Министерство образования Казахстана упростит учебную программу в школах. Оптимизация школ в казахстане


Правительство Республики Казахстан - Школьное образование в Казахстане будут финансировать по-новому

С 2020 года во всех школах Казахстана будет внедрено подушевое финансирование, кроме того, уже изменены требования к зданиям школ и лицензированию частных школ. Об этом стало известно на специализированной конференции в Алматы.

Подушевое финансирование в государственных и частных школах постепенно внедряется в Казахстане. Сейчас по 5 государственных школ Алматы и Астаны финансируются путем подушевого финансирования- перечисления средств из госбюджета в школу за каждого ученика, в пилотном режиме, но уже с 2020 года все городские государственные школы перейдут на этот принцип. Кроме того, на подушевое финансирование из республиканского бюджета смогут претендовать частные школы.

«Опыт пилотных проектов в государственных школах показал, что они в плюсах, у них профицит денег. По нашим подсчетам, на 13% увеличится финансирование школ в целом благодаря подушевому финансированию. Госбюджет благодаря поддержке Главы государства выделяет дополнительные деньги- в 2020 году для полномасштабного запуска всем городским школам страны будет выделено дополнительно около 80 млрд тенге из республиканского бюджета»,- сказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

Норматив подушевого финансирования (ПНФ) будет различаться по уровню образования (начальное, среднее, высшее), виду общеобразовательной программы, месту обучения, а также будет напрямую зависеть от формы собственности школы. Иными словами, ПНФ будет разделено на три уровня и рассчитано в соответствии с ними. Базовый государственный образовательный стандарт составит 224 704 тенге, комуслуги и интернет- 10 823 тенге, стимулирующий компонент - 231 000 тенге на одного ученика в год.

«Деньги по госстандарту образования будут получать те школы, которые останутся в форме ГУ. Коммунальные услуги и расходы на содержания будут покрываться из местных бюджетов. Из республиканского бюджета будет финансироваться оплата труда, фонд стимулирования, учебные расходы, текущий ремонт, капитальные расходы. Второй уровень предусмотрен для тех государственных школ, которые будут переходить на форму ПХВ (с правом хозяйственного ведения) и для тех частных школ, которые будут участвовать в госзаказе. Они получат из республиканского бюджета средства, покрывающие не только все вышеперечисленное, но и комуслуги и интернет. Что касается стимулирующего компонента, то он будет возмещаться только частному бизнесу за открытие новых школ в течение 8 лет за расходы на строительство. Эти нормативы будут индексироваться вместе с МРП»,- пояснила вице-министр образования и науки.

Министерство уверено, что подушевое финансирование в государственных школах покроет их учебные расходы, затраты на интернет, текущие затраты, ремонт, часть расходов на капитальный ремонт, что, по словам Бибигуль Асыловой, решит проблему нехватки средств и поборов с родителей денег, поскольку новый норматив подсчитан на ребенка максимально.

«На сегодняшний день все государственные школы - они в форме ГУ, должны выполнять нормативы, предусмотренные для госучреждения- типовые штаты, строгое им следование. Мы считаем, что после внедрения подушевого финансирования только на административных затратах внутри школы в среднем по Астане порядка 10-15% могут сэкономить за счет оптимизации административных процессов. В принципе, дает возможность»,- заметила Бибигуль Асылова.

С другой стороны, стимулирующий компонент для новых частных школ вместе с уже утвержденной возможностью размещения там государственного образовательного заказа может дать резкий импульс для строительства бизнесом новых учебных средних учреждений. Подушевое финансирование в частных школах в пилотном режиме начнет функционировать с 1 сентября в некоторых школах Астаны и с января 2019 года в ряде школ Алматы.

«У нас большая потребность в школах в городах, есть много проблем- аварийные школы, трехсменка. Бизнес должен прийти и строить школы. Специально для этого мы изменили квалификационные требования вместе со СНиПами и СанПИНами. Произошла либерализация. Во-первых, увеличиваем максимальную проектную мощность для школ в Алматы и Астане до 3 тыс мест, сократили требования к обязательному наличию земли до 40% от здания школы, до 5 этажей разрешили школы в Астане и 4 этажа в отдельных регионах. Спортзал не обязательно должен быть в школе, может быть в шаговой доступности порядка 500 метров (один спорткомплекс две школы могут арендовать). Возможно открытие школ в частных жилых домах, приспособленных зданиях при высоте потолка 2,9 метров и максимуме в 300 учащихся. Медпункт не обязательно должен быть в школе, достаточно договора с организацией здравоохранения. Также достаточно договора аренды материальных активов со сроком не менее 10 лет, не обязательно здание может быть в собственности. Также достаточно наличия договора на обеспечение учащихся питанием»,- сообщила вице-министр.

В то же время повышено требование по доле учителей высшей и первой категории на каждом уровне образования, она увеличена на 5%. Все эти меры, по словам вице-министра, помогут решить проблему перегруженности школ в городах, увеличат долю частных школ в образовательном сегменте и повысят качество образования.

КАЗИНФОРМ

www.government.kz

Две школы по цене одной - статьи о недвижимости Казахстана — Крыша

Оптимизация строительных норм и правил (СНиПов) социальных объектов в Казахстане позволила удешевить строительство школ на 49%.

Любимый многими казахстанскими потребителями маркетинговый ход «две по цене одной» теперь вполне применим для строительства социальных объектов. После пересмотра СНиПов (строительные нормы и правила) новые школы, детские сады, поликлиники, врачебные амбулатории стали обходиться государству почти вдвое дешевле. Чем обернётся подобная экономия и станет ли принцип «в тесноте, да не в обиде» основополагающим, покажет время. Пока же будем ждать появления экономных, но однотипных учебных и медицинских заведений.

 

Эпоха перемен

Время менять СНиПы пришло давно. Созданные ещё в Советском Союзе, они были сродни вымершим мамонтам, животным сильным, монументальным, но в современной жизни немыслимым. К примеру, умиляют требования, предусматривавшие всего 6 парковочных мест возле стандартной двухподъездной хрущёвки. Не предполагалось тогда, что машин — роскоши, доступной далеко не всем, — станет так много.

Но современность принесла новые реалии, в числе которых энергоэффективные материалы и новые технологии строительства. Однако поводом для пересмотра СНиПов послужила банальная экономия.

— Нам нужны просто нормальные школы, в которых люди учатся, а не с этими атриумами и куполами. За счёт этого сколько можно было школ построить? — отметил Нурсултан Назарбаев в начале года. Впрочем, вопрос поднимался главой государства неоднократно и работы в области «апгрейда» СНиПов велись активно.

Глава казахстанского правительства почти два года назад потребовал от кабинета министров разработать и утвердить такие строительные нормы и правила, согласно которым в типовых проектах школ и больниц останется только самое необходимое. Оказывается, возведение социальных объектов обходится государству слишком дорого, в то время как построенные бассейны, подсобные помещения и лаборатории пустуют за ненадобностью. В то же время в школах не хватает учебных мест — значительная часть учебных заведений до сих пор работает в три смены.

После пересчёта и обновлений СНиПов выяснилось: можно построить две школы за те же деньги, которые сейчас тратятся на возведение одной. По словам первого заместителя премьер-министра, министра регионального развития Бакытжана Сагинтаева, оптимизация СНиПов социальных объектов — школ, больниц и поликлиник — уже выполнена.

— Небольшой пример: школа на 1 200 мест после оптимизации стала дешевле на 49 процентов, — сообщил министр. — В 2012 году эта работа завершена, и с 2013 года мы уже строим школы на 49 процентов дешевле.

 

Без излишеств

При всём позитиве и продуманности новых норм и правил очень не хотелось бы, чтобы строительство социальных объектов происходило как в сказке про жадного Вартана, которому скорняк сшил целых семь шапок из одной шкурки.

По утверждению Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РК в дороговизне строительства виноваты прежде всего заказчики и проектировщики. Как следует из ответа ведомства на наш запрос, «действовавшие строительные нормы по проектированию детских садов, школ и лечебно-профилактических учреждений устанавливали минимальные (рекомендуемые) требования по составу и площадям помещений объектов образования и здравоохранения. Это позволяло заказчикам и проектировщикам при подготовке задания на проектирование и разработке проектной документации закладывать максимальные параметры объектов, в результате чего строились дорогостоящие для бюджета организации социальной сферы».

Жертвой экономичного преобразования норм и правил пали многие привычные помещения и площади. По новым СНиПам больше не будет: — у детсадов: открытых террас, террас-манежей, бассейнов, залов разминки при бассейне, будут совмещены спортивные залы с гимнастическими залами и залами для музыкальных занятий; — у школ: спален-игровых и помещений для продлённого дня для учащихся предшкольных и первых классов, малых спортивных залов, бассейнов с сопутствующими раздевальными и душевыми, помещений для кружков изобразительного искусства, музыки и пения, технического творчества, хореографии, кабинетов физиотерапии и зубного врача. Уменьшены площади мастерских по труду, коридоров, административных помещений, актовых залов; — у лечебно-профилактических учреждений: некоторых вспомогательных помещений для персонала, библиотек, помещений для занятий и др. Уменьшены площади приёмных кабинетов, процедурных и палат. Скорректированы состав и площади помещений амбулаторно-поликлинических организаций, стационаров, служб скорой медицинской помощи, медицинской реабилитации, центров крови, отделений судебной медицины и патологической анатомии, аптек.

Такие исключения привели к уменьшению площадей, которые занимают социальные объекты. Кроме того, Комитет по делам строительства и ЖКХ информирует, что будут разработаны типовые проекты школ, детсадов, поликлиник. Общественность в недоумении: экономия необходима, но приятно ли будет тем же школьникам учиться в зданиях «под копирку» при всех громких словах о воспитании индивидуальности, личности ребенка?

Тем временем работы ещё не окончены. «В настоящее время Комитетом совместно с министерствами образования и науки, здравоохранения прорабатывается вопрос по сокращению земельных участков школ и стационаров, — сообщает пресс-служба. — Данная мера обусловлена отсутствием свободных земельных участков в городах, а также направлена на уменьшение затрат на благоустройство и содержание территорий школ и лечебных объектов». Одним словом, «в расход», видимо, пустят не только бассейны, но и стадионы, места для деревьев и цветников, взращиваемых учениками во время летней практики.

Школы и детсады только начало, ждать перемен нужно всей строительной отрасли. Существует пятилетний проект «Реформирование системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан», он нацелен на пересмотр всей нормативной базы в области строительства и её гармонизацию с системой европейских строительных стандартов. Предполагается, что переход на новые нормативы будет начат в 2015 году.

Александра Колтаевская

krisha.kz

Оптимизация СНиПов позволила удешевить строительство школ в Казахстане на 49%

В Казахстане проводимая оптимизация строительных норм и правил (СНиП), разрешительных процедур и устранение административных барьеров позволили сократить расходы на строительство школы вместимостью 1200 мест примерно на 49%, заявил сегодня первый заместитель Премьер-Министра РК -министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев на расширенном заседании Бюро Президиума НЭПК «Атамекен».

«В Казахстане произошла оптимизация СНиПов социальных объектов. Небольшой пример - школа на 1200 мест после оптимизации стала дешевле на 49%. Представляете, в масштабах страны сколько денег мы уже сэкономили. Начиная с 2012 года эта работа завершена. С 2013 годы мы строим школы на 49% дешевле», - сказал Б.Сагинтаев.

При этом он отметил, что в рамках межведомственной комиссии будет продолжена работа по упорядочению и согласованию разрешительных документов государственных органов, во избежание казусов с заменой одного разрешения на другой.

Стоит отметить, что на данном заседании « Ассоциация профессиональных строителей Восточного Казахстана» предложила отменить согласование на стадии проекта со стороны всех государственных органов с сохраняемым участием в приемке объекта в эксплуатацию.

Кроме того, по части строительной сферы также было предложено предоставлять предпринимателям земельные участки уже подготовленные и согласованные со всеми заинтересованными государственными органами.

Данная мера, как считают застройщики, позволит исключить хаотичность застройки населенных пунктов, снизить временные и финансовые затраты для бизнеса, а также сведет к минимуму коррупционные проявления при получении предпринимателями земельных участков.

Поделиться новостью

primeminister.kz

Министерство образования Казахстана упростит учебную программу в школах

Министерство образования и науки упростит учебную программу в школах, заявил на пресс-конференции в СЦК вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Он отметил, что программа, по которой занимаются ученики средних школ, перегружена, и этого никто не отрицает.

"Все эксперты подтверждают и глава государства тоже обратил на это внимание, что наши дети загружены-перегружены. Наши типовые учебные планы перегружены, если сравнивать с нашими соседями – странами СНГ и организациями ОСЭР. Мы сейчас проводим работу, консультируемся с экспертами, методистами, педагогическим сообществом", – сказал вице-министр.

По его словам, изменить учебную программу не так просто, поэтому ведомству необходимо время. Новая программа обучения будет разработана, исходя из того, какой выпускник нужен обществу.

"Учебная программа – это не хлеб или колбаса, которую можно просто на глазок порезать и сказать: здесь два часа, здесь три, а тут шесть. Надо смотреть из тех задач, которые стоят перед образованием, от той модели выпускника школы, который нам нужен для общества. Исходя из ряда этих переменных, надо принимать решение", – объяснил он.

При сокращении нагрузки изменится количество часов некоторых предметов, подчеркнул Асхат Аймагамбетов. Однако сейчас каждый педагог отстаивает важность своего предмета и против этого сокращения.

"Физкультурники считают, что физкультура – это самый важный предмет, и если дети не будут заниматься физкультурой, то никакая математика ему не поможет, он её и не поймет. Математик говорит, что математика – царица наук, русовед говорит, что его предмет самый главный. Здесь важно услышать мнение каждого, но решение должно приниматься с учётом того, какой выпускник нужен обществу и какими компетенциями он должен обладать", – заключил он.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

informburo.kz

Развитие общеобразовательной школы в Казахстане в 1991-2001 годы

Право на образование — это одно из основных и значимых прав человека, которое закреплено в ст. 26 «Всеобщей декларации прав и свобод человека» (10.12.1948 г.) и в ст. 28-29 «Конвенции о пра­вах ребенка» (20.09.1959 г.). Особое место в данных статьях уделяется образованию детей в средней школе, являющейся не только основным звеном системы образования, но и его функциональным на­чалом.

Согласно ст. 1 Закона РК «Об образовании» «Общеобразовательная школа — среднее общеобра­зовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящее из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно». Конституция Республики Казахстан гарантирует бесплатное среднее образование, при этом оговаривается, что оно является обязательным. Среднее общее обра­зование поэтапно приобретается в общеобразовательном учебном заведении трех ступеней: началь­ной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11(12) классы). Указанные ступени могут функционировать вместе или самостоятельно. Они реализуют соответственно начальное общее, ос­новное общее, среднее общее образование. Образовательные программы начальной, основной и старшей ступеней общеобразовательного учебного заведения являются преемственными, каждая по­следующая программа базируется на предыдущей. Вариативность среднего общего образования, формирование широкой образовательной инфраструктуры достигаются путем создания различных видов и типов средних образовательных организаций: общеобразовательная школа, гимназия, лицей и другие.

Объекты образовательной сферы нашей республики формировались не одно десятилетие (в ос­нове своей, в советское время). Сформированная в бывшем СССР система (без преувеличения), име­ла громадный потенциал и лучшие традиции. Именно она обеспечила (еще в довоенный период) лик­видацию безграмотности в стране, вывела Советский Союз по этому показателю в число самых пере­довых в конце 50-х — начале 60-х годов. Тогда была достигнута наибольшая гармония образователь­ной сферы с ее содержанием. Однако в дальнейшем начали проявляться расхождения между ними, которые с годами все больше и больше расширились и углубились. Условия крайне идеологизиро­ванной жизни общества предопределяли такой разрыв. Попытки реформирования, принимавшиеся в СССР 1958 и 1977 годах, должных изменений не произвели. Школа по-прежнему руководствовалась старыми методами, проводя лишь отдельные эксперименты в области трудового воспитания и преоб­разования типов профтехучилищ. Однако под давлением прогрессивных педагогов, их усилиями и стараниями в первые годы перестройки был поставлен вопрос о проведении в советской системе школьного образования кардинальных реформ. После обретения независимости Республике Казах­стан пришлось решать их самостоятельно, в силу своих возможностей и поставленных задач1.

В начале 90-х годов система образования развивалась по инерции. Так, максимальное количест­во школ в республике было зафиксировано в 1993/94 учебном году и составило 8740. Далее пошло постепенное уменьшение сети общеобразовательных учреждений, особенно серьезно на их сокраще­нии сказалась «оптимизация» в 1997/98 учебном году. За этот период на 502 уменьшилось число об­щеобразовательных школ2. Самое неблагоприятное положение по этим показателям в Северо­Казахстанской области, где было закрыто 86 школ, в Костанайской — 23, Алма-атинской — 48, Ка­рагандинской — 40 и Кызыл-Ординской области — 22. Такое положение дел идет вразрез со ст. 30 Конституции РК (п. 1), в которой гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в госу­дарственных учебных заведениях3.

В результате, если в 1991/92 учебном году в третью смену занимались 14 тыс. детей (10,4 % всех учащихся), то в 1998-м по этой причине учащиеся 50,1 % школ занимались в 2-3 смены. Средний размер комплектации учащихся в городах превышает уровень сельских школ по начальным в 10,8 раза, по основным — в 2,7 раза, по средним — в 2,3 раза. Следствием высокой загрузки школ являет­ся то, что по сменности занятий 63,0 % (5235) школ организует свой учебный процесс в две смены, 35,4 % (2941) — в одну смену и 1,4 % (116) школ — в три смены. В городской местности в две смены занятия ведут 71 % школ, в одну смену — 25 %, в три — 3,8 %. Во второй половине дня обучается 34,7 % учащихся (около 1126,7 тыс. чел.), в городской местности этот показатель выше и составляет 39 %, в сельской местности — 30,3 %2.

Кроме этого, практически перестали вводиться в строй новые школы. Если в 80-е годы ежегодно сдавались в эксплуатацию 200-300 школ, то в 1992 г. было сдано 110 школ на 43 тыс. чел., в 1993 г. — 57 на 21 тыс. учеников, в 1994 г. — 13 школ на 6 тыс. детей, в 1995 вовсе не сдано ни од­ной школы4. Начиная с 1998/99 учебного года, сеть школ несколько возросла, и на начало 2000/01 учебного года в республике функционировало 8309 школ, что на 3,1 % меньше, чем в 1993/94 учеб­ном году.

Уровень охвата детей обучением на первой (начальной) ступени образования в течение 1991­2000 годов оставался достаточно высоким и составлял 98,7-99,6 %. В то же время в указанный пери­од на второй (основной) ступени образования он имел тенденцию к снижению с 95 % в 1991 г. до 78,7 % — в 1995 г., что в последующем могло сказаться на образовательной системе в целом2.

Президентом страны была принята программа «Всеобуч» и поставлена задача по ее осуществле­нию перед правительством и акимами всех уровней как одна из стратегических. Значительную роль в оказании помощи малообеспеченным и многодетным семьям в обучении детей сыграло создание Фонда всеобщего обучения на основе Постановления Правительства РК от 28 августа 1998 г., благо­даря чему за 1998-1999 годы в школу было возвращено 26642 ребенка, что помогло с

articlekz.com

Школьное образование в Казахстане будут финансировать по-новому » Матрица.kz

С 2020 года во всех школах Казахстана будет внедрено подушевое финансирование, кроме того, уже изменены требования к зданиям школ и лицензированию частных школ. Об этом стало известно на специализированной конференции в Алматы, передает «Казинформ».

Подушевое финансирование в государственных и частных школах постепенно внедряется в Казахстане. Сейчас по 5 государственных школ Алматы и Астаны финансируются путем подушевого финансирования- перечисления средств из госбюджета в школу за каждого ученика, в пилотном режиме, но уже с 2020 года все городские государственные школы перейдут на этот принцип.

Кроме того, на подушевое финансирование из республиканского бюджета смогут претендовать частные школы.

«Опыт пилотных проектов в государственных школах показал, что они в плюсах, у них профицит денег. По нашим подсчетам, на 13% увеличится финансирование школ в целом благодаря подушевому финансированию. Госбюджет благодаря поддержке Главы государства выделяет дополнительные деньги- в 2020 году для полномасштабного запуска всем городским школам страны будет выделено дополнительно около 80 млрд тенге из республиканского бюджета»,- сказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

Норматив подушевого финансирования (ПНФ) будет различаться по уровню образования (начальное, среднее, высшее), виду общеобразовательной программы, месту обучения, а также будет напрямую зависеть от формы собственности школы. Иными словами, ПНФ будет разделено на три уровня и рассчитано в соответствии с ними. Базовый государственный образовательный стандарт составит 224 704 тенге, комуслуги и интернет- 10 823 тенге, стимулирующий компонент - 231 000 тенге на одного ученика в год.

«Деньги по госстандарту образования будут получать те школы, которые останутся в форме ГУ. Коммунальные услуги и расходы на содержания будут покрываться из местных бюджетов. Из республиканского бюджета будет финансироваться оплата труда, фонд стимулирования, учебные расходы, текущий ремонт, капитальные расходы. Второй уровень предусмотрен для тех государственных школ, которые будут переходить на форму ПХВ (с правом хозяйственного ведения) и для тех частных школ, которые будут участвовать в госзаказе. Они получат из республиканского бюджета средства, покрывающие не только все вышеперечисленное, но и комуслуги и интернет. Что касается стимулирующего компонента, то он будет возмещаться только частному бизнесу за открытие новых школ в течение 8 лет за расходы на строительство. Эти нормативы будут индексироваться вместе с МРП»,- пояснила вице-министр образования и науки.

Министерство уверено, что подушевое финансирование в государственных школах покроет их учебные расходы, затраты на интернет, текущие затраты, ремонт, часть расходов на капитальный ремонт, что, по словам Бибигуль Асыловой, решит проблему нехватки средств и поборов с родителей денег, поскольку новый норматив подсчитан на ребенка максимально.

«На сегодняшний день все государственные школы - они в форме ГУ, должны выполнять нормативы, предусмотренные для госучреждения- типовые штаты, строгое им следование. Мы считаем, что после внедрения подушевого финансирования только на административных затратах внутри школы в среднем по Астане порядка 10-15% могут сэкономить за счет оптимизации административных процессов. В принципе, дает возможность»,- заметила Бибигуль Асылова.

С другой стороны, стимулирующий компонент для новых частных школ вместе с уже утвержденной возможностью размещения там государственного образовательного заказа может дать резкий импульс для строительства бизнесом новых учебных средних учреждений. Подушевое финансирование в частных школах в пилотном режиме начнет функционировать с 1 сентября в некоторых школах Астаны и с января 2019 года в ряде школ Алматы.

«У нас большая потребность в школах в городах, есть много проблем- аварийные школы, трехсменка. Бизнес должен прийти и строить школы. Специально для этого мы изменили квалификационные требования вместе со СНиПами и СанПИНами. Произошла либерализация. Во-первых, увеличиваем максимальную проектную мощность для школ в Алматы и Астане до 3 тыс мест, сократили требования к обязательному наличию земли до 40% от здания школы, до 5 этажей разрешили школы в Астане и 4 этажа в отдельных регионах. Спортзал не обязательно должен быть в школе, может быть в шаговой доступности порядка 500 метров (один спорткомплекс две школы могут арендовать). Возможно открытие школ в частных жилых домах, приспособленных зданиях при высоте потолка 2,9 метров и максимуме в 300 учащихся. Медпункт не обязательно должен быть в школе, достаточно договора с организацией здравоохранения. Также достаточно договора аренды материальных активов со сроком не менее 10 лет, не обязательно здание может быть в собственности. Также достаточно наличия договора на обеспечение учащихся питанием»,- сообщила вице-министр.

В то же время повышено требование по доле учителей высшей и первой категории на каждом уровне образования, она увеличена на 5%. Все эти меры, по словам вице-министра, помогут решить проблему перегруженности школ в городах, увеличат долю частных школ в образовательном сегменте и повысят качество образования.

www.matritca.kz

Школьное образование в Казахстане будут финансировать по-новому

10 Мая 2018 13:36 6365

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - С 2020 года во всех школах Казахстана будет внедрено подушевое финансирование, кроме того, уже изменены требования к зданиям школ и лицензированию частных школ. Об этом стало известно на специализированной конференции в Алматы, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Подушевое финансирование в государственных и частных школах постепенно внедряется в Казахстане. Сейчас по 5 государственных школ Алматы и Астаны финансируются путем подушевого финансирования- перечисления средств из госбюджета в школу за каждого ученика, в пилотном режиме, но уже с 2020 года все городские государственные школы перейдут на этот принцип. Кроме того, на подушевое финансирование из республиканского бюджета смогут претендовать частные школы.

«Опыт пилотных проектов в государственных школах показал, что они в плюсах, у них профицит денег. По нашим подсчетам, на 13% увеличится финансирование школ в целом благодаря подушевому финансированию. Госбюджет благодаря поддержке Главы государства выделяет дополнительные деньги- в 2020 году для полномасштабного запуска всем городским школам страны будет выделено дополнительно около 80 млрд тенге из республиканского бюджета»,- сказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

Норматив подушевого финансирования (ПНФ) будет различаться по уровню образования (начальное, среднее, высшее), виду общеобразовательной программы, месту обучения, а также будет напрямую зависеть от формы собственности школы. Иными словами, ПНФ будет разделено на три уровня и рассчитано в соответствии с ними. Базовый государственный образовательный стандарт составит 224 704 тенге, комуслуги и интернет- 10 823 тенге, стимулирующий компонент - 231 000 тенге на одного ученика в год.

«Деньги по госстандарту образования будут получать те школы, которые останутся в форме ГУ. Коммунальные услуги и расходы на содержания будут покрываться из местных бюджетов. Из республиканского бюджета будет финансироваться оплата труда, фонд стимулирования, учебные расходы, текущий ремонт, капитальные расходы. Второй уровень предусмотрен для тех государственных школ, которые будут переходить на форму ПХВ (с правом хозяйственного ведения) и для тех частных школ, которые будут участвовать в госзаказе. Они получат из республиканского бюджета средства, покрывающие не только все вышеперечисленное, но и комуслуги и интернет. Что касается стимулирующего компонента, то он будет возмещаться только частному бизнесу за открытие новых школ в течение 8 лет за расходы на строительство. Эти нормативы будут индексироваться вместе с МРП»,- пояснила вице-министр образования и науки.

Министерство уверено, что подушевое финансирование в государственных школах покроет их учебные расходы, затраты на интернет, текущие затраты, ремонт, часть расходов на капитальный ремонт, что, по словам Бибигуль Асыловой, решит проблему нехватки средств и поборов с родителей денег, поскольку новый норматив подсчитан на ребенка максимально.

«На сегодняшний день все государственные школы - они в форме ГУ, должны выполнять нормативы, предусмотренные для госучреждения- типовые штаты, строгое им следование. Мы считаем, что после внедрения подушевого финансирования только на административных затратах внутри школы в среднем по Астане порядка 10-15% могут сэкономить за счет оптимизации административных процессов. В принципе, дает возможность»,- заметила Бибигуль Асылова.

С другой стороны, стимулирующий компонент для новых частных школ вместе с уже утвержденной возможностью размещения там государственного образовательного заказа может дать резкий импульс для строительства бизнесом новых учебных средних учреждений. Подушевое финансирование в частных школах в пилотном режиме начнет функционировать с 1 сентября в некоторых школах Астаны и с января 2019 года в ряде школ Алматы.

«У нас большая потребность в школах в городах, есть много проблем- аварийные школы, трехсменка. Бизнес должен прийти и строить школы. Специально для этого мы изменили квалификационные требования вместе со СНиПами и СанПИНами. Произошла либерализация. Во-первых, увеличиваем максимальную проектную мощность для школ в Алматы и Астане до 3 тыс мест, сократили требования к обязательному наличию земли до 40% от здания школы, до 5 этажей разрешили школы в Астане и 4 этажа в отдельных регионах. Спортзал не обязательно должен быть в школе, может быть в шаговой доступности порядка 500 метров (один спорткомплекс две школы могут арендовать). Возможно открытие школ в частных жилых домах, приспособленных зданиях при высоте потолка 2,9 метров и максимуме в 300 учащихся. Медпункт не обязательно должен быть в школе, достаточно договора с организацией здравоохранения. Также достаточно договора аренды материальных активов со сроком не менее 10 лет, не обязательно здание может быть в собственности. Также достаточно наличия договора на обеспечение учащихся питанием»,- сообщила вице-министр.

В то же время повышено требование по доле учителей высшей и первой категории на каждом уровне образования, она увеличена на 5%. Все эти меры, по словам вице-министра, помогут решить проблему перегруженности школ в городах, увеличат долю частных школ в образовательном сегменте и повысят качество образования.

 

www.inform.kz


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта