Надзор ударит по кадрам: что ждет инспекторов проверяющих ведомств? Оптимизация структуры контрольно надзорных органов последние новости


Реформа контрольной и надзорной деятельности

Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию этой приоритетной программы в правительстве, являлся министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов (с мая 2012 года до мая 2018 года). Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

Программа направлена на снижение административной нагрузки на бизнес и установление прозрачных отношений между предпринимателями и государством.

Деловой климат в стране во многом зависит от ее успешной реализации. Старую модель государственного контроля необходимо заменить на новую – партнерскую. Будет непросто: и предпринимателям, и государственным органам придется идти на уступки и компромиссы. Но если это удастся, то инспектор вместо контролера, выискивающего формальные нарушения в работе предпринимателя ради выполнения плана, станет помощником, защищающим бизнес от техногенных или финансовых рисков, а общество – от причинения вреда охраняемым ценностям. Алишер Усманов, член бюро правления РСПП

 

К 2018 году административная нагрузка на бизнес должна быть снижена на 20%, а к 2024 году она должна снизиться вдвое — на 50%. Такие показатели решено взять за основу при разработке приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

 

 

Выступая на заседании Совета, Дмитрий Медведев заявил, что количество контрольных органов в стране «устрашающее». «Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются», — сказал Медведев.

Он также отметил, что «надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес».

Предпринимательское сообщество ожидает скорейшего отказа от «палочной» системы, перехода к защите охраняемых ценностей, определению исчерпывающего перечня   видов государственного контроля, прекращению практики проверки обязательных требований, не включенных в соответствующие перечни нормативно-правовых актов, внедрению чек-листов. Андрей Варичев, Председатель комитета РСПП

 

Недостаточная компетентность проверяющих лиц ухудшает качество проведения проверок, по мнению четверти участников опроса Доля снизилась на 9,2%. С большим отрывом следует вариант «заказные проверки» - его отметили 9,2% компаний (-6,2% от значений 2014 года). Чуть меньше - 7,7% представителей бизнеса столкнулись с нарушением правил проведения проверок. По сравнению с данными четырехлетней давности доля варианта упала почти в два раза. Согласно ответам 6,9% компаний, проблемной было несоответствие предмета проверки тому, что было указано в распоряжении. В 2014 году этот ответ набрал долю 9%. Только 3,8% организаций получили при проведении проверок прямые и косвенные намеки на необходимость оплаты услуг. Четыре года назад с этим столкнулась десятая часть опрошенных

Вот к примеру, только в этом году огласке получено два уголовных дела.  В Хабаровском крае и Новосибирской области.

Главный инспектор отдела новосибирского Ростехнадзора предстанет перед судом по обвинению в поучении взятки. Инспектору вменяются четыре эпизода преступлений по статье «Получение взятки». Преступления были совершены с 2016 по 2017 год. По версии следствия, инспектор за денежное вознаграждение оформила акты осмотров и выдала разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок ряду юридических лиц на территории Новосибирска.

А в Хабаровском крае, уже бывший сотрудник Дальневосточного управления Ростехнадзора, на протяжении четырех лет, «гарантировал» строительной фирме допуск к работе грузоподъемной техники. Чтобы регулярно получать выплаты, фигурант вовлек в преступную схему собственного отца.

 

Реформа контрольно-надзорной деятельности сейчас находится в активной фазе. Эти приведенные выше примеры не последние, которые нас ожидают. Как отмечает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, один из авторов доклада о состоянии делового климата в России, «об итогах говорить пока рано. Впереди еще много работы. Однако уже на этом этапе констатировать, что проводимая реформа – одно из самых удавшихся преобразований в сфере государственного управления в нашей стране за последние полтора десятка лет».

ИСТОЧНИК

 

 

 

noudpo.ru

В России снова реформы: Сокращение министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание 9 крупных федеральных надзоров.

В России снова реформы: Сокращение министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание 9 крупных федеральных надзоров.

Сокращение министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание 9 крупных федеральных надзоров — это один из вариантов новой административной реформы, которая сейчас обсуждается в правительстве.

Независимый надзор

РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве РФ и могут лечь в основу итогового доклада президенту о реформе контрольно-надзорных функций. То, что этот документ был представлен министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову, подтвердили правительственный чиновник и эксперт, который привлекался к подготовке предложений по этому вопросу. «Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении у руководителя аппарата правительства вице-премьера Сергея Приходько, который сводит итоговый доклад для президента», — рассказал РБК источник в Белом доме, отметив, что эти материалы готовились при участии Российской академии народного хозяйства при президенте (РАНХиГС). Другой правительственный чиновник рассказал, что в аппарат были внесены и другие документы по новой административной реформе — в частности, свои предложения представляло Минэкономразвития. Ожидается, что итоговый документ окажется у президента 1 декабря.

Реформа контрольн​о-надзорных функций исполнительной власти может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства, отмечают собеседники РБК. Согласно рабочим материалам, ключевое предложение, которое влечет за собой и изменение всей структуры исполнительной власти, — это формирование системы федеральных надзоров. Речь идет о создании 9 надзоров (см. схему). Эти ведомства предлагается подчинить напрямую Белому дому, сосредоточив в них все надзорные функции. Сейчас контрольно-надзорные функции выполняются федеральными службами, подчиненными профильным министерствам, или напрямую министерствами. Некоторые службы, например таможня, выведены под прямой контроль правительства. Всего действует 34 федеральные службы. При этом, по данным Минэкономразвития, которые цитируются в документе, 80% проверок приходится только на 7 контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор.

В основу подхода об оптимизации структуры исполнительной власти лег «принцип экономичности». Например, экономия на укрупнении служб оценивается в 450 млн руб. в год в ценах 2012 года. Создание компактного числа надзоров повлечет и укрупнение надзорных функций, что также позволит экономить на операционных расходах. Например, говорится в документе, себестоимость выявления нарушения Рособрнадзором оценивается в 60 тыс. руб. Выявленное нарушение Роскомнадзора оценивается в 348 тыс. руб. Кроме того, переподчинение надзора правительству обеспечит независимость деятельности от профильных министерств, добавляет источник РБК в правительстве.

 

Большие министерства

Требование лишить министерства надзорных полномочий и идея экономить бюджетные расходы может привести к сокращению их количества. Из 21 действующего министерства предлагается сохранить только 15. «Предлагается отказаться от создания федеральных органов исполнительной власти с объективно малой численностью сотрудников, предусмотрев исполнение их функций более крупными федеральными органами исполнительной власти», — говорится в рабочих материалах. Сейчас штаты министерств варьируется от 253 штатных единиц в Минвостокразвития до 27,6 тыс. штатных единиц в МЧС. Анализ финансирования расходов на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти показал, что расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в министерствах с минимальной численностью (до 500 человек) в 1,5–2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью. Предлагается образовать такие укрупненные министерства, как, например, Министерство экономики, инфраструктуры, информатизации и инноваций. При этом могут быть упразднены Минвостокразвития и Минсвязи. Упразднение Минэнерго может привести к созданию укрупненного Министерства природных ресурсов, энергетики и экологии. Укрупнение МИДа может превратить это ведомство в Министерство иностранных дел и внешнеэкономических связей, включая и вопросы таможенной политики.

Административные изменения могут коснуться не только министерств. Возможно изменение статуса администрации президента и аппарата правительства. Их предлагается наделить функцией самостоятельного федерального органа исполнительной власти «путем преобразования Управления делами президента РФ». В настоящее время эти две ключевые структуры власти не имеют самостоятельного юридического статуса.

Оптимизация госуслуг

Изменения грозят и федеральным агентствам. Сейчас из 25 агентств шесть вообще не предоставляют ни одной госуслуги, еще пять — предоставляют 1–2 услуги, говорится в рабочих материалах. Такие агентства предлагается упразднить. В материалах говорится, что сейчас принцип разделения функций между министерствами, службами и агентствами фактически не реализуется: наиболее массовые общественно значимые государственные услуги оказываются федеральными службами. Предлагается оставить агентствам только функцию оказание услуг и переименовать в агентство, например, Федеральное казначейство, Службу исполнения наказаний и даже Службу внешней разведки​. Кроме того, из администрации президента может быть выделено федеральное агентство специальных программ президента РФ. Оптимизация деятельности агентств может обеспечить ежегодную экономию расходов бюджета на обеспечение их деятельности в размере не менее 4,5 млрд руб., говорит источник в правительстве.​

Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов передал РБК через представителя, что подкомиссия по совершенствованию контрольных и разрешительных функций при правкомиссии по административной реформе, которую он возглавляет, ​подготовила свои предложения. «Доклад внесен в правительство в установленном порядке. В случае одобрения предложений мы продолжим работу, связанную в том числе с возможностью консолидации отдельных ведомств», — уточнил он. Директор центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков подтвердил, что институт готовил предложения по оптимизации системы органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных органов, отказавшись от детальных комментариев. ​Представитель Минэкономразвития сообщил, что вопросы реформы контрольно-надзорных функций прорабатываются. Опрошенные представители нескольких министерств, которые могут попасть под упразднение, например Минвостокразвития и Минэнерго, отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова также не стала комментировать предложения.​

Полностью прочитать новость и ознакомиться с новой схемой министерств и агенств вы можете на сайте РБК.

 

Источник:  http://www.rbc.ru/economics/15/10/2015/561fdf359a794761d7a9ec5d

Дата создания: Пт, 10/16/2015 - 12:29

Дата последнего изменения: Пт, 10/16/2015 - 13:49

sro-russtroy.ru

Что ждет инспекторов проверяющих ведомств?

Чрезмерная бюрократизация надзорной деятельности является одним из препятствующих нормальному развитию бизнеса факторов. Не учитывая коррупцию, одно лишь выполнение установленных законом требований обходится предпринимателям в сумму, эквивалентную 5% российского ВВП. Чтоб упростить жизнь отечественному бизнесу, власть анонсировала с начала 2017 года проведение реформы надзорной деятельности, которая станет национальным проектом. Главной задачей реформы станет перераспределение объектов проверки, где государство откажется от тотального и регулярного контроля над бизнесом, переходя на риск-ориентированные факторы, предотвращение нарушений и минимизацию ущерба.

Новые условия работы потребуют переформатирования и самих надзорных органов – инспекторов будут трудоустраивать лишь на конкурсной основе, и будут регулярно переаттестовывать, обучать «новой философии» работы и материально мотивировать за честность и добросовестность в своей деятельности. На должностях, где коррупционные риски особенно велики, планируется провести ротацию чиновников, в результате которой многие потеряют работу. Новая жесткая кадровая политика затронет 10 из 12 ведомств – МЧС и МВД пока решено «не трогать». Карьерист.ру разобрался, что еще ждать работникам надзорных ведомств от новой реформы?

Без сплошных проверок

Если про запуск реформы заговорили еще в середине осени, то конкретные нормативы, как и паспорт приоритетного национального проекта, был представлен общественности лишь 21 декабря. По нему, реализация программы рассчитана до конца 2025 года, участвовать в ней будут 12 основных контрольно-надзорных ведомств, среди которых полиция, спасатели, налоговики, трудовые и медицинские комиссии, таможенная служба, потребительский и природный надзор и т.д. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, новая программа должна обновить идеологию и перейти к современной модели надзора, носящей сервисный характер и пропагандирующей партнерские отношения с проверяемыми лицами. Это будет способствовать развитию бизнеса, а не «пустому» усилению контроля.

Принцип, по которому контролирующие органы работают сегодня, сводится к банальной и сплошной проверке всех подконтрольных предприятий, которая проводится с установленной руководством или нормативными актами периодичностью. Нет ничего странного в том, что тотальные проверки приводят к неэффективному распределению трудовых ресурсов проверяющих, оставляя без внимания те места, где проверки действительно нужны. Масштаб проблемы огромен – по данным паспорта программы, которые приводит «РБК», в стране ежегодно проводится больше 2 млн проверок, но вместо улучшения ситуации, издержки предпринимателей на их прохождение только растут. Как говорит один из авторов реформы Михаил Обызов, «что-то у нас происходит не так».

Среди главных целей приоритетного национального проекта – снижение смертности по рискам, контролируемым государством (на производстве, при чрезвычайных ситуациях, от отравлений продуктами питания, в т.ч. алкоголем и т.д.) на 15% за будущий год, на 50% – к концу срока, на который она рассчитана. Кроме этого, планируется снизить на 100% административную нагрузку на предпринимательство – формула, по которой она будет оцениваться, будет разработана к середине будущего года.

Интересно, что на некоторые сферы надзора реформа распространяться не будет – она не затронет вопросы борьбы с преступностью, общественную безопасность и нацоборону. Очевидно, авторы документа сочли эти сферы слишком специфическими, чтоб реформировать их вместе с другими. Тем не менее это оставляет поле для злоупотреблений, с которыми контролирующим органам еще предстоит разобраться.

Конкурс и зарплаты

Первый этап реформы, согласно опубликованному паспорту, будет предполагать набор чиновничьего состава в органы федерального подчинения, которые и будут участвовать в реформе надзора. Таким образом, проведением надзорных функций, в результате кадровых изменений, будут заниматься совсем другие люди. Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата. Высшее руководство органов, а это начальники, замы и главы кадровых служб, заново набирать не будут – их лишь переаттестуют. Кадровые чистки коснуться всех ведомств, кроме полиции и МЧС – паспорт программы прямо указывает на это, не аргументируя такое решение. Интересно, что именно на МЧС приходится самая большая доля по количеству проведенных инспекций – она достигает 20% от 2 млн проверок, проведенных 12 реформируемыми ведомствами.

Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

К инспекторам и их руководству будут предъявлять специальные требования, которые будут касаться как их компетенции, так и эффективности работы.

Их невыполнение будет выступать причиной для принятия «кадровых решений» и по сути увольнений. Но, будут и «пряники» – паспорт программы будет предполагать разработку системы материальной и нематериальной мотивации, что конкретно имеется в виду, авторы не уточнили. Планируется и повышение зарплат, конкретное решение по которому будет принято не раньше 2018 года. Менять будут и саму систему оплаты труда, которая будет мотивировать чиновников надзорных органов работать как можно эффективнее в интересах проверяемых, и будет способствовать снижению текучки.

Взамен, работники контролирующих органов должны будут пересмотреть свои требования к проверяемым организациям и привести их в актуальное современному рынку состояние. Дабы избежать усиления административного контроля, каждое новое введенное требование должно заменить 2 старых. Чтоб сделать процесс надзора прозрачным, на сайтах ведомств будут размещены исчерпывающие перечни нормативных актов и требований, которые должны соблюдаться подконтрольными надзору организациями. Сегодня это становится главным препятствием для успешного прохождения проверок – предприниматели до конца не понимают, каким конкретно требованиям они должны соответствовать. Дабы снять все вопросы, инспекторы будут регулярно публиковать обзоры проверок, где будет производиться детальный разбор, «как нужно» и «как нельзя».

Коррупции – бой

Одним из главных вопросов, который будет решать новая реформа – это антикоррупционная борьба.

Чтоб исключить «поле для маневров», реформаторы планируют определить конкретные критерии, по которым инспекторы надзорных органов будут принимать те или иные решения в отношении подконтрольных организаций. Чтоб контролеры понимали всю серьезность проблемы, планируется ежегодно проводить курсы, на которых чиновникам будут разъяснять «вопросы профилактики коррупции». Каждый год к ним будут привлекаться около 30 тыс. проверяющих, а сами материалы будут ежегодно совершенствоваться. Чтоб объективно оценить масштабы надзорной коррупции, среди служащих проведут исследования, по результатам которых, на самых коррумпированных должностях проведут ротацию. Дабы исключить соблазн в получении взятки, проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Иные шаги по борьбе с коррупцией описаны в паспорте программы лишь в общих чертах: прозрачность процессов, четкая регламентация обязанностей, выделение конкретных критериев для принятия решений и т.д. Интерес вызывают и новые технические «фишки», которые будут сопровождать работу надзора. Например, каждой подконтрольной организации будет выделен виртуальный личный кабинет на портале ведомства, где они смогут взаимодействовать с надзорными органами и обжаловать решения инспекторов вышестоящему руководству. По мнению авторов проекта, это позволит автоматизировать надзорный процесс и сократить его издержки. Кстати, о расходах.

Проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Бюджет национального проекта рассчитан лишь на будущие 3 года – в смете на будущую трехлетку заложены ежегодные расходы в размере 150 млн рублей – довольно скромные цифры, если учесть масштаб анонсированных нововведений. В реальности, одна только модернизация технических возможностей ведомств потребует гораздо более высоких затрат. Видимо поэтому, недостаток денег и называется авторами проекта как одно из главных возможных препятствий для его реализации. С другой стороны, сокращение требований для бизнеса, которые самим государством и были завышены, не потребует особых расходов, а ведь именно снижение административной нагрузки и является главной задачей реформы.

В конце концов, недостаток средств едва ли можно назвать адекватным оправданием для отказа от административной реформы. Надиктованная временем, она требует изменения идеологии и принципов работы чиновников, а для этого большие деньги не нужны.

Разместить резюме Добавить вакансию

careerist.ru

Правительство сократит число контрольных и надзорных органов — Российская газета

До 1 декабря правительство должно представить в Кремль предложения по оптимизации структуры и сокращению числа контрольных и надзорных органов.

Предлагается проанализировать возможность исключения дублирующих функций и объединения контрольно-надзорных органов "по сферам деятельности". Также планируется делегировать часть полномочий на уровень субъектов РФ. "Тенденцию к укрупнению и слиянию контрольных ведомств мы видим уже несколько лет, - говорит Екатерина Смирнова, адвокат юридической группы "Яковлев и Партнеры". - Яркий пример тому контролирующие органы в антимонопольной сфере и тарифо-образования: первоначально ФАС были переданы функции Рособоронзаказа, теперь в состав ФАС вошла ФСТ". Сейчас обсуждаются очередные решения по объединению конт-рольных функций. Вице-премьер России Ольга Голодец на днях сообщила: "Решения пока нет, как только они будут приняты, они тут же будут озвучены. Все время идет проработка этих вопросов. Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам". Она также отметила, что функции Роструда должны быть федеральными и едиными для всей страны. Хотя это ведомство также числится в рядах тех, чьи функции контроля могут подвергнуться реформированию. "Власть идет по пути передачи функций в одно окно (ЦБ, ФАС и прочее) и создания так называемых мегарегуляторов. Видимо, этот путь будет продолжен", - говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики.

Первые шаги в наведении порядка в этой сфере уже сделаны. Сейчас на общественном обсуждении находится проект нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре). Документ призван систематизировать контрольно-надзорную деятельность. В проекте закрепляются понятия федерального государственного контроля, регионального государственного и муниципального контроля; прописываются полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления; порядок оценки результативности и эффективности контроля; организация национальной системы управления рисками при осуществлении контроля и надзора; периодичность проверок; формы контроля и надзора. Вступление в силу федерального закона запланировано с 1 января 2017 года, за исключением его отдельных положений.

Сейчас преградой для проведения излишних проверок выступает прокуратура. Процент отклоненных прокуратурой запросов на внеплановые проверки колеблется от 20 до 50. На коллегии Генпрокуратуры 24 марта президент РФ Владимир Путин сообщил, что в 2014 году органы прокуратуры выявили и пресекли более 143 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей. По итогам этого совещания было дано поручение по проведению апробации новой системы контроля в ряде "пилотных" регионов. В ближайшее время будет проанализирован опыт Крыма и Севастополя, которым были переданы полномочия федеральных контрольных ведомств.

Министр Михаил Абызов, который курирует экспертный совет при Белом доме и занимается реформой контрольно-надзорной деятельности в составе правительственной комиссии по административной реформе, сообщил, что в ближайшее время все контрольно-надзорные органы должны подготовить аналитическую информацию об эффективности работы территориальных подразделений по ряду параметров, в том числе по затратам на проведение одной проверки. "При планировании самой работы нужно всегда оценивать соотношение затраты - эффект от реализации каждой конкретной функции", - считает Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.

Текущая система контрольно-надзорной деятельности по разным расчетам "стоит" российской экономике в терминах непосредственных издержек бизнеса от 1,5% (по оценкам НИУ ВШЭ, 2011) до 7,5% ВВП (по оценкам "ОПОРЫ России", 2013). В России довольно разветвленная сеть контрольных органов. "Наиболее многочисленные контрольные органы исполнительной власти. В настоящее время их количество вместе с контрольными структурами подведомственных учреждений составляет более 18 тыс., а численность контролеров приближается к 1 млн сотрудников", - говорится в аналитической записке "О совершенствовании системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подготовленной РАНХиГС. При этом работа контролеров не является высокооплачиваемой, что создает коррупционные риски. "Если просто взять деньги, которые выделяются на осуществление функций по контролю и надзору, и разделить на штатную численность контролеров, то в среднем на одного контролера выделяется 59 тысяч рублей в месяц. Это не только зарплата, это налоги и содержание рабочего места, содержание помещения. Если все эти расходы вычесть, останется 20-30 тысяч рублей. Это означает, что контролеры имеют большой стимул удовлетворять не интересы государства, а свои интересы", - считает Сергей Плаксин, заместитель директора Института государственного и муниципального управления дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ.

Основная проблема заключается в том, что проверок много, а реального контроля мало. Анализ ВШЭ показывает, что проверка одним ведомством одной организации проводится примерно раз в 5-6 лет; в среднем по федеральным контрольным органам этот показатель равен 4%. То есть одна проверка организации проводится в среднем раз в 25 лет. Усилить контроль, сократив количество проверок, можно с помощью риск-ориентированного подхода. Предложения ВШЭ состоят в том, чтобы выделить типы подконтрольных объектов высокого или особого риска (например атомные станции, нефтеперерабатывающие или химические заводы) и ужесточить для них регулирование по сравнению с действующим режимом. И наоборот, контроль над объектами среднего и низкого уровня риска необходимо упростить. По оценке аналитиков, переход к оценке рисков при определении параметров контроля позволит сократить на 40% количество проверок, на 30% - количество контролеров и на 20% - расходы государства.

rg.ru

Минэкономразвития решило избавить надзорные органы от «палочной системы» :: Экономика :: РБК

Минэкономразвития разработало проект президентского указа, который поможет избавиться от «палочной системы» в надзорных органах. Их будут оценивать не по числу проверок, а по размеру ущерба, который удастся предотвратить

Министр экономического развития Алексей Улюкаев (Фото: Екатерина Штукина/РИА новости)

Министерство экономического развития подготовило документ для борьбы с «палочной системой» во всех надзорных органах. В проекте указа президента, который разработало ведомство, вводятся критерии для оценки деятельности органов контроля и надзора. К последним относятся, например, МЧС, МВД, Роскомнадзор, Россельхознадзор и т.д.

Всего в документе, размещенном на портале regulation.gov.ru, девять показателей. Так, Минэкономразвития предлагает оценивать работу этих ведомств по числу граждан, погибших или пострадавших в результате явлений, на устранение которых направлена их работа. Среди других критериев — материальный ущерб, причиненный гражданам, компаниям и государству, ущерб конкуренции, финансовой стабильности, обеспечению обороны, а также объектам культурного наследия и окружающей среды. Отдельный пункт — ущерб общественной нравственности.

Подобный перечень разработан впервые, сообщила РБК пресс-секретарь министерства Елена Лашкина. Минэкономразвития в мае проводило пилотный проект по новым подходам к оценке эффективности органов контроля. В нем участвовали семь федеральных контрольных ведомств. Его итогом и стало решение о разработке указа президента.

От карательной системы к предупредительной

Раньше контрольно-надзорные органы оценивали только по количеству проверок и объему штрафов — это «палочная система», говорит член генсовета «Деловой России» Михаил Розенфельд и подтверждает Лашкина. «Такой подход стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному выявлению нарушений и наказанию предпринимателей», — сообщила пресс-служба «открытого правительства».

По оценке вице-президента «Опоры России» Марины Блудян, к бизнесу сегодня предъявляют более 650 тыс. требований по безопасности: «Предприниматель знает: если к нему придет проверяющий, он обязательно что-нибудь найдет». Критерием хорошей работы контрольно-надзорного органа может быть только отсутствие смертельных случаев или случаев урона здоровью, остальное второстепенно, категорична она.

Проект призван изменить «палочную систему» и направить органы контроля и надзора на достижение общественно-значимого результата, говорит Лашкина. «Работу контрольно-надзорных органов нужно перестроить из карательной в систему охранительную, превентивную и предупредительную, ориентировать их работу на профилактику и предотвращение ущерба, а не на наказание», — заявлял на инвестиционном форуме в Сочи министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов.

Сейчас контрольные органы часто концентрируются на проверках, игнорируя профилактические мероприятия, говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Варварин. Надо переходить от показателей, которые характеризуют процесс контроля, к тем, которые говорят о результате для общества, отмечает он.

«Сколько разорил и чего добился»

Розенфельд называет «правильной идеей» появление новых критериев оценки надзорных ведомств. «Вопрос в том, как она будет реализована на практике», — рассуждает он. Эта мера поможет бизнесу, оптимистична Блудян. Теперь инспекторы будут отвечать за то, чтобы требования по безопасности были соблюдены: если проверок и штрафов будет много, а смертность останется на том же уровне, это будет означать, что они плохо работают, говорит она. На практике проверяющие перестанут приходить на объекты малого бизнеса, уверена Блудян: «Чего им там время тратить, если риски минимальны?» Проверять надо крупные предприятия, где действительно могут произойти несчастные случаи, и теперь инспекторам предстоит подробно продумывать, как свести такие риски к минимуму, считает эксперт.

В перечне министерства нет пункта о материальном ущербе, причиненном деятельностью самих надзорных органов. «Опора России» летом, во время обсуждений проекта, предлагала Минэкономразвития ввести такой критерий, говорит Блудян: «Я предлагала ввести KPI: сколько организаций инспектор разорил, и чего он по результату добился» Однако инициативу не поддержали — по словам Блудян, это мотивировали, в частности, тем, что подобные показатели сложно отслеживать.

Представители бизнеса неоднократно жаловались на необоснованные проверки — такой пункт однозначно стоит вносить в законодательство, уверен Розенфельд: компании несут потери уже в ходе самих проверок, так как сотрудникам приходится отвлекаться на них, а после этого на предприятия накладывают еще и дополнительные санкции. Без такого критерия документ можно назвать полумерой, считает он.

Пусть суд решает

Оценивать издержки бизнеса на проводимые в отношении него проверки нужно, но в проекте указа речь идет только о критериях эффективности контроля, указывает Варварин. В дальнейшем также необходимо будет сопоставить эффективность контроля и расходы на его осуществление. «Стоило ли ради снижения общего ущерба на 100 млн руб. потратить на организацию контроля 200 млн руб.?» — задается вопросом эксперт. Следующий шаг, по мнению Варварина, — отказ от неэффективных видов контроля.

Впрочем, пункт об издержках компаний от действий надзорных ведомств есть в распоряжении правительства об оценках эффективности контрольной деятельности, напоминает Лашкина. Кроме того, по ее словам, вопросы о материальном ущербе при проверках должны решаться в суде.

Пока проект указа находится на стадии общественного обсуждения. В нынешней редакции он должен вступить в силу с 1 января, а порядок оценки должен быть разработан до 15 августа 2017 года. Например, пока непонятно, как оценивать «ущерб общественной нравственности», понесенный в результате работы контроля и надзора, — сейчас утвержденные методики расчета по этому вопросу отсутствуют, говорит Лашкина. Примером действий контрольных органов, направленных на устранение вреда нравственности, она называет полномочия Роскомнадзора по защите детей от вредной информации.

www.rbc.ru

контрольно-надзорные органы должны сначала предупреждать и лишь потом штрафовать

20 Января 2016

Смысл работы контрольно-надзорных органов — не сбор штрафов, а создание нормальных условий экономической деятельности. Такое мнение высказал Президент РФ Владимир Путин, выступая 20 января на пленарном заседании Всероссийского форума предпринимателей «Малый бизнес — национальная идея?», организованном общественной организацией «Опора России».

Смысл не фискальный в данном случае. Смысл в том, чтобы создать нормальные условия экономической деятельности. И, конечно, оградить потребителя от неэффективно и неправильно работающих предпринимательских структур. Это касается, прежде всего, здоровья населения, предоставления различных услуг и так далее», — сказал Владимир Путин.

Президент РФ поддержал предложение президента «Опоры России» Александра Калинина о том, чтобы контрольно-надзорные органы сначала предупреждали нарушителей и лишь потом, если недостатки не были устранены, штрафовали их.

Действительно, предупреждение, потом — штраф. Это правильно», — отметил он.

Также, Владимир Путин согласился с мнением Александра Калинина о том, что любые жалобы на предпринимателей, в том числе и поступившие через интернет, не должны быть анонимными.

Напомним, что о необходимости совершенствования контрольно-надзорной деятельности Президент РФ говорил и в послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года. Такая задача была поставлена им ещё в 2014 году, однако до сих пор, по словам Владимира Путина, целая армия контролёров мешает работать добросовестному бизнесу, а опросы предпринимателей показывают, что ситуация в этой сфере пока практически не изменилась.

Оптимизация контрольно-надзорной деятельности — одно из приоритетных направлений деятельности Открытого правительства. Экспертный совет при Правительстве РФ принимает активное участие в работе над законопроектом о государственном и муниципальном контроле и надзоре, а при Правительственной комиссии по административной реформе создана специальная подкомиссия по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

На заседании Подкомиссии 22 декабря 2015 года состоялось первое обсуждение проекта «дорожной карты» совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 год, подготовленной Минэкономразвития РФ.

«Дорожная карта» включает в себя 65 мероприятий по 7 направлениям: систематизация и актуализация обязательных требований, внедрение системы управления рисками при организации проверок, совершенствование форм контрольных мероприятий, внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, оптимизация контрольно-надзорной деятельности, обучение инспекторского состава, развитие информационных систем для межведомственного взаимодействия органов контроля и надзора.

Мнение экспертов — «"Дорожная карта" пока не является документом, в котором были бы систематически изложены все самые важные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Есть разделы, которые написаны подробно, может быть, излишне подробно, а какие-то, например, оптимизация контрольно-надзорных функций — достаточно скупо. Одни задачи слишком амбициозны, другие — наоборот», — отметил на заседании член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин.

По итогам обсуждения «дорожной карты» министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов поручил доработать документ с учётом прозвучавших предложений и провести его обсуждение на стратегических сессиях до 20 января с тем, чтобы до 15 февраля он был утверждён Правительственной комиссией по административной реформе. Для оптимизации работы над этим масштабным проектом он поручил рассмотреть возможность создания специального проектного офиса.

Все события

open.gov.ru

Новости: Абызов метит на место Медведева? Экономическое обозрение - Свободная Пресса

В экспертный совет при правительстве РФ, который возглавляет министр Михаил Абызов, поступили материалы по кардинальной реформе контрольно-надзорных функций. Об этом в четверг, 15 октября, сообщил РБК. В настоящее время предложения якобы находятся на рассмотрении у руководителя аппарата правительства вице-премьера Сергея Приходько. По данным издания, он «сводит итоговый доклад для президента», поскольку «в аппарат были внесены и другие документы по новой административной реформе — в частности, свои предложения представляло Минэкономразвития». Президенту Владимиру Путину итоговый документ, как ожидается, поступит 1 декабря.

Реформа может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства. Вот как, по версии РБК, выглядят ее ключевые пункты:

— Формирование 9 федеральных надзоров, которые будут подчиняться напрямую Белому дому, и в которых будут сосредоточены все надзорные функции. Сейчас контрольно-надзорные функции выполняются 34 федеральными службами, причем 80% проверок приходится только на семь контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор.

— Укрупнение министерств — из 21 действующего министерства предлагается сохранить 15. Ликвидации подлежат министерства с малой численностью сотрудников, например, Минвостокразвития (штат — 253 человека) и Минсвязи. Упразднение Минэнерго может привести к созданию укрупненного Министерства природных ресурсов, энергетики и экологии. Укрупнение МИДа может превратить это ведомство в Министерство иностранных дел и внешнеэкономических связей, включая и вопросы таможенной политики. По предварительной оценке, экономия на укрупнении служб составит 450 млн рублей в год в ценах 2012 года.

— Изменение статуса администрации президента и аппарата правительства. Их предлагается наделить функцией самостоятельного федерального органа исполнительной власти «путем преобразования Управления делами президента РФ». В настоящее время эти две ключевые структуры власти не имеют самостоятельного юридического статуса.

— Упразднение части федеральных агентств. Сейчас из 25 агентств шесть вообще не предоставляют ни одной госуслуги, еще пять — предоставляют 1−2 услуги, говорится в рабочих материалах. Такие агентства и предлагается упразднить.

— Изменение функционала агентств. Предлагается оставить агентствам только функцию оказание услуг и переименовать в агентство, например Федеральное казначейство, Службу исполнения наказаний и даже Службу внешней разведки? Кроме того, из администрации президента предлагается выделить федеральное агентство специальных программ президента РФ.

Читайте по теме

Минфин «подогрел» Госдуму рублем

Кризис не мешает «правящей корпорации» заботиться о себе

Новации выглядят столь радикально, что вызывают немало вопросов. Прежде всего, почему ключевой документ якобы попал в правительство через министра Михаила Абызова? В СМИ фамилия министра, который занимается малопонятной координацией деятельности «Открытого правительства», мелькала в последний раз в День физкультурника — 8 августа. К этой дате команда «Открытого правительства» во главе с господином Абызовым «совершила восхождение на самую высокую вершину Европы — Западный Эльбрус (5642 метра)», — сообщила пресс-служба ОП.

Министр, который вместо исполнения служебных обязанностей покоряет «высочайшие вершины Европы» — это, конечно, круто. Но сильно напоминает PR-акцию. Как, впрочем, и нынешняя инициатива с административной реформой.

Впрочем, Михаил Абызов от нее уже благоразумно дистанцировался. «Информации о подготовке и рассмотрении предложений по сокращению федеральных министерств не соответствует действительности. Таких поручений со стороны президента и председателя правительства не давалось», — заявил он «Интерфаксу». В то же время министр подтвердил, что по поручению президента и премьера Дмитрия Медведева действительно готовятся предложения об оптимизации структур контрольно-надзорных органов.

Что стоит за сообщением о радикальной административной реформе, как она будет выглядеть на практике?

 — Административная реформа должна проводиться для решения крупных задач, а не просто ради оптимизации расходов, — уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — В данном случае, речь идет исключительно о снижении организационных расходов — и только.

Надо сказать, и это цель вполне благородная, но далеко не всегда она приводит к желаемому результату. Повышение эффективности не всегда следует за сокращением издержек, проводимым механическим путем, через слияния и поглощения структур и сокращения штатов. Причем, это замечание справедливо и для бизнеса, и для государственного управления.

Например, слияние Минприроды и Минэнерго выглядит весьма сомнительной инициативой. Сегодня эти ведомства уравновешивают друг друга: Минэнерго отвечает за добывающую промышленность, а Минприроды — за природные ресурсы и экологию. Очевидно, что в этих сферах имеются прямо разнонаправленные интересы. И логично, когда эти интересы представляют различные органы исполнительной власти.

В свое время, напомню, звучало аналогичное предложение — слить Минэкономики и Минфин. Между тем, в нынешней системе управления, у них тоже разнонаправленные задачи, и эти министерства уравновешивают друг друга на уровне правительства. Но от идеи объединения отказались по другой причине: слияние всегда означает поглощение слабого более сильным. В данном случае — поглощение Минфином более слабой Минэкономики. Это привело бы к снятию с повестки дня задач привлечения инвестиций и вообще экономического роста, что недопустимо.

Именно поэтому я с осторожностью отношусь к идеям слияний и поглощений.

«СП»: — Но периодически высказываются мнения, что у нас избыточное количество министерств. Это не так?

— На мой взгляд, в ряде случаев сегодняшних министерств откровенно не хватает. Скажем, Министерство промышленности и торговли сегодня осуществляет функции, которые во времена СССР выполнялись более чем десятью министерствами. Понятно, что советская экономика была принципиально другой. Но те отрасли промышленности, которые подведомственны Минпромторгу — авиация, судостроение, радиоэлектронная промышленность — зачастую испытывают серьезный дефицит в качественном и постоянном присутствии регулятора.

Государство, как стратегическая направляющая сила, может присутствовать в различных отраслях экономики только в лице квалифицированных чиновников, которые владеют ситуацией, и контролируют ею денно и нощно. Сегодня такого рода чиновников в государственном аппарате физически не хватает.

Читайте по теме

Конец нефтяных иллюзий

В МЭР признали, что цены на энергоносители вряд ли вернутся на прежний уровень

«СП»: — Вы говорите, что административная реформа должна проводиться под крупные задачи. Какие конкретно?

— Ключевая задача, которая бы потребовала административной реформы, состоит в создании механизма стратегического планирования. Нам нужно создать орган, который будет способен координировать различные ведомства и органы власти для осуществления своей функции. Да, в России имеется рамочный закон о стратегическом планировании, но нет головной структуры, которая реализовала бы его на практике.

Звучали разные мнения, что должна представлять собой такая структура. Например, предлагалось создать агентство по образцу Госплана СССР. Но проблема в том, что агентство не сможет координировать деятельность министерств и ведомств, потому что оно — структура более низкого административного уровня. В СССР, кстати, Госплан был комитетом (как и КГБ) — то есть, стоял над советскими министерствами и ведомствами, и имел возможность координировать их деятельность.

Другая идея — создать орган стратегического планирования на базе Минэкономики. В принципе, такие функции у министерства есть и сейчас, но обеспечиваются и реализуются они крайне слабо. Можно было бы кардинально усилить Минэкономики — сделать министра экономики вице-премьером (разумеется, в этом случае и министра пришлось бы подобрать другого), который будет отвечать за вопросы стратегического планирования.

Альтернативная идея — кардинально усилить Совет Безопасности РФ. Сделать из него, по сути, Политбюро, которое занимается экономикой и задачами стратегического планирования.

Все эти идеи — вполне крупные и осмысленные, под них можно и нужно осуществлять административную реформу власти. А вот слияния и поглощения в логике неолиберального реформирования, которое имеет целью экономию, но на выходе оказывается еще дороже, мы проходили много раз и в разных сферах. И, надо сказать, этот путь почти никогда не приводил к позитивным результатам.

 — Экспертный совет при правительстве РФ — очень разнородная организация, которая продуцирует массу разнонаправленных предложений, — отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Да, у членов совета имелось поручение президента по оптимизации деятельности камбина, но СМИ обратили внимание на самый радикальный вариант реформы.

На практике, новая административная реформа, скорее всего, ограничится уровнем федеральных агентств, и выделением функций надзора. Она, по моим сведениям, подразумевает укрупнение так называемых ведомств второго уровня, но никак не топовых министерств.

Должен напомнить, что до последнего времени тренд был, напротив, на разукрупнение ведомств. Например, Минздрав и Министерство социального развития прежде были одной структурой. А если говорить о ликвидации, тот же Минрегион, фактически, был влит в специально созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Другими словами, и раньше не было фундаментальных перемещений, связанных с уничтожением отдельных министерств.

Читайте по теме

Китай накрывает «девятый вал»

Торможение Поднебесной перерастает в третью волну мирового кризиса

А вот структуры, стоящие уровнем ниже, действительно, нуждаются в реорганизации: их слишком много, и они зачастую дублируют функции друг друга. А ведь это не просто службы — это дополнительный штат чиновников, которые связаны с бухгалтерией и административным производством. Здесь оптимизация сулит хорошие перспективы для экономии.

«СП»: — А создание девяти федеральных надзоров — правильный шаг?

— Я не сторонник усиления надзорных функций, особенно у силовиков. Но сама идея систематизации надзора в принципе правильная. На мой взгляд, надзорные функции необходимо более четко каталогизировать — но только затем, чтобы держать их под жестким контролем, а не чтобы расширять.

svpressa.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта