Налоговая оптимизация транспортного налога: помощь адвоката. Оптимизация транспортного налога


Оптимизация транспортного налога

 

Что облагают транспортным налогом

 

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. После регистрации транспортного средства фирма становится плательщиком транспортного налога. Полный список объектов налогообложения указан в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

 

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая база зависит от вида транспорта и определяется по каждому транспортному средству. С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берется с каждой лошадиной силы. Сумму налога рассчитывают умножением налоговой ставки на количество лошадиных сил и на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент уменьшает сумму налога, если транспортное средство используют не весь календарный год. Его рассчитывают по формуле.

Налоговые ставки указаны в ст. 361 Налогового кодекса РФ. Региональные законы могут увеличить или уменьшить эти ставки, но не более чем в пять раз.

 

Способы снижения налога

 

Для транспортного налога также существует ряд способов его снижения. Рассмотрим эти способы подробнее.

 

Льгота за счет филиала

 

Если у вашей фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.

Для этого вам нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.

В этом случае налог вы будете платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

Им известен такой способ минимизации. Правда, для этого им нужно собрать доказательства того, что транспорт используется не в регионе.

 

Когда лучше регистрировать автомобиль

 

Существует логичное и самое простое правило экономии на транспортном налоге. Вашей фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.

Однако снимать его с учета лучше в конце месяца.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05).

Напомним, что налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Пример. ЗАО "Актив" купило автомобиль ВАЗ-2107. Дата приобретения - 27 августа 2008 г.

Ситуация 1: когда лучше регистрировать автомобиль.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог вы начнете платить с сентября. Если же вы зарегистрируете ваш транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.

Ситуация 2: когда лучше снимать с учета.

Допустим, если вы захотели снять машину с учета в марте 2009 г., то лучше это сделать в конце месяца. Экономия налицо. В данном случае вы сможете пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же вы снимете машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.

 

Аренда транспортного средства

 

Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.

Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.

Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.

Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.

Покажем на примере, как отразить арендную плату.

Пример. ЗАО "Актив" заключило со своим сотрудником Петровым И.В. договор аренды транспортного средства без экипажа. Фирма платит сотруднику ежемесячную арендную плату 6000 руб. Выплату производят в последний день месяца. Водителю 1 июля выдано под отчет на покупку бензина 11 000 руб. Фирмой 10 июля был произведен ремонт на сумму 3000 руб. 31 июля водитель отдал авансовый отчет. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку бензина в сумме 10 300 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 71 Кредит 50

- 11 000 руб. - выданы деньги из кассы подотчетнику;

Дебет 44 Кредит 71

- 10 300 руб. - отражены затраты на покупку бензина;

Дебет 50 Кредит 71

- 700 руб. - неизрасходованные деньги возвращены в кассу;

Дебет 44 Кредит 10

- 3000 руб. - израсходованы запчасти на ремонт машины;

Дебет 44 Кредит 73

- 6000 руб. - отражены расходы по арендной плате;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",

- 780 руб. (13% x 6000 руб.) - удержан НДФЛ с арендной платы;

Дебет 73 Кредит 50

- 5220 руб. (6000 - 780) - выдано из кассы за арендную плату.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Договор составляют в письменной форме. Арендную плату при заключении с физлицом договора аренды транспортного средства без экипажа не облагают ЕСН (Письма УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. N 21-18/340 и Минфина России от 13 июля 2007 г. N 03-04-06-02/138).

 

Транспорт в лизинг

 

Ваша фирма может сэкономить на транспортном налоге, а точнее, вообще его не платить. Если вы не имеете на балансе своих собственных машин, то уйти от налога можно, заключив договор аренды (лизинга). Поясним подробнее.

Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).

Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога.

Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.

Фирма, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму (Письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14).

 

Ситуации, о которых необходимо знать

 

Нормальное и естественное желание любой компании - платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Для этого необходимо знать не только законодательство, но и ситуации, возникающие на практике. Рассмотрим вкратце конкретные ситуации, которые смогут помочь вашей фирме при уплате транспортного налога.

 

Если авто неисправно

 

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Все дело в регистрации.

Обратите внимание: обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы (Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39).

Такой же вывод приводится в судебной практике (Постановления ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8501/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. N А56-50465/2006).

Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию:

- техпаспорт машины;

- ее регистрационные документы;

- знаки;

- акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.

В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

 

Самоходка или грузовик?

 

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И, соответственно, по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно повлияет на величину налога.

Следует ориентироваться на соответствующие письменные разъяснения полномочных органов.

Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства" (Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204).

Следовательно, ваше самоходное средство регистрируйте в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.

Отметим, что и судьи в такой ситуации чаще всего склоняются на сторону налогоплательщиков. Они утверждают, что по формулировке Налогового кодекса транспортный налог используется для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). И если машины не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, то их относят к категории "другие самоходные машины", а не к "грузовым автомобилям" (Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2007 г. N Ф09-1943/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 марта 2007 г. N Ф04-1512/2007(32567-А70-40)).

 

Автомобиль в угоне

 

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. Кроме того, есть надежда, что когда-нибудь - рано или поздно - вам ее вернут.

В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию.

Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств (Письмо УФНС по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041). Такие же пояснения дают и управления ФНС по другим регионам.

Обратите внимание: откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.

 

Сняли с учета и решили продать

 

Предположим, ваша фирма сняла с учета автомобиль и решила его продать. Сразу возникает вопрос. Надо ли продолжать платить налог до тех пор, пока у машины не найдется покупатель?

Ответ очевиден. Напомним, что транспортный налог платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Налогом облагают транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Следовательно, если вы решили продать машину и сняли ее с учета в ГИБДД, то обязанность по уплате налога прекращается.

Конечно, затягивать продажу автомобиля не стоит. Хотя точные сроки нигде и не прописаны, у налоговиков могут возникнуть подозрения и претензии, если снятый с учета автомобиль долгое время не сможет найти нового владельца.

 

Перерегистрация с филиала на филиал

 

Если у вашей фирмы несколько филиалов, которые находятся в разных регионах, то может возникнуть следующая ситуация.

Допустим, вы перерегистрируете автомобиль с одного филиала на другой. Как в таком случае нужно платить налог? Получается, что налоговых инспекций - две, а плательщик налога - один. В этом случае минфиновцы объясняют, что двойного налогообложения не должно быть.

Обратите внимание: первый филиал платит за месяц, в котором совершена перерегистрация. Со следующего месяца обязанность по уплате налога переходит ко второму филиалу (Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/16).

Пример. ЗАО "Актив" имеет два филиала (филиал N 1 и филиал N 2). Филиалы находятся в разных субъектах РФ. "Актив" в августе перерегистрирует автомобиль с одного филиала на другой. Следовательно, если филиал N 1 снимает машину с учета в августе, то филиал N 2 начинает платить налог с сентября.

 

Незарегистрированные машины

 

Возможна такая ситуация. Ваша фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени. Начислять ли налог на такой транспорт, если он еще не эксплуатируется и не зарегистрирован?

Налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.

Вновь напомним, что объектом налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются (Письмо УФНС России по Московской области от 7 февраля 2006 г. N 19-42-И/0127 и Письмо ФНС России от 3 апреля 2008 г. N ШС-6-3/253@).

В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.

Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).

Статьи по теме:

www.pnalog.ru

Оптимизация транспортного налога

Новости

Освобождение многодетных семей от транспортного налога

Легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности многодетных родителей, могут освободить от транспортного налога. Отметим, что такая льгота сейчас уже действует в некоторых регионах. Ведь регионам разрешено вводить льготы по этому налогу на своей территории. Но, по мнению автора проекта, такая льгота должна быть установлена на федеральном уровне и действовать повсеместно.

Транспортный налог: поправки

Ряд субъектов РФ обновили свои законы о транспортном налоге. Поправки самые разные - и позитивные, и не очень. Начнем с последних. Но отнюдь не все "транспортные" поправки касаются ставок. Кое-где, к примеру в Архангельской и Тюменской областях, сократили перечень налогоплательщиков и автотехники, освобождаемых от уплаты транспортного налога.

Отмена транспортного налога на малолитражки

У регионов сейчас есть право снижать ставки транспортного налога. Причем в отношении маломощных автомобилей (до 150 л. с.) они могут понизить ставки вплоть до нуля (Пункт 2 ст. 361 НК РФ). Воспользовались этим правом и отменили транспортный налог на малолитражки только 7 регионов из 83. По мнению автора, такое освобождение следует ввести повсеместно.

Статьи

Изменение базовой ставки транспортного налога

С 1 января 2011 г. ставки, применяемые с целью исчисления транспортного налога, были существенным образом уменьшены. Как это налоговое послабление можно использовать для экономии с использованием обособленных подразделений. Можно сказать, это стало уже чуть ли не доброй традицией, когда в конце каждого года законодатель обращает свое внимание на размер транспортного налога. Однако позиция в отношении его базовой ставки с течением времени изменяется. Так, в конце 2009 г. были внесены изменения в действующую на тот момент редакцию НК РФ, увеличивающие базовые ставки транспортного налога, что не могло не вызвать в сообществе налогоплательщиков негативный резонанс. Тем более что к ним относятся как физические, так и юридические лица, имеющие на праве собственности по общему правилу транспортные средства, составляющие налоговую базу в соответствии со ст. 359 НК РФ.

Когда можно не платить транспортный налог?

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

Заполнение налоговой декларации по транспортному налогу

Налоговая декларация по транспортному налогу, форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@. Следует обратить внимание, что в порядок заполнения налоговой декларации внесены изменения, которые будут применяться с отчетности за 2013 год. Однако эти изменения носят уточняющий характер в части заполнения кодов налоговых льгот, а также порядка расчета, если право на налоговую льготу возникло не с начала налогового периода. Кроме того, скорректирован порядок заполнения и представления одной декларации по субъекту Российской Федерации.

Оптимизация транспортного налога

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Для транспортного налога также существует ряд способов его снижения и оптимизации. Рассмотрим эти способы подробнее.

Транспортный налог: налоговые льготы ветеранам боевых действий

Каждый гражданин Российской Федерации, приобретая транспортное средство, получает в довесок к нему еще и весь груз законодательно закрепленного бремени, в том числе и налогового. Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается соответствующими законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Попытаемся провести анализ налоговых льгот по транспортному налогу, предоставляемых в субъектах Российской Федерации в отношении такой категории ветеранов, как ветераны боевых действий.

Документы

Транспортная декларация

Транспортный налог является региональным налогом. Он вводится в действие законом субъекта РФ, которым также определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты. Приведенные в п. 1 ст. 361 НК РФ ставки по налогу законами субъектов РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Приведенное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, вправе уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с., в том числе до нуля. То, что вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов региона, Минфин России в прошлом году подтверждал неоднократно.

www.pnalog.ru

Схемы оптимизации транспортного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

4. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

5. Зайцев, Л.Г., Соколов, М.И. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2007. - 416 с.

6. Киселев, А.А. Обеспечение конкурентного преимущества отечественных предприятий - важнейшая задача стратегического менеджмента: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов. по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 года: в 5 частях. Ч. 4; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 46-77.

7. Киселев, А.А. Роль стратегического планирования в деятельности современного предприятия (организации): Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей участников конференции / Девятая международная научно-практическая конференция. Кн. 1. - Ярославль: ЯФ АТ и СО, 2012. - С. 425-429.

8. Киселев, А.А. Современные проблемы управления и менеджмента в отечественной науке и практике: монография.

- Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - 232 с.

9. Киселев, А.А. Сущность и проблемы стратегического управления отечественными организациями (предприятиями) / Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы УШ международной научно-практической конференции (28 февраля 2014 года). - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 256-258.

10. Киселев, А.А. Стратегическое планирование в системе управления предприятием (организацией): проблемы и пути их решения: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. - 181 с.

11. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. - Изд-во Алпина Паблишер, 2012.

12. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М: Изд-во «Дело», 2004. - 416 с.

13. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009. - 288 с.

14. Маслеченков, Ю.С. Тронин, Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учебное пособие для вузов.

- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С. 234.

15. Менеджмент организации: учеб. пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.

16. Орлов, А.И. Менеджмент. Учебник Основы менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Изумруд», 2003.

17. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 496 с.

18. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

19. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009.

20. Цыренова, А.А. Менеджмент: учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВС! ТУ, 2006.

21. Шапкин, И.Н. Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ. ред. И.Н. Шапкина. - М.: Издательство Юрайт; И.Д. Юрайт, 2013. - 690 с.

© А.А. Киселев, 2015

УДК 2964

В.О. Киселева

Студентка 4 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Н.А. Гончарова к. э. н ., доцент кафедры налогов и налогообложения Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация

СХЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Введение повышающих коэффициентов по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими автомобилями, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь

и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность. [1]

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затратны в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

Регистрация транспорта в регионе с пониженной ставкой снизит налог. В чем экономия? Экономия достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей. Во Владивостоке такая ставка составляет 100 рубле. И если транспорт компании зарегистрировать в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить на их разнице [2].

Существует два варианта работы этой схемы:

1) в льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства. Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам [3].

2) организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса

Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Красноярском краях и республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юридического лица грозит отказом в регистрации [4]. Кроме того, налоговые органы могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции [5].

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога.

Экономия данной схемы достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются. Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если автомобиль в организации уже есть, то его снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по нему налог.

При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти. Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер.

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 245 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 - 65).

Есть несколько вариантов снизить налогооблагаемую базу. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности

Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности. Существует масса рекламы, где за определенную сумму предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Законодатели находятся в постоянном поиске идей по преобразованию транспортного налога. Основной является замена мощности двигателя, характеристикой объема двигателя. В таком случае возникает вероятность исчезновение старых автомобилей с дорог страны. Принятие смелого решение из запутанного и сложного вопроса по оптимизации транспортного налога состоит в его экономической нецелесообразности. Нельзя вводить налог на квартиру в зависимости от окон в ней, как и налог на транспорт нельзя привязать к количеству лошадиных сил. Логичнее было бы в качестве налоговой базы рассматривать остаточную стоимость транспортного средства

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог.

На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей[3]. Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке.[4]

Если компания не хочет спорить с налоговыми органами о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его. Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии. Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснована.

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, обладающее преференциями. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физического лица — распространенное и законное явление. Но налоговые органы могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат. Список используемой литературы:

1. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»

2. Закон Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ «О транспортном налоге»

3. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24ЗРТ «О транспортном налоге»

4. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», 2015. - 828 с.

© В.О. Киселева, 2015

УДК 657

Н.В.Киселева

старший преподаватель каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия Л.И.Горелова

аспирантка 1 года обучения каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия

ДЕНЕЖНЫЕ АКТИВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Актуальность исследования определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. Объектом исследования является организация учета и проведение аудита денежных средств на предприятии

Целью данной работы является изучить учет и аудит денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

cyberleninka.ru

Статьи - Оптимизация транспортного налога

Когда можно не платить транспортный налог?

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

Заполнение налоговой декларации по транспортному налогу

Налоговая декларация по транспортному налогу, форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@. Следует обратить внимание, что в порядок заполнения налоговой декларации внесены изменения, которые будут применяться с отчетности за 2013 год. Однако эти изменения носят уточняющий характер в части заполнения кодов налоговых льгот, а также порядка расчета, если право на налоговую льготу возникло не с начала налогового периода. Кроме того, скорректирован порядок заполнения и представления одной декларации по субъекту Российской Федерации.

Транспортный налог: налоговые льготы ветеранам боевых действий

Каждый гражданин Российской Федерации, приобретая транспортное средство, получает в довесок к нему еще и весь груз законодательно закрепленного бремени, в том числе и налогового. Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается соответствующими законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Попытаемся провести анализ налоговых льгот по транспортному налогу, предоставляемых в субъектах Российской Федерации в отношении такой категории ветеранов, как ветераны боевых действий.

Изменение базовой ставки транспортного налога

С 1 января 2011 г. ставки, применяемые с целью исчисления транспортного налога, были существенным образом уменьшены. Как это налоговое послабление можно использовать для экономии с использованием обособленных подразделений. Можно сказать, это стало уже чуть ли не доброй традицией, когда в конце каждого года законодатель обращает свое внимание на размер транспортного налога. Однако позиция в отношении его базовой ставки с течением времени изменяется. Так, в конце 2009 г. были внесены изменения в действующую на тот момент редакцию НК РФ, увеличивающие базовые ставки транспортного налога, что не могло не вызвать в сообществе налогоплательщиков негативный резонанс. Тем более что к ним относятся как физические, так и юридические лица, имеющие на праве собственности по общему правилу транспортные средства, составляющие налоговую базу в соответствии со ст. 359 НК РФ.

Оптимизация транспортного налога

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Для транспортного налога также существует ряд способов его снижения и оптимизации. Рассмотрим эти способы подробнее.

www.pnalog.ru

Оптимизация транспортного налога | Налоги и Право

Транспортный налог — это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации.

Льгота за счет филиала

Если у вашей фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.Для этого вам нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.В этом случае налог вы будете платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.Им известен такой способ минимизации. Правда, для этого им нужно собрать доказательства того, что транспорт используется не в регионе.

Когда лучше регистрировать автомобиль

Существует логичное и самое простое правило экономии на транспортном налоге. Вашей фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.Однако снимать его с учета лучше в конце месяца.Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05).Напомним, что налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму.При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).Пример. ЗАО «Актив» купило автомобиль ВАЗ-2107. Дата приобретения — 27 августа 2008 г.Ситуация 1: когда лучше регистрировать автомобиль.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог вы начнете платить с сентября. Если же вы зарегистрируете ваш транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.Ситуация 2: когда лучше снимать с учета.

Допустим, если вы захотели снять машину с учета в марте 2009 г., то лучше это сделать в конце месяца. Экономия налицо. В данном случае вы сможете пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же вы снимете машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.

Аренда транспортного средства

Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.Покажем на примере, как отразить арендную плату.Пример. ЗАО «Актив» заключило со своим сотрудником Петровым И.В. договор аренды транспортного средства без экипажа. Фирма платит сотруднику ежемесячную арендную плату 6000 руб. Выплату производят в последний день месяца. Водителю 1 июля выдано под отчет на покупку бензина 11 000 руб. Фирмой 10 июля был произведен ремонт на сумму 3000 руб. 31 июля водитель отдал авансовый отчет. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку бензина в сумме 10 300 руб.

Бухгалтер «Актива» сделал записи:

Дебет 71 Кредит 50

— 11 000 руб. — выданы деньги из кассы подотчетнику;

Дебет 44 Кредит 71

— 10 300 руб. — отражены затраты на покупку бензина;

Дебет 50 Кредит 71

— 700 руб. — неизрасходованные деньги возвращены в кассу;

Дебет 44 Кредит 10

— 3000 руб. — израсходованы запчасти на ремонт машины;

Дебет 44 Кредит 73

— 6000 руб. — отражены расходы по арендной плате;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»,

— 780 руб. (13% x 6000 руб.) — удержан НДФЛ с арендной платы;

Дебет 73 Кредит 50

— 5220 руб. (6000 — 780) — выдано из кассы за арендную плату.По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Договор составляют в письменной форме. Арендную плату при заключении с физлицом договора аренды транспортного средства без экипажа не облагают ЕСН (Письма УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. N 21-18/340 и Минфина России от 13 июля 2007 г. N 03-04-06-02/138).

Транспорт в лизинг

Ваша фирма может сэкономить на транспортном налоге, а точнее, вообще его не платить. Если вы не имеете на балансе своих собственных машин, то уйти от налога можно, заключив договор аренды (лизинга). Поясним подробнее.Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога.Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.Фирма, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму (Письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14).

Ситуации, о которых необходимо знать

Нормальное и естественное желание любой компании — платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Для этого необходимо знать не только законодательство, но и ситуации, возникающие на практике. Рассмотрим вкратце конкретные ситуации, которые смогут помочь вашей фирме при уплате транспортного налога.

Если авто неисправно

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Все дело в регистрации.Обратите внимание: обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы (Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39).Такой же вывод приводится в судебной практике (Постановления ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8501/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. N А56-50465/2006).Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию:

— техпаспорт машины;

— ее регистрационные документы;

— знаки;

— акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

Самоходка или грузовик?

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И, соответственно, по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно повлияет на величину налога.Следует ориентироваться на соответствующие письменные разъяснения полномочных органов.Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории «другие самоходные транспортные средства» (Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204).Следовательно, ваше самоходное средство регистрируйте в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.Отметим, что и судьи в такой ситуации чаще всего склоняются на сторону налогоплательщиков. Они утверждают, что по формулировке Налогового кодекса транспортный налог используется для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). И если машины не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, то их относят к категории «другие самоходные машины», а не к «грузовым автомобилям» (Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2007 г. N Ф09-1943/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 марта 2007 г. N Ф04-1512/2007(32567-А70-40)).

Автомобиль в угоне

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. Кроме того, есть надежда, что когда-нибудь — рано или поздно — вам ее вернут.В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию.Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств (Письмо УФНС по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041). Такие же пояснения дают и управления ФНС по другим регионам.Обратите внимание: откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.

Сняли с учета и решили продать

Предположим, ваша фирма сняла с учета автомобиль и решила его продать. Сразу возникает вопрос. Надо ли продолжать платить налог до тех пор, пока у машины не найдется покупатель?Ответ очевиден. Напомним, что транспортный налог платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Налогом облагают транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Следовательно, если вы решили продать машину и сняли ее с учета в ГИБДД, то обязанность по уплате налога прекращается.Конечно, затягивать продажу автомобиля не стоит. Хотя точные сроки нигде и не прописаны, у налоговиков могут возникнуть подозрения и претензии, если снятый с учета автомобиль долгое время не сможет найти нового владельца.

Перерегистрация с филиала на филиал

Если у вашей фирмы несколько филиалов, которые находятся в разных регионах, то может возникнуть следующая ситуация.Допустим, вы перерегистрируете автомобиль с одного филиала на другой. Как в таком случае нужно платить налог? Получается, что налоговых инспекций — две, а плательщик налога — один. В этом случае минфиновцы объясняют, что двойного налогообложения не должно быть.Обратите внимание: первый филиал платит за месяц, в котором совершена перерегистрация. Со следующего месяца обязанность по уплате налога переходит ко второму филиалу (Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/16).Пример. ЗАО «Актив» имеет два филиала (филиал N 1 и филиал N 2). Филиалы находятся в разных субъектах РФ. «Актив» в августе перерегистрирует автомобиль с одного филиала на другой. Следовательно, если филиал N 1 снимает машину с учета в августе, то филиал N 2 начинает платить налог с сентября.

Незарегистрированные машины

Возможна такая ситуация. Ваша фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени. Начислять ли налог на такой транспорт, если он еще не эксплуатируется и не зарегистрирован?Налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.Вновь напомним, что объектом налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются (Письмо УФНС России по Московской области от 7 февраля 2006 г. N 19-42-И/0127 и Письмо ФНС России от 3 апреля 2008 г. N ШС-6-3/253@).В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).

www.pnalog.ru

lawedication.com

Налоговая оптимизация транспортного налога: помощь адвоката

   Компании, предприятия и граждане в разной степени несут налоговую нагрузку. Пока одни пробуют незаконным образом уменьшить свои затраты, другие – ищут легальные пути свершить аналогичное. Налоговый кодекс РФ предоставляет несколько способов сократить издержки, связанные с уплатой транспортного налога, произвести оптимизацию налогообложения. Ставка делается на предусмотренные кодексом вычеты и льготы. Чуть реже акцент смещается на возмещение за счет средств бюджета ранее внесенной суммы. Перед тем как подать заявление в налоговую инспекцию, необходимо убедиться в наличии достаточных оснований.

Юридическое обоснование уменьшения транспортного налога

   Официальная минимизация транспортного налога производится только после детального рассмотрения поданных документов. Если налоговики сочтут их недостаточными, то заявитель получит отказ. Не стоит успокаиваться тем, кто получил положительное решение. Закон предусматривает анализ ранее принятых решений на предмет их обоснованности. Второй значимый аспект – право местных властей устанавливать регламент уплаты и схемы минимизации транспортного налога. Базовое определение предписывает уплачивать данный налог всем, у кого в собственности есть машина.

   Самый простой способ уменьшить налоговую нагрузку – зарегистрировать железного коня в регионе, где наименьшая ставка. Информация о фактических цифрах представлена на сайте региональных властей. Юридическим лицам понадобится создать в данном регионе филиал, на имя которого и оформляются транспортные средства. Помимо региона с льготной ставкой, есть и другие способы минимизации транспортного налога.

ВНИМАНИЕ: уменьшить платеж можно и через оспаривание транспортного налога с помощью нашего адвоката по налогам

Использование легальных вариантов

   Транзитные номера – до тех пор, пока 4-колесный железный конь не получил номера, платить налог не нужно. Действует транзитный номер только 20 дней. Альтернативная налоговая оптимизация транспортного налога представлена следующими вариантами:

   Последний пункт актуален в том случае, когда предприятие делает ставку на сторонний аутсорсинг. Действующее налоговое законодательство предусматривает несколько способов уменьшить размер платежей. Главное – проконсультироваться с юристом. Специалист подберет оптимальный путь, не противоречащий действующему закону.

katsaylidi.ru

Как уменьшить (снизить) транспортный налог на автомобиль, как не платить

Многих интересует вопрос, как уменьшить транспортный налог на автомобиль, ведь этот  платеж ежегодный, а если объем двигателя большой, то и платить нужно много. Поэтому возникает немало путей нелегального обхода этого платежа, но рисковать не стоит, ведь есть вполне законные методы снижения транспортного (автомобильного) налога.

Что можно сделать

Вместе с налогообложением появились методики оптимизации (снижения) нагрузки на плательщиков. Но мало кто знает, что существуют способы, с помощью которых возможна оптимизация транспортного налога. Современные законы в нашей стране могут трактоваться по-разному, в том числе в пользу граждан, – в итоге получится внести налоговый платеж по минимально возможной ставке.

Что касается возможностей, как платить меньше, и каждый год экономить на ТН законно, то ее дает сам закон. Налог на транспорт относится к региональным, то есть размер его определяется муниципалитетом.

Важно! Есть одно общее в оплате налога на ТС, что обойти не удастся – это привязка тарифа к количеству лошадиных сил машины, то есть ее мощности.

Первый и самый легкий метод, как сэкономить на транспортном налоге с первых дней владения, – это правильный подход к регистрации ТС. Имеется в виду, выбрать тот регион страны, где зарегистрировать машину по налоговому тарифу выгоднее всего. Например, в Москве за машину до 100 л/с нужно платить 12 руб. за литр, в СПБ же эта ставка в 2 раза больше. То есть выгодней зарегистрировать автомобиль именно в столице и платить легально в 2 раза меньше.

Уменьшение мощности

Задаваясь вопросом, как можно снизить транспортный налог, стоит уточнить, правильно ли внесены данные относительно мощности при регистрации и не изменился ли этот показатель. Избежать ошибок удается далеко не всем, к тому же у нас до сих пор нет привычки, проверять все, что касается наших собственных налогов.

Документальное уменьшение

Для того чтобы проверить не много ли насчитывают налога на машину, стоит подать официальный запрос дистрибьютору / дилеру / производителю, в зависимости от марки модели машины. Получив ответ от официального представителя, с ним стоит отправиться в МРЭО и получить согласование на внесение изменений в техпаспорт и сервисную книгу. За счет этого выходит законно снизить сумму налога, ведь оплата его идет за каждую лошадиную силу под капотом. Подобное возможно также, если автомобилю больше 10 лет, в таком случае вполне закономерно мощность двигателя снижается.

Во многих регионах тариф для машины с мощностью двигателя варьируется от 70 до 100, от 100 до 250 и свыше 250 л/с. В последнем случае тариф больше в несколько раз. То есть за автомобиль в 280 л/с, например, придется платить больше всего – примерно 150 руб. за каждую конскую силу. По мере эксплуатации мощность уменьшается, и это стоит доказывать.

Фактическое снижение мощности

Но этого все равно мало, можно, занявшись вопросом, физически снизить мощность, для этого в квалифицированном сервисном центре могут предложить:

  1. Смена электронного управления.
  2. Дефорсирование впрыска и его системы.
  3. Демотнаж турбины.
  4. Перепрошивка метода управления.

После всех этих манипуляций нужно получить официальную справку, в которой указана новая мощность движка. Далее механизм аналогичный, но есть одна проблема – полномочия автосервиса.  Далеко не каждый может проводить подобные работы по уменьшению мощности двигателя. Более того, не все отделы ГИБДД разрешают это делать. Поэтому перед тем как таким образом уменьшать транспортный налог, нужно обратиться с официальным заявлением и получить разрешения всех чиновников, которые могут препятствовать подобным действиям.

Льготный тариф

Этот вариант, как можно уменьшить транспортный налог, подходит не всем, а только отдельным категориям граждан. В этом случае не будет уменьшения мощности двигателя, а уплачивается меньше за счет применения снижающих коэффициентов. Льготы четко прописаны в федеральных законах, также дополнительную экономию по этому налогу могут предложить региональные власти. Льготные категории:

Уйти от оплаты транспортного налога удастся собственникам, чей автомобиль числится в угоне. При условии, что подано заявление об этом факте в ГИБДД. Еще один способ, как не платить транспортный налог, – это иметь во владении машину с мощностью меньше 70 л/с, на такие транспортные средства платеж не налагается.

Если владелец не относится ни к одной из этих категорий, то обходом уплаты налога станет регистрация прав собственности на машину на человека, который является представителем такой категории льготников. Хорошо бы, чтобы это был близкий родственник, который, так сказать, не «кинет». Если это удастся сделать, то даже за автомобиль с мощностью 280 л/с вовсе не придется уплачивать налог.

Транзитные номера

Еще один законный, но не очень удобный метод ухода от налога вовсе. Так если вы уже единожды заплатили за мощную машину солидный налог, вполне вероятно, что этот вариант подойдет. Нужно под любым предлогом получить транзитные номера – это возможно в ГИБДД. По закону на таких можно ездить не более 20 дней, но, как показывает практика, получается несколько месяцев.

Как известно, автомобиль в таком случае снимается с учета, а значит, его собственник освобождается от уплаты транспортного налога. Так обходим обязательный платеж, ведь по закону с автомобилей, пересекающий границу, то есть следующих транзитом, ТН не взимается. Как утверждают владельцы, ушедшие таким образом от платежа, – метод эффективный. Но иногда продлевать транзитные номера отказываются, и уж тут ничего не поделаешь, придется снова становиться на учет.

Вывод

Уйти от транспортного налога в нашей стране можно, а все из-за далеко не совершенного законодательства. Зная определенные законные лазейки, можно существенно сэкономить на налоговых платежах и при этом не нарушить ни одного постановления государства.

proavtopravo.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта