходе спортивного совершенствования студентов, но он не исключает строгую последовательность усвоения учебного материала.

Физическое воспитание в гуманном обществе, считает Т. Круцевич, должно быть валеологически сориентированным, то есть придерживаться оздоровительного принципа в организации и проведении занятий по физической культуре. Основные задачи физического воспитания студенческой молодежи в данном контексте заключаются в том, чтобы:

-          дать студентам знания и сформировать навыки соблюдения здорового образа жизни;

-          сформировать у них стойкую привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, используя разные рациональные формы;

-          проводить систематические физические тренировки с оздоровительной или спортивной направленностью;

-          информировать студентов о главных ценностях физической культуры и спорта [3]

Реализация процесса физического воспитания в рамках гуманизации, демократизации и личностного ориентирования системы образования должна базироваться на принципах педагогики сотрудничества. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей студентов.

Одна из составляющих личностно-ориентированного подхода — это диалогичность, когда педагог и студент совместно решают задачи совершенствования знаний, умений и навыков. Преподавателю, ведущему этот диалог, необходимо обладать релевантной информацией о потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта [5].

Если студенты должны будут перейти к сознательному выбору формы занятий и начнут задумываться о своих физических кондициях, то они станут активным элементом системы обучения.

Таким образом, студентам предоставляется более широкий выбор различных форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Вместе с тем подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателей, побуждая их к постоянному совершенствованию.

Мотивационное обеспечение в спортивно-ориентированном физическом воспитании во многом зависит от правильного методико-практического построения занятий, которое детерминируется адекватным влиянием физических упражнений, природных и социальных факторов на организм занимающихся [2].

Для эффективности физического воспитания целесообразно применять спортивно-ориентированное направление на основе видов спорта, реализующееся через учебную программу, подразумевающую единение совокупных принципов:

-          соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;

-          структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления студента;

Регуляция физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по виду спорта играет важную роль в формировании всесторонне развитой и подготовленной личности при условии сохранения интереса к занятиям. При планировании занятий необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии физического воспитания и спортивной тренировки, особенно в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.

В целях дальнейшего совершенствования программ физического воспитания с использованием спортивно ориентированных технологий необходимо постоянно изучать физкультурно-спортивные интересы студентов, их потребности в двигательной активности, мотивационную сферу, образ жизни. Это все позволит определиться в приоритетах выбора технологий обучения.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

-          вопросы оптимизации процесса физического воспитания студентов за последние годы не утратили своей актуальности. Об этом свидетельствует большое количество научных исследований и публикаций;

-          уровень физической подготовленности и состояние здоровья студентов в последние годы имеет тенденцию к снижению, что вызывает повышенную обеспокоенность;

-          процесс совершенствования физического воспитания студентов, улучшения их физической подготовленности, в основном, строится на общей теории физического воспитания, при этом, как правило, не учитываются индивидуальные особенности студента.

С целью формирования мотива к физическому и духовному самосовершенствованию студентов необходимо, чтобы предлагаемые инновационные технологии физического воспитания применялись в целостном образовательном пространстве учебного заведения. Это позволит реализовать интересы и потребности студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию.

Литература:

1.                  Андрющенко Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» // Л. Б. Андрющенко. — Теория и практичка физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 47.

2.                  Радаева С. В. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивно-ориентированных технологий // С. В. Радаева, В. Г. Шилько // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2007. — № 300–3. — электронный ресурс, режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-i-vneuchebnaya-formy-fizicheskogo-vospitaniya -studentov-s-ispolzovaniem-sportivno-orientirovannyh-tehnologiy.

3.                  Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимпийская литература, 2003. — Т. 2. — 390 с.

4.                  Фізичне вдосконалення студентської молоді: стратегія та інноваційні технології: моногр. за матеріалами міжнар. симп. /під заг. ред. проф.Р. Раєвського. — О.: Наука і техніка, 2011. — 544 с.

5.                  Шилько В. Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // В. Г. Шилько // Вестник Том. гос. ун-та. — 2004. — № 283. — электронный ресурс, режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-fizicheskom-vospitanii-studentov.

6.                  Щербакова Е. В. Системный подход к совершенствованию образовательной среды вузов // Е. В. Щербакова, Т. М. Нечаева, Т. А. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1 — С. 108–109.

moluch.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта