Оптимизация учения школьников – потребность времени. Оптимизация учебного времени


Оптимизация учения школьников – потребность времени.

(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 325 -327.)

Знаменательной особенностью нашего времени является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение ее во все сферы человеческой жизни и деятельности. Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь – не в образном, а в непосредственном практическом смысле.

Все это не могло не сказаться на характере обучения подрастающих поколений, на содержании учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, а также на методах обучения в современной школе. В мировой педагогике не обошлось и без курьезов – возникли течения, которые стали предсказывать неизбежность отмирания школы, замены ее средствами массовой коммуникации самообразованием. Одновременно стали развиваться идеи бурной интенсификации обучения. Появились весьма сложные обучающие машины, которые, по мнению их создателей, должны прийти на смену учителю, уже не справляющемуся со своими функциями. Возникли и предложения о значительном продлении сроков обучения. И т.д.

<…> дидактика отвергла все эти крайности и идет по пути системного решения возникших проблем. С учетом новых потребностей общества в нашей стране совершенствуется содержание учебных программ и учебников. Настойчиво ведутся поиски таких вариантов, которые более быстро, полно и глубоко знакомили бы учеников с новой научной информацией и в тоже время оставались доступными для учащихся. Этот процесс весьма сложен и противоречив. Потребуется еще некоторое время для того, чтобы выявить в массовом эксперименте оптимальные варианты содержания обучения, особенно математики и физики. <…> в 1981 г. по большинству предметов вводится новые типовые учебные программы, которые освобождены от слишком усложненного и второстепенного материала.

Свою важную задачу советская школа видит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому в новых учебных программах специально предусмотрено формирование у учени­ков умений и навыков рациональной организации учебной деятельности.<…>

<…> Выработка умения учиться важна и для предупреждения перегрузки учеников учебными занятиями. Специальные исследования, проведенные педа­гогами А. В. Усовой, Д. И. Пеннером, И. П. Раченко и другими, убедитель­но показывают, что перегрузка учащихся чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда, из-за мед­ленного темпа чтения и письма, быстрой утомляемости, отсутствия настой­чивости в учении. Проведенный нами анализ причин неуспеваемости тысячи учеников средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения навыками учебного труда.

Все это говорит об огромном образовательно-воспитательном значении рациональной организации учебно-познавательной деятельности школьников. Без оптимизации учения невозможна общая оптимизация процесса обучения в современной школе. Ведь как бы хорошо ни строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным ни было бы его объяснение, все же нельзя рассчи­тывать на успех, если ученик не владеет навыками рациональной организа­ции учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. <…>

<…> Прежде чем рассмотреть основные направления оптимизации учения, необходимо охарактеризовать некоторые понятия, связанные с этой темой: «учение», «учебный труд», «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность», «навыки учебного труда», «умение учиться», «общеучебные умения и навыки», «специальные умения и навыки».

Что касается понятий «учебный труд», «учебная деятельность» и «уче­ние», то мы их будем употреблять в дальнейшем изложении как синони­мичные. Учение — ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача — усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности — производительным трудом, худо­жественным творчеством, спортом.

Термины «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» и «познавательная деятельность» имеют определенную общность, но и специ­фические отличия. «Познавательная деятельность» – понятие более широкое, чем два других, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых положений, фактов, закономерностей. Для школьника познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Что касается учебной деятельности, то это понятие более широкое, чем учебно-познавательная деятельность, так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков.

При описании учебной деятельности применяются понятия «действие», «операция», «прием», «умение», «навык». Деятельность осуществляется посред­ством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия назы­вают операциями. Совокупность определенных операций можно назвать прие­мом деятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением. Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык. Если при наличии умения человек еще вынуж­ден осуществлять оперативный самоконтроль за осуществлением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятель­ности (хотя при необходимости может это свободно делать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответ­ствующих действий.

В учебной деятельности школьники овладевают определенными умениями и навыками. Например, они овладевают приемами чтения по буквам, по слогам, целыми словами, т. е. умением читать. Затем это умение отрабатывается до некоторой степени автоматизма, когда чтение становится беглым, свободным. На этом этапе можно говорить уже о владении навыком чтения. Умение по­степенно перерастает в навык; это дает основание говорить, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык.

Различают общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки. Если первые относятся ко всем учебным предметам, то вторые характер­ны лишь для того или иного предмета. Например, навыки работы с книгой, навыки чтения и письма относятся к общеучебным, а навыки решения вы­числительных задач, выполнения лабораторных работ, измерений на местности, работы с географической картой, жестью, пластилином являются специальными умениями и навыками для отдельных учебных предметов или их циклов.

В этой брошюре в основном будут рассматриваться общеучебные умения и навыки, носящие универсальный характер. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков и называют умением учиться.

Рациональная организация учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий. Это означает, что школьник не просто должен владеть некоторыми умениями и навыками учебного труда, но и уметь из многих спосо­бов деятельности выбрать наиболее подходящие для данной ситуации. Например, при владении умением оптимизировать учение он изберет из возможных вариантов режима дня тот, который наиболее удачно учитывает его индивидуальные особенности, из вариантов последовательности выполнения до­машних заданий — наиболее соответствующий его учебным возможностям, из ряда вариантов плана ответа — наиболее отвечающий содержанию учеб­ного материала и целям ответа и т. п.

Чтобы сформировать у учеников подобные умения и навыки, необходимо иметь четкую программу действий в каждом классе при изучении всех предме­тов.

studfiles.net

Моделирование содержательного аспекта образовательного процесса как метод оптимизации распределения учебного времени учащихся Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 371.01 ББК 74.202

Яковлева Ольга Александровна аспирант г. Челябинск

Моделирование содержательного аспекта образовательного процесса как метод оптимизации распределения учебного времени учащихся

Данная статья освещает такой актуальный на сегодняшний день вопрос как оптимальное использование учебного времени посредством применения метода моделирования. В ней изложен вариант формализации подхода к распределению учебного времени с учетом особенностей изложения учебного материала в условия информатизации системы образования. В статье предлагается новая функция компьютера в школе, — как элемент управления.

Образовательный процесс - неотъемлемая составляющая

жизнедеятельности человеческого общества, поэтому цели и содержание обучения определяются текущим состоянием, тенденциями развития социума.

Проблема грамотного использования учебного времени является весьма актуальной, так как научно-технический прогресс вызывает потребность во все возрастающем объеме информации, необходимой человеку для его успешной деятельности. Поэтому образовательные учреждения, опираясь на нормативные документы и методические рекомендации, стремятся передать учащимся максимальный объем знаний за установленные временные рамки. Однако, вследствие влияния как объективных, так и субъективных факторов система обучения, построенная по одним и тем же принципам, и, казалось бы, включающая аналогичные элементы, функционирует в одних случаях оптимально, а в

других - требует существенной доработки. В свою очередь, увеличение временных затрат, которое кажется наиболее простым способом «объять необъятное», будет являться нарушением уровня допустимой нагрузки, с которой способны справиться учащиеся без нанесения ущерба здоровью. Специфика педагогической деятельности заключается в том, что значимое влияние на процесс обучения и его результат оказывают субъективные факторы. Одним из них является ситуация, в которой педагог не может оценивать всех детей одинаково. К тому же на развитие и становление личности каждого ребенка оказывает влияние сложное сплетение множества факторов, а как результат - проявление индивидуальных особенностей в процессе обучения, темпе и качестве восприятия и воспроизведения учебного материала. Б. Блум предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для каждого ребенка условиях. Отсюда возникает предположение, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, практически все учащиеся смогут полностью усваивать все содержание обучения. Но на сегодняшний день снятие жестких временных ограничений невозможно.

Таким образом, возникает необходимость определения оптимального времени обучения, за которое большинство учащихся смогут полностью усвоить весь предлагаемый учебный материал. Оптимальность обучения предполагает выполнение ряда требований и, прежде всего, тщательно спланированной деятельности учителя и ученика. Поэтому возникает жизненная задача - научиться оптимально использовать учебное время.

Время - это ценность особой категории. Оно меняется каждую секунду, и маловероятно, чтобы возможности, которые были упущены или не приняты во внимание некоторое время назад, появятся повторно, по крайней мере, в тех же условиях. Рассмотрим пример: тот материал, который обычный ребенок способен усвоить в 7 лет, он будет способен понять и в 10, но, чтобы достичь

уровня знаний, которым необходимо обладать 10-летнему ребенку, нужно будет сокращать время на закрепление изучаемого материала. Следовательно, когда в дальнейшем понадобиться опора на знания, полученные вскользь, произойдет, опять же, неприемлемое для педагога усвоение уже нового материала. Эта цепочка будет иметь свое дальнейшее развитие. В результате получается своеобразная пирамида, в которой без крепкого фундамента получается шаткое строение. Именно по этой причине крайне важной является способность педагога не просто бережно относится ко времени, но и грамотно его использовать в своей деятельности.

Значимость тематического и поурочного планов бесспорна. Но составить качественный тематический план - задача, требующая высокой квалификации педагога, которая приобретается в результате продолжительной работы в школе. Учебный процесс - сложная система, содержащая большое количество вопросов, выбор способа решения которых необходимо предварительно спрогнозировать, чтобы улучшить имеющееся результаты. Учитель постоянно находится в творческом поиске такого сочетания форм, методов и приемов изложения материала, чтобы повысить степень восприятия и создать условия для его более прочного осознания. Важно добиться не просто репродуктивного воспроизведения информации, но и осознанного использования полученного опыта и знаний в смежных направлениях учебной деятельности и повседневной жизни. То есть, на сегодняшний день, перед педагогом стоит задача формирования компетентностей у учащихся, которая требует пересмотра не только форм, методов, приемов подачи учебного материала, но и содержательного наполнения предметов, пересмотра соотношения теории и практики, что, в свою очередь, влечет неизбежное перераспределение учебного времени, которое является дефицитным ресурсом.

Дефицитными являются те ресурсы, количественная нехватка которых приводит к нестабильному состоянию системы или нежелательному ее поведению. Как определить, что текущее состояние является наилучшим в данных условиях? Чтобы получить объективный ответ на поставленный

вопрос, необходимо провести сравнительный анализ состояния системы при изменяющихся численных значениях дефицитного ресурса (критерия оптимизации). Для нахождения оптимального решения любой задачи необходимо [1]:

1) обосновать критерий (критерии) оптимальности;

2) выбрать адекватные методы оптимизации;

3) построить процесс оптимизации.

Оптимизации процесса обучения по различным критериям посвящен ряд работ (Б. К. Бабанский, Д. Ш. Матрос, И. П. Огородников, В. И. Михеев, И. П. Раченко, С. И. Архангельский и др.). Одним из первых эту проблему затронул Б. К. Бабанский, но критерии в том виде, в котором они предложены автором, оказываются слишком сложными для их представления в формализованном виде для решения оптимизационной задачи посредством разработанных методов математического программирования.

В школьной системе обучения один ресурс является устойчиво дефицитным - учебное время (Д. Ш. Матрос). Мы рассматриваем только ту часть учебного времени, которая непосредственно используется в ходе проведения уроков (рабочее учебное время). Его общий объем строго регламентирован и дополнительно затраченное время на рассмотрение темы А «заберет» часть временных ресурсов, выделенных на знакомство с содержанием темы В. Следствием чего будет загруженность материалом темы В, что, в свою очередь, вероятнее всего, повлечет снижение качества усвоения материала и успеваемости. Даже незначительное изменение количества дефицитного ресурса в системе приводит к изменению ее состояния, что влечет за собой понижение или повышение эффективности деятельности системы процесса. А учебное время всегда расходуется полностью.

Таким образом, появляется задача оптимизации учебной нагрузки, где в качестве критерия оптимизации выбирается учебное время.

Возникает противоречие: как можно пытаться уменьшить то, что установлено нормативом и используется полностью. Этот факт требует

дополнительных пояснений. Когда составляется базисный учебный план, на каждый предмет выделяется некоторое количество времени, за которое учащиеся должны освоить учебный материал, овладеть компетентностями. Это время будем называть нормативным временем [1]. Помимо нормативного объективно существует фактическое время [1] усвоения материала, овладения навыками, умениями и компетенциями, то есть время, которое на самом деле нужно будет затратить, чтобы большинство учащихся усвоили учебный материал удовлетворительно.

Разница между фактическим и нормативным учебным временем составляет значение учебной перегрузки. Отсюда задача оптимизации модифицируется в нахождение такого распределения учебного времени, чтобы перегрузка оказалась минимальной.

Итак, в качестве критерия оптимальности выдвигается учебная перегрузка, которую необходимо минимизировать. Самым первым и простым решением, которое приходит в голову будет предложение уменьшать объем содержания до тех пор, пока значения нормативного и фактического время не совпадут. Но это недопустимо, так как во-первых, содержание образование установлено стандартом; во-вторых, современные темпы развития социума повышают требования к подготовке учащихся, если требования к выпускникам школ будет снижены, то школа перестанет полноценно выполнять свои функции, что недопустимо.

Таким образом, метод имитационно моделирования, способный оказать существенную помощь при решении поставленной проблемы, позволяет осуществлять прогнозирование поведения систем, подверженных влиянию стохастических факторов.

Данный метод позволяет построить модель распределения учебного времени, позволяющей наблюдать ее поведение в течение продолжительного периода, то есть модель является динамической. Применение компьютера позволяет не просто перебирать различные варианты, а сделать эти действия целенаправленными, то есть каждый последующий вариант лучше

предыдущего, что позволит сократить время перебора и повысит эффективность планирования в школе.

Проанализировав методическую литературу в области информатики, мы сделали вывод, что при распределении учебного времени в рамках предмета, во внимание берется только один критерий - опыт автора-разработчика учебной программы. Нам этот критерий не подходит, так как на данный момент не разработано методов, позволяющих формализовать такой критерий как педагогический опыт. Поэтому мы попытались найти объективные факторы, которые оказывают влияние на распределение учебного времени между темами учебников, опираясь на их содержание.

Учебный материал - это выражение различных видов содержания образования. Он подлежит усвоению за определенное время. Главной составляющей учебного материала для учащихся является учебник. Содержание учебника должно быть разработано таким образом, чтобы включало в себя знания, способы деятельности, упомянутые в стандарте по предмету. Все это может быть реализовано в учебнике посредством различных форм изложения информации, разнообразных домашних, творческих заданий и т.д. Поэтому, прежде чем приступить к распределению учебного времени между параграфами учебника, необходимо предварительно выделить его составляющие - структурные единицы, благодаря которым реализуются цели, поставленные стандартом. В Челябинском государственном педагогическом университете уже несколько лет ведется работа по созданию электронных учебников, которые существенно облегчат работу учителя на этапе закрепления материала, его систематизации и обобщения, разработки системы уроков, опирающейся на логику изложения материала не только по уровню сложности, но и по частоте использования структурных единиц, входящих в учебник [1].

Учебник - опора учителя. Он определяет объем и систему знаний, во многом определяет методику проведения занятий.

Большую роль играет сложность текста учебника [3], его объективное свойство, которое не зависит ни от каких факторов. Утверждается [2], что

информативность текста прямо пропорционально влияет на степень трудности понимания. А. М. Матюшин отмечал, что одной из основных мер трудности текста является новизна содержания. Следовательно, если бы удалось учесть знания ученика в начале работы с текстом, то можно было бы предсказать его трудность.

Сложность - категория, описывающая состав деятельности, необходимой для решения познавательной задачи или усвоения содержания информационного текста, независимо от того, кто эту деятельность выполняет, и рассматривается в двух планах: сложность структурная и сложность содержательная.

Структурная сложность параграфа (главы) зависит от количества входящих в него элементов (структурных единиц) различного типа - объективная характеристика. Содержательная сложность определяется видом цели, поставленной перед параграфом (знание, понимание, применение в соответствии с категориями Б. Блума). Под объемом параграфа (главы) понимают количество элементов, входящих в него.

Далее необходимо рассмотреть вопрос об информативности текста. Известно, что из практически любого текста можно исключить некоторые предложения, при этом общий смысл и достоверность фактов останутся неизменными. То есть, предложения можно разделить на 2 группы [1]: базисные и дополняющие.

Структура учебного текста тем оптимальнее, чем ближе друг к другу находятся связанные элементы базисных предложений. Связь между далеко расположенными друг от друга элементами трудно понять, что связано с ограниченными возможностями кратковременной памяти ребенка.

Для того, чтобы было легче проследить связь между структурными единицами как в рамках одного параграфа так и в рамках главы любого учебника, мы считаем необходимым представить его содержание в электронном виде, выделяя структурные единицы каждого параграфа и указывая их взаимосвязь.

Изучение предмета строится по линейному принципу, который предусматривает последовательное рассмотрение материала, то есть весь учебный процесс - это своеобразная цепочка следующих друг за другом уроков, каждый из которых опирается на предыдущий и становится опорой для следующего.

Отсюда следует, что отображение процесса обучения предмета удобно проводить с помощью сетевой модели (сетевого графика), построенной на основе теории графов. Вершины сети (события) - результат изучения отдельных тем. Дуги сети, соединяющие вершины, - работа по изучению отдельных тем. Дугу будем обозначать через указание ее начальной и конечной вершин (у ). На каждой дуге (Ц) задается параметр который является нормативной длительностью изучения темы (у) в соответствии с предложенным календарным планом.

С увеличением кратности возврата вероятность должна уменьшаться. Далее необходимо выяснить, какие дуги возвратов оказывают наибольшее влияние на фактическое время обучения, и проанализировать причины их появления. Чтобы выяснить, влияет ли данный возврат на фактическое время изучения предмета в общем случае, следует рассчитать параметры графа с учетом соответствующей дуги возврата и без нее. Те возвраты, которые не оказывают существенного влияния на требуемое количество часов для усвоения материала большинством учащихся, могут быть исключены из рассмотрения.

Усреднив результат, полученный при просмотре вероятностей возврата по каждому параграфу на значительном количестве испытаний, мы получим фактическое время по каждому параграфу при данном тематическом планировании.

В результате проведенного анализа выделяются дуги возврата, которые представляют наибольший интерес, поскольку именно они существенно увеличивают Тф по сравнению с Тн. Уменьшить параметр Рд на этих дугах можно за счет снижения продолжительности соответствующих работ (увеличение времени обучения по ряду тем).

Необходимое для этого время может быть взято из тех тем предмета, которые порождают дуги возврата, которые порождают дуги возврата, которые не влияют существенно на Тф. В этом случае величина Тнор для предмета остается без изменений. Результатом данного перераспределения часов будет таблица оптимального распределения времени на изучение данного учебника.

Таким образом, учитель получает возможность узнать фактическое время по текущему тематическому планированию в рамках предмета, опираясь на используемый учебник (при условии его представления в электронном виде) и анализ статистических данных по успеваемости учащихся при знакомстве с содержание дисциплины, а также проверить свое тематическое планирование и внести коррективы, способствующие повышению успеваемости учащихся, что может позволить уменьшить перегрузку как учащихся, так и учителей.

Но на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа учебных пособий, которые рекомендует Министерства Науки и Образования Российской Федерации в качестве основного источника информации по предмету в школе. И далеко не все из них выходят с методическим сопровождением. То есть у преподавателя появляется необходимость абсолютно самостоятельно оценить сложность восприятия материала каждого параграфа и разработать тематическое планирование уроков. Если содержание новых учебников будет также представлено в электронном виде (то есть будут выделены структурные элементы, построены графы, отображающие взаимосвязь структурных элементов), то у учителей появится возможность разработать тематическое планирование с минимальной разностью между нормативным и фактическим временем, необходимым на освоение. Этого можно добиться, выявив закономерность между успеваемостью учащихся и процентным содержанием тех или иных структурных единиц, направленных на овладение и развитие компетентно стей учащихся. Для каждого предмета будет своя совокупность подобных структурных единиц, так как предметы по своему

содержанию сами по себе можно разделить на несколько категорий. Но, несмотря на то, что авторы учебников могу освещать одни и те же факты с разных сторон или смещать акценты в изложении материала, можно построить корреляционно-регрессионную модель, которая позволит получить значение вероятности возврата к тому или иному параграфу учебника по некоторому предмету а, следовательно, оценить, достаточно ли было выделено времени на знакомство с его содержанием.

Таким образом, разработанная модель позволит, на наш взгляд, сократить разницу между временем, выделяемым на фактическое знакомство с содержанием предмета и практически необходимым для этого временным отрезком как при знакомстве с уже используемым в школе учебником, так и абсолютно новым, что может способствовать повышению качества и интенсивности процесса обучения.

Библиографический список:

1. Информатизация общего и среднего образования / Д.Ш. Матрос и др.; ред. Д.Ш. Матрос и др. - Москва: Педагогическое общество России, 2004.-384 с.

2. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся/Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская; М.: Педагогика, 1971.-111 с.

3. Микк О. А. Оптимизация сложности учебного текста / О. А. Микк. - М. : Просвещение, 1981.-119с.

cyberleninka.ru

Оптимизация учения школьников – потребность времени.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 19Следующая ⇒

(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 325 -327.)

 

Знаменательной особенностью нашего времени является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение ее во все сферы человеческой жизни и деятельности. Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь – не в образном, а в непосредственном практическом смысле.

Все это не могло не сказаться на характере обучения подрастающих поколений, на содержании учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, а также на методах обучения в современной школе. В мировой педагогике не обошлось и без курьезов – возникли течения, которые стали предсказывать неизбежность отмирания школы, замены ее средствами массовой коммуникации самообразованием. Одновременно стали развиваться идеи бурной интенсификации обучения. Появились весьма сложные обучающие машины, которые, по мнению их создателей, должны прийти на смену учителю, уже не справляющемуся со своими функциями. Возникли и предложения о значительном продлении сроков обучения. И т.д.

<…> дидактика отвергла все эти крайности и идет по пути системного решения возникших проблем. С учетом новых потребностей общества в нашей стране совершенствуется содержание учебных программ и учебников. Настойчиво ведутся поиски таких вариантов, которые более быстро, полно и глубоко знакомили бы учеников с новой научной информацией и в тоже время оставались доступными для учащихся. Этот процесс весьма сложен и противоречив. Потребуется еще некоторое время для того, чтобы выявить в массовом эксперименте оптимальные варианты содержания обучения, особенно математики и физики. <…> в 1981 г. по большинству предметов вводится новые типовые учебные программы, которые освобождены от слишком усложненного и второстепенного материала.

Свою важную задачу советская школа видит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому в новых учебных программах специально предусмотрено формирование у учени­ков умений и навыков рациональной организации учебной деятельности.<…>

<…> Выработка умения учиться важна и для предупреждения перегрузки учеников учебными занятиями. Специальные исследования, проведенные педа­гогами А. В. Усовой, Д. И. Пеннером, И. П. Раченко и другими, убедитель­но показывают, что перегрузка учащихся чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда, из-за мед­ленного темпа чтения и письма, быстрой утомляемости, отсутствия настой­чивости в учении. Проведенный нами анализ причин неуспеваемости тысячи учеников средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения навыками учебного труда.

Все это говорит об огромном образовательно-воспитательном значении рациональной организации учебно-познавательной деятельности школьников. Без оптимизации учения невозможна общая оптимизация процесса обучения в современной школе. Ведь как бы хорошо ни строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным ни было бы его объяснение, все же нельзя рассчи­тывать на успех, если ученик не владеет навыками рациональной организа­ции учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. <…>

<…> Прежде чем рассмотреть основные направления оптимизации учения, необходимо охарактеризовать некоторые понятия, связанные с этой темой: «учение», «учебный труд», «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность», «навыки учебного труда», «умение учиться», «общеучебные умения и навыки», «специальные умения и навыки».

Что касается понятий «учебный труд», «учебная деятельность» и «уче­ние», то мы их будем употреблять в дальнейшем изложении как синони­мичные. Учение — ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача — усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности — производительным трудом, худо­жественным творчеством, спортом.

Термины «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» и «познавательная деятельность» имеют определенную общность, но и специ­фические отличия. «Познавательная деятельность» – понятие более широкое, чем два других, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых положений, фактов, закономерностей. Для школьника познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Что касается учебной деятельности, то это понятие более широкое, чем учебно-познавательная деятельность, так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков.

При описании учебной деятельности применяются понятия «действие», «операция», «прием», «умение», «навык». Деятельность осуществляется посред­ством совокупности определенных действий,которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия назы­вают операциями.Совокупность определенных операций можно назвать прие­момдеятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением.Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык.Если при наличии умения человек еще вынуж­ден осуществлять оперативный самоконтроль за осуществлением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятель­ности (хотя при необходимости может это свободно делать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответ­ствующих действий.

В учебной деятельности школьники овладевают определенными умениями и навыками. Например, они овладевают приемами чтения по буквам, по слогам, целыми словами, т. е. умениемчитать. Затем это умение отрабатывается до некоторой степени автоматизма, когда чтение становится беглым, свободным. На этом этапе можно говорить уже о владении навыкомчтения. Умение по­степенно перерастает в навык; это дает основание говорить, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык.

Различают общеучебныеи специальные(предметные) умения и навыки. Если первые относятся ко всем учебным предметам, то вторые характер­ны лишь для того или иного предмета. Например, навыки работы с книгой, навыки чтения и письма относятся к общеучебным, а навыки решения вы­числительных задач, выполнения лабораторных работ, измерений на местности, работы с географической картой, жестью, пластилином являются специальными умениями и навыками для отдельных учебных предметов или их циклов.

В этой брошюре в основном будут рассматриваться общеучебные умения и навыки, носящие универсальный характер. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков и называют умением учиться.

Рациональная организация учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий. Это означает, что школьник не просто должен владеть некоторыми умениями и навыками учебного труда, но и уметь из многих спосо­бов деятельности выбрать наиболее подходящие для данной ситуации. Например, при владении умением оптимизировать учение он изберет из возможных вариантов режима дня тот, который наиболее удачно учитывает его индивидуальные особенности, из вариантов последовательности выполнения до­машних заданий — наиболее соответствующий его учебным возможностям, из ряда вариантов плана ответа — наиболее отвечающий содержанию учеб­ного материала и целям ответа и т. п.

Чтобы сформировать у учеников подобные умения и навыки, необходимо иметь четкую программу действий в каждом классе при изучении всех предме­тов.

Читайте также:

lektsia.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта