Реформа с «нажимом». Учителя и родители выступили против реорганизации школ. Оптимизация в образовании в 2017 году


В 2017 году сферу образования ждут перемены

В 2017 году сферу образования ждут перемены

Подробности Просмотров: 2461

Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Она обозначила направления, требующие перемен, и прежде всего это: совершенствование ЕГЭ, поддержка и развитие инклюзивного образования, большее внимание к социальной сфере работников отрасли.

Уже сегодня известно, что в следующем году изменится финансирование сферы образования, причем в лучшую сторону, о чем не раз заявляла министр в интервью федеральным СМИ. Эти заявления не могут не вселять надежду на то, что все существующие программы, наконец-то, заработают в полной мере.Допобразованию – особое вниманиеВ своих выступлениях Ольга Васильева подчеркивала, что в наступающем 2017 году будет уделено немалое внимание дополнительному образованию, и самое пристальное – на программы технической и естественнонаучной направленности.Министр полагает, что при должном внимании к этим программам в допобразовании, за 2017-2018 годы количество детей, занимающихся по ним, способно увеличиться в два раза, а к 2020 году кружки, студии и секции будут посещать 75% учащихся. Для этого, считает, Ольга Васильева, необходимо разнообразить секции и кружки в школах, где должно быть не менее пяти бесплатных творческих, спортивных и научных объединений. В планах руководителя уже другого ведомства – культуры - возрождение в школах детских хоров.Для их организации школам будет необходимо нанимать на работу руководителей хоров и концертмейстеров, а на базе педагогических вузов – организовывать курсы по привлечению и мотивации детей к занятию музыкой и вокалом. Не останутся в стороне и центры дополнительного образования, функционирующие вне общеобразовательных учебных заведений. Здесь планируется создавать детские технопарки, об этом говорил председатель правительства Дмитрий Медведев.Все озвученные чиновниками планы делают акцент на главной цели работы в данном направлении - предоставлении более широких возможностей для творческого, спортивного, музыкального и иного развития детей.Выпускнику и абитуриенту-2017: ЕГЭ, льготы и другоеВ 2017 году продолжится совершенствование проведения ЕГЭ на всей территории Российской Федерации. Необходимость нововведений продиктована опытом предыдущих лет.Самым неприятным из них для выпускников, пожалуй, станет введение третьего обязательного для сдачи предмета и, вероятнее всего, им станет история. Это продиктовано слабым знанием предмета, специалисты министерства считают, что таким образом можно привлечь к его изучению дополнительное внимание.Рассматриваются и другие варианты – так, третьим обязательным предметом на ЕГЭ могут стать Иностранный язык, обществознание и физика. У выпускника-2017 есть выбор: на всякий случай «подналечь» на эти предметы или же надеяться НАТО, что введение третьего обязательного отложат до 2018 года.Есть среди нововведений и приятные новости. Так, например, в 2017 году у участника ЕГЭ появится право пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период. А еще теперь результаты ЕГЭ будут влиять на оценку в аттестате, чего ранее не было.Из ЕГЭ исчезнут тесты, им на смену придут творческие задания и опросы. Еще одно важное нововведение – Всероссийские проверочные работы. Они ожидают одиннадцатиклассников по пяти не основным предметам. Жителям регионов переживать пока не стоит – Всероссийские проверочные работы вводятся в школах Москвы и пока будут проводиться в тестовом режиме. Это – эксперимент, и на итоговых оценках он никоим образом не отразится. Во всяком случае, в ближайшее время. Но принять в нем участие, наверняка, стоит. Рособрнадзор обсуждает возможность возврата льгот для «золотых» медалистов при поступлении в ВУЗы. Упоминается, что при этом медаль, действительно, должна свидетельствовать о самом высоком уровне знаний абитуриента, а потому и механизм оценки учащихся, претендующих на медаль высшего достоинства, возможно, будет пересмотрен.Школа-2017: новые предметы в расписанииС большей долей вероятности можно говорить о внедрении в школьную программу новых предметов.Таковым может стать хорошо известная россиянам старшего поколения астрономия. Претерпит изменения, скорее всего, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Призванный воспитывать уважение к представителям различных религий и национальностей, этот предмет теперь станет факультативным, следовательно, потребуется согласие школы на его проведение, а на его посещение - согласие родителей.Уже точно известно, что в 2017-2018 учебном году учащихся 5-9 классов ждет совершенно новый предмет – «Робототехника». Для того, чтобы он стал по-настоящему увлекательным, в школах постепенно появятся 3D-принтеры.Инклюзивное образованиеПродолжится работа с детьми с ограниченными возможностями, и теперь родитель сможет выбирать обычную или специализированную школу для такого ребенка по своему усмотрению.Для того, чтобы ребенок с любыми ограничениями здоровья мог почувствовать себя комфортно в любой школе России, все без исключения школы должны быть для этого приспособлены и оснащены всем необходимым – от обычных пандусов до учебников со шрифтом Брайля. Соответственно, школа должна будет располагать и педагогами, умеющими работать с такими детьми. Учебники пройдут экспертизуДо марта 2017 года будет проведена экспертная проверка всех школьных учебников. Они будут детально изучены специалистами, среди которых будут академики Российской академии наук, на соответствие научным, педагогическим, общественным и этнокультурным нормам.Инновации в школе-2017Среди таковых можно с уверенностью назвать электронные учебники. Они вскоре появятся в школах России и их содержание будет полностью соответствовать традиционным, бумажным. При этом учащимся и педагогам будет доступно мультимедийное сопровождение материала.Все – в первую смену!Одна из самых радостных новостей для школяров и их родителей – переход на обучение только в первую смену. Наконец-то, государственные структуры прислушались к мнению врачей-педиатров и готовы к реорганизации системы общего образования, направленного на переход на одну (первую) смену в школах.

Психологическая служба школы«В наших школах катастрофически не хватает психологов! Но в 2017 году эта проблема начнет решаться», - заявила министр образования Ольга Васильева. Для наибольшего привлечения специалистов данной сферы к работе в школах предполагается поднять им уровень заработной платы. Немаловажным и весьма приятным обстоятельством для абитуриентов-2017 является и то заявление, что в вузах станет больше бюджетных мест.

http://www.xtern.ru/articles/novosti-obrazovaniya/v-2017-godu-sferu-obrazovaniya-zhdut-peremeny

И ещё....

 

 

10 главных изменений в новом учебном году

1. Инклюзивное образование 1 сентября 2016 года вступят в силу новые образовательные стандарты для детей с ОВЗ. Процесс инклюзии будет проходить постепенно, но для того, чтобы особые дети смогли учиться в обычной школе, было сделано уже очень много. Здания школ оборудованы пандусами, поручнями, лифтами и подъёмниками. Для организации учебного процесса приобретены учебники с увеличенным шрифтом и другое специальное оснащение. Учителя и тьюторы прошли специальную подготовку. Одной из самых важных задач по-прежнему остаётся создание благоприятной среды для общения ребят со сверстниками, чьи возможности здоровья ограничены.

2. Итоговые контрольные работы в начальной школе Количество аттестаций за срок школьного обучения возрастёт. В этом году в пилотном режиме прошли Всероссийские контрольные работы по итогам обучения в начальной школы. Поэтому весной 2017 года четвероклашкам придётся писать проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

3. Изменения в ОГЭ Выпускников девятых классов по-прежнему ждут два обязательных экзамена (по русскому языку и математике) и два по выбору. В 2016 году для получения аттестата нужно было успешно сдать русский язык и математику, а результаты экзаменов по выбору (в том числе неудовлетворительные) не влияли на получение аттестата. Уже в 2017 году основанием для получения аттестата станет успешная сдача экзаменов по всем предметам — обязательным и по выбору. Кроме того, экзаменационные результаты станут влиять на итоговую отметку в аттестате, а оценки за четыре обязательных экзамена начнут выставляться по единой шкале. И уже к 2020 году выпускников по программам основного общего образования будут ждать в общей сложности шесть экзаменов: два обязательных и четыре по выбору.

4. Отказ от тестовой части в ЕГЭ В 2017 году Рособрнадзор откажется от тестовой части практически по всем предметам Единого государственного экзамена, включая физику, биологию и химию. Продолжится работа по апробации устной части экзамена по русскому языку.

5. Главная интрига ЕГЭ Изменится ли количество обязательных к сдаче экзаменов в 11 классе, а в частности, будут ли ученики уже в 2017 году сдавать литературу и историю в обязательном порядке — пока обсуждается. Но уже решено, что к 2020 году обязательным станет английский язык.

6. Пятёрка по физкультуре за результаты ГТО Хорошая новость для тех, кто сдал нормы ГТО или планирует это сделать. В этом году результаты выполнения нормативов будут приниматься во внимание учителями физической культуры. То есть если ученик сдал тесты комплекса ГТО, он смело может рассчитывать на отличную оценку по физкультуре. Остальные ребята получают свои оценки на прежних условиях.

7. Робототехника вместо материальной технологии Планируются изменения в основных образовательных программах, в частности — возможность замены уроков материальной технологии на уроки робототехники. Не все школы готовы к такому переходу из-за нехватки оборудования и подготовленных специалистов. Но такая замена во многом — требование времени.

8. Занятия по финансовой грамотности В новом учебном году в школьной программе появятся занятия по финансовой грамотности. Этот курс будет идти в качестве внеурочных занятий или в рамках обществознания. Занятия, включающие в себя разные аспекты финансовой жизни общества (формирование семейных доходов, отличия разных видов кредитования, особенности системы пенсионного накопления), помогут ученикам приобрести практические знания обращения с финансами.

9. Внедрение электронных приложений и онлайн-ресурс к учебнику Учитывая, что материально-техническая база образовательных организаций постепенно укрепляется, это произойдёт совсем скоро. А при содействии высокотехнологической компании «Ростех» будет налажен выпуск электронных учебников в виде традиционной книги, где на одной стороне чёрно-белый текст, а на другой — цветное изображение.

10. Исследования компетенции педагогов В этом году учителям предстоит проверить свои компетенции. Рособрнадзор анонсировал проведение Всероссийского исследования компетенции педагогов. Пока это коснётся учителей математики, русского языка и литературы. В дальнейшем — всех учителей-предметников.

Автор: директор школы № 444 Павел Северинец Источник: http://mel.fm/2016/08/29/changes

 

psihologn.org

В Алтайском крае одобряют оптимизацию в образовании

Барнаул, 9 марта 2017, 09:38 — REGNUM  В Министерстве образования и науки Алтайского края заявили, что управленческий эффект, полученный от мероприятий по укрупнению образовательных организаций, очевиден, «так как обеспечивает условия для достижения более высокого качества образования за счет единства образовательной программы, требований, методик и педагогических технологий, единой системы повышения квалификации и профессионализма кадров, а также посредством использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов одного юридического лица». Всего в предстоящие 10 лет в Алтайском крае будет создано более 66 тыс. новых мест, построено 27 школ, еще 156 — отремонтировано, возведено 84 пристройки к зданиям. Вопросы оптимизации учреждений образования на территории Алтайского края обсуждались накануне в ходе совещания, активное участие в котором приняли депутаты местного парламента, — сообщает официальный сайт Алтайского законодательного собрания.

Оптимизация образовательной сети осуществляется в крае с 2008 года. К явным «плюсам» этого процесса отнесены: создание единой программы развития организации, обеспечение преемственности между уровнями образования (дошкольное, начальное, основное, общее), преодоление замкнутости образовательного пространства для учащихся, возможность социализации, включение педагогов малочисленных школ и детских садов в единую систему методической работы.

Вместе с тем, как отметили участники совещания, процесс модернизации и реорганизации школ вызывает массу вопросов и недопониманий как в педагогическом, так и в родительском сообществе. У многих родителей и педагогов возникают опасения и сомнения в целесообразности реорганизации конкретной школы в конкретном населенном пункте Алтайского края.

По этому поводу в Министерстве образования заявили, что основной задачей реорганизации является не уменьшение числа малокомплектных школ, а формальное объединение учреждений для создания более крупных юридических лиц с общей организационно-правовой формой. При этом учреждения, которые присоединяются к «головному», получают статус филиала и сохраняет рабочий штат (за исключением дублирования руководящих должностей — директор, главный бухгалтер), занимаемые площади, и фактически продолжают функционировать в прежнем режиме.

Тем не менее, для мониторинга оптимизационного процесса в сфере образования, а также для оперативного решения наиболее острых проблем, возникающих при проведения реорганизации школ, участники совещания приняли решения создать рабочую группу. В нее войдут представители профильного министерства региона, общественности, а также местные депутаты.

«Депутаты-одномандатники не понаслышке знают о всех сложностях, которые возникают на местах в связи с реорганизацией школ. И парламентарии готовы активно включится в работу. Ведь именно к нам приходят родители и учителя с просьбой разобраться и помочь. Убеждена, что реорганизация — объединение или укрупнение школ должна исходить из принципа целесообразности. Этот процесс не должен ни в коем случае ограничивать или ущемлять права педагогов, родителей и, главным образом, детей», — подчеркнула председатель комитета по социальной политике в Алтайском заксобрании Татьяна Ильюченко.

Напомним, если 10 лет назад в Алтайском крае насчитывалось 1514 школ, то сейчас, судя по официальным данным Минобразования, действуют 1150 школ и 105 филиалов. Особенность системы образования в Алтайском крае состоит в том, что значительная часть населения региона — более 1 миллиона человек — проживает в сельской местности. Именно этим обусловлено большое количество малокомплектных сельских школ.

Критерии для определения статуса малокомплектной школы в Алтайском крае определили в феврале 2014 года (принятие постановления было связано с реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»). Согласно документу, к малокомплектным относят школы, в которых наполняемость классов составляет менее 14 человек, отсутствуют параллельные классы. К 2014 году таких школ в регионе действовало 755 (более 60%).

«Алтайский край — уникальный регион, ни в одном другом субъекте нет такого количества малокомплектных школ. Учитывая эту особенность, а также удаленность от райцентра, таким школам в крае уделяется особое внимание, а опыт региона по обеспечению качества образования в подобных школах рекомендован Минобрнаукой РФ для дальнейшего распространения», заявляла Татьяна Ильюченко в 2014 году.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в 2016 году средняя школа села Кучук Шелаболихинского района Алтайского края стала родной для нескольких десятков учеников села Батурово и других соседних сел, где закрылись малокомплектные школы.

Перед тем, как реорганизация произошла, многие родители испытывали волнения: школьникам предстояло 12 километров добираться до учебы на школьном автобусе. Но уже спустя год недовольство сменилось одобрением: качество образования улучшилось, появилась возможность внеурочных занятий в различных кружках и секциях.

Читайте ранее в этом сюжете: Здравствуй, школа и школа — прощай! Как учатся сельские дети на Алтае

Читайте развитие сюжета: Алтайские власти: реорганизация — это не закрытие школ

regnum.ru

«крест на людях» или «поиск талантов»? — Свободная Интернет-Газета

Развиваться эта история про допобразование белогорских детей начала в последний день зимы — 28 февраля 2017 года. Разумеется, и до этой даты происходили события, но именно этот день стал информационным «эпицентром». 

 Но, все же, восстановим хронологию событий, которые начались с размещения новости пользователя на сайте просто-газета.рф. На нашем сайте в интернете есть раздел "Сообщи новость", которая позволяет желающим поделиться новостью. Сообщение отображается после того, как его прочитает модератор.

Утром, 28 февраля, при модерации сайта просто-газета.рф было рассмотрена и размещена в дальнейшем новость, присланная на сайт.

Обращение было анонимным, но автор объяснил, по каким причинам он не желает "открывать лицо", поэтому была добавлена информация о том, что: «28 февраля направлен запрос в Комитет образования с просьбой разъяснить ситуацию с сокращением педагогов допобразования школы № 5».

Ну, а сама новость пользователя выглядела так:

«Людей выбросят на улицу, как утиль!

27 февраля был педсовет. Педагогов из бывшего Дома детского творчества, который сейчас блок дополнительного образования в МАОУ "Школа № 5 города Белогорск" сокращают! Почти всех просто выгоняют на улицу имени безработных! Людей, которые большую часть своей жизни посветили дополнительному образованию детей. Которые организовывали такие мероприятия для города, как "Педагогический олимп", "Парад первоклашек" на 1 сентября, "Новогодняя ёлка мэра" и многие другие! Почти всех (оставили 4 человека), как не нужный утиль, под эгидой оптимизации расходов выбрасывают! Оптимизация расходов!? На людях?! На педагогах!? Это ужасный поступок Мелюкова! В нём нет ничего человеческого!!! Сколько тыркали бедный Дом детского творчества. Сколько было у него переездов из здания в здание! А теперь... Просто ставят крест на людях!

   Еще один лицемерный момент! Педагогам на планерке сказали, что вы можете идти по школам и устраиваться там, что, будто бы, будут свободные ставки! Откуда ставки? Когда и так сокращают всё и вся, что только можно! Но дело не в этом, а в том, что их "вежливо" предупредили, что, если педагоги будут отсиживать положенные им 3 месяца компенсации по сокращению, то работу они ни в одной школе не найдут.

Это просто непостижимый, вопиющий беспредел! Прошу обратить внимание на это письмо! Нужно придать огласку этой ситуации. Потому что и дальше будут втихую творить самоуправство сколько угодно! Ведь об этом не напишет белогорский сайт или местное ТВС. Чем тише всё пройдёт, тем будет всё лучше! Прошу, обратите внимание!

Я хочу оставить за собой право остаться анонимом, потому как боюсь, что не доработаю и до мая».

Запрос редакции

Конечно, не обратить внимание на этот крик души было нельзя, тем более, что я помню, как в 2012 году местные власти рапортовали об открытии нового детского сада на базе Дома детского творчества, потратив на реконструкцию его под детский сад порядка 38 миллионов рублей. Но, как заверяла Администрация, ничего страшного в этом нет, Дом творчества ведь не ликвидируют, а лишь перенесут в пятую школу.

«При школе будет создан блок дополнительного образования. Для всех работников учреждения допобразования определены должности с той нагрузкой, которая у них была в доме детского творчества. В помещениях СОШ №5 для дополнительного образования будет сделан ремонт», —  сообщала тогда пресс-служба Главы Белогорска.

Тогда многие тоже возмущались этим переездом, в том числе и дети, и их родители, и сами педагоги. Как можно выделить место в школе под двухэтажное здание, в котором располагался Дом детского творчества (который уже пережил несколько переездов)?  При этом, как самостоятельное учреждение Дом творчества перестанет существовать.  Но «крики души» были не так сильны и «заглушены» доводами о том, что садик нужнее, и кому из детей интересно творческое развитие доберутся и на двух автобусах до 5-й школы.  

Итак, после отображения на сайте просто-газета.рф, был сделан запрос начальнику городского Комитета по образованию, дабы разъяснить ситуацию.

Запрос от редакции был зарегистрирован в Комитете около 16 часов 28 февраля 2017 года и был следующего содержания:

«Из неофициальных источников стало известно, что на педагогическом совете, который проходил 27 февраля 2017 года в МАОУ «Школа № 5 города Белогорск», было озвучено решение, что блок дополнительного образования будет значительно уменьшен. Почти всех педагогов (кроме 4 человек), которые перешли туда работать из бывшего  Дома детского творчества, сокращают.

В связи с готовящейся газетной публикацией, согласно ст.39 Закона РФ о СМИ прошу Вас предоставить следующую информацию и ответить на ряд вопросов:

- Сколько педагогов дополнительного образования будет сокращено? (с указанием возраста и стажа педагогов).

- Сколько свободных ставок имеется на момент запроса в других образовательных учреждениях города?

- Сколько детей и по каким направлениям были заняты доп. образованием в школе № 5?

- Если будут оставлены какие-то направления доп. образования, то какие и почему?

- Сколько бюджетных средств на доп. образование в МАОУ «Школа № 5 г.Белогорск» было потрачено в 2016 году? Какова структура этих расходов?

-  Когда и кем было принято решение об оптимизации расходов именно путем сокращения педагогов дополнительного образования в данном учреждении?

- Какого эффекта в денежном выражении планируется добиться проведенной оптимизацией?

А также прошу ответить на вопрос, рассматривался или рассматривается сейчас вопрос оптимизации расходов городского образования путем закрытия доп. образования МАОУ «Школа № 4 города Белогорск» (Центр технического творчества по ул. Никольское шоссе, 27А).  Если да, то какие направления будут закрыты, сколько педагогов будет сокращено.»

Ответ Администрации

Но дожидаться ответа в этот раз долго не пришлось, несмотря на то, что рабочий день был уже закончен. Вероятно, для того, чтобы «подавить народные волнения» в дело подключилась пресс-служба Главы города Белогорска и уже к вечеру 28 февраля на сайте белогорск.рф появилось сообщение под названием «Дополнительное образование Белогорска станет доступней» и содержало следующую информацию:  

«В систему организации дополнительного образования Белогорска с началом летних каникул будут внесены изменения. Это позволит значительно увеличить охват школьников допобразованием и скоординировать общегородскую деятельность самих педагогов, отмечают в комитете по образованию, делам молодежи. — Решение о внесении изменений принято после анализа работы учреждений допобразования, который проводился на протяжении последних нескольких лет, — говорит председатель комитета Ирина Губина. – Оптимизация коснется штатного расписания. Ставки педагогов допобразования двух учреждений (школ № 4 и 5) будут перераспределены между другими образовательными организациями города.

При этом все направления дополнительного образования сохранятся и в школах, где в настоящее время ставки числятся. Сделано это будет, не только за счет средств местного бюджета, но и, в том числе, за счет внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Фактически, уточняют в комитете, речь идет о 45 ставках, которые в настоящее время занимают 25 работников допобразования.

Это не только те, кто непосредственно работает со школьниками, но и обслуживающий техперсонал: завхоз, дворник, уборщик, сторож. — В средней школе № 5 в штатном расписании учреждения дополнительного образования техперсонала нет, но 23 ставки распределены между 14 работниками, два из которых совместители, — дополнила председатель комитета. – То есть фактически одни и те же люди получают заработную плату, исходя из того, что занимают по несколько ставок.

В их числе концертмейстер, костюмер, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, замдиректора. При этом количество детей, занимающихся в кружках и объединениях, оставляет желать лучшего.

Перераспределение ставок позволит сделать сеть дополнительного образования намного шире и доступнее, поскольку ею будут охвачены уже все общеобразовательные организации города.

В настоящее время начались организационно-штатные мероприятия в рамках исполнения действующего законодательства в области труда, в том числе уведомительного характера. С 1 июня в штатное расписание всех школ города будут введены новые ставки педагогов дополнительного образования за счет средств городского бюджета, что позволит трудоустроить заинтересованных педагогов согласно их профессиональной деятельности.

А в пресс-релизе от 1 марта, также посвященному доп. образованию детей было дополнительно сообщено, что:

«Перераспределение ставок дополнительного образования из школ № 4 и 5 по всем общеобразовательным организациям позволит увеличить охват учащихся, как минимум, на 20%».

Есть и согласные

Знакомая ситуация, не правда ли? И речь из ответа идет вовсе не о ликвидации бывшего Дома творчества, ранее преобразованного в «блок дополнительного образования в Школе № 5», а в расширении услуг доп. образования для всех детей, а не для «индивидуалов» в школах № 5 и № 4.

Тем более, что есть и люди, «готовые на перемены», среди самих педагогов.  Все тем же 28 февраля под сообщением на сайте просто-газета.рф пользователя, пожелавшего остаться неизвестным о том, что «людей выбрасывают на улицу, как утиль», появился и комментарий пользователей, представившихся  педагогами доп. образования Школы № 5 Шешера О.В. и Малюковой Н.В. Они писали следующее:

«Данная заметка вызвала справедливое возмущение от прочитанного. Наш взгляд на эту ситуацию на самом деле более позитивный. Всем предложены рабочие места в других школах, никого не выгоняют на улицу!

Считаем, что принятое в отношении блока дополнительного образования решение является правильным и рациональным.

К счастью, теперь у многих родителей появилась прекрасная возможность дать детям недостающее – возможность в полной мере реализовать свои мечты и желания – воплотить в жизнь программу полноценного развития ребёнка, но не только в пятой школе. Такое перераспределение кадров по школам позволит выявить большее количество талантливых детей.

Занятия в блоке дополнительного образования на базе школ дадут возможность развить творческие способности.

Мы не боимся перемен!»

Ответ Комитета по образованию

А теперь конечное «звено цепи» — ответ на запрос редакции в городской Комитет по образованию и делам молодежи. Не дублируя в большинстве информацию, уже размещенную выше, приведу из него то,  о чем еще не было сказано:

«…В МАОУ «Школа № 5 города Белогорск» реализуются программы дополнительного образования по направлениям: художественно-эстетическое, спортивное,  социально-педагогическое  с  охватом  528  обучающихся  из образовательных организаций г. Белогорск:  МАОУ СШ №17, МАОУ «Школа №10 города Белогорск», МАОУ «Школа № 5 города Белогорск».

Направления художественно-эстетическое, спортивное, социально-педагогическое будут реализовываться в МАОУ «Школа № 5 города Белогорск» в новом учебном году в связи с их востребованностью обучающимися.

В 2016 году из средств местного бюджета на содержание дополнительного образования МАОУ «Школа №5 города Белогорск» было направлено 7 071 594,69 рублей. Из них 5 433 029,64рубля направлено на выплату заработной платы работникам, 1 475 409,03 рубля — отчисления во внебюджетные фонды, 720,00 рублей — пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

Решение о реформировании системы дополнительного образования принято после анализа работы блока дополнительного образования МАОУ «Школа №4 города Белогорск», МАОУ «Школа №5 города Белогорск», который проводился в течение нескольких лет. На основании проведённого анализа на совещании руководителей общеобразовательных организаций (22.02.2017г) принято решение об изменении муниципальной системы дополнительного образования путём перераспределения ставок педагогов дополнительного образования МАОУ «Школа №4 города Белогорск», МАОУ «Школа №5 города Белогорск» во все общеобразовательные организации согласно численности детей.

Ставки педагогов дополнительного образования МАОУ «Школа №4 города Белогорск» будут также перераспределены в общеобразовательные организации согласно численности детей, с сохранением всех реализуемых в настоящее время направлений….».

Ликвидация учреждений

Как видно из ответа Комитета по образованию, основные расходы бюджета на дополнительное образование – это заработная плата педагогов и отчисления во внебюджетные фонды. Тогда такой оптимизацией при сохранении всех ставок мы ничего не добьемся, но… тут же идет речь не только о блоке дополнительного образования, который располагался в 5-й школе, но и школе № 4. А вот тут уже поинтересней. Для тех, кто не знает, напомню, что сейчас эта школа — понятие «сборное», некий холдинг, который в рамках проведенной ранее модернизации и оптимизации прирос дошкольным образованием в виде садика по ул.Никольское шоссе,24 и Центра детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ) по ул.Никольское шоссе, 27 А (или как мы привыкли его называть Станцией юных техников), а, следовательно, дополнительным образованием.

Сама Станция, как отдельное УЧРЕЖДЕНИЕ, перестала существовать уже тогда, но это вновь преподносилось, как плюс, а не минус.  Четырьмя зданиями и направлениями – школами начальной и основной, детсадом и ЦДЮТТ -  стал руководить один директор.

Теперь, на основе многолетнего анализа, решено окончательно УНИЧТОЖИТЬ ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. 

По информации, полученной в телефонном разговоре от директора Школы № 4 Юлии Чарей, в самой школе останется четыре преподавателя и направления  — школа безопасности, юнармия, театральный и ИЗО. Другие четыре педагога и направления уйдут в другие школы. К, примеру, авиамоделизм вместе со всем оборудованием и классом переедет в «Сосновку» в школу № 201.

Итак, если на педагогах и на их ставках мы не экономим, так как их не сокращаем, а перераспределяем по другим школам, то в этом случае мы убираем только расходы на содержание здания ЦДЮТТа. Каковы затраты на ЖКУ, директор школы затруднилась ответить, но вряд ли они столь высоки, что неподъемны для городского бюджета (думаю, в разы меньше расходов на СМИ).

После перераспределения педагогов из Центра, предполагаю, здание выставят на продажу. И с этого момента любимое детворой место перестанет существовать.

Как перестала уже существовать Станция юных натуралистов, которую тоже с удовольствием посещали ребята, а в летний период могли и подработать.

Я согласна, что перемены – это хорошо, но когда эти перемены к лучшему. Понимаю, что никто не хочет лишиться работы – ни те, кто боится назвать свои фамилии, ни те, кто активно отстаивает принятые руководством решения. Но практика показывает, что когда активно нам пытаются доказать, что проведенные меры таких действий, как «оптимизация», «реорганизация», «модернизация», должны отразиться на нас хорошо, это происходит с точностью до наоборот.

Выявлять талантливых детей в школах и детсадах можно и без того, чтобы разогнать педагогов по школам. И так в каждой школе есть педагоги, которые видят, кто лучше поет на уроках музыки, у кого есть талант к рисованию, у кого к декламации. Есть родители, которые замечают, к чему тянется их чадо, и что, по их мнению, нужно в своем ребенке развивать. Затем принимается решение о том, какое УЧРЕЖДЕНИЕ доп. образования  ребенок будет посещать.

А так выходит ситуация с оркестром, музыкантов которого распределили по селам – в одном будут на баяне играть, во втором на рояле, а из третьего села будут делать балалаечников. Все вроде бы хорошо, только оркестра не будет уже…

При чем, здесь никто не спрашивает мнение ни детей, ни их родителей – являющихся полноправными участниками образовательного процесса. «Анализ» на протяжении  нескольких лет проводился как-то без них, также как без них принято это решение.

Я не думаю, что когда в конце прошлого года Администрация города, заявившая во всеуслышание о том, что «ищет новые пути повышения доходов и оптимизации расходов местного бюджета» и предлагавшая горожанам на сайте МО г.Белогорск в специальном разделе принять участие в «мозговом штурме», получила от них предложения расформировать педагогов доп. образования или продать здание Станции юных техников.  

Можно бесконечно отчитываться о том, как ведется работа в неблагополучных семьях, говорить, сколько детских площадок благоустроено силами местных властей, об открытии единственного на Дальнем Востоке ЦКР, а другой рукой закрывать филиалы библиотек, УЧРЕЖДЕНИЯ доп. образования в микрорайонах города.

Дети остаются предоставленными самим себе на улице, и это не всегда заканчивается благополучно. Так, 11 марта в Белогорске произошел несчастный случай. Группа подростков гуляла на территории заброшенного хлебозавода. Дети забрались на руины бывшей котельной. Одна девочка, шестиклассница, оступилась и упала с высоты второго этажа.  Девочка получила травму головы, ушибы и перелом лучевой кости.

Но это меркнет по сравнению  тем, что теперь появилась «возможность в полной мере реализовать свои мечты и желания – воплотить в жизнь программу полноценного развития ребёнка, но не только в пятой школе»…

Автор: Наталья Михайлова

Источник: "Просто газета" № 11(393) от 21.03.2017 г.

www.svob-gazeta.ru

Реформа с «нажимом». Учителя и родители выступили против реорганизации школ | ОБЩЕСТВО

Лучший строительный материал для дорог – благие намерения. Правда, часто они ведут не туда, куда каждому хотелось бы попасть. Здравая идея объединения малокомплектных школ в Алтайском крае получает, порой, воплощения, пугающие учителей и родителей учеников.

В Локтевском районе оптимизацию одной из сельских школ удалось приостановить только после намерения педагогического коллектива объявить голодовку.

Умными и осмотрительными

Оптимизация системы общего образования идёт в крае с 2013 года. В основном происходит присоединение малокомплектных школ к более крупным на правах филиала. Некоторые школы и вовсе закрываются. По информации Минобрнауки региона, из 1133 школ края статус филиала в текущем учебном 2016-2017 году имеют 135 школ, что составляет 12% всей сети общеобразовательных учреждений. При этом декларируется, что по современным образовательным стандартам в крае учится 80% детей, а вот 20%, в основном живущих на селе, не имеют такой возможности.

Региональные власти уверяют, что при оптимизации действуют однозначно в интересах детей и их родителей. Все решения принимаются с учётом мнения жителей, создаются специальные комиссии. И если есть какие-то сомнения, например, затруднена доставка, школы не закрываются.

Но реальная ситуация такова, что оптимизацией довольны не все. И не только потому, что детей родителям приходится возить за 11 километров (на что власти возражают в духе – чего тут такого, в советское время дети ходили в школу за 12 км каждый день), а потому, что в процессе реорганизации чиновники перестают слышать людей.

Из-за многочисленных жалоб в краевом парламенте была создана межведомственная группа, которая должна контролировать порядок проведения и объективность оптимизации образовательной сети Алтайского края. В её состав вошли депутаты АКЗС и представители краевого профсоюза работников народного образования.

На минувшей неделе первый свой выезд рабочая группа совершила в Косихинский район, где Косихинскую школу хотят укрупнить Глушинской школой. В итоге районные власти убедили депутатов, что ситуация в районе рабочая и позитивная.

Инициатива на местах

На ситуацию с недовольством оптимизацией школ вынуждена была отреагировать и региональная исполнительная власть. Которая признала, что отдельные руководители в муниципалитетах затянули процесс по реформированию образования, не смогли создать системную работу, поэтому решают эти вопросы «не по-умному, с нажимом», перекладывая ответственность на краевой уровень. Хотя была дана глобальная общая команда на места: быть умными и осмотрительными.

Примером возможной неосмотрительности является Локтевский район Алтайского края. Там процессы оптимизации школ идут активно, но их результаты и потенциальный итог пугает многих. Самый яркий пример – попытка объединить самую крупную сельскую школу в районе в селе Масалиха с самой крупной городской школой в Горняке. За 28 километров. А также «слить» несколько других школ.

Идея объединения районными властями была озвучена ещё в прошлом году, но «против» выступила Татьяна Вакулина, директор Масальской школы. Тогда с ней расторгли контракт и назначили в школу нового директора. Но против оптимизации выступили почти все учителя и жители села – они полагают, что после объединения зарплата учителей снизится на четверть, качество образования упадёт, дети, особенно в зимний период, не смогут добираться до городской школы, если будет принято решение возить старшеклассников в город. Да и само объединение большой, самодостаточной школы не с ближними сельскими образовательными учреждениями, а с городской школой выглядело в глазах сельчан абсурдом.

В начале февраля была создана районная комиссия по оптимизации Масальской школы, которая провела уже два заседания, но остановить объединение удалось только после угрозы учителей выйти на голодовку.

Сейчас, по словам Татьяны ВАКУЛИНОЙ, школу на время оставили в покое. Филиалом её делать пока не будут, хотя попытки забрать в город бухгалтерию образовательного учреждения продолжаются.

«Что касается других школ – то издевательства продолжаются. Кировскую школу, большую Успенскую школу делают сейчас филиалом городской школы №2, – говорит Татьяна Вакулина. – В состав комиссии, которая должна учитывать мнение людей, входит 15 человек – 10 представителей администрации и 5 педагогических работников. В итоге на заседаниях принимаются те решения, которые нужны администрации».

Не для сведения счётов

Пока в Масальской школе не знают, как остановить передачу бухгалтерии в район. По закону образовательное учреждение имеет право само регулировать свою финансовую деятельность. Раньше это позволяло сэкономленный фонд оплаты труда направлять на премирование учителей. После передачи финансов в район о премиях, вероятно, придётся забыть. При этом, по словам бывшего директора, власть пыталась заткнуть рот учителям по поводу зарплаты, натравив на них сельчан – рассказав, как много те получают. Но жители Масалихи на провокацию не поддались – их больше интересует не зарплата педагогов, а качество образования, которое при реорганизациях часто страдает. Получают учителя в селе на самом деле немного – без высшей профессиональной категории, со стандартными 18 учебными часами в неделю выходит около 13 тыс. рублей. Средняя по школе зарплата в 18200 рублей выходит за счёт того, что 8 из 20 педагогических работников имеют высшую категорию, ведут по 28 учебных часов в неделю, плюс классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами, и получают чуть больше 20 тыс. рублей в месяц. При этом у всех зарплата не повышалась с 2013 года.

– Сама по себе оптимизация школ – дело правильное – считает Татьяна Вакулина, – но только если решения принимаются разумные. Если в школе учится 20-25 детей, а у нас такие школы в районе есть, и она при этом средняя – то это неправильно. Малокомплектные школы, где обучается до 50 учеников, должны объединяться. Как наша Николаевская школа, где 24 человека. Или Золотухинская. А школы, где больше ста детей, оптимизировать через объединение неразумно. К нашей Масальской школе со 166 учениками можно присоединить школу во Второй Каменке с 59 учениками – это ближе и понятнее. А вот присоединение самой большой сельской школы к самой большой городской школе непонятно.

От необдуманной оптимизации школы лихорадит. Иногда она используется для сведения личных счётов с директором. При этом разрушается образовательный процесс, страдают учителя, подвергаются опасности ученики, которые могут не сдать нормально экзамены.

Красивые цифры оптимизированных школ и сэкономленных на этом бюджетных денег могут радовать. Но, вероятно, важнее не сиюминутная выгода, а результат в виде качества и уровня образования будущих поколений края. В таком деле с отдалёнными и длительными последствиями как школа, всевозможные эксцессы исполнителей должны быть максимально исключены.

Смотрите также:

www.altai.aif.ru

Оптимизация бюджета не должна сказаться на социальной сфере — Российская газета

Оптимизация бюджета не должна сказаться на социально значимых программах, подчеркивает премьер-министр Дмитрий Медведев.

Глава правительства провел в пятницу совещание по расходам федерального бюджета 2017-2019 годов в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения. "Социальные затраты бюджета остаются самыми значительными, но, несмотря на текущую экономическую ситуацию, нужно предусмотреть ресурсы для социальных обязательств, профинансировать те статьи расходов, которые непосредственно затрагивают интересы людей", - подчеркнул он.

- В сложившихся условиях нам придется проводить оптимизацию расходов за счет перераспределения средств на самые важные направления, но нельзя допустить, чтобы такая оптимизация сказалась на социально значимых программах, на тех позитивных изменениях, которые произошли в этой сфере за последние годы, - заявил премьер.

В этом году более чем на 20 процентов увеличился минимальный размер оплаты труда, увеличен прожиточный минимум, из которого высчитываются социальные выплаты. Первоочередной задачей правительства остается помощь семьям с детьми, людям с ограничениями по здоровью и пенсионерам. Поэтому до 2018 года продлена программа материнского капитала. "Мы, конечно, сохраним и другие формы поддержки многодетных семей, в том числе ежемесячные выплаты на третьего и последующего ребенка, окажем внимание детям, которые живут вне семьи и находятся в трудной жизненной ситуации", - заверил Дмитрий Медведев. Продолжится работа по решению проблем инвалидов, обеспечению их техническими средствами реабилитации. В рамках госпрограммы "Доступная среда", продленной до 2020 года, - 3 тысячи зданий, 700 школ и детских садов сделать удобными для инвалидов.

Большой фронт работы предстоит по линии здравоохранения, где нужно заниматься как вопросами лекарственного обеспечения, так и выполнять указ президента по повышению оплаты труда врачей, медсестер и фельдшеров. Из бюджета выделяется помощь регионам для поддержания материально-технической базы здравоохранения. Так, за счет средств госказны на места поставят 1240 автомобилей скорой медицинской помощи и 110 реанимобилей. "В ближайшее время - я вчера тоже подписал такое поручение - мы увеличим количество таких автомобилей еще на несколько сотен в этом году, что в конечном счете очень важно для того, чтобы вовремя люди наши получали неотложную помощь и была возможность оказать эту помощь в самых разных уголках нашей страны, - сообщил председатель правительства. - Поэтому расходы на санитарный автотранспорт будут дополнительно увеличены, такое решение принято".

В части образования все усилия правительства будут направлены на создание условий для развития детей, их отдыха и учебы. Запущен масштабный проект по ремонту и строительству новых школ, рассчитанный на 10 лет. Он, как известно, предусматривает создание 6,5 миллиона современных учебных мест. "Мы должны сделать все, чтобы наши дети могли учиться в современных школьных зданиях, оснащенных всем необходимым, - подчеркнул Медведев. - Иными словами, несмотря на жесткий бюджет и 2017 года, и подходы к 2018 и 2019 годам, такие программы мы продолжим. Средства на их финансирование должны быть определены".

Многие социально значимые программы федеральное правительство реализует совместно с регионами. При этом вынуждено думать о том, как помогать самим субъектам Федерации, которые порой испытывают трудности с собственными доходами. Расходы на сбалансированность региональных бюджетов стали темой другого совещания. "Система межбюджетных отношений в идеале должна обеспечивать справедливые равные возможности для реализации социально-экономических программ, которые в регионах реализуются, - подчеркнул премьер. - Одновременно должна стимулировать экономическое развитие регионов".

- Регионы должны, конечно, стремиться к сбалансированности, к самодостаточности своих субъектов, учиться зарабатывать необходимые средства, проводить ответственную и рациональную финансовую политику, - заявил Медведев. - На стимулирование такой работы и должны быть направлены все механизмы межбюджетных отношений.

Бюджетным законодательством установлены четыре формы поддержки регионов: дотации на сбалансированность региональных бюджетов, субсидии, субвенции и так называемые иные межбюджетные трансферты. Министерство финансов внесло предложения, как эти инструменты совершенствовать, напомнил председатель правительства. В частности, в Белом доме ранее уже обсуждали варианты их укрупнения. Кроме того, минфин предлагает отдельные межбюджетные трансферты заменить на субсидии. В текущем году администрируются 95 субсидий.

rg.ru

Городские депутаты недовольны результатами оптимизации в образовании в 2016 году

Общество, 18:34 29 марта 2017

Версия для печати

duma.tyumen-city.ru

Вопросы размера платы за коммунальные услуги в городских школах и эффект от оптимизации в 2016 году обсудили депутаты на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской городской думы.

Депутат Александр Чепик попросил директора департамента имущественных отношений администрации Тюмени Елену Уляшеву пояснить ситуацию с графиком капитальных ремонтов и размером платы за ЖКУ у школ.

"Вопрос навскидку - гимназия №16, где 2 тысячи 100 учеников, тратит на коммуналку 15 миллионов рублей, а школа №63, где 3 тысячи 800 учашихся, - 8 миллионов. В школе №63 на капитальный ремонт запланировано 200 тысяч рублей. Как это рассчитывается? В школе №15 окон нет и все выдувает, или что происходит? Как у вас план капремонта формируется?", - поинтересовался Александр Чепик.

Елена Уляшева ответила, что план по капитальному ремонту никак не привязан к расходам на ЖКХ.

"Гимназия №16 - новая школа, большая, поэтому капремонта там быть не может. План формируется согласно положению о порядке ранжирования объектов, который есть в администрации, исходя из года постройки и технического состояния", - сообщила она.

Александра Чепика такой ответ не удовлетворил.

"В школе №63 площадь меньше, и дети, потому что ближе друг к другу, телами друг друга греют, раз расходы в два раза меньше?", - иронизировал депутат.

Елена Уляшева отказалась отвечать на вопрос про коммунальные услуги, так как это не являлось предметом обсуждения комиссии.

"Вы в том году проводили оптимизацию, сокращали директоров, всех убирали, а цель-то оптимизации какая? Если здесь идет одна коммуналка только на 15 миллионов, о чем мы тогда говорим? Сократили где-то директора, устроили из этого целое шоу, а в итоге расходы в одной школе в два раза превышают размер того, что в другой. Тут ведь таких вопросов еще больше, те же зарплаты. Например, в среднем на одного ребенка в школе №22 тратится 35 тысяч рублей. Берем школу №52 - там 64 тысячи рублей, в два раза. Это от чего зависит?", - выразил мнение депутат.

В дискуссию вмешался директор городского департамента образования Вячеслав Воронцов.

"Коммуналка определяется не количеством детей, а теми площадями, которые надо отапливать и освещать. Школа №63 по площади в два раза меньше гимназии №16, там ситуация напряженная вплоть до того, что мы думаем организовывать подвоз детей в Восточный-2, когда там будет открыта школа. Оптимизация проводилась не ради того, чтоб уволить одного директора. Экономическая целесообразность, безусловно, присутствует в части сокращения административно-управленческого аппарата, но это два-три человека, это не было самоцелью", - пояснил директор департамента.

Он заверил Александра Чепика, что в администрации создана рабочая группа, которая занимается анализом коммунальных расходов в целом по городу, чтобы более эффективно и оптимально расходовать бюджет.

Елена Уляшева подчеркнула, что зданий под школы, которые в департаменте могли бы позволить себе закрыть и не ремонтировать, в Тюмени нет и в системе образования, наоборот, существует недостаток площадей.

"Наша обязанность - проводить текущий и капитальный ремонты. Мы не можем сделать все и сразу, но подходим к этому планово, ранжируем объекты. В школах, которые мы недавно починили, ситуация стабилизируется", - рассказала она. 

В 2016 и 2017 году в Тюмени завершены работы по ремонту по заключенным муниципальным контрактам на 23 объектах системы образования. Бюджет предусматривал на эти цели 65 млн 441 тыс. рублей, но фактически на работы потратили 57 млн 308 тыс. рублей благодаря экономии во время проведения конкурсных мероприятий.

Директор департамента имущественных отношений сообщила, что в планах на 2017 год выполнить работы по капитальному ремонту по заключенным контрактам на пяти объектах. Строительно-монтажные работы ведутся в школах №5, 9 и 13 в бюджете на эти цели предусмотрено 374 млн 861 тыс. рублей. Разработка проектно-сметной документации ведется по спортивной школе №3. Проект по школе №65 закончен и находится на госэкспертизе.

В школах №30 и 65 планируют закончить работы по благоустройству в 2017 году. Строительство школы в Восточном микрорайоне завершат к началу учебного года.

В ближайшие три года в Тюмени появятся еще четыре школы: одна в микрорайоне "Ямальский-2", которая уже находится на стадии строительства, еще три в микрорайонах "Ямальский-1", на Мысу и в районе ул. Янтарной - Бориса Житкова.

Депутат Дмитрий Осипов поинтересовался судьбой одного из корпусов школы №30.

"Одно из зданий школы по Московскому тракту мы планируем отремонтировать в 2017 году. Инструментальное обследование здания закончилось 4 февраля. Мы успеваем все по срокам сделать?", - обратился он к Елене Уляшевой.

Она отметила, что все идет по плану и деньги на это предусмотрены, однако если в сроки уложиться не получится, закон позволяет сделать переходящий контракт на следующий год.

"В любом случае ремонт начнем. Нужно понимать, что мы при ремонте школ привязываемся к учебному периоду", - подытожила директор департамента.

Дарья Казакова

t-l.ru

Зюганов вывел оптимизацию школ в Алтайском  крае на федеральный уровень

Руководитель фракции КПРФ в Госдуме и председатель ЦК компартии Геннадий Зюганов обратился к министру образования РФ Ольге  Васильевой и генпрокурору Юрию Чайке «с просьбой, по возможности, остановить «оптимизацию» и проверить законность проводимой реструктуризации муниципальных образовательных учреждений в Алтайском крае», сообщает сайт КПРФ 22 марта.

Руководитель КПРФ сообщил министру образования и генпрокурору, что в ряде районов Алтайского края планируется реструктуризация школ, которые не являются ни малокомплектными, ни малочисленными. Такая «оптимизация», по мнению Зюганова, приведет не только к ухудшению качества образования, но и к дезорганизации учебного процесса, что недопустимо особенно сейчас – в середине учебного года.

Зюганов также отметил, что на уровне правительства края отсутствует единая нормативная база, регламентирующая процедуры реорганизации или ликвидации образовательных учреждений, что приводит к произволу местных чиновников.

Можно предположить, что обращение Зюганова было инициировано депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым, представляющим Алтайский край в Госдуме и недавно посещавшим регион. «За десять лет только в этом регионе стало меньше на 376 школ», — написал 5 марта в своем Facebook Шаргунов.

Вопрос оптимизации школ недавно прокомментировал губернатор Александр Карлин. По его словам, отдельные руководители в муниципалитетах затянули процесс по реформированию образования, не смогли создать системную работу, поэтому решают эти вопросы «не по-умному, с нажимом», перекладывая ответственность на краевой уровень, пишет «Алтапресс». «У нас в стране подушевое бюджетирование образовательных учреждений. Да, малокомлектные школы имеют прибавку. Но объем этой прибавки небезграничен. Можно обеспечить школу из 50 человек всем необходимым для качественного образования так же, как и школу на 500 человек. Но за счет этих 500», — сказал Карлин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

xn--80aaeyqihb1akd1n.xn--p1ai


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта