Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея. Оптимизация учебно воспитательного процесса


Оптимизация - учебно-воспитательный процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Оптимизация - учебно-воспитательный процесс

Cтраница 1

Оптимизация учебно-воспитательного процесса не является инновацией.  [1]

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.  [2]

В целом же методика оптимизации учебно-воспитательного процесса является реально доступной для каждой школы, каждого учителя. Овладение методикой оптимизации поднимает общий уровень педагогической культуры учителей, позволяет в целостной взаимосвязи воспринимать все категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подхода к организации учебно-воспитательного процесса.  [3]

Завершая рассмотрение методики применения принципа оптимизации учебно-воспитательного процесса, мы хотели бы подчеркнуть, что он является лишь одним из принципов советской педагогики.  [4]

В настоящей книге мы рассматриваем вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках. В будущем полезно рассмотреть применение принципа оптимизации к педагогическому процессу в целом, включая и внеурочную воспитательную работу.  [5]

Описанные выше способы преодоления затруднений учителей в овладении оптимизацией учебно-воспитательного процесса, естественно, не являются исчерпывающими.  [6]

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса.  [7]

В решении коллегии Министерства просвещения СССР ( март 1981 г.) настоящее пособие по оптимизации учебно-воспитательного процесса рекомендовано для использования в практике работы школ. Все это будет объективно способствовать дальнейшему росту интереса учителей к проблеме оптимального построения обучения и воспитания школьников.  [8]

Особое внимание в устранении этих недостатков необходимо обратить на выявление типичных затруднений в овладении способами оптимизации учебно-воспитательного процесса и оказание помощи в преодолении этих затруднений.  [9]

Этап исполнительской деятельности ( Ид) алгоритма функционирования состоит из последовательности учебных процедур, построенных с использованием определенных психолого-педагогических представлений о процессе усвоения. Здесь наиболее остро стоит проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.  [10]

Систему мер сверх основного плана работы или по какому-то особому плану обычно обречена на неудачу: внедряемая система мер должна органически вписываться в общий поток деятельности школьного коллектива. Необходимо также наметить конкретные этапы внедрения Системы мер по оптимизации учебно-воспитательного процесса, имея в виду реальные возможности коллектива школы.  [11]

Большую помощь учителям во внедрении методики оптимизации обучения призваны оказать институты усовершенствования учителей. В программу курсовых занятий здесь полезно включить тему Принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса и основные способы его осуществления. На практических занятиях целесообразно обсудить методическое обоснование оптимального плана одного-двух уроков по специальности учителей.  [12]

Если так обстоят дела с научным вузоведением сегодня, то в те неблизкие годы нам не оставалось ничего другого, как организовать соответствующие научные подразделения при своем институте. Были созданы социологическая лаборатория при факультете общественных наук, группа оптимизации учебно-воспитательного процесса при учебно-методическом отделе, трансформировавшемся ныне в управление.  [13]

В новом учебном году, совершенствуя приобретенные знания, умения, можно уделить особое внимание отработке приемов выделения главного, существенного и предупреждению перегрузки учеников домашней работой - Наконец, третий учебный год следует посвятить отработке методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения с учетом дифференцированного подхода к разным по уровню подготовлен-1 ности группам учеников. В следующем осуществляется целостное внедрение и углубление всей системы работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса.  [14]

В нашей стране с ее исключительно благоприятными социальными условиями создается подлинно диалектическая педагогика, рассматривающая учительскую деятельность во всей ее сложности, конкретной обусловленности, противоречивости, в непрерывном совершенствовании, развитии при сохранении хороших традиций. Именно на это направлены коллективные усилия ученых и учителей, занимающихся проблемами оптимизации учебно-воспитательного процесса.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе

Принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе

1. Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса

В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте. Каждый факт, процесс, явление жизни природы и общества необходимо анализировать в развитии, в тесном единстве и взаимосвязи с другими природными и общественными процессами, фактами, явлениями, в их противоречивой сущности.

Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, находит свое воплощение прежде всего в межпредметных связях. Предметные программы, благодаря межпредметным связям, воспроизводят в сознании ребенка единую картину мира, тесного и органичного взаимодействия явлений природы и общества.

2. Принцип осуществления комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности

Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами. Эта связь осуществляется наиболее интенсивно, когда в формах обучения используются элементы форм и методов организации общественной деятельности и труда. Так, изучение трудовых процессов наряду с уроком может осуществляться в сельскохозяйственных производственных или строительных бригадах.

3. Принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью

Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться и окрепнуть внутренним силам личности, внутреннему духовно-нравственному человеку с его убеждениями и природными силами. Гармоничное и всестороннее проявление всех сущностных сил вселяет уверенность, помогает найти свое место в жизни, определить профессию, отстаивать свои убеждения.

4. Принцип целостного и гармоничного интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности в процессе обучения и воспитания

Это предполагает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. Подготовка ребенка к жизни в обществе необходимо требует накопления опыта жизни, труда и активной общественной деятельности в трудовом коллективе. Коллективные формы воспитания и обучения в сочетании с групповыми и индивидуальными позволяют одновременно оказывать влияние на массы людей и на каждого ребенка в отдельности.

5. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе

Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав.

6. Принцип единства требовательности и уважения

к детям

Педагогическое руководство преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс. В этом выражается общественная ответственность взрослых перед детьми. С помощью руководства осуществляется введение детей в общественную жизнь. Сложность и тонкость педагогического руководства состоят в том, чтобы не плестись в хвосте детских капризов и не подавлять спонтанно проявляющиеся внутренние стимулы.

7. Принципом организации учебно-воспитательного процесса является положение о сочетании руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании

Реализация принципа эстетизации жизни детей осуществляется в первую очередь в учебном процессе. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты.

8. Принципом организации учебно-воспитательного процесса является идея эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания

В заключении надо особо подчеркнуть недопустимость, как недооценки, так и возведения в абсолютного или иного принципа, так как это может привести к снижению эффективности решения многих задач обучения. Только целостное применение всех принципов дидактики в тесном единстве и в необходимой мере обеспечивает эффективное обучение в современной школе. Гарантом такого рационального использования принципов является оптимизация всех элементов обучения и учебно-воспитательного процесса в целом.

rpp.nashaucheba.ru

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея

Оптимизация – целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются

• принципы обучения,

• особенности содержания изучаемой темы,

• арсенал возможных форм и методов обучения,

• особенности данного класса

и на основе системного анализа всех данных сознательно, научно обоснованно (а не стихийно, случайно) выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения.

Критерий оптимизации – признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего из них.

В качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения необходимо считать:

- эффективность, качество решения учебно-воспитательных задач, которые определяются по результатам успешности учения, уровню воспитанности и развития школьников, по степени соответствия с нормативными требованиями;

- расход времени и усилий педагогов и школьников, затрачиваемых на их решение (так, например, признак оптимизации расходов времени на достижение предупреждения неуспеваемости школьников сокращение и исключение расходов времени учителя на дополнительные занятия и внеурочные опросы учащихся, сокращение расходов времени учащегося на домашнюю работу до допустимых норм).

Контроль сможет реализовать многообразные позитивные функции лишь в том случае, если он будет основываться на соблюдении целого ряда условий оптимальности его применения, если в каждом конкретном случае будут отыскиваться наилучшие средства контроля и их сочетание, если будет обеспечена самая благоприятная психологическая атмосфера в ходе контроля, исключающая возникновение у учащихся чувства страха, боязни, стрессовых ситуаций, особенно в момент выполнения контрольной работы. Это пагубно отражается на волевой и эмоциональной сфере детей, на всем складе их жизни и учебы, в которой они не могут показать из-за эмоционального напряжения и заторможенности мыслительной деятельности действительного уровня знаний и умений...

***

...Среди условий оптимизации процесса обучения мы отводим большую роль умению учителя создавать на уроке благоприятную морально-психологическую атмосферу, при которой учебная деятельность школьников протекает особенно плодотворно на уровне их максимальных учебных возможностей. Ученики при этом не испытывают эмоционального напряжения, чувства страха, боязни, обиды...

***

...Благоприятный микроклимат на уроке создают «ситуации успеха» особенно у слабоуспевающих школьников. Речь идет о таком подходе к ученику, когда учитель дает ему задание будучи заранее уверенным, что оно будет успешно выполнено...

***

...Прежде всего, можно назвать ошибочной ориентацию некоторых педагогов на чрезмерное повышение роли неудовлетворительных оценок как средства активизации учения и формирования ответственного отношения к учебе. Опыт показывает, что преувеличение роли наказания «двойкой» ведет нередко к отрицательным результатам, формирует у части школьников нежелание активно учиться, возводит барьер между учащимся и данным учителем. Ученики перестают обращаться к такому учителю с вопросами при затруднении, начинают скрывать непонимание учебного материала, прибегают к использованию шпаргалок и т.д...

Ю.К.Бабанский «Оптимизация процесса обучения»

По страницам книги Марковой А.К. Психология труда учителя. - М: Просвещение, 1993г.

… Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний:

• виды знаний (знание фактов, понятий, терминов, законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания).

• этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание).

• уровни усвоения (репродуктивный, поиск новых способов решений).

• качество знаний: научность, системность, обобщенность и т.д.

***

...Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе.

В практике школы наблюдается нежелание анализировать свою работу, неумение учителя определить слабые и сильные его стороны, что тормозит проектирование своей будущей педагогической деятельности, ее совершенствование...

***

..Главное не то, что дал учитель, а что взял ученик...

Факторы, влияющие на качество знаний

- Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов...)- Уровень преподавания- Уровень внеурочной воспитательной работы- Уровень сформированности общих и специальных умений- Состояние сложившейся системы оценивания знаний- Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения- Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ и т.д.)

Факторы, влияющие на качество преподавания

- Уровень научно-теоретических знаний- Состояние методической подготовки- Состояние психолого-педагогической подготовки- Уровень мотивации, учения.- Уровень владения современными педагогическими технологиями- Состояние гуманизации отношений- Участие в опытно-экспериментальной работе- Уровень нововведений- Уровень организации педагогического труда- Состояние методической учебы учителей

Факторы, влияющие на качество работы с родителями

- Состояние управления со стороны школьного совета- Уровень демократизации внутришкольного управления- Состояние педагогической пропаганды в школьном коллективе- Уровень микроклимата в школе- Состояние управления со стороны классных родительских комитетов- Состояние работы м.о. классных руководителей- Состояние работы  социальных комиссий при муниципалитетах

  Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.

Назад

www.lyceum8.nnov.ru

«оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе».

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе». Баринова О.Е., учитель истории и обществознания, МБОУ гимназии №2 г. Зарайска, Московской области

Пути и способы оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам, но когда учитель владеет всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов. Я ознакомилась с работой «Система способов оптимизации обучения» под редакцией Ю. К. Бабанского.И проанализировав свою работу, выделила и определила способы оптимизации относительно этапов урока.Значимый этап урока - закрепление нового материала, готовящий ученика к следующей теме.Важно, чтобы на этом этапе внимание ученика было организованно. Но здесь возникают два варианта отвлечения внимания – у учеников, кто хорошо понял тему и им не интересно обсуждать, и у учеников, кто плохо понял и думает, что разберется дома. В этом случае стараюсь использовать разные формы закрепления материала: заполнение таблицы вместе с учителем, викторина, приведение интересных фактов, метод беседы с классом в виде подобранных вопросов. Успех данного этапа урока зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные виды организации учебного процесса. Одним из наиболее эффективных способов является игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Если игра интересна для детей, то все их внимание концентрируется на ней, а тем самым он и воспринимает материал и запоминает его лучше.1. Игра "Исторический портрет". Ученик должен по описанию портрет исторического лица.2. Игра «Лови ошибку»Учитель читает текст, а дети должны найти ошибки.3. Игра «снежный ком»Назвать как можно больше слов на заданную тему.

На этапе повторения и обобщения изученного материала использую приемы, формы, групповой работы. Раздаю подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняю группам как их выполнять. Преимущество такой формы работы: уч-ся разбиваются на группы не по успешности обучения, а в основном это сидящие за соседними партами, так, чтобы были и сильные уч-ся и слабоуспевающие. Уч-ся работают коллективно. Каждый имеет возможность высказать своё мнение, а затем группа выделяет представителя для ответа. Уч-ся других групп имеют возможность уточнить ответы, сделать дополнение, исправить неточность. Что положительного дает групповая форма работы учащихся?Во-первых, во время работы возникает атмосфера соревновательности, раскованности. Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, а затем – самоанализа

schoolfiles.net

Оптимизация учебно-воспитательного процесса посредствам использования интерактивных карт на уроках географии

Оптимизация учебно-воспитательного процесса посредствам использования интерактивных карт на уроках географии«Урок  клеточка педагогического процесса.В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны» М.Н. Скаткин

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты, а так же большое количество другого картографического материала: атласы, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, маршруты движения, сведения о погоде и климате и многое другое. Все это учитель географии использует для формирования картографической компетентности учащихся. Количество картографического материала, необходимого для проведения современного урока, огромно. у каждого учителя возникает проблема его хранения. Да и смена нескольких карт за 45 минут урока – задача не всегда выполнимая. Как же решить эту проблему? Как сделать урок динамичным, познавательным, насыщенным?

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов.

Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях.

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов

Работа с интерактивными картами только начинается, и все же подведем итог: для чего они нужны, чем лучше обычного бумажного носителя географической информации?

Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:-использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;-оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;-накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;-подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;

Ученику подобная работа поможет научиться:-читать географические карты в цифровом виде;-искать географические объекты на цифровой карте;-проводить измерения и расчеты по цифровой карте;-заполнять цифровые контурные карты-создавать собственную цифровую географическую карту-описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями

weburok.com

Оптимизация - учебно-воспитательный процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Оптимизация - учебно-воспитательный процесс

Cтраница 2

Повышение квалификации учителей по вопросам оптимизации процесса обучения должно организовываться не по стандартной программе, а учитывать особенности конкретного педагогического коллектива и отдельных учителей. В связи с этим можно рекомендовать директорам и завучам школ проанализировать совместно с активом партийной и профсоюзной организаций степень подготовленности учителей к осуществлению оптимизации учебно-воспитательного процесса, изучить запросы самих учителей. Тогда программа методической учебы и самообразования учителей будет лучше учитывать имеющиеся в учебном процессе противоречия и больше соответствовать индивидуальным запросам педагогов. Такой подход ценен в том отношении, что он ориентирует методическую учебу на устранение самых слабых звеньев в работе, стимулирует внутреннюю активность самих учителей по овладению всей системой способов оптимизации, а не отдельными из них. Например, если в процессе изучения и самооценки учителей будет выявлено, что они слабо умеют планировать в комплексе учебно-образовательные, воспитательные задачи, а также задачи развития учеников, то на это надо сделать акцент в планах самообразования и в планах работы методобъединений. Если же учителя владеют этим умением, но затрудняются в учете особенностей конкретного класса при планировании задач урока, то именно на обучении учителей умению изучать реальные учебные возможности школьников надо сделать особый упор. В условиях другой школы может оказаться, что учителя достаточно хорошо планируют задачи уроков, но затрудняются в выборе методов обучения.  [16]

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что меры по оптимизации учебной нагрузки школьников призваны одновременно улучшить, а не снизить качество подготовки выпускников к обучению в вузах, к деятельности на производстве, к общественной и культурной жизни в нашем обществе, что гарантируется научно корректным применением критериев отбора основ наук, а также реализацией других учебно-методических и организационно-управленческих мер. В этой направленности на повышение качества подготовки выпускников при одновременном устранении их перегрузки учебной работой и заключен смысл системы мер, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в современной школе.  [17]

Основным учебно-научным структурным подразделением вуза являются кафедры, непосредственно осуществляющие учебную, методическую и научно-исследовательскую работу. Именно кафедры несут ответственность за повышение уровня специальной подготовки и воспитание будущих специалистов, а также за исследовательскую работу по проблемам высшего образования, направленную на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Деятельность кафедр чрезвычайно многогранна, поэтому необходимо всестороннее и глубоко исследование их роли и функций в процессе формирования личности специалиста и научного работника. В данной работе рассмотрена одна из направлений деятельности кафедр - организация учебного процесса. Достаточная сложность структуры вуза и наличие в нем нескольких уровней управления выдвигают задачу оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации в процессе управления качеством подготовки специалистов.  [18]

Слабым местом современного инновационного процесса является отсутствие ответа на вопрос - что он дает учителям и учащимся. В опыте оптимизации 70 - 80 - х годов на этот вопрос давался развернутый ответ. Учителю оптимизация учебно-воспитательного процесса дает следующее.  [19]

В ряде ИУУ эта работа уже ведется и довольно успешно. В помощь учителям были изданы методические рекомендации, посвященные оптимизации учебно-воспитательного процесса. Через год было издано письмо об основных затруднениях учителей в оптимизации обучения и способах их предупреждения, а также другие ценные методические материалы.  [20]

Для этого надо было выяснить, какие методы, формы, средства обучения, в каких конкретных условиях обеспечивают наилучшее решение определенных учебно-воспитательных задач. Надо было знать, как лучше сочетать методы обучения в определенных ситуациях, как отойти не только от одностороннего увлечения отдельными методами, но и от стремления излишне разнообразить их, чтобы преодолеть этот усредненный подход, не дающий желаемого эффекта и усложняющий и без того трудную. Существенный шаг на пути к этому сделал Л. В. Занков, который подробно исследовал способы рационального сочетания слова и наглядности, показал значение оптимального темпа и трудности учебного материала для усиления развивающего влияния обучения. Многие дидакты стали обращать внимание на то, что и сами принципы обучения порою преувеличивают роль и значение отдельных требований к учебному процессу. Поэтому в ряде учебных пособий по педагогике принципы обучения стали формулировать не изолированно друг от друга, а в сочетаниях, исключающих гиперболизацию роли некоторых из них. Так были созданы предпосылки для разработки теории оптимизации обучения, для обоснования принципа оптимизации учебно-воспитательного процесса, направленного одновременно на повышение эффективности и качества обучения в школе и предупреждение перегрузки учащихся и учителей.  [21]

Но есть еще более важный объект его забот - сам ученик, его личность, его индивидуальность, особенность, неповторимость, его заботы, трудности, переживания, горести, неудачи, радости, его потребности, интересы, склонности, способности и даже талант, который так важно не пропустить за общим подходом, поддержать, взлелеять, развить. Педагогика очень давно устами многих своих выдающихся представителей пропагандирует важность изучения личности школьника, подчеркивает, что без всестороннего знания нельзя обеспечить ее всестороннего развития. И тем не менее мы все еще не можем быть довольны реальной практикой изучения школьников. Объясняется это не только большой наполняемостью классов в некоторых городских школах, хотя ведь средняя наполняемость по стране составляет примерно двадцать шесть человек. При этом сложилось глубоко ошибочное представление о том, что современному учителю недоступно организовать систематическое изучение школьников: если сделать акцент на письменном оформлении результатов изучения школьников, то можно перегрузить учителя. Мудрая мысль А. С. Макаренко о том, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени, передовой опыт наших дней убедительно доказывают: решительное улучшение практики изучения школьников - важнейшее средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.  [22]

Многие опытные, творчески работающие учителя владеют умением оптимально организовывать учебный процесс. Что же касается начинающих педагогов, то далеко не все они умеют правильно наметить задачи образования, воспитания и развития школьников, задачи формирования мировоззрения, общеучебных умений и навыков. Не все учителя владеют умением вычленить в содержании материала самое главное и существенное. Некоторые из них не могут обосновать выбор методов, средств и форм обучения. Все это требует новых подходов к организации методической подготовки учителей в педвузах и институтах усовершенствования учителей, построенной на идеях оптимизации учебного процесса. Правда, некоторые учителя и работники народного образования сетуют на то, что выбор оптимальных сочетаний методов, средств, форм обучения более сложен, чем традиционное выполнение однозначных методических указаний типа применяйте всегда программирование, применяйте на всех уроках проблемность и пр. Слов нет, осознание выбора наиболее рациональных вариантов обучения потребует дополнительных методических усилий. Задача ученых-педагогов и методистов, работников ЙУУ состоит в том, чтобы помочь им как можно скорее овладеть этим важным педагогическим умением. В новую программу по педагогике для педвузов уже вошел специальный раздел, посвященный оптимизации учебно-воспитательного процесса. Раскрывается он теперь и в новых учебных пособиях по курсу педагогики для педагогических институтов.  [23]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта