Е. Е. Горина. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования. Оптимизация службы занятости населения


Е. Е. Горина. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования

Е. Е. ГОРИНА

СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГОРИНА Елена Евгеньевна, ведущий инспектор Центра занятости населения г. Мурома Департамента по труду и занятости администрации Владимирской области.

Ключевые слова: служба занятости, административные регламенты, государственная услуга, уровень безработицы, инспекция по труду

Key words: employment service, administrative regulations, state service, unemployment level, labour inspection

Проводимая в России административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг коснулась института службы занятости. Более того, апробирование таковой в виде административных регламентов предоставления общественно значимых услуг государства населению проводилось на базе Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы по труду и занятости.

28 июля 2005 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 (ред. от 20 февраля 2010 г.), утвердившее типовой регламент организации федеральных органов исполнительной власти, обязавший их разработать административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. В соответствии с этим документом было закреплено положение, что предоставление государственных услуг должно осуществляться на основе стандартов, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. В период с 2006 по 2008 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ были приняты и введены в действие 9 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. Со второй половины 2006 г. проводилось их внедрение в деятельность территориальных органов службы занятости населения — центров занятости. Одновременно с этим система службы занятости претерпевает значительные изменения: полномочия в области содействия занятости из федерального ведения передаются в регионы.

Предложение об отказе от поддержки безработных на федеральном уровне было представлено в проекте «Концепции действий на рынке труда в 2007—2010 гг.». На тот момент документ критиковался, высказывались мнения о нежизнеспособности многих положений, однако, как можно увидеть, в настоящее время многие предложения по реформированию в сфере занятости либо осуществились, либо находятся в стадии реализации. Так, в настоящее время за федеральным центром закреплены функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости были переданы в регионы.

По мнению В. Понизова, целью разработки регламентов являются улучшение качества услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям; сокращение сроков их оказания; повышение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти; исключение избыточных административных действий и процедур; упрощение всей процедуры предоставления услуги для получателя1.

Пока рано говорить о результатах проводимой реформы, однако можно упомянуть о том, что уже на первом этапе ее проведения возникло множество трудностей (в основном организационного характера), непреодоление которых приводит к снижению качества предоставляемых населению услуг. Кроме того, в части «исключения избыточных административных действий и процедур» внедрение регламентов на практике приводит к прямо противоположному результату: увеличиваются время оказания услуги, количество необходимых документов, налицо ненужная бюрократизация.

Если анализировать официальные отзывы специалистов о работе службы в условиях административных регламентов и результаты опросов получателей государственных услуг, предоставляемых этим институтом, то можно сделать вывод, что административная реформа в сфере защиты от безработицы имеет положительные результаты. Так, результаты реформы службы обсуждались на Всероссийском совещании, проведенном 5—6 декабря 2007 г. в Роструде, где Т. Голикова говорила о позитивных результатах такого делегирования, подтвержденных практикой 2007 г.2

В 2008 г. в регионах проводился анкетный опрос лиц, обращающихся в центры занятости, для оценки удовлетворенности получателей государственных услуг. С 9 по 20 июня 2008 г. подобное анкет

regionsar.ru

Е. Е. Горина. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования

Е. Е. ГОРИНА

СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГОРИНА Елена Евгеньевна, ведущий инспектор Центра занятости населения г. Мурома Департамента по труду и занятости администрации Владимирской области.

Ключевые слова: служба занятости, административные регламенты, государственная услуга, уровень безработицы, инспекция по труду

Key words: employment service, administrative regulations, state service, unemployment level, labour inspection

Проводимая в России административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг коснулась института службы занятости. Более того, апробирование таковой в виде административных регламентов предоставления общественно значимых услуг государства населению проводилось на базе Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы по труду и занятости.

28 июля 2005 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 (ред. от 20 февраля 2010 г.), утвердившее типовой регламент организации федеральных органов исполнительной власти, обязавший их разработать административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. В соответствии с этим документом было закреплено положение, что предоставление государственных услуг должно осуществляться на основе стандартов, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. В период с 2006 по 2008 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ были приняты и введены в действие 9 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. Со второй половины 2006 г. проводилось их внедрение в деятельность территориальных органов службы занятости населения — центров занятости. Одновременно с этим система службы занятости претерпевает значительные изменения: полномочия в области содействия занятости из федерального ведения передаются в регионы.

Предложение об отказе от поддержки безработных на федеральном уровне было представлено в проекте «Концепции действий на рынке труда в 2007—2010 гг.». На тот момент документ критиковался, высказывались мнения о нежизнеспособности многих положений, однако, как можно увидеть, в настоящее время многие предложения по реформированию в сфере занятости либо осуществились, либо находятся в стадии реализации. Так, в настоящее время за федеральным центром закреплены функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости были переданы в регионы.

По мнению В. Понизова, целью разработки регламентов являются улучшение качества услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям; сокращение сроков их оказания; повышение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти; исключение избыточных административных действий и процедур; упрощение всей процедуры предоставления услуги для получателя1.

Пока рано говорить о результатах проводимой реформы, однако можно упомянуть о том, что уже на первом этапе ее проведения возникло множество трудностей (в основном организационного характера), непреодоление которых приводит к снижению качества предоставляемых населению услуг. Кроме того, в части «исключения избыточных административных действий и процедур» внедрение регламентов на практике приводит к прямо противоположному результату: увеличиваются время оказания услуги, количество необходимых документов, налицо ненужная бюрократизация.

Если анализировать официальные отзывы специалистов о работе службы в условиях административных регламентов и результаты опросов получателей государственных услуг, предоставляемых этим институтом, то можно сделать вывод, что административная реформа в сфере защиты от безработицы имеет положительные результаты. Так, результаты реформы службы обсуждались на Всероссийском совещании, проведенном 5—6 декабря 2007 г. в Роструде, где Т. Голикова говорила о позитивных результатах такого делегирования, подтвержденных практикой 2007 г.2

В 2008 г. в регионах проводился анкетный опрос лиц, обращающихся в центры занятости, для оценки удовлетворенности получателей государственных услуг. С 9 по 20 июня 2008 г. подобное анкетирование было проведено во Владимирской области: опрашивались граждане, ищущие работу, и работодатели, обращающиеся в центр занятости за содействием в подборе необходимых работников. Объем выборочной совокупности составил 1 450 чел. (49 % мужчин и 51 % женщин). Из них в возрасте 14—18 лет — 10 %, 19—30 лет — 22 %, 31—45 лет — 38 %>, 45—60 лет — 24 %, старше 60 лет — 6 %.

Взаимодействием с работниками центров занятости удовлетворены 99 % опрошенных, 97 % не сталкивались с необоснованными действиями в процессе предоставления государственной услуги. Организация очереди в центрах занятости удовлетворяет 97 % граждан, сроки предоставления государственной услуги удовлетворяют 98 %. Удовлетворены результатом предоставления услуги 88 %, скорее удовлетворены — 10 %, скорее не удовлетворены и не удовлетворены — менее 1 %.

Если говорить о результатах опроса работодателей, то в нем приняли участие 300 организаций различных видов деятельности. Наибольшее количество организаций относится к обрабатывающим производствам — 18 %, торговле — 20 %, строительству — 12 %. Практически всех работодателей (99 %) удовлетворяют график работы, комфортность и оснащенность центров занятости населения. Также высоко они оценивают взаимодействие с работниками центров занятости и не отмечают случаев необоснованных действий в процессе предоставления государственной услуги. 98 % работодателей считают информацию о предоставляемой государственной услуге достаточной. Удовлетворенность сроками предоставления услуги составила среди работодателей 99 %, удовлетворены результатом предоставления государственной услуги в целом 84 % работодателей, скорее удовлетворены — 13 %, скорее не удовлетворены — 3 %.

Подобный опрос, состоящий из пилотных опросов, проводился в органах службы занятости Свердловской области в январе—декабре 2007 г. Были опрошены 9 135 чел. Результаты показали, что 79,5 % граждан полностью удовлетворены полнотой и качеством предоставляемых услуг, 15,3 % — удовлетворены частично, не удовлетворены — 2,9 %, затруднились ответить — 2,3 %3.

Данные официальных оценок и опросов о результатах административной реформы службы занятости, по нашему мнению, не отображают реальной ситуации. Чтобы выявить объективные тенденции, необходимо провести экспертный опрос работников центров занятости.

Так, в апреле—ноябре 2008 г. был проведен экспертный опрос специалистов органов службы занятости Владимирской области. Большинство из них — это работники центра занятости г. Мурома, трое — представители Департамента по труду и занятости администрации области, а также сотрудник центра занятости г. Горховца. Это рядовые сотрудники, непосредственно осуществляющие реализацию основных функций службы (в частности, ведущие прием граждан по вопросам подбора подходящей работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации, общественных работ и т. п.), руководители низшего, среднего и высшего звена центров, а также представители департамента, который осуществляет общее руководство и контроль над центрами занятости области. Так, в выборку попали 3 представителя департамента, 3 руководителя, занятых общими вопросами, 6 руководителей, отвечающих за отдельные направления деятельности, а также 14 сотрудников центров занятости, занимающихся предоставлением государственных услуг населению.

Следует упомянуть, что было достаточно затруднительно получить ответы на поставленные вопросы: многие соглашались говорить открыто только при условии, что не будут раскрыты их фамилии. Вопросы формулировались индивидуально с учетом того, что эксперты специализировались по различным направлениям деятельности.

Необходимо отметить некоторую особенность: высказывания экспертов отличаются по степени жесткости суждения о регламентах в зависимости от положения, занимаемого опрашиваемым. Так, более «дипломатичными» можно назвать ответы руководителей высшего звена и представителей региональной службы, в то время как мнения специалистов, непосредственно осуществляющих политику занятости на местах, отличаются четкостью и определенностью. Однако экспертные мнения сходятся в том, что реформа службы занятости не была продуманной до конца. Приведем некоторые мнения опрашиваемых о внедряемых в практику службы занятости административных регламентах:

Людмила В. (г. Муром): «Качество... услуг ухудшилось, поскольку у меня нет достаточного количества времени для общения с клиентом».

Наталья К. (г. Муром) полагает, что «ситуация, когда во время тренинга с человеком, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, психологу приходится „подсовывать" клиенту документы на подпись, не является оптимальной». «Изначально, услуга может быть предоставлена либо по личному заявлению безработного, либо по предложению инспектора центра занятости, с которым под подпись должен согласиться безработный. Однако не каждый клиент может признать наличие у него психологической проблемы; здесь будет действенным плавный переход от профориентации к психологической поддержке в рамках одной беседы. К сожалению, такой переход невозможен, поскольку регламент устанавливает четкую жесткую процедуру».

Наталья Г. (г. Горховец) утверждает, что регламенты резко увеличили нагрузку на инспектора, время приема клиентов увеличилось, однако предоставление самой услуги не изменилось. «Теперь я не могу принимать такое же количество клиентов, как было раньше, иначе приходится сокращать время беседы, так как время оформления бумаг сократить не представляется возможным».

Ирина К. (г. Муром): « Регламент по подбору гражданам подходящих вакансий нежизнеспособный, так как с лицами, имеющими иждивенческие настроения и низкую мотивацию, он работу затрудняет, а с лицами, обратившимися в центр занятости за реальной помощью, — бюрократизирует».

Если говорить об основных задачах службы, то видение основной целью деятельности этого института содействие трудоустройству граждан представляется слишком упрощен-

ным. Например, принять замечание руководителя службы занятости Иркутской области В. Макарова «Самое главное, что не зависит от временных привязок: и вчера, и сегодня, и завтра мы следуем закону о занятости населения, содействуя реализации гражданами их конституционного права на труд»4

regionsar.ru

Новые подходы в работе Московской службы занятости населения

за январь-сентябрь 2015 года

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГКУ РК «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕТРОЗАВОДСКА» за январь-сентябрь 2015 года За январь-сентябрь 2015 года в ГКУ РК «Центр занятости населения города Петрозаводска»

Подробнее

Московская служба занятости

Московская служба занятости Центр занятости населения Зеленоградского административного округа города Москвы 124683, Москва, г. Зеленоград, корпус 1818. Телефон/факс 8(499) 738-48, E-mail: [email protected]

Подробнее

«ЖЕНСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР»

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение города Москвы «ЖЕНСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР» 2016 год О ЦЕНТРЕ: Женский деловой Центр является уникальным учреждением

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное казѐнное учреждение Удмуртской Республики «Центр занятости населения Игринского района» ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ 1 квартал

Подробнее

Для обратившихся граждан

Для обратившихся граждан Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги поиска подходящей работы: 1) Документ, удостоверяющий личность: а) паспорт гражданина РФ или документ,

Подробнее

Мониторинг трудоустройства выпускников

ВЕДЕНИЕ Понятие «трудоустройство» подразумевает устройство кого-либо на работу, содействие в таком устройстве. Включение в трудовую профессиональную деятельность является важным для человека, поскольку

Подробнее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (Минтрудсоцзащита Алтайского края) ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ О повышении трудовой мобильности граждан в Алтайском крае как одной из форм содействия занятости

Подробнее

ПСП Общие условия

1 ПСП - - -13 1. Общие условия Департамент образования Положение о центре (отделе) содействия трудоустройству 1.1 Настоящее положение регламентирует деятельность центра содействия трудоустройству профессиональной

Подробнее

Приложение 8 к приказу от ОД

2 3 Приложение 8 к приказу от 12.01.2015 01 ОД ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ КАРЬЕРЫ, ПРАКТИКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НИЖНЕВАРТОВСКОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Подробнее

ПЛАН РАБОТЫ на уч.г.

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кузнецкий индустриальный техникум» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО «КИТ»

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Паспорт программы 4 3. Мероприятия по реализации Программы 6 4. План мероприятий по реализации Программы 7 5. Заключение 8 6. Приложение 9 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подробнее

docplayer.ru

2. Динамика процессов занятости населения РФ и пути ее оптимизации. Занятость населения России и ее регулирование

Похожие главы из других работ:

Анализ структуры расходов предприятия и определение путей по их оптимизации

1.3 Пути оптимизации расходов

Для любого бизнеса основная цель - максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций...

Безработица в России: общая характеристика, динамика, методы снижения

1.3 Динамика занятости и безработицы населения

Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи: · сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы; · измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния...

Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность

2.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе

На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости...

Занятость в Российской Федерации

2.2 Проблемы занятости населения и пути их решения

По итогам ноября 2008 года число безработных в России в соответствии с методологией Международной организации труда составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения...

Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)

3. Динамика инфляционных процессов в республике беларусь и пути снижения инфляции

В 2007 году инфляция на потребительском рынке составила 12,1 процента, или 1 процент в среднемесячном исчислении, против аналогичных показателей 2006 года: соответственно 6,6 и 0,5 процента в месяц. При этом цены на продовольственные товары выросли на 15...

Исследование востребованности молодых специалистов на рынке труда города Красноярска

1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска". Динамика финансово-хозяйственных показателей

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы...

Исследование коэффициента смертности как показателя демографических процессов в субъектах Российской Федерации

1.2 Анализ коэффициентов смертности населения субъектов РФ: динамика и особенности демографических процессов

Коэффициент смертности в России составил 13,3‰ за 2012 год. За последние 10 лет наблюдается уменьшение данного показателя (в 2002 году он составил 16,2‰). Общий коэффициент смертности в 2012 году варьируется от 3,7‰ в Республике Ингушетия до 24...

Организационно-правовые формы создания предприятий

3. Пути оптимизации деятельности предприятия

Деятельность предприятия общественного питания связана с производством кулинарной продукции, ее реализацией и организацией потребления...

Основные промышленно–территориальные комплексы. Занятость населения и достаточность трудовых ресурсов

2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

...

Политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе

3. Пути повышения эффективности занятости населения Беларуси

...

Проблема безработицы

3.3 Гарантии государства в области занятости. Регулирование занятости населения

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: - свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; - охрану труда...

Разработка и анализ модели бизнес-процесса по оказанию услуг турагентства

2.3 Оценка возможностей оптимизации процессов и основные идеи реинжиниринга

При внесении изменений в деятельность компании руководитель вынужден балансировать между двумя крайностями. С одной стороны, есть опасность сломать непродуманным решением налаженные и устоявшиеся процессы (как в анекдоте). С другой стороны...

Реинжиниринг и инновационные процессы

1.5.4 Выбор методов оптимизации стержневых бизнес-процессов

Процессный подход предполагает два основных варианта оптимизации бизнес-процессов: совершенствование и реинжиниринг...

Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования

1.3 Динамика процессов занятости и безработицы на мировом рынке труда

Сложившаяся система регулирования трудовых отношений и участников мирового рынка труда предопределила следующие тенденции, свойственные рынку труда на современном этапе. На саммите тысячелетия, проведенном в 2000 г. под эгидой ООН...

Управление занятостью населения в регионе на примере Красноярского края

2.1 Агентство труда и занятости населения Красноярского края в системе органов государственного регулирования занятости

занятость население государственный труд Государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников предоставляют Федеральная служба по труду и занятости...

econ.bobrodobro.ru

В Башкирии оптимизируют работу службы занятости населения | Новости рынка труда Республика Башкортостан

Роструд определил Башкортостан местом реализации пилотного проекта по оптимизации процесса оказания услуг в центрах занятости населения, включая отработку методик по трудоустройству граждан-инвалидов.

Роструд определил Башкортостан местом реализации пилотного проекта по оптимизации процесса оказания услуг в центрах занятости населения, включая отработку методик по трудоустройству граждан-инвалидов, сообщает Московский Комсомолец в Уфе.

Министр труда и социальной защиты Башкирии Ленара Иванова считает, что работа службы занятости порой слишком забюрократизирована. По ее мнению, в ведомстве необходимо провести оптимизацию и очистить его от лишних функций.

«Эксперты проследят за тем, сколько действий совершается для достижения одной единицы результата. Планируется также определить «себестоимость» этой работы и отсечь все лишнее», − прокомментировала Иванова проводящийся в настоящее время анализ работы местной службы занятости.

По оценке экспертов, почти половина функций, возложенных на центры занятости Башкирии, лишняя. На протяжении многих лет обязанности ведомства наслаивались друг на друга, при этом имеющийся опыт не пересматривался и ничего в работе ведомства не менялось.

Ранее ГородРабот.ру рассказывал, что в Башкирии продолжает снижаться численность безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в регионе составляет 1,1%.

Поделиться с друзьями

gorodrabot.ru

Занятость населения и ее регулирование - Курсовая

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СД.Ф04

Рабочая программа для студентов

направления 044100 и специальности 040101

«Социальная работа»

Гуманитарный факультет и

Институт дистанционного образования

Экзамен -

Курсовая работа

(дифзачет)

Составитель – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии Томского политехнического университета, д.филос.наук

Зав.каф.философии

_______________ А.А. Корниенко

Томск 2007

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ

Тема 1.1. Введение: предмет, задачи и источники

изучения курса

Методологические аспекты изучения курса: диалектический, деятельностный, компаративистский и синергетический методы; последовательная ориентация на принципы объективности, системности, комплексности; использование структурно-функционального и сравнительного анализа. Источники курса, их виды. Использование результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта, соответствующих законов и нормативных документов в учебном процессе. Цели, задачи и структура курса. Формы и методы реализации учебной программы.

Тема 1.2. Занятость как социальная и экономическая категория,

ее социальный статус

Занятость. Сущность. Определение. Типы занятости: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая. Свободный досуг как тип занятости. Потребности, их роль в формировании механизма занятости. Мотивация занятости.

Имидж. Типы и формы имиджа. Роль имиджа в формировании занятости. Роль этикета в управлении занятостью населения. Дресс-код.

Трудовая занятость. Ее типы и формы. Социально-экономическая сущность занятости. Занятость как деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, и как совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, связанная с обеспечением их рабочими местами. Место занятости в системе социально-экономических отношений.

Рабочая сила, труд и занятость: взаимосвязь и соотношение понятий. Процесс воспроизводства рабочей силы и его основные фазы. Вещественные и личный факторы производства, их соотношение. Содержание понятия “рабочее место”. Система рабочих мест, ее трансформация и влияние на занятость населения. Научно-технический прогресс и занятость.

Факторы формирования и развития занятости. Обусловленность занятости экономическими, социальными, демографическими и политическими процессами. Трудовые ресурсы. Трудоспособное население. Возрастные границы трудоспособности. Категории занятого населения. Распределение населения по статусу в занятости.

Занятость в условиях различных социально-экономических систем. Экономические и юридические свободы и занятость. Право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Добровольная незанятость. Многоукладность экономики и занятость. Предпринимательство и занятость.

Ответственность государства за создание условий для занятости.

Тема 1.3. Структура и формы занятости населения.

Разделение труда в обществе. Понятие и виды разделения труда. Социальный и исторический аспекты разделения труда. Понятие профессии, специальности, квалификации. Подвижность (мобильность) рабочей силы.

Процесс распределения рабочей силы и формирование занятости. Понятие “структура занятого населения”. Виды структур. Экономические структуры. Технологические структуры. Распределение занятых по отраслям, сферам, видам, организационным формам деятельности и должностям. Структура занятых по формам собственности.

Профессионально-квалификационная структура занятости. Проблемы дефицитности (избытка) рабочей силы, рабочих мест и их количествено-качественного соответствия.

Структура занятости в социальном аспекте. Демографический срез структуры занятости. Понятие демографической нагрузки.

Организационные аспекты занятости. Формы и системы организации занятости. Нестандартные формы занятости (частичная и временная занятость; нестандартные режимы труда: надомничество, совместительство, гибкие графики труда).

Занятость формальная и неформальная. “Теневая” занятость.

Занятость первичная и вторичная. Сверхзанятость. Неполная занятость.

Специфика структуры и форм занятости в России и за рубежом.

Проблема оптимизации и рационализации структуры занятости. Сбалансированность занятости. Социально и экономически обоснованные пропорции в распределении занятых по основным сферам приложения труда и видам занятий.

Тема 1.4. Концептуальные основы и методы изучения

занятости населения

Эволюция взглядов и концептуальных подходов к понятию “занятость”. Занятость в условиях рыночного хозяйства: от А.Смита и К.Маркса к Дж.М.Кейнсу и М.Фридману. Занятость в условиях централизованной экономики (опыт СССР). Особенности занятости в странах переходной экономики: сравнительный анализ России и восточноевропейских государств.

Занятость полная, продуктивная, свободно избранная: содержание и взаимосвязь понятий, возможности и пути достижения в условиях рыночной экономики.

Эффективность занятости и влияющие на нее факторы. Критерии оценки эффективности занятости. Проблема высвобождения и перераспределения занятых (микро- и макроаспект).

Динамика и тенденции в развитии занятости.

Трудовая активность населения. Факторы и характеристики трудовой активности населения. Уровень занятости и коэффициент экономической активности трудоспособного населения.

Мотивационный механизм занятости. Система трудовых мотиваций и ее роль в обеспечении эффективности занятости. Современные теории мотивации и стимулирования трудовой активности работников.

Методы изучения занятости населения. Количественные методы. Качественные методы. Статистика занятости.

Методологические основы прогнозирования, планирования и программирования занятости населения.

РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Тема 2.1. Рынок труда

Механизм обеспечения занятости в обществе. Место рынка труда в системе отношений занятости.

Рынок труда как органическая составляющая рыночной экономики. Понятие рынка труда. Взаимосвязь и взаимообусловленность развития рынков.

Товар, реализуемый на рынке труда. Условия возникновения рынка труда. Специфика и особенности формирования рынка труда в России.

Границы рынка труда. Узкая и расширительная трактовки границ рынка труда. Рынок труда открытый (текущий) и внутрифирменный.

Структура и виды рынков труда. Рынок труда местный (локальный), региональный, национальный, международный.

Основные элементы рынка труда: субъекты, инфраструктура, конъюнктура. Факторы и характеристики (индикаторы) конъюнктуры рынка труда.

Механизм функционирования рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда. Факторы спроса и предложения на рынке труда (демографические, экономические, социальные).

Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Классическая модель. Кейнсианская модель и государственное антициклическое регулирование.

Модель социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард). Скандинавская модель. Рынок труда в Японии.

Тема 2.2. Безработица

Понятие и сущность безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, учетно-статистическая категория и фактор конъюнктуры рынка труда.

Структура и виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, по продолжительности, региональная, скрытая, по социально-демографическим группам).

Социально-экономические предпосылки безработицы в развитой рыночной экономике. Безработица полной занятости (классическая). “Кейнсианская” безработица. Понятие “естественного уровня” безработицы.

Принципы учета и методы оценки безработицы. Показатели безработицы. Современные тенденции в динамике безработицы за рубежом.

Массовая безработица как социально опасное явление. Методы борьбы с безработицей. Специфика безработицы в России.

Экономические потери от безработицы. Закон Оукена.

Тема 2.3. Инфраструктура рынка труда

Понятие инфраструктуры рынка труда. Инфраструктура как система обслуживающих рынок труда институтов.

Нормативно-правовой и организационный компоненты инфраструктуры рынка труда.

Основные элементы инфраструктуры рынка труда и их функции. Государственная служба занятости. Система подготовки и переподготовки кадров. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования рынка труда. Кадровые службы предприятий и фирм. Роль союзов работодателей и профессиональных организаций трудящихся (профсоюзов). Негосударственные структуры содействия занятости населения.

Законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные документы как правовая основа признания и социальной поддержки безработных граждан в России.

Международные нормативные акты по вопросам занятости.

Проблемы и противоречия практического применения отечественного законодательства и международных норм в России.

Значение развития инфраструктуры рынка труда для его становления и регулирования.

РАЗДЕЛ 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Тема 3.1. Регулирование рынка труда и политика

обеспечения занятости населения

Цели системы управления занятостью.

Понятие и виды регулирования рынка труда.

Рынок труда как саморегулирующаяся система. Ограниченность механизма саморегулирования рынка труда. Государственное регулирование рынка труда, его сущность и необходимость. Возможности и пределы государственного регулирования процессов на рынке труда.

Политика занятости, ее роль и место в регулировании рынка труда и социально-экономической политике государства. Эволюция методов государственного регулирования рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой.

Виды мер политики содействия занятости. Активные меры. Государственное содействие воспроизводству рабочих мест, подготовке и переподготовке рабочей силы, незанятых и безработных; субсидирование занятости; организация общественных работ; поощрение мобильности трудоспособного населения, развития самозанятости; консультативная помощь и психологическая поддержка высвобождаемых и безработных.

Пассивные меры (пособия по безработице). Страхование по безработице, его роль и значение в системе социальной защиты на рынке труда.

Задачи государственной политики на рынке труда России в период его становления.

Социальное партнерство, его роль на рынке труда и в системе содействия занятости населения.

Международный опыт регулирования занятости. Международная организация труда (МОТ), ее структура, сфера деятельности и методы работы.

Тема 3.2. Управление занятостью на федеральном уровне.

Государственная служба занятости как многоуровневая и многофункциональная социальная система и административная организация. Разработка и осуществление государственной политики занятости населения как главная целевая функция службы занятости. Роль службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда. Превентивная (упреждающая) и оперативная (по поддержанию занятости) функции государственной службы занятости.

Структура службы занятости. Необходимость соответствия формальной организационной структуры службы занятости ее целевому назначению.

Тема 3.3. Управление занятостью на региональном и местном уровне.

Место и роль органов службы занятости субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург) в общей системе службы занятости России. Назначение, основные задачи и функции, направления и формы деятельности. Правовой статус, организационная структура, материально-техническое и финансовое обеспечение их деятельности. Необходимость учета региональной специфики и тесного взаимодействия с органами власти и управления в регионе. Руководство реализацией программ содействия занятости населения и работой местных служб занятости.

Районные и городские центры (отделы) – основное, первичное звено службы занятости, связывающее ее с населением. Непосредственная работа с клиентами (безработными, желающими пройти переподготовку, ищущими работу и др. категориями) как главная отличительная особенность местного уровня управления занятостью.

Статус, управление, финансирование, правовое, информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности органов службы занятости местного уровня. Их задачи и функции. Направления, формы и методы работы по реализации мер, предусмотренных Законом о занятости, программами содействия занятости населения. Взаимодействие с местными органами власти и управления, контакты с работодателями, совместные акции с социальными партнерами.

Основные проблемы управления занятостью в России: отставание нормотворческой деятельности от реальных потребностей, обусловленных социально-экономическими преобразованиями; объективные трудности адаптации международных норм и стандартов к российским условиям; недостатки материально-технического, финансового, информационного и кадрового обеспечения деятельности служб занятости разного уровня; слабость их общественных связей, взаимодействия и поддержки со стороны органов власти, предпринимательской среды и средств массовой информации.

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И

ОРГАНИЗАЦИЯХ СЛУЖЫ ЗАНЯТОСТИ

Тема 4.1. Основы технологизации работы службы занятости.

Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости. Разновидности социальных технологий, применяемых в службах занятости (организационные, коммуникационные, информационные, обучающие, маркетинговые). Организационно-технические предпосылки технологизации функций: точное определение последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности всех функциональных операционных процессов. Технологизация как фактор повышения эффективности работы персонала.

Комплекс процедур и технологий по основным функциям учреждения (организации) службы занятости. Профориентация. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых и безработных как совокупность упреждающих (превентивных) технологий. Организация работы учреждения службы занятости по отраслевому принципу.

Структурно-элементные и функциональные модели технологических процессов по базовым процедурам. Технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными (процессы консультирования, профотбора, профориентации, постановки на учет). Схемы потока клиентов в центре (отделе) занятости и технологические “цепочки” операций – стадий процесса обслуживания. Варианты первичного и вторичного приема граждан.

Общие (организационные, технико-экономические) и особые (социально-психологические, этические, правовые) требования к технологиям взаимодействия с клиентами центра (отдела) занятости.

Моббинговая ситуация в трудовом коллективе. Проблема маргинальности. Сущность социоморфизма как социального феномена и его влияние на взаимоотношения в коллективе. Взаимоотношение социального бессознательного и общественного сознания в трудовом процессе.

Управление персоналом. Бенч-маркинг. Корпоративная культура. Социоморфизм.

Тема 4.2. Технологии работы службы занятости с

социально-демографическими группами населения

Особенности занятости мужчин, женщин, молодежи, населения средних возрастов, населения старших возрастов, мигрантов. Дискриминация в сфере занятости по отношению к отдельным социально-демографическим группам: причины и распространенность. Правовой, экономический и моральный аспекты борьбы с дискриминацией в сфере занятости.

Маргинальные слои населения и особенности их занятости.

Программы содействия занятости социально-демографических групп населения: отечественный и международный опыт. Практика использования государством механизмов стимулирования занятости социально-демографических групп населения с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Специфика и технологии работы службы занятости с лицами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф).

Специальные мероприятия, направленные на содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, их правовое, организационное и финансовое обеспечение.

Тема 4.3. Планирование и информационное обеспечение технологических процессов в учреждениях и организациях службы занятости.

Методы, процедуры и технологии планирования и прогнозирования в службе занятости. Этапы планирования. Информационно-аналитическое, организационное, научное и правовое обеспечение планирования и прогнозирования.

Программно-целевой подход: разработка и реализация программ содействия занятости населения. Федеральная, региональные и местные программы занятости как инструменты политики занятости.

Особенности планирования, прогнозирования и программирования в организациях (учреждениях) службы занятости различного уровня.

Информационные потребности органов и подразделений службы занятости. Источники и способы получения информации. Основные требования к информации: своевременность, надежность, доступность, оптимальность.

Компьютеризация информационных потоков и технологических процессов в службе занятости. Новые информационно-коммуникационные технологии и перспективы их применения в деятельности службы занятости.

refdb.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта